2.1. Понятие п и общая характеристика

  1. Характеристика процессов памяти: теории и исследования.

    Образы восприятия, в ходе которых человек познает окр мир, закрепляются, сохраняются, а затем воспроизводятся в дальнейшем в форме узнавания, припоминания. Восприятие не м б ограничено только опознанием объекта. Необходима преемственность между отдельными восприятиями. Сохранение преемственности – одна из важных черт П.

    П – собирательный процесс, совокупность основных и вспомогат проц. Память – познавательный проц, сост из 3 др процессов: запоминание (узнавание, запечатление), сохранение (забывание), воспроизведение (узнавание, собственно воспроизведение, вспоминание – его продукт – воспоминание, образ).

    Многообразие процессов П м приобретать разл формы. Чем дольше хранится информация в памяти, тем больше метаморфоз с ней происх. Со временем какие – либо эпизоды в П м сокращаться.

    П – отражение ранее воспринятых событий, явлений и объектов в прошлом. Поэтому П нельзя путать с восприятием (отражение в настоящем).

    П – отражение в прошлом, которое включает в себя отношение личности к воспроизводимому. Отражение (воспроизведение) прошлого, ранее пережитого субъектом – сущность П. благодаря П значительно расширяются возможности отражения действительности.

    П, кроме как собирательный процесс, м б рассмотрена как единая функция запечатления и дальнейшего воспроизведения – мнемическая функция. П как мнемическая деятельность – высшая психич функция, т к реализуется благодаря знаковому опосредствованию. П как мнемическая деятельность – сложный культурно – историч продукт, связанный с общественной жизнью человека. Возникла благодаря языку.

    Воспроизведение чувственных образов всегда приводит к возникновению новых психич образований – представлений —это продукт мнемической деятельности

    — это единица памяти

    Представления– воспроизведенные образы предмета, основывающиеся на прошлом опыте субъекта.Отличие представления от образа:

    ● оно формирует образ предмета на основе предшествующего сенсорного воздействия, и для воспроизведения не требуется повторного восприятия;

    ● представления менее яркие, чем образы, более фрагментарны. Обладают определенной степенью обобщенности, сокращены.

    Принципы обобщения:

    13 стр., 6177 слов

    Психологические особенности содержания представлений образа как составляющие имиджа сотрудника ГИБДД

    Министерство образования РФ Калужский Государственный Педагогический Университет им. К.Э. Циолковского Факультет: Психологии Курсовая работа Тема: Психологические особенности содержания представлений образа как составляющие имиджа сотрудника ГИБДД Калуга 2009 Введение Актуальность исследования Результаты многочисленных исследований показывают, что образ сотрудников ГИБДД в сознании автолюбителей ...

    1. представление м б в виде индивидуализированного воспоминания не вообще, а в том в виде, в каком оно предстало в какой – либо момент;
    2. представление м б образным обобщенным знанием о каком – либо предмете так, как он представляется вообще независимо от ситуации

    Представление м б обобщением не только единичного предмета, а целого класса или категории аналогичных предметов. Таковыми будут являться, если образ – представление воспроизводит прежде воспринятое и с какой – то мере осознается в своем отношении к нему. Представления воспроизводятся не одиночно, а в совокупности друг с другом, в связи с другими представлениями. Эти связи – ассоциативные связи (ассоциации).

    Они создаются в силу пространственной или временной смежности, по сходству или контрасту. Поэтому ассоциации бывают: по сходству, по контрасту, по смежности (по пространству, во времени).

    Благодаря ассоциациям облегчается запоминание и воспроизведение. В математике это называется транзитивность.

    Из семинаров.

    Леонтьев А. Н. Лекции по общей психологии: ПРО П И ЛИЧНОСТЬ.

    П у людей различается по многим параметрам: скорость, прочность, длительность, точность и объем запоминания (колич характеристики).

    Кач различия касаются доминирования отдельных видов памяти (зрит, слух…) и их функционирования. Процесс П тесно связан с особенностями личности человека, его эмоц настроем, интересами и потребностями. Они определяют то, что и как запоминает, хранит и припоминает человек. Запоминание также зависит от отношения личности к запоминаемому материалу. Отношение определяет избирательный характер П. человек запоминает то, что интересно и эмоционально значимо. Существенную роль играет общее состояние личности в момент получения впечатлений, а также ее физическое состояние в целом. Индивидуальные особенности П связаны с различиями силы возбуждения и торможения нервных процессов, степени их уравновешенности и подвижности. Но свойства НС изменяются под влиянием жизни и деятельности людей.

    Гальперин П. Я. Лекции по психологии: Пкак способность получать, сохранять и оживлять следы всех впечатлений. Способность сохранять следы – обязательное условие П. только при способности запоминать материя может что – то порождать. Эта способность – предпосылка П, но не П.Основная функция П – помнить то, что нужно для будущего. П возникла из отношения к будущему, из нужды запомнить то, что понадобится в буд. Еще одна особенность П — связь с объективной категорией времени.Периоды естеств беспамятности:

    26 стр., 12790 слов

    Возможности коррекции межличностных отношений в семьях детей с задержкой развития речи средствами игротерапии

    ... отношений в семьях детей с задержкой развития речи средствами игротерапии Оглавление ВВЕДЕНИЕ ГЛАВА I. ... различают · недирективную игротерапию (это целенаправленная терапевтическая система, центром которой является ребенок как самостоятельная личность ... запоминания, трудностям в овладении письмом, несформированности счетных операций, слабому овладению грамматикой.Для обеспечения нормального развития ...

    1. период раннего детства, младенческой амнезии. Ребенок живет без представления об объективном времени.
    2. Появляется по обстоятельствам индивидуального развития человека.

    Хрестоматия. А. Н. Леонтьев Развитие высших форм запоминания: П современного человека – продукт его культурного, соц развития, как и речь, письменность и счет.

    Примитивные средства запоминания – жезл, зарубки – средства воспоминания, промежуточный стимул, с помощью которого вестник овладевает своей П. (Пример австралийского вестника).

    Первоначально стимулы – средства, с пом которых человек организует свое запоминание, несовершенны. Их дальнейшее усовершенствование – в процессе дифференциации и спецификации (узловое письмо).

    С пом вспомогат средств мы изменяем принципиально структур нашего акта запоминания: непосредственное запоминание становится опосредованным, опирающимся на 2 системы стимулов (прямые и стимулы – средства).

    В форме П, которая возникает на основе вспомогат стимулов – средств, делающих наше воспроизведение произвольным, уже заключаются все признаки, отличающие высшую П человека от его низшей, биологич П.

    Дальнейшее развитие по 2 линиям:

    1. развитие и усовершенствование средств запоминания, остающихся в форме действующих извне раздражителей;
    2. превращение этих средств запоминания во внутренние.

    Принцип параллелограмма развития: развитие высших человеческих форм П идет через развитие запоминания с пом внеш стимулов — знаков. Превращение внеш знаков во внутр – вращивание. Превращение внешне опосредованного запоминания в запоминание внутреннее опосредованное.

    13 стр., 6174 слов

    Развитие ребенка 2

    Что же такое развитие? Чем оно характеризуется? В чем принципиальное различие развития от всяких других изменений объекта? Как известно, объект может изменяться, но не развиваться. Рост, например, это количественное изменение данного объекта, в том числе и психического процесса. Есть процессы, которые колеблются в пределах "меньше-больше". Это процессы роста в собственном и подлинном смысле слова. ...

    2.1. Физиологические основы п

    Соколов Е. Н. Механизмы П.

    П– сохранение информации о сигнале после того, как действие сигнала прекратилось. Эта информация м б использована при обработке последующих сигналов или воспроизведена без нарушения свойств или характера записи.

    Системы с постоянной структурой и постоянными параметрами обладают наиболее простой формой П, связанной со временем переходного процесса. Адаптивные системы под влиянием входных сигналов м изменять свои параметры или структуру на время, значительно большее, чем время переходного процесса.

    При изучении П большой интерес представляют системы, воспроизводящие внеш сигнал. Такое воспроизведение м б спонтанным, приуроченным к определенному моменту времени или вызываться по спец сигналу. М б участие следа П в изменении реакции на сигнал и воспроизведение записанного в П сигнала.

    Общая характеристика процесса П включает процесс фиксации, прочность удержания, продолжительность и объем сохранения, полноту, точность и скорость считывания, особенности воспроизведения. Данные о процессах П получают на основе воспроизведения.

    Динамические и консервативные свойства П.

    Выделяют 2 фазы П:

    1. лабильная фаза – удержание следа в форме реверберации нерв импульсов
    2. стабильная фаза – сохранение следа за счет структурных изменений, вызванных к жизни в процессе консолидации.

    Пути исследования П. При изучении П м использоватьусловнорефлекторные реакции.Условный рефлекс несет небольшую часть информации о следе, оставленном раздражителем. Другая модель – двигательный рефлекс. Воспроизведение опосредовано системой реагирующего органа. Исследование П методом угашения ориентировочного рефлекса.

    Нервная модель стимула.

    При многократном повторении раздражения в П с большей точностью фиксируются все параметры сигнала, НС создает «нервную модель стимула»- многомерный самонастраивающийся фильтр, избирательно подавляющий повторяющиеся в опыте сигналы. При одновременном изменении ряда параметров сигнала реакция этого фильтра определяется суммарным эффектом несовпадения тест – стимула со стимулом – эталоном. Опыты показали, что наиболее сильные реакции, включ ряд вегетативных и соматич реакций, вызывал ритмический раздражитель, где количество измененных параметров было наименьшим.

    7 стр., 3301 слов

    Явление, при котором ожидаемое действие вещества определяет реакцию организма на него, называется эффектом плацебо

    Страх перед психотропными препаратами Пациенты часто боятся принимать психотропные препараты из-за побочных эффектов и привыкания, которые они могут вызывать. Если врач давал пациенту лекарства без каких-либо комментариев, не вытаскивая оттуда инструкцию к применению, то опасения пациента быстро сбывались, и он находил у себя все побочные эффекты, описанные в инструкции. Если врач объяснял, какой ...

    Отдельные признаки сигнала фиксируются самостоятельно, и сличение внешнего сигнала со следом происходит по всей совокупности признаков.

    Сложные признаки в нервной модели стимула. В нервной модели стимула представлены не только такие элементарные признаки, как цвет, интенсивность, размеры, но и сложные признаки. Возникновение ориентировочной реакции при исключении компонента из комплекса означает, что в НС было зафиксировано сложное событие – совпадение во времени 2 разных раздражений.

    Фактор времени в нервной модели стимула. При нанесении в опыте сигналов постоянной длительности, разделенных постоянными интервалами, «нервная модель стимула» фиксирует также временную последовательность сигналов. Источник ориентировочной реакции – сигналы рассогласования.

    Эффект растормаживания: однократное нанесение нового раздражителя приводит к временному восстановлению реакций на прежний раздражитель. Нервная модель стимула – многомерное отражение сигнала, включ простые и сложные параметры стимула.

    Входной сигнал действует на исполнительный механизм ориентировочного рефлекса не только непосредственно, но и косвенно в результате сравнения афферентных сигналов с прогнозом, возникающим в самой НС на основе следа П. Условием обнаружения участия следа П является предварительное угашение реакции, ведущее к блокаде прямого распространения афферентного сигнала к исполнительным механизмам ориентировочного рефлекса. О степени точности следа П м судить лишь с учетом возбудимости исполнительных механизмов ориентировочного рефлекса.

    Влияние изменения разных параметров стимул – эталона на условную и ориентировочную реакции.

    6 стр., 2538 слов

    Ускорение НТР и её изменение в процессе развития

    Министерство образования и науки РК Кокшетауский колледж «Арна» РЕФЕРАТ на тему «Ускорение НТР и её изменение в процессе развития» подготовила студентка группы НОО-12: Жарылгапова Д.А. Проверила : Кажмуратова А.К. Кокшетау – 2007 Предпосылки 17-века В последней трети 16-начало 17 века происходит буржуазная революция в Нидерландах, сыгравшая важную роль в развитии капиталистических отношений в ...

    Методы исследования П: исследование следа П методом нанесения сигнала с регулярными и случайными интервалами, исследование П методом заданного эталона.

    Динамическая классификация нейронов.Выделение НС признаков как отдельных «элементов» осуществляется нейронными сетями, включ нейроны с возбуждающими и тормозящими синапсами. Первая характеристика следового эффекта – переходный процесс, вызванный действием на вход нейронной сети кратковременного импульса. Но П не исчерпывается временем переходного процесса.

    Характерная форма сохранения следа возбуждения – «размножение» импульса, в результате чего спайковый разряд продолжается после того, как действие светового раздражителя уже прекратилось. Следовый эффект в виде изменения возбудимости элементов нейронной сети является собственной функцией зрительной системы.

    При объяснении изменения функциональных контактов между нейронами особое внимание исследователей привлекли изменения в синаптическом аппарате, которые наблюдаются при длительном использовании и неупотреблении синапсов. В результате использования синапсов развивается эффект постсинаптической потенциации (ПТП), который состоит в увеличении амплитуды ВПСП(?) в ответ на тест – стимул. Для тормозящих синапсов ПТП состоит в возрастании ТПСП; в возрастании частоты миниатюрных синаптических потенциалов ВПСП и ТПСП; в повышении или снижении частоты спонтанной спайковой активности в нейронных сетях, включающих нейроны с автогенным ритмом.

    Угасание реакции на уровне отдельных нейронов.

    Нейроны, обнаруживающие эффект угасания реакции – «нейроны внимания» или детекторы новизны. Были отмечены в ретикулярной системе среднего мозга, моста и продолговатого мозга.

    Угасание – не только ослабление спайковой активности, но и ослабление реакций, состоящих в торможении фоновой спайковой активности. Реакция «на новизну» м суммироваться в других нейронах с др специфич и неспецифич реакциями. Угасание ориентировочного рефлекса состоит в потенциации синапсов вставочных нейронов.

    Механизмы рефлексов на время.

    Циркуляция импульса м обеспечить поддержание возбуждения в течение времени, достаточного для фиксации следа П и вовлекая в реакцию новые нейроны, служить механизмом считывания информации и передачи ее исполнительным нейронам в целях воспроизведения циркуляции импульса по цепочным нейронам. Это объясняет реакцию «опережения».

    9 стр., 4412 слов

    Теория социально-культурной деятельности как специальная отрасль знаний

    Природу и назначение социально-культурной деятельности как правило рассматривают в нескольких основных аспектах: экономическом, где основное место занимают такие понятия как хозрасчет и рентабельность, затраты и освоение капиталовложений, эффективность и самоокупаемость. Гуманитарном, охватывающем огромный спектр содержания и современных технологий социально-культурной деятельности, в том числе ...

    При выработке условного рефлекса функцию «запуска» условной реакции берет на себя тот внешний раздражитель, который совпадает во времени с действием безусловного.

    2.3. Теории п

    Группы теорий П:

    1. психологические теории:

    ● ассоциативные– первые попытки экспериментально изучить П. Эббингауз, Мюллер, Шуман, Пьерон, Пильцекер. Изычали условия образования, ослабления, взаимодействия ассоциаций, которые понимались механистически как основанные на смежности во времени и на повторной связи между отдельными элементами того, что надо запомнить.

    Ассоциативная психология П исследовала: механически образующиеся связи; максимально выключала сложность психич процессов, особенно мыслительных процессов при заучивании; зависимость процессов запоминания только от внеш условий ( количество повторений и особенности организации повторений); исключительное внимание только результатам заучивания (колич).

    Совершенно игнорировали содержательную сторону запоминания и зависимость запоминания от более широкой деятельности, в которую оно м б включено.

    Мюлер: кач анализ процессов п – зависимость качества запоминания от мыслительной деятельности.

    Для ассоционизма характерно, что вместо качественного анализа процесса П как особого рода деятельности дается анализ предметного содержания воспроизведения, т е того, что воспроизводится, а некак осуществляется запоминание и воспроизведение.

    Вклад ассоционизма в теорию П: осуществили эксперимент исследования П, которые подтвердили особенности механич П; были обнаружены ассоциативные связи; дали классификацию ассоциациям, описали механизм работы ассоциаций.

    Минусы: П с механистическая, отделенная от др процессов, колич оценка П, констатация, но не интерпретация фактов.

    ● гештальтпсихология: отвергали основополаг роль ассоциации и повторения. Трактовка запоминания как возникновения гештальтов структур и их понимание как таких целостных образований, которые не являются простой суммой их частей, а представляют собой особенности материала, с которым имеет дело субъект.

    Возникновение структуры – результат самоорганизации материала в соответствии с действующими независимо от субъекта принципами близости, сходства, замкнутости, продолжения, хорошей формы и т д (это – и механизмы возникновения гештальта).

    Тяготение к этим принципам присуще и самим частям целого, которые стремятся к образованию целостной структуры. Эти принципы – конечная основа структурообразования.

    Осмысливание – спонтанное, обусловленное особенностями материала, возникновение структуры. Но осмысливание выступает как более совершенная структура, более совершенная самоорганизация, чем самоорганизация бессмысленного материала.

    Активная деятельность субъекта, в т ч и мыслительная, не выступает основой и важным условием заучивания. Законы гештальта действуют вне активности субъекта.

    Концепция К. Левина: теория действий. В структуру действий как составная часть входит сам действующий субъект, его потребности, намерения, мотивы, желания. При этом взаимоотношения субъекта с окр средой носят динамический характер. Субъект действует сам и одновременно является объектом воздействия внеш сил. В результате образуется силовое поле, которое меняется в зависимости от степени напряженности, потребностей, намерений субъекта.

    Характер динамических сил поля оказывает влияние на продуктивность действий и на их последующий эффект. В области П это находит свое выражение в том влиянии, которое силовые соотношения – напряженность или разрядка в силовом поле – оказывают на продуктивность запоминания. Например, эффект Б. В. Зейгарник.

    Эта теория игнорирует содержательную сторону деятельности, действия субъекта рассматриваются как результат взаимодействия сил в формальном аспекте. В качестве объяснительного принципа – степень напряженности потребности и намерений, динамическая сторона действий, а не их конкретное содержание.

    ● бихевиоризм: Уотсон, Торндайк. Исключительная роль механически возникающих связей по смежности и частоте повторения.

    Уотсон сводит всю психическую деятельность к видимым телесным движениям, речевым навыкам. Отрицал возможность изучения сознания. Формула Стимул – Реакция.

    Бихевиористы отрицали изучение психики. Между стимулом и реакцией – мозг. П понималась как речевое приобретение. Сводилась к изложению лишь кач показателей. В качестве условий для возникновения стимула и реакции рассматривали смежность, частоту повторения стимула, наличие подкрепления реакции на стимул.

    Подкрепление реакции на стимул – в основе эффекта Торндайка: при наличии положительного подкрепления реакции увеличивается вероятность повторения данной реакции. Также – обратно.

    Минусы: нет различий между поведением животного и человека, не учитывается содержательная сторона деятельности, следующей за подкреплением; механистич подход.

    ● психоанализ: З. Фрейд: все, что не отвечает влечениям, имеет тенденцию вытеснения из сознания и П. действующий агент – не сам субъект, а эмоц окраска того, что воздействует на человека, то, что соответствует или нет подсознат влечениям человека.

    ● теория П. П. Блонского: гипотеза об основных видах П как генетически различных уровнях П. Онтогенез П: моторная – аффективная – образная – логическая. Эти виды П – уровни П и стадии ее развития. Такая же последовательность – и в филогенезе. Чем ближе к началу этого ряда, тем в меньшей степени имеет место сознание. Инстинкты и автоматич движения обычно совершаются без участия сознания. Логич и образная П – в сфере сознания.

    Раннее детство – возраст максимально эффективного приобретения привычек. В дошк возрасте преобладает аффективная и образная П. в школьном возрасте – логич П.

    Разл виды П, развиваясь др за др, относятся к разл ступеням сознания. Нужно помнить последовательность появления сознания у человека.

    ● концепция П Л. С. Выготского: культурно – историч теория развития психики. Поведение соврем человека – результат 2 разных процессов психич развития: процесса биологич эволюции животных и процесса историч развития человека.

    Есть особая категория психич функций, присущих только человеку, и они являются высшими. Универсальные средства опосредования – знаковые системы. Чисто человеческая П – знаковая П. На начальной стадии развития культуры имеется рудиментарная П (узелки, зарубки).

    Позднее человек вводит в ситуацию искусственный стимул ( крестик на П).

    Последняя стадия – предметный стимул заменяется словом, которое выполняет роль стимула – средства. В результате вращивания происх преобразование средств (внеш во внутр).

    Человек в процессе П оперирует этими средствами.

    ●Теория А. Бергсона «О двух П» см выше.

    2) Физиологические теории П:

    ● теория Геринга: П как общая функция органической материи. Явления, аналогичные сохранению и воспроизведению, м пронаблюдать во всем органическом мире. Например: у растений – поворачивание к солнцу; у животных – изменение привычных реакций под воздействием новых условий.

    ● теория Р. Семона: развивает учение об органической П., обозначает П греч словом мнемо и этим понятием пользуется для объяснения органич явлений вплоть до происхождения видов. Это привело к биологизации П. Идеи Геринга получили распространение среди психологов. Рибо считал, что П — биологич факт, а психологическим становится случайно в отдельных ситуациях.

    Положительное значение теории Геринга: его теория поставила вопрос о физиологич основах П. Всякий раздражитель оставляет физиологич след, лежащий в основе послед воспроизведения.

    ● И. П. Павлов: в основе П – физиологич процессы, которые у человека протекают в КБП. Расстройства П – амнезии – связаны с нарушением нормального функционирования мозга, когда какой – либо кусок прошлого исчезает из П.

    3) Биохимич теории П: на основе исследований возникла гипотеза о двухступенчатом характере процесса запоминания:

    1ст.:в мозге происх кратковременная химич реакция, вызывающаяобратимые химич изменения в клетках;

    2ст.: происх собственно биохимич реакция, связанная с образованием новых белковых веществ (изменения становятсянеобратимыми)

    1ст. длится секунды, ее счит физиологич механизмом кратковременного запоминания. 2ст. требует времени, механизм долговременного запоминания.

    1. Химические теории П: в основе процессов сохранения, закрепления, воспроизведения следов – специфич химич изменения, происходящие в нерв клетках. Эти изменения связаны с перестройкой белковых молекул нейронов и молекул нуклеиновых кислот.

    Два вида П:

    1. ДНК, являющаяся носителем генетич П
    2. РНК – носитель индивидуальной онтогенетич П

    РНК м удерживать огромное количество кодов информации и обладает способностью резонировать ее на специфич структуры знакомых раздражителей.

    Из семинаров.

    А. Бергсон (из хрестоматии по психологии памяти): две памяти:

    1) регистрирует в форме образов – воспоминаний все события, нашей повседневной жизни по мере того, как они развертываются во времени. Рассудок получает возможность узнавать ранее испытанное восприятие

    2) отлагает в теле ряд вполне выработанных механизмов, выполняющих все более и более многочисленные и разнообразные реакции на внеш раздражения, дающих готовые ответы на непрерывно растущее число запросов. Мы сознаем эти механизмы когда они вступают в действие, и это сознание всех прошлых усилий, скопившихся в настоящую память. Она обретает эти прошлые усилия в строгом порядке и систематическом характере, которыми отличаются движения, выполняемые нами в настоящее время.

    Одна память воображает, а другая повторяет. Истинную природу воспоминания не удалось распознать, т к его исследователи берут лишь его промежут и нечистые формы.

    Д. Уотсон Хрестоматия по психологии П Определение П с т з психологии поведения: П – это общий термин для выражения того факта, что после некоего периода неупражнения в известных навыках, функция не исчезает, а сохраняется как часть организации индивида, хотя она м вследствие неупражнения претерпевать большие или меньшие нарушения. Если после такого периода вновь дается старый стимул или старая ситуация, то: 1) старая реакция возникает определенно и резко; 2) она возникает, но с нежелательными добавлениями; 3) она возникает со столь большими неисправностями, что организация мало заметна – заучивание возобновляется и оно также трудно, как первоначально.

    Гальперин П. Я. Лекции по психологии: теории П:

    1. механическая теория П:внеш воздействие падает на мягкую почву чувств и оставляет в не следы также, как колесо телеги на влажной земле. Всякое воздействие на любой объект оставляет на нем более или менее ясный след;
    2. теория И. П. Павлова:1) воздействие не оставляет следа, если оно не получает подкрепление. За безразличным воздействием д следовать что – то важное, имеющее отношение к потребностям организма. Важно отношение воздействий к организму. 2) обязательно наличие актуальной потребности. 3) отношение безразличного раздражителя будущего сигнала к последующему значительному событию (подкреплению) д выступить как связь между сигналом и последующим подкреплением.

    2.4. Процессы п:

    1) запоминание: запечатление, узнавание

    2) сохранение: забывание, одновременно с запоминанием

    3) воспроизведение: узнавание, собственно воспроизведение, вспоминание.

    1) Запоминание– процесс П, в результате которого происх закрепление нового путем связывания его с приобретенным ранее. Запоминание всегда избирательно, благодаря вниманию. В П сохраняется далеко не все, что воздействует на ОЧ. Любое запоминание – закономерный продукт взаимодействия субъекта с объектом.

    Характеристики запоминания определяются мотивами, целями и способами деятельности человека.

    Запоминание: кратко- и долговременное. В основе – временной признак, время для запоминания.

    Большое значение для запоминания имеет характер деятельности человека. В условиях кратковременного запоминания более продуктивны задачи, для решения которых м б использованы автоматизированные способы действия. Между кратковременным и долговременным запоминанием есть промежут вид запоминания – оперативное запоминание.Оно обслуживает текущее действие человека.

    Кроме того, запоминание м б произв и непроизвольным. Запоминание определяется особенностями деятельности.

    В тех случаях, когда непосредственным источником мнемической направленности является сознательное намерение запомнить, запоминание становится произвольным. Оно связано с направленностью на мнемич деятельность. Когда мнемич задача не ставится, а деятельность, ведущая к запоминанию, направлена на достижение каких – либо целей, имеет место непроизв запоминание.

    Ошибочно считать, что наиболее продуктивно непроизвольное запоминание. Наличие мнемич направленности имеет оч важное значение для продуктивности запоминания. При прочих равных условиях произв запоминание всегда значительно эффективнее непроизв. Намерение запомнить – одно из главных условий успешного запоминания.

    Мнемич направленность не представляет собой что – то однородное и всегда одинаковое. Всякий раз она выступает в каком – либо качественно своеобразном содержании. Конкретное содержание направленности характеризует требования, которым должно удовлетворять запоминание, т е что именно д б достигнуто в итоге запоминания:

    1. любая мнемич деятельность направлена на какую – либо полноту запоминания;
    2. направленность на точность (связ с формой или содержанием);
    3. направленность на прочность запоминания;
    4. направленность на своевременность воспроизведения

    Непроизв запоминание сильно связ с направленностью деятельности. Запоминание зависит не только от мнемич направленности, но и от деятельности, в которой происходит запоминание.

    Исследования А. А. Смирнова (Проблемы психологии П): установление связи результатов запоминания с мнемич направленностью деятельности. Провел 2 серии экспериментов и установил, что воспоминания испытуемых в большей степени относятся не к тому, что онидумали,а к тому, что ониделали. Причем содержание думания практически не воспроизводится вообще, а последовательность и характер деятельности – воспроизводятся почти полностью. Запоминалось прежде всего то, что препятствовало деятельности и то, что связано с движением. Т о, важное условие, определившее собой запоминание в проведенном опыте – основное русло деятельности испытуемого, основная линия его направленности и мотивы. Все то, что требует затрат, напряжения, запоминается лучше, чем то, что делается с легкостью.

    Взаимоотношения произвольного и непроизвольного запоминания:

    1. Зависимость соотношения произв и непроизв запоминания от характера деятельности:

    1.1. отсутствие мнемич направленности м б компенсировано характером деятельности. В некоторых случаях характер деятельности более значимый, чем мнемич направленность

    1.2. указание средства, облегчающего запоминание, оказывает свое облегчающее действие только у старших испытуемых. У младших испытуемых оказывается нейтральным, у дошкольников — препятствует запоминанию. Экспериментально показано, что то, что испытуемые запомнили непроизвольно, но в процессе активной интеллектуальной деятельности в П сохраняется лучше, чем то, что запоминалось произвольно, но в обычных условиях запоминания.

    2. непроизв и произв запоминание сильно зависят от возраста.Чем старше испытуемый, тем относительно уменьшается эффект непроизв запоминания. Непроизв запоминание дает хороший эффект только до 5 лет. После 5 – произв. Чем старше, тем меньше эффект от непроизв запоминания. У взрослых эффект «0».

    Любое запоминание начинается с запечатления, которое сначала производится непроизв в какой – либо деятельности. Но впоследствии человек прилагает усилия. Человек запечатлевает отличительные внеш признаки. То, что запечатлелось, сохраняется долго. Главное условие запечатления – данный объект в данный момент д соответствовать потребностям человека.

    Узнавание: генетически более раннее проявление П. В узнавании выделяется и выходит на передний план та деятельность соотнесения чувственных качеств, возникших в процессе восприятия образа предмета, которая заключается уже в восприятии предмета.

    Формы узнавания:

    1. элементарная первичная форма – происходит более или менее автоматич узнавание действий. Проявляется в виде адекватной реакции на первичный раздражитель.
    2. Связ с чувством знакомости, но без отождествления узнанного предмета с ранее воспринятым
    3. Отождествление предмета – когда предмет, данный субъекту сейчас в одном контексте в одной ситуации выделяется из этой ситуации и отождествляется с предметом, данным в другом контексте. Объект называется, осуществляется полное узнавание.

    Это же узнавание имеет место в запоминании и воспроизведении.

    2) Сохранение и забывание.Забывание – полное или частичное вытеснение из сферы сознания. То, что забыто, благодаря ассоциациям м б выведено в сознание. Полное забывание – при травмах, при неправильном кровоснабжении мозга.Сохранение – оч активный процесс, материал многократно трансформируется.

    Забывание м б более или менее глубоким. Забывание тем глубже, чем реже определенный материал используется в деятельности человека, чем менее значимым он становится для достижения актуальных жизненных целей. В первую очередь забывается то, что не включено в деятельность.

    1. Воспроизведение:узнавание– в условиях повторного восприятия объекта. М б разным по степени определенности, четкости и полноты. Если узнавание полное, четкое, определенное, то оно осуществляется как одномоментный определенный акт. Если узнавание неполное, неясное, неопределенное, то оно приобретает произвольный характер и разворачивается во времени.Собственно воспроизведениеосуществляется без повторного восприятия объекта. Воспроизведение м б произвольным (вызывается репродуктивными задачами и сопровождается актив поисками – припоминанием) и непроизв. Успешность припоминания зависит от того, насколько четко и точно осознается содержание репродуктивной задачи, от использования приемов припоминания: составление плана, активная актуализация у себя образов объекта, актив использование ассоциаций.

    Особенность воспроизведения – сознательное отношение к воспроизводимому. Воспроизведение осознается субъектом в своем отношении к прошлому. Воспроизведение связано с реконструкцией прошлого. Реконструкция предполагает восстановление целого по частям. Связана с переосмысливанием.

    Частный вид воспроизведения – процесс вспоминания. Его продукт –воспоминание– это представление, имеющее определенную точку в прошлом. Предполагает высокий уровень сознания. Вспоминание возможно только там, где человек выделяет себя из прошлого. Вспоминания появляются с появлением сознания ( с 3 лет).

    С развитием самосознания развивается вспоминание.

    Зинченко П. И. Непроизвольное запоминание: обзор исследований непроизвольного запоминания в зарубежной психологии.

    Штерн, Шеллоу, Киркпатрик, Мазо, Макгич, Постман, Сендерс: ограничили непроизв запоминание случайным запоминанием.

    Сюард и Сендерс: поведение и запоминание.

    Проблема произв и непроизв запоминания в советской психологии.

    А. Н. Леонтьев: «запоминание изначально механическое, натуральное. По мере развития превращается в сложную опосредствованную деятельность, опирающуюся на инструментальное употребление известных внеш вспомогательных стимулов – средств. Эту свою принципиальную структур запоминание сохраняет и на наиболее высоких ступенях своего развития, когда оно превращается в чисто внутреннюю речевую деятельность и когда роль внешних вспомогательных стимулов этой операции начинает выполнять слово, приобретающее инструментальную функцию».

    Блонский П. П.: развитие П.

    Павлов: учение о ВНД, деление связей на ассоциативные и смысловые. Возможны искусственные ассоциации.

    Чем более содержательные связи раскрываются в материале, тем продуктивнее непроизв запоминание. Содержательные способы действия становятся более продуктивными в непроизв запоминании потому что они открывают более глубокие и существенные свойства, связи и отношения в материале и требуемая от человека в этих случаях большая умственная активность способствует превращению этих способов в самост целенаправл действия.

    В тексте, трудном для запоминания, более эффективным оказалось самостоятельное составление плана по сравнению с использованием готового. Самост составление плана активизирует осмысливание текста, превращая его в целенаправл процесс, что и создает более благоприятные условия для непроизв запоминания.

    Чем больше самостоятельности проявляет человек в осуществлении какого – либо способа действия, тем более благоприятные условия создаются для превращения этого способа в спец целенаправл действия. Продуктивность непроизв запоминания изменяется в зависимости от уровня овладения способом действия.

    Установка на запоминание, не опирающаяся на эффективные способы ее реализации, дает меньшие результаты, чем активная содержательная работа над материалом при отсутствии такой установки.

    При опредленных условиях непроизв запоминание м б более эффективным, чем произвольное.

    Рубинштейн С. Л. Из хрестоматии по психологи П: мнемич функция П – в общей и элементарной способности к запечатлению и восстановлению данных чувствительности.

    Сохранение– динамический процесс, совершающийся на основе и в условиях определенным образом организованного усвоения, включающий какую – то более или менее выраженную переработку материала, предполагающую участие разл мыслительных операций.

    Генезис запоминания является продуктом историч развития, обусловленного потребностью конкретной человеческой деятельности.

    Представления– образы П лишь в том случае, когда воспроизведенный образ – представление воспроизводит прежде воспринятое и осознается в своем отношении к нему.

    Представления создают план внутренней жизни.

    Сохранение– сложный динамический процесс, совершающийся в условиях определенным образом организованного усвоения и включ в себя многообразные процессы переработки материала.

    Кривая забывания Эббингауза для запоминания бессмысленных слогов:

    После

    20 мин

    1час

    9 часов

    1 день

    2 дня

    3 дня

    31 день

    Сохранилось, %

    59,2

    44,2

    35,8

    33,7

    27,8

    25,4

    21,1

    У забывания осмысленного текста другие закономерности. Прочность запоминания осмысленного материала выше. Прочнее всего закрепляется основной смысловой остов текста.

    2.5. Феномены п

    1) Реминисценция – воспроизведение мнемич ответов, которые испытуемые не м воспроизвести прежде при условии, что с момента заучивания испытуемый не занимался дополнит упражнениями в выполнении данного задания. Здесь П м заменять мышление.

    2) феномен Бэлларда: реминисценция длится от неск минут до неск дней. Если заучивать новый материал в период реминисценции, то этот материал сохраняется намного лучше, чем если бы человек заучивал в другое время, а не в период реминисценции.

    3) феномен ретроактивной интерференции: (1900 г Мюллер, Пильцекер) ухудшение сохранения материала А, вызванное заучиванием другого материала Б, которое осуществляется в период между заучиванием материала А и временем его сохранения.

    Эксперимент группа

    Заучивание материала А

    Заучивание материала Б

    Воспроизведение материала А

    40%

    Контрольная группа

    Заучивание материала А

    Отдых

    Воспроизведение материала А

    90%

    При запоминании имеет место ретроактивная интерференция. Сон способствует улучшению П.

    4) Ретроактивное(назад идущее торможение, когда новый материал начинает способствовать забыванию старого)и проактивное торможение(когда старый материал способствует забыванию нового).

    5) кривая Эббингауза(см выше)

    6) реинтеграция – восстановление образа по отдельным фрагментам. Очень тесно связана с воспоминанием. Человек использует разл приемы припоминания: уподобление, схематизация, генерализация, репродукция (вербальная – вербальный материал без наглядности; невербальная – образная, картинка…).

    2.6. Виды, типы и уровни п.

    1) В зависимости от характера психич активности, преобладающей в деятельности:

    ● двигательная

    ● эмоцион

    ● образная

    ● словесно – логич

    2) В зависимости от характера целей деятельности:

    ● произвольная

    ● непроизвольная

    3) В зависимости от продолжения закрепления и сохранения материала:

    ● кратковрем

    ● долговрем

    ● оперативная

    Кратковременная и долговременная П.

    В процессе обработки и интерпретации информации, полученной от сенсорной системы, участвуют неск видов П. Каждая из них выполняет особую функцию, хранит особую информацию, обладает своими пределами емкости. Они работают на основе разных механизмов и признаков.

    Иконическая П – непосредственный отпечаток сенсорной П. Емкость 0,1 — 0,5 секунд. Функция – обеспечение системам выделения признаков и распознавания образов времени, необходимого для обработки сигналов, воздействующих на ОЧ. Существенное значение имеет время, в течение которого сигналы остаются в системе ИП. Система ИП содержит большой запас информации. Существует расхождение между количеством информации, хранящейся в сенсорной системе и тем количеством, которое м б использовано на последующих ступенях анализа. Это расхождение указывает на некую ограниченность. На послед стадиях эта ограниченность проявляется при попытке запомнить предъявляемый материал. Сенсорная система сохраняет точный образ всего, что воздействовало на ОЧ, но она не способна определить, что из всего этого существенно. Этим занимается система, которая распознает и интерпретирует сигналы – ИП.

    Спермин:эксперимент – предъявление 9 букв устно. Испытуемых просили назвать буквы – они называли по – разному. Затем – карточки с др 9 буквами. Буква с точкой воспроизводилась всегда. Человек видит больше, чем он м сообщить в отчете. Скорее всего, в первом эксперименте в ИП содержатся все буквы, но к тому времени, как их надо воспроизвести, они уже «стерлись» из П.

    Кратковременная П: Ллойд и Маргарет Паттерсоны: испытуемым давались для запоминания 3 буквы, после чего они д б быстро вести обратный счет тройками назад вслух, после чего они д б через 19 секунд воспроизвести 3 буквы. Установлено, что кратковрем П имеет оч короткую жизнь. Ее емкость не оч чувствительна для объема хранящихся в ней единиц. Емкость примерно 20 секунд. Чтобы перевести информацию из кратковременной в долговременную, необх повторение, выполняющее 2 функции: обеспечивает удержание материала в кратковрем П в течение неограниченного времени и способствует переходу материала в долговрем П. повторение не увеличивает объем П, а способствует увеличению времени удержания в П.

    Типы П:

    ● наглядно – образная

    ● словесно – логич

    ● промежуточная (зрительно – слух, слуходвигат…)

    Уровни П:

    ● элементарный процессы, когда воспроизведенные данные прошлого опыта неосознанны в своем отношении к прошлому. Их воспроизведение протекает «самотеком» помимо сознательного регулирования.

    ● сознательное регулирование П, когда воспроизведение прошлого осознается как воспроизведение прошлого, т е есть указание на точку в пространстве и времени.

    Громова Е. А. Эмоциональная П и ее механизмы: классификация форм памяти:

    1) ● произвольнаяхарактеризуется преднамеренностью запоминания.. большую роль играет сосредоточение внимания к запоминаемому материалу, в основе которого механизмы выделения информации из ее общего потока.

    непроизвольная осуществляется непреднамеренно, попутно, на неосознанном уровне. П. И. Зинченко: существенная роль непроизвольной П в организации поведения.

    2) ● модально – специфическая связана с определенной сенсорной модальностью восприятия информации, поступающей через анализаторы

    неспецифическая выступает в роли общего регулятора процессов запоминания и воспроизведения информации

    3) ● непосредственное запоминание оценивается по сохранности следа от воспринятого раздражения

    опосредованное запоминание соединение вновь запоминаемого материала с чем – то др, уже хорошо запомнившимся. В основе – механизм ассоциаций. Мнемотехнические приемы. А. Н. Леонтьев: введение вспомогательных средств для запоминания – решающее в развитии П, т к оно положило начало процессу овладения человеком своей П, что составляет специфич черту человеческой П.

    4) ● кратковременная П отражает ранние этапы фиксации информации, на которых след памяти является лабильным, легко поддающимся «стиранию» под влиянием внешних воздействий. Этот этап фиксации следа обусловлен нейродинамическими процессами, обеспечивающими поддержание функциональных связей нейронов, участвующих в центральной интеграции воспринимаемого образа.

    Введено понятие ультракороткой П, характеризующейся узким объемом запечатлеваемой информации, из которой в этот момент выделяются лишь основные признаки перевод поступающих сигналов в кратковременные образы. Иконическая П для зрительного восприятия и экоическая для слухового. Эти формы связаны с удержанием информации в сенсорном регистре, после чего гона преобразуется в кратковременную П.

    долговременная П – дальнейший процесс регистрации информации, связанный со структурно – химич изменениями в нейронах, обусловленными предшествующей психич активностью. Этот процесс стабилизации долговременных следов – основа консолидации П и соответствует переходу в долговременную. Долговременная П устойчива к разным воздействиям и м сохраняться на протяжении всей жизни.

    5) ● образная П – сохранение в П и репродукция образа однажды воспринятого жизненно важного события. И. С. Берташвили: кратковременная и долговременная образная П.

    эмоциональная П – воспроизведение пережитого ранее эмоц состояния при повторном воздействии раздражителей, обусловивших первичное возникновение этого состояния.

    условнорефлекторная П – П, проявляющаяся в виде воспроизведения условнорефлекторных двигательных и секреторных реакций или заученных движений спустя длительное время после их образования.

    словесно – логическая П – П на словесные стимулы, обозначающие как внешние объекты и события, так и внутр переживания и свои собственные движения. Специфическая для человека, развивается в период постэмбрионального развития КБП.

    Рубинштейн С. Л. Из хрестоматии по психологи П:

    Виды П:

    1. моторная (навыки и привычки)
    2. образная (зрит, осязат, слух)
    3. П на мысли (логич)
    4. П на чувства (аффективная)

    Уровни П по Блонскому:

    1. моторный
    2. аффективный
    3. образный
    4. вербальный

    Типы П:

    1. по тому, какая сенсор область служит лучшей основой для воспроизведения. Чистые типы встречаются редко.
    2. По быстроте запоминания
    3. По его прочности или длительности
    4. По количеству или объему запоминаемого
    5. По точности
    6. Непосредственный (эйдетический) тип – яркий, образный
    7. Опосредованный – речевой, он прочнее, основан на хорошей организации навыков умственной работы.