Билет №1.
Тифлопсихология — раздел специальной психологии, который изучает психическое развитие слепых и слабовидящих людей, пути и способы ее коррекции.
Предметом изучения тифлопсихологиии являются:
— слепые дети;
— лица, имеющие глубокие нарушения зрения;
— дети, имеющие амблиопию и косоглазие.
Задачи:
1)Изучение:
— общих закономерностей, свойственных также и нормально развивающемуся ребенку;
— специфических закономерностей психического развития детей с глубокими нарушениями зрения;
— механизмов, обеспечивающих компенсацию слепоты и слабовидения.
2)Изучение зависимости психического развития от:
— степени;
— характера;
— времени возникновения дефекта зрительной функции.
3)Выявление:
— потенциальных возможностей лиц с нарушением зрения;
— их способностей к преодолению отклонений в формировании психических процессов и личностных отклонений.
4)Разработка психологических основ эффективной коррекционно-педагогической помощи детям с недостатками зрительной функции.
5)Разработка специально-психологических основ эффективной интеграции лиц с нарушениями зрения в общество.
Методы:
— лабораторный и естественный эксперимент;
— наблюдение, изучение продуктов деятельности;
— социометрия.
9. Особенности зрительного восприятия у слабовидящих лиц с остаточным зрением.
Направлениями коррекционно-педагогической работы по развитию зрительного восприятия выступают: развитие поисково-ориентировочной функции зрительной деятельности, развитие информационно-познавательной функции зрительной деятельности, развитие регулирующей и контролирующей функции зрительной деятельности.
Каждое направление коррекционной работы реализуется определенным содержанием (разделы работы), средствами и методами тифлопедагогического воздействия. 1) Коррекция и развитие ориентировочно-поисковой функции зрительной деятельности детей с разной степенью и характером зрительного нарушения включает: развитие пространственного восприятия, формирование навыков пространственной ориентации.
Особенности развития коммуникативной деятельности детей с общим ...
... возраста. Предметом являются особенности развития коммуникативной деятельности у детей с ОНР. Цель настоящей работы: теоретическое обоснование проблемы развития коммуникативной деятельности детей с общим ... коммуникативных навыков. Речевой дефект затрудняет развитие коммуникативной и творческой деятельности детей этого возраста. Объектом курсовой работы являются дети с общим недоразвитием ...
Содержание коррекционно-развивающей работы по этим разделам способствует развитию пространственного зрения, разновидностями которого выступают форменное и стереоскопическое глубинное зрение, а также развитию периферического зрения.
Основные коррекционно-педагогические приемы направления: — специальная организация и обустройство предметно-пространственной среды, ближней и дальней зон видения, позволяющих ребенку с нарушенным зрением успешно решать зрительные задачи на поиск, пространственную локализацию объекта; — приемы привлечения и удерживания внимания детей к поисково-ориентировочной деятельности; — приемы развития полимодальной сенсорно-перцептивной основы отражения и анализа пространства и пространственных отношений; — приемы, формирующие алгоритмизацию действий поиска, которая упорядочивает поиск на фоне несовершенного или нарушенного функционирования зрительной системы; приемы, способствующие осмысленному поиску, например, предварительное формирование представлений об объектах будущего зрительного поиска и др.
2) Развитие информационно-познавательной функции зрительной деятельности. Включает: формирование сенсорных эталонов, предметных представлений; развитие восприятия сюжетных изображений. Содержание коррекционной работы по обозначенным разделам способствует обогащению зрительного чувственного опыта детей, обучению их способам обследования предметов и явлений окружающего мира, способам получения и переработки информации, в свою очередь обес-печивающих построение адекватного целостного зрительного образа.
Тифлопедагогические приемы: — подбор объектов восприятия (предметов, предметных и сюжетных картинок) по оптико-физическим характеристикам, соответствующим функциональным возможностям, в том числе и потенциальным, зрения детей, а по содержанию — отражающих возрастные и индивидуальные особенности психического развития и его потенциал; — приемы наглядного, словесного, практического методов формирования чувственных образов; — приемы развития внимания и памяти; приемы побуждения познавательных потребностей, поддержания познавательных интересов; — приемы формирования алгоритма обследования предметов, рациональных способов овладения и выполнения сенсорно-перцептивных действий; — приемы, обеспечивающие детям вариативное восприятие знакомого образа и др.
3) Развитие и совершенствование регулирующей и контролирующей функции зрительной деятельности, в условиях которой прежде всего формируются механизмы зрительно-моторной координации в системе «глаз — рука». Коррекционно-педагогическая работа обеспечивает не только развитие сенсорного и моторного компонентов зрения, но и способствует усилению сенсомоторных связей. В процессе выполнения практических действий (орудийных, графических и др.) совершенствуются аккомодационные механизмы, конвергенция глаз, развиваются поле взора и глазомер, т. е. глаз приобретает способность без непосредственных измерений определять и сравнивать пространственные величины.
Особенности представления о развитии личности у З.Фрейда и К.Г.Юнга ...
... его теория комплексов. Заимствовав у К. Юнга идею комплекса как группы представлений, связанных одним аффектом, Фрейд разработал концепцию комплексов как совокупности неосознаваемых эмоционально ... воздействие на современную ее автору научную общественность и даже на некоторые аспекты развития цивилизации, в особенности на искусство. Появилось множество последователей З.Фрейда - приверженцев теории ...
Тифлопедагогические приемы развития сенсорно-моторных связей, обеспечивающих зрительно-двигательную координацию:
— подбор или создание рабочего поля (клетка, линейка);
— коррекционно-педагогическая работа с детьми, имеющими остаточное зрение. Эреготическая деятельность должна способствовать включению остаточного зрения в отражательную и ориентировочную деятельность, активизации и развитию сохранных зрительных функций, развитию межанализаторных связей, обеспечивающих чувственное познание с подключением остаточного зрения, развитию поисково-ориентировочной функции зрительной деятельности и др.
В основе коррекционно-педагогических методов и приемов развития остаточного зрения у детей лежит отражение в их содержании востребованности в целенаправленном воздействии на компенсаторные механизмы, обеспечивающие незрячему ребенку адекватное и целостное отражение окружающего. Целью коррекционно-педагогической работы по развитию зрительного восприятия слабовидящих детей выступает не только исправление недостатков в развитии этого психического процесса в условиях суженной сенсорной сферы, но и предупреждение возможных вторичных отклонений в области представлений на последующих этапах развития, а также формирование компенсаторных способов сенсорно-перцептивной деятельности.
Билет №2.
11. Основные особенности образов памяти слепых и слабовидящих
Представления — это образы, запечатлевшиеся в памяти и в воображении в результате предшествовавшего восприятия предметов или явлений и возникающие в мозгу при отсутствии их непосредственного воздействия на органы чувств.
Нарушение функции зрения, затрудняя, ограничивая либо полностью исключая возможность зрительного восприятия, неизбежно отражаются и на представлениях, так как того, чего не было в восприятии, не может быть и в представлении.
Первой характерной особенностью представления слепых и слабовидящих является резкое сужение их круга за счет полного или частичного выпадения или редуцирования зрительных образов. Сокращение числа представлений частично компенсируется благодаря работе сохранных анализаторов, то есть за счет увеличения количества представлений других видов, и главным образом осязательных. Однако оно не может быть возмещено полностью, так как нарушение или отсутствие возможности визуально, дистантно воспринимать явления и предметы внешнего мира делает недоступным для восприятия слепых и слабовидящих целый ряд объектов.
Представления слепых и слабовидящих отличаются от образов памяти зрячих и качественно. Характерными особенностями их представлений являются фрагментарность, схематизм, низкий уровень обобщенности (генерализованность) и вербализм. Эти особенности , проявляются у лиц с дефектами зрения в различной степени в зависимости от состояния. зрительного анализатора, главным образом остроты зрения, размера и поля зрения, а также ряда других факторов: знаний, опыта, характера деятельности, условий обучения и воспитания и пр., влияющих на представления слепых и слабовидящих в той же степени, что и на образы памяти нормально видящих.
Фрагментарность зрительных представлений частичнозрячих и слабовидящих и осязательных у незрячих проявляется в том, что в образе объекта зачастую отсутствуют многие существенные детали. В результате образ не полон, лишен целостности, а иногда и неадекватен отображаемому объекту.
Коррекция моторного развития слепых детей первого года жизни
... заменяет слепому зрение, она дает ему знания и представления о предметах. В связи с этим развитие осязательного ... предметами и для осуществления перехода к ведущей предметной деятельности дети используют речевое общение» В первый месяц жизни ... раннего начала коррекционных занятий по развитию движений слепого ребенка. Рекомендации по коррекции моторного развития слепых детей раннего возраста (первый ...
В основе фрагментарности образов слепых и слабовидящих. лежит сукцессивность, последовательность осязательного или дефектного зрительного (особенно при сильном сужении поля зрения и поля обзора, возникающего вследствие снижения остроты зрения) восприятия. Сукцессивность и фрагментарность восприятия в значительной мере преодолеваются благодаря деятельности мышления, а также развитию навыков осязательного и зрительного обследования объектов.
Схематизм, так же как фрагментарность, возникает в результате недостаточно полного осязательного или зрительного отражения. Схематизм особенно отчетливо проявляется при репродуцировании образов, бедных деталями и поэтому слабо дифференцированных.
С перечисленными особенностями представлений при сужении сферы чувственного познания тесно связана и недостаточная обобщенность образов памяти слепых и слабовидящих. Очевидно, что процесс обобщения, выделения существенных, характерных признаков и абстрагирования от случайных свойств, деталей и их взаимоотношений находится в зависимости от полноты отражения и чувственного, сенсорного опыта.
С невозможностью осязательно или зрительно воспринимать те или иные объекты в целом или их отдельные свойства связана и такая характерная особенность представлений слепых и слабовидящих, как вербализм. Под вербализмом представлений понимается нарушение соотношения чувственного и понятийного в образе в сторону преобладания последнего или полное отсутствие чувственных элементов в словесном описании объекта.
Вербализм представлений хорошо иллюстрируется широким использованием незрячими описаний объектов, в которых фигурируют недоступные для осязательного восприятия признаки.
2. Характеристика сенсорной организации человека при глубоких нарушениях зрения
Сенсорная организация сложилась в процессе общественно-исторического развития человека и целиком отражает образ его жизни и характер деятельности. В сенсорной организации человека отражается его образ жизни и деятельности. Именно от этого зависят сложившееся соотношение анализаторов, преобладание зрительной системы, общее развитие анализаторных систем. В процессе трудовой деятельности в основу сенсорной организации человека легли зрнтельно-тактильно-кинестезические связи и оптико-вестибулярная установка.
Серьезные нарушения или полная утрата функций зрительного анализатора, приводящие к слабовидению или слепоте, разрушают частично или полностью сложившиеся в процессе общественно-исторического развития межанализаторные связи. Нарушение исторически сложившегося взаимодействия между зрительным и другими анализаторами отражается на всей сенсорной организации человека, что в свою очередь вызывает определенные отклонения в сферах логического познания и практики. Все это могло бы привести к необратимым патологическим изменениям в развитии психики, если бы сенсорная организация не обладала большой динамичностью и пластичностью. Эти качества сенсорной организации проявляются в том, что, сложившись в процессе общественно-исторического развития, они продолжают развиваться и претерпевают, определенные изменения в зависимости от трудовой деятельности индивида и окружающих его условий.
Современные исследования сенсорно-перцептивных процессов
... 2.3. Иллюзии восприятия……….………………………………………...19 3. ЧУВСТВЕННОЕ ПОЗНАНИЕ МИРА И ЛИЧНОСТЬ………………… ... качества – это уже сознательная аналитическая деятельность, которая предполагает абстракцию, соотнесение, классификацию. ... благодаря нескольким психическим процессам, объединенных общим названием, – познавательные процессы. Познание человек ... в этот список попадают зрение, слух, обоняние, вкус). На самом ...
Известный советский психолог Б.Г. Ананьев, — рассматривая условия выделяет следующие, наиболее существенные факторы развития ощущений в норме: 1) непосредственное влияние трудовой деятельности на повышение чувствительности тех анализаторных систем, которые включены в трудовые акты; 2) прогрессивное развитие орудий труда, технических средств, опосредствующих развитие соответствующих видов чувствительности; 3) обратное влияние логического мышления, имеющего своим источником чувственное познание, на совершенствование способов этого познания.
Нетрудно заметить, что перечисленные условия развития ощущений почти полностью совпадают с основными социальными факторами компенсации дефектов зрения, откуда можно сделать вывод, что сенсорное развитие, как в норме, так и при патологии органов зрения идет в одном направлении и подчиняется одним и тем же закономерностям. Различие заключается лишь в том, что в процессе деятельности у лиц с нарушенными функциями зрения участие зрительного анализатора определяется степенью патологических изменений в нем и характером производимых операций. Изменения в сенсорной организации при слепоте и слабовидении имеют частный характер.
Наблюдающаяся перестройка межанализаторных связей не меняет структуры, сущности и назначения, сенсорной организации — адекватного чувственного отражения окружающего мира. Несмотря на имеющиеся в составе чувственного познания изменения (выпадение или редуцирование зрения) и вызванное этим своеобразие протекания процессов отражения и возникновения образов, слепые и слабовидящие правильно, адекватно отражают действительность, что подтверждается результатами их познавательной и практической деятельности.