6. Психоаналитический подход в социальной психологии
Комментарий: Ответ на этот вопрос полностью изложен в «Зарубежной социальной психологии xx века». Однако Белинская заметила, что там не очень подробно про Бенниса и Шепарда. В связи с этим — смотреть дополнение к ответу и при желании читать самих Бенниса и Шепарда – текст есть на общем почтовом ящике.
План ответа
- Особенности психоаналитической ориентации.
- Методологические основы
- Связь людей в группе
- Особенности лидера
- Динамическая теория функционирования группы В. Байона.
- Перенос представлений о механизмах личностной организации на группу
- Уровни групповой жизни
- Верификация и распространение
- Теория развития группы В. Бенниса и Г. Шепарда.
- Основы теории
- Анализ помех валидной коммуникации
- Стадии группового развития
- Критика
- Трехмерная теория интерперсонального поведения В. Шутца.
- Четыре положения
- Три межличностные потребности
- Преемственность и непрерывность
- Совместимость
- Групповое развитие
- Критика
- Четыре положения
- Теория авторитарной личности Т. Адорно.
- Развитие авторитарной личности
- Групповой конфликт как аномалия
- Эмпирические исследования
- Концепт личности
- Критика
6. Дополнение по Беннису и Шепарду.
- Особенности психоаналитической ориентации.
- Методологические основы
Современные психоаналитические представления о групповых процессах восходят к социально-психологическим взглядам З. Фрейда:
- перенос положения и принципов, вычлененных при анализе невротика, на новые области социального знания;
- объяснение личности невротика через анализ механизмов функционирования малой группы – семья. Эти механизмы положены в основы интерпретации межличностных отношений.
Психоанализ в психологии имеет распространение, но не как целостных теорий, а скорее своими отдельными положениями (например, бихевиоризм использует механизм фрустрации агрессии, интеракционисты учение о защитных механизмах личности, К. Левин – анализ Т-групп)
Основы теории SELF
... -терапии Концепция «self как функция» по-прежнему остается уникальной среди теорий личности и психотерапевтических направлений. Теория гештальт-терапии изучает self как функцию поля организм/среда в контакте, а ... некоторых современных гештальтистов. Второй том был полностью написан и составлен Гудманом на основе разрозненных записей Фрица Перлза. Гудман - один из первых сотрудников Перлза - был ...
- Связь людей в группе
Людей в группе связывает – десексуализированное либидо (сублимированная любовь) и идентификация.
Существо группы составляет система эмоциональных, либидозных по своему характеру связей. Первичная группа – совокупность индивидов, которые принимают одну и ту же личность – лидера – за свой идеал, идентифицируют себя с ним, а так как это происходит – идентифицируют себя друг с другом.
Два рода эмоциональных связей – между членами группы и между каждым членом группы и лидером. Отношение членов группы к лидеру – связь первого порядка, детерминирует связь между самими членами (второго порядка).
- Особенности лидера
Психология лидера резко отличается от психологии других ее членов. Он никого не любит кроме себя, самоуверен и независим, обладает теми качествами и способностями, которые недостижимы для остальных членов группы, поэтому он становится для них идеалом Я. Это качества нарциссизма делает его лидером. Отношения с лидером строятся по модели отношения с отцом –к нему можно питать и приятные и враждебные чувства, желая стать лидером. Повышенная внушаемость, отсутствие критичности – влияние лидера, зависимость от него.
- Динамическая теория функционирования группы В. Байона.
- Перенос представлений о механизмах личностной организации на группу
Сформировал свои теоретические положения на базе эмпирического материала наблюдений за терапевтическими группами. По его мнению, группа представляет собой макровариант индивида и характеризуется теми же параметрами, что и отдельная личность, т.е. потребностями, мотивами, целями и т.п. Эти параметры интерпретируются в духе психоанализа.
- Уровни групповой жизни
Группа представлена в двух планах: с одной стороны, она обычно выполняет какую-то задачу и в ее решении члены группы принимают участие осознанно и рационально, с другой стороны, существуют аспекты групповой культуры, продуцируемые неосознаваемыми вкладами членов группы. Между этими уровнями жизни возможен конфликт, а, следовательно, существуют «коллективные защитные механизмы», аналогичные индивидуальным.
- Верификация и распространение
Эмпирически и экспериментально эти положения не проверялись, т.е. верифицированы не были. Отсюда следствие, что данная теория не получила распространения в социальной психологии. Однако эта теория интересна с той стороны, что отражает один из «заходов» к вычленению проблематики социальной психологии.
- Теория развития группы В. Бенниса и Г. Шепарда.
- Основы теории
Теория построена на осмыслении процессов, происходящих в Т-группах (группах тренинга человеческих отношений, группах самоанализа).
Периоды развития теории управления
... основе которых сформировал теории: теория Х – «теория понукания» теория У – «теория гуманизма» теория Z – «теория группизма» М. Паркер ... определенной проблемы, когда цель достигнута, члены проектной группы возвращаются в функциональные подразделения. Недостаток: ... пропорциональность производства и управления, соотносительность развития основного и вспомогательного производства. соотносительность ...
В этих группах ставится акцент на возможности расширения опыта личности путем доведения до сознания и постановки под его контроль тех механизмов поведения, которые не осознаются, но существуют.
Теория группового развития Бенниса и Шепарда касается главным образом процессов изменения в Т-группе на пути к достижению цели валидной коммуникации. Она включает два основных вопроса: анализ помех валидной коммуникации и определение стадий группового развития.
- Анализ помех валидной коммуникации
Основной помехой является ситуации неопределенности, в которой участники находятся в начале работы Т-групп. Неопределенность же существует относительно двух вопросов:
- вопроса власти – кто будет ведущий, а кто ведомый. Этот вопрос первичен, на его основе разрешается следующий;
- вопрос о взаимоотношениях – здесь вопрос связан с теснотой эмоциональной связи. Выделяется два ряда отношений: рядовой член с лидером, отношения членов группы друг с другом. Первый ряд отношений опять же является первичным и определяет второй.
- Стадии группового развития
Соответственно господами теоретиками выделяется две фазы развития групп. Первая решает вопрос о лидерстве, а вторая – о взаимоотношениях. Помимо этого, теоретики выделяют и три подфазы для каждой стадии, что в итоге становится шестью этапами развития групп тренинга:
1 – решение вопроса о лидере
1подфаза. Участники думают, что лидером будет ведущий. Но он отказывается от таких функций. Растет напряжение и неудовлетворенность.
2 подфаза. Просьба участников к ведущему оставить группу. Одна часть группы – за сильную лидерскую структуру, жесткую иерархию. Другая – за слабую, большую свободу.
3 подфаза. Разрешение вопроса о лидере. Группа либо распадется, либо перейдет на 2 этап.
2 – установление межличностных отношений, решение проблемы взаимозависимости. (Здесь не анализируются подфазы – в учебнике Г.М. Андреевой).
Группа может не достичь цели, долго задерживаться на этапах или вообще распасться, то есть существуют различные отклонения в развитии.
- Критика
Нет единой теории группового развития, охватывающей все возможности разновидности групп.
Нет временного определения подфаз.
Неизвестны переменные, влияющие на скорость развития группы, полноту стадий и пропуск некоторых из них.
Ограничены прогностические возможности
- Трехмерная теория интерперсонального поведения В. Шутца.
- Четыре положения
1958 г. Основа теории – положение фрейдизма о том, что социальная жизнь взрослого человека фатально предопределена опытом его детства. Выдвинул 4 положения:
Стадии и уровни развития психики и поведения животных
... систем целесообразно устроенных органических и поведенческих реакций. Качественный скачок в развитии психики и поведения животных происходит на следующей, перцептивной стадии. Ощущения здесь объединяются ... оказываются способными к исследованию и познанию действительности независимо от наличных потребностей и к изготовлению элементарных орудий. Вместо челюстей органами манипулирования становятся ...
- Три межличностных потребностей
Наличие трех межличностных потребностей: потребность включения, потребность в контроле, потребность в любви. Межличностные потребности аналогичны биологическим. Психическое расстройство – следствие неадекватного удовлетворения межличностных потребностей. Но организм может адаптироваться к ситуациям неполного удовлетворения.
Включение – потребность устанавливать и поддерживать приносящие удовлетворение отношения с другими, потребность быть включенным в группу. В зависимости от характера удовлетворения потребности включения в детстве, взрослый человек в межличностных отношениях склонен к проявлению:
- недостаточно социального (интроверсия, уход от взаимодействия, прямое неучастие);
- сверхсоциального (в поиске контактов, требование внимания);
- социального поведения (счастлив наедине с собой и счастлив с людьми).
Потребность в контроле – аспект власти в межличностных отношениях.
- недостаточная дисциплинированность (слабые связи с родителями, недостаточный контроль) Отказывающееся поведение – предпочитает роль подчиненного;
- сверхдисциплинированность (принуждающие отношения в детстве, контроль родителей) Автократическое поведение – доминирование над другими;
- дисциплинированность. Демократическое поведение – комфортно и в позиции подчиненного и в позиции власти.
Потребность в любви. Может быть:
- позитивной (от аттракции к любви).
Со стороны родителей были тепло и забота.
- негативной (от неодобрения до ненависти).
Со стороны родителей были холод и отвержение.
3 типа межличностного поведения (в зависимости от отношений ребенка с родителями):
- недостаточно личностное (избегание тесных взаимоотношений, сохраняет дистанцию. Основа – тревога по поводу того, может ли он вызвать теплые чувства);
- сверхличностное (установление тесных контактов. Основа – сильная потребность в любви и боязнь не понравиться);
- личностное
- Преемственность и непрерывность
Определяющая роль раннего детства межличностных отношений взрослого. В межличностных отношениях человек может идентифицировать себя с родителями или воспроизводить собственную позицию, какой она была в отношениях с родителями в детстве.
- Совместимость
Две личности совместимы, если они могут работать в гармонии.
3 типа совместимости (в зависимости от соотношения выражаемого поведения и желаемого поведения других в каждой из трех сфер межличностных потребностей):
1) совместимость на взаимном обмене. Максимум при равенстве сумм выражаемого и желаемого поведения во всех трех сферах.
2) инициирующая совместимость. Проявляется при совпадении потребностей в контроле, включенности и любви.
3) реципрокная совместимость. Выражения потребности в контроле, включении и любви согласуются с желанием другого в этих потребностях.
- Групповое развитие
Шутц считает, что каждая группа проходит этапы включения, контроля и любви. Похоже на теорию Бенниса и Шепарда, только с добавлением потребности включения, как первой фазы.
Шутц разработал шкалы и формулы подсчета совместимости, позволяющие вычислять 16 индексов совместимости. 9 теорем совместимости.
- Критика
- ограниченность
- отказ анализа социально-психологических детерминант
- Теория авторитарной личности Т. Адорно.
- Развитие авторитарной личности
Авторитарная личность продуцируется родителями, которые используют суровые и жестокие формы дисциплины. Опираясь на идеи Фрейда, Адорно и коллеги полагали, что причиной формирования авторитарной личности является особая ситуация семейного развития (авторитарный отец и наказывающая мать; формальные, жестко регламентированные отношения в семье; отсутствие теплоты, доверительности и непосредственности между родителями и детьми).
У ребенка развивается фрустрация, поскольку он не может выразить враждебность по отношению к родителям – идентификация с фрустрирующей властью, идеализация этой власти, смещение враждебности на аут-группы. Возникает ригидная организация личности, стереотипное мышление.
- Групповой конфликт как аномалия
В теории Адорно и его коллег проводится идея о том, что групповой конфликт – это аномалия, а его участниками может стать не любой человек, а только человек, обладающий определенными личностными особенностями.
- Эмпирические исследования
В своем исследовании Адорно и его коллеги использовали целый ряд приемов, среди которых были:
- анкеты, включающие вопросы о социодемографических особенностях респондентов (религиозности, членстве в политической партии, профессии, уровне дохода и т.д.), а также их аттитюдах (шкала Лайкерта, проективные вопросы типа «Что вы предпримете, если бы вам осталось жить шесть месяцев, и вы имели бы возможность делать все, что пожелаете?»);
- клиническое интервью, в котором респонденты рассказывали о своем прошлом, а также высказывали свое мнение по ряду социальных проблем;
- тематико — апперцептивный тест, где испытуемому предлагалась серия картин с изображением драматических событий и предлагалось рассказать в каждом случае о своих действиях.
Адорно и его коллеги начали свое исследование с создания шкалы антисемитизма, заполняя которую, испытуемый должен был определить степень своего согласия с рядом утверждений о евреях. Члены берклийской группы полагали, что антисемитизм является только частью синдрома этноцентризма, для измерения которого они построили еще одну шкалу (E-шкалу), по которой измерялись аттитюды людей к различным меньшинствам.
Для измерения степени авторитарности Адорно и коллеги создали F-шкалу (степень фашизма).
Ее отличительной особенностью являлся тот факт, что одно и тоже утверждение могло быть связано сразу с несколькими подшкалами. Использовались клинические интервью и проективные тесты.
Далее исследовались корреляции между F-шкалой и другими параметрами личности.
- Концепт личности
Эти исследования привели к конструированию модели личности, склонной к дискриминации аутгрупп – авторитарной личности, которая обладала определенными чертами, например, привязанность к ценностям среднего класса, некритическое подчинение идеализированным авторитетам собственной группы, тенденция выискивать людей, не уважающих конвенциональные ценности, чтобы осудить, отвергнуть и наказать их.
Дальнейшие исследования показали, что кроме уже перечисленных характеристик, для авторитарной личности свойственна поддержка некоторых аттитюдов и наличие личностных черт, таких как:
- Сопротивление социальным изменениям.
- Неприятие прав человека: демократических прав
- Высокая выраженность национальной идентичности (Blank, 2003).
- Позитивное отношение к закону и негативное – к заключенным (Na, Loftus, 1998).
- Самостереотипизация, выбор жизненного пути в соответствии с полоролевыми стереотипами.
- Отсутствие интереса к собственной личности.
- Низкий уровень морального развития.
- Неприятие идеи о множественности систем моральных норм.
- Критика
- неясно, какие авторитеты будут символизировать родительскую власть;
- не определяются условия, вызывающие сопротивление или покорность к ценностям авторитета;
- Идея независимости особенностей авторитарной личности (дискриминация аутгруппы при возникновении): угрозы сплоченности ингруппы; наличии социальных норм, одобряющих дискриминацию;
- Внесемейные причины авторитаризма:
- социальная обстановка в обществе (военная угроза, высокий уровень преступности, экономический спад);
- образование;
- религиозность;
- тип культуры.
6. Дополнение по Беннису и Шепарду.
В основу теориии группового развития американских психологов Уоррена Бенниса и Герберта Шепарда (1956), созданной в результате пятилетних наблюдений за тренинговыми группами, были положены психоаналитические идеи З.Фрейда, высказанные им в работе «Психология масс и анализ человеческого «Я» (1921).
С точки зрения Фрейда, каждый член группы связан либидозными связями, с одной стороны, с лидером, с другой- с остальными членами группы. За счет этих связей и происходит развитие группы.
По Беннису и Шепарду, члены группы, с одной стороны, ориентируются на взятие и распределение власти в группе, с другой — друг на друга. Характер этих ориентаций зависит от личностных особенностей участников группы, таких, как: отношение к лидеру или к системе норм (здесь различаются зависимые и контрзависимые члены группы) отношение к межличностной близости (сверхличностные члены группы стремятся к близости, контрличностные – избегают). Существуют также независимые от этих аспектов члены группы, которые зачастую обеспечивают основное продвижение группы к эффективной коммуникации.
Авторы утверждают, что тренинговая группа проходит две фазы развития. Переход от первой фазы ко второй характеризуется смещением акцента с выяснения вопросов о власти на межличностные отношения. Внутри каждой фазы выделяются по три субфазы, что является следствием амбивалентности ориентаций на власть и на межличностные отношения. В таблице 1 дана краткая характеристика каждой субфазы.
Таблица 1
Развитие группы по У. Беннису и Г. Шепарду
Фаза |
Субфаза |
Цель периода |
Характеристика периода |
Действующие лица |
Первая: Зависимость |
Первая: Зависимость-бегство |
Обретение безопасности, понижение тревожности, снятие неопределенности |
Поведение группы направлено на получение одобрения со стороны руководителя; Проверка способностей руководителя; предположении о потенциальной способности руководителя творить добро и зло |
Зависимые, контрзависимые |
|
Вторая: контр- зависимость-бегство |
Прояснение вопроса о лидерстве |
Большая стрессогенность. Разделение группы на два лагеря; открытое выражение враждебности; руководитель неэффективен, но: вера в его всемогущество |
Зависимые, контрзависимые |
|
Третья: разрешение — катарсис |
Решение вопроса о власти |
Независимые разрешают конфликт между соперничающими подгруппами; Символическое устранение руководителя |
Независимые |
Следствием эмоциональных переживаний фазы I, главным образом, является принятие каждым членом группы полной ответственности за то, что происходит в группе. |
||||
Вторая: взаимо- зависимость |
Четвертая: Очарование-бегство |
Поддержание установленной гармонии |
Группа счастлива, сплочена, расслаблена; случаи враждебности гасятся смехом и ошибочной интерпретацией |
|
|
Пятая: разочарование-схватка |
Определение ориентаций по отношению к степени близости |
Разделение на две подгруппы; интеллектуализация («Являемся ли мы группой?») |
Антиличностные и сверхличностные |
|
Шестая: согласо- ванная обосно- ванность |
Завершение работы группы |
Конфликт на содержательном, а не на эмоциональном уровне; рациональная дискуссия; согласие; лучшее личностное понимание друг друга |
Антиличностные и сверхличностные |
По сути, основная мысль вышеизложенной теории сводится к следующему: «В обмен на то, что группа на фазе I возникает из разнородного собрания индивидов, индивиды на фазе II возникают из группы» [1, c.161].