Методика «активность вербального и наглядно-образного мышления»
Методика предназначена для экспресс оценки отдельных компонентов мышления. Структурно представлена 4 мини-заданиями, выполняемыми на время.
Активность мышления является одним из самых важных показателей, свидетельствующих о его сохранности, действенности, нормальном психофизиологическом и эмоциональном состоянии субъекта. Субъективные показатели активности мышления, оцениваемые с помощью самонаблюдения, отражаются в качественных экспертных оценках типа «не могу сосредоточиться», «голова другим занята», «чувствую себя утомленным».
Экспресс-метод оценки активности мышления с помощью регистрации продуктивности его в заданиях различного типа позволяет иметь не только количественные показатели, удобные для последующего сравнения и интерпретации, но и оценить такие разные показатели активности, как показатели его беглости (конвергентное мышление по Гилфорду, 1980) и гибкости (дивергентное мышление, там же).
Беглое мышление оценивается по количеству выполненных однотипных задач, в пределах одного способа решения. Иногда эти показатели можно сопоставить с имеющимися у субъекта предварительными знаниями и скоростью извлечения их из памяти.
Гибкое мышление предполагает регистрацию его продуктивности при выполнении задач разного типа, требующих быстрого переключения с одного способа на другой. Кроме того, отдельно оцениваются показатели вербального и наглядно-образного мышления.
Порядок работы.
Экспериментатор (преподаватель) с помощью ручного секундомера хронометрирует выполнение заданий по следующим инструкциям.
«В течении минуты запишите в своих тетрадях любые женские имена, начинающиеся на букву «Р»». Можно варьировать изменения букв, женские и мужские имена, другие задания типа «Запишите любые города, начинающиеся с определенной буквы». Количество правильно записанных испытуемым слов будет соответствовать показателям вербальной беглости.
2. Вторая инструкция:
«Нарисуйте в течение минуты в этих кружочках те объекты, которые относятся к классу «Флора»».
В данном случае оценивается активность испытуемого по параметру образной беглости. Испытуемые подготавливают матрицу из 6-8 кружочков небольшого размера, где по указанию экспериментатора они должны рисовать различные объекты, включая форму кружочка в рисунок. Содержание инструкции: здесь также можно варьировать характер инструкции, соблюдая условие равенства трудности заданий. Количество правильно нарисованных объектов будет соответствовать показателям образной беглости.
Показатели нервно-психического развития детей первого года жизни
... дифференцировкой формы и цвета Совершенствуется дифференцировка на звуковой раздражитель "Комплекс оживления" (двигат. активность, взвизгивание, смех, усиленное дыхание) в ответ на общение Случайно наталкивается руками на ... шаг Частично одевает одежду (ботинки, шапку) с небольшой помощью взрослого Таблица 3 Показатели нервно-психического развития детей 3-го года жизни Возраст Речь активная (Ра) ...
3. Третья инструкция:
«В течение минуты составьте и запишите в тетрадях осмысленные предложения из четырех слов, начинающихся на буквы П, И, О, Л».
Задание направлено на выяснение особенностей гибкости (дивергентности) мышления в варианте вербального вида. Можно привести пример выполнения задания, в данном случае – написать предложение «Постепенно Исчезли Опавшие Листья» или что-либо аналогичное. Количество правильно составленных предложений будет соответствовать показателям вербальной гибкости.
4. Четвертая инструкция.
Экспериментатор (преподаватель) рисует на доске какой-либо фрагмент без смысловой нагрузки, например, крест, пересекающиеся линии, круг, волнистую линию и т.д. Инструкция для испытуемых: «В течение минуты вмонтируйте этот фрагмент как можно в большее количество законченных рисунков». Вид задания направлен на определение особенностей образной гибкости испытуемых.
Обработка и интерпретация результатов.
Показатели активности вербального и образного мышления по параметрам беглости и гибкости заносятся в таблицу, с учетом повторяемости заданий.
Дата |
Беглость |
Гибкость |
||
Вербальная |
Образная |
Вербальная |
Образная |
|
Средние |
Имеющиеся экспериментальные данные позволяют предполагать, что для возрастной выборки 18-25 лет и уровня образования, не менее, среднего достаточно стабильными показателями активности мышления являются показатели вербальной беглости, равные 5 именам, образной беглости – 5 рисункам, вербальной гибкости – 4 предложениям, образной гибкости – 5 рисункам. Естественно, при учитывании показателей среднеквадратичного отклонения и других возрастных и образовательных особенностей эти групповые нормы могут немного измениться в ту или иную сторону.
Интерес приобретают собственные изменения показателей испытуемых в разные периоды времени – утром, днем, вечером, а также при разных эмоциональных и психофизиологических состояниях субъектов. В таком случае можно, пользуясь экспресс-диагностикой, оценить собственные средние показатели активности мышления, полученные путем проведения эксперимента в разное время, а также найти свои лучшие биоритмические зоны.
=============================
Диагностика речевого развития старшего дошкольника, осознанности восприятия и использования им речи
Ребенку читают короткий рассказ, содержащий несколько слов, которые могут оказаться новыми и незнакомыми для него.
Например: «Однажды в воскресенье Сережа с дедушкой пошли в Политехнический музей. Там их встретил экскурсовод. Сереже было очень интересно в музее. Особенно ему понравились старый аэроплан и снаряжение аквалангиста. А дедушка задавал экскурсоводу много вопросов о вечном двигателе и долго рассматривал разные модели perpetuum mobile».
Тематика рассказа может быть изменена в соответствии с особенностями той местности, в которой проживает ребенок. Важно лишь соблюдение основного принципа – наличие в рассказе слов, которые могут оказаться новыми для ребенка.
Инструкция: «Сейчас я прочитаю тебе маленький рассказ. Послушай его внимательно. (Читает рассказ.) А теперь постарайся сам рассказать мне его».
Оценка выполнения:
Оценивается поведение ребенка и характер задаваемых им вопросов.
- Ребенок молчит, не пытается пересказывать и не задает вопросов даже после дополнительной стимуляции – 0
- Пытается воспроизвести рассказ, не понимая трудных слов, но пытаясь употреблять их – 1
- Пытается пересказать, интерпретируя рассказ в соответствии со своим пониманием, искажая смысл рассказа – 2
- Начинает с вопросов по поводу незнакомых слов, потом пересказывает – 3
Способность ребенка вычленить новое, незнакомое слово из контекста, выражающаяся в характере задаваемых им вопросов, свидетельствует о достаточно высоком уровне его речевого развития, осознанном использовании речи. Высокий результат по этой методике может иметь прогностическое значение в плане развития познавательной активности ребенка.
==============================
Методика по определению мыслительных способностей детей 6 лет
Подготовьте 10 комплектов (по 5 рисунков):
- 4 рисунка зверей; один рисунок птицы;
- 4 рисунка мебели; один рисунок бытовой техники;
- 4 рисунка игр, один рисунок работы;
- 4 рисунка наземного транспорта, один рисунок воздушного транспорта;
- 4 рисунка овощей, один рисунок с изображением любого фрукта;
- 4 рисунка одежды, один рисунок обуви;
- 4 рисунка птиц, один рисунок насекомого;
- 4 рисунка учебных принадлежностей, один рисунок детской игрушки;
- 4 рисунка с изображением продуктов питания; один рисунок с изображением чего-то несъедобного;
- 4 рисунка с изображением разных деревьев, один рисунок с изображением какого-нибудь цветка.
Инструкция. «Здесь изображены 5 рисунков. Рассмотри внимательно каждый из них и найди тот рисунок, которого там не должно быть, который не подходит к остальным.»
Ребенок должен работать в удобном для него темпе. Когда он справится с первым заданием, дайте ему второе и последующие.
Если ребенок не понял, как выполнять задание, повторите инструкцию еще раз и покажите, как нужно выполнять.
Из 10 баллов за каждое невыполненное задание оценка снижается на 1 балл.
======================
Диагностика развития речи
Ребенок выполняет ряд заданий, по результатам которых заполняется протокол обследования.
Богатство словаря
А. Словарь существительных
Ребенку предлагается следующая инструкция: «Сейчас мы с тобой поиграем в игру. Я тебе буду говорить, например: «Каких ты знаешь животных?» Ты мне должен назвать каких–нибудь животных, или что–то другое, что я попрошу».
- Какую ты знаешь посуду?
- Какую ты знаешь мебель?
- Какую ты знаешь обувь?
- Какие ты знаешь деревья?
- Каких ты знаешь птиц?
- Каких ты знаешь рыб?
Б. Обобщение рядов более широкого объема
Ребенку предлагается обозначить ряд слов одним словом:
- птицы, звери, рыбы (животные);
- деревья, травы, кустарники (растения);
- мебель, посуда, одежда (предметы для дома);
- часы, весы, градусник (измерительные приборы).
Способность к словообразованию
Ребенку предлагается выполнить ряд заданий на словообразование. Перед выполнением первого задания взрослый приводит пример правильного ответа. Остальные задания выполняются ребенком самостоятельно.
А. Образование существительных:
- у кошечки – котенок;
- у собачки – …
- у лошади – …
- у коровы – …
- у свиньи – …
Б. «Я назову тебе предмет, а ты измени слово так, чтобы получилось много предметов. Например, я скажу: «карандаш», а ты говори: «карандаши»». Далее ребенку предлагается 10 существительных в единственном числе: книга, ручка, лампа, стол, окно, город, ухо, ребенок, час, флаг. Если при изменении первого слово обнаружилось, что ребенок нечетко понял инструкцию, то следует снова обратить его внимание на образец.
В. «Я назову тебе 2 слова, а ты придумай еще одну такую же пару»:
- красный – краснота;
- черный – …
- белый – белизна;
- желтый – …
Г. Образование прилагательных
Ребенку задается вопрос: «Если в доме один этаж, такой дом называют одноэтажным. Как называется дом, в котором 2 этажа? а 3? а 5?
Оценка результатов: выполнение каждого задания (примера) оценивается по 3-балльной шкале:
- + — задание выполнено правильно;
- ± — промежуточный ответ, например, неправильно поставлено ударение и т.п.;
- — — задание выполнено неправильно или не выполнено вообще.
Таким образом, осуществляется оценка подпунктов «Богатство словаря» и «способность к словообразованию». Словарь считается достаточно развитым, если ребенок получил 7 и более оценок «+» или 5 оценок «+» и не менее 3 оценок «±». Способность к словообразованию считается сформированной, если из 20 заданий ребенок выполняет не менее 14 с оценкой «+» или 10 с оценкой «+» и 5 с оценкой «±».
=======================
Способность понимать и воспроизводить содержание
Перед выполнением задания ребенку дается следующая инструкция: «Сейчас я тебе прочитаю рассказ. Он называется «Что придумал Сережа?». Ты внимательно его послушай и подумай, что же такое придумал мальчик Сережа.
Что придумал Сережа?
В одном доме жил Сережа со своими мамой к папой. В этом же доме жили Таня, Миша и Вера со своими мамами и папами. Еще там жила бабушка, которая очень любила рассказывать детям сказки. Ребятам очень нравилось слушать эти сказки. Однажды бабушка сказала: «Заболела я сегодня, едва с постели встала. Надо мне к доктору сходить, а у меня кровать не убрана, посуда не вымыта». Пошла бабушка к доктору, а Сережа побежал к ребятам и закричал: «Таня, Миша! Вера! Пойдемте со мной скорее! Я что-то придумал. Скоро каждому найдется работа!» (С. Д. Забрамная).
Текст читается медленно, с паузами. После прочтения рассказа проводится беседа с ребенком. Вопросы для беседы:
Кто жил в доме, о котором идет речь в рассказе? (Должны быть названы все герои рассказа: Сережа, Таня, Миша, Вера, их мамы и папы, старушка).
Какую работу придумал Сережа?
Почему надо было помочь бабушке?
Почему бабушка должна была пойти к доктору?
Что нужно было сделать у нее дома?
Оценка результатов: оценка идет по трем параметрам: умение устанавливать причинно-следственные связи (2, 3, 4 вопросы), способность определять последовательность событий и характер воспроизведения.
Установление причинно — следственных связей:
- + — правильный ответ на 3 вопроса;
- ± — правильный ответ на 1 -2 вопроса;
- — — нет правильных ответов.
Способность определять последовательность событий:
- + — все события изложены верно;
- ± — имеется 1 — 2 ошибки при пересказе;
- — — имеется более 2 ошибок.
Воспроизведение:
- + полное, точное воспроизведение рассказа;
- ± — имеются ошибки или неточности не более чем в 3 деталях;
- — — ошибки и неточности более чем в З деталях рассказа.
Итоговая оценка считается высокой, если все 3 параметра оценены знаком «+»; низкой, если 2 или 3 параметра оценены знаком «—» , а также, если I параметр оценен знаком «—», а остальные «±». Выполнение задания оценивается выше среднего, когда 2 параметра оценены знаком «+», один «±». Остальные варианты считаются средними.
=========================
Методика «Звуковые прятки»
Предназначена для проверки фонематического слуха. Ребенку предлагают поиграть «в прятки» со звуками. Условия игры следующие: каждый раз договариваются, какой звук надо искать, после чего экспериментатор называет испытуемому различные слова, а тот должен сказать, есть или нет разыскиваемый звук в слове. Предлагается поочередно искать звуки «о», «а», «ш», «с». Все слова необходимо произносить очень четко, выделяя каждый звук, а гласные звуки даже тянуть (отыскиваемый гласный звук должен стоять под ударением).
Надо предложить испытуемому, чтобы он сам вслед за экспериментатором произнес слово и послушал его. Можно повторить слово несколько раз.
==================
Вербально-логическое мышление. Методика понимания рассказов: содержания, смысла, морали.
Инструкция: «Внимательно послушай рассказ и перескажи его. Скажи, в чем здесь дело, чему учит этот рассказ, в чем смысл рассказа?» Повторить задание, обращая внимание ребенка на каждую фразу, смысловую часть рассказа.
Возможные вопросы к рассказу «Лев и мышь»:
- Этот рассказ о добре или о зле?
- А кто кому сделал добро? А какое добро? Почему?
- Почему лев отпустил мышку?
- Почему лев засмеялся?
- Чему учит этот рассказ? Есть рассказы, которые учат не врать, не воровать, а этот чему учит?
Материалы для диагностики развития вербально-логического мышления
Лев и мышь Л.Н. Толстой
Лев спал. Мышь пробежала по его телу. Он проснулся и поймал ее. Мышка стала просить, чтобы он отпустил ее, и пообещала сделать ему тоже добро. Лев громко засмеялся и отпустил ее.
Потом охотники поймали льва и привязали веревкой к дереву. Мышка услыхала львиный рев, прибежала, перегрызла веревку и спасла льва.
Умная ворона
Хотела ворона пить. На дворе стоял кувшин с водой, а в кувшине вода была только на дне. Вороне нельзя было достать воду. Она стала кидать в кувшин камушки и столько побросала, что вода стала выше и можно было пить.
Муравей и голубка
Муравей захотел напиться и спустился вниз к ручью. Вода захлестнула его, и он начал тонуть.
Пролетевшая мимо голубка заметила это и бросила ему в ручей ветку. Муравей взобрался на эту ветку и спасся.
На следующий день муравей увидел, что охотник хочет пойти поймать голубку в сеть. Он подполз к нему и укусил его в ногу. Охотник вскрикнул от боли, выронил сеть. Голубка вспорхнула и улетела.
Галка и голуби
Галка услыхала о том, что голубей хорошо кормят, выбелилась в белый цвет и влетела в голубятню. Голуби ее приняли как за свою, накормили, но галка не удержалась и закаркала по-галочьи. Тогда голуби ее прогнали. Она вернулась было к галкам, но те ее тоже не приняли.
=======================
Методика «Выявление общих понятий»
Методика предназначена для выявления способности к обобщению, анализу и классификации.
Обследуемым предлагается бланк с 20-ю рядами слов. В каждом из них набор из 5-ти слов, два из которых более всего с ним связаны. Задача обследуемого — найти в каждом ряду по два слова, наиболее соответствующих обобщающему понятию, и подчеркнуть их. Время на выполнение работы — 3 минуты.
Оценка выставляется по 9-бальной шкале с помощью следующей таблицы:
Оценка в баллах |
9 |
8 |
7 |
6 |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
Кол-во правильных ответов |
18 |
17 |
16 |
14-15 |
12-13 |
10-11 |
8-9 |
6-7 |
5 |
- Сад (растения, садовник, собака, забор, земля).
- Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода).
- Город (автомобиль, здание, толпа, улица, велосипед).
- Сарай (сеновал, лошадь, крыша, скот, стены).
- Куб (углы, чертеж, сторона, камень, дерево).
- Деление (класс, делимое, карандаш, делитель, бумага).
- Кольцо (диаметр, алмаз, проба, округлость, печать).
- Чтение (глава, книга, печать, картина, слово).
- Газета (правда, приложение, телеграммы, 6умага. редактор).
- Игра (карты, игроки, штрафы, наказания, правила).
- Воина (самолеты, пушки, сражения, ружья, солдаты).
- Книга (рисунки, война, бумаги, любовь, текст).
- Пение (звон, искусство, голос, аплодисменты, мелодия).
- Землетрясение (пожар, смерть, колебания почвы. шум, наполнение).
- Библиотека (город, книги, лекция, музыка, читатели).
- Лес (лист, яблоня, дерево, охотник, волк).
- Спорт (медаль, оркестр, состязание, победа, стадион).
- Больница (помещение, сад, враг, радио, больные).
- Любовь (розы, чувство, человек, город, природа).
- Патриотизм (город, друзья, родина, семья, человек).
Инструкция:
«В каждой строчке Вы найдете одно слово, стоящее перед скобками, и далее — пять слов в скобках. Все слова, находящиеся в скобках, имеют какое-то отношение к стоящему перед скобками. Выберите только два и подчеркните их».
Слова в задачах подобраны таким образом, что обследуемый должен продемонстрировать свою способность уловить абстрактное значение тех или иных понятий и отказаться от более легкого, бросающегося в глаза, но неверного способа решения, при котором вместо существенных выделяются частные, конкретно-ситуационные признаки.
============================
«Назови слова»
Определяет запас слов, которые хранятся в активной памяти ребенка. Взрослый называет ребенку некоторое слово из соответствующей группы и просит его самостоятельно перечислить другие слова, относящиеся к той же группе.
На называние каждой из перечисленных ниже групп слов отводится по 20 сек., а в целом на выполнение всего задания — 160 сек.
- Животные /собака/
- Растения /ромашка/
- Цвета предметов /красный карандаш/
- Формы предметов /круглый мяч/
- Другие признаки предметов, кроме их формы и цвета. /красивая чашка/.
- Действия человека /спать, читать/.
- Способы выполнения человеком действий /читать сидя, спать лежа/.
- Качество выполнения человеком действий/ читать быстро, спать крепко/.
Если ребенок сам затрудняется начать перечисление нужных слов , то взрослый помогает ему, называя первое слово из данной группы и просит ребенка продолжить перечисление.
Оценка результатов
10 баллов – ребенок назвал 40 и более слов, относящихся ко всем группам.
8-9 баллов – ребенок назвал от 35 до 39 разных слов, относящихся к разным группам.
6-7 баллов – ребенок назвал от 30 до 34 различных слов, связанных с разными группами.
4-5 баллов – ребенок назвал от 25 до 29 различных слов из различных групп.
2-3 балла – ребенок назвал от 20 до 24 разных слов из разных групп.
0-1 балл – ребенок за все время не назвал более 19 слов.
Выводы об уровне развития
10 баллов – очень высокие.
8-9 баллов – высокий.
4-7 баллов – средний.
2-3 балла – низкий.
0-1 балл – очень низкий
Животные: слон, собака, кошка, мартышка, лев, жираф, волк, лисица, бегемот, крокодил, лось, олень, ежик, заяц, медведь, тигр, рысь, пантера, корова, коза, свинья, белка, куница, енот, лошадь, осел, пони, кенгуру, мышь, крыса, леопард.
Растения: ландыш, роза, тюльпан, фиалка, незабудка, ромашка, крапива, дуб, каштан, елка, береза, тополь, акация, грибы.
Форма: круглый мяч, овальное яйцо, прямоугольный стол, круглая тарелка, квадратное окно, прямоугольная книга, круглый карандаш.
Цвета предмета: красная машина, синий карандаш, белая подушка, желтая чашка.
Признаки: красивая чашка, гладкая стена, теплый пол, стеклянный стакан, железная вилка, деревянная полка, бумажная картинка
Действия человека: спать, читать, слушать, есть, пить, стоять, идти, играть, петь, мастерить, писать, рисовать, танцевать, учить, стучать, подавать, бить, гладить, стирать, мыть.
Способы : читать сидя, лежа спать, стоя петь.
Качества : быстро, хорошо, прилежно, медленно, плохо, скучно, неинтересно.
=============================
Тест Липпмана «Логические закономерности»
Ход опыта. Испытуемым предъявляют письменно ряды чисел. Им необходимо проанализировать каждый ряд и установить закономерность его построения. Испытуемый должен определить два числа, которые бы продолжили ряд. Время решения заданий фиксируется.
Числовые ряды:
- 2, 3, 4, 5, 6, 7
- 6, 9, 12, 15, 18, 21
- 1, 2, 4, 8, 16, 32
- 4, 5, 8, 9, 12, 13
- 19, 16, 14, 11, 9, 6
- 29, 28, 26, 23, 19, 14
- 16, 8, 4, 2, 1, 0,5
- 1, 4, 9, 16, 25, 36
- 21, 18, 16, 15, 12, 10
- 3, 6, 8, 16, 18, 36
Проверить правильность ответов и уровень развития логического мышления по «ключу».
«Ключи» и интерпретация результатов
Предъявленные ряды | Правильные ответы |
2, 3, 4, 5, 6, 7 6, 9, 12, 15, 18, 21 1, 2, 4, 8, 16, 32 4, 5, 8, 9, 12, 13 19, 16, 14, 11, 9, 6 29, 28, 26, 23, 19, 14 16, 8, 4, 2, 1, 0,5 1, 4, 9, 16, 25, 36 21, 18, 16, 15, 12, 10 3, 6, 8, 16, 18, 36 | 8, 9 24, 27 64, 128 16, 17 4, 1 8, 1 0,25, 0,125 49, 64 9, 6 38, 76 |
Оценка результатов
Время выполнения задания (мин, с) |
Количество ошибок |
Баллы |
Уровень развития логического мышления |
2 мин и менее |
0 |
5 |
Очень высокий уровень логического мышления |
2 мин 10 с — 4 мин 30 с |
0 |
4 |
Хороший уровень, выше, чем у большинства людей |
4 мин 35 с — 9 мин 50 с |
0 |
3+ |
Хорошая норма большинства людей |
4 мин 35 с — 9 мин 50 с |
1 |
3 |
Средняя норма |
4 мин 35 с — 9 мин 50 с |
2-3 |
3- |
Низкая норма |
2 мин 10 с — 15 мин |
4-5 |
2 |
Ниже среднего уровня развития логического мышления |
10 мин — 15 мин |
0-3 |
2+ |
Низкая скорость мышления, «тугодум» |
более 16 мин |
более 5 |
1 |
Дефект логического мышления у человека, прошедшего обучение в объеме начальной школы, либо высокое пепеутомление |
=================================
Тест «Логичность умозаключений»
Ход опыта. Испытуемым предъявляются на слух задания. В каждом задании два связанных между собой суждения и выводумозаключение. Некоторые умозаключения правильны, а другие заведомо неправильны. Требуется определить, какие выводы правильны, а какие ошибочны. Время обдумывания каждого задания — 10 с.
Материал:
1. Все металлы проводят электричество. Ртуть — металл. Следовательно, ртуть проводит электричество.
2. Все арабы смуглы. Ахмед смугл. Следовательно, Ахмед — араб.
3. Некоторые капиталистические страны — члены НАТО. Япония — капиталистическая страна. Следовательно, Япония — член НАТО.
4. Все Герои Советского Союза награждались орденом Ленина. Иванов награжден орденом Ленина. Следовательно, Иванов — Герой Советского Союза.
5. Лица, занимающиеся мошенничеством, привлекаются к уголовной ответственности. Петров мошенничеством не занимался. Следовательно, Петров не привлекался к уголовной ответственности.
6. Все студенты высшей школы изучают логику. Смирнов изучает логику. Следовательно, Смирнов — студент вуза.
7. Некоторые работники 2-го управления — юристы. Фомин — юрист. Следовательно, Фомин — работник 2-го управления.
8. Все граждане России имеют право на труд. Иванов гражданин России. Следовательно, Иванов имеет право на труд.
9. Все металлы куются. Золото — металл. Следовательно, золото куется.
10. Когда идет дождь — крыши домов мокрые. Крыши домов мокрые. Следовательно, идет дождь.
11. Все коммунисты выступают против войны. Джонс выступает против войны. Следовательно, Джонс — коммунист.
12. Все коренные жители Конго — негры. Мухамед — негр. Следовательно, Мухамед — житель Конго.
13. Все студенты 3-го курса выполнили нормы ГТО второй ступени. Володя выполнил норму ГТО второй ступени. Следовательно, Володя — студент 3-го курса.
14. Некоторые капиталистические страны входят в Общий рынок. Австрия — капиталистическая страна. Следовательно, Австрия входит в Общий рынок.
Ключ
Номера умозаключений, которые следует признать верными: 1, 8, 9. Все остальные умозаключения следует признать ошибочными, неверными. Если у испытуемого умозаключения оценены иначе, это оценивается как ошибки. Оценка результатов проводится по таблице
Количество ошибок |
Баллы |
Уровень логичности |
0 |
5 |
Высокий уровень логичности в рассуждениях, быстро «улавливает» ошибки в чужих рассуждениях |
1 |
4 |
Хороший уровень логичности |
2 — 3 |
3 |
Средняя норма логичности, подчас допускается нелогичность в собственных рассуждениях, не «улавливаються» логические ошибки в чужих сложных рассуждениях |
4 — 6 |
2 |
Низкая логичность, частые логические ошибки |
================================
Тест «Художник — Мыслитель»
Инструкция: «Ответьте на следующие вопросы, пользуясь десятибалльной шкалой. Категорическому отрицанию соответствует 0 баллов, безоговорочному согласию — 10 баллов. Но если, например, первый же вопрос поставит вас в тупик, поскольку вы не относите себя к мрачным личностям, но в то же время и не счастливый оптимист, то в вашем распоряжении все остальные баллы от 1 до 9. Постарайтесь поставить себе справедливую оценку «за настроение»».
Вопросы:
1. У меня преобладает хорошее настроение.
2. Я помню то, чему учился несколько лет назад.
3. Прослушав раз-другой мелодию, я могу правильно воспроизвести ее.
4. Когда я слушаю рассказ, то представляю его в образах.
5. Я считаю, что эмоции в разговоре только мешают.
6. Мне трудно дается алгебра.
7. Я легко запоминаю незнакомые лица.
8. В группе приятелей я первым начинаю разговор.
9. Если обсуждают чьи-то идеи, то я требую аргументов.
10. У меня преобладает плохое настроение.
Подсчитайте сумму баллов по вопросам:
Л = 1, 2, 5, 8, 9 («левополушарный»)
П = 3, 4, 6, 7, 10 («правополушарный»)
Если ваш «левополушарный» (Л) результат более чем на 5 баллов превышает «правополушарный» (П) результат, то у вас преобладает логический тип мышления.
Если у вас (П) больше (Л), то вы человек художественного склада.
===========================
Тест «установление закономерностей»
Методика служит для оценки качеств мышления — способности к анализу и сравнению, умению делать логические построения, легкости возникновения ассоциативных связей, установлении тождества и различия, скорости переключения с одного способа умственного действия на другой, а также для характеристики устойчивости внимания и оперативной памяти. Методика заимствована из практики авиационных врачей, составлена и апробирована Б. Л. Покровским в 1961 году.
Инструкция испытуемым: «Задание требует от вас внимательности, сообразительности, умения улавливать закономерности.
На бланке имеются 25 строчек по 5 слов в каждой.
Слева перед каждой строчкой изображены значки : +?* и т п. Этими условными знаками обозначены или зашифрованы одно или несколько слов из тех, что имеются в данной строчке. Ваша задача — отыскать и подчеркнуть эти слова. Чтобы это сделать, вы должны уловить закономерность расположения знаков. Так, если все значки разные, значит, и слово, которое надо найти, состоит из различных, неповторяющихся букв. Например, +*:= пуля няня тара дядя (правильный ответ — пуля).
Если же в начале строки имеется набор знаков такого рода : *+*?, то очевидно, что этому набору знаков будут соответствовать слова, у которых вторая и четвертая буквы одинаковые. Слова могут состоять из 4, 5, 6, 7 и 8 букв, т. е. задание по мере увеличения букв усложняется, однако принцип обозначения и расшифровки слов один и тот же. Иногда значками могут обозначаться слова, в которых встречаются две пары одинаковых букв. Например, *:I:OI — статья сорока мнение скалка.
Если в наборе знаков только два повторяющихся знака, то вы не должны подчеркивать слова, где кроме этих 2 букв повторяются еще и другие буквы, не указанные значками, например О=*Х= тайна жажда ответ пепел. Очевидно, что слово «жажда» подчеркивать не надо, так как кроме второй и последней здесь повторяются еще первая и третья буквы. Не забудьте, количество слов, которое надо отыскать, может быть одно, два и более, т. е. вы должны просматривать всю строчку от начала до конца. Ошибки можно исправлять в том случае, если вы это заметили.
По команде «Начали» приступите к работе, по команде «Конец» поставьте вертикальную черту после последнего проверенного вами слова.
Работать нужно 8 минут, без излишней спешки и без ошибок».
Обработка результатов. По данным эксперимента рассчитывается коэффициент успешности (А):
A=(D — пропуски)/(D + ошибки)*C
где А — коэффициент успешности;
Д — количество слов, которые нужно было подчеркнуть в том объеме материала, который просмотрел испытуемый за отводеные ему 8 минут;
пропуски — количество неподчеркнутых слов, которое необходимо было подчеркнуть в данном объеме материала;
ошибки — количество неправильно подчеркнутых слов;
С — общее количество всех просмотренных слов.
Успешность выполнения задания оценивается по коэффициенту А: более 100 — отлично; 85—100 — хорошо, 70—84 удовлетворительно, 55—69 — плохо, менее 55 — очень плохо.
Материал
1. Х*+* клад пила рана жижа вода
2. *Х:* репа шлак соус крик луна
3. *=. крик обод тара воск рама
4. ?:?= лупа хата обои град лапа
5. +?*? лицо река желе квас окно
6. Х=ХО+ старт сосна пепел ребро ответ
7. *+??+ маска касса месса сумма лассо
8. 0=*Х= слово вахта олово казак жажда
9. ?ХО:? аванс холод стихи рупор чашка
10. =*Х=* тайна кашка шапка ванна ответ
11. *:0:ХО молоко фараон ананас метеор мнение
12. =Х?Х:! статья талант стакан рапира сорока
13. ?-0=—0 пурпур филиал шедевр скалка фосфор
14. Х:*+=0 почерк стакан полоса ангина старик
15. ?+00+= разлад окорок капкан сундук список
16. Х*0*Х*0 балаган порошок леденец колокол соломка
17. +=0?0?* барабан пулемет чувство филолог фамилия
18. *+0=+:! гипофиз конвоир гиацинт кипарис лазарет
19. О=*=О:! шеренга кантата милиция веревка колокол
20. *:0!Х:! поворот гравюра складка селедка адмирал
21. !=+*+0=: синоптик градация оболочка фантазия биология
22. ?*0=+*0: анаконда прокурор снижение внимание описание
23. ?=!—ОХ—! антрекот квартира антрацит скакалка практика
24. !?+?=Х?0 катафалк царапина бурундук анфилада карандаш
25. !+=ХООХ: пассажир оперетта коллизии рассылка комиссия
===============================