Лекция1. Предмет, задачи и методы исследования психологии
Возрастного развития
Вопросы:
1. Предмет и задачи возрастной психологии.
2. Связи возрастной психологии с другими отраслями психологической науки и со смежными научными дисциплинами.
3. Специфика методов исследования, применяемых в ВП.
Литература:
1. Болотова А.К. Психология развития и возрастная психология: учеб. для вузов [электронный ресурс]/А.К.Болотова. — М: НИУ Высшая школа экономики, 2012.-528 с.
2. Колюцкий, В.Н. Психология развития и возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека: учебное пособие [Электронный ресурс]/ В.Н. Колюцкий, И.Ю. Кулагина. — М.: Академический проект, 2011. — 432 с. — Режим доступа
3. Батюта М.Б. Возрастная психология [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Батюта М.Б., Князева Т.Н.— Электрон, текстовые данные.— М.: Логос, 2013.—306 с.
Ключевые слова:возрастная психология, генезис психики, онтогенез, филогенез, генетические исследования, дневниковые наблюдения, лонгитюдный эксперимент, срезовый эксперимент, формирующий эксперимент; тестирование, анализ продуктов творческой деятельности.
Предмет и задачи возрастной психологии.
Что такое психология?
Для чего нужны знания по возрастной психологии?
Создание условий для обучения с учетом возрастных и личностных
особенностей ребенка, ведущего вида деятельности
Т.о., возрастная психология — отрасль психологической науки, знание которой необходимо для эффективной организации образовательного процесса.
Возрастная психология — отрасль психологической науки, которая изучает закономерности психического развития человека и становление его личности на этапах онтогенетического развития от рождения до старости.
Свое название наука получила не сразу, изначально в качестве направления психологического знания она возникла как психология детства. В 1882 году немецкий ученый Вильгельм Прейер опубликовал в книге «Душа ребенка» свои наблюдения за развитием собственного сына, которые положили начало дальнейшим научным исследованиям детской психики.
Длительное время велся поиск и уточнение предмета детской психологии, определялись понятия, связанные с развитием ребенка, формировалась методология науки. Первые научные поиски (конец 19 начало 20 вв) были связаны с накоплением фактических данных эмпирического характера об особенностях поведения и психического развития в детские годы. Это был поиск ответов на вопросы: как меняется психика ребенка; когда и в какой последовательности у него появляются новые умения, когда и какие показатели взросления фиксируются в его развитии.
Развитие выносливости у детей среднего и старшего возраста
... систематическое наблюдение, используемое при выяснении общего и различного в методах развития выносливости у детей. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка ... сравнительно продолжительный бег) [7; c. 215]. Развитие выносливости, как и других физических способностей, на различных этапах возрастного созревания организма происходит неравномерно. Мерилом (измерением) выносливости ...
Важнейшим фактором возникновения возрастной психологии как отрасли научного знания стал психологический интерес к воспитанию и обучению ребенка. Первые систематические наблюдения, а также разработка способов изучения психики связаны с именами Вильгельма Прейера, Арнольда Гезела, Стенли Холла.
В отечественной психологии основные задачи детской возрастной психологии были определены Л.С. Выготским и его последователями А.В. Запорожцем, Д.Б. Элькониным, Л.И. Божович и др. в исследованиях, посвященных развитию ребенка на различных этапах онтогенеза, ученые указываю необходимость изучения специфики каждого возрастного периода, закономерностей перехода с одного этапа на другой и динамики психических изменений от возраста к возрасту.
Исследование особенностей психического развития человека на последующих этапах онтогенеза — взрослости и старости — стало предметом возрастной психологии несколько позднее.
Таким образом, современная возрастная психология включает 3 раздела:
Психология детства и юношества;
Психология взрослого (зрелого) возраста;
Психология пожилого возраста (геронтопсихология).
Что является предметом дисциплины?
Предмет — возрастные изменения психики в онтогенезе.
Современный этап развития возрастной психологии как науки определяют стоящие перед ней теоретические и практические задачи:
Выявление психологического содержания последовательности этапов онтогенеза;
Изучение возрастной динамики психических процессов;
Исследование влияния на индивидуальное развитие человека культурно-исторических этнических и социально-экономических условий.
2. Связи возрастной психологии с другими отраслями психологической науки и со смежными научными дисциплинами.
С какими отраслями психологического знания связана возрастная психология?
Возрастная психология тесно связана с общей, социальной, педагогической и дифференциальной психологией.
В общей психологии исследуются психические функции (ощущение, восприятие, память, мышление, речь, воображение), а также рассматриваются такие личностные образования как мотивация, самооценка и уровень притязаний, ценностные ориентации, мировоззрение и т.д. в ВП прослеживается процесс развития каждой психической функции на разных возрастных этапах и закономерности формирования личностных свойств ребенка, изучаются их особенности в определенном возрасте.
Связь ВП с социальной показывает зависимость развития и поведения ребенка от особенностей тех групп в которые он входит: семья детский сад, школа, подростковая компания. Возрастная и пед. психология смотрят на процесс взаимодействия ребенка и взрослого с разных сторон — возр. псих, с точки зрения развития ребенка, педагогическая с т.зр. необходимых действий воспитателя и учителя, необходимых для развития, обучения и воспитания ребенка.
Помимо возрастных закономерностей существуют и индивидуальные различия, которыми занимается дифференциальная психология, т.к. дети одного и того же возраста могут обладать разным уровнем развития интеллекта и различными личностными свойствами.
Кроме наук психологического цикла ВП связана с различными отраслями педагогики, биологией, медициной, философией и др. науками.
Особая связь ВП с педагогикой. К.Д. Ушинский в труде «Человек предмет воспитания» определил знание ВП для педагогики след. образом: «Если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях».
З.Специфика методов исследования, применяемых в ВП.
Метод — это способ, путь изучения объективной действительности, познания истины. В переводе с греческого «methodos» означает «путь».
ВП использует методы пришедшие из общей, социальной, дифференциальной психологии.
Наиболее широко распространены в ВП метод наблюдения и эксперимента
Методы психологии могут быть условно разделены на две основные группы: субъективные и объективные.
Субъективные методы основываются на самооценках или самоотчетах испытуемых, а также на мнении исследователей о том или ином наблюдаемом явлении или полученной информации. С выделением психологии в самостоятельную науку субъективные методы получили первоочередное развитие и продолжают совершенствоваться в настоящее время. Самыми первыми методами изучения психологических явлений были наблюдение, самонаблюдение, метод изучения документов и опрос (Маклаков AT.).
Наблюдение — целенаправленное, организованное восприятие и регистрация объекта. Наиболее распространенный метод, с помощью которого изучают психологические явления в различных условиях без вмешательства в их течение
Виды наблюдения как метода психологии:
Эксперимент — метод, предполагающий активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания наилучших условий для изучения конкретных психологических явлений
Виды экспериментов
Беседа — метод психологических исследований, когда необходимая информация собирается в процессе разговора между психологом и испытуемым
Основные требования к беседе как научному методу: -определение основной цели исследования;
-наличие гибкой программы, позволяющей менять ее ход в зависимости от ответов испытуемого;
-наличие психологического контакта;
-беседа должна быть непринужденной и чередоваться с отвлеченными разговорами (не превращаться в допрос);
-вопросы не должны подталкивать человека к какому-то ответу («Вам достаточно легко выполнять эту операцию?»);
\
— желательно ставить вопросы в косвенной форме (А что, если бы… Как вы думаете…);
— беседа проводится в индивидуальном порядке, чтобы избежать побочного воздействия присутствующих лиц;
-система вопросов должна включать взаимопроверку;
-ход беседы должен фиксироваться на бумаге, не кинопленке, или сразу после ее
окончания («по горячим следам»).
Тестирование — метод, во время применения которого испытуемые выполняют определенные действия по заданию исследователя.
Тест — это стандартизированное краткое психологическое испытание, предназначенное для определения психологических качеств человека
Виды тестов
Отличительной особенностью теста как метода психологического исследования является стандартизированный характер его применения, что подразумевает получение точных и надежных количественных результатов. Эти результаты должны быть сравнимы между собой, иметь средние показатели по каждой популяции определенного возраста и пола, и самое главное — выявлять именно те психологические характеристики, которые интересуют исследователя.
Основные характеристики тестов как метода психологии