Размещено на
Размещено на
ВВЕДЕНИЕ
В современные годы преступления в стране, субъектами которых выступают несовершеннолетние в качестве преступников, возросло большое значение, причем сфера применения охватывает как федеральный уровень, так и региональный. Динамика участия несовершеннолетних в преступной деятельности характеризуется различными факторами начиная от самого раннего воспитания в семье, школе, а также иные факторы в виде СМИ, ведение компьютеризации, естественный рост развития населения и т. д., что оказывает отрицательные последствия в деятельности человека. Структура общества представляет собой молодежь как одну из многочисленных представителей населения1 Поводова Е.В. Проблемы теории и правового регулирования принудительных мер воспитательного воздействия. Владимир, 2005. С. 21- 34. . Кроме того, она выступает и как потребитель накопленных предыдущими поколениями духовных и материальных ценностей. Однако сегодня нет особой проблемы доказывать очевидную опасность того, что именно «молодое поколение» становятся участниками самых тяжких преступлений. На 2015 год, по итогам проведения переписи населения Федеральной службой государственной статистики, численность молодежи составляет, приблизительно треть всего населения страны, учитывая приоритетный возраст от 15 до 19 -10.7 млн. чел., а также в возрасте от 20-25 лет -насчитывается около 9.4 млн.чел. Федеральная служба государственной статистики — Бюллетень «Численность населения Российской Федерации по полу и возрасту на 1 января 2015 года» [Электронный ресурс] // http://base.consultant.ru. 23.04.2016.
Более того, появилась тенденция роста числа семей «социального риска» (молодые семьи, малообеспеченные и т.д.), что не хорошо влияет на социализацию подросткового населения и несомненно приводит к безнадзорности, которая в свою очередь порождает преступность.
Контроль над детской преступностью является актуальной для российского государства поскольку криминогенная обстановка и события произошедшие за последний период в истории России такие как: изменение рыночной экономики, демократизации государственной и общественной жизни — конкретно претерпела изменения.
Особенно настораживает криминологическая характеристика преступности несовершеннолетних. Несовершеннолетние — это «сущий фрукт» любого общества, и от того, что, лицо будет являться обладателем набором положительных психических, моральных, нравственных и т.д. качеств, можно судить и тот факт, каким будет из этого будущее поколение.
Современные тенденции системы образования на основе Федеральных ...
... образовательный процесс здоровьесберегающих технологий, повышение экологической культуры. Главный смысл разработки Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения (ФГОС) заключается в создании условий для решения стратегической задачи развития ...
Интенсивный рост подростковой и молодежной деликвентности, возрастание общественной опасности деяний несовершеннолетних и причиненного ими ущерба является одной из составляющих общей тенденции абсолютного и относительного роста преступности в мире. Также следует отметить тот факт что обстоятельствами, обуславливающие негативные тенденции преступности несовершеннолетних в России, выступают не только социальные действия и процессы, но и несовершенство института предупреждения преступности несовершеннолетних.
В современной теории уголовного права нет единого подхода в понимании социально-правовой сущности применения принудительных мер воспитательного воздействия к несовершеннолетним, не освящены многочисленные особенности их видов, к анализу их применения и оценки эффективности. Изучение судебной практики показывает, что в совершенствовании нуждаются как сама уголовно-правовая регламентация норм, предусматривающих возможность применения принудительных мер воспитательного воздействия к несовершеннолетним, так и практика их применения. И поэтому, согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 01.02.2011 № 1 «О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних», законодатель рекомендует судам систематически изучать и обобщать практику рассмотрения уголовных дел о преступлениях несовершеннолетних, а также материалов о совершенных ими правонарушениях и при наличии к тому оснований информировать соответствующие организации либо должностных лиц для принятия мер по предупреждению преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних1 Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 01.02.2011 № 1 «О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних» (п. 46).
[Электронный ресурс] // URL: http://www.studfiles.ru/preview. 23.04.2016..
Теперь обозначим цели данной работы и к ним можно отнести следующее: системное изучение развития и становления законодательного регулирования применения принудительных мер воспитательного воздействия к несовершеннолетним; выявление перспективных проблем в рассматриваемой сфере, а также поиск эффективных предложений по усовершенствованию законодательства и практики осуществления принудительных мер воспитательного воздействия (ПМВВ).
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) Рассмотреть историю развития и применения принудительных мер воспитательного воздействия к несовершеннолетним.
2) Раскрыть понятие и правовую природу принудительных мер воспитательного воздействия.
3) Охарактеризовать основания и условия, виды и содержание принудительных мер воспитательного воздействия.
4) Предложить пути повышения эффективности применения принудительных мер воспитательного воздействия к несовершеннолетним.
Принудительные меры воспитательного воздействия к несовершеннолетним
... воспитательного воздействия……………………………………………………………...……….22 Глава 2. Основания и условия, виды и содержания принудительных мер воспитательного воздействия……………………………………..…….37 2.1. Основания и условия применение принудительных мер воспитательного воздействия к несовершеннолетним………………………………....…………37 2.2. Виды и содержания принудительных мер воспитательного воздействия к несовершеннолетним ...
По своей структуре курсовая работа состоит из введения, двух глав, разбитых на параграфы, заключения и списка используемой литературы.
принудительный воспитательный несовершеннолетний преступление
ГЛАВА 1. ИНСТИТУТ ПРИНУДИТЕЛЬНЫХ МЕР ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ К НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМ
§ 1. История развития и применения, принудительных мер воспитательного воздействия
Одним из самых древних памятников Российского права являются -Русская правда, Судебник Ивана Грозного, а также Судебник Царя Федора Ивановича, которые в свою очередь определяли намечаемую «уголовно-правовую сферу», но как таковы четкого определения привлечения к уголовной ответственности, а именно, возраст не предусматривали, к тому же понятие вменяемости, и тем более ПМВВ к несовершеннолетним и не было речи (во времена действия данных правовых сводов применялись меры на ровне со взрослыми)1 Пудовочкин Ю.Е. Ответственность несовершеннолетних в уголовном праве: история и современность. Ставрополь, 2002. С. 75-165. . На рубеже 17 века в 1649 году впервые в истории России, а именно в развитии уголовного законодательства была проделана попытка установления специальных мер принудительного характера в отношении несовершеннолетних. Так в ст 6. Соборного Уложения Алексея Михайловича, несовершеннолетние дети полностью отдавались под власть и распоряжение своих родителей. Например, в случае когда «сын или дочь учнет бити челом о суде на отца или матерь, да их же за такое челобитье бити кнутом и отдать их отцу и матери». Тоесть за действия детей в отношении своих родителей , последним предоставлялось право наказывать розгами, кнутами и иными приспособлениями, а на рубеже XVIII в.
отдавать «непослушанных» детей в так называемые смирительные дома общего режима, срок которых мог достигать до пяти лет. Этим можно сказать что, вполне реально такой воспитательный характер того времени в отношении малолетних детей стал прототипом современных принудительных мер воспитательного воздействия (п. «б» ч. 2 ст. 90 УК РФ — передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа), чем непосредственно само наказание, которое носило тяжкий характер применения. Чуть позже в царствовании Великого Петра I, появляется так называемый Артикул Воинский, устанавливающий следующее — «за воровство — «младенцы», освобождались от уголовной ответственности, но подлежали наказанию от родителей, в виде битьем лозами (розги)»1Артикула 195 Воинских артикулов от 25 января 1715 г. сказано: «Наказание воровства обыкновенно умаляется или весьма отставляется, ежели… вор будет младенец, которых дабы заранее от сего отучить, могут от родителей своих лозами наказаны быть» [Электронный ресурс] // URL: http://base.consultant.ru. 23.04.2016.. Но проблема состоит в том, что в артикуле не определялся точный возраст, с которого наступало освобождение от наказания за совершение преступления.
Большое развитие в уголовном законодательстве пришло совместно с «Уложением о наказаниях уголовных и исправительных» от 15 августа 1845 г. Так в ст. 144 регламентировался возраст привлечения к уголовной ответственности, и составлял он «не менее 10 лет» (в практике применялся возраст от 10 до 14 лет).
Педагогическое (образовательное) просвещение родителей в реализации ...
... по решению этой проблемы, в частности: Педагогическое (образовательное) просвещение родителей в реализации воспитательной функции. На этом этапе рекомендуется изучение не только нормативно-правовых ... педагогической диагностики семьи. Тема 2. Воспитание характера школьника Цель: ознакомить родителей с проблемами воспитания характера школьника-подростка. Характер как каркас личности, в который входят ...
Более того появляется одна из характеристик субъективной стороны преступления — вменяемость. В ст. 143 суду предоставляется право устанавливать «разумение» противоправных действий малолетних. Если же подтверждалось последнее, то есть действие лица было в состоянии «без разумения», лицо подлежало таким мерам: строгий присмотр родителей или же «благонадежных» родственников, либо детей отправляли под удел духовников либо иных священнослужителей. Так мы можем сказать, что данная мера является прообразом современной принудительной меры в виде передачи под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа. К таковой можно отнести и «домашнее исправительное наказание» под надзором родителей или опекунов, применяемое в соответствии со ст. 148 Уложения в отношении несовершеннолетних от 14 лет до 21 года «за преступления, учиненные по неосторожности». Как видно уложение хоть и предусматривала уголовную ответственность с 10 лет, но полноценная реализация наказания применялась с достижением 21 года. Несовершеннолетние в возрасте от 14 лет до 21 года согласно ст. 145 Уложения подвергались тем же наказаниям, что и взрослые преступники, только с некоторыми смягчениями: но в обязательном порядке смягчения применялись лицам от 10 до 14 лет.
Особенность Уложения о наказаниях уголовных и исправительных проявляется в том, что впервые в истории уголовного права применяется такое понятие как «приюты» (особое помещение при тюрьмах), которые в свою очередь заменяли наказание для малолетних. Такая мера определялась как судебно-карательная, потому что назначалась только судом по признанию лица виновным в совершении преступления. Кроме этого суд мог определить в приговоре другое взыскание в случае нехватки мест в приютах. Кроме помещения для несовершеннолетних также применялись исправительно-воспитательные заведения, которые находились за пределами тюрьм, в отличие от обычных приютов. В основном туда помещали лиц виновных в совершении преступления, но являющиеся «душевнобольными». Продолжительность нахождения в приютах не носила конкретный характер, но пребывание не могло быть менее года, к тому же все зависело от самого лица, которое подлежало исправлению. Установление срока являлось исключительной компетенцией администрации заведения. По уложению срок мог носит и условный характер до шести месяцев, но, если освобожденный вновь показывал свое «дурное поведение», вновь возвращался в приют. Администрация была в ответе за подростками, заботилась об их будущем, а именно заключала от имени и с согласия подростков договоры под опеку «благонадежным» мастерам. В 1895 году была ведена поправка в Уложение, и предусматривала помещение несовершеннолетних под монастырь, и различные божьи дома. Таким путем правительство пыталось на основе праведной жизни, религиозных наставлений перевоспитать подростка ведь именно такой способ носил специфический характер исправления. Данная мера применялась на практике в основном к женскому полу и носила ограниченный характер, при условии, что помещение в исправительные заведения представлялось невозможным).
Психологические особенности взаимоотношения подростка с родителями
... конфликтующих моментов кризиса подросткового возраста и причины недопонимания между подростками и их родителями с целью понимания воздействия определенных психологических методик в процессе применяемых в процессе воспитания ... осознанием своих прав и обязанностей на уровне причинно следственной связи. По мере социального развития, изменяются мотивы, дифференциация и принцип на котором построен смысл ...
Уголовное уложение 1903 года ничуть не изменило конструкцию ПМВВ, не виды, не условия помещения в них подростков. Единственное что можно отметить, касательно компетенции суда, то последнему предоставлялось дополнительно «внушение» (внушение предусматривало выговор, замечание и внушение), подлежащее несовершеннолетним в возрасте от 10 до 17 лет. Данная мера применялась взамен ареста или штрафа в виде денежного взыскания, и зависело исключительно от усмотрения судебных органов.
Таким образом, практика применения принудительных мер указывает на специфику их развития, «ступенчатость» границ уголовной ответственности, более мягкие виды мер, сроки, носящие сжатое и непостоянное применение, а также возможность установления мер, заменяющие наказания в виде судебного выговора, замечания или внушения).
§ 2. Понятие и правовая природа принудительных мер воспитательного воздействия
На данный момент УК располагает четырьмя видами мер воспитательного воздействия, содержание которых раскрывается в ст. 91 УК РФ. Это предупреждение, передача под надзор, возложение обязанности загладить причиненный вред и ограничение досуга. Помимо этого, ст. 92 УК РФ предусматривает еще одно положение — о помещении несовершеннолетнего в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа.
Избранный законодателем подход к определению в УК РФ способов воспитательного воздействия на подростков порождает немало вопросов в среде ученых. Помимо того что в законе нет четкой классификации названных мер, включение многих из них в УК, не имеет под собой реальной почвы. Некоторые меры не только не могут обеспечивать достижение целей уголовной ответственности, но и по своим признакам не соответствуют сущности уголовно-правового принуждения.
Прежде всего, это касается предупреждения, которое согласно ст. 91 УК РФ состоит в разъяснении несовершеннолетнему вреда, причиненного его деянием, и последствий повторного совершения преступлений, предусмотренных УК. По мнению Рарога А.И., — « Разъяснение несовершеннолетнему вреда, причиненного его деянием, и последствий повторного совершения преступлений не имеет признаков принуждения»1 Рарог А.И. Уголовное право России, Общая часть. М., 2009. С. 253-254..
Некоторые авторы считают, что предупреждение представляет собой публичное порицание содеянного, и видят его воспитательное воздействие в самой процедуре вынесения приговора, а также в его содержании. Однако оно не предполагает претерпевания осужденным неблагоприятных последствий. В этом смысле предупреждение фактически ни к чему не обязывает преступника, соответственно, ни к чему его и не принуждает. Вряд ли оно имеет и силу реального воспитательного воздействия ввиду своего кратковременного, можно сказать, одномоментного характера. Наконец, даже если оно и оказывает определенное воздействие на психику несовершеннолетнего, то имеет ли смысл выделять его как отдельную меру в УК РФ ?
Думается, что юридическое значение предупреждения настолько мало, что оно вполне могло бы сопровождать применение каких-то более существенных мер, хотя бы и из тех, которые предусмотрены в Кодексе. Кроме того, разъяснение несовершеннолетним последствий совершения общественно опасных и противоправных деяний выступает частью профилактики подростковой преступности вообще. Например, это действие входит в обязанность подразделений по делам несовершеннолетних МВД РФ по организации индивидуальной профилактической работы с такого рода правонарушителями. Поэтому думается, что подобное положение не требует специального закрепления в УК РФ.
Особенности межличностных отношений в системе родитель-подросток
... оценки семейного воспитания служат: различные стили воспитания, факторы воспитательного воздействия и воспитательная позиция родителей. При выполнении второй задачи исследования нами были выделены ... сложную структуру. 3. Семейное воспитание – это целенаправленные, сознательные воспитательные воздействия, осуществляемые родителями с целью формирования определенных качеств и умений. 4. Подростковый ...
Следующим средством воздействия на несовершеннолетних преступников выступает передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа. Суть этой меры состоит в возложении на перечисленных субъектов обязанности по воспитательному воздействию на несовершеннолетнего и контролю за его поведением.
При первом же приближении к обозначенной формулировке бросается в глаза то обстоятельство, что в данном случае государство перекладывает свою профилактическую функцию на плечи родителей, опекунов, попечителей и т.д., выступающих в их качестве (за исключением случаев, когда надзор и контроль за поведением подростков осуществляет специализированный государственный орган).
Стало быть, данная мера является уже не мерой государственного принуждения, а, скорее, мерой общественного воздействия. Кроме того, из смысла ее следует, что принудительное воздействие фактически обращено не к несовершеннолетнему нарушителю. Ограничивая права родителей и лиц, их заменяющих, уголовный закон, по сути, перекладывает на них и часть ответственности за совершенное преступление, что противоречит принципу личной ответственности в уголовном праве. Конечно, вряд ли законодатель подразумевал именно такое толкование данного законоположения. Тем не менее, именно оно прямо вытекает из формулировки ст. 91 УК РФ. В то же время следует отметить, что в рамках описываемой меры УК РФ практически не предусматривает каких-либо ограничений для самих несовершеннолетних.
Однако есть в рассматриваемой норме уголовного закона и еще одно заметное противоречие. Обязанность по воспитанию детей — прямое, установленное Конституцией РФ, а также семейным законодательством требование, в уголовно-правовом дублировании которого, на наш взгляд, нет острой необходимости. В обычной жизни в нормальных семьях дети и так находятся под надзором и контролем своих родителей.
Что же касается отклоняющегося развития подростков, то оно выступает либо показателем недостаточного внимания к воспитательному процессу со стороны взрослых, либо их неспособностью оказывать сколько-нибудь значимое влияние на них. В результате возникает вопрос какой смысл передавать несовершеннолетних преступников родителям или лицам, их заменяющим, на которых семейным законодательством возложены эти же обязанности, если они уже не справились с поставленной перед ними задачей и, судя по всему, текущее положение дел вряд ли изменится?
Еще один вид ПМВВ на несовершеннолетнего преступника представляет собой возложение на него обязанности загладить причиненный вред. По поводу его существования в литературе имеется гораздо меньше критических высказываний. Скорее наоборот, ученые в большинстве своем это законодательное решение поддерживают.
Вредные привычки. Пагубность их воздействия. Меры профилактики, способы борьбы.
... субкультуры как фактор наркотизма.// Научно- методический журнал зам. директора школы по воспитательной работе. - 2003-2-с.90 6. Логинова Л. Работа подросткового добровольческого движения ... потребности, модель поведения, систематическое удовлетворение или реализация которых связаны с негативным воздействием на физическое, психическое и нравственное здоровье человека, снижение его возможностей, ...
С одной стороны, возложение обязанности загладить вред, причиненный преступным посягательством, выступает справедливой с социальной точки зрения мерой. По нашему мнению, велико и ее воспитательное значение. Однако по объективным причинам восстановление причиненного ущерба, таким образом, возможно, только когда преступление влечет материальные последствия и не касается деяний, имеющих формальный состав. Но и материальные составы преступлений не всегда предполагают подобную возможность, особенно когда приводят к наступлению невосполнимых последствий. Взять, к примеру, причинение смерти человеку или причинение тяжкого вреда здоровью. Ясно, что жизнь человека нельзя вернуть, нет и такого эквивалента, которым можно было бы ее заменить. Представляется весьма сложным даже оценить указанный вред. Отсюда не может быть и речи и о каком-либо полноценном заглаживании вреда при совершении подобных деяний.
По сути, реальное восполнение ущерба возможно, лишь, когда он имеет стоимостное выражение, т.е. когда дело касается причинения имущественного вреда. Но и в этом вопросе несовершеннолетний существенно ограничен. Во-первых, загладить вред лицо данной возрастной категории сможет лишь в пределах той суммы, которой оно располагает, а несовершеннолетние, как правило, не имеют какого-либо более-менее значимого имущества. Во-вторых, единственным вариантом разрешения такой ситуации выступает привлечение подростка к трудовой деятельности и возмещение ущерба, причиненного преступлением, за счет доходов от нее. Но воплощение в жизнь этого варианта заглаживания вреда также обременено рядом препятствий.
Причина в том, что сегодня не существует эффективного механизма реализации этой меры, и, как представляется, его довольно трудно создать. Это объясняется тем, что мало кто из работодателей, по закону свободных в выборе работников, решится взять на работу лиц с криминальным прошлым, да к тому же не имеющих достаточного уровня квалификации для качественного выполнения той или иной деятельности.
Кроме того, Кобзарь И.А предусматривает ответственность подростков, связанная с трудовыми работами, но на определенных условиях (исправительные работы) и нельзя забывать, что труд подростков предполагает ряд ограничений выполнения ими трудовых функций1 Кобзарь И.А. Уголовная ответственность и наказание несовершеннолетних по новому уголовному законодательству М., 1998. С. 346-368.. Для них ТК предусматривает льготные условия труда, более короткий рабочий день, запрет на производство ночных работ, на увольнение без согласия комиссии по делам несовершеннолетних и т.д., что, естественно, невыгодно работодателю, поскольку выступает для него дополнительным, в том числе и в материальном плане, обременением. В данной связи требование трудоустроиться для несовершеннолетнего на практике неисполнимо даже при содействии ему комиссии по делам несовершеннолетних.
Помимо перечисленных выше к числу средств воздействия на несовершеннолетнего преступника УК РФ предусматривает ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего. В отличие от них, данная мера больше всего соответствует критериям уголовно-правового принуждения и, думается, более точно соответствует целям и задачам профилактики ювенальной преступности. Этот вид воздействия гораздо более реалистичен в плане их достижения, а способы воспитательного воздействия соответствуют требованиям Минимальных стандартных правил ООН, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила 1985 г.) Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила).
Виды наказаний, применяемые к несовершеннолетним
... законодательства: 1)видов наказаний, применяемых в отношении несовершеннолетних; 2)порядка назначения наказаний несовершеннолетним )применения принудительных мер воспитательного воздействия; )иных особенностям уголовного законодательства в отношении ответственности несовершеннолетних. Работа состоит из трёх глав. ...
Приняты резолюцией 40/33 Генеральной Ассамблеи от 29 ноября 1985 года. [Электронный ресурс] // http:base.consultant.ru. 07.05.2016..
Однако, законодатель в данном случае, как, впрочем, и в предыдущем, фактически не называет конкретную меру уголовно-правового характера, а перечисляет лишь некоторые формы ограничения досуга и способы коррекции поведения подростка. Приведенная в ст. 90 УК РФ формулировка не содержит указания на то, кем эта мера применяется. Довольно неопределенным представляется и порядок ее реализации и т.д. То, о чем законодатель говорит в указанной статье, больше подходит для описания полномочий, предоставляемых соответствующим органам по ПМВВ, но не подходит для обозначения самих этих мер.
Наконец, в УК РФ среди ПМВВ можно выделить еще одно средство уголовно-правового воздействия. Оно не закреплено в перечне, предусмотренном ст. 90 УК РФ, но место, которое отвел ему законодатель, и способ описания, использованный разработчиками УК РФ, позволяют рассматривать его в указанном качестве. Имеется в виду помещение несовершеннолетнего преступника в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа органа.
С одной стороны, это определение содержит признаки самостоятельного средства уголовно-правового принуждения, а указание на то, что данная мера применяется наряду с освобождением от наказания, дает возможность говорить о ней как об альтернативе наказанию. Однако, с другой стороны, помещение в специальное учреждение закрытого типа предполагает лишение права выбора места пребывания и жительства, а также ограничение права передвижения по территории РФ, т.е. личной свободы осужденного, что по шкале ограничения прав и свобод человека ставит его в один разряд с наказанием.
Таким образом, можно утверждать, что на данный момент в УК РФ нет правовых оснований для дифференциации мер воспитательного воздействия на отдельные виды, поскольку фактически ст. 90 УК РФ перечисляет не разные уголовно-правовые средства, а лишь способы воздействия на несовершеннолетних преступников, которые, по сути, составляют содержание одной и той же принудительной меры уголовно-правового характера.
В литературе обоснованно указывается, что оптимальным вариантом законодательной регламентации принудительных мер воспитательного воздействия — помещение их в раздел «Иные меры уголовно-правового характера»1 Уголовное право. Общая часть // под ред. Л.В. Иногамовой-Хегай, А.И. Рарога, А.И. Чучаева. М., 2008. С. 145-167.. В качестве самих этих мер целесообразно оставить передачу несовершеннолетнего под надзор специализированного органа, полномочного устанавливать те или иные требования к поведению осужденного и контролировать их исполнение. В содержание данного средства воспитательного характера следует включить все способы воздействия на несовершеннолетнего, предусмотренные ст. 90, за исключением предупреждения.
Психология несовершеннолетнего преступника
... выработки воспитательно-предупредительных мер, особенно индивидуального характера, и предоставляет возможность прогнозирования будущего поведения несовершеннолетнего преступника. ... несовершеннолетних. -- М.: Академия, 2011. -- С. 119.. Г.А. Аванесов определяет личность преступника как человека, виновно совершившего общественно опасное деяние, запрещенное законом под угрозой уголовной ответственности ...
ГЛАВА 2. ОСНОВАНИЯ И УСЛОВИЯ, ВИДЫ И СОДЕРЖАНИЯ ПРИНУДИТЕЛЬНЫХ МЕР ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ
§1. Основания и условия применения принудительных мер воспитательного воздействия к несовершеннолетним
УК РФ в ст. 90 предусматривает для несовершеннолетних особый вид освобождения от уголовной ответственности — с ПМВВ. Применение данного вида освобождения от уголовной ответственности осуществляется только при наличии совокупности следующих оснований:
— недостижение лицом 18 лет (на момент назначения ПМВВ);
— принадлежность совершенного преступления к категории небольшой или средней тяжести (ч. ч. 2 и 3 ст. 15 УК РФ);
— возможность достижения исправления лица без применения наказания путем применения ПМВВ.
УК РФ не называет органы, которые вправе принимать решение о применении ПМВВ, а также не содержит порядка принятия этого решения. Данные вопросы регламентированы УПК РФ. Согласно п. 3 ч. 1 ст. 29 УПК РФ применить к лицу ПМВВ правомочен только суд. Статья 427 УПК РФ предусматривает возможность освобождения несовершеннолетнего от уголовной ответственности с применением ПМВВ как в ходе предварительного расследования уголовного дела, так и на стадии судебного производства.
Особенностью рассматриваемых мер является их воспитательное содержание — акцент сделан на применение педагогических приемов, методов, позволяющих сформировать у несовершеннолетнего правонарушителя уважительное отношение к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулировать его правопослушное поведение.
Вместе с тем указанные меры носят принудительный характер, так как их исполнение обязательно для лица, совершившего преступление, и для иных лиц (например, родителей или лиц, их заменяющих); их реализация обеспечивается силой государственной власти.
Перечень видов принудительных мер является исчерпывающим, т.е. суд не вправе назначить несовершеннолетнему принудительные меры, не указанные в ч. 2 ст. 90 УК РФ.
Ст. 90 УК РФ позволяет суду назначать одновременно несколько принудительных мер. При выборе одной или нескольких принудительных мер необходимо использовать индивидуальный подход к исправлению несовершеннолетнего: учитывать, в частности, возраст несовершеннолетнего, его отношение к учебе или работе, наличие родителей или лиц, их заменяющих, обстоятельства совершения преступления, постпреступное поведение подростка.
Систематическое (не менее трех раз) неисполнение несовершеннолетним назначенной ему принудительной меры влечет отмену данной меры с последующим привлечением его к уголовной ответственности.
Предупреждение является наиболее мягкой мерой воспитательного воздействия, которая стимулирует последующее сознательное соблюдение правовых норм. Подросток должен осознать, что конфликт с законом влечет для нарушителя негативные последствия и что единственным способом избежать данных последствий является правопослушное поведение.
Передача под надзор тесно связана с конституционной обязанностью родителей проявлять заботу о своих детях и воспитывать их (ст. 38 Конституции РФ).
Обязанность родителей заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей закреплена также в ст. 63 Семейного кодекса РФ.
При передаче несовершеннолетнего под надзор родителей или лиц, их заменяющих, суд должен убедиться в том, что указанные лица имеют положительное влияние на подростка, правильно оценивают содеянное им, могут обеспечить надлежащее поведение и повседневный контроль за несовершеннолетним. Для этого необходимо истребовать характеризующий материал, проверить условия жизни родителей или лиц, их заменяющих, возможность материального обеспечения подростка и т.д. Несмотря на то что закон не требует согласия родителей или лиц, их заменяющих, на передачу им несовершеннолетнего под надзор, такое согласие судом должно быть получено (п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 14 февраля 2000 г. № 7).
Обязанность загладить причиненный вред возлагается с учетом имущественного положения несовершеннолетнего и наличия у него соответствующих трудовых навыков. Следовательно, данная мера может быть применена лишь к несовершеннолетним, имеющим собственный доход в виде стипендии, заработка либо иное имущество, достаточное для возмещения вреда, а также трудовые навыки, позволяющие загладить (уменьшить или вовсе устранить) причиненный вред (например, отремонтировать поврежденную вещь).
Указанная уголовно-правовая мера имеет общие признаки с гражданской ответственностью вследствие причинения вреда. В соответствии со ст. 1074 Гражданского кодекса РФ несовершеннолетние от 14 до 18 лет самостоятельно несут ответственность за причиненный вред на общих основаниях при наличии у них доходов или иного имущества, достаточных для возмещения вреда. Ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего раскрывается в комментируемой статье путем перечисления конкретных ограничений и особых требований, перечень которых не является исчерпывающим.
§ 2. Виды и содержания принудительных мер воспитательного воздействия к несовершеннолетним
По сравнению с УК РСФСР УК РФ содержит более узкий перечень видов ПМВВ, порядок расположения которых четко выдержан в системе — от менее строгих мер воспитательного воздействия к более строгим и включает в себя: а) предупреждение; б) передачу под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа; в) возложение обязанности загладить причиненный вред; г) ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего (ч. 2 ст. 90 УК РФ); д) помещение несовершеннолетнего в специальное воспитательное или лечебно-воспитательное учреждение (ч. 2 ст. 92 УК РФ).
В этот перечень не вошли такие меры, как возложение обязанности публично или в иной форме, определяемой судом, принести извинение потерпевшему; объявление выговора или строгого выговора; передача несовершеннолетнего под наблюдение трудовому коллективу, общественной организации с их согласия, а также отдельным гражданам по их просьбе, указанные в УК РСФСР (ст. 63).
Вместе с тем в УК РФ предусмотрена новая мера воспитательного воздействия на несовершеннолетних — ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего (ч. 2 ст. 92 УК РФ).
Все меры воспитательного воздействия применяются к несовершеннолетним с учетом мотивов совершенного ими преступления, их поведения после содеянного, а также с учетом того, применялись ли к ним ранее вышеназванные меры и какие именно.
ПМВВ не делятся на основные и дополнительные. Несовершеннолетнему может быть одновременно назначено несколько воспитательных мер.
В отличие от наказания ПМВВ не влекут судимости, они являются самостоятельными формами индивидуализации ответственности несовершеннолетних, совершивших преступления небольшой или средней тяжести, не ставят несовершеннолетнего в положение осужденного.
УК РФ 1996 г. в отличие от УК РСФСР 1961 г. определяет непосредственно в законе основное содержание каждой принудительной меры воспитательного воздействия (ст. 91 УК РФ).
Рассмотрим их содержание.
Предупреждение
Предупреждение состоит в разъяснении несовершеннолетнему вреда, причиненного его деянием, и последствий повторного совершения преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 91 УК РФ.
Предупреждение выражается не только в порицании, публичном осуждении содеянного, но и в разъяснении подростку характера и степени неосознанного им морального вреда, причиненного при совершении преступлений, особенно с формальным составом, например, неправомерного завладения транспортным средством без цели хищения (ч. 1 ст. 166 УК РФ), хулиганства (ч. 1 и 2 ст. 213 УК РФ), заведомо ложного сообщения об акте терроризма (ст. 207 УК РФ) и др.
Несовершеннолетнему разъясняются и последствия, которые могут наступить для него в случае совершения им нового преступления, которые выражаются либо в привлечении его к уголовной ответственности, если предупреждение применялось в порядке освобождения от нее, либо в назначении наказания, предусмотренного в санкции соответствующей статьи Особенной части УК, если предупреждение применялось в порядке освобождения от наказания. Именно в разъяснении последствий, которые могут наступить в случае повторного совершения преступлений, и выражается сущность предупреждения.
Передача под надзор
Передача под надзор состоит в возложении на родителей или лиц, их заменяющих, либо на специализированный государственный орган обязанности по воспитательному воздействию на несовершеннолетнего и контроле за его поведением (ч. 2 ст. 91 УК РФ).
Перед тем как назначить указанную меру, суд должен учитывать обстоятельства жизни несовершеннолетнего и его семьи и убедиться в том, что родители лица или лица их заменяющие, способны оказать благоприятное воздействие на подростка и материально его обеспечит.
Воспитательное воздействие на несовершеннолетнего предполагает уделение особого внимания родителями или заменяющими их лицами или специализированным органом по организации и проведению его досуга, способность оказывать влияние на подростка своим авторитетом и личным примером. Эту меру следует возлагать на родителей (или одного из них) или лиц, их заменяющих, проявляющих искреннюю заботу о несовершеннолетнем, не уклоняющихся от его воспитания, работа которых не связана с частыми командировками.
Контроль предполагает постоянную осведомленность лиц, которым несовершеннолетний передан под надзор, о его времяпрепровождении и нахождении, о его друзьях и т.п. В постановлении Пленума ВС РФ № 1 от 01.02.2011 говориться о необходимости получения предварительного согласия от родителей на применение данной меры. Подобное правило до вступления в силу постановления не устанавливалось, хотя на практике признавалось целесообразность его получения1 Комментарий к Уголовному кодексу РФ // отв. ред. В.М Лебедев. 6-е изд.,перераб. и доп. М.:Юрайт-Издат, 2006. С. 271. . Однако необходимость получения такого согласия органами, применяющими принудительную меру воспитательного воздействия, вытекает из смысла данной меры. Форма выражения такого согласия не имеет принципиального значения, однако с процессуальной точки зрения предпочтительнее письменная форма выражения согласия на передачу несовершеннолетнего под надзор.
Обязанность загладить причиненный вред
Обязанность загладить причиненный вред возлагается с учетом имущественного положения несовершеннолетнего и наличия у него соответствующих трудовых навыков (ч. 3 ст. 91 УК РФ).
Несмотря на то, что трудовая деятельность несовершеннолетних, в соответствии с трудовым законодательством, возможна только с 16-летнего возраста, уголовный закон справедливо не содержит подобного ограничения в отношении рассматриваемой меры воспитательного воздействия.
Имущественное положение несовершеннолетнего определяется наличием у него самостоятельных доходов, виды которых определены в ст. 26 ГК РФ. Это заработок, стипендия, иные доходы; гонорар з свою интеллектуальную деятельность (как автора произведения науки, литературы или искусства, изобретения); вклады в кредитные учреждения; сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, не требующие нотариального удостоверения либо государственной регистрации; доходы, полученные несовершеннолетними в возрасте от 16 до 18 лет от членства в кооперативах в соответствии с законом о кооперативах.
Трудовые навыки предполагают умение несовершеннолетнего работать, наличие у него постоянной или временной работы, способностей к занятию общественно полезным трудом и отсутствие противопоказаний, обусловленных инвалидностью, психическими травмами и пр.
Загладить причиненный вред материального и морального характера несовершеннолетний может: 1) возмещением стоимости причиненного вреда в денежном эквиваленте из личных средств; 2) своим трудом с соблюдением положений Кодекса законов о труде РФ (гл. XII); 3) уходом за потерпевшим, устройством его быта, нарушенного преступлением, и пр.
Ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего
Ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего состоит в определенных законом или рекомендованных применяющим воспитательную меру органам особых требованиях, предъявляемых к поведению несовершеннолетнего.
Законом предусмотрены следующие требования к поведению несовершеннолетнего на период применения к нему воспитательной меры воздействия: запрет посещения определенных мест, использование определенных форм досуга, в том числе связанных с управлением механическим транспортным средством; ограничение пребывания вне дома после определенного времени суток, выезда в другие местности без разрешения специализированного государственного органа, требование возвратиться в образовательное учреждение либо трудоустроиться с помощью специализированного государственного органа (ч. 4 ст. 91 УК).
Этот перечень не является исчерпывающим.
Орган, назначающий принудительную меру воспитательного воздействия в порядке освобождения от уголовной ответственности, или суд в порядке освобождения от наказания может предъявить к поведению несовершеннолетнего и другие требования, обусловленные его окружением, условиями жизни, учебой, зависимостью от отдельных лиц, например, может запретить общение с определенным лицом или лицами; потребление напитков, содержащих алкоголь, занятие определенной деятельностью и пр.
Срок, на который устанавливаются ограничение досуга и передача под надзор, определяется органом, применяющим эти меры. Он не определен в законе и обусловлен конкретными обстоятельствами дела. Видимо, для лиц, совершивших преступление небольшой тяжести, этот срок не должен превышать двух лет, а для лиц, совершивших преступления средней тяжести, — пяти лет.
Предупреждение, передача под надзор, возложение обязанности загладить причиненный вред, ограничение досуга как ПМВВ применяются согласно ст. 96 УК РФ и к лицам в возрасте от 18 до 20 лет либо как одна из форм освобождения от уголовной ответственности (ст. 90 УК РФ), либо как одна из форм освобождения от наказания (ч. 1 ст. 92 УК РФ).
Помещение несовершеннолетнего в специальное воспитательное или лечебно-воспитательное учреждение
Помещение несовершеннолетнего в специальное воспитательное или лечебно-воспитательное учреждение (ч. 2 ст. 92 УК РФ) применяется только к несовершеннолетним в возрасте от 14 до 18 лет как один из видов освобождения их от наказания. Это наиболее строгая принудительная мера воспитательного воздействия, применяемая к несовершеннолетним, совершившим преступление средней тяжести. Она является самостоятельной формой индивидуализации уголовной ответственности и состоит в изоляции несовершеннолетнего от общества путем помещения его в специальное воспитательное или лечебно-воспитательное учреждение на срок, не превышающий максимального срока наказания, предусмотренного санкцией статьи Особенной части УК за совершенное им преступление.
Специальные воспитательные и лечебно-воспитательные учреждения для несовершеннолетних не относятся к местам лишения свободы, в которых отбывается наказание в виде лишения свободы. Пребывание в них не влечет за собой судимость. Это учреждения полуоткрытого типа.
Воспитательные учреждения относятся к Министерству общего и профессионального обучения РФ. Помещение несовершеннолетнего в специальное учреждение связано с существенными ограничениями его свободы передвижения, общения, установлением специальных требований к учебе, организации труда или процесса лечения.
Применение данного вида ПМВВ на несовершеннолетнего обусловлено степенью социально-нравственной запущенности его личности, выходом из-под контроля родителей или лиц, их заменяющих, мотивом целесообразности изоляции несовершеннолетнего от негативного влияния среды, в которой он постоянно находился, или связано с необходимостью его лечения.
В лечебно-воспитательные учреждения, находящиеся в ведении Министерства здравоохранения, направляются осужденные несовершеннолетние с физическими недостатками (глухонемые, слепые, калеки и др.) или с психическими отклонениями, не исключающими вменяемости, а также страдающие иными заболеваниями и нуждающиеся в лечении и воспитательной работе.
Минимальный срок пребывания осужденного несовершеннолетнего в специальном воспитательном или лечебно-воспитательном учреждении равен минимальному сроку наказания в виде лишения свободы, предусмотренному санкцией соответствующей статьи УК РФ, либо минимальному сроку наказания в виде лишения свободы — шести месяцам.
Пребывание в специализированном учреждении может быть прекращено до истечения срока, назначенного судом, если заключением специализированного государственного органа, обеспечивающего исправление, несовершеннолетний будет признан не нуждающимся более в применении этой меры.
Продление пребывания в специальном воспитательном или лечебно-воспитательном учреждении свыше определенного судом срока допускается только в случае необходимости завершить общеобразовательную или профессиональную подготовку.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
О большом внимании страны к подрастающему поколению, профилактике правонарушений в его среде свидетельствует выделение самостоятельных раздела и главы УК РФ, посвященных особенностям уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних. Необходимость особых норм об ответственности несовершеннолетних в уголовном праве прямо вытекает из принципов справедливости и гуманизма. Уголовная ответственность несовершеннолетних наступает в согласовании с общими положениями УК РФ, но с учетом особенностей, связанных со спецификой личности ребенка, недостаточной психофизической, возрастной и социальной зрелостью, неумением в связи с этим в полной мере правильно оценивать свои поступки. Несовершеннолетний способен совершить таковой акт, не задумываясь о его последствиях, под влиянием внезапно появившегося и скоро проходящего влечения к тому либо иному объекту злости. Вот почему при рассмотрении дел о грехах несовершеннолетних необходимы особенный подход, особая осторожность.
УК РФ в ст. 90 предусматривает для несовершеннолетних особый вид освобождения от уголовной ответственности — с применением принудительных мер воспитательного воздействия.
Особенностью рассматриваемых мер является их воспитательное содержание — акцент сделан на применение педагогических приемов, методов, позволяющих сформировать у несовершеннолетнего правонарушителя уважительное отношение к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулировать его правопослушное поведение.
Вместе с тем указанные меры носят принудительный характер, так как их исполнение обязательно для лица, совершившего преступление, и для иных лиц (например, родителей или лиц, их заменяющих); их реализация обеспечивается силой государственной власти.
На данный момент УК РФ располагает четырьмя видами мер воспитательного воздействия, содержание которых раскрывается в ст. 91 УК РФ. Это предупреждение, передача под надзор, возложение обязанности загладить причиненный вред и ограничение досуга. Помимо этого, ст. 92 УК РФ предусматривает еще одно положение — о помещении несовершеннолетнего в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа. Систематическое (не менее трех раз) неисполнение несовершеннолетним назначенной ему принудительной меры влечет отмену данной меры с последующим привлечением его к уголовной ответственности.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
I. Нормативные правовые акты
Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. № 4-ФЗ (в ред. от 23.05.2015.) // Собрание законодательства РФ. 2009.
Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 г. № 63-ФЗ (в ред. от 30.03.2015 г.) // Собрание законодательства РФ. 1996.(ст.ст 90, 91).
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 01.02.2011 № 1 «О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних». [Электронный ресурс] // URL: http://www.studfiles.ru/preview.
Артикул 195 Воинских артикулов от 25 января 1715 г. http://www.studfiles.ru/preview.
II. Учебная, научная литература и другие материалы
Уголовное право. Общая часть. / под ред. Л.В. Иногамовой-Хегай, А.И.Рарога, А.И. Чучаева. М., 2008.
Кобзарь И.А. Уголовная ответственность и наказание несовершеннолетних по новому уголовному законодательству. М., 1998.
Поводова Е.В. Проблемы теории и правового регулирования принудительных мер воспитательного воздействия. Владимир, 2005.
Пудовочкин Ю.Е. Ответственность несовершеннолетних в уголовном праве: история и современность. Ставрополь, 2002.
Рарог А.И. Уголовное право России, Общая часть. М., 2009.
Комментарий к Уголовному кодексу РФ // отв. ред. В.М Лебедев. 6-е изд.,перераб. и доп. М.: Юрайт-Издат., 2006.
Размещено на