Рабочая программа
по образовательной области
«Социально-коммуникативное развитие»
для детей старшей группы
с задержкой психического развития
Разработана студенткой ???? группы специальности 44.02.04 Специальное дошкольное образование ФИО студента полностью на основе программы воспитателя МБДОУ ???? |
Стерлитамак 2015
Содержание:
1. Пояснительная записка
Цель и задачи программы, её место в образовательном процессе
Характеристика возрастных особенностей детей с задержкой психического развития
Принципы и подходы к формированию Программы (не обязательно)
Методики, технологии, средства воспитания, обучения и развития детей
2. Материалы и оборудование
Типы игрового материала для сюжетной игры
3. Формы и направления взаимодействия с семьями воспитанников (не обязательно)
4. Модель образовательного процесса
5. Учебно-тематическое планирование образовательной деятельности
6. Мониторинг социально-коммуникативного развития детей
7. Методическое обеспечение образовательного процесса
Пояснительная записка
Данная рабочая программа является нормативно-управленческим документом Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения комбинированного вида – «Детский сад № 93 «Лесная полянка»» городского округа г. Стерлитамак РБ., характеризующим систему организации образовательной деятельности воспитателя по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» для детей старшей группы с задержкой психического развития.
Нормативно-правовую основу для разработки рабочей программы образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» составляют:
· Образовательная программа дошкольного образовательного учреждения;
· Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ;
· Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (далее – ФГОС ДО);
· Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;
· Постановление Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования»;
· Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;
Основу настоящей программы составляет содержание образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» ФГОС ДО, примерной основной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы и программы «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание» Е.А. Екжановой, Е.А. Стребелевой
Цель программы:усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Задачи образовательной деятельности:
1. Развивать гуманистическую направленность поведения: социальные
чувства, эмоциональную отзывчивость, доброжелательность.
2. Воспитывать привычки культурного поведения и общения с людьми,
основы этикета, правила поведения в общественных местах.
3. Обогащать опыт сотрудничества, дружеских взаимоотношений со
сверстниками и взаимодействия с взрослыми.
4. Развивать начала социальной активности, желания на правах старших
участвовать в жизни детского сада: заботиться о малышах, участвовать в
оформлении детского сада к праздникам и пр.
5. Способствовать формированию положительной самооценки,
уверенности в себе, осознания роста своих достижений, чувства
собственного достоинства, стремления стать школьником.
6. Воспитывать любовь к своей семье, детскому саду, к родному городу, стране.
Характеристика возрастных особенностей детей с задержкой психического развития
У детей данной категории все основные психические новообразования возраста формируются с запаздыванием и имеют качественное своеобразие. Для них характерна значительная неоднородность нарушенных и сохранных звеньев психической деятельности, а так же ярко выраженная неравномерность формирования разных сторон психической деятельности. Такие дети не имеют нарушений отдельных анализаторов и крупных поражений мозговых структур, но отличаются незрелостью сложных форм поведения, целенаправленной деятельности на фоне быстрой истощаемости, утомляемости, нарушенной работоспособности, в основе ЗПР – органическое заболевание ЦНС.
Возрастные психологические особенности дошкольников 5-6 лет с задержкой психического развития:
ü низкий уровень развития восприятия (по сравнению с нормально развивающимися сверстниками);
ü отклонения в развитии внимания: неустойчивость, рассеянность, низкая концентрация, трудности переключения;
ü неравномерная работоспособность;
ü отклонения в развитии памяти: заметное преобладание наглядной памяти над словесной, большая сохранность непроизвольной памяти по сравнению с произвольной, недостаточный объём и точность запоминания;
ü выраженное отставание и своеобразие обнаруживается и в развитии познавательной деятельности: дети не владеют представлениями об основных цветах, геометрических формах, времени и пространстве.
ü нарушен поэтапный контроль над выполняемой деятельностью: они часто не замечают несоответствия своей работы предложенному образцу, не всегда находят допущенные ошибки, даже после просьбы взрослого проверить выполненную работу.
ü снижена потребность в общении как со сверстниками, так и со взрослыми.
ü нарушения речи: одни используют довербальные средства общения, другие пользуются простой фразой, аграмматичной, структурно нарушенной.
ü ослаблено здоровье и отмечается сниженный уровень физического и психофизического развития;
ü несформирована мотивационная готовность. Даже если ребенок хочет идти в школу, в большей степени его привлекает учебная атрибутика – в школе он будет играть, а не учиться;
ü отмечается низкий уровень эмоционально-волевой готовности. Ребенок не может подчиниться правилам дисциплины, неспособен к длительным интеллектуальным усилиям;
ü несформированны все структурные компоненты учебной деятельности;
ü испытывают трудности при выполнении заданий, связанных на развитие мелкой моторики;
ü непроизвольное внимание развито значительно лучше, чем произвольное;
ü несоответствие между уровнем наглядно действенных операций и словесно-логического мышления;
ü могут быть нарушены эмоциональные контакты с близкими взрослыми, дети слабо ориентируются в нравственно-этических нормах поведения.
Программа и технология социального развития дошкольников, автор Л.В. Коломийченко
Цель программы — своевременное, соответствующее возрастным, половым, этническим особенностям детей дошкольного возраста, и качественное, обеспечивающее достижение оптимального уровня, социальное развитие дошкольников.
Содержание программы ориентировано как на общечеловеческую культуру, так и на российские культурные традиции, включает региональные аспекты культуры. Программа нацелена на развитие любознательности как основы познавательной активности дошкольников, на становление коммуникативных способностей. В процессе ее использования обеспечивается охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, эмоциональное благополучие каждого ребенка, его интеллектуальное развитие, осуществляется приобщение к общечеловеческим ценностям.
Программа реализуется на протяжении всего дошкольного возраста (от трех до семи лет).
Содержание программы представлено в разделах «Человек среди людей», «Человек в истории», «Человек в культуре», «Человек в своем крае», каждый из которых дифференцирован по блокам:
1. «Человек среди людей»:
«Я — Человек»;
«Я — мальчик, я — девочка»;
«Мужчины и женщины»;
«Моя семья»;
«Детский сад — мой второй дом».
2. «Человек в истории»:
«Появление и развитие человека на земле»;
«История семьи»;
«История детского сада»;
«Родной город»;
«Родная страна»;
«Моя земля».
3. «Человек в культуре»:
«Русская традиционная культура»;
«Культура других народов».
4. «Человек в своем крае».
Включенность в программу раздела «Человек в своем крае» обусловлена государственными требованиями к оптимальному сочетанию федеральных и региональных стандартов. Содержание данного раздела является вариативной частью программы и должно разрабатываться в соответствии с историческими, краеведческими, национальными и этническими особенностями регионов.
Соотношение блоков по различным возрастным группам определяется доминирующими основаниями социальной идентификации, особенностями психического и личностного развития детей.
Каждый блок содержит ряд тем, отражающих различные направления процесса приобщения детей к социальной культуре. Наличие разделов, блоков и тем способствует более системному, целенаправленному блочно-тематическому планированию процесса реализации программы.
Задачи социального развития представлены по разделам. Конкретизация задач по возрастным группам осуществляется педагогом самостоятельно в зависимости от возраста, пола, показателей развития детей и того содержания, которое представлено по данной возрастной группе.
Логика изложения материала построена в соответствии с основными закономерностями психического развития ребенка, со становлением его потребностей и интересов, адекватных полу и возрасту способов поведения, с возможностями отражения и применения имеющихся знаний в различных, актуальных для дошкольного детства видах деятельности.
В конце каждого раздела в зависимости от возрастного периода даны показатели развития, позволяющие определить его общий уровень в процессе соответствующей педагогической диагностики.
Технология реализации программы построена с опорой на основные подходы общенаучного уровня методологии педагогики (аксеологический, личностно-ориентированный, системно- структурный, деятельностный, комплексный, гуманистический, антропологический, синергетический, средовой, полисубъектный, этнографический, культурологический);
предусматривает различные формы организации воспитательно-образовательного процесса; предполагает оптимальное сочетание специфических видов детской деятельности (коммуникативной, игровой, познавательной, учебной, речевой, двигательной, трудовой, изобразительной, конструктивной, музыкальной, изобразительной, театрализованной, экспериментальной), включает описание развивающей среды, обеспечивает оптимальную нагрузку на ребенка, содержит показатели и уровни социального развития, диагностический инструментарий.
Общие основания подбора игрового материала
Игра как культурная форма деятельности ребенка передается ему двумя путями — через живые образцы деятельности (взрослого, старших детей) и через специфические предметы, в которых эти образцы как бы «свернуты», то есть через игровой материал.
Чтобы подбирать игровой материал для детской игры, воспитателю необходимы некоторые общие ориентиры, позволяющие определить, какие игрушки будут наиболее полезны для освоения и активизации игровой деятельности на каждом возрастном этапе.
Эти ориентиры или общие основания подбора игрового материала могут быть определены, исходя из закономерностей построения и изменения детской игры в онтогенезе, и представлены в виде тех или иных типов игрового материала. Конкретный подбор игрового материала под определенный тип может осуществляться в зависимости от условий и возможностей дошкольного образовательного учреждения.
В вопросах типизации и подбора игрового материала для разных возрастных групп детского сада мы будем исходить из представлений о становлении игры в онтогенезе, сложившихся в отечественной психологии (Д.Б.Эльконин, А.Н.Леонтьев и др.), представлений об условиях развития и активизации игровой деятельности дошкольников, развернутых в работах Н.Я.Михайленко, в наших совместных с нею исследованиях, и в исследованиях предметно- игровой среды, проведенных нами совместно с И.Л.Кирилловым.
Игра ребенка дошкольного возраста представлена в двух видах: сюжетная игра и игра с правилами. Каждый из этих видов имеет свои закономерности становления в онтогенезе.
Сюжетная игра связана с условным действием в воображаемой ситуации. По характеру включенности в нее, могут быть выделены разновидности сюжетной игры или ее культурные формы. Это собственно ролевая игра (ребенок непосредственно принимает на себя игровую роль, вокруг которой строится воображаемая ситуация), режиссерская игра (воображаемая ситуация развертывается через действия игрушечных персонажей, которые служат как бы посредниками между ребенком и игровыми ролями), игра-фантазирование (воображаемая ситуация развертывается преимущественно в речи и представлении, сюжетные события происходят с кем- то, т.е. ребенок не отождествляет себя с какой-то конкретной ролью).
В дошкольном детстве происходит постепенный переход от овладения предметным (условным) замещающим действием (в 2-3 года) к ролевому действию — в форме собственно ролевой игры (в 3-5 лет) и к сюжетосложению в форме режиссерской игры или игры- фантазирования (в 5-7 лет).
Игра с правилами также имеет свои культурные формы, определяемые по кругу задействованных в ней способностей: игра на физическую компетенцию (подвижная, на ловкость), игра на умственную компетенцию (внимание, память, комбинаторику), игра на удачу (шансовая), предъявляющая минимальные требования к способностям играющих.
Игра с правилами во всей ее структурной полноте (обязательные для всех формализованные правила, ориентация на выигрыш с состязательными отношениями) складывается у дошкольника постепенно. Ребенок прежде всего осваивает действия по правилу (в 2-4 года), затем — представление о выигрыше в рамках готовых правил (в 4-5,5 лет), и в дальнейшем приобретает способность видоизменять правила по договору с партнерами (в 5,5-7 лет).
Прохождению этих последовательных этапов способствуют своевременно включающиеся взрослым в детский арсенал культурные формы: сначала простые подвижные игры и результативные игры на ловкость, затем — игры на удачу (способствующие ориентации на выигрыш), и наконец, игры на умственную компетенцию.
Все эти изменения игры на протяжении дошкольного детства включены в общую тенденцию психического развития ребенка: он постепенно освобождается от ситуационной связанности внешней обстановкой, его действия начинают все в большей мере зависеть от замысла (внутренней цели), который заставляет ребенка активно преобразовывать предметно-игровую среду «под замысел». В отношении игровой деятельности эта общая тенденция проявляется в том, что ребенок становится все менее зависим от игрушек и игрового материала, специально созданного для обслуживания игры: к концу дошкольного возраста, в принципе, любая вещь (вещи) может получить игровое значение — быть встроена в сюжетную игру или стать поводом для возникновения игры с правилами.
Исходя из этих общих представлений об игровой деятельности в дошкольном возрасте, мы обозначим типы игрового материала для сюжетной игры и игры с правилами.
Типы игрового материала для сюжетной игры
Типизируя материал для сюжетной игры, мы прежде всего будем ориентироваться на его сюжетообразующие функции, то есть на то, как он обеспечивает сюжет — воображаемую ситуацию.
Принято выделять следующие компоненты воображаемой ситуации: 1) персонажи (роли), 2) действия персонажей, 3) пространство (место) действия. Воображаемая ситуация в детской игре в той или иной степени поддерживается предметными опорами. При этом игрушки (игровой материал) могут выполнять функцию актуализации и обслуживания, поддержки каждого из компонентов воображаемой ситуации (сюжета).
Так, персонажам (ролям) соответствуют предметы, изображающие этих персонажей или специфические ролевые атрибуты этих персонажей; игровым действиям — предметы, непосредственно поддерживающие это действие; месту или пространству действия персонажа — предметы, обозначающие это пространство. Такое различение игрушек по их функциям в игре было предложено Н.Я.Михайленко, и мы воспользуемся им для типизации игрового материала.
Итак, в сооответствии с сюжетообразующими функциями выделяются три типа игрового материала (игрушек).
Будем в дальнейшем называть их игрушки-«персонажи», игрушки-«предметы оперирования», игрушки-«маркеры (знаки) пространства». Каждый из этих типов игрушек (игрового материала) отчасти, или все они вместе определяют смысл воображаемой ситуации. Поясним подробнее, что представляют собой эти типы игрового материала.
«Предметы оперирования» — это игрушки, имитирующие реальные предметы, — орудия, инструменты, средства человеческой деятельности, позволяющие воссоздавать смысл настоящего действия (например, игрушечные чашка, утюг, молоток, руль и т.п.).
«Игрушки-персонажи» — это разного рода куклы, фигурки людей и животных. Сюда же по функциям в игре относится игровой материал, представляющий ролевые атрибуты, специфичные для какого-либо персонажа (роли), например, белая шапочка врача, каска пожарника, красочный ремень ковбоя и т.п.
«Маркеры (знаки) игрового пространства» — это игрушки (игровой материал), указывающие на место действия, обстановку, в которой оно происходит (например, игрушечная кухонная плита, дом-теремок, остов ракеты, рама, изображающая нос корабля или переднюю стенку автобуса и т.п.).
В возрастном аспекте отмечается общая тенденция: от полноты предметных опор для всех компонентов воображаемой ситуации к частичных опорам (предметной поддержке той или иной составляющей воображаемой ситуации).
Преддошкольники (2-3 года) и младшие дошкольники (34 года) для развертывания сюжетной игры нуждаются во всей совокупности сюжетообразующих игрушек, задающей «полную» воображаемую ситуацию, причем наиболее значимы для этого возраста игрушки — предметы оперирования. Детям 4-5 лет для развертывания игры уже достаточно стимулирующего и поддерживающего влияния игрушек любых двух функциональных типов (например, игрушка-персонаж и маркер пространства, или предмет оперирования и ролевой атрибут и т.п.), в любых парных сочетаниях. Для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) каждый из типов игрушек в отдельности как бы «намекает» на целостную воображаемую ситуацию и может выполнять функцию запуска и поддержки игры.
Чтобы правильно подбирать игровой материал с учетом специфики детской сюжетной игры, необходимо рассмотреть его не только со стороны сюжетообразующих функций, но и со стороны меры условности игрушки (игрового материала).
Игрушка каждого сюжетообразующего типа может обладать разной мерой условности.
В достаточно емком понятии меры условности игрушки скрыты три параметра. Первый параметр, определяющий меру условности игрушки, — ее внешний облик. В одних случаях это копия реального предмета, сохраняющая все его черты в их реальных соотношениях, вплоть до деталей (например, игрушечный автомобиль — модель, в крайнем выражении — действующая модель).
Этот тип игрушки можно называть реалистической или игрушкой-копией.
В других случаях игрушка может быть достаточно обобщенным отображением реального предмета, подчеркивающим, характеризующим смысл, назначение этого предмета (или категории предметов) для человека. Например, деревянный игрушечный грузовик может не быть точной копией настоящего грузовика, но отображать его типичные черты: наличие кузова, кабины, колес. Такого рода игрушки, как бы «выпячивающие» самые существенные, типичные черты реального предмета, а остальные черты передающие в обобщенной, недетализированной форме, принято называть прототипическими игрушками.
Обобщение типичных черт целой категории реальных предметов в игрушке может достигать крайней степени, и тогда мы можем говорить об условной игрушке. Примером условной игрушки в этом «автомобильном» ряду может служить скамеечка на колесах со съемным рулем, которая, в силу значительной неопределенности внешнего облика, но при сохранении ряда функциональных свойств, может быть использована для замещения очень широкого класса реальных предметов (любого транспортного средства — машины, автобуса, трактора, кареты и пр.).
Со стороны этого параметра можно выстроить непрерывный ряд, начиная с минимально условных — реалистических игрушек (копий), к прототипическим игрушкам и далее к условным, на противоположном полюсе.
Второй параметр, определяющий меру условности игрушки, — ее размер. Игрушки могут быть крупными, соразмерными ребенку, приближающимися к размерам реальных предметов (например, игрушечный пласстмассовый молоток, утюг и пр.).
Это полюс наименее условных игрушек. Игрушки могут быть мелкими, располагающими к режиссерской игре (например, мелкие фигурки людей и животных, гаражи, железные дороги, наборы самолетов, автомобилей и пр.).
Это полюс наиболее условных игрушек. Ряд между этими полюсами заполняется игрушками среднего размера.
Третий параметр, который также касается меры условности игрушки, связан со степенью ее готовности. Так, принято выделять готовые игрушки и сборные. Готовую сюжетную игрушку мы можем отнести к полюсу минимальной условности, сборную (которая в своих частях не представляет собой отображения реального предмета) — к полюсу максимальной условности (только после ряда неигровых действий по сборке такая игрушка становится собственно сюжетной игрушкой, например, сборная модель самолета, сборная железная дорога и пр.).
В последнее десятилетие появился большой промежуточный класс игрушек по этому параметру — так называемые трансформеры, которые представляют собой изначально готовую сюжетную игрушку, но через ряд последовательных преобразований (трансформаций) она, не теряя своей целостности, может быть преобразована в совершенно иной по смыслу предмет.
Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу
1. Логинова Л.В. Что может герб нам рассказать. Нетрадиционные формы работы с дошкольниками по патриотическому воспитанию. М.: Скрипторий 2006.
2. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. Подготовительная группа./Н.Г. Зеленова, Л.Е. Осипова — М.: Скрипторий 2007.
3. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. Старшая группа. /Н.Г. Зеленова, Л.Е. Осипова — М.: Скрипторий 2007.
4. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. Средняя группа. / Н.Г. Зеленова, Л.Е. Осипова — М.: Скрипторий 2007.
5. Позднякова Е.А. «Гражданское воспитание в ДОУ» Волгоград, 2008.
7.Ковалева Г.А. «Воспитывая маленького гражданина» М.: Аркти, 2004.
8.Агапова И.А., Давывода М.А. «Беседы о великих соотечественниках с детьми 5-7 лет» М.: Сфера, 2005.
9.«С любовью к России» М.: 2007.
10.Воспитательная система «Маленькие Россияне» М.: Мозаика-Синтез, 2007.
11.Виноградова Н.Ф., Соколова Л.А. «Моя страна Россия» М.: Просвещение, 2005.
12.Мулько И.Ф. «Развитие представлений о человеке в истории и культуре» М.: Сфера, 2009.
13.Калашников Г.В. «Гербы и символы: Челябинск и Челябинская область» Санкт- Петербург, Детство-Пресс, 2007.
14.Данилина Г.Н. «Дошкольнику — об истории и культуре России» М.: Аркти, 2005.
15.«С чего начинается Родина?» М.: Сфера, 2005.
16.Ривина Е.К. «Герб и флаг России» М.: Аркти, 2004.
17.«Формирование межнациональной толерантности детей дошкольного возраста в условиях поликультурного образовательного пространства Прикамья» Пермь, 2009.
Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирования предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира)
1.Как обеспечить безопасность дошкольников: Конспекты занятий по основам безопасности детей дошкольного возраста: Кн. для воспитателей детского сада. / К.Ю. Белая, В.Н. Зимонина, Л.А. Кондрыкинская и др. М.: Просвещение, 2000.
2.Никифорова Н.Б. Правила и безопасность дорожного движения. Комплект наглядных пособий. М.: Скрипторий 2003.
3.Основы безопасности детей дошкольного возраста. / Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина. М.: Просвещение, 2007.
4.Шорыгина Т.А. Правила пожарной безопасности детей 5-8 лет. — М.: Сфера, 2008.
5.«Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста» М.:Сфера, 2007.
6.Поддубная Л.Б. «Правила дорожного движения» Волгоград, 2005, 2008.
7.Шорыгина Т.А. «Осторожные сказки. Безопасность для малышей» М.: Книголюб, 2004.
8.Программа развития и обучения дошкольника. Правила дорожного движения и уважения. Этикет 5-7 лет» М.: Лома-Пресс, 2002.
Формирование положительного отношения к труду
1.Бочкарева О.И. «Трудовое обучение. Средняя группа. Занимательные материалы» Волгоград, 2005.
2.Маркова Т.А. «Воспитание трудолюбия у дошкольников» М.: Просвещение, 1991.
3.Буре Р.С., Година Г.Н. «Учите детей трудиться» М.: Просвещение, 1983.
4.Жукова Р.А. «Трудовое воспитание. Разработки занятий. Старшая группа» Волгоград, 2005.
5.Куцакова Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду. Занятия с дошкольниками по конструированию и ручному труду: Программа и методические рекомендации: для работы с детьми 2-7 лет. М.: Совершенство,2010.
6.Куцакова Л.В. Нравственно-трудовое воспитание ребёнка- дошкольника. Пособие для педагогов. М.: Владос, 2003.
7.Трудовое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации для работы с детьми 2-7 лет / Т.С. Комарова, Л.В. Куцакова, Л.Ю. Павлова. М.: Мозаика-Синтез, 2005.
Список используемой литературы
• Авдеева, Н.Н. Основы безопасности детей дошкольного возраста. /Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина. — М.: Просвещение, 2007.
• Ашиков, В. «Планета сказок» // Дошкольное воспитание.-2001. — №6. — С.9.
• Буре, Р.С. Воспитание у дошкольников социальных норм поведения в деятельности на занятиях. Социальное развитие ребенка: Спецкурс. / Под ред. О.Л. Зверевой. — М.: Айрис-Пресс, 2004.
• Князева, О.Л. Я-ТЫ-МЫ /О.Л.Князева, Р.Б.Стеркина. — М: Просвещение, 2008.
• Коломийченко, Л.В. Концепция и программа социального развития детей дошкольного возраста / Л.В. Коломийченко. — Пермь, 2002. — 115 с.
• Козлова, С.А. Я — человек /С.А.Козлова. М.: Школьная Пресса, 2004.
• Мельникова, Н. Один дома //Дошкольное воспитание».-1999.-№°10.
• Михайленко, И.Я. Игра с правилами в дошкольном возрасте /И.Я.Михайленко, Н.А.Короткова. — М.: Сфера, 2008.
• Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26″Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».
• Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования»
• Приказ МОиН РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17 октября 2013 г. №1155.