Понятие и виды судебно-психологической экспертизы

План:

Введение

1. Цели и задачи судебно-психологической экспертизы

2. Основные виды судебно-психологических экспертиз

3. Анализ ситуации и ответы на поставленные вопросы

Заключение

Список использованной литературы

Рецензия

Введение

Совершенствование средств установления истины в уголовном судопроизводстве находит свое выражение в появлении новых и дальнейшем развитии уже имеющихся видов судебных экспертиз. За последнее время в литературе все чаще высказывается мнение о необходимости возрождения на новой, подлинно научной основе судебно-психологической экспертизы, существовавшей в нашей стране в 20-е годы. Современная психологическая наука располагает многочисленными экспериментально-теоретическими данными и конкретными методами исследования, которые могут быть применены для решения вопросов, возникающих в процессе расследования и судебного разбирательства уголовных дел.

Между тем среди некоторых ученых и практиков сохраняется принципиально неверное представление о судебно-психологической экспертизе как институте, чуждом советскому уголовному процессу. Эта точка зрения сформировалась в ответ на ранее имевшуюся у экспертов-психологов тенденцию выходить за пределы своей компетенции и решать вопросы не только психологического, но и правового характера. Вместе с тем она отражала свойственное тому времени отрицательное отношение вообще к судебной психологии как научной дисциплине.

Одним из важных результатов восстановления в правах судебной (юридической) психологии явилось оживление интереса к судебно-психологической экспертизе как одной из форм практического применения достижений психологической науки в уголовном процессе.

Исследования, проведенные сектором судебной психологии Всесоюзного института по изучению причин и разработке мер предупреждения преступности, показали ошибочность имевших место в прошлом и отчасти сохраняющихся в наши дни утверждений о принципиальной недопустимости судебно-психологической экспертизы. В уголовном процессе, на любом этапе которого в центре внимания находится человек со всеми индивидуально-психологическими особенностями, не могут не возникать вопросы психологического характера. Одни из них с успехом решаются на основе профессионального и житейского опыта следователя или судьи, другие же требуют экспертного разрешения.

Результатом упомянутых психолого-правовых исследований и критического освоения зарубежного, отечественного и накопления собственного опыта производства судебно-психологических экспертиз является данная работа. В ней рассмотрены практически все доступные для решения в настоящий момент вопросы методологии и методики этого вида экспертизы.

12 стр., 5995 слов

Судебно-психологическая экспертиза в уголовном процессе

... уголовном процессе – это судебно- психологическая экспертиза. Она способна оказывать значительную помощь в решении вопросов о виновности лиц, совершивших общественно опасные деяния, квалификации преступлений, индивидуализации ответственности. Цель данной работы – исследовать судебно-психологическую экспертизу ...

Некоторая же фрагментарность изложения, объяснимая отсутствием позитивного научно-практического материала по ряду вопросов темы и отдельным видам судебно-психологической экспертизы, не умаляет значения работы в целом как первого и очень удачного руководства для юристов и психологов, стимулирующего дальнейшие научные исследования и совершенствование следственной, судебной и экспертной практики в области судебно-психологической экспертизы.

Целью данного практикума является раскрыть общетеоретические основы судебно-психологической экспертизы.

При раскрытии темы практикума решаются следующие задачи:

1) Изучение понятий и видов судебно-психологической экспертизы.

2) Усвоение специфики судебно-психологической экспертизы.

3) Приобретенное навыков в самостоятельной работе над психологической и юридической литературой по данной дисциплине

1. Цели и задачи судебно-психологической экспертизы

Судебно-психологическая экспертиза — исследование, осуществляемое экспертом на основе специальных познаний в области психологии в целях дачи заключения по поводу обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела.

Таким образом, судебно-психологическая экспертиза — это специальное действие, заключающееся в исследовании сведущим лицом — психологом по заданию следователя или суда предоставленных ему под экспертных материалов с целью установления фактических данных, имеющих значение для дела и дачи заключения в установленной форме. Аврутин Ю.Е., Пряхина М.В., Самарин Н.Ю., Статный В.М. Оперативно-розыскная психология: Учебное пособие. — М.: ЦОРК МВД России, 2010. — 192 с.

Таким образом, предметом судебно-психологического исследования являются вопросы о деятельности лиц, индивидуальные психологические свойства которых не выходят за пределы нормы (особенности восприятия определенных явлений в данных условиях, способность адекватно их оценивать, особенности реагирования на экстремальные ситуации и т.п.).

Судебно-психологическая экспертиза широко применяется в практике правоохранительных органов. Как любой другой вид судебной экспертизы, она имеет конкретные цели и задачи. При этом необходимо отметить, что цели и задачи — понятия не идентичные.

Основная цель судебной экспертизы сводится к тому, чтобы на базе определенных данных, выработанных юридической психологией или накопленных практикой, провести исследование и ответить на вопросы следователя, органа дознания или суда.

Эксперт своим заключением помогает следователю и суду выяснить обстоятельства дела, не вдаваясь при этом в их юридическую оценку.

Сущность экспертизы. И в теории, и в практике сегодня признается необходимость прибегать к оценкам специалистов-экспертов в сложных, проблематичных ситуациях. Экспертиза проводится, как правило, в экстраординарных случаях, когда познаний лиц, ответственных за принятие решений в сфере социального и производственного управления, судопроизводства, образования, бывает недостаточно.

11 стр., 5233 слов

Решение практических психологических задач Ощущение

... какого анализатора в пространственной ориентировки говорит опыт? Описанные в задаче 120 опыты были повторены с глухонемыми детьми, у которых ... громче. Ниже под соответствующими номерами даны ответы на поставленный к задаче вопрос. Выберите тот № ответа, в котором все явления ... наилучшие условия для наблюдения? Выберите номер (см. в конце задачи), в котором все ответы правильные. а) привести детей в ...

Обстоятельствами, при которых целесообразно назначить экспертизу, могут быть следующие: Аврутин Ю.Е., Пряхина М.В., Самарин Н.Ю., Статный В.М. Оперативно-розыскная психология: Учебное пособие. — М.: ЦОРК МВД России, 2010. — 192 с.

* необходимость получения объективного мнения специалиста, не заинтересованного в принятии решения или совершении действия;

* конфликтная ситуация в сфере управления, осуществление властных полномочий, наличие спорных позиций по одному и тому же вопросу, когда необходимо мнение незаинтересованного специалиста;

* потребность решить проблемы, находящиеся на стыке различных отраслей науки, техники;

* когда границы проблемы шире границ суммарного знания;

* когда об этом указывается в законе или подзаконном акте.

Использование экспертизы для решения специальных задач базируется на ряде принципов, состоящих в том, что:

* экспертные оценки должны быть получены от признанных в определенной области знаний специалистов в максимально систематизированной форме, дающей возможность их обобщения;

* для получения суждений экспертов в максимально систематизированной форме необходимо ставить перед ними четко сформулированную задачу;

* выбор экспертов, постановка им задач, обобщение их суждений должны основываться на определенной методике.

С учетом позиций вышеуказанных авторов попытаемся более полно представить основные задачи экспертизы:

1. Установление способности психически здоровых обвиняемых, свидетелей и потерпевших воспринимать имеющие значение для дела обстоятельства и давать о них правильные показания.

Поводами для назначения судебно-психологической экспертизы в целях решения такой задачи могут служить: данные о малолетнем возрасте, низком уровне интеллектуального развития, недостаточном овладении активной речью, характерологических особенностях соответствующего лица; сомнения в способности правильно воспринимать важные для дела обстоятельства и давать о них показания, основанные на оценке условий восприятия (быстротечность событий, множественность раздражителей, одновременно воздействующих на субъекта, состояние повышенной психической напряженности в момент восприятия и др.); данные о характере воспринимаемого раздражителя (сила — слабость); несоответствие показаний определенного лица другим материалам дела.

2. Установление способности психически здоровых потерпевших по делам об изнасиловании правильно понимать характер и значение совершаемых с ними действий и оказывать сопротивление виновному.

Наиболее распространенными поводами для назначения судебно-психологической экспертизы для решения этой задачи являются: данные о пассивном поведении субъекта в определенной ситуации, отсутствии глубоких эмоциональных реакций на случившееся; предположение относительно не связанного с психическими заболеваниями отставания потерпевшей в психическом развитии; сведения о некоторых характерологических особенностях (вялость, пониженная активность, неуверенность в себе, застенчивость, замкнутость и пр.) или о неблагоприятных условиях общего воспитания (систематическое подавление родителями самостоятельности ребенка, излишнее ограждение от трудностей) и недостатках полового воспитания в семье и школе.

3 стр., 1434 слов

Участие психолога в судебно-психологической экспертизе личности

... судебно-психологической экспертизы. Судебно-психологическая экспертиза – один из видов судебных экспертиз и, следовательно, одно из средств установления истины в судопроизводстве, источник доказательств. Судебно-психологическая экспертиза ... и участие в обработке диагностических данных экспертизы; - анализ заключений судебно-психологической экспертизы по выявлению индивидуально-психологических ...

3. Установление способности отстающих в психическом развитии несовершеннолетних обвиняемых полностью сознавать значение своих действий и определение степени способности их руководить своими действиями.

На возможность отставания в развитии психически здорового подростка могут указывать: данные о его педагогической запущенности, «детскости» поведения, легкомысленном отношении к своим противоправным действиям, несоразмерность объективного содержания поведения с субъективно преследуемыми подростком целями; свидетельские показания, говорящие о заметном отличии подростка от основной массы его сверстников.

4. Установление наличия или отсутствия у обвиняемого в момент совершения противоправных действий состояния физиологического аффекта или иных эмоциональных состояний, способных существенно повлиять на его сознание и поступки. Бондаренко Т.А. Юридическая психология для следователей. Учебное пособие — М.: ЦОКР МВД России, 2008. — 206 с.

Поводами для назначения в таких случаях судебно-психологической экспертизы могут служить: сведения о реально существовавших условиях, способствовавших накоплению отрицательных эмоциональных переживаний, возникновению стойких состояний нервно-психической напряженности (стресса), хронической неудовлетворенности потребностей и т. п.; данные о конфликтном характере ситуации, в которой было совершено преступление, в частности о том, что действия потерпевшего или иных лиц препятствовали реализации ведущих мотивов поведения обвиняемого, затрагивали егонаиболее значимые интересы; показания свидетелей об изменениях внешнего вида, голоса, моторики у обвиняемого; факты частичного забывания обвиняемым отдельных элементов ситуации преступления

5. Установление, находился ли обвиняемый в период, предшествовавший совершению преступления, и (или) в момент совершения преступления в эмоциональном состоянии, существенно влияющем на способность правильно осознавать действительность, содержание конкретной ситуации и на способность произвольно регулировать свое поведение. К данной категории могут быть отнесены эмоциональные состояния типа сильного нервно-психического напряжения.

6. Установление возможности возникновения у субъекта различных психических состояний или выявление индивидуально-психологических особенностей, делающих невозможным или затрудняющим выполнение профессиональных функций (в авиации, автомобильном и железнодорожном транспорте и т.п.).

Судебно-психологическая экспертиза состоит из следующих этапов:

* предварительное исследование материалов дела, ознакомление с объектом исследования;

* выяснение обстоятельств, дающих возможность проводить экспертное исследование;

* осуществление экспериментального исследования или длительного наблюдения, использование психодиагностических тестов;

5 стр., 2375 слов

Аффект как психологическое состояние

... беспомощном состоянии. 5. В состоянии аффекта снижается возможность осознания совершаемых действий. Человек ... преступления. В дальнейшем нередко обнаруживается забывание отдельных эпизодов преступления. Признаки аффекта. Следует отметить следующие признаки аффекта: 1. Аффект ... аффект. Если выход найден, аффекта не наступает. 3. Кроме структуры личности, индивидуально-психологических особенностей ...

* составление заключения;

* оглашение заключения на суде, допрос эксперта.

судебный психологический индивидуальный эмоциональный

2. Основные виды судебно-психологических экспертиз

Судебно-психологическая экспертиза индивидуально-психологических особенностей.

Данный вид СПЭ проводится в тех случаях, когда:

а) вызывают сомнения имеющиеся в деле данные о личности обвиняемого или подсудимого;

б) имеются противоречивые оценки индивидуальных особенностей;

в) требуется установить особенности ведущих мотивов поведения и мотивации конкретных поступков как важных обстоятельств, характеризующих личность; Васильев В.Л. Юридическая: Учебник для ВУЗов. 6-е изд. — СПб.: Питер, 2009. — 608 с.

г) необходимо исследовать отдельные психологические особенности личности обвиняемого или подсудимого (такие, например, как повышенная внушаемость, импульсивность, ригидность, преобладающее настроение, темп и характер решения мыслительных задач и т.д.), способных существенно повлиять на поведение субъекта, в том числе на формирование у него намерения совершить преступление;

д) необходимо дать психологическую интерпретацию отдельных действий субъекта с учетом его индивидуально-психологических особенностей.

Объектом этого вида СПЭ могут быть обвиняемые и подсудимые, в отношении которых возникают указанные сомнения. Практика показывает, что если предыдущие виды СПЭ проводятся в основном в период предварительного расследования, то СПЭ индивидуально-психологических особенностей — главным образом по ходу судебного разбирательства. Это понятно, так как судья бывает крайне заинтересован в получении квалифицированно составленного «психологического портрета» подсудимого, благодаря которому появляется возможность глубже понять психологический механизм совершения преступления и, следовательно, более тонко и правильно принять решение по делу.

Судебно-психологическая экспертиза потерпевших по делам о сексуальных преступлениях Объектом данного вида СПЭ могут быть лица женского и мужского пола, пострадавшие от сексуального насилия. На практике этот вид экспертизы проводится, как правило, в отношении малолетних и несовершеннолетних потерпевших — жертв половых преступлений. Сексуальное насилие. Теория, подходы и методы исследования: Ю.И. Пиголкин, О.А. Дмитриева, Н.Г. Щитов, Г.Б. Дерягин, Медицинское информационное агентство, 2008 г. Одним из квалифицирующих признаков изнасилования (ст. 131 УК РФ) Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 №63-ФЗ (ред. от 03.02.2014) // СЗ РФ от 17.06.1996, №25, ст. 2954, Ст. 131. Ст. 132. и насильственных действий сексуального характера (ст. 132 УК РФ) является использование виновным беспомощного состояния жертвы. Правоприменитель определяет беспомощное состояние как невозможность жертвы преступления понимать характер и значение совершаемых с нею действий или невозможность оказывать сопротивление виновному из-за своего физического или психического состояния: малолетнего возраста, физических недостатков, расстройств душевной деятельности или иного болезненного или бессознательного состояния и т.п. В компетенцию психологической экспертизы входит оценка способности психически здоровой потерпевшей (потерпевшего) понимать характер и значение преступных действий виновного и оценка способности оказывать сопротивление в зависимости от уровня психического развития, в частности уровня интеллектуальных способностей, от индивидуально-психологических особенностей и психического состояния в момент деликта. Основаниями для назначения данной экспертизы могут быть малолетний возраст (до 14 лет) или несовершеннолетие (14-18 лет) потерпевшей, сведения о ее «неправильном» или провоцирующем поведении, непоследовательность и противоречивость ее показаний, сведения о пассивном и неоднозначном поведении потерпевшей в отсутствие явного насилия и угроз со стороны виновного и т. п. Поскольку следователь не является специалистом по оценке психического здоровья, а области компетенций психологической и психиатрической экспертиз нередко перекрывают и дополняют друг друга, то при сомнениях относительно психической полноценности потерпевшей (учет в ПНД, признаки умственной отсталости, сведения о перенесенных черепно-мозговых травмах, нейроинфекциях, употреблении алкогольных напитков, наркотиков и т.п.) следует назначать комплексную психолого-психиатрическую экспертизу. На разрешение судебно-психологической экспертизы рекомендуется ставить следующие вопросы. Сексуальное насилие. Теория, подходы и методы исследования: Ю.И. Пиголкин, О.А. Дмитриева, Н. Г. Щитов, Г.Б. Дерягин, Медицинское информационное агентство, 2008 г. 1. Каковы основные индивидуально-психологические особенности потерпевшей и как они отразились при совершении в отношении нее противоправных действий? 2. Учитывая возрастные особенности и уровень интеллектуального развития, могла ли она понимать характер и значение совершаемых с нею действий? 3. В каком психическом состоянии находилась потерпевшая до, во время и после совершения в отношении нее противоправных действий, какова динамика развития этих состояний? 4. Могла ли она, с учетом ответов на 1-й, 2-й и 3-й вопросы, оказывать сопротивление? Руководство по судебной медицине: Под редакцией В.В. Томилина, Г.А. Пашиняна — Москва, Медицина, 2001 г. Исследователи разделяют категории «понимание характера» и «понимание значения». Понимание характера действий виновного подразумевает «правильное отражение их содержательной стороны, основанное на информированности потерпевшей в вопросах пола: в существе сексуальных отношений между полами, принятых формах их проявлений, в одобряемом общественной моралью времени начала половой жизни, в физиологии половых отношений, зачатия, деторождения, функциональных особенностей мужчины и женщины и др.». Судебно-психологическая экспертиза эмоциональных состояний Данный вид экспертизы назначается работниками следственных или судебных органов в тех случаях, когда возникает вопрос о возможности квалифицировать действия обвиняемого (подсудимого) как совершенные в состоянии сильного душевного волнения (физиологического аффекта) и это состояние предусмотрено законодателем в качестве смягчающего вину обстоятельства по делам об убийствах и нанесении тяжких телесных повреждений (см. статьи 107, 113 УК РФ).

7 стр., 3316 слов

Образ вожатого

Хороший вожатый — тот, у которого в отряде всегда хорошие дети (такое впечатление, что ему просто везет), мягкий, дружеский климат в коллективе. Его радует каждая предстоящая встреча с ребятами. Хороший вожатый всегда готов: играть с детьми, гулять, петь, выступать со сцены, сочинять, рисовать, шутить.., а главное — чутко реагировать на настроение ребят, на ситуацию в отряде, как шахматист ...

Насильственные преступления против личности, в особенности убийства и нанесение телесных повреждений, нередко являются завершающей фазой конфликта, который происходил между преступником и потерпевшим. Развитие конфликтной ситуации между людьми обычно сопровождается возрастающим уровнем эмоционального напряжения участников конфликта. При этом нередки случаи, когда один или несколько участников конфликта своими действиями провоцируют дальнейшее развитие конфликтной ситуации, и это обстоятельство, преломляясь через индивидуальные особенности личности, способствует возникновению состояния сильного душевного волнения на стадии, предшествующей совершению насильственного преступления. Подобные ситуации, как указывалось выше, учитываются законодателем, а для разрешения вопроса о соответствующей квалификации такого преступления работники правоохранительной системы должны получить заключение эксперта-психолога. Таким образом, уголовное право учитывает особенности состояний и условий, в которых находится лицо, совершившее преступление, причем эти обстоятельства существенно ограничивают меру его осознания, свободу волеизъявления и расцениваются как смягчающие обстоятельства. Судебная медико-социальная экспертиза. Правовые и организационные основы: С.Н. Пузин, В.А. Клевно, Д.И. Лаврова, М.А. Дымочка — Медиа, 2010 г. Высокая степень эмоциональных переживаний специфически воздействует на характер познавательных процессов и на структуру сознания субъекта. Это воздействие приводит к феномену «сужения» сознания, что, в свою очередь, делает деятельность субъекта односторонней, негибкой. Психологии известен ряд эмоциональных состояний, характеризующихся высоким эмоциональным напряжением. К ним относятся состояние физиологического аффекта (сильного душевного волнения), стресс (психическая напряженность) и фрустрация. Ниже мы последовательно рассмотрим особенности этих состояний. Состояние аффекта характеризуется краткостью и «взрывным» характером, которое обычно сопровождается ярко выраженными вегетативными (например, изменение цвета лица, выражения глаз и др.) и двигательными проявлениями. Состояние аффекта формируется у субъекта очень быстро и в течение долей секунды может достичь своего апогея, оно возникает внезапно не только для окружающих, но и для самого субъекта. Обычно аффект протекает в течение нескольких десятков секунд. Как уже указывалось, он характеризуется высокой напряженностью и интенсивностью реализации физических и психологических ресурсов человека. Именно этим объясняется, что в состоянии аффекта физически слабые люди ударом высаживают дубовую дверь, наносят большое количество смертельных телесных повреждений, то есть совершают те действия, на которые они не были способны в спокойной обстановке. Судебная медико-социальная экспертиза. Правовые и организационные основы: С.Н. Пузин, В.А. Клевно, Д.И. Лаврова, М.А. Дымочка — Медиа, 2010 г. Состояние аффекта дезорганизующим образом воздействует на высшие психические функции. Как уже указывалось выше, происходит «сужение» сознания, что резко снижает контроль за поведением в целом. Одним из последствий аффективного состояния является частичная утрата памяти (амнезия) в отношении событий, которые непосредственно предшествовали аффекту и происходили в период аффекта. Сам момент совершения преступления представляет собой внезапный выплеск накопившегося эмоционального напряжения, неуправляемую аффективную разрядку. Пусковым стимулом аффекта может служить как угрожающее, агрессивное действие потерпевшего на высоте конфликтной ситуации, так и незначительное, внешне безобидное воздействие, играющее роль «последней капли» на фоне продолжительного конфликта. Судебно-оценочная экспертиза. Правовые, организационные и научно-методические основы: В.А. Прорвич 2009 г

7 стр., 3354 слов

Судебно-психологическая экспертиза 2

... следственной практики свидетельствует, что необходимость проведения судебно-психологической экспертизы чаще всего возникает при расследовании преступлений против жизни, здоровья, свободы и ... судебно-психологической экспертизы в то время, когда она объективно необходима, может привести к невосполнимой утрате доказательств; к тому, что преступление не будет своевременно раскрыто, а виновные лица ...

2 стр., 871 слов

Судебно-психологическая экспертиза 5

... внезапно возникшего сильного душевного волнения, беспомощного состояния потерпевшего, мотива преступления. судебный психологический экспертиза Используемая литература 1. Васильев В.Л. Юридическая психология. СПб. 1997г. ... влиять на его сознание и деятельность; 5. Установление наличия у лица, предположительно покончившего жизнь самоубийством а период. предшествовавший его смерти, психического ...

Что касается актуальной возможности правильно воспринимать конкретные события и давать о них правильные показания в интересующие судебно-следственные органы моменты, то у психически здоровых детей и подростков, не имеющих каких-либо сенсорных дефектов и не обнаруживающих временных болезненных расстройств в момент восприятия, существует два основных типа ее ограничения. Первый тип ограничений касается глубины осмысления событий при их восприятии, то есть уровня их понимания. Дефект в этом звене ведет и к ограничению возможности воспроизводить содержательную сторону воспринятого.

Таким образом, существуют три фактора, определяющих ограничение способности малолетних и несовершеннолетних давать показания: Чуфаровский Ю.В. Психология оперативно-розыскной и следственной деятельности: учеб. Пособие. — М.: Проспект, 2009. — 208 с.

1. Возрастной — этот фактор специфичен для детей дошкольного возраста. Основными его составляющими являются: недостаточная сформированность произвольности запоминания и воспроизведения, а также механизмов долговременной памяти; непосредственный дискретный характер восприятия и мышления; склонность заполнять пробелы в восприятии в соответствии со сформировавшимся образом мира и по ассоциации с актуальным жизненным опытом. Его основное действие проявляется в ограничении глубины осмысления событий при их восприятии и, соответственно, дальнейшем воспроизведении, а также в ограничении способности к отсроченному воспроизведению.

2. Ситуационный — этот фактор подразделяется на два подвида, в зависимости от того, влияние какой ситуации ведет к ограничению способности давать правильные показания: криминальной или пост криминальной.

Ситуационный (пост криминальный) фактор включает в себя такие составляющие, как наличие внешнего давления и влияния окружающих в ходе развития пост криминальной ситуации, отсутствие социальной поддержки, порицание со стороны значимых лиц.

3. Личностный — этот фактор специфичен для подросткового и младшего юношеского возрастов.

Основными его составляющими являются: недостаточная сформированность мотивационной сферы; несформированность собственных морально-нравственных критериев и оценок; недостаточная способность к прогнозу последствий своих действий; наличие признаков повышенной внушаемости, подчиняемости, склонности соглашаться с мнением значимого окружения и чувствительность к его оценкам.

Судебно-психологическая экспертиза индивидуально-психологических особенностей

Данный вид СПЭ проводится в тех случаях, когда: а) вызывают сомнения имеющиеся в деле данные о личности обвиняемого или подсудимого; б) имеются противоречивые оценки индивидуальных особенностей; в) требуется установить особенности ведущих мотивов поведения и мотивации конкретных поступков как важных обстоятельств, характеризующих личность;

Объектом этого вида СПЭ могут быть обвиняемые и подсудимые, в отношении которых возникают указанные сомнения.

Практика показывает, что если предыдущие виды СПЭ проводятся в основном в период предварительного расследования, то СПЭ индивидуально-психологических особенностей — главным образом по ходу судебного разбирательства.

— Каковы основные особенности мотивации поведения подэкспертного?

4 стр., 1648 слов

Судебно-психологическая экспертиза потерпевших по делам о сексуальных ...

... направлений -  это судебно-психологическая экспертиза потерпевших по делам о сексуальных преступлениях.    Объекты, признаки сексуального насилия.      Объектом данного вида экспертизы могут быть лица женского и мужского пола ...

— Обладает ли подэкспертный повышенной внушаемостью (или каким-либо другим качеством личности, которое интересует суд, например ригидностью, импульсивностью, эмоциональной неустойчивостью и т.д.).

Комплексно судебно-психологическая экспертиза

Комплексная судебно — психиатрическая экспертиза предполагает решение вопросов, которые формулируются относительно лиц, у которых предполагается присутствие патологии психики.

Она проводится в рамках уголовного или гражданского судопроизводства в отношении подозреваемых, обвиняемых, совершивших преступление, свидетелей, а также потерпевших.

Привлечение компетентных специалистов из других областей знания необходимо, так как комплексная судебно психиатрическая экспертиза в чистом виде не предполагает экспертных исследований в областях, не относящихся к психиатрии.

Таким образом, представляется возможным в ходе данного исследования выделить основные задачи комплексной судебно-психиатрической экспертизы (КСПЭ):

— определение психического состояния и заключение о вменяемости подозреваемых, подсудимых, в психическом здоровье которых у органов дознания, следствия и суда возникло сомнение, а также заключение о необходимости применения медицинских мер в отношении лиц, признанных невменяемыми или заболевших психической болезнью после совершения преступления;

— определение психического состояния свидетелей и потерпевших, заключение о способности обследуемых правильно воспринимать, запоминать и воспроизводить обстоятельства, имеющие значение для дела, в случаях, когда у органов следствия и суда возникают сомнения в психической полноценности указанных лиц;

— определение психического состояния истцов, ответчиков, а также лиц, в отношении которых решается вопрос о дееспособности.

Комплексная судебно-психиатрическая экспертиза проводится на основании постановления следователя, прокурора, органа дознания, определения военного трибунала (суда) или определения (постановления), вынесенного единолично судьей по делу частного обвинения либо в порядке досудебной подготовки гражданского дела. КСПЭ, как правило, проводится комиссией в составе трех врачей-психиатров (председатель и два члена комиссии).

В исключительных случаях допускается проведение экспертизы одним или двумя психиатрами (за исключением стационарной экспертизы).

3. Прочитайте, проанализируйте ситуацию и ответьте на поставленные вопросы

Вопросы:

1. Каким образом конкретные улики могут повлиять на выбор линии поведения следователя и как они могут проявиться при производстве следственных действий?

· создание ложного алиби — данная линия поведения может указать следователю (дознавателю) на попытку подозреваемого сокрыть реальную картину произошедшего с целью искажения фактов, которые могут подтвердить его вину, в виду чего следователю необходимо будет отработать несколько версий совершения преступления, а также принять меры к устранению ложности в показаниях подозреваемого, в частности, провести очные ставки, проверку показаний на месте. Ведь лицу, которому нечего скрывать, вряд ли будет умышленно запутывать следствие. Но подобное поведение не говорит о том, что непосредственно данное лица совершило преступление. Оно может быть лишь причастно к нему каким-либо образом, однако не желает афишировать это, чтобы не попасть в круг преследуемых лиц;

· немотивированный и внезапный отъезд из местности, где было совершено преступление — (проще говоря, бегство) говорит о явном нежелании подозреваемого каким-либо образом попасть в поле зрения правоохранительных органов, выражает опасение лица относительно определения его в качестве лица, причастного к совершению преступления. В данном случае сотрудники правоохранительных органов должны обеспечить поиск подозреваемого, выехавшего за пределы своего постоянного места проживания (пребывания) с целью установления причин его отъезда. Такое поведение характерно в случаях, когда лицо знает достаточно много об обстоятельствах совершения преступления (и либо само причастно к его совершению, либо знает лиц, преступление совершивших, и в виду опасения за свою жизнь, покинуло свой населенный пункт);

· проявление повышенного интереса к процессу расследования — зачастую выдает лицо, совершившее преступление. Как правило, повышенный интерес проявляется когда лицо создает видимую картину озабоченности ходом расследования, результатами проведенных оперативно-розыскных и следственный мероприятий, что объясняется не только желанием лица представить себя невиновным в глазах сотрудников правоохранительных органов, но и более плотно знать направление, в котором идет расследование, чтобы более плотно контролировать наличие для него опасности при идентификации его как лица, причастного к совершению преступления. Дознавателю (следователю) необходимо более плотно заняться изучением показаний данного лица, а также возможно указать на факт, поимки преступника и оценить реакцию на данное утверждение;

· распространение слухов о личности преступников, потерпевшего — (схоже с проявлением повышенного интереса к процессу расследования) — лицо умышленно создает негативный образ потерпевшего или преступника, с целью позиционирования последних наиболее одиозно, в надежде на то, что это каким-то образом уведет следствие от их личности;

· демонстративность поведения, призванного всячески убедить окружающих в полной непричастности к преступлению, даже когда об этом никто не спрашивает — (схоже с утверждением «главный признак преступника — назвать всех вокруг преступником») — выставляя напоказ свою непричастность к совершению преступления, таким образом, выказывает наигранность своего поведения в ключе оправдания себя в глазах окружающих.

2. Какие еще улики поведения известны вам из практики, какие психологические ситуации в ходе расследования подтверждают вывод о причастности данного лица к преступлению?

В теории улики разделяются иногда, по степени близости к делу, на тяжкие и легкие, близкие и отдаленные, посредственные и непосредственные; в более старой литературе было принято разделение их на предшествующие преступлению (прежняя жизнь подсудимого, его привычки), совпадающие с совершением преступления (кровь на платье, оружие) и следующие за преступлением (бегство, скрытие следов).

— неестественное желание помочь следствию в поисках преступника (например, при розыске похищенных лиц).

То есть лицо, похитившее и убившее человека, активнее всех участвует в поисках трупа, иногда уводя следствие от реального места.

— преступник всегда возвращается на место преступления. Подсознательно преступники в большей степени хотят, чтобы их нашли. Они желают проверить, скрыли ли все следы преступления, посмотреть на обстановку после его совершения. Таким образом, сотрудникам необходимо наблюдать за местностью с целью установления возможных подозреваемых.

Заключение

В деятельности следователя большое значение имеет учет на предварительном следствии психологических особенностей потерпевших, свидетелей, подозреваемых и обвиняемых. Одним из таких условий является правомерное назначение судебно-психологической экспертизы. Направляя подследственного, потерпевшего или свидетеля на судебно-психологическую экспертизу, следователь должен контролировать тщательность изучения личности, а также достоверность сделанного заключения. Для этого нужно ориентироваться в методах и формах работы психологов, уметь правильно ставить вопросы перед экспертом при проведении судебно-психологической экспертизы.

В юридической литературе по вопросу о моменте назначения судебно-психологической экспертизы высказывались различные точки зрения. Одни авторы считают, что судебно-психологическая экспертиза эмоционального состояния (аффекта, стресса и др.) должна назначаться на начальном этапе расследования, когда наиболее полно сохранились в сознании очевидцев внешние признаки аффекта, и кроме того, это состояние можно установить путем психологического исследования обвиняемого, так как в его психике остаются следы пережитого аффекта.

Важнейшим этапом назначения судебно-психологической экспертизы является четкое определение вопросов, которые необходимо разрешить путем судебно-психологического экспертного исследования. Вопросы, поставленные на разрешение эксперта-психолога, определяют направление и объем судебно-психологической экспертизы, к ним должны предъявляться определенные требования. Прежде всего, эти вопросы должны иметь специальный характер, быть четко сформулированными, поставленными в логической последовательности.

Список использованной литературы:

1. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 №63-ФЗ (ред. от 03.02.2014) // СЗ РФ от 17.06.1996, №25, ст. 2954,

2. Аврутин Ю.Е., Пряхина М.В., Самарин Н.Ю., Статный В.М. Оперативно-розыскная психология: Учебное пособие. — М.: ЦОРК МВД России, 2010. — 192 с.

3. Бондаренко Т.А. Юридическая психология для следователей. Учебное пособие. — М.: ЦОКР МВД России, 2008. — 206 с.

4. Васильев В.Л. Юридическая психология: Учебник для ВУЗов. 6-е изд. — СПб.: Питер, 2009. — 608 с.

5. Руководство по судебной медицине: Под редакцией В.В. Томилина, Г.А. Пашиняна — Москва, Медицина, 2001 г.

6. Сексуальное насилие. Теория, подходы и методы исследования: Ю.И. Пиголкин, О.А. Дмитриева, Н.Г. Щитов, Г.Б. Дерягин, Медицинское информационное агентство, 2008 г.

7. Судебная медико-социальная экспертиза. Правовые и организационные основы: С.Н. Пузин, В.А. Клевно, Д.И. Лаврова, М.А. Дымочка — Медиа, 2010 г.

8. Судебно-оценочная экспертиза. Правовые, организационные и научно-методические основы: В.А. Прорвич 2009 г.

9. Судебно-психологическая экспертиза. Теория и практика: М.М. Коченов — Генезис, 2010 г.

10. Чуфаровский Ю.В. Психология оперативно-розыскной и следственной деятельности: учеб. Пособие. — М.: Проспект, 2009. — 208 с.

Размещено на