Программа курса валеологии «Расти здоровым» Пояснительная записка
Наметившаяся во всем мире тенденция новых подходов в вопросах формирования здоровья способствует созданию новых образовательно-оздоровительных программ по валеологии (“валео” – быть здоровым, “логос”– наука) начиная с дошкольного и младшего школьного возраста, поскольку именно в этот период у ребенка закладываются основные навыки по формированию здорового образа жизни . Программа по валеологии ориентирована на формирование у ребенка позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, расширение знаний и навыков по гигиенической культуре. По данным НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей, подростков и молодежи, за последние десятилетия состояние здоровья детей дошкольного и младшего школьного возраста ухудшилось: увеличилось количество детей, имеющих различные отклонения в состоянии здоровья – с 60,9 до 67,6%, а имеющих хронические заболевания – с 15,9 до 17,3%.
Валеологию нельзя воспринимать как сугубо медицинский или спортивный курс оздоровления. Рамки ее возможности намного широки , чем эти два, конечно, тоже необходимых направления. Школьная валеология включает в себя преподавание знаний, которые в других специальных предметах не связывается с сохранением и укреплением здоровья. Это и анатомия, и физиология человека, и элементарные знания по гигиене, табака и алкогольных напитков, наркотиков; психология знания таких методов оздоровления, как закаливание, использование народных средств, аутогенные тренировки и.т.д.
Несомненно, родители стараются прививать ребенку элементарные навыки гигиенической культуры, следят за сохранением их здоровья. Однако для осуществления преемственности в формировании привычки к здоровому образу жизни у дошкольников и младших школьников необходима совместная работа педагогов и родителей.
Программа по валеологии включает в себя не только вопросы физического здоровья, но и вопросы духовного здоровья. Мало научить ребенка чистить зубы утром и вечером, делать зарядку и есть здоровую пищу. Надо, чтобы уже с раннего детства он учился любви к себе, к людям, к жизни. Только человек, живущий в гармонии с собой и с миром, будет действительно здоров.
1.1. Возможные рекомендации Индивидуальной программы реабилитации ...
... положение обусловлено тем, что образовательные результаты ребенка с ограниченными возможностями здоровья зависят от структуры и содержания программ, по которым они обучаются. В свою ... условий, в том числе, определении образовательной программы в зависимости от актуального состояния здоровья, индивидуальных психофизических возможностей и особенностей ребенка с ОВЗ (инвалидностью); - положениях ...
Цели:
- Учиться быть здоровым душой и телом.
- Стремиться творить свое здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы и бытия.
Задачи:
- Формирование мотивационной сферы гигиенического поведения, безопасной жизни, физического воспитания.
- Обеспечение физического и психического саморазвития.
- Формирование образно-словесных ассоциаций у детей, касающихся отношения к здоровью.
- Формирование у ребенка положительного отношения к физическому Я.
Методика работы
Методика работы с детьми строится в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребенком, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность самих детей, побуждая их к творческому отношению при выполнении заданий. Уроки содержат познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям детей в сочетании с практическими заданиями (тренинг, оздоровительные минутки – упражнения для глаз, для осанки, дыхательные упражнения и пр.), необходимыми для развития навыков ребенка.
Содержание уроков наполнены сказочными и игровыми сюжетами и персонажами. Введение игры позволяет сохранить специфику дошкольного возраста. Используются другие специфические для дошкольника виды деятельности (изобразительная, театрализованная и др.) при обучении. При этом обеспечивается развитие свойственных возрасту видов деятельности и познания и через них постепенно формируются у учащихся качества, присущие школьнику.
Игры, задания, упражнения будут способствовать развитию умений и навыков, которые позволят успешно взаимодействовать с окружающей средой и людьми. Дети научатся понимать, при каких условиях среда обитания (жилище, улица) безопасны для жизни и для здоровья. Младшие школьники будут рассматривать свой рост, свое развитие как жизненный процесс, который зависит от разумности и правильности поведения, то есть от того, насколько их образ жизни является здоровым.
Данное планирование составлено в 1–2-х классах в количестве 30 часов, (всего в двух классах 60 часов), по 1 часу в неделю в течение учебного года.
Знания и умения первого года обучения
Учащиеся должны знать:
- Правила бережного отношения к зрению, к органам зрения, к зубам.
- Специальные упражнения при плоскостопии.
- Правила ухода за кожей.
- Органы пищеварения.
- Золотые правила питания, полезные продукты.
- Правила здорового сна, хорошего настроения.
- Правила для поддержания правильной осанки.
- Признаки здорового и закаленного человека.
- Правила безопасности на воде.
- Правила хорошего тона.
- Задачи оздоровительных пауз.
- Вопросы физического и духовного здоровья.
- Вопросы гигиены и питания, закаливания, строения человека и др.
Учащиеся должны уметь:
- Правильно умываться, мыть зубы, чистить уши.
- Специальные упражнения при плоскостопии (катание валика, хождение босиком, массаж стопы и др.).
- Следить за кожей, ногтями.
- Оказывать первую помощь при порезах, ожогах.
- Правильно ложиться спать.
- Соблюдать правила поведения в общественных местах.
- Выполнять правила для поддержания правильной осанки.
Краткое содержание уроков первого года обучения
“Дружи с водой” (2 ч.)
016_Человек. Его строение. Тонкий Мир
... трудно и несовместимо с земными условиями. Тело человека – это не человек, а только проводник его духа, футляр, в ... весьма интересные и поучительные впечатления. Главное существование (человека) – ночью. Обычный человек без сна в обычных условиях может прожить ... неясности и туманности… Инструментом познавания становится сам человек, и от усовершенствования его аппарата, как физического, так ...
Беседа о пользе воды для организма. Знакомство с советами доктора Воды. Проводится анализ ситуации “Грязнуля”. Обсуждение вопроса: Как надо правильно мыть руки?
“Забота о глазах” (2 ч.)
Глаза – главные помощники человека. Изучается строение глаза (радужка, роговица, зрачок, хрусталик, сетчатка.) Проводится опыт по изменению размера зрачка. Выполнение оздоровительной минутки “Гимнастика для глаз”.
“Наши уши” (2 ч.)
Слух – большая ценность для человека. Проводится опыт по установлению слуховой чувствительности. Изучается строение уха (ушная раковина, наружный слуховой проход, барабанная перепонка, среднее ухо).
Выполнение оздоровительной минутки “Самомассаж ушей”.
“Наши зубы” (2 ч.)
Зуб – это живой орган. Беседа о молочных и коренных зубах, о зубной щетке. Изучается строение зуба (коронка, корень, шейка).
Проводится практикум “чистка зубов”.
“Наши руки и ноги” (2 ч.)
Проведение бесед о “рабочих инструментах” человека. Знакомство с пословицами и поговорками, в которых говорится о пользе рук и ног. Проведение практических занятий по определению плоскостопия, по срезанию ногтей. Выполнение специальных упражнений при плоскостопии.
“Наша кожа” (2 ч.)
Беседа по теме. Изучение строения кожи (эпидерма, сальные железы, поры, потовые железы…).
Проведение опыта по проверке чувствительности. Знакомство с правилами ухода за кожей. Проведение оздоровительной минутки: “Солнышко”, “Этюд души”. Проводится практикум “Первая помощь при ранах, ожогах”.
“Наши мышцы, кости и суставы” (2 ч.)
Беседа по теме. Объяснение при помощи рисунков, что такое скелет, череп, грудная клетка, мышцы, суставы. Выполнение упражнений по укреплению мышц, по определению силы мускулов. Знакомство с оказанием первой помощи при повреждении мышц и костей.
“Как следует питаться” (2 ч.)
Изучаются правила хорошего тона, теория закрепляется практикой, формируется положительный настрой. Закрепляются здоровые принципы питания (тщательное пережевывание, разумное отношение к приему жидкости, в том числе воды.)
“Как сделать сон полезным?” (2 ч.)
Проводится беседа о пользе здорового сна. Даются советы о восстановлении сна, если нарушился сон.
“Вредные привычки” (4 ч.)
Беседа по теме. Проведение анализа разных ситуаций. Знакомство с помощью наглядных пособий о вреде табака, алкоголя, наркотика. Разыгрывание ситуаций.
“Случайные повреждения и несчастные случаи” (3 ч.)
Беседа о том, отчего могут возникнуть кровотечения, ожоги, мелкие раны. Знакомство с медицинскими вещами, лекарствами и.т.д. Проведение практической работы по оказанию первой помощи при ранах, ожогах.
“Если хочешь быть здоров” (3 ч.)
Беседа о закаливании, обтирании и обливании, о виде микробов. Знакомство с признаками здорового и закаленного человека. Выполнение оздоровительных пауз. Рисование на тему “Мы дружим с физкультурой и спортом”.
“Народные игры” (2 ч.)
Знакомство с якутской национальной и русской народной игрой. Игры могут проводиться на свежем воздухе, в зависимости от погоды, в легкой одежде. Повторение оздоровительных пауз.
Тематический план первого года обучения
“Дружи с водой” |
|
|
1 ч. 1 ч. |
“Забота о глазах” |
|
|
1 ч. 1 ч. |
“Наши уши” |
|
|
1 ч. 1 ч. |
“Наши зубы” |
|
|
1 ч. 1 ч. |
“Наши руки и ноги” |
|
|
1 ч. 1 ч. |
“Наша кожа” |
|
|
1 ч. 1 ч. |
“Наши мышцы, кости и суставы” |
|
|
1 ч. 1 ч. |
“Как следует питаться” |
|
|
1 ч. 1 ч. |
“Как сделать сон полезным?” |
|
|
1 ч. 1 ч. |
“Вредные привычки” |
|
|
1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. |
“Случайные повреждения и несчастные случаи” |
|
|
1 ч. 2 ч. |
“Если хочешь быть здоров” |
|
|
2 ч. 1 ч. |
“Народные игры” |
|
|
1 ч. 1 ч. |
Знания и умения второго года обучения
Учащиеся должны знать:
- Добрые слова.
- Что такое положительные эмоции.
- Возрастные особенности развития своего организма.
- Основные сведения о себе, своем теле, внутренних органах, душевных качествах и. т.д.
- Что трудности являются той опорой, которая помогает подняться вверх.
- Средства закаливания (ванна, душ, купание).
- Что такое бессонница, неполноценный сон.
- Простые упражнения, как сделать паузу отдыха перед сном.
- Правила дыхательных упражнений.
- Строение позвоночника.
- Правильную осанку, виды неправильной осанки.
- Упражнения “Красивая осанка”.
- Упражнения для глаз, для лица, для ног.
- Упражнения “Доброе утро”, “Здоровье позвоночника”, “Гибкость позвоночника”, “Равновесие”.
- Упражнения: улучшающие кровоснабжение головного мозга успокаивающие нервную систему улучшающие работу носоглотки, бронхов, щитовидной железы и. т. д.
- Разнообразные витамины.
- Что такое живая пища.
Учащиеся должны уметь:
- Говорить добрые слова
- Изучать индивидуальную оздоровительную программу.
- Составлять опорную карту “Какой я?”
- Перед трудностями успокоиться, остановиться, не делать преждевременных выводов и заключений
- Делать обливание и обтирание.
- Делать закаливающие упражнения.
- Правильно спать, вставать.
- Снять умственную усталость и предотвратить головные боли.
- Выполнять дыхательные упражнения.
- Правильно сидеть за партой, стоять.
- Следить за правильностью своей осанки.
- Выполнять упражнения для глаз, лица, ног.
- Делать самомассаж шеи, плечевых суставов, спины, ступней и.т.д
- Выполнять различные оздоровительные упражнения.
- Правильно подобрать полезные продукты.
- Готовить не сложную живую пищу.
Тематический план второго года обучения
“Здравствуйте” |
|
|
1 ч. 1 ч. |
“Мы – здоровые дети” |
|
|
1 ч. 1 ч. 1 ч. |
“Гигиена тела и души” |
|
|
1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. |
“Учимся правильно дышать” |
|
1. Как мы дышим. |
2 ч. |
“Оздоровительные минутки” |
|
|
2 ч. 1 ч. 1 ч. |
“Тренируем тело, укрепляем дух” |
|
|
1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. |
“Заповеди здорового питания” |
|
|
1 ч. 1 ч. 1 ч. 2 ч. 1 ч. |
Краткое содержание уроков второго года обучения
“Здравствуйте” (2 ч.)
Мы говорим “Здравствуйте”, желая всем здравствовать, жить с радостью, с любовью в сердце. Научить детей ежедневно 1–2 минутки посвящать добрым словам, говорить добрые слова. Объяснить о том, что очень важно, чтобы каждое утро у них начиналось с положительных эмоций, с хорошего настроения. Улыбка – это положительный импульс для головного мозга.
“Мы – здоровые дети” (3 ч.)
Предлагается карта “Какой я?”, которая включает примерные вопросы, позволяющие человеку лучше узнать себя. После изучения карты составляется оздоровительная программа. Беседа о том, что жизненный опыт учит нас смотреть на трудности, препятствия с двух сторон: с одной стороны – это данные нам испытания, порой искушения, а с другой – наказание, которое мы заслужили своими неправильными поступками и даже мыслями.
“Гигиена тела и души” (4 ч.)
Проведение беседы о том, что существуют два вида грязи: внешняя и “внутренняя”, так называемые токсины, которые выделяются через потовые железы. Научить детей как правильно принимать душ, ванну. Знакомство с приемами закаливания, с приемом воды. Даются советы, как быть не совой, что делать, если не спится.
“Учимся правильно дышать” (2 ч.)
Беседа о дыхании, о частоте дыхания и.т.д. Знакомство с правилами выполнения дыхательных, звукодвигательных дыхательных упражнениях. Проведение игр “Летит пчела”, “Снежки”, “Дворник”, “Дуем в дудочку”, “Паровозик” и.т.д.
“Оздоровительные минутки” (4 ч.)
Повторение оздоровительных минуток изученных в первом классе. Изучение новых упражнений для глаз, лица, языка. Знакомство с новыми словами “гримаса”, “кривлянье”. Проведение маленьких комплексных упражнений, которые рекомендуются выполнять дома, в школе вместе с взрослыми.
“Тренируем тело, укрепляем дух” (10 ч.)
Проведение беседы о том, что сама природа подсказывает нам те или иные положения, при которых правильно формируются стопы, суставы, укрепляются мышцы, улучшается кровообращение. Учение простых приемов самомассажа, новых комплексных упражнений: “Здоровье позвоночника”, “Доброе утро”, “Равновесие” и.т.д. Учащиеся должны знать, какие упражнения полезны при том или ином недомогании.
“Заповеди здорового питания” (5 ч.)
Знакомство с жизнью американского биохимика Казимиром Функом, который придумал слово “витамин”. Беседа о том, какие витамины необходимы для нормального роста и развития, что надо есть, чтобы пополнить запас витаминов. Практическое занятие “Как можно готовить несложную, здоровую пищу”.