Виды профессиональной деятельности, которые реализуются обучающимися в ходе прохождения практики

Практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (Адаптация ребенка к обучению в школе)

Направление: 44.03.02 – Психолого-педагогическое образование

 

Уровень образования:бакалавриат

Профиль: Психология и педагогика дошкольного образования

 

 

Челябинск, 2015

Содержание

 

1. Пояснительная записка……………………………………………………
1.1. Общие сведения ………………………………………..………………….
1.2. Виды профессиональной деятельности, которые реализуются обучающимися в ходе практики ………………………………………………
1.3. Место практики в структуре образовательной программы …………..
1.4. Цель и задачи практики …………………………………………………..
1.5. Перечень планируемых результатов обучения при прохождении практики…………………………………………………………………………
2. Содержание практики……………………………………………………..
3. Формы отчетности по практике………………………………………….
4. Фонд оценочных средств по практике………………………..…………
5. Учебно-методическое обеспечение практики……………………………
6. Перечень информационных технологий…………………………………
7. Описание материально-технической базы………………………………
8. Методические указания……………………………………………………
Приложения  

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Общие сведения (Таблица 1)

Таблица 1

Общие сведения о практике

Общие сведения    
очная  
 
Вид практики Производственная  
Название практики Адаптация ребенка к обучению в школе  
Место проведения практики МОУ НОШ, МОУ СОШ  
Курс  
Семестр  
Способ проведения Стационарная  
Форма (формы) проведения Дискретно (концентрированная)  
Объем практики в зачетных единицах 3 ЗЕТ  
Продолжительность в неделях (часах) 2 недели (108 ЧАСОВ: на базе практики)  
Календарный срок Первые две недели сентября    

Виды профессиональной деятельности, которые реализуются обучающимися в ходе прохождения практики.

Психолого-педагогическое сопровождение детей в период адаптации к школьному обучению, в том числе психолого-педагогическая помощь детям, испытывающим трудности в самоорганизации и освоении школьных требований, социальной адаптации.

 

1.3. Место практики в структуре образовательной программы.

Практика относится к профессиональному циклу, вариативная часть образовательной программы.

 

1.3.1. Необходимый для выхода на практику перечень знаний, умений и владений, сформированных ранее в ходе изучения дисциплин образовательной программы и / или прохождения практик.

знать:

· психо-физиологические особенности детей 6-7 лет (Основы общей психологии, Детская психология, Психология развития);

· возрастные особенности психолого-педагогического развития личности (Возрастная психология);

· возрастные особенности анатомо-физиологического развития личности (Анатомия и возрастная физиология);

· нормативно-правовую базу ГОШ (КВ Подготовка детей к обучению в школе);

· общие основы преемственности ДОО и НОО (Педагогика, Практическая педагогика, Преемственность образовательных программ начального и дошкольного образования)

· критерии и показатели ГОШ (КВ Подготовка детей к обучению в школе);

· основы формирования предпосылок учебной самостоятельности в старшем дошкольном возрасте (КВ Подготовка детей к обучению в школе, Дошкольная педагогика).

уметь:

· применять знание возрастных особенностей психолого-педагогического и анатомо-физиологического развития личности с целью психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста в период адаптации к обучению в школе;

· применять современные информационные технологии в процессе усвоения дисциплины;

· применять знание различных теорий обучения, воспитания и развития, основных образовательных программ для обучающихся дошкольного и младшего школьного возрастов.

владеть:

· технологией применения знаний возрастных (индивидуальных и групповых) особенностей психолого-педагогического и анатомо-физиологического развития личности и умения выявлять уровень готовности к школьному обучению, соответствие возрастной норме развития детей 6-7 лет;

· алгоритмом применения современных информационных технологий в процессе усвоения дисциплины

1.3.2. Место данной практики в последующем профессиональном образовании обучающегося.

В период прохождения практики обучающиеся получают ЗУВ, которые необходимы в последующем профессиональном образовании обучающегося при прохождении практик (Просветительская работа в ДОО, Преддипломная практика).

Цель и задачи практики.

Цель: знакомство с системой работы по организации адаптации детей к обучению в школе и реализации преемственности ДОО и НОО.

Задачи:

· Осуществить сбор сведений об учреждении, в котором была пройдена практика (специфика работы, основные направления деятельности, специфика проблем, которые решает данное медицинское учреждение).

· Познакомиться с системой работы педагога по адаптации детей к обучению в школе.

· Познакомиться с основными методами работы завуча и школьного психолога, социального работника в период адаптации детей к обучению в школе.

· Определить уровень готовности ребенка к школьному обучению.

· Познакомиться с системой методической работы по реализации преемственности в ДОО и НОО.

· Оформить отчетную документацию по практике.

 

1.5. Перечень планируемых результатов обучения при прохождении практики (Таблица 2).

Таблица 2

Перечень планируемых результатов практики

№ п/п Компетенция (содержание и обозначение в соответствии с ФГОС и ОПОП) Трудовые функции и квалификационные требования в соответствии с Профессиональным стандартом Планируемые результаты (конкретизированные цели)
Знать Уметь Владеть
1. готовностью обеспечивать соблюдение педагогических условий общения и развития дошкольников в образовательной организации (ПК-4);     Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в образовательных организациях дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования A/01.6, A/02.6, A/03.6 З.1 теоретические и практико-ориентированные основы организации различных видов деятельности: игровую, учебную, предметную, продуктивную, культурно-досуговую в процессе адаптации детей к обучению в школе и реализации преемственности ступеней ДОО и НОО У.1 использовать методы психолого-педагогического сопровождения для решения различных профессиональных задач в процессе адаптации детей к обучению в школе и реализации преемственности ступеней ДОО и НОО   В. 1 различны- ми средствами коммуникации в профессиональной педагогической деятельности в процессе адаптации детей к обучению в школе, принимать участие в методической работе по осуществлению преемственности ДОО и НОО  

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ

Таблица 3

Содержание практики очной и заочной форм обучения

№ п/п Виды работ, перечень заданий Трудоемкость (в часах) Учебно-методическое обеспечение Код компетенции
на базе практики самостоятельная работа
Этап практики (вводный)
  · Сбор сведений об учреждении, в котором была пройдена практика (специфика работы по адаптации в 1 классе, основные направления деятельности по реализации преемственности ДОО и НОО, специфика проблем, которые решает данное образовательное учреждение).

· Знакомство с системой работы педагога в период адаптации детей к обучению в школе.

Презентации ПК-4
Этап практики (основной)
        · Наблюдение за игровой и учебной деятельностью первоклассников. · Организация перемен. · Конспектирование и анализ образовательной деятельности детей. · Беседы с учителем, завучем по учебной работе по проблемам реализации преемственности, формирования основ учебной самостоятельности . · Составление психолого-педагогической характеристики. Карта наблюдения, характеристика ПК-4
Этап практики (итоговый)
· Оформление отчетной документации по практике.   ПК-4
    Итого: 108 часов    

 

 

Индивидуальный график работы практиканта на период практики

(Ф.И.О. практиканта, направление подготовки, профиль, группа, курс)

Дата Время Содержание работы
на базе практики самостоятельная работа
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       

 

 

Руководитель практики

из образовательного учреждения:

Ф.И.О. ________(подпись)

 

Групповой руководитель практики:

Ф.И.О. _______(подпись)

Приложение 2

 

План оформления протокола посещения урока

 

Класс, ФИО учителя_____________________________________

Кабинет __________________________________________________

Дата _____________________________________________________

Общее время ______________________________________________

Тема занятия (урока)___________________________________________________

Цель и задачи (образовательная, развивающая, воспитывающая)______________

Место занятия (урока) в системе занятий (уроков)__________________________

Продолжительность___________________________________________________

Контингент участников

Этапы урока______________________________

Оборудование и необходимые материалы_________________________________

Планируемые результаты обучения_______________________________________

Ход урока________________________________

Методы и технологии

Примечания_______________________________________________

Анализ содержание занятия (урока) – соответствие заявленным целям и задачам

Выводы__________________________________________________

 

Студенты, посещая уроки в первую неделю сентября, фиксируют особенности процесса адаптации детей 6-7 лет к обучению в школе. В протоколе, оформленном в виде таблицы или свободного описания наблюдений за организацией взаимодействия между учителем и учащимися, фиксируются поведенческие реакции ребенка, вербальное сопровождение деятельности, динамика эмоциональных состояний и др.. Протокол заполняется непосредственно в процессе урока.

 

 

Приложение 3

 

План отчета практиканта о работе в период практики

(Ф.И.О. практиканта, направление подготовки, профиль, группа, курс)

1. Вид практики.

2. Название практики.

3. Сроки практики.

4. Место прохождения практики.

5. Оценка условий работы в образовательном учреждении (материальные и бытовые условия, методическое обеспечение и др.).

6. Основные направления своей работы в процессе практики (диагностическое, коррекционно-развивающее, воспитательное и др.).

7. Количество и тематика посещенных занятий педагогов, педагога-психолога, социального работника.

8. Количество и тематика проведенных мероприятий в период практики (проведение диагностики, организация перемен, воспитательных мероприятий и др.).

9. Реализация задач практики.

10. Трудности, испытываемые в период прохождения практики.

11. Замечания и предложения руководителям практики по организации и проведению практики.

 

Приложение 5

План отзыва о практике

Примерные вопросы, которые необходимо отразить в отзыве:

1. Что Вы ожидали, идя на практику? Оправдались ли Ваши ожидания?

2. Чему Вы научились? Какие новые умения и навыки приобрели? Какие теоретические и практические знания Вы использовали?

3. Что особенно понравилось?

4. Как часто Вы обращались за помощью к руководителю от базы практики и групповому руководителю от факультета, и насколько она Вас удовлетворяла?

5. Какие трудности испытывали в период прохождения практики? Какими способами их разрешали?

6. Что бы Вы предложили изменить в организации и проведении практики, чтобы максимально использовать ее возможности?

 

Приложение 6

 

План составления характеристики на обучающегося-практиканта

1. Фамилия, имя и отчество практиканта.

2. Сроки и место прохождения практики.

3. Уровень реализации практикантом учебных, воспитательных и исследовательских задач в соответствии с программой практики.

4. Творческий подход к выполнению программы практики: поиск активных методов воспитательной, коррекционно-развивающей и других видов работы с учащимися и коллективом.

5. Профессиональные качества: соблюдение норм профессиональной этики, способность устанавливать контакт с детьми, их родителями и педагогическим коллективом, дисциплина, отношение к поручениям педагога-психолога, самостоятельность при выполнении различных видов работы.

6. Уровень знаний об основных психолого-педагогических проблемах, возникающих в процессе оказания профессиональной помощи.

7. Готовность к прохождению практики: умение использовать теоретические знания на практике, владение психолого-педагогической диагностикой проблем развития, способность учитывать возрастные и индивидуально-психологические особенности учащихся.

8. Соблюдение требований охраны труда, техники безопасности.

9. Положительное и недостатки в работе обучающегося-практиканта.

10. Основные проявления профессионального и личностного развития практиканта в ходе практики.

11. Общие рекомендации обучающемуся.

12. Рекомендуемая отметка за практику: (отлично, хорошо, удовлетворительно).

 

Дата

Подпись педагога-психолога

Печать

 


Приложение 7

Таблица 9

Лист1 экспертной оценки результатов учебной практики обучающегося

Ф.И.О. обучающегося _____________________________________________

Профиль / программа, группа _______________________________________

Компетенции2 / показатели2(ЗУВ) Задания для проверки / отчетность Оценка результатов практики (в баллах)3 Коэффициент успешности6
Внешний руководитель практики4 Групповой руководитель5 Самооценка обучающегося Средний балл
ПК   З.2. У.2. В.1.   · Стенограмма индивидуальной психотерапевтической беседы (психологический анализ) · Стенограмма групповой психотерапевтической встречи (психологический анализ)
ПК   З.3. З.4. · Содержание практики и перечень отчетной документации; · Сведения об учреждении, в котором была пройдена практика (специфика работы, основные направления деятельности, специфика проблем, которые решает данное медицинское учреждение);      
У.3. У.4. У.5.   · Сведения об учреждении, в котором была пройдена практика (специфика работы, основные направления деятельности, специфика проблем, которые решает данное медицинское учреждение); · Стенограмма индивидуальной психотерапевтической беседы (психологический анализ) · Стенограмма групповой психотерапевтической встречи (психологический анализ)      
В.2. В.3. · Защита отчета на итоговой конференции по практике      
Среднее значение коэффициента сформированности компетенций7
Оценка за выполнение заданий по практике8

 

Групповой руководитель _____________ / __________________________Ф.И.О.

Дата ____________

 

Показатели:

0 баллов – показатель не выражен;

0,5 баллов – показатель слабо выражен;

1 балл – показатель ярко выражен.

 

Примечания:

1 лист заполняется на каждого обучающегося по каждой составляющей практики по всем компетенциям, выносимым на проверку;

2 указывается код компетенции и коды ЗУВ (в соответствии с Таблицей 5);

3внешний руководитель практики, групповой руководитель практики и обучающийся оценивают результаты практики в соответствии с количественными показателями, указанными выше;

4в зависимости от составляющей практики указывается руководитель с базы практики, например, учитель, классный руководитель, мастер производственного обучения, технолог и пр.; в случае если отсутствует внешний руководитель практики (учебная практика), то в состав экспертов может быть включен заведующий кафедрой / руководитель образовательной программы;

5в зависимости от составляющей практики указывается групповой руководитель по методике обучения, руководитель по педагогике и др. (руководитель от университета);

6 подсчет ведется в соответствии с п. 4.3;

7определяется по формуле: сумма значений коэффициентов по каждой компетенции, деленная на их количество;

8 оценка определяется по критериям (см. Таблица 11).