ПРОГРАММА
Подготовки вожатых-наставников
Для школьных лагерей с дневным пребыванием
Пояснительная записка
В последнее время наблюдается возрождение культуры детского летнего отдыха. Проблема культуры и здоровья подрастающего поколения вновь заняла приоритетное место в социальной политике Российской Федерации. Повсеместно стали восстанавливаться, приводиться в порядок и открываться новые площадки детских лагерей. Однако, в современных условиях мало предоставить ребёнку просто отдых. Главной задачей летнего лагеря (отдыха) вновь становиться неразрывная программа воспитания в ребёнке лучших человеческих, культурных, патриотических качеств. Выполнению этой задачи повсеместно способствуют профильные программы, направленные на развитие различных видов детской деятельности в соответствии с их потребностью и интересами.
Для претворения таких программ в жизнь нужны грамотные специалисты. Однако в этом плане дела обстоят не так благополучно.
Программа «Школа вожатого-наставника» ставит своей целью подготовить школьников старшего возраста к летнему сезону для работы в лагерях дневного пребывания.
Образовательная программа имеет социально-педагогическую направленность.
Актуальность данной программы обусловлена тем, что существующие программы школ вожатых предназначены для подготовки вожатых для загородных лагерей и рассчитаны на студентов педагогических ВУЗов. Данная программа предполагает обучение старшеклассников, работающих в школьных лагерях дневного пребывания.
Возраст воспитанников – 14-16 лет (учащиеся 8 – 10 классов).
Новизна данной программы заключается в комплексном подходе к обучению вожатых. Теоретические и практические занятия проводят педагог-психолог и педагог-организатор по направлениям:
1. функции вожатого;
2. психология детей;
3. детский коллектив;
4. организация детского досуга;
5. игровая деятельность.
Педагогическая целесообразность данной программы заключается в том, что старший подростковый возраст характеризуется стремлением проявить лидерские задатки, возросшей ответственностью, желанием опекать и заботиться о младших. Работа вожатого позволяет реализовать эти возможности, а также попробовать себя в роли педагога, что, в дальнейшем, позволит осознанно подойти к выбору профессии.
Образ вожатого
... познакомиться с опытом других вожатых. Итак,... Понравиться детям (или сверстникам) - это первая для вас педагогическая (!) задача в лагере. Ещё ни один вожатый, не пользующийся симпатией у ... важно чувствовать со стороны вожатого уважение к себе. Внимательный и тактичный. Как легко может обидеть ребенка взрослый человек недостаточным вниманием. Своим вожатым должен вас считать каждый ...
Принципы деятельности Школы:
· использование системного подхода в предъявлении единых педагогических требований к воспитанникам в организации обучающего процесса;
· преобладание практико-ориентированных форм и методов обучения над теоретическими;
· реализация индивидуального и личностно–ориентированного подходов в процессе профессиональной подготовки слушателей;
· использование творческого подхода в организации образовательного процесса;
· принцип проблемного обучения через постановку проблемных задач и создание ситуаций, побуждающих воспитанников к самостоятельному поиску наиболее эффективных путей для их решения;
· принцип технологичности профессиональной подготовки воспитанников (т.е. овладение конкретными алгоритмами деятельности вожатого);
· принцип воспитывающего взаимодействия;
· принцип единства воспитания и самовоспитания в подготовке слушателей школы.
Программа краткосрочная. Занятия проводятся по 4 академических часа 3 дня, общий объем нагрузки составляет 12 часов. Программа носит практико-ориентированный характер. В составе курса — теоретические занятия (4 часа), на которых изучаются разнообразные формы организации досуга детей, особенности детской психологии, детского коллектива; практические занятия (8 часов), цель которых — применение полученные теоретических знаний на практике, проявление лидерских качеств, творческих способностей.
Отличительной особенностью программы «Школа вожатого» является то, что в ней занимаются старшеклассники всего города, что позволяет им обмениваться опытом, быть в курсе новейших разработок в педагогическом творчестве, а также совершенствовать свои методы работы.
Цель: подготовка вожатых для работы в детских лагерях дневного пребывания в образовательных организациях МО г-к Анапа.
Задачи:
· приобретение умений и навыков самостоятельной работы с детским коллективом в условиях городского летнего лагеря;
· овладение содержанием, различными формами и методами воспитательной работы с детьми в летний период;
· развитие социальных и коммуникативных навыков;
· развитие ответственного и творческого отношения к воспитательной работе с детьми.
Данная программа является компилятивной, разработана на основе программ:
· центра подготовки вожатых “Перспектива” (г. Уфа);
· курса “Система и технология организации летнего отдыха детей и подростков” (сост. Л.В. Воронкова, г. Орел);
· «Школа вожатого» (г. Липецк);
· «Вожатый – старт в профессию» (сост. Шаламова Л.Ф., Ховрин А.Ю.);
Ожидаемые результаты и способы определения результативности
По прохождению полного курса программы воспитанники должны обладать определенным набором знаний, умений и компетентностей.
Вожатый должен:
Знать:
1. Обязанности вожатого;
2. Возрастные психологические особенности детей;
3. Особенности временного детского коллектива;
4. Способы профилактики конфликтов;
5. Правила внутреннего распорядка лагеря дневного пребывания;
6. Как разработать, подготовить и провести отрядное дело;
Уметь:
1. Организовывать подвижные и интеллектуальные игры;
2. Оформить отрядный уголок;
Владеть:
1. Социальной компетентностью
Критерии:
· навыки работы в группе;
· навыки организатора группы;
· владение возможными социальными ролями в коллективе;
Показатели:
· организация деятельности группы;
· выступление в качестве исполнителя, организатора, инициатора;
2. Коммуникативной компетентностью
Критерии:
· умение предъявлять себя окружающим;
· умение отстаивать свою точку зрения и уважать точку зрения других;
· умение вести дискуссию;
Показатели:
· признание и уважение коллектива;
· желание работать в одной группе;
· общественные отзывы и мнения;
Оценка результатов работы осуществляется в ходе решений тестовых заданий по пройденным темам курса, методики «КОС», педагогического наблюдения, собеседования и анкетирования воспитанников и работников лагеря, анализа и качественной оценки подготовленных отрядных дел, анализа информации о работе воспитанников в лагерях дневного пребывания.
По прохождении полного курса программы обучающимся выдается Сертификат участника программы «Школа вожатого-наставника».
Итоговой формой контроля является городской конкурс вожатых детских оздоровительных лагерей «Вожатый года», который проходит в период летних лагерных смен или осенью. В конкурсе принимают участие воспитанники, прошедшие курс обучения по программе и работающие в городских лагерях дневного пребывания.
Тематический план
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | Теоретические занятия | Практические занятия |
Организация летнего лагеря | ||||
Возрастные психологические особенности детей младшего школьного возраста | 0,5 | 0,5 | ||
Детский коллектив. Конфликты в нем | 0,5 | 0,5 | ||
Организация отрядного дела | ||||
Игра – дело серьезное | ||||
Оформление отрядного уголка | — | |||
Итого: |
Содержание курса
Ый день
Тема 1. Организация летнего лагеря
Теория. Логика развития смены. Режимные моменты. Роль вожатого в жизни отряда.
Практика. Разработка «Этического кодекса» вожатого.
Тема 2. Возрастные психологические особенности детей младшего школьного возраста
Теория. Возрастные психологические особенности детей.
Практика. Работа в группах по методике «ССВУ-анализ».
Ой день
Тема 3. Детский коллектив. Конфликты в нем.
Теория. Особенности временного детского коллектива. Конструктивные способы решения конфликтных ситуаций в детском коллективе.
Практика. Решение проблемных ситуаций.
Тема 4. Организация отрядного дела
Теория. Как организовать отрядное дело; как разработать, подготовить и провести КТД; виды КТД; как организовать игры.
Практика. Коллективное творческое дело «Сказочный переполох»; Отрядный огонек.
Ий день
Тема 5. Игра – дело серьезное
Теория. Подвижные игры. Интеллектуальные (спокойные) игры.
Практика. Игры на знакомство; Игры на сплочение; Игры на выявление лидера; Игры на снятие тактильного барьера; Игры на доверие (см. Приложение №5).
Тема 6. Оформление отрядного уголка
Практика. Оформительский практикум.
Методическое обеспечение программы
Для создания оптимальных условий реализации данной программы, а также с целью активизации познавательного интереса воспитанника к изучаемому предмету, используются такие современные методы и педагогические технологии, как:
· Технология личностно-ориентированного подхода. Ее использование позволяет педагогу ставить во главу угла личность воспитанника, его интересы, склонности, познавательные возможности и потребности. В связи с этим своеобразие парадигмы целей личностно-ориентированных технологий заключается в ориентации на свойства личности, ее формирование и развитие в соответствии с природными способностями. Технологии личностной ориентации предполагают диагностику индивидуального развития, воспитанности и применение методов и средств воспитания, соответствующих этим особенностям. Особая роль здесь принадлежит ситуации успеха, созданию условий для самореализации личности, значимости её вклада в решение общих задач.
· Сократовский развивающее-вопросный метод обучения. Одним из главнейших приемом Сократа было шутливое притворство, будто бы он сам, не зная решения той или иной проблемы, выстраивал мнение собеседника и незаметно подводил его самого к правильному ответу на поставленный вопрос;
· Репродуктивный метод обучения. Используется для закрепления знаний, умений и навыков путем точного воспроизведения по образцу;
· Метод проблемного обучения. Использование данного метода позволяет педагогу выдвигать перед воспитанником познавательные задачи, разрешая которые ребенок усваивает новые знания и учится использовать приобретенные ранее знания в новой ситуации;
· Игровой метод. Используется как ведущий метод познания;
· Практический метод обучения. Он создает условия для творческой самостоятельной деятельности воспитанников.
Формы занятий:
· Лекция;
· Беседа;
· Работа в группах;
· Практическая работа;
· КТД;
· Отрядное дело;
· Оформительский практикум.
Кадровое обеспечение
Одной из основных задач организационного и методического обеспечения деятельности программы является профессиональная подготовка специалистов.
Педагогический процесс осуществляют педагог-организатор и педагог-психолог — люди, имеющие опыт организационной и психологической работы с детьми.
Педагог-организатор проводит обучение по темам: «Организация летнего лагеря», «Организация отрядного дела», «Игра – дело серьезное», «Оформление отрядного уголка».
Педагог-психолог проводит занятия по темам: «Возрастные психологические особенности детей младшего школьного возраста», «Детский коллектив. Конфликты в нем».
В качестве консультантов приглашаются методист по воспитательной работе, художник-оформитель.
Педагоги организуют образовательно-воспитательную работу, отвечают за соблюдение правил техники безопасности, выполнение мероприятий по охране жизни и здоровья воспитанников во время участия в практических занятиях.