Профессиональные качества психолога 3

Клятва детского психолога

(из книги Практическая психология образования /Под ред. И.В. Дубровиной. – М., 2000).

Ступая на путь практической психологии, я клянусь, что все мои знания и способности вложу в свою непростую работу.

В моих руках душа, а значит, и судьба того, кто обратился ко мне за помощью. Все, что я умею и знаю, все, чем природа и люди одарили меня как личность, — для тех, кто идет ко мне.

Я не допущу, чтобы то, что я узнал о человеке, обернулось против него. Овладевая профессией психолога, горячо желаю только одного – быть для людей тем, кому можно довериться.

Я не опозорю свою профессию некомпетентностью, неквалифицированностью, непорядочностью, равнодушием и стяжательством.

И пусть удача сопутствует мне в моем искреннем стремлении пробудить и развить дар в ребенке, помочь ему в трудные минуты его постепенного взросления, принять, ценить и беречь загадку его неповторимой индивидуальности

 

 

Профессиональное кредо психолога.

Психолог прежде всего человек. И это человек не должен пугать окружающих своей осведомленностью о тайных сторонах человеческой сущности.

Чтобы помогать людям, психологу необходимо в своей частной жизни соприкасаться со всем, что «человеческому не чуждо».

В своей практике психологу лучше придерживаться правила «не навреди», чем «помоги». А это означает полное принятие всего происходящего вокруг без профессионального вмешательства.

Работа психолога начинается тогда, когда к нему обращаются с просьбой о помощи. До этого момента в большинстве случаев профессиональное вмешательство оборачивается «медвежьей услугой».

В своей работе психологу лучше ориентироваться на потенциал клиента, чем на свой собственный потенциал. Последний по определению выше и опора на него ведет к установлению зависимости клиента от личности психолога.

Психолог должен верить в возможности освобождения клиента от проблем, но тонко чувствовать грань, за которой клиента следует переадресовать к психиатру.

Профессиональные и

Личностные качества психолога.

Профессиональная этика психолога

(из книги Карандашева В.И. Психология: Введение в профессию. – М., 2000).

 

Профессиональные качества психолога

Важнейшее качество деятельности психолога — про­фессиональная компетентность, или профессионализм, включающее в себя профессиональные знания, умения, навыки, способности.

22 стр., 10681 слов

1,Профессия “психолог”, определения, место профессии в обществе

... Развитая профессиональная психогигиена труда 10. Осторожное и критичное отношение к существующим и нарождающимся в немалых количествах новым методам 3.Социальные стереотипы – мифы о профессии «психолог». ... человеческой субъективности». При этом сама рефлексия определяется как «специфическая человеческая способность, которая позволяет ему сделать свои мысли, эмоциональные состояния, свои действия и ...

В число характеристик профессио­нальной компетентности также входят: диапазон профес­сиональных возможностей, совершенное владение инструментарием, приемами и технологиями профессио­нальной деятельности.

Профессиональная компетентность психолога проявляется в творческом характере его дея­тельности, в активном поиске новаторских подходов и инновационных технологий, личной инициативе и про­фессиональной коммуникабельности.

Психолог должен быть разносторонне подготовленным специалистом. Поэтому его профессиональная эрудиция включают в себя не только знания в области психологии, но и определенную совокупность знаний в области фило­софии, истории, культурологии, педагогики, экономики, социологии, политологии, права, филологии, физичес­кой культуры, математики и информатики, в области кон­цепций современного естествознания.

Профессиональные умения определяют успешность практической деятельности психолога, его способность применять психологические знания к выполнению своих обязанностей: конкретные действия, приемы, психологи­ческие «техники».

Профессиональные навыки — это упрочившиеся, лег­ко и уверенно выполняемые профессиональные действия, которые позволяют психологу эффективно выполнять ра­боту. Чем больше опыт, чем больше профессиональных навыков приобретает специалист.

Рассмотрим основные требования к подготовленности психолога по профессиональным дисциплинам. В области психологии специалист должен:

1. понимать цели, методологию и методы профессиональной деятельности психолога;

2. владеть инструментарием, методами организации проведения психологических исследований;

3. понимать специфику предмета психологии, ее cвязи с другими дисциплинам; знать основные отрасли психологии и возможности применения психологических знаний в различных областях жизни;

4. знать историю развития и современные проблемы психологической науки;

5. знать закономерности эволюции психики животных сходство и качественное различие психики животных и человека; филогенез и онтогенез человеческой психики;

6. понимать мозговые механизмы психических процессов и состояний;

7. знать природу деятельности человека, функции психики в жизнедеятельности человека;

8. знать закономерности формирования и функционирования его мотивационной сферы;

9. знать психологические закономерности познавательных процессов (ощущений, восприятия, памяти, во­ображения, мышления, речи);

10. знать механизмы внимания, эмоциональных явле­ний, процессы волевой регуляции;

11. иметь понятие о личности и индивидуальности, структуре личности и движущих силах ее развития;

12. знать психологические закономерности общения и взаимодействия людей в группах, межгрупповых отношениях;

13. знать закономерности психического развития человека на каждой возрастной ступени;

14. знать основные закономерности психологии обра­зования;

15. знать критерии нормы и патологии психических процессов, состояний, деятельности человека, пути и средства компенсации и восстановления нормы;

16. иметь представление о психологических проблемах трудовой деятельности человека;

4 стр., 1844 слов

Психология политической деятельности

... Психолого-политические качества политического человека проявляются в политической активности, политическом поведении, политической работе и политической деятельности. Политическая активность является ... человека на действия политической власти, то активность - это психолого-политическое самодвижение гражданина (Г.В.Суходольский, 1988), возбуждаемое запаздывающими действиями власти. Вся психология ...

17. знать основные сферы и виды деятельности психо­лога;

18. знать основы психодиагностики и психологичес­кого консультирования;

19. знать основы психотерапии, коррекционной и раз­вивающей работы психолога;

20. владеть методами психологического просвещения и преподавания психологии.

Кроме того, в рамках соответствующей специализации психолог должен владеть целым рядом углубленных зна­ний и практический умений.

К основным сферам специа­лизации относятся: 1) общая психология, 2) психология личности, 3) социальная психология, 4) политическая психология, 5) психология менеджмента, 6) психология груда и организационная психология, 7) клиническая пси­хология, 8) психофизиология, 9) специальная психоло­гия, 10) психология развития и возрастная психология, 11) педагогическая психология, 12) психологическое кон­сультирование, 13) психология социальной работы, 14) юридическая психология, 15) спортивная психология.

Данные требования как минимум необходимы для про­фессиональной деятельности психолога. Выпускник выс­шего учебного заведения по специальности «психология» должен удовлетворять этим требованиям. По­мимо этого для успешной работы психолог должен пос­тоянно повышать уровень своей профессиональной компетентности, участвовать в курсах повышения квали­фикации, специализированных семинарах по отдельным проблемам психологии. Самоанализ опыта работы и само­совершенствование профессиональных умений помогают психологу достигать более высоких результатов в своей деятельности.

В сфере научной психологии и педагогической деятель­ности профессиональная квалификация отражается в сис­теме ученых степеней (кандидат и доктор психологических наук) и ученых званий (доцент и профессор).

Для успешной работы в сфере научной психологии не обходимы соответствующие способности. К.А. Рамуль считает необходимым и важным для каждого ученого следующие качества: спонтанная любознательность, способность дл! тельное время заниматься решением все той же проблем, сравнительно высокая степень научной одаренности, которая предполагает развитие памяти, творческого мышления, фантазии и наблюдательности. Однако, по eго мнению, «для ученого-психолога не представляется необ­ходимым или весьма важным обладание какой-нибудь спе­циальной особенностью, помимо тех способностей, которые необходимы или весьма важны для каждого уче­ного вообще…» (Рамуль, 1965, с. 133).

Профессиональный рост практического психолога оце­нивается в квалификационных категориях, которые ему присваиваются экспертными комиссиями. В сфере прак­тической психологии система оценки уровня про­фессиональной квалификации включает в себя 1, 2 и 3 квалификационные категории, которые присваиваются в зависимости от опыта работы, качества владения профес­сиональными умениями. Способности, профессионально необходимые для практического психолога, пока изучены мало. О некоторых их них мы уже говорили выше, о других речь пойдет в следующих разделах.

Нормативный правовой статус психолога определяется соответствующими министерствами и ведомствами, упол­номоченными решать этот вопрос.

6 стр., 2913 слов

Разработка электронного учебника «Общая и профессиональная психология»

... функциональное назначение программного средства Электронный учебник «Общая и профессиональная психология» предназначен для самостоятельного изучения учебного материала по данной дисциплине ... обозначение программного продукта Условное обозначение - «Учебник «Общая и профессиональная психология»». 1.4 Разработчики программного средства Разработчиком данного программного средства является студентка ...

Личностные качества психолога

Профессиональное и личностное в деятельности пси­холога очень часто бывают тесно связаны. Трудно быть в личностном плане одним, а в профессиональной деятель­ности совершенно другим. Поэтому личностные качества составляют важный фундамент профессиональной успеш­ности психолога. Как сказал один студент, «у тех людей, которых я считаю по-настоящему профессиональными психологами, я всегда замечал необыкновенное слияние профессии и жизни, включенность внутренних пережива­ний и напряженного духовного поиска в контекст профессиональной деятельности и, наоборот, включенность профессиональной деятельности в общий контекст всей жизни. Это для меня идеальная ситуация — чтобы все, что я делаю как профессионал, становилось частью моего ду­ховного поиска».

Трудно найти личностные качества, одинаково важные для таких разных сфер деятельности психолога как науч­ная психология, практическая психология, преподавание психологии. Каждая из них предъявляет к личности психо­лога целый ряд специфических требований.

Как считает К.А. Рамуль, для каждого ученого, в том чис­ле и психолога необходимы следующие черты личности:

— энтузиазм по отношению к работе и ее задачам,

— прилежание — способности и наклонности к про­должительному и усидчивому труду,

— дисциплинированность,

— способность к критике и самокритике,

— беспристрастие,

— умение ладить с людьми (Рамуль, 1965, с. 126—135).

Важными нравственными качествами психолога безус­ловно считаются доброжелательность, уважительное отношение к людям, чуткость, отзывчивость, альтруис­тичность, гуманность, интеллигентность.

Большое знание для практического психолога имеют коммуникативные качества его личности: умение пони­мать других людей и психологически корректно воздей­ствовать на них. Психолог должен уметь работать с людьми, разбираться в характерах, обладать не только психологи­ческими знаниями, но и психологической интуицией. Ком­муникативными качествами психолога, важными для его профессиональной деятельности, можно считать привле­кательность, общительность, тактичность, вежливость, умение слушать и понять другого человека. В целом комп­лекс этих качеств часто называют «талантом общения».

Общее отношение к жизни и деятельности проявляется в таких значимых для психолога личностных качествах как ответственность, организованность, оптимизм, откры­тость, любознательность, наблюдательность, самостоятель­ность суждений, креативность, гибкость поведения, способность к рефлексии своих переживаний.

Для психолога важны такие эмоциональные проявления личности как непринужденность, естественность искренность в общении, устойчивость к стрессу, эмоциональная стабильность, способность к сопереживанию.

К необходимым волевым качествам психолога относятся настойчивость, терпеливость, самообладание.

К числу необходимых личностных свойств практического психолога относят способность к эмпатии (сопереживанию), умение понять состояние клиента. Однако важно и умение сохранять некоторую дистанцию. При несоблю­дении этого психогигиенического правила у психолога мо­жет возникнуть синдром сгорания и коммуникативной перегрузки.

3 стр., 1400 слов

Содержание и особенности. Профессиональной деятельности психолога

... профессиограмм многих специальностей. Основные цели профессиональной деятельности психолога профессиональной организации — психологическое изучение и описание объекта исследования, а также психологи­ческое управление объектом. Предметом изучения ... и условий деятельности, средств и режимов труда и т. п.; учебно-методическая — обучение использованию в практике знаний психо­логии, умений и навыков ...

Необходимое качество практического психолога — уве­ренность в поведении с клиентом. В противном случае он не заслужит доверия клиента.

В то же время важным оказывается отсутствие чрезмер­ной самоуверенности и веры в непогрешимость своих психологических выводов. Нетактичность психолога про­является в его склонности приписывать своей профессии сверхзначимость и исключительность. Демонстративность поведения и самолюбование психолога отталкивает кли­ента.

Профессиональному психологу важно иметь адекватную самооценку, понимать индивидуальные особенности сво­ей личности, свои способности, сильные и слабые сторо­ны характера. При этом полезно знать способы компенсации собственных личностных недостатков.

В профессиональной деятельности психолог не может быть успешным во всем. Не все методы и приемы работы получаются одинаково хорошо. Не ко всем видам деятель­ности проявляется интерес и склонность. Поэтому пси­хологу важно формировать индивидуальный стиль профессиональной деятельности с учетом своих индиви­дуальных личностных особенностей.

Перечисленные выше характеристики отражают мне­ния авторитетных ученых и практиков о том, какими лич­ностными свойствами должен обладать профессиональный психолог. Эмпирических исследований, посвященных этой теме, еще очень мало. Особого интереса заслуживает работа Т.А. Верняевой (1997), в которой она изучила мнения психологов по этому вопросу.

 

1. Квалификационные требования рассматриваются как требования к уровню профессиональной подготовки психолога.

2. Профессиональная квалификация отражает степень соответствия специалиста требованиям профессии на определенном этапе профессионализации и является составной частью профессионализма.

3. Профессионализм практического психолога находит свое непосредственное выражение в мотивационной и операционной сферах.

4. Мотивационная сфера характеризуется совокупностью внешних и внутренних элементов, побуждающих, регулирующих и направляющих деятельность, обеспечивающих индивидуально-специфический характер ориентировки в целях и нормах профессии и практического овладения ими.

5. Цели, мотивы и потребности деятельности, ценностные ориентации психолога, его установки, намерения и профессиональные притязания являются психологическими средствами, обеспечивающими ориентировку и построение субъективного образа профессиональной деятельности, построение профессионального «Я-образа».

6. Мотивационная сфера профессиональной деятельности психолога включает профессиональное призвание – влечение к какой-либо профессии, опирающееся на знание о ее предназначении.

7. Мотивационная сфера профессиональной деятельности включает профессиональные намерения – осознанное отношение к определенному виду профессиональной деятельности.

8. Мотивационная сфера профессиональной деятельности включает ценностные ориентации – выработанные обществом и принятые личностью основания для оценки назначения труда, его сторон, системы духовных ценностей, профессиональных менталитетов, правил профессиональной этики.

3 стр., 1471 слов

Соотношение моделей профессиональной деятельности, профессиональной ...

... ­циально-профессиональных деятельностей. К ним следует отнес­ти познавательные, регуляторные и коммуникативные; - узкого радиуса действия — метапрофессиональные качества, необходимые при выполнении групп профессий: «человек—че­ловек», «человек—техника», «человек—природа» ...

9. Мотивационная сфера профессиональной деятельности включает мотивы деятельности – внутренние побуждения, определяющие направленность активности человека в профессиональной деятельности.

10. Мотивационная сфера профессиональной деятельности включает профессиональные притязания – стремление достичь определенного уровня профессиональной деятельности.

11. Мотивационная сфера профессиональной деятельности включает профессиональные ожидания – мысленные представления о своих возможных успехах.

12.Мотивационная сфера профессиональной деятельности характеризуется следующими свойствами:

а) устойчивость как длительность сохранения мотивов, в том числе в сложных и экстремальных условиях;

б) интенсивность как сила выраженности побуждений;

в) длительность как распространяемость на большие промежутки времени;

г) переключаемость как легкость перехода от одного побуждения к другому;

д) широта как распространенность на разное количество объектов, сторон труда;

е) эмоциональная окраска положительной или отрицательной модальности.

13. Операциональная сфера профессионализма специалиста обеспечивает исполнительную часть профессиональной деятельности и влияет на качество получаемого результата.

14. Операциональная сфера – совокупность психологических средств (знания, умения, навыки) и психологических ресурсов (психологические качества личности), которые психолог использует для реализации им функциональных обязанностей и которые обеспечивают соответствие процессуальной стороны нормативным требованиям.

15.Знания понимаются как совокупность сведений о целях, содержании и структуре, объектах и средствах деятельности, о необходимых способах и условиях обеспечения оптимального результата.

16. Умения и навыки – совокупность приемов, операций и действий, доведенных до определенного уровня автоматизма, обеспечивающих конкретные техники и технологии, обуславливающие определенный уровень и конкретный характер реализации диагностических и управляющих процедур.

17. К психологическим качествам личности практического психолога относятся профессиональные способности, особенности профессионального сознания, профессионального мышления, эмоционально-волевые, нравственные качества личности психолога, которые влияют на характер и эффективность его профессиональной деятельности.

18. Профессиональные способности – это индивидуально-психологические свойства личности человека, отличающие его от других и отвечающие требованиям данной профессиональной деятельности.

19. Профессиональные способности подразделяются на общечеловеческие способности, общие профессиональные и специальные способности.

20. Общечеловеческие способности – это психологические свойства, необходимые для включения человека в любую трудовую и профессиональную деятельность, влияют на успешность субъекта в осуществлении конкретных видов деятельности.

21. Специальные профессиональные способности определяются конкретными условиями труда и включают способность к работе в условиях неопределенной информации, к совмещенным действиям при разномотивированных задачах, к высокой помехоустойчивости и т.п.

22. Профессиональные способности соотносимы с профессиональными знаниями и умениями. При этом профессиональные способности – это свойства человека, исполняющего деятельность, а профессиональные умения – это характеристика выполнения деятельности данным человеком.

11 стр., 5138 слов

Групповая психокоррекционная работа психолога с клиентами

... человек, он способен нанести клиенту весьма сущест­венный вред. Актуальность данной проблемы определила тему реферативной работы, а именно «Групповая психокоррекционная работа психолога с клиентами». ... к жизни и другим людям. Для оказания профессиональной психологической помощи не­обходимо ... воздействия; а также — деятельность, направленная на формирование у человека нужных психологических качеств для ...

23. Способность – это то, что характеризует личность деятеля, а умения – это одна из сторон самой деятельности. При этом способности личности реализуются в определенных умениях и навыках деятельности.

24. Профессионализм психолога характеризуется такими качествами как наблюдательность к проявлениям душевной деятельности другого человека, умение мысленно представить его внутренний мир, способность сопереживать, доброжелательность, терпение и снисходительность к различным нестандартным проявлениям поведения, образа мыслей, выдержка и умение «не выходить из себя».

25. Коммуникативные качества: общительность, умение слушать, умение правильно (понятно, ясно, связно) излагать свои мысли, четкость, разделенность устной речи, способность предвидеть реакции собеседника на собственные высказывания и т.п.

26. Профессиональное качество психолога – психологическая проницательность, имеет несколько уровней:

а) сенсорно-перцептивный уровень (наблюдательность за людьми), способность (по внешним проявлениям) правильно понимать чувства и мысли людей, эмоциональная отзывчивость;

б) уровень представлений (образная память, владение языком, мимикой, жестами и т.п.);

в) уровень вербально-логического мышления (активность, гибкость мышления, развитый анализ и синтез, владение речью, обобщенный опыт общения с людьми);

г) уровень личностных характеристик (гуманистическая направленность, ценностные ориентации, связанные с деятельной любовью, волевые черты характера).

27. В общении психологическая проницательность проявляется в умении видеть проблемы, возникающие между людьми, внимательно слушать людей, учитывать возрастные и индивидуальные особенности собеседников.

28. Способность психолога практически решать задачи на общение имеет следующие основные составляющие: умение правильно и полно воспринимать человека; умение понимать внутренний мир (его особенности и свойства) человека; умение к сопереживанию (доброта, эмпатия); способность и умение анализировать свое поведение (рефлексия); умение управлять самим собой и процессом общения (самоконтроль).

29. Значимыми для предрасположенности психолога к исследовательской или практической деятельности признаются такие качества, как социальный интеллект (интегральная чувствительность к объекту, способность понимать поведение людей), проективные умения (социальная фасилятивность как сила воздействия на других людей), уровень развития коммуникативных умений.

30. Эффективность осуществления функциональных обязанностей предполагает наличие у психолога определенного опыта практической деятельности. Знание теории и методов психологического исследования и воздействия, психологических характеристик и особенностей основных видов профессиональной деятельности и специальностей. Знание функциональных обязанностей и нормативных документов, касающихся организации психологической работы, могут быть использованы для экспертного оценивания уровня квалификации психолога.

1 стр., 206 слов

Отличия квалифицированного психолога от неквалифицированного

... работать с другими профессионалами. Человеческое достоинство Уважает достоинство своего клиента. Склонен смотреть на других людей сверху вниз. Обобщенная теория Развивает собственную концепцию психологической помощи ... и использовать в ней множество способов помощи клиенту. Не размышляет на тему работы, ограничивается одним способом помощи клиенту . Понимание чужой культуры Способен воспринять и ...

31. Оценка навыков и умений психолога в ситуации профессионального взаимодействия с клиентом включает показатели: умение снимать психологический барьер в общении; умение устанавливать и поддерживать контакт с клиентом, демонстрировать постоянную включенность и интерес; доброжелательность, тактичность; гибкость и продуктивность диалога; свобода и самостоятельность клиента; аргументированность предложений; умение понимать собеседника, схватывать суть его проблемы.

32. При рассмотрении критериев эффективности психологической помощи, оказываемой психологом, необходимо учитывать три аспекта:

а) существование психической нормы, характеризующей основные тенденции развития человека, его поведения в социуме, особенности и динамику психических процессов, состояний;

Межличностное влияние в работе практического психолога

Квалифицированный психолог понимает, что его реакции влияют на клиента и наоборот — реакции клиента влияют на него самого. Он осознает это влия­ние и во взаимодействии с клиентом его специально выделяет, фиксируя как свои чувства, мысли, желания и возможности, так и чувства, мысли, желания и воз­можности клиента. Квалифицированный психолог это делает путем пересказа переживаний клиента, в виде открытых и закрытых вопросов и т. п. Существенно важно, что все эти виды воздействия на клиента пока­зывают межличностное влияние, т. е. показывают изме­нение в мыслях, чувствах, желаниях и возможностях как клиента, так и психолога.

Для неквалифицированного психолога характерно отсутствие понимания межличностного влияния, он склонен видеть в действиях клиента отражение своих прямых воздействий. Таким образом, квалифицирован­ный психолог не выделяет содержание своей я-концепции и степень ее включенности во взаимодействие с клиентом.

8. Человеческое достоинство в работе практического психолога является самоценностью. Для квалифициро­ванного психолога уважение достоинства клиента явля­ется аксиомой, которая определяет его честность в об­щении с клиентом при получении, использовании и пе­редаче ему психологической информации. Одна из сто­рон работы квалифицированного психолога проявляет­ся в этом смысле в том, чтобы в адекватной для кли­ента форме сообщить ему психологическую информа­цию — проблемы адекватного для клиента словаря пси­хологической информации.

Для неквалифицированного психолога неуважитель­ное, даже оскорбительное отношение к клиенту не яв­ляется предметом профессиональной рефлексии, он скло­нен приписывать своей профессии сверхзначимость, ко­торая позволяет относиться к другим людям с позиции сверху.

Для неквалифицированного психолога нет специаль­ных профессиональных проблем в получении и переда­че психологической информации, чаще всего для этого он использует псевдоквалифицированный жаргон или перегружает свою речь специальными терминами, под­черкивая исключительность своей профессии.

9. Обобщенная теория в работе квалифицированно­го психолога занимает особое место. Это обобщенное научное знание, на содержание которого он активно рефлексирует в ходе своей работы, постоянно осваива­ет новые теории и подходы. На их основе квалифициро­ванный психолог создает и развивает собственную кон­цепцию психологической помощи. Он может стать при­верженцем какой-то одной теории, но постоянно открыт для освоения нового знания, для восприятия альтерна­тивных точек зрения, стремится к системному переходу в своей практической работе.

14 стр., 6959 слов

Особенности взаимодействия турагента с клиентами разных типов

... ящика, чтобы выяснить, какими факторами обусловлено поведение нашего клиента. 1.1. Культурные факторы. Что и как покупает человек предопределяется его культурными, социальными, личностными и психологическими ... его запросы. Именно поэтому работникам сферы туризма необходимо изучать особенности клиентов разных типов и применять их на практике. 1. Модель потребительского поведения. Потребители ...

Неквалифицированный психолог привязан к одному подходу, не размышляет об альтернативах, у него всег­да оценочное, практическое отношение к любым воз­можным точкам зрения. Он отвергает их, ориентируясь на известный ему подход, который не анализирует как систему, а принимает в качестве аксиоматической по­сылки. Другими словами, обобщенная теория неквали­фицированного психолога не является его личным спо­собом мышления, который он мог бы и хотел бы совер­шенствовать.

10. Отношение к обобщенной теории квалифициро­ванного психологахарактеризуется тем, что он рас­сматривает теорию как отражение реальности, он видит в ней манеру мышления, вытекающую из его культурной и половой принадлежности. Он рассматривает тео­рию как способ мышления, который может совершен­ствоваться и меняться в зависимости от культурной и половой принадлежности человека. Исходя из этого, от­ношение квалифицированного психолога к любой тео­рии основано на выделении в ней моментов, как отра­жающих реальность психической жизни человека, так и реальность культурной и половой принадлежности ав­тора теории отражающего эту реальность в своей мане­ре мышления.

Другими словами, квалифицированный психолог по­нимает, что в любой теории есть предмет и способы его описания; если предмет (внутренний мир человека) для всех исследователей один, то способы его описания, анализа, обобщения для всех авторов будут разными. Это он видит и в своей собственной обобщенной теории, поэтому может соотносить ее с другими теориями.

Неквалифицированный психолог игнорирует способы мышления авторов различных теорий, не выделяет пред­мета теории и способа мышления автора. Для него нет проблемы соотношения своей теории и теорий других авторов.

Описанные выше качества профессиональной дея­тельности практического психолога позволяют утверж­дать, что у квалифицированного психолога принципи­ально отличная от неквалифицированного психолога ис­ходная точка в понимании и получении психологичес­кой информации о клиенте. По-другому ее можно было бы назвать позицией. Позиция квалифицированного психолога основана на профессиональной рефлексии, позиция неквалифицированного психолога основана на его я-концепции. Это различие позиций, т. е. исходных оснований для построения взаимодействия с клиентом можно, на наш взгляд, зафиксировать в виде следующих обобщенных формул:

ПКП=(обобщ. теория; Я-психолог; Я-концепция), где ПКП — позиция квалифицированного психолога, ко­торая определяется его рефлексией на обобщенную тео­рию, его отношение к своей профессии и рефлексией на содержание я-концепцин.

Тогда как позиция неквалифицированного психолога (ПНК) может быть описана, на наш взгляд, в виде та­кой формулы:

ПНП= (Я-психолог; Я-концепция), где содержание взаимодействия с клиентом определяется отношением к профессии и содержанием я-концепции практического психолога.

Описание в виде этих формул позволяет выделить тот очень сложный момент в работе квалифицированно­го практического психолога, который по степени слож­ности приближает ее к работе режиссера или летчика-испытателя, — это необходимость постоянной профессио­нальной рефлексии во взаимодействии с клиентом, а значит постоянного напряжения, требующего точности профессионального действия для оказания эффективной психологической помощи.

Специалисты выделяют десять основных качеств квалифицированного психолога, которые существенно отличают его профессиональную деятельность от работы неквалифицированных психологов (Аллен Е. И др., 1987):

1. Цели психологической помощи. Квалифицированный психолог ориентирует клиента в его целях, дает возможность человеку найти максимально возможное число вариантов поведения; рассматривает цели своего клиента и его цели как потенциальную продуктивность личности, как новые возможности человека.

2. Отклики или реакции психолога в ситуации профессиональной деятельности. Квалифицированный психолог может найти множество реакциий – вербальных и невербальных – на широкий спектр ситуаций и проблем. Реагируя на ситуацию клиента, он избегает оценочных суждений по поводу действий клиента.

3. Мировоззрение (концепция) практического психолога. Квалифицированный психолог понимает сложность предмета своего исследования и воздействия на индивидуальность человека, понимает невозможность этого процесса в рамках одной концепции и поэтому стремится понять и использовать в работе различные подходы.

4. Культурная продуктивность практического психолога. Квалифицированный психолог способен к выработке множества мыслей, слов, моделей поведения в своей культуре и обладает культурной эмпатией, что позволяет ему присоединиться к миру клиента и идти вместе с ним по пути решения проблемы.

5. Конфиденциальность в работе квалифицированного психолога есть всегда. Он четко разграничивает заказчика, клиента и пользователя психологической информации и понимает меру ответственности.

6. Ограничения в деятельности. Квалифицированный психолог постоянно рефлексирует на содержание своей профессиональной деятельности и реально оценивает свои возможности и ограничения.

7. Межличностное влияние. Квалифицированный психолог понимает, что его реакция влияет на клиента и наоборот. Он осознает это влияние и специально выделяет его различными способами.

8. Человеческое достоинство в работе квалифицированного психолога является самоценностью.

9. Обобщенная теория в работе квалифицированного психолога служит основой для создания собственной концепции психологической помощи.

10. Отношение к обобщенной теории квалифицированного психолога характеризуется тем, что он рассматривает теорию как отражение реальности и способ мышления. Обобщенная модель профессиональной деятельности квалифицированного психолога определяется его рефлексией на обобщенную теорию, отношением к профессии и рефлексией на содержание «Я-концепции»: обобщенная теория – «Я-психолог» — «Я-концепция». У неквалифицированного психолога содержание взаимодействия с клиентом определяется отношением к профессии и содержанием «Я-концепции» психолога: «Я-психолог» — «Я-концепция».

О представителях профессии типа «Человек-человек»

(из книги Климова Е.А)

В профессиях типа Ч мир видится, усматривается работником и волнует его прежде всего со стороны наполненности окружающего разными, разнообразными, разномыслящими и разнокачественными и разнонаправленными людьми, группами, сообществами, организациями, их сложными взаимоотношениями. В то же время «космическая», «природно-планетная» составляющая образа мира практически не находит заметного места в сознании професионала – по-видимому, по принципу «все мы знаем, что это такое». Это какой-то далекий смутный фон.

Профессиналы выделяют и удерживают в сознании прежде всего такие целостности, которые характеризуют умонастроение, поведение людей, образ их жизни и формы активности, а также способы привнесения порядка, упорядоченности в сложную жизнь человека и общества.

Цивилизация, культура, история человечества – это здесь прежде всего народы, страны, государства, языки, культурные ценности разных народов. Международные отношения – это прежде всего политические, торгово-экономические, общекультурные взаимодействия между хорошо различаемыми социальными системами.

Условия существования и развития человека – это памятники культуры, сеть музеев, экскурсии, общение участников специально организованного празднества, удовлетворение духовных запросов населения, общественный порядок. Остальное – некий само собой разумеющийся и кем-то обеспечиваемый фон.

Деятельность человечества, людей – это прежде всего приобщение широких слоев населения к освоению культурных ценностей, культурно-просветительная деятельность, доведение товаров до потребителя, обеспечение гражданских прав, борьба с преступлениями разного рода. Наиболее детализированы при этом представления о разновидностях людей (и дети, и взрослые, и обезличенные «лица», и индивидуально отличаемые люди, например, «склонные к тунеядству», и пр.).

Типичные примеры целостностей, выделяемых работниками этого типа в мире: духовные потребности населения в сфере досуга; отдых и настроение (другого, стороннего человека); условия хранения ценностей на предприятии (как зона объектов, где возможны злоупотребления); отступления от общественных норм; правонарушения; версии возможных причин преступления; здоровье человека; болезнь; особенности поведения покупателей; соблюдение правил поведения; довольные лица покупателей; интересы других организаций; взяточничество; маршрут (экскурсии); похищенное имущество; мероприятие, праздник (как предмет труда, «изделие» организатора, а не как то, что приходит и случается); возможность общения; безхозяйственность; судьба трудных подростков и многое другое.

Представители профессий этого типа умеют руководить группами, коллективами, сообществами людей (придавать некоторую упорядоченность общественным процессам сообразно поставленным целям), учить и воспитывать людей того или иного возраста, лечить, осуществлять полезные действия по обслуживанию различных потребностей людей (материальных, духовных, социальных).

Исполнительно-двигательная сторона труда имеет в профессиях этого типа следующие особенности: это прежде всего речевые действия (говорение тоже не обходится без речедвигательных навыков: говорить профессионально надо так же учиться, как учатся делать сальто или водить сварочным электродом).

Далее, это выразительные движения (мимика, пантомимика) и, кстати говоря, выразительные свойства внешности и даже одежды (скажем, полагают, что экскурсовод более успешен, если он при прочих равных условиях элегантен).

В некоторых профессиях рассматриваемого типа (медицинских) предъявляются особые и высокие требования к точности и координации собственно рабочих движений (достаточно вспомнить хирургов разных профилей и коментарии станут излишними).

Особенности познавательной деятельности представителей профессий этого типа во многом определяются чудовищной сложностью и текучестью, нестандартностью предметов рассмотрения, воздействия, поиска, принципиальной нечеткостью границ, разделяющих социальные явления. Скажем, одна из познавательных функций организатора клубной работы может быть выражена тремя-четырьмя словами: «прослушивает участников предстоящего концерта…». Но ведь это значит, что «прослушивающий» должен оценить уровень исполнения, качество репертуара, а это, в свою очередь, предполагает знание каких-то критериев, то есть таинственных «аршинов» для измерения всех этих многообразных художественных реальностей. И это сопрягает рассматриваемую профессию с профессиями типа «Человек – художественный образ». Казалось бы, совершенно другой пример: инспектор ГАИ (возможно, чья-то инновационная мотивация приведет к переименованию этой работы, но по сути она всегда будет нужна) должен следить за соблюдением правил дорожного движения. Но ведь это предполагает множество «пунктов», включающих не только поведение участников движения, но и вопросы содержания, состояния автомобильных дорог, улиц, дорожных сооружений, железнодорожных переездов, а также оборудования улиц и дорог дорожными знаками, светофорной техникой и другими средствами регулирования. Область компетенции инспектора естественным образом простирается и в область профессий типа «Человек — техника». А еще он и юрист, а еще и чуть ли не «каскадер», когда приходится преследовать опасного преступника…

Очень важным является умение слушать (не перебивая) и слышать, понимать другого человека и именно его внутренний мир, а не приписывать ему то, что нам самим бы пришло в голову в его положении.

Профессионал – будь то учитель географии, хирург или инспектор милиции по делам несовершеннолетних – должен иметь немалый кругозор в области гуманитарного знания. Очень кстати оказывается здесь и жизненный опыт, и основанное на нем понимание внутреннего состояния тех людей, с которыми приходится иметь дело. Поскольку социальные ситуации изменчивы и неповторимы, работнику нужно отчетливо выделять наряду с более или менее «вечными» знаниями (как общекультурными, так и по узкой специальности) знания оперативные, относящиеся к конкретной обстановке «здесь и сейчас». Так, учитель должен хорошо и разносторонне знать не вообще психологию подростка, юноши, а также именно каждого из своих учеников со всеми особенностями их семейной обстановки.

Участковый инспектор милиции должен хорошо знать людей на обслуживаемой территории, особенно склонных к правонарушениям. Инспектор милиции, занятый борьбой с хищениями ценностей, собственности, должен иметь не только теоретическое знание об уловках расхитителей вообще и характерных методах хозяйственных преступлений, но и досконально разобраться в неповторимой и конкретной обстановке, скажем, на «вот этом» мясокомбинате и знать, как и кем могут создаваться неучтенные излишки продукции и т.п. В профессиях, связанных с техническими и абстрактно-научными предметами труда, такое различение общего и оперативного знания не столь резко: если серная кислота вообще реагирует с содой, то она будет это делать и в пробирке, и в заводской емкости. А в области социальных явлений проявление общих закономерностей в отдельных случаях не столь однозначно. Поэтому руководствоваться исключительно обобщенными принципами и правилами, строго говоря, здесь нельзя. Применение «общенаучных», «общетехнических» стереотипов мышления к явлениям в обществе (речь идет об огульном подведении частных случаев под общее знание), кроме вреда, ничего принести не может. А сответствующий подход живуч – было время, когда парней в узких брюках автоматически считали тунеядцами, выдворяли с танцплощадок; в наши времена другие признаки человека могут быть основанием для тотального (неконкретного) к нему подхода, и это всегда плохо.

Среди требований к качеству исполнительно-двигательных проявлений не первом месте стоят требования не только к письменной, но и к устной речи – ее четкости, раздельности, удобному для слушателя темпу, связности и, конечно, ясности, понятности содержания высказываний, реплик. Это не так просто – чтобы быть правильно понятым, надо сначала понять, как вы можете быть поняты. У разных людей в сознании и подсознании существуют разные предпосылки тех или иных утверждений, вопросов; и их надо предвидеть. Иначе возникает типичная ситуация, как в классическом диалоге пастора и преступника: «Почему вы грабите банки, сын мой?» — «Потому что там хранят деньги, отец мой» (пастор исходит из предпосылки, что надо заниматься чем-то другим, хорошим, а грабитель – из предпосылки, что грабить надо там, где есть что взять).

Самое главное в области познавательных процессов представителей этого типа профессий, конечно, не острота зрения или слуха, а своеобразная душеведческая направленность ума, наблюдательность к проявлениям чувств, ума и характера человека, к его поведению, умение или способность мысленно представить, смоделировать именно его внутренний мир, а не приписать ему собственный или иной, знакомый по опыту или по газетам.

И еще важен оптимистический проектировочный подход к человеку, основанный на уверенности, что человек всегда может стать лучше. Технический стереотип приписывания качества, «сорта» раз и навсегда здесь обычно неуместен.

Требуется и очень важна способность сопереживать другому человеку (сострадать и сорадоваться).

Важная особенность эмоционального склада личности сводится к способности заново, вновь и вновь переживать те события, о которых не в первый уж раз ведется речь, и передавать слушателям свое отношение к ним; без этого немыслима и даже непонятна работа педагога, экскурсовода, организатора музейной, клубной работы. А педагогические функции приходится выполнять практически любому хорошему, опытному специалисту – от инспектора уголовного розыска до хирурга.

Важны наблюдательность именно по отношению к поведению, проявлениям душевной деятельности человека, отзывчивость, доброжелательность, готовность бескорыстно прийти на помощь другому существу, искренняя и деятельная обеспокоенность судьбами людей (учеников, пациентов, подопечных разного рода), терпение и снисходительность к различным нестандартным проявлениям поведения, внешнего облика, образа мыслей. Прогресс держится на чудаках – это полезно помнить.

Глубокая и оптимистическая убежденность в правильности идеи служения народу в целом (а не отдельным его слоям и группировкам) – вот что характеризует тех, кого помнит история. Гражданские качества, определенные – ориентированные на интересы трудящихся – убеждения – это то, без чего человек должен считаться непригодным для работы в профессиях данного типа.

Нестандартные ситуации – это нормальная стихия социума. Поэтому профессии данного типа неизбежно требуют творческого склада ума, способности ясно представлять, моделировать варианты возможных последствий действий людей, возможных исходов их конфликтов, противостояний или, наоборот, объединений. Но это и не техническое, и не художественное воображение, а таковое, для которого пока еще в учебниках нет названия. Назовем его за неимением лучшего термина тропономическим (от др. греч. «тропос» — поворот, оборот, направление).

В некоторых профессиях рассматриваемого типа сам предмет труда возникает в результате творческого поиска (далее не удивляйтесь, а впрочем, можете и удивиться): хозяйственные преступления, в отличие, скажем, от грабежей с разбоем, как правило, хитро замаскированы, а на поверхности и даже по документам все «шито-крыто». Поэтому они могут неоднократно воспроизводиться при внешне вполне спокойном течении жизни. Инспектор милиции – специалист по борьбе с хищениями хозяйственных ценностей – должен, как говорится, сам себе найти работу, а именно в результате творческого анализа условий, способствующих возникновению хищений (неучтенные излишки сырья, продукции, приписки «липовых» автомобильных рейсов, на которые списывается и пускается «налево» бензин и пр.), должен еще выявить, отыскать само преступление.

Особенности саморегуляции представителей рассматриваемого типа профессий таковы. Требуется постоянное совершенствование своих знаний и навыков, стремление «идти в ногу» с быстротекущими процессами социального движения, развития, заставлять себя быть в курсе текущих общественных событий. В противном случае рушится взаимопонимание с окружающими. Необходимы огромная выдержка, способность «не выходить из себя». Требуется умение строго сообразовывать свое поведение, обращенное к другим людям, с моральными и юридическими нормами, а это отнюдь не всегда просто. Вместе с тем, в отношении самого себя часто невозможно строго подразделить время на рабочее и нерабочее – истинный врач помчится по срочному вызову к тяжелобольному, даже если этот вызов застанет его в гостях или в театре. Подобное же случается и с работниками педагогического фронта, с руководителями трудовых коллективов, работниками милиции. Нужно сочетание доброты с принципиальной требовательностью к себе и другим.

Противопоказаниями к выбору профессий данного типа являются дефекты речи, невыразительная речь, замкнутость, погруженность в себя, необщительность, выраженные физические недостатки (как это ни печально), нерасторопность, излишняя медлительность, равнодушие к людям – «тупосердие», отсутствие признаков бескорыстного интереса к человеку – интереса «просто так».

 

 

Профессиональные требования к практическому психологу

В профессиональные требования входит необходимость наличия общих и специальных (необходимых для работы с детьми) профессиональных качеств. Главным условием является наличие профессиональных знаний и навыков работы. Для детского практического психолога обязательно знание возрастной психологии, владение навыками общения с детьми разного возраста и с родителями.

Способность к эмпатическому слушанию. Это требование относится к взаимодействию как с ребенком, так и с родителями. Приемы эмпатического (понимающего и сопереживающего) слушания всегда зависят от возраста ребенка и его индивидуальных особенностей. Необходимо дополнительно использовать совместную и игровую деятельность, что помогает адекватно понять состояния ребенка.

Принятие клиента и безоценочное общение. Этот принцип работы трудно осуществлять с детьми, так как они ориентированы на оценку взрослого и функция взрослого во взаимодействии с ребенком предполагает оценку его достижений и проявлений. Это то качество, которому детскому практическому психологу приходится учиться специально.

Принятие ответственности и рефлексия своих действий. Не подменять проблемы и не решать проблему за клиента. Необходимо учитывать, что проблемы детей значительно отличаются от проблем взрослых. Для их адекватного понимания нужны не только профессиональные знания, но и опыт взаимодействия с детьми. Ответственность за внедрение во внутренний мир ребенка также необыкновенно высока.

Доверие к клиенту как имеющему потенциал для решения своих проблем, вера в способности и возможности ребенка как условие успешной психологической работы. Умение увидеть и поддержать проявления инициативы ребенка в поиске выхода из проблемной ситуации. Уверенность в том, что ребенок «не может быть плохим», а сложности и отклонения в его поведении свидетельствуют об отсутствии у него способов конструктивного выхода из создавшейся ситуации. Потенциал и перспективы развития всегда есть у ребенка.

Не переносить свои проблемы в ситуацию психологической работы. Это особенно важно при работе с детьми, так как они сами не способны предъявить претензии и требования к психологу. Мера ответственности и рефлексии психолога в этом случае необыкновенно высока.

Умение общаться с ребенком в соответствии с его возрастными особенностями как профессиональное качество детского психолога. Детский практический психолог должен уметь осуществлять эмоционально-личностное общение с младенцем, уметь разделять деятельность с детьми раннего и дошкольного возраста, применять адекватные для возраста формы вербального и невербального общения, учитывать индивидуальные особенности ребенка (сформированность глазного, тактильного, вербального контактов, ощущение дискомфорта при общении со взрослыми, реакцию на оценку взрослым своих действий), учитывать потребность ребенка в присутствии объекта привязанности.

 

Плата за мастерство

О профессиональной деформации психолога

«Сгорел на работе!» — в переводе на бытовой язык это означает: очень много работал, а потом заболел и умер. Вот и вся патетика.

До недавнего времени эти слова в нашей стране были необычайно популярны и произносились с нескрываемым восторгом. В судьбе «сгоревшего» усматривали «непоколебимую верность профессионализму», «неуклонный профессиональный рост», «принесение личных интересов в жертву общественному делу» и ставили в пример еще живущим. Слово «трудоголик» (напомним: это вид зависимости) было высшей похвалой, которую начальство могло адресовать своим подчиненным.

Но психологи все испортили. Они позволили себе взглянуть на профессионализм объемно и усомниться в его безусловности как позитивного качества. До них на «мастеров своего дела» покушался разве только Карл Маркс, со вкусом пользовавшийся сочетанием «профессиональный идиотизм».

Психологи, в свою очередь, жестко связали профессионализм с профессиональной деформацией.

Понятие «профессиональная деформация» — новое, находящееся в стадии становления, поэтому термин есть, а четких определений нет.

В широком смысле профессиональная деформация – это некий след, который профессиональная деятельность накладывает на человека. Как собака со временем становится похожа на хозяина, так и личность человека видоизменяется под воздействием структурных и содержательных аспектов его работы. Строительные рабочие, к примеру, рассматривают свои инструманты как продолжение самих себя и поэтому могут относиться к лопате или молотку с большей нежностью, чем к окружающим их людям.

Исследование психологических особенностей людей, профессионально связанных с работой на компьютере, показали: для них не существует окончательных решений – будто в голове есть особая кнопка «отмена», которую они в любой момент готовы нажать. Компъютерщики, как правило, очень неаккуратно водят машину. Они столько раз «умирали» в виртуальной реальности, что никакую опасность не могут воспринять как реальную – ведь в любой момент можно «перезагрузиться»!

Сильно подвержены профессиональной деформации актеры. Как правило, их учат «входить в роль», но не учат психологически грамотно «выходить из роли». Если вы в течении всего вечера были Раскольниковым, то потом, после спектакля, вам придется нелегко. Чем более глубоко и талантливо живет актер в роли, тем труднее проходит развоплощение. Поэтому среди актеров так распространен алкоголизм. Это способ переключиться, расслабиться.

Особый вид профессиональной деформации можно наблюдать у тех специалистов, которые работают с людьми. Здесь происходит перенос форм профессионального поведения в другие сферы жизни. Иными словами, профессионально деформированный человек начинает вести себя дома, в гостях, на улице так же, как он обычно ведет себя на работе. Психологи – не исключение.

Угроза начинающейся профессиональной деформации для психолога возникает гораздо раньше, чем для людей других специальностей. Первый кризис наступает уже не третьем курсе, когда происходит окончательная идентификация студентов со своей будущей профессией, когда они начинают чувствовать себя психологами и предполагают, что должны тестировать всех и вся. Здесь очень важно, чтобы, параллельно с иллюзией возможности справиться со всеми (чужими) жизненными проблемами, возникало умение отделить себя – человека от себя – профессонала: вот это я – внутри профессии, а вот это – вне ее. Начинающему специалисту это пойдет на пользу, а его профессиональное становление, надо полагать, будет более успешным и безболезненным.

Если же этого не происходит, деформация начинает прогрессировать.

Одна из черт профессиональной деформации психолога – развитие гиперконтроля над своим поведением. Во время консультаций, групповой работы, сеансов психотерапии психолог должен жестко контролировать свое поведение – слова, позы, жесты. Этому его обучают. И это он осваивает. Но этот навык автоматически переносится в сферу неформального и нерабочего общения. Психолог мгновенно реагирует на изменение позы собеседника, постоянно отслеживает направление его взгляда, даже изменение частоты и глубины дыхания. Подчиняясь профессиональному «инстинкту», он все время классифицирует находящихся рядом людей, все время «ставит диагноз», хотя это совершенно не требуется. Приобретая профессионализм, психолог расплачивается за него потерей непосредственности.

В тестовой ситуации испытуемым была предложена картинка с изображением плачущей девушки. Их спрашивали, как они поступят, если окажутся рядом? Обычные испытуемые просто рассказывали: я подойду, попытаюсь расспросить о причине слез, утешить. Испытуемые-психологи начинали по-настоящему мучиться. Для них тоже естественной реакцией было бы подойти и поговорить с девушкой. Но эта реакция тут же подавлялась. Нормы профессиональной этики диктуют психологу необходимость уважать границы клиента. Психолог не может позволить вовлечь себя в ситуацию, где его помощь была бы неуместной или двусмысленной. Психолог приучен не отвечать на вопросы, а переадресовывать их тому, у кого эти вопросы возникают. Поэтому в ответ на реальную жизненную ситуацию, психолог, вместо конкретного действия, пускается в длинный мучительный диалог с самим собой: «Имею ли я право вмешиваться? Есть ли запрос на мою помощь? Может, будет лучше, если справятся без меня?…»

Вместо целостного реагирования возникают дробные действия, расхождение между внешней реакцией и мыслями и чувствами.

С другой стороны, эти же этические нормы в некоторых случаях делают психолога абсолютно незащищенным.

Вот три психолога едут в троллейбусе. Час пик. Один из пассажиров начинает громко жаловаться на жизнь. Люди, стоящие вокруг, стараются любыми способами избежать вербальной агрессии – отходят, пересаживаются, стараются переключить свое внимание. Ни один из психологов не двигается с места. Этический кодекс профессии требует от них терпеливого выслушивания клиента. И они выслушивают. Хотя человек в транспорте – не клиент. Общаться с ним тяжело и неприятно, это отнимает силы и энергию.

 

Развитая способность к рефлексии тоже может сыграть с психологом злую шутку. Она заставляет его чувствовать неадекватность переноса профессиональных навыков в обычную жизнь. Раз это плохо – значит, надо противиться. И психолог начинает подозревать окружающих в провокациях. Любые невинные вопросы со стороны коллег, любая просьба высказать собственное мнение воспринимаются как проверка на професссиональную состоятельность, как сомнение в профессиональной компетенции.

Однако деформационное «осложнение» в виде подозрительности имеет под собой основания, так как окружающие действительно часто требуют от психолога сверхусилий: «Ты же психолог! Иди успокой их!», «Ты же психолог! Иди разними их!», «Ты же психолог! Ты все знаешь!».

Поэтому, наряду с подозрительностью и гиперсамоконтролем, в ряду личностных качеств психолога присутствует гиперответственность за окружающих.

Профессиональная деформация самым плачевным образом отражается на семейных отношениях психологов. Статистические данные разводов среди отечественных специалистов, к сожалению, не известны. Но американская статистика красноречива. Семьи психологов распадаются в 51% случаев. Женщины-психологи разводятся в три раза чаще, чем женщины других профессий. Причем ответственность за случившееся психологи, как правило, берут на себя. Только на себя, не желая ее ни с кем делить. Гиперответственность и гипервина – обратная сторона ощущения «вынужденного» всемогущества.

Завершающий штрих профессиональной деформации – потеря чувства юмора. Если ты за все отвечаешь, кругом виноват и все время находишься под бдительным присмотром внутреннего цензора, тут не до смеха. А без чувства юмора психолог перестает быть полноценным человеком (и специалистом тоже!).

Кроме перечисленных личностных «новообразований» психолог страдает симптомами эмоционального выгорания, характерными для профессий, связанных с общением: потерей удовольствия от собственного труда и способности к переживанию успеха, снижением профессиональной самооценки, взглядом на окружающих исключительно как на клиентов.

Это стадия, когда «высокий профессионализм» оборачивается профессиональной несостоятельностью. Оставаясь в границах своей прежней специальности, человек начинает приносить окружающим вред.

Такая вот устрашающая картинка «профессионального роста».

Утешаться можно лишь тем, что у учителей она еще страшнее.

Учитель, в отличие от психолога, не просто деформируется. Но и агрессивно обращает свою деформацию на окружающих – поскольку знает, «как жить»: как одеваться, как краситься, что есть. Он ведь обязан выдавать «правильные рецепты». К этому его вынуждают и родители, и ученики. С другой стороны, составление «рецептурной педагогики» делает учителя психологически невероятно инертным и негибким. По мере набирания годовых колец опыта учителя все больше раздражает необходимость выбора: программы, учебника, идеологии. Все это кажется лишним, ненужным, затрудняющим учебный процесс. Ведь истина давно открыта…

Видимо, поэтому в одной из прогрессивных азиатских стран учителям, проработавшим в школе более семи лет, не разрешают избираться в руководящие органы страны, а после пятнадцати лет работы они вообще лишаются избирательного права: так велика кажется их неспособность к свободному выбору.

Американцы, относящиеся к психическому здоровью с несвойственной нашему менталитету щепетильностью и открывшие эффект эмоционального выгорания, создали целую социальную службу психологической помощи для «выработавшихся» стажников. Там рассматривают профессиональную деформацию как заболевание и стараются «схватить» ее на ранних стадиях. Если же состояние почему-то оказывается запущенным и человеку грозит депрессия, ему предлагается профессиональная переориентация и переподготовка. Сменить род деятельности бывает очень полезно для здоровья.

В среде психоаналитиков механизмы поддержки и профилактических программ для коллег имеют еще более давнюю традицию. Законами сообщества им предписано проходить курсы терапии у собственных коллег с определенной переодичностью – для отработки полученных травм и личностных проблем. Это приносит определенные результаты.

По опять-таки американским данным, люди с «богатым» детским травматическим опытом чаще всего идут работать либо психологами, либо сотрудниками правоохранительных органов. (Среди американских психологов люди, психологически травмированные в детстве, составляют 65%, а в других специальностях – 48%.) однако опыт негативных детстких переживаний оказывает гораздо больше влияния на стражей порядка, чем на психологов: тем в процессе профессиональной деятельности удается «отработать» детские травмы.

Это и дает основания полагать, что сохранить психическое здоровье все-таки можно – даже если ты работаешь хорошо.

Из беседы с Софьей Сидневой, аспиранткой Института психологии им. Л.С. Выготского РГГУ

 

Требования к личности психолога в системе образования

 

С приходом психолога в систему образования связаны определенные социальные ожидания. Формализм, заорганизованность, нивелирование индивидуальностей, внешнее стимулирование деятельности и поведения детей – лишь некоторые гримасы «бездетной» педагогики и функциональной психологии, сделавшие лицо школы малопривлекательным для ее обитателей. Психология и психолог пришли в детский сад или школу, чтобы сделать их более гуманными, способствующими личностному росту каждого ребенка, педагога и руководителя. Поэтому совершенно оправданно в требованиях к личности психолога можно выделить следующие характеристики.

1. Психолог должен иметь высокие (общие) умственные способности, быть проницательным, рассудительным, свободомыслящим, скурпулезным аналитиком, экспериментатором.

2. Психолог социабелен, любит работать с людьми, радуется социальному признанию (одобрению), великодушен к людям, легко формирует активные группы, хорошо запоминает имена людей, любезен, тактичен, дипломатичен в общении.

3. Он любит совместные действия, подчиняет интересы личности групповым интересам, совестливый, добросовестный, имеет чувство долга и ответственности, сильный, энергичный, умеет подчинить себе. Он смел, быстро решает практические вопросы.

4. Психолог эмоционально устойчив, выдержан, спокоен, реально взвешивает обстановку, устойчив к стрессу.

Какие личностные проявления несовместимы с работой психолога? Это незрелость личности, низкая сила «эго», низкий интеллект, отсутствие эмпатии, независимость мысли, неумение решать свои проблемы, излишняя заторможенность, низкая организованность, плохое сопротивление стрессу, потребность в опеке, высокая тревожность и чувство виновной ничтожности.

Конечно, эти требования абсолютизированы, трудно найти людей, у которых бы они органично сочетались. Поэтому данные требования нужно рассматривать как эталонные, которые могут служить общим ориентиром.

Сегодня в школу пришли два типа психологов: интеллектуальный и социабельный. К первому типу относится рассудительные аналитики, независимые, оригинальные люди. У них преобладают теоретические навыки. Как правило, это выпускники университетов, которые связывают свое будущее с научной деятельностью, а не с работой в школе. Они не стремятся «снизойти» до практических забот школы; к учителям и руководителям, прошедшим только психологический ликбез, относятся в лучшем случае снисходительно. Думается, что эту категорию можно было стимулировать через создание на базе школ, где они работают: проблемных лабораторий, экспериментальных площадок. Это способствовало бы повышению мотивации психолога к оплодотворению его научных поисков.

Другая категория психологов относится к социальному типу. Это люди, чертами характера которых являются стремление поучать и воспитывать, психологический настрой на человека. Они нуждаются в контактах, решают проблемы, опираясь на эмоции, чувства, умение общаться, обладают хорошими вербальными способностями. Этот тип чаще всего встречаются среди педагогов, пришедших на факультет практических психологов. Мотивами их переквалификации в большинстве случаев являются социальные мотивы, реже – неудовлетворенность педагогической деятельностью.

Ниже (табл. 1) приводится психограмма профессии психолога (см.: Укке Ю.В. Диагностика сознательного выбора профессии у японских школьников//Вопросы психологии, 1990, №5, с. 150-157).

Качества и навыки, которые рекомендуют развивать в себе японским школьникам, ориентированным на профессию психолога: логичность и независимость мышления, групповая работа, лидерство, межличностное общение, точность, изобретательность, внимательное отношение к людям.

 

Таблица 1

Психограмма профессии (психолог)

№ п/п Личностные особенности, профессиональные изменения
  Внимание, стремление понять позицию других Дружелюбие, общительность Способность стать лидером Вежливость, обходительность Руководство здравым смыслом, следование предписаниям Жизнерадостность Терпеливость, упорство Большое чувство ответственности Способность выполнять работу, полную разнообразия Энтузиазм в трудовой деятельности Тщательность действий Схватывание новых идей, самостоятельность суждений Аккуратность и последовательность в работе Способность к планированию своего будущего Способность к устным высказываниям Хорошая память Способность обучать других Умение заботиться о больных Умение заботиться о посторонних  

 

Критерии эффективности работы практического психолога

Эффективность работы психолога – степень соответствия целей организации взаимодействия психолога с клиентом и заказчиком полученному результату. Основным фактором эффективности работы психолога является его личность: профессионализм, психологическая компетентность, искреннее желание помогать людям, ответственность за принимаемые решения и действия, творческое отношение к новым задачам, предлагаемым ему индивидуальной историей проблемы каждого нового клиента.

Список личных качеств, которыми должен обладать психолог, возглавляет способность сопереживать клиенту, чувствовать его. Часто психологов критикуют за их готовность раздувать мелкие события. Однако психотерапия предполагает выявление существенного в частном, понимание того, как использовать мелочи. Психолог может много узнать, выделив три-четыре детали. А его игнорирование собственной реакции на диалог равносильно отбрасыванию драгоценных данных. Гораздо важнее работать с живым материалом, с тем, что происходит во время сеанса, нежели с теми данными, которые клиент просто сообщает в разговоре.

Чтобы выявлять, понимать и использовать мелочи, психолог должен обладать способностью чувствовать их. Пренебречь ими, например, сказав себе, что это просто обеспокоенная женщина, значит, пренебречь самым важным, тем, в чем и заключается суть психотерапии. Даже если психолог в совершенстве владеет техникой, но начинает подавлять свою способность чувствовать взволнованность, подавленность, беспомощ­ность, возбужденность клиента, на нем можно поставить крест как на профессионале. Он обязан обладать этой способностью и одновремен­но контролировать свое поведение.

Многие психологи способны на лету схватывать суть человеческих отношений, переживать все их оттенки. Для них каждый момент жизни полон смысла. Их сеансы превращаются в решающие встречи, на которых все, что говорится или делается, наполнено глубоким содержанием.

Другие психологи подходят к клиентам с «технической» стороны. Для них важен лишь итог, то есть суть проблемы и то, что необходимо сделать, чтобы помочь клиенту. Они надеются все это сделать без постоянного «вживания» в него. Некоторые из таких психологов, по сути дела, не ощущают присутствия других людей. Они не доверяют собственным чувствам. Им кажется, что их коллеги, которые легко чувствуют личностные особенности, делают скоропалительные выводы, уподобляясь экстрасенсам.

Психолог, забывший свою реакцию на поведение клиента, адекватно оценивал ее в момент общения, но не может восстановить свои ощущения, потому что они показались ему ошибочными. Например, клиент ему не понравился, но он боится в этом признаться: возможно, он стал психологом именно потому, что хотел помогать людям, и вот когда к нему обратились за помощью, он невзлюбил человека. Это когнитивный диссонанс, и психолог не хочет признаваться в этом даже себе самому. В некоторых школах психотерапии есть правило, согласно которому, «терапевту не следует заниматься пациентом, у которого проблемы такие же, какие он не смог преодолеть в себе; и не следует ждать, что пациент сможет то, чего сам терапевт не смог сделать»1.

Иногда психолог чувствует себя беспомощным, некомпетентным. Очень важно осознать такую реакцию и понять: действительно ли именно этот клиент послужил ее причиной? Необходимо мужество, чтобы осознать это и признаться себе в своей беспомощности. Без этого невозможен профессиональный и личностный рост. Психологи, способ­ные дать себе отчет в подобной реакции, имеющие мужество осознать, что они ощущают, практически всегда способны вспомнить то, что говорилось во время сеанса. Они имеют больше шансов укрепиться в своей профессии, но им труднее. В начале своей практики они кажутся минее профессиональными, чем их более спокойные коллеги. Но способность реагировать — первоочередная для психолога. Те, кто обладает ею, в конце концов, становятся лучшими профессионалами. Даже если вначале они выглядят неуверенными, своим подходом они утверждают важность внимательного отношения к жизни.

Психологу необходимы ум и мужество. Он должен делать то, что читает необходимым и правильным, не стремясь к компромиссу ради сохранения хороших отношений с пациентом. Необходимо чувство ответственности за пациента, дающее силы помогать независимо от того, удовлетворен ли клиент. Психотерапевт должен быть гибким, уметь переходить от одного метода к другому, уметь романтизировать личность человека. В идеале он должен уметь принимать как парадные стороны жизни, так и не самые привлекательные, видеть ее уникальность.

Психотерапевт должен быть гуманным — признавать ошибки, терпимо относиться к разочарованиям, не судить о клиенте по внешности, возрасту или социальной принадлежности. Многие психотерапевты оживляются, если приходится работать с молодыми людьми, и робеют при появлении в их кабинете знаменитости. Они с удовольствием рассказывают коллегам о том, что им довелось пользовать знаменитого актера или влиятельную персону. Встречается также неспособность понять, как можно еще улучшить жизнь материально благополучных пациентов, преувеличение роли материального успеха при работе с людьми, которым еще предстоит всего достичь. Такие психологи не склонны работать с пожилыми людьми, с теми, кто ни богат или у кого проблемы со здоровьем. Хороший психотерапевт должен осознавать опасность материальной одержимости, понимать, но чувство собственного достоинства не является неотъемлемым качеством личности, оно может быть утрачено. Клиенты предпочитают верить, что психотерапевт не изменит отношения к ним, даже если они потерпят финансовую катастрофу.

Психологи, бывает, слишком много теоретизируют. Они пытаются тиснуть магию жизни в теоретические рамки, словно боятся ее. Надо научиться ощущать важные события в жизни людей, помогать видеть их и наслаждаться ими.

Случается, что психологами становятся, чтобы разрешить собственные психологические проблемы: углубить духовный поиск, найти ответы на жизненно важные вопросы о себе или своих отношениях с окружающими. Чаще это люди, которые в детстве не были объектом любви, их не хвалили, ими не восхищались. Идеальный психолог, как и идеальный клиент, должен ощущать себя членом одной большой семьи, в которую входят не только его родственники, но и друзья, какие-то другие люди. Если у психотерапевта нет этого чувства, не исключено, что он будет подчас довольно изощренными способами унижать клиентов, наклеивая ярлыки алкоголика, наркомана или «маргинальной личности». Вдумчивый психолог не столь поспешен в выводах, тем более что взаимосвязь диагностических определений и методов психологи­ческого воздействия далеко не однозначна.

В то же время нельзя забывать о своих естественных преимущест­вах. По природе своей отношения психолога и клиента — отношения между успехом и неудачей. Психолог, устроенный в жизни и, предположительно, не имеющий серьезных проблем, говоря с клиентом о его неспособности найти работу, семью или смысл жизни, должен вести себя так, чтобы клиент не почувствовал свою неполноценность.

Нельзя быть напыщенным, важным, намекать на обширные связи, смаковать различие между собой и пациентом. Впрочем, если сравнения напрашиваются сами собой, не следует стесняться или скрывать свои возможности, главное — не забывать о том, что клиент находится в более бедственном положении. Надо уметь выявлять и ценить его достоинства, указывать на них, не проглядеть стремление клиента их преуменьшить. Такое гуманное отношение в сочетании с открытостью и есть суть практической психологии.

Однако эффективность деятельности практического психолога определяется не только его непосредственными личными усилиями. Установлено, что люди с различными личностными особенностями могут нуждаться в различных типах психотерапии, что существуют системати­ческие различия между психотерапевтами, касающиеся эффективности их работы с различными типами клиентов. Психолог работает во взаимо­действии с клиентами и заказчиками в определенных социальных, организационных, экономических и других условиях. Поэтому важным фактором эффективности системы консультирования и психотерапии является сам клиент. Как известно, некоторые люди идут на прием к психологу из праздного любопытства или с явным намерением что-то доказать ему. От квалификации психолога и общей постановки дела в консультации много зависит, чтобы подобные случаи исключались, по возможности, во время оформления заказа. Существенно затрудняет деятельность психолога нежелание клиента сотрудничать, менять что-либо в своем поведении. Надлежащее поведение клиента, следование общему плану действий, соблюдение советов психолога также включено в число факторов эффективной деятельности практического психолога.