Егоров Владислав Владимирович
Дисциплина «ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ»
РАЗДЕЛ 1. ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ
Тема 1. Предмет, задачи и методы психологии
Изучаемые вопросы:
Вопрос 1. Предмет психологии и ее основные задачи
Вопрос 2. Связь психологии с другими отраслями научных знаний
Вопрос 3. Методы исследования в психологии
Рекомендуемая литература
1. Шупейко И.Г. Основы психологии и педагогики
: Курс лекций. — Мн.: Бестпринт, 2003. — 247с.
2. Крысько В.Г. Психология и педагогика в схемах и таблицах. Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2000 – 384с.
3. Психология. Словарь. Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского.2-еизд., испр. и доп. М.: Политиздат, 1990 – 494с.
4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер,1998 – 705с.
5. Егоров В.В. Основные понятия педагогики и психологии: Справочно-информационное пособие для студентов и слушателей по дисциплине «Основы педагогики и психологии»— Минск: Мисанта, 2004. — 100 с.
Вопрос 1. Предмет психологии и ее основные задачи
Психология — это:
наука, изучающая процессы активного отражения человеком объективной реальности в форме ощущений, восприятий, мышления, чувств и других процессов и явлений психики.
область знаний о внутреннем (психическом) мире человека, о том, что часто называют его душевной жизнью.
наука о закономерностях возникновения, развития и проявления психики и сознания человека.
Блок 1.ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ
... педагогики и психологии. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Для эффективного усвоения материала курса « Социальная педагогика» ... ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ 1. Родиной социальной педагогики ... педагогике а. социальная педагогика – это раздел общей педагогики, изучающий социальное воспитание б. социальная педагогика – это самостоятельная отрасль знания, имеющая свой предмет изучения в. социальная педагогика ...
Термин «психология» образован от двух греческих слов: psyche – душа, психика; logos – знание, осмысление, изучение, т.е. в буквальном смысле «психология» – это знание о психике, наука, изучающая ее.
Психика — свойство высокоорганизованной материи (мозга) отражать объективную действительность и на основе формируемого при этом психического образа целесообразно регулировать деятельность субъекта и его поведение.
Психику рассматривают как субъективный образ объективного мира, как отражение действительности в мозгу.
Отражаемое (весь мир) →Отражающая система→Отраженное (психическое явление)
Предметом психологии является — изучение строения и закономерностей возникновения, развития и функционирования психики в различных ее формах, в том числе сознания как высшей формы психического отражения.
Под объектом психологии понимается единство 3 элементов:
•часть материального мира, которая непосредственно и
опосредованно влияет на психику;
•те изменения в материальном мире, которые непосредственно и опосредованно являются следствием психической
активности;
•собственно психические явления, объясняемые сначала как следствие, а затем как причина фиксируемых материальных
индикаторов, показателей, критериев оценки психики.
Вопрос 2. Связь психологии с другими отраслями научных знаний
Презентация на тему: •Психология труда изучает психологические особенности трудовой
•Психология труда изучает психологические особенности трудовой
деятельности, психологические аспекты научной организации труда, проблемы психических состояний человека в трудовой деятельности, вопросы профессионального самоопределения, отбора и обучения. Она включает в себя ряд разделов, которые являются вместе с тем самостоятельными отраслями психологической науки. К ним относятся:
Презентация на тему: Социально-психологические особенности организации ...
... 1987. 5.Гозман Л. Я. Психология эмоциональных отношений. – М.: МГУ, 1987. 6.Гришина Н. В. Социально-психологическиеконфликты и совершенствование взаимоотношений в коллективе // Социальнопсихологические проблемы производственного коллектива / канд. ... в группе. – М.: МГУ, 2001. 2.Бодалев А. А. Восприятие и понимание человека человеком. – М.: МГУ, 2005. 3.Бойко В. В., Ковалев А. Г., Панферов В. ...
инженерная психология, изучающая процессы информационного взаимодействия в системах «человек-машина»;авиационнаяпсихология, исследующая психологические закономерности деятельности человека в процессе летного обучения и выполнения полетов; космическая психология, изучающая особенности деятельности человека в условиях невесомости, пространственной дезориентации, социальной изоляции,нервно-психическогонапряжения при чрезмерных перегрузках организма и т.д.
•Педагогическая психология занимается проблемами изучения психологических закономерностей обучения и воспитания человека. Она исследует процессы формирования у учащихся мышления, усвоения ими знаний, умений и навыков. К разделам или узким областям педагогической психологии относятся: психология обучения, психология воспитания, психология ученического коллектива, психологияучебно-воспитательнойработы с аномальными детьми и т.д.
•Медицинская психология изучает психологические аспекты деятельности врача и поведения больного. Она подразделяется на нейропсихологию, изучающую связь психических явления с физиологическими структурами мозга; психофармакологию, изучающую влияние лекарственных веществ на психику человека; психотерапию, изучающую и использующую методы и средства психического воздействия для лечения больного; психопрофилактику и психогигиену, разрабатывающую системы мероприятий, обеспечивающих психическое здоровье людей.
•Юридическая психология исследует психологические проблемы, связанные с реализацией правовой системыгосударства. Она подразделяется насу-дебнуюпсихологию, изучающую психологические особенности поведения участников уголовного процесса; криминальную психологию, исследующую психологические особенности личности преступника;исправительно-трудовуюпсихологию, изучающую психологические проблемы и особенности заключенных, отбывающих наказания.
•Военная психология исследует поведение человека в условиях боевых действий, проблемы взаимоотношений начальников и подчиненных, методы психологической пропаганды и контрпропаганды, психологические проблемы управления боевой техникой.
• Психология спорта рассматривает психологические особенности личности и деятельности спортсменов, вопросы их подготовки, проблемы организации и проведения соревнований.
•Психология торговли изучает психологические условия и проблемы рекламы, спроса, обслуживания клиентов, формирования тенденций и направлений моды.
•Психология управления изучает психологические факторы, определяющие особенности поведения людей в организациях, проблемы взаимодействия руководителей с подчиненными, вопросы создания оптимального психологического климата.
•Психология научного творчества исследует особенности творческой личности, психологические факторы, стимулирующие творческую активность, закономерности и методы творческой деятельности (эвристики).
•Психология художественного творчества исследует психологические условия создания и восприятия произведений литературы и искусства.
•Возрастная психология изучает онтогенез различных психических процессов и свойств личности развивающегося человека. Она подразделяется на детскую психологию, психологию подростка, психологию юности, психологию взрослого человека, геронтопсихологию.
• Психология аномального развития или специальная психология изучает особенности развития психики при различныхотклонениях. Она подразделяется на патопсихологию,исследующую отклонения развития психики при различных формах мозговой патологии; олигофренопсихологию, изучающую патологии психического развития, связанные с врожденными дефектами мозга; сурдопсихологию, связанную с проблемами формирования психики ребенка при серьезных дефектах слуха; тифлопсихологию, занимающуюся проблемами психологии слабовидящих и незрячих.
•Сравнительная психология исследует филогенетические формы психической жизни, сопоставляет психику человека и животных, устанавливает характер и причины сходств и различий в их поведении. Разделами сравнительной психологии является зоопсихология, изучающая психику животных и этология, исследующая врожденные механизмы поведения животных.
•Психофизиология изучает физиологические основы, закономерности и механизмы организации психики и сознания.
•Дифференциальная психология исследует индивидуальные психофизиологические различия между людьми.
•Общая психология изучает основные свойства и общие закономерности психики и сознания.
•Социальная психология изучает психические явления, которые возникают в процессе взаимодействия людей в различных социальных группах (как организованных,
так и неорганизованных).
•Она включает в себя три основные ветви: социальную психологию больших групп, изучающую проблемы массовой коммуникации, закономерности моды, слухов, общественных настроений, психологию классов, наций, религии; социальную психологиюмалых групп, исследующую проблемы психологической совместимости, лидерства, сплоченности и взаимоотношений в коллективах организаций, семье и т.п.; социальную психологию личности, занимающуюся вопросами взаимодействия личности и социальных групп (проблемами изучения направленности личности, ее самооценки, устойчивости и внушаемости, коллективизма и индивидуализма).
Вопрос 3. Методы исследования в психологии
Основными методами являются: НАБЛЮДЕНИЕ И ЭКСПЕРИМЕНТ.
•НАБЛЮДЕНИЕ заключается в фиксации проявлений поведения и получения суждений о субъективныхпсихических явлениях. Выделяют житейские и научные наблюдения.
•ЭКСПЕРИМЕНТ — активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, в которых выявляется психологический факт; особый вид исследования, направленного на проверку научных и прикладных гипотез.
Методы психологии
Методы исследования в психологии
основные
наблюдение эксперимент вспомогательные
житейское |
лабораторный |
опросы |
включенное констатирующий тестирование
научное естественный
невключенное формирующий
Эксперимент бывает:
• Лабораторный — его проводят в лабораторных условиях с помощью специальной психологической аппаратуры.. Испытуемый знает,, что над ним идет эксперимент и получает четкую инструкцию..
•Естественный — включают игровую,, трудовую или учебную деятельность незаметно для испытуемого (не знает)..
•Констатирующий — в котором выявляются определенные психические особенности и уровень развития соответствующего качества..
•Формирующий — предполагающий
целенаправленное воздействие на испытуемого в
целях формирования у него определенных качеств.
Вспомогательныеметоды:
•Беседа — прямое или косвенное, устное или письменное получение от изучаемого сведений о его деятельности, в которых объективируются свойственные ему психологические явления
•Интервью — способ получения социально психологической информации с помощью устного опроса о виде ответов на поставленные вопросы
•Анкета — опросный лист для получения ответов на заранее составленную систему вопросов.
•Анализ результатов деятельности — метод опосредованного изучения психологических явлений по практическим результатам и предметам труда, в которых воплощаются творческие силы и способности людей.
•Социометрия — метод психологического исследования межличностных отношений в группе с целью определения структуры взаимоотношений и психологической совместимости.
•Тест — кратковременное задание, выполнение которого может служить показателем совершенства некоторых психических функций
Четыре группы
методов:
• I —организационные — сравнительный(сопоставление), лонгитюдный (многократный) и комплексный (разными науками, разными средствами);
•II — эмпирические — наблюдение и самонаблюдение, эксперимент, психодиагностика (тесты, анкеты, опросники, интервью, беседа), анализ продуктов деятельности, биографический;
•III — обработки данных — количественный (статистический) и качественный (дифференциация по группам, анализ);
•IV — интерпретационные — генетический (анализ материала в плане развития с выделением фаз, критических моментов) и структурный (установка связей между всеми характеристиками личности).