6 Психоаналитический подход в социальной психологии

6. Психоаналитический подход в социальной психологии

Комментарий: Ответ на этот вопрос полностью изложен в «Зарубежной социальной психологии xx века». Однако Белинская заметила, что там не очень подробно про Бенниса и Шепарда. В связи с этим — смотреть дополнение к ответу и при желании читать самих Бенниса и Шепарда – текст есть на общем почтовом ящике.

План ответа

  1. Особенности психоаналитической ориентации.
    1. Методологические основы
    2. Связь людей в группе
    3. Особенности лидера
  2. Динамическая теория функционирования группы В. Байона.
    1. Перенос представлений о механизмах личностной организации на группу
    2. Уровни групповой жизни
    3. Верификация и распространение
  3. Теория развития группы В. Бенниса и Г. Шепарда.
    1. Основы теории
    2. Анализ помех валидной коммуникации
    3. Стадии группового развития
    4. Критика
  4. Трехмерная теория интерперсонального поведения В. Шутца.
    1. Четыре положения
      1. Три межличностные потребности
      2. Преемственность и непрерывность
      3. Совместимость
      4. Групповое развитие
    2. Критика
  5. Теория авторитарной личности Т. Адорно.
    1. Развитие авторитарной личности
    2. Групповой конфликт как аномалия
    3. Эмпирические исследования
    4. Концепт личности
    5. Критика

6. Дополнение по Беннису и Шепарду.

  1. Особенности психоаналитической ориентации.
    1. Методологические основы

Современные психоаналитические представления о групповых процессах восходят к социально-психологическим взглядам З. Фрейда:

  • перенос положения и принципов, вычлененных при анализе невротика, на новые области социального знания;
  • объяснение личности невротика через анализ механизмов функционирования малой группы – семья. Эти механизмы положены в основы интерпретации межличностных отношений.

Психоанализ в психологии имеет распространение, но не как целостных теорий, а скорее своими отдельными положениями (например, бихевиоризм использует механизм фрустрации агрессии, интеракционисты учение о защитных механизмах личности, К. Левин – анализ Т-групп)

5 стр., 2426 слов

Основы теории SELF

... -терапии Концепция «self как функция» по-прежнему остается уникальной среди теорий личности и психотерапевтических направлений. Теория гештальт-терапии изучает self как функцию поля организм/среда в контакте, а ... некоторых современных гештальтистов. Второй том был полностью написан и составлен Гудманом на основе разрозненных записей Фрица Перлза. Гудман - один из первых сотрудников Перлза - был ...

  1. Связь людей в группе

Людей в группе связывает – десексуализированное либидо (сублимированная любовь) и идентификация.

Существо группы составляет система эмоциональных, либидозных по своему характеру связей. Первичная группа – совокупность индивидов, которые принимают одну и ту же личность – лидера – за свой идеал, идентифицируют себя с ним, а так как это происходит – идентифицируют себя друг с другом.

Два рода эмоциональных связей – между членами группы и между каждым членом группы и лидером. Отношение членов группы к лидеру – связь первого порядка, детерминирует связь между самими членами (второго порядка).

  1. Особенности лидера

Психология лидера резко отличается от психологии других ее членов. Он никого не любит кроме себя, самоуверен и независим, обладает теми качествами и способностями, которые недостижимы для остальных членов группы, поэтому он становится для них идеалом Я. Это качества нарциссизма делает его лидером. Отношения с лидером строятся по модели отношения с отцом –к нему можно питать и приятные и враждебные чувства, желая стать лидером. Повышенная внушаемость, отсутствие критичности – влияние лидера, зависимость от него.

  1. Динамическая теория функционирования группы В. Байона.
    1. Перенос представлений о механизмах личностной организации на группу

Сформировал свои теоретические положения на базе эмпирического материала наблюдений за терапевтическими группами. По его мнению, группа представляет собой макровариант индивида и характеризуется теми же параметрами, что и отдельная личность, т.е. потребностями, мотивами, целями и т.п. Эти параметры интерпретируются в духе психоанализа.

  1. Уровни групповой жизни

Группа представлена в двух планах: с одной стороны, она обычно выполняет какую-то задачу и в ее решении члены группы принимают участие осознанно и рационально, с другой стороны, существуют аспекты групповой культуры, продуцируемые неосознаваемыми вкладами членов группы. Между этими уровнями жизни возможен конфликт, а, следовательно, существуют «коллективные защитные механизмы», аналогичные индивидуальным.

  1. Верификация и распространение

Эмпирически и экспериментально эти положения не проверялись, т.е. верифицированы не были. Отсюда следствие, что данная теория не получила распространения в социальной психологии. Однако эта теория интересна с той стороны, что отражает один из «заходов» к вычленению проблематики социальной психологии.

  1. Теория развития группы В. Бенниса и Г. Шепарда.
    1. Основы теории

Теория построена на осмыслении процессов, происходящих в Т-группах (группах тренинга человеческих отношений, группах самоанализа).

11 стр., 5476 слов

Периоды развития теории управления

... основе которых сформировал теории: теория Х – «теория понукания» теория У – «теория гуманизма» теория Z – «теория группизма» М. Паркер ... определенной проблемы, когда цель достигнута, члены проектной группы возвращаются в функциональные подразделения. Недостаток: ... пропорциональность производства и управления, соотносительность развития основного и вспомогательного производства. соотносительность ...

В этих группах ставится акцент на возможности расширения опыта личности путем доведения до сознания и постановки под его контроль тех механизмов поведения, которые не осознаются, но существуют.

Теория группового развития Бенниса и Шепарда касается главным образом процессов изменения в Т-группе на пути к достижению цели валидной коммуникации. Она включает два основных вопроса: анализ помех валидной коммуникации и определение стадий группового развития.

  1. Анализ помех валидной коммуникации

Основной помехой является ситуации неопределенности, в которой участники находятся в начале работы Т-групп. Неопределенность же существует относительно двух вопросов:

  • вопроса власти – кто будет ведущий, а кто ведомый. Этот вопрос первичен, на его основе разрешается следующий;
  • вопрос о взаимоотношениях – здесь вопрос связан с теснотой эмоциональной связи. Выделяется два ряда отношений: рядовой член с лидером, отношения членов группы друг с другом. Первый ряд отношений опять же является первичным и определяет второй.
  1. Стадии группового развития

Соответственно господами теоретиками выделяется две фазы развития групп. Первая решает вопрос о лидерстве, а вторая – о взаимоотношениях. Помимо этого, теоретики выделяют и три подфазы для каждой стадии, что в итоге становится шестью этапами развития групп тренинга:

1 – решение вопроса о лидере

1подфаза. Участники думают, что лидером будет ведущий. Но он отказывается от таких функций. Растет напряжение и неудовлетворенность.

2 подфаза. Просьба участников к ведущему оставить группу. Одна часть группы – за сильную лидерскую структуру, жесткую иерархию. Другая – за слабую, большую свободу.

3 подфаза. Разрешение вопроса о лидере. Группа либо распадется, либо перейдет на 2 этап.

2 – установление межличностных отношений, решение проблемы взаимозависимости. (Здесь не анализируются подфазы – в учебнике Г.М. Андреевой).

Группа может не достичь цели, долго задерживаться на этапах или вообще распасться, то есть существуют различные отклонения в развитии.

  1. Критика

Нет единой теории группового развития, охватывающей все возможности разновидности групп.

Нет временного определения подфаз.

Неизвестны переменные, влияющие на скорость развития группы, полноту стадий и пропуск некоторых из них.

Ограничены прогностические возможности

  1. Трехмерная теория интерперсонального поведения В. Шутца.
    1. Четыре положения

1958 г. Основа теории – положение фрейдизма о том, что социальная жизнь взрослого человека фатально предопределена опытом его детства. Выдвинул 4 положения:

14 стр., 6642 слов

Стадии и уровни развития психики и поведения животных

... систем целесообразно устроенных органических и поведенческих реакций. Качественный скачок в развитии психики и поведения животных происходит на следующей, перцептивной стадии. Ощущения здесь объединяются ... оказываются способными к исследованию и познанию действительности независимо от наличных потребностей и к изготовлению элементарных орудий. Вместо челюстей органами манипулирования становятся ...

  1. Три межличностных потребностей

Наличие трех межличностных потребностей: потребность включения, потребность в контроле, потребность в любви. Межличностные потребности аналогичны биологическим. Психическое расстройство – следствие неадекватного удовлетворения межличностных потребностей. Но организм может адаптироваться к ситуациям неполного удовлетворения.

Включение – потребность устанавливать и поддерживать приносящие удовлетворение отношения с другими, потребность быть включенным в группу. В зависимости от характера удовлетворения потребности включения в детстве, взрослый человек в межличностных отношениях склонен к проявлению:

  • недостаточно социального (интроверсия, уход от взаимодействия, прямое неучастие);
  • сверхсоциального (в поиске контактов, требование внимания);
  • социального поведения (счастлив наедине с собой и счастлив с людьми).

Потребность в контроле – аспект власти в межличностных отношениях.

  • недостаточная дисциплинированность (слабые связи с родителями, недостаточный контроль) Отказывающееся поведение – предпочитает роль подчиненного;
  • сверхдисциплинированность (принуждающие отношения в детстве, контроль родителей) Автократическое поведение – доминирование над другими;
  • дисциплинированность. Демократическое поведение – комфортно и в позиции подчиненного и в позиции власти.

Потребность в любви. Может быть:

  • позитивной (от аттракции к любви).

    Со стороны родителей были тепло и забота.

  • негативной (от неодобрения до ненависти).

    Со стороны родителей были холод и отвержение.

3 типа межличностного поведения (в зависимости от отношений ребенка с родителями):

  1. недостаточно личностное (избегание тесных взаимоотношений, сохраняет дистанцию. Основа – тревога по поводу того, может ли он вызвать теплые чувства);
  2. сверхличностное (установление тесных контактов. Основа – сильная потребность в любви и боязнь не понравиться);
  3. личностное
  1. Преемственность и непрерывность

Определяющая роль раннего детства межличностных отношений взрослого. В межличностных отношениях человек может идентифицировать себя с родителями или воспроизводить собственную позицию, какой она была в отношениях с родителями в детстве.

  1. Совместимость

Две личности совместимы, если они могут работать в гармонии.

3 типа совместимости (в зависимости от соотношения выражаемого поведения и желаемого поведения других в каждой из трех сфер межличностных потребностей):

1) совместимость на взаимном обмене. Максимум при равенстве сумм выражаемого и желаемого поведения во всех трех сферах.

2) инициирующая совместимость. Проявляется при совпадении потребностей в контроле, включенности и любви.

3) реципрокная совместимость. Выражения потребности в контроле, включении и любви согласуются с желанием другого в этих потребностях.

  1. Групповое развитие

Шутц считает, что каждая группа проходит этапы включения, контроля и любви. Похоже на теорию Бенниса и Шепарда, только с добавлением потребности включения, как первой фазы.

Шутц разработал шкалы и формулы подсчета совместимости, позволяющие вычислять 16 индексов совместимости. 9 теорем совместимости.

  1. Критика
  • ограниченность
  • отказ анализа социально-психологических детерминант
  1. Теория авторитарной личности Т. Адорно.
    1. Развитие авторитарной личности

Авторитарная личность продуцируется родителями, которые используют суровые и жестокие формы дисциплины. Опираясь на идеи Фрейда, Адорно и коллеги полагали, что причиной формирования авторитарной личности является особая ситуация семейного развития (авторитарный отец и наказывающая мать; формальные, жестко регламентированные отношения в семье; отсутствие теплоты, доверительности и непосредственности между родителями и детьми).

У ребенка развивается фрустрация, поскольку он не может выразить враждебность по отношению к родителям – идентификация с фрустрирующей властью, идеализация этой власти, смещение враждебности на аут-группы. Возникает ригидная организация личности, стереотипное мышление.

  1. Групповой конфликт как аномалия

В теории Адорно и его коллег проводится идея о том, что групповой конфликт – это аномалия, а его участниками может стать не любой человек, а только человек, обладающий определенными личностными особенностями.

  1. Эмпирические исследования

В своем исследовании Адорно и его коллеги использовали целый ряд приемов, среди которых были:

  • анкеты, включающие вопросы о социодемографических особенностях респондентов (религиозности, членстве в политической партии, профессии, уровне дохода и т.д.), а также их аттитюдах (шкала Лайкерта, проективные вопросы типа «Что вы предпримете, если бы вам осталось жить шесть месяцев, и вы имели бы возможность делать все, что пожелаете?»);
  • клиническое интервью, в котором респонденты рассказывали о своем прошлом, а также высказывали свое мнение по ряду социальных проблем;
  • тематико — апперцептивный тест, где испытуемому предлагалась серия картин с изображением драматических событий и предлагалось рассказать в каждом случае о своих действиях.

Адорно и его коллеги начали свое исследование с создания шкалы антисемитизма, заполняя которую, испытуемый должен был определить степень своего согласия с рядом утверждений о евреях. Члены берклийской группы полагали, что антисемитизм является только частью синдрома этноцентризма, для измерения которого они построили еще одну шкалу (E-шкалу), по которой измерялись аттитюды людей к различным меньшинствам.

Для измерения степени авторитарности Адорно и коллеги создали F-шкалу (степень фашизма).

Ее отличительной особенностью являлся тот факт, что одно и тоже утверждение могло быть связано сразу с несколькими подшкалами. Использовались клинические интервью и проективные тесты.

Далее исследовались корреляции между F-шкалой и другими параметрами личности.

  1. Концепт личности

Эти исследования привели к конструированию модели личности, склонной к дискриминации аутгрупп – авторитарной личности, которая обладала определенными чертами, например, привязанность к ценностям среднего класса, некритическое подчинение идеализированным авторитетам собственной группы, тенденция выискивать людей, не уважающих конвенциональные ценности, чтобы осудить, отвергнуть и наказать их.

Дальнейшие исследования показали, что кроме уже перечисленных характеристик, для авторитарной личности свойственна поддержка некоторых аттитюдов и наличие личностных черт, таких как:

  • Сопротивление социальным изменениям.
  • Неприятие прав человека: демократических прав
  • Высокая выраженность национальной идентичности (Blank, 2003).
  • Позитивное отношение к закону и негативное – к заключенным (Na, Loftus, 1998).
  • Самостереотипизация, выбор жизненного пути в соответствии с полоролевыми стереотипами.
  • Отсутствие интереса к собственной личности.
  • Низкий уровень морального развития.
  • Неприятие идеи о множественности систем моральных норм.
  1. Критика
  1. неясно, какие авторитеты будут символизировать родительскую власть;
  2. не определяются условия, вызывающие сопротивление или покорность к ценностям авторитета;
  3. Идея независимости особенностей авторитарной личности (дискриминация аутгруппы при возникновении): угрозы сплоченности ингруппы; наличии социальных норм, одобряющих дискриминацию;
  4. Внесемейные причины авторитаризма:
  • социальная обстановка в обществе (военная угроза, высокий уровень преступности, экономический спад);
  • образование;
  • религиозность;
  • тип культуры.

6. Дополнение по Беннису и Шепарду.

В основу теориии группового развития американских психологов Уоррена Бенниса и Герберта Шепарда (1956), созданной в результате пятилетних наблюдений за тренинговыми группами, были положены психоаналитические идеи З.Фрейда, высказанные им в работе «Психология масс и анализ человеческого «Я» (1921).

С точки зрения Фрейда, каждый член группы связан либидозными связями, с одной стороны, с лидером, с другой- с остальными членами группы. За счет этих связей и происходит развитие группы.

По Беннису и Шепарду, члены группы, с одной стороны, ориентируются на взятие и распределение власти в группе, с другой — друг на друга. Характер этих ориентаций зависит от личностных особенностей участников группы, таких, как: отношение к лидеру или к системе норм (здесь различаются зависимые и контрзависимые члены группы) отношение к межличностной близости (сверхличностные члены группы стремятся к близости, контрличностные – избегают). Существуют также независимые от этих аспектов члены группы, которые зачастую обеспечивают основное продвижение группы к эффективной коммуникации.

Авторы утверждают, что тренинговая группа проходит две фазы развития. Переход от первой фазы ко второй характеризуется смещением акцента с выяснения вопросов о власти на межличностные отношения. Внутри каждой фазы выделяются по три субфазы, что является следствием амбивалентности ориентаций на власть и на межличностные отношения. В таблице 1 дана краткая характеристика каждой субфазы.

Таблица 1

Развитие группы по У. Беннису и Г. Шепарду

Фаза

Субфаза

Цель периода

Характеристика периода

Действующие лица

Первая: Зависимость

Первая:

Зависимость-бегство

Обретение безопасности, понижение тревожности, снятие неопределенности

Поведение группы направлено на получение одобрения со стороны руководителя;

Проверка способностей руководителя;

предположении о потенциальной способности руководителя творить добро и зло

Зависимые, контрзависимые

Вторая: контр-

зависимость-бегство

Прояснение вопроса о лидерстве

Большая стрессогенность. Разделение группы на два лагеря; открытое выражение враждебности;

руководитель неэффективен, но: вера в его всемогущество

Зависимые, контрзависимые

Третья: разрешение — катарсис

Решение вопроса о власти

Независимые разрешают конфликт между соперничающими подгруппами;

Символическое устранение руководителя

Независимые

Следствием эмоциональных переживаний фазы I, главным образом, является принятие каждым членом группы полной ответственности за то, что происходит в группе.

Вторая: взаимо-

зависимость

Четвертая:

Очарование-бегство

Поддержание установленной гармонии

Группа счастлива, сплочена, расслаблена; случаи враждебности гасятся смехом и ошибочной интерпретацией

Пятая: разочарование-схватка

Определение ориентаций по отношению к степени близости

Разделение на две подгруппы; интеллектуализация («Являемся ли мы группой?»)

Антиличностные и сверхличностные

Шестая: согласо-

ванная обосно-

ванность

Завершение работы группы

Конфликт на содержательном, а не на эмоциональном уровне; рациональная дискуссия; согласие; лучшее личностное понимание друг друга

Антиличностные и сверхличностные

По сути, основная мысль вышеизложенной теории сводится к следующему: «В обмен на то, что группа на фазе I возникает из разнородного собрания индивидов, индивиды на фазе II возникают из группы» [1, c.161].