Практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (Адаптация ребенка к обучению в школе)
Направление: 44.03.02 – Психолого-педагогическое образование
Уровень образования:бакалавриат
Профиль: Психология и педагогика дошкольного образования
Челябинск, 2015
Содержание
1. Пояснительная записка…………………………………………………… | |
1.1. Общие сведения ………………………………………..…………………. | |
1.2. Виды профессиональной деятельности, которые реализуются обучающимися в ходе практики ……………………………………………… | |
1.3. Место практики в структуре образовательной программы ………….. | |
1.4. Цель и задачи практики ………………………………………………….. | |
1.5. Перечень планируемых результатов обучения при прохождении практики………………………………………………………………………… | |
2. Содержание практики…………………………………………………….. | |
3. Формы отчетности по практике…………………………………………. | |
4. Фонд оценочных средств по практике………………………..………… | |
5. Учебно-методическое обеспечение практики…………………………… | |
6. Перечень информационных технологий………………………………… | |
7. Описание материально-технической базы……………………………… | |
8. Методические указания…………………………………………………… | |
Приложения |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Общие сведения (Таблица 1)
Таблица 1
Общие сведения о практике
Общие сведения | ||
очная | ||
Вид практики | Производственная | |
Название практики | Адаптация ребенка к обучению в школе | |
Место проведения практики | МОУ НОШ, МОУ СОШ | |
Курс | ||
Семестр | ||
Способ проведения | Стационарная | |
Форма (формы) проведения | Дискретно (концентрированная) | |
Объем практики в зачетных единицах | 3 ЗЕТ | |
Продолжительность в неделях (часах) | 2 недели (108 ЧАСОВ: на базе практики) | |
Календарный срок | Первые две недели сентября |
Виды профессиональной деятельности, которые реализуются обучающимися в ходе прохождения практики.
Психолого-педагогическое сопровождение детей в период адаптации к школьному обучению, в том числе психолого-педагогическая помощь детям, испытывающим трудности в самоорганизации и освоении школьных требований, социальной адаптации.
1.3. Место практики в структуре образовательной программы.
Практика относится к профессиональному циклу, вариативная часть образовательной программы.
1.3.1. Необходимый для выхода на практику перечень знаний, умений и владений, сформированных ранее в ходе изучения дисциплин образовательной программы и / или прохождения практик.
знать:
· психо-физиологические особенности детей 6-7 лет (Основы общей психологии, Детская психология, Психология развития);
· возрастные особенности психолого-педагогического развития личности (Возрастная психология);
· возрастные особенности анатомо-физиологического развития личности (Анатомия и возрастная физиология);
· нормативно-правовую базу ГОШ (КВ Подготовка детей к обучению в школе);
· общие основы преемственности ДОО и НОО (Педагогика, Практическая педагогика, Преемственность образовательных программ начального и дошкольного образования)
· критерии и показатели ГОШ (КВ Подготовка детей к обучению в школе);
· основы формирования предпосылок учебной самостоятельности в старшем дошкольном возрасте (КВ Подготовка детей к обучению в школе, Дошкольная педагогика).
уметь:
· применять знание возрастных особенностей психолого-педагогического и анатомо-физиологического развития личности с целью психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста в период адаптации к обучению в школе;
· применять современные информационные технологии в процессе усвоения дисциплины;
· применять знание различных теорий обучения, воспитания и развития, основных образовательных программ для обучающихся дошкольного и младшего школьного возрастов.
владеть:
· технологией применения знаний возрастных (индивидуальных и групповых) особенностей психолого-педагогического и анатомо-физиологического развития личности и умения выявлять уровень готовности к школьному обучению, соответствие возрастной норме развития детей 6-7 лет;
· алгоритмом применения современных информационных технологий в процессе усвоения дисциплины
1.3.2. Место данной практики в последующем профессиональном образовании обучающегося.
В период прохождения практики обучающиеся получают ЗУВ, которые необходимы в последующем профессиональном образовании обучающегося при прохождении практик (Просветительская работа в ДОО, Преддипломная практика).
Цель и задачи практики.
Цель: знакомство с системой работы по организации адаптации детей к обучению в школе и реализации преемственности ДОО и НОО.
Задачи:
· Осуществить сбор сведений об учреждении, в котором была пройдена практика (специфика работы, основные направления деятельности, специфика проблем, которые решает данное медицинское учреждение).
· Познакомиться с системой работы педагога по адаптации детей к обучению в школе.
· Познакомиться с основными методами работы завуча и школьного психолога, социального работника в период адаптации детей к обучению в школе.
· Определить уровень готовности ребенка к школьному обучению.
· Познакомиться с системой методической работы по реализации преемственности в ДОО и НОО.
· Оформить отчетную документацию по практике.
1.5. Перечень планируемых результатов обучения при прохождении практики (Таблица 2).
Таблица 2
Перечень планируемых результатов практики
№ п/п | Компетенция (содержание и обозначение в соответствии с ФГОС и ОПОП) | Трудовые функции и квалификационные требования в соответствии с Профессиональным стандартом | Планируемые результаты (конкретизированные цели) | ||
Знать | Уметь | Владеть | |||
1. | готовностью обеспечивать соблюдение педагогических условий общения и развития дошкольников в образовательной организации (ПК-4); | Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в образовательных организациях дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования A/01.6, A/02.6, A/03.6 | З.1 теоретические и практико-ориентированные основы организации различных видов деятельности: игровую, учебную, предметную, продуктивную, культурно-досуговую в процессе адаптации детей к обучению в школе и реализации преемственности ступеней ДОО и НОО | У.1 использовать методы психолого-педагогического сопровождения для решения различных профессиональных задач в процессе адаптации детей к обучению в школе и реализации преемственности ступеней ДОО и НОО | В. 1 различны- ми средствами коммуникации в профессиональной педагогической деятельности в процессе адаптации детей к обучению в школе, принимать участие в методической работе по осуществлению преемственности ДОО и НОО |
СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ
Таблица 3
Содержание практики очной и заочной форм обучения
№ п/п | Виды работ, перечень заданий | Трудоемкость (в часах) | Учебно-методическое обеспечение | Код компетенции | |
на базе практики | самостоятельная работа | ||||
Этап практики (вводный) | |||||
· Сбор сведений об учреждении, в котором была пройдена практика (специфика работы по адаптации в 1 классе, основные направления деятельности по реализации преемственности ДОО и НОО, специфика проблем, которые решает данное образовательное учреждение).
· Знакомство с системой работы педагога в период адаптации детей к обучению в школе. |
Презентации | ПК-4 | |||
Этап практики (основной) | |||||
· Наблюдение за игровой и учебной деятельностью первоклассников. · Организация перемен. · Конспектирование и анализ образовательной деятельности детей. · Беседы с учителем, завучем по учебной работе по проблемам реализации преемственности, формирования основ учебной самостоятельности . · Составление психолого-педагогической характеристики. | Карта наблюдения, характеристика | ПК-4 | |||
Этап практики (итоговый) | |||||
· Оформление отчетной документации по практике. | ПК-4 | ||||
Итого: 108 часов |
Индивидуальный график работы практиканта на период практики
(Ф.И.О. практиканта, направление подготовки, профиль, группа, курс)
Дата | Время | Содержание работы | |
на базе практики | самостоятельная работа | ||
Руководитель практики
из образовательного учреждения:
Ф.И.О. ________(подпись)
Групповой руководитель практики:
Ф.И.О. _______(подпись)
Приложение 2
План оформления протокола посещения урока
Класс, ФИО учителя_____________________________________
Кабинет __________________________________________________
Дата _____________________________________________________
Общее время ______________________________________________
Тема занятия (урока)___________________________________________________
Цель и задачи (образовательная, развивающая, воспитывающая)______________
Место занятия (урока) в системе занятий (уроков)__________________________
Продолжительность___________________________________________________
Контингент участников
Этапы урока______________________________
Оборудование и необходимые материалы_________________________________
Планируемые результаты обучения_______________________________________
Ход урока________________________________
Методы и технологии
Примечания_______________________________________________
Анализ содержание занятия (урока) – соответствие заявленным целям и задачам
Выводы__________________________________________________
Студенты, посещая уроки в первую неделю сентября, фиксируют особенности процесса адаптации детей 6-7 лет к обучению в школе. В протоколе, оформленном в виде таблицы или свободного описания наблюдений за организацией взаимодействия между учителем и учащимися, фиксируются поведенческие реакции ребенка, вербальное сопровождение деятельности, динамика эмоциональных состояний и др.. Протокол заполняется непосредственно в процессе урока.
Приложение 3
План отчета практиканта о работе в период практики
(Ф.И.О. практиканта, направление подготовки, профиль, группа, курс)
1. Вид практики.
2. Название практики.
3. Сроки практики.
4. Место прохождения практики.
5. Оценка условий работы в образовательном учреждении (материальные и бытовые условия, методическое обеспечение и др.).
6. Основные направления своей работы в процессе практики (диагностическое, коррекционно-развивающее, воспитательное и др.).
7. Количество и тематика посещенных занятий педагогов, педагога-психолога, социального работника.
8. Количество и тематика проведенных мероприятий в период практики (проведение диагностики, организация перемен, воспитательных мероприятий и др.).
9. Реализация задач практики.
10. Трудности, испытываемые в период прохождения практики.
11. Замечания и предложения руководителям практики по организации и проведению практики.
Приложение 5
План отзыва о практике
Примерные вопросы, которые необходимо отразить в отзыве:
1. Что Вы ожидали, идя на практику? Оправдались ли Ваши ожидания?
2. Чему Вы научились? Какие новые умения и навыки приобрели? Какие теоретические и практические знания Вы использовали?
3. Что особенно понравилось?
4. Как часто Вы обращались за помощью к руководителю от базы практики и групповому руководителю от факультета, и насколько она Вас удовлетворяла?
5. Какие трудности испытывали в период прохождения практики? Какими способами их разрешали?
6. Что бы Вы предложили изменить в организации и проведении практики, чтобы максимально использовать ее возможности?
Приложение 6
План составления характеристики на обучающегося-практиканта
1. Фамилия, имя и отчество практиканта.
2. Сроки и место прохождения практики.
3. Уровень реализации практикантом учебных, воспитательных и исследовательских задач в соответствии с программой практики.
4. Творческий подход к выполнению программы практики: поиск активных методов воспитательной, коррекционно-развивающей и других видов работы с учащимися и коллективом.
5. Профессиональные качества: соблюдение норм профессиональной этики, способность устанавливать контакт с детьми, их родителями и педагогическим коллективом, дисциплина, отношение к поручениям педагога-психолога, самостоятельность при выполнении различных видов работы.
6. Уровень знаний об основных психолого-педагогических проблемах, возникающих в процессе оказания профессиональной помощи.
7. Готовность к прохождению практики: умение использовать теоретические знания на практике, владение психолого-педагогической диагностикой проблем развития, способность учитывать возрастные и индивидуально-психологические особенности учащихся.
8. Соблюдение требований охраны труда, техники безопасности.
9. Положительное и недостатки в работе обучающегося-практиканта.
10. Основные проявления профессионального и личностного развития практиканта в ходе практики.
11. Общие рекомендации обучающемуся.
12. Рекомендуемая отметка за практику: (отлично, хорошо, удовлетворительно).
Дата
Подпись педагога-психолога
Печать
Приложение 7
Таблица 9
Лист1 экспертной оценки результатов учебной практики обучающегося
Ф.И.О. обучающегося _____________________________________________
Профиль / программа, группа _______________________________________
Компетенции2 / показатели2(ЗУВ) | Задания для проверки / отчетность | Оценка результатов практики (в баллах)3 | Коэффициент успешности6 | ||||
Внешний руководитель практики4 | Групповой руководитель5 | Самооценка обучающегося | Средний балл | ||||
ПК | З.2. У.2. В.1. | · Стенограмма индивидуальной психотерапевтической беседы (психологический анализ) · Стенограмма групповой психотерапевтической встречи (психологический анализ) | |||||
ПК | З.3. З.4. | · Содержание практики и перечень отчетной документации; · Сведения об учреждении, в котором была пройдена практика (специфика работы, основные направления деятельности, специфика проблем, которые решает данное медицинское учреждение); | |||||
У.3. У.4. У.5. | · Сведения об учреждении, в котором была пройдена практика (специфика работы, основные направления деятельности, специфика проблем, которые решает данное медицинское учреждение); · Стенограмма индивидуальной психотерапевтической беседы (психологический анализ) · Стенограмма групповой психотерапевтической встречи (психологический анализ) | ||||||
В.2. В.3. | · Защита отчета на итоговой конференции по практике | ||||||
Среднее значение коэффициента сформированности компетенций7 | |||||||
Оценка за выполнение заданий по практике8 |
Групповой руководитель _____________ / __________________________Ф.И.О.
Дата ____________
Показатели:
0 баллов – показатель не выражен;
0,5 баллов – показатель слабо выражен;
1 балл – показатель ярко выражен.
Примечания:
1 лист заполняется на каждого обучающегося по каждой составляющей практики по всем компетенциям, выносимым на проверку;
2 указывается код компетенции и коды ЗУВ (в соответствии с Таблицей 5);
3внешний руководитель практики, групповой руководитель практики и обучающийся оценивают результаты практики в соответствии с количественными показателями, указанными выше;
4в зависимости от составляющей практики указывается руководитель с базы практики, например, учитель, классный руководитель, мастер производственного обучения, технолог и пр.; в случае если отсутствует внешний руководитель практики (учебная практика), то в состав экспертов может быть включен заведующий кафедрой / руководитель образовательной программы;
5в зависимости от составляющей практики указывается групповой руководитель по методике обучения, руководитель по педагогике и др. (руководитель от университета);
6 подсчет ведется в соответствии с п. 4.3;
7определяется по формуле: сумма значений коэффициентов по каждой компетенции, деленная на их количество;
8 оценка определяется по критериям (см. Таблица 11).