Письменная речь – это продуктивный вид речевой деятельности, целью которого является изложение мыслей в письменной форме (письмо, сочинение и т.д.).
В методике преподавания ИЯ различают понятия письмо и письменная речь. Письмо – это процесс овладения графикой и орфографией ИЯ для фиксации языкового и речевого материала. Для реализации письменной речи необходимы соответствующие речевые умения.
Письмо как и говорение имеет трехчастную структуру:
— мотивационно-побудительная часть (появляется мотив, желание передать информацию письменно).
На этом этапе возникает замысел высказывания.
— аналитико-синтетическая часть (формируется само высказывание, происходит отбор необходимых слов, определение смысловой части высказывания);
— исполнительная часть – фиксация письменной речи с помощью графических средств языка.
Как известно из психологии, в процессе письма осуществляется опора на все виды ощущений с использованием акустического, речедвигательного, зрительного и рукодвигательного анализаторов.
Письмо тесно связано с другими видами речевой деятельности:
а) связь письма и чтения: в основе обоих видов речевой деятельности лежит одна графическая система языка. При письме и чтении устанавливаются графемно-фонемные соответствия, но с разной направленностью – при чтении от букв к звукам, при письме от звуков к буквам. При письме информация кодируется, при чтении декодируется.
б) связь письма с говорением: в обоих видах речевой деятельности лежат одинаковые механизмы порождения высказывания (замысел, т.е. что сказать; отбор необходимых языковых средств (слова и их сочетание); реализация замысла – в говорении в устной форме, а на письме в письменной).
в) связь письма с аудированием: прежде, чем быть выраженной в письменной форме, мысль проговаривается на ИЯ во внутренней речи, а следовательно активизируется работа слухового анализатора.
Психофизиологические механизмы письменной речи:
— внутреннее программирование будущего высказывания;
— внутреннее проговаривание;
— выбор лексических единиц и грамматических структур;
— установление графемно-фонемных соответствий;
— моторное программирование компонентов высказывания (синтагм);
— осмысление, сличение.
Дискурс и текст. Речевая деятельность как одно из понятий функциональной ...
... собеседника. На первое место в прагматических исследованиях выдвигается человек как субъект речевой деятельности. Любое высказывание - самостоятельное предложение, реплика в диалоге или связный текст - соотносится ... языка и за счет стремления интерпретировать язык как динамическую систему речевой деятельности (речевого поведения) этого человека, что являлось одной из "дочерних" областей психологической ...
Письменное кодирование нформации на любом языке представляет собой достаточно сложную деятельность. При собственном продуцировании письменного сообщения механизм состоит из тех же элементов, что и при формировании звукового сообщения, а также из перевода звукового кода в графический. Первый момент представляет собой разнообразную и сложную деятельность – программирование грамматико-семантической стороны высказывания, грамматическая реализация высказывания и выбор слов, моторное программирование компонентов высказывания (синтагм), выбор звуков, выход. Эта деятельность при выражении иыслей на письме дополняется ассоциированием элементов звукового сообщения и тех или иных графем, и двигательной деятельностью, сопровождаемой проговариванием во внутренней речи. В тех случаях, когда идет списывание с текста или записывание воспринятого на слух, первым элементом будет не кодирование собственного сообщения, а декодирование речевого произведения, воспринятого на слух или зрительно. Таким образом, во всех случаях пользования письменной речью имеют место два этапа пользования кодом данного языка: 1) кодирование или декодирование, в результате чего создается упражнение в звуковом коде; 2) кодирование с помощью графического кода. Письменная речь носит вторично кодовый характер.
Письмо не является в отличие от других видов речевой деятельности целью обучения ИЯ в школьном курсе. Письмо является средством обучения лексико-грамматическому материалу и средством совершенствования навыков чтения и устной речи.
Задачи обучения письму:
— обучение графике букв и орфографии;
— обучение письменной речи как средству общения.
Содержание обучения письму
Содержание обучения письму включает:
а) лингвистический компонент (обучение графической и орфографической системам иностранного языка);
б) психологический компонент (формирование графических и орфографических навыков, реализуемых при выполнении письменных заданий);
в) методологический компонент (овладение приемами выполнения письменных заданий, способствующих усвоению графики и орфографии ИЯ и помогающие овладению лексико-грамматическим материалом и формированию навыков и умений чтения и устной речи.
Программа по ИЯ предусматривает разные задачи обучения письму на разных этапах обучения:
а) на начальном этапе идет овладение графикой букв, формируются каллиграфические умения и навыки;
б) на среднем этапе главное внимание уделяется орфографии и формируются навыки письменного оформления высказывания (ответы на вопросы, описания, небольшие рассказы и т.д.);
в) на старшем этапе обучение письменной речи направлено на совершенствование навыков устной речи (сочинение, письмо, деловые бумаги и др.).
Обучение письму и письменной речи начинается с обучения технике письма. Техника письма – это совокупность основных начертательных средств (буквы, буквосочетания) для изображения на письме звуков и звукосочетаний.
Германские языки пользуются латинской графикой. Графика существует в двух вариантах – печатном и рукописном, каждый из которых имеет прописные и строчные буквы.
Развитие грамматического строя речи у учащихся с задержкой психического ...
... .Описать развитие грамматического строя речи у учащихся с задержкой психического развития; .Рассмотреть коррекционную роль компьютерных программ в процессе обучения детей с задержкой психического развития; ... .Подобрать компьютерные программы для развития грамматического строя речи у учащихся с задержкой психического ...
В УМК по немецкому языку принят рукописный шрифт (связанное письмо); в УМК по английскому языку полупечатный шрифт (print script), облегчающий усвоение графикой.
Сравнение алфавитов родного и иностранного языков позволяет выделить три основные группы букв:
1) сходные буквы – A a, O o, P p, B b, K, M, E e, C c, m, U u, g, y, n, z, I i
2) частично совпадающие по написанию – k, T, X x, H, Q, Y
3) начертания которых абсолютно новы для учащихся – W w, q, R r, t, Z, S s, D d, F f, G, h, J j, L l, V v, N, ß .
Основные ошибки учащихся при овладении техникой письма:
— внутриязыковая интерференция оказывает влияние на неразличение сходных букв в самом ИЯ (k — h, v — w, I — J, Z — L, H — N);
— межъязыковая интерференция препятствует различению сходных букв ИЯ и родного языка (p, b, m, c, g, y, n, z);
— неумение различать в буквах направления сходных элементов (f — t — l;
q — g, y — z) ;
— трудности в усвоении графемно-фонемных соответствий (ch — sch, sch — tsch, ch — ck, ei — ie).
В обучении графике следует придерживаться дифференцированного подхода: сосредоточить усилия учащихся на овладении написанием новых для них букв и буквосочетаний, а относительно одинаковых и сходных по написанию использовать явление трансференции – т.е. положительного переноса навыков из родного языка в иностранный.
Совершенствование умений и навыков техники письма
Для совершенствования умений и навыков техники письма и орфографии широко применяются различного рода диктанты: слуховые, зрительные, зрительно-слуховые, предупредительные.
Наиболее распространенным является слуховой диктант. Основное его назначение – закрепит в сознании учащихся звуко-буквенные отношения, установить прочную связь между зрительным и звуковым образом слов и словосочетаний. Слуховой диктант является надежным средством контроля прочности усвоения звуко-буквенных отношений и орфографии. Поэтому он является средством как обучения, так и контроля. Слуховой диктант может включать только те слова, которые отрабатывались ранее. Содержание текста не должно представлять трудностей для учащихся. Целесообразно, чтобы текст диктанта был связным, а не представлял собой набор предложений, не объединенных смыслом. При проведении этого вида диктанта следует соблюдать следующую последовательность: вначале читается весь текст диктанта, затем – по предложениям, причем каждое из них произносится один раз. Подобная организация обеспечивает сосредоточение внимания учащихся и позволяет тренировать быстроту перекодировки, т.е. перехода со звукового кода на графический.
Зрительный и предупредительный диктанты являются обучающими упражнениями, т.к. они напрвлены только на усвоение звуко-буквенных отношений и трудных в орфографическом плане слов. При их составлении следует учитывать те же требования, что и для слуховых диктантов. Что касается их проведения, то здесь имеются значительные отличия от проведения слухового диктанта.
Жинкин К вопросу о развитии речи у детей
... анализаторов включается также и зрительный. Это' вызывает значительную перестройку всего механизма речи. Овладение письменной речью вынуждает к более ... детей можно получить безусловную ориентировочную реакцию на зрительные раздражения, например, фиксацию предмета взглядом. Безусловные рефлексы ... ли мы его, произносим или видим в тексте книги. Физиологически же эти процессы совершенно различны. ...
Поскольку задача зрительного диктанта – подкрепить слуховые восприятия предварительными зрительными и тем самым облегчить усвоение трудных орфограмм, то проведение зрительного диктанта начинается со зрительного восприятия текста, который потом будет диктоваться. Учитель раздает учащимся копии текста (либо проецирует текст на доску с помощью техники; в компьютерном классе текст выводится на мониторы) и прочитывает его вслух. Потом учащиеся 2-3 мин. зрительно воспринимают текст, который затем убирается, и учитель диктует текст. Вариант подобного диктанта: после чтения и зрительного восприятия текста учащиеся записывают его по памяти.
Промежуточное место между зрительным и слуховым диктантом занимает так называемый зрительно-слуховой. При его проведении в процессе диктовки предложения записываются одновременно на доске и в тетрадях. Важно только, чтобы учащиеся не списывали текст с доски. После диктанта происходит проверка записанного учащимися в тетрадях и разъяснение ошибок.
При проведении зрительного и предупредительного диктантов следует придерживаться двух общих правил:
— перед проведением этих двух видов диктантов необходимо дать установку на запоминание сложных в орфографическом отношении слов, чтобы учащиеся сконцентрировали свое внимание на правописании слов или звуко-буквенных отношениях. Т.е. должна быть дана установка на произвольное запоминание графических образов.
— необходимо предупредить учащихся, чтобы они не записывали сложных орфограмм в ходе их зрительного восприятия или разбора, т.к. в этом случае практическое значение диктантов снижается.
Иногда используется ещё один вид диктанта – самодиктант. Сущность его состоит в том, что учащийся по памяти записывает выученный им наизусть текст или стихотворение. Этот вид работы содействует запоминанию не только звучащего текста, но и его графического обозначения, т.е. приучает внимательно относиться к правописанию в процессе заучивания.
Обучение письменной речи
Письменная речь представляет собой специфический вид речевой деятельности: кодирование информации с учетом графического канала связи или порождение речи в графическом оформлении.
Обучение письменной речи включает:
— обучение репродуктивным видам письменной речи (написанию изложения, реферата, аннотации);
— обучение продуктивным видам письменной речи ( написанию сочинения, личного и делового письма, деловых бумаг).
Учащиеся должны научиться правильно писать письма, подписывать открытки, правильно оформлять на конверте адрес, адекватно использовать клише (например, формулы приветствия, прощания, написание даты).
Коррекция нарушений речи у детей с задержкой психического развития
... и чтение из цели начального обучения превращаются в средство дальнейшего получения знаний учащимися. Таким образом, объект исследования - речевая деятельность детей с задержкой психического ... друг с другом люди пользуются внешней речью. Разновидностями внешней речи являются устная и письменная речь. Из внешней речи развивается внутренняя (речь-«думание»), которая позволяет человеку мыслить на ...
Кроме этого они должны научиться реферированию и аннотированию ( уметь конспектировать, уметь кратко конспектировать, делать письменный обзор прессы и др.)
Реферат – это краткое изложение текста, составленное в результате смысловой переработки информации подлинника и передающее его основное содержание.
Аннотация – это предельно краткое изложение основного содержания текста своими словами, включающее элемент оценки и рекомендации к использованию в практической деятельности.
Конспект – это краткое письменное изложение или краткая запись содержания чего-л.
Обзор – это сжатое сообщение о фактах, событиях, явлениях.
На старшем этапе обучения письменная речь приобретает ещё одну важную роль – она становится важным средством в самостоятельной работе учащихся над языком, в частности в виде составления аннотаций и планов по прочитанным текстам.
Однако обучение письменной речи (например, сочинению) должно быть направлено в первую очередь на развитие умений и навыков устной речи.