2) глядя в окуляр микроскопа, настройте свет

Расположите в правильном порядке пункты инструкции по работе с фиксированным микропрепаратом внутреннего строения листа дуба. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

1) медленно приближайте тубус микроскопа к микропрепарату, пока не увидите чёткое изображение внутреннего строения листа дуба

2) глядя в окуляр микроскопа, настройте свет

3) положите микропрепарат внутреннего строения листа дуба на предметный столик

4) зарисуйте микропрепарат, сделайте обозначения

5) зажмите препарат лапками-держателями

6) максимально удобно расположите микроскоп на своем рабочем месте

Н.И. Пирогов известен в науке тем, что

1) впервые применил наркоз в хирургии

2) создал учение об иммунитете

3) доказал невозможность самозарождения

4) создал учение о биосфере

Активное применение учёными-биологами компьютера позволило широко внедрить в научную деятельность метод

1) наблюдения

2) измерения

3) эксперимента

4) моделирования

Известно, что Карл Линней — выдающийся ботаник, креационист, создатель единой системы классификации растительного и животного мира. Используя эти сведения, выберите из приведённого ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данных заслуг ученого.

Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.

1) К. Линней заложил основы современной бинарной номенклатуры в биологии.

2) У себя на родине учёного ценят как путешественника, который открыл для шведов их собственную страну.

3) В своих работах учёный писал, что «видов столько, сколько их создало Бесконечное существо (Бог)».

4) К. Линней одним из первых начал вести научные фенологические наблюдения в природе.

5) Учёным было описано около полутора тысяч новых видов растений.

6) К. Линней родился 23 мая 1707 года в Южной Швеции— в деревне Росхульт в провинции Смоланд.

В какой области биологии сделал свои открытия М. Шлейден?

1) анатомия

2) генетика

3) цитология

4) психология

Как называют объект, отмеченный буквой А?

9 стр., 4296 слов

Строение коры полушарий большого мозга. Доли, борозды, извилины

Министерство образования и науки Российской Федерации Московский психолого-социальный институт Факультет психологии Филиал в г. Хабаровске Кафедра психологии РЕФЕРАТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ "АНАТОМИЯ ЦНС" на тему "Строение коры полушарий большого мозга. Доли, борозды, извилины" Выполнил: студент 1 курса группы 29 зпх / 1-09 Суслов Сергей Валерьевич Проверил: к. мед. н. Ганжа Наталья Палоновна Хабаровск 2010 ...

1) предметное стекло

2) покровное стекло

3) оптическое стекло

4) матовое стекло

Какая наука изучает закономерности наследования потомством признаков родителей?

1) анатомия

2) физиология

3) генетика

4) систематика

Создание схем, чертежей, объектов, похожих на натуральные, относят к группе методов

1) измерения

2) наблюдения

3) экспериментальных

4) моделирования

На рисунке изображён выдающийся российский ученый, получивший Нобелевскую премию за описание процессов нервной регуляции пищеварения, который известен тем, что создал современную

1) анатомию

2) физиологию

3) генетику

4) цитологию

Сформулировать гипотезу – значит

1) подтвердить объективность полученных данных

2) провести эксперимент

3) выдвинуть предположение

4) собрать имеющиеся факты

Какая наука изучает ископаемые остатки вымерших организмов?

1) систематика

2) экология

3) физиология

4) палеонтология

Чтобы проверить научную гипотезу в физиологии человека, необходимо

1) создать теорию

2) построить модель

3) провести эксперимент

4) провести наблюдение

Объекты изучения какой из приведённых наук находятся на доклеточном уровне организации живого?

1) анатомия

2) экология

3) молекулярная биология

4) эмбриология

Синонимом понятия «ядерный организм» является термин

1) одноклеточный

2) эукариот

3) прокариот

4) простейший

Предположим, что у Вас в руках есть справочник по физиологии. Какую информацию из нижеприведённой Вы сможете в нём найти?

1) в пасти у тигра есть мощные клыки, резцы и коренные зубы

2) цветковых растений, известных на сегодня, около 250 тысяч видов

3) цвет оперения кур и яичной скорлупы породы леггорнов чаще всего белый.

4) нормальная частота пульса у человека – 60–80 ударов в минуту

Задание №92af6f

Каким будет увеличение микроскопа, если увеличение линзы окуляра ×7, а линзы объектива ×40?

1) ×740

2) ×280

3) ×47

4) ×33

25 стр., 12060 слов

016_Человек. Его строение. Тонкий Мир

22 НФО «Мир через Культуру» Для группы первого года обучения, № 016 Человек. Его строение. Тонкий Мир. Семеричное строение человека. Сон – малая смерть… Подготовка к переходу в Тонкий Мир… Сотрудничество с Тонким Миром. Сотрудничество с Дальними Мирами… «Memento mori…»* Что буду делать «там»?.. Психология внетелесных переживаний Роберта Монро, США… Литература. Могут спросить – почему люди не ...

Способность организма отвечать на воздействия окружающей среды называют

1) воспроизведением

2) обменом веществ

3) саморегуляцией

4) раздражимостью

Расположите в правильном порядке пункты инструкции по работе с фиксированным микропрепаратом крови человека. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

1) зарисуйте микропрепарат крови человека, сделайте обозначения

2) зажмите препарат крови человека лапками-держателями

3) положите микропрепарат крови на предметный столик

4) глядя в окуляр, настройте свет

5) медленно приближайте тубус микроскопа к микропрепарату, пока не увидите чёткого изображения крови человека

6) поставьте микроскоп штативом к себе на расстоянии 5–10 см от края рабочего стола

Какая практическая наука разрабатывает методы сохранения и улучшения здоровья человека?

1) ветеринария

2) анатомия

3) гигиена

4) антропология

Расположите в правильном порядке пункты инструкции по приготовлению препарата кожицы чешуи лука и рассматриванию её под микроскопом.

В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

1) предметное и покровное стёкла протрите салфеткой

2) осторожно расправьте кожицу препаровальными иглами и накройте покровным стеклом

3) пипеткой капните каплю слабого раствора йода на предметное стекло

4) положите кусочек кожицы в каплю слабого раствора йода

5) рассмотрите приготовленный препарат при увеличении в 56 раз

В какой области биологии сделал свои открытия Т. Шванн?

1) цитологии

2) анатомии

3) психологии

4) генетики

Установите последовательность действий в эксперименте по доказательству образования крахмала в листьях на свету. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

1) на обе стороны листа наложите полоски чёрной бумаги так, чтобы они плотно облегали лист

2) опустите лист в раствор йода

3) прокипятите лист в воде в течение 2–5 мин.

4) прокипятите лист в спирте (40–70%)

5) расположите лист напротив источника света и оставьте на сутки

Какой научный метод, используемый в биологии, относят к теоретическим?

1) наблюдение

2) экспериментальный

3) измерение

4) обобщение

Роль клеточной теории в биологической науке заключается в

11 стр., 5432 слов

Важнейшие открытия в биологии в XX веке

... человека, выделяемых из костного мозга и периферической крови для лечения ограниченного числа заболеваний.В биологию ... отделены друг от друга. Последовательность кодонов определяет последовательность аминокислотных остатков в ... вероятно, самая значительная работа в области биологии вплоть до настоящего времени. В ... биокатализаторов - ферментов, структура которых записана в ДНК генов. Передается ...

1) том, что учёные стали активно использовать микроскоп в своих ис­следо­ваниях

2) выяснении механизмов деления клеток

3) обобщении знаний о единстве строения организмов

4) открытии самой клетки

Согласно теории Шванна и Шлейдена, элементарной единицей живого является

1) клетка

2) молекула ДНК

3) ткань

4) организм

Что является объектом изучения в области гистологии?

1) экосистемы

2) нуклеиновые кислоты

3) миграции птиц

4) животные ткани

Какой уровень организации жизни отражён на гравюре И. Шишкина «Ручей в лесу»?

1) биосферный

2) органоидно-клеточный

3) биогеоценотический

4) популяционно-видовой

В какой области биологии сделал свои открытия И.М. Сеченов?

1) анатомии

2) ботаники

3) физиологии

4) зоологии

В какой области биологии сделал свои открытия Г. Мендель?

1) цитология

2) ботаника

3) генетика

4) медицина

Установите последовательность биологических систем в порядке усложнения их организации. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

1) биоценоз

2) популяция

3) нейрон

4) многоклеточный организм

5) Биосфера

Какой метод исследования применяет девушка, изображённая на картинке?

1) эксперимент

2) наблюдение

3) сравнение

4) анализ

Какие уровни организации живой материи являются предметом изучения экологии? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) молекулярный

2) клеточный

3) организменный

4) популяционно-видовой

5) органо-тканевый

6) биогеоценотический

К какому врачу-специалисту вы посоветуете обратиться своему товарищу, если он будет жаловаться на боли в области горла при глотании?

1) урологу

2) дерматологу

3) кардиологу

4) отоларингологу

Какая наука изучает строение живых организмов?

1) цитология

2) анатомия

12 стр., 5675 слов

Что изучает наука — сурдопедагогика? Ее предметные области и связь с другими науками

    Сурдопедагогика раздел дефектологии, занимающийся вопросами воспитания, образования и обучения детей с аномалиями слуха.     Сурдопедагогика изучает закономерности физического и психического развития глухих и слабослышащих, в том числе поздно оглохших, детей дошкольного и школьного возраста, определяет пути преодоления аномалий их развития вследствие дефекта слуха и ...

3) физиология

4) психология

Как называют систему взглядов, идей в определенной научной области?

1) гипотеза

2) теория

3) описание

4) научный факт

Чтобы доказать невозможность самозарождения мух из гнилого мяса, Ф.Реди должен был в своем эксперименте

1) оставить мясо открытым для мух

2) изолировать мясо от мух

3) убрать с мяса появившихся личинок

4) держать мясо на холоде

Для измерения мышечной силы у человека экспериментатору необходим

1) спирометр

2) тонометр

3) электрокардиограф

4) динамометр

Доказать родство изображённых организмов позволит метод

1) эксперимента

2) сравнения

3) наблюдения

4) моделирования

Каким методом воспользуется учёный-ботаник при установлении родства между растениями рожь посевная (1) и кукуруза сахарная (2)?

1) абстрагирования

2) экспериментальным

3) моделирования

4) сравнения

В какой области биологии сделал свои открытия Ч. Дарвин?

1) цитологии

2) молекулярной биологии

3) генетики

4) эволюционного учения

На рисунке изображён великий шведский ботаник, врач XVIII в., известный тем, что создал

1) теорию эволюции

2) систему живой природы

3) теорию возникновения жизни на Земле

4) клеточную теорию

Какая наука изучает строение и распространение древних папоротниковидных?

1) селекция

2) экология

3) физиология

4) палеонтология

Примером применения экспериментального метода исследования можно считать

1) формулирование выводов на основе полученных фактов

2) формирование у домашней собаки условного рефлекса на команду «Сидеть!»

3) словесное описание нового вида организмов

6 стр., 2866 слов

Методические указания по управляемой самостоятельной работе студентов по дисциплине «Методология, теория и методы психологических исследований»

Управляемая самостоятельная работа как вид самостоятельной работы студентов является обязательной составной частью учебного процесса на потоках дневной формы обучения в Белорусском государственном педагогическом университете имени М.Танка. Суть данной формы работы состоит в том, что вместо аудиторных занятий студенты самостоятельно полностью или частично изучают отдельные темы курса и выполняют ...

4) сравнение двух тканей под микроскопом

В какой области биологии сделал свои открытия И.И. Мечников?

1) анатомия

2) зоология

3) селекция

4) иммунология

С одного куста смородины взяли несколько черенков, укоренили их и вырастили взрослые растения. Однако оказалось, что дочерние растения отличаются не только друг от друга, но и от материнского растения по числу и мощности побегов, размерам и числу листьев. Результаты этого эксперимента позволяют установить

1) наличие ненаследственной изменчивости у растений

2) способность растений к половому размножению

3) высокую скорость размножения растений

4) особенности опыления растений

Какая наука изучает условия сохранения здоровья человека?

1) анатомия

2) физиология

3) гигиена

4) генетика

Известно, что Иван Павлов – один из авторитетнейших учёных России, создатель науки о высшей нервной деятельности и представлений о процессах регуляции пищеварения.

Используя эти сведения, выберите из приведённого ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данных заслуг ученого.

Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.

1) На научные взгляды учёного огромное влияние оказала книга И.М. Сеченова «Рефлексы головного мозга».

2) В 1883 году учёный защитил докторскую диссертацию «О центробежных нервах сердца».

3) Создал общепризнанное учение о двух сигнальных системах.

4) Разработал методику опытов с мнимым кормлением.

5) Предки Павлова по отцовской и материнской линиям были служителями церкви.

6) Лауреат Нобелевской премии в области медицины и физиологии 1904 года.

Каким научным методом воспользуется ученик, решивший изучить эвглену зеленую под микроскопом?

1) наблюдение

2) сравнение

3) моделирование

4) измерение

В эксперименте Дж. Пристли обнаружил, что мышь не гибнет в закрытом сосуде, если там находится растение в горшочке. Выберите еще одно необходимое условие для того, чтобы мышь осталась жива.

1) солнечный свет

2) комнатная температура

9 стр., 4176 слов

Теории агрессии. Методы изучения агрессии

СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ….1. Понятие и причины агрессии…2. Теоретические подходы к пониманию природы агрессивного поведения человека…3. Методы изучения агрессии… 16 ЗАКЛЮЧЕНИЕ… 18 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ… 21 ВВЕДЕНИЕ В современной России произошли и происходят процессы, принципиально изменившие положение в стране.Эти изменения произошли практически во всех сферах жизни общества: экономической, социальной, ...

3) пучок сена

4) раствор хлорофилла

Английский физик Р. Гук при изучении клетки пользовался таким методом получения знаний, как

1) наблюдение

2) моделирование

3) синтез

4) Анализ

Наука цитология получила своё развитие благодаря созданию

1) эволюционного учения

2) генной теории

3) клеточной теории

4) атомно-молекулярной теории

На рисунке изображён великий английский естествоиспытатель и биолог середины XIX в., известный тем, что создал

1) теорию эволюции

2) клеточную теорию

3) рефлекторную теорию

4) теорию иммунитета

Систематика – это наука, изучающая

1) внешнее строение организмов

2) функции организмов в природе

3) образ жизни организмов

4) родственные связи организмов

Чем метод моделирования отличается от метода наблюдения?

1) его проводят квалифицированные учёные

2) в процессе его проведения собираются достоверные научные факты

3) изучается не сам объект, а его копия

4) он более продолжителен по времени

Основоположником современной систематики органического мира был

1) Ж. Ламарк

2) Ч. Дарвин

3) Л. Пастер

4) К. Линней

К какому врачу-специалисту вы обратитесь в первую очередь, если заметите изменения на поверхности кожи?

1) урологу

2) терапевту

3) дерматологу

4) отоларингологу

Какой уровень организации жизни отражён на данном рисунке?

1) молекулярно-генетический

2) органоидно-клеточный

3) организменный

4) биогеоценотический

Каким методом воспользуется ученый-зоолог при установлении родства между озерной лягушкой (1) и зеленой жабой (2)?

1) абстрагирования

2) экспериментальным

3) моделирования

4) сравнения

Чтобы доказать невозможность самозарождения, итальянский естествоиспытатель Ф. Реди должен был

1) изолировать мясо от комнатных мух

2) рассмотреть кусочки мяса под микроскопом

3) постоянно убирать с мяса появившихся личинок

4) держать мясо в тепле

Законы наследования признаков организма установил

1) Ч. Дарвин

2) И. Мечников

3) Г. Мендель

4) И. Павлов

Марии необходимо сделать рисунки разных по форме клеток. Какой микроскоп ей лучше выбрать для такого исследования?

1) линза окуляра ×7, а линза объектива ×40

2) линза окуляра ×20, а линза объектива ×20

3) линза окуляра ×15, а линза объектива ×40

4) линза окуляра ×5, а линза объектива ×80

Выдающийся русский физиолог, учёный-энциклопедист конца XIX в. И.М. Сеченов известен тем, что объяснил

1) механизмы зрительного восприятия сетчаткой глаза

2) природу образования условных и безусловных рефлексов у человека, и животных

3) механизмы движения крови по малому и большому кругам кровообращения

4) природу психических явлений, в основе которых лежат физиологические процессы – рефлексы

Учёный предположил, что некоторые насекомые похожи на ветки растений, потому что это сходство спасает их от хищников. С большей точностью он может подтвердить или опровергнуть это предположение методом

1) эксперимента

2) измерения

3) описания

4) сравнения

Расположите в правильном порядке пункты инструкции по измерению артериального давления. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

1) закройте клапан баллона тонометра и нагнетайте с помощью резинового баллона воздух до исчезновения пульса или до показания на циферблате тонометра 140–150 мм рт. ст.

2) ниже манжетки в локтевом сгибе установите фонендоскоп

3) в момент исчезновения пульса монометр указывает минимальное (диастолическое) давление

4) плотно оберните манжетку тонометра вокруг обнажённого плеча испытуемого и закрепите её

5) в момент появления пульсовых ударов показатель манометра соответствует максимальному (систолическому) давлению

6) приоткройте вентиль, медленно выпускайте воздух из манжеты. Внимательно следите за показаниями манометра и одновременно прислушивайтесь к звукам в фонендоскопе

Первое описание клетки дал

1) А. Левенгук

2) Р. Гук

3) Т. Шванн

4) М. Шлейден

Какая наука изучает взаимосвязи организмов и окружающей среды?

1) зоология

2) физиология

3) ботаника

4) экология

Обезьяна впервые с помощью лежавшей на полу верёвки достаёт чашку с пищей, подвешенную к потолку. Как называют такую форму поведения?

1) инстинкт

2) безусловный рефлекс

3) элементарная рассудочная деятельность

4) запечатление

На рисунке изображён великий французский естествоиспытатель и биолог конца XVIII – начала XIX в., известный тем, что создал первую научную

1) теорию иммунитета

2) клеточную теорию

3) теорию эволюции живого мира

4) хромосомную теорию

На фотографии изображена камера Скиннера, в которой содержится крыса. Она, нажимая на определённые кнопки и рычажки, получает корм. Какой метод является ведущим в изучении поведения млекопитающего в таких условиях?

1) анализ

2) эксперимент

3) измерение

4) моделирование

Какой уровень организации жизни отражён на данной фотографии?

1) молекулярно-генетический

2) органоидно-клеточный

3) биогеоценотический

4) популяционно-видовой

В какой области биологии сделал свои открытия Л. Пастер?

1) цитологии

2) ботаники

3) психологии

4) микробиологии

Факт существования сезонной линьки у животных был установлен

1) экспериментальным методом

2) методом наблюдения

3) методом микрокопирования

4) гибридологическим методом

Расположите в правильном порядке пункты инструкции подсчета пульса до и после дозированной нагрузки. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

1) сделайте 10 приседаний и снова подсчитайте число ударов за 1 мин.

2) приложите два пальца правой руки на внутреннюю сторону запястья левой руки

3) освободите от одежды запястье левой руки и нижнюю часть предплечья

4) после 5 мин. отдыха в положении сидя подсчитайте пульс

5) подсчитайте число ударов пульса за 1 мин. в спокойном состоянии

6) слегка надавите пальцами до ощущения биения сердца

Чтобы выяснить, нужно ли тепло для прорастания семян, необходимо

1) поместить по 100 семян одного растения в разные температурные условия

2) сначала выставить группу семян на холод, а затем поместить ее в тепло

3) 100 семян теплолюбивых растений проращивать в холоде

4) 100 семян холодостойких растений проращивать в тепле

Расположите в правильном порядке пункты инструкции по проведению эксперимента, доказывающего выделение растениями углекислого газа. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

1) Накройте комнатное растение стеклянным колпаком.

2) Поместите рядом с комнатным растением стакан с известковой водой.

3) Поместите комнатное растение, накрытое стеклянным колпаком, в тёмный шкаф.

4) Рассмотрите помутневшую известковую воду.

5) Возьмите комнатное растение с большим числом листьев.

Шведский ученый К. Линней создал

1) теорию эволюции

2) классификацию растений

3) теорию возникновения жизни на Земле

4) клеточную теорию

Экология изучает

1) многообразие организмов

2) закономерности наследственности

3) взаимоотношения организмов и среды

4) строение и функции организмов

«Красная книга» – это

1) сборник научных трудов о наиболее важных для человека видах организмов

2) документ, содержащий сведения об охраняемых государствами видах организмов

3) энциклопедия наиболее часто встречающихся видов организмов, населяющих Землю

4) международный закон об охране редких и исчезающих видов организмов

В какой области биологии сделал свои открытия В.И. Вернадский?

1) анатомия

2) ботаника

3) Генетика

4) экология

В области какой науки широко используют гибридологический метод исследования?

1) физиология

2) генетика

3) цитология

4) Анатомия

Какая наука изучает строение и функции органоидов клетки?

1) цитология

2) физиология

3) анатомия

4) генетика

Законы наследования признаков организма установил

1) Ч. Дарвин

2) Г. Мендель

3) И.И. Мечников

4) И.П. Павлов

В какой области биологии сделал свои открытия Л. Пастер?

1) анатомия

2) ботаника

3) генетика

4) иммунология

Расположите в правильном порядке пункты инструкции по прорастанию семян. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

1) на бумагу положите 10 предварительно замоченных (в течение 8–10 ч) семян огурцов

2) закройте тарелку полиэтиленовой плёнкой

3) смочите бумагу водой и следите, чтобы во время опыта она была постоянно влажной

4) через сутки обследуйте семена, изменения заносите в дневник наблюдений

5) возьмите тарелку и уложите на её дно фильтровальную бумагу

6) поставьте тарелку в тёплое место

В какой области биологии были разработаны представления о наследственности?

1) генетики

2) вирусологии

3) микробиологии

4) физиологии

Наиболее точный метод, с помощью которого можно узнать, как влияют разные условия на рост растений, – это метод

1) наблюдения

2) моделирования

3) описания

4) экспериментальный

Какая наука изучает процесс фотосинтеза?

1) генетика

2) экология

3) физиология

4) систематика

Наука, изучающая жизнедеятельность бактерий, — это

1) микробиология

2) паразитология

3) Эпидемиология

4) гельминтология

Какой учёный выделил три формы борьбы за существование?

1) Аристотель

2) К. Линней

3) Ж.Б. Ламарк

4) Ч. Дарвин

Чем метод эксперимента отличается от метода наблюдения?

1) его осуществляют квалифицированные учёные

2) в процессе его проведения собираются достоверные научные факты

3) он проводится в специально создаваемых и контролируемых условиях

4) он более продолжителен по времени проведения

Что может стать предметом изучения учёного-ботаника?

1) строение передней конечности ящерицы

2) систематика беспозвоночных животных

3) строение венчика цветка гороха

4) жизненный цикл гриба подосиновика

В какой области биологии сделал свои открытия М. Шлейден?

1) анатомия

2) генетика

3) цитология

4) психология

Для установления тонкого строения митохондрий и аппарата Гольджи Вы выберете

1) простую лупу

2) световой микроскоп

3) электронный микроскоп

4) сканирующий микроскоп

Что из перечисленного изучает наука «цитология»?

1) систематику хордовых животных

2) строение клеток растений

3) химические реакции дыхания

4) морфологию передних конечностей животных

Николаю дали задание изучить сходства и различия человека и приматов. Каким методом он воспользуется в первую очередь, чтобы выполнить такое задание?

1) описания

2) моделирования

3) сравнения

4) измерения

Вколбу налили молока и добавили йогуртовую культуру бактерий. На графике каждый час отмечали кислотность (рН) молока. Рассмотрите график и ответте на вопрос: в какое время происходило наиболее активное снижение кислотности молока?

1) с 1-го по 3-й час

2) с 3-го по 7-й час

3) с 7-го по 12-й час

4) с 12-го по 16-й час

При изучении строения тканей растения используется

1) микроскопический метод

2) экспериментальный метод

3) генеалогический метод

4) моделирование

Название «клетка» придумал

1) Аристотель

2) Левенгук

3) Дарвин

4) Гук

Расположите в правильном порядке пункты инструкции по работе с фик­си­ро­ванным микропрепаратом внутреннего строения листа дуба. В ответе за­пи­шите соответствующую последовательность цифр.

1) медленно приближайте тубус микроскопа к микропрепарату, пока не увидите чёткое изображение внутреннего строения листа дуба

2) глядя в окуляр микроскопа, настройте свет

3) положите микропрепарат внутреннего строения листа дуба на пред­метный столик

4) зарисуйте микропрепарат, сделайте обозначения

5) зажмите препарат лапками-держателями

6) максимально удобно расположите микроскоп на своём рабочем месте

Как называют науку, объектом изучения которой является классификация животных?

1) анатомия

2) физиология

3) экология

4) Систематика

На какой фотографии изображён один из создателей рефлекторной теории?

1) М. Шлейден

2) Ч. Дарвин

3) Г. Мендель

4) И. Павлов

В первую очередь эксперимент в биологии позволяет

1) наблюдать явление

2) проверить гипотезу

3) оценить факт

4) провести классификацию

Что позволяет эксперимент в биологии?

1) наблюдать явление

2) проверить гипотезу

Biologia_13-24 — Стр 2

3) проверить наблюдение

4) описать явление

Какое увеличение даёт линза объектива, если увеличение микроскопа составляет ×280, а увеличение линзы окуляра ×7?

1) ×10

2) ×20

3) ×30

4) ×40

КОНКУРЕНЦИЯ

Между организмами разных видов, составляющими тот или иной биоценоз, складываются взаимовредные, взаимовыгодные, выгодные для одной и невыгодные или безразличные для другой стороны и другие взаимоотношения.

Одной из форм взаимовредных биотических взаимоотношений между организмами является конкуренция. Она возникает между особями одного или разных видов вследствие ограниченности ресурсов среды. Учёные различают межвидовую и внутривидовую конкуренцию.

Межвидовая конкуренция происходит в том случае, когда разные виды организмов обитают на одной территории и имеют похожие потребности в ресурсах среды. Это приводит к постепенному вытеснению одного вида организмов другим, имеющим преимущества в использовании ресурсов. Например, два вида тараканов – рыжий и чёрный – конкурируют друг с другом за место обитания – жилище человека. Это ведёт к постепенному вытеснению чёрного таракана рыжим, так как у последнего более короткий жизненный цикл, он быстрее размножается и лучше использует ресурсы.

Внутривидовая конкуренция имеет более острый характер, чем межвидовая, так как у особей одного вида потребности в ресурсах всегда одинаковы. В результате такой конкуренции особи ослабляют друг друга, что ведёт к гибели менее приспособленных, то есть к естественному отбору. Внутривидовая конкуренция, возникающая между особями одного вида за одинаковые ресурсы среды, отрицательно сказывается на них. Например, березы в одном лесу конкурируют друг с другом за свет, влагу и минеральные вещества почвы, что приводит к их взаимному угнетению и самоизреживанию.

Прочитайте текст. Заполните в таблице «Сравнительная характеристика видов конкуренции» графы, обозначенные цифрами 1, 2, 3.

При выполнении задания перерисовывать таблицу не обязательно. Достаточно записать номер графы и содержание пропущенного элемента.

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВИДОВ КОНКУРЕНЦИИ

Признаки сравнения

Межвидовая

Внутривидовая

Кол-во взаимодействующих видов организмов

1

Один вид организмов

Потребности в ресурсах среды

Схожие потребности

2

3

Два вида тараканов – черный и рыжий

Березы в одном лесу

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ

Организмы существуют в среде обитания. К ней относят все условия живой и неживой природы, с которыми организмы взаимосвязаны и находятся в прямых или косвенных взаимоотношениях. Отдельные условия среды обитания, оказывающие влияние на организмы, называются экологическими факторами.По компонентам среды обитания различают абиотические и биотические экологические факторы. Абиотические факторы – все условия неживой природы: климатические (свет, температура, влажность, давление, солёность воды), почвенные (механическая структура почвы, её минеральный состав), орографические (рельеф местности).

Биотические факторы – все многообразие форм взаимодействия организмов друг с другом (влияние животных на растения, растений на животных, микроорганизмов на растения и животных).

Среди биотических факторов учёные в последнее время выделяют антропогенные факторы – разнообразные виды человеческой деятельности, приводящие к изменениям природы как среды обитания других видов организмов и непосредственно сказывающиеся на их жизни (загрязнение среды обитания отходами, вырубка лесов, распашка степей, осушение болот).

Выделение антропогенных факторов в отдельную группу обусловлено масштабностью воздействия человека на окружающую среду. Так, в ходе промышленной деятельности человека в среду поступают тысячи разных химических соединений, со многими из которых природа ранее не сталкивалась. Это воздействие можно приравнять к абиотическим факторам. Для нужд сельскохозяйственного производства человек уничтожает на больших территориях природные сообщества и создаёт агроценозы, состоящие из одного или немногих видов сельскохозяйственных растений и сопутствующих им сорняков и вредителей. Среди используемых растений и животных человек ведет искусственный отбор, который по последствиям отличается от естественного.

Используя содержание текста «Экологические факторы» и знания курса, найдите в тексте термин, объединяющий по месту существования все экологические факторы. Выпишите этот термин. Какая группа экологических факторов выделена в последнее время учеными как отдельная? Чем это обусловлено?

«ИСТОРИЯ О ЗОЛОТОМ МАЛЬЧИКЕ»

В 1496 году в роскошном замке миланского герцога Моро проходило праздничное шествие, которое возглавлял мальчик, тело которого сплошь было покрыто краской, по цвету напоминавшей золото. Подросток должен был олицетворять собой «Золотой век» Возрождения, который переживала в то время вся Северная Италия, а постановщиком этого действия был великий Леонардо да Винчи. Забава знатных гостей стала роковой для артиста. После представления о нем забыли, и подросток остался на всю ночь в холодном помещении зала на каменном полу. Лишь на следующий день испуганного и плачущего мальчика нашли лежащим в дальнем углу зала. Вскоре он заболел и умер. Причина смерти долго оставалась непонятной. Одни учёные считали, что ребёнок погиб от недостатка воздуха, так как дыхание через кожу стало невозможным. Другие утверждали, что причина гибели — прекращение работы потовых желёз. Однако у этих объяснений были противники, которые попытались опровергнуть неверные гипотезы экспериментально. Опыт, объясняющий причину смерти ребёнка, был проведён только в ХIХ веке. В эксперименте участвовали двое взрослых мужчин, тела которых были покрыты лаком. В помещении, где находились испытуемые, постоянно поддерживали благоприятную температуру воздуха. Один мужчина пребывал в таком состоянии сутки, а другой — 8 суток без каких-либо последствий для организма. Этот смелый эксперимент, по мнению учёных, позволил им объяснить причину гибели мальчика.

Используя содержимое текста «История о золотом мальчике», ответьте на следующие вопросы.

1) В каких условиях находились люди в эксперименте, проведённом в XIX в.?

2) Каковы результаты эксперимента, проведённого в XIX в.?

3) Каковы истинные причины смерти подростка в замке герцога?

Используя содержимое текста «История о золотом мальчике», ответьте на следующие вопросы.

1) Какова продолжительность эксперимента, который проводился в XIX в.?

2) Объясните, почему оказались несостоятельными первоначальные версии гибели подростка?

ВИРУСНЫЕ ГЕПАТИТЫ

Вирусные гепатиты (А, В, С) – распространённые и опасные инфекционные заболевания печени. Из всех форм вирусных гепатитов гепатит А, называемый также «болезнью грязных рук», является наиболее распространённым. Он передаётся водным и пищевым путём. Большинство случаев завершается спонтанным выздоровлением и не требует активного лечения. Гепатитом В заражаются в местах, где собираются лица, употребляющие инъекционные наркотики, в салонах пирсинга и татуажа, парикмахерских. Это происходит при совместном использовании колюще-режущих предметов (маникюрный набор, станки для бритья), одного шприца для введения наркотиков, а также от инфицированной матери ребёнку во время прохождения его через родовые пути. Это единственная форма гепатита, передающаяся половым путём, чтобы не заразиться, следует предохраняться при половых контактах. Гепатитом С, имеющим высокую способность к мутациям, по статистике чаще всего заражаются в тех местах, где происходит совместное употребление инъекционных наркотиков или используется не одноразовый медицинский инструментарий. Риск заражения при медицинских манипуляциях может сохраняться, если грубо нарушаются санитарные нормы. Половым путём гепатит С не передаётся. Гепатит С не передаётся воздушно-капельным путём (при разговоре, чихании, со слюной и пр.), при рукопожатии, объятиях, пользовании общей посудой, едой или напитками. Больные и носители вируса гепатита C не должны быть изолированы от членов семьи и общества, их не следует ограничивать или создавать особые условия в работе, учёбе, уходе за ними только на основании наличия инфекции. Тем не менее, лица, инфицированные вирусным гепатитом С, в России освобождаются от призыва в армию.

Прочитайте текст. Заполните в таблице «Сравнительная характеристика вирусных гепатитов» графы, обозначенные цифрами 1, 2, 3. При выполнении задания перерисовывать таблицу не обязательно. Достаточно записать номер графы и содержание пропущенного элемента.

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВИРУСНЫХ ГЕПАТИТОВ

Объект сравнения

Источники заражения

Меры профилактики

Гепатит А

1

Личная гигиена

Гепатит В

Инфицированный человек

2

Гепатит С

3

Использование одноразовых инструментов, отказ от наркотиков

Используя содержание текста «Вирусные гепатиты» и знания курса, объясните, какой из вирусов гепатита представляет наибольшую опасность для общества и почему.

МЕХАНИЗМ ИММУНИТЕТА

Иммунология — это наука о механизмах защитных реакций организма. У её истоков стояли Л. Пастер, И.И. Мечников, П. Эрлих. Л. Пастер применил вакцинацию для предупреждения инфекционных заболеваний. И.И. Мечников разработал клеточную (фагоцитарную) теорию иммунитета. П. Эрлих создал гуморальную теорию, согласно которой невосприимчивость к инфекциям обусловлена выработкой защитных белковых веществ — антител. В настоящее время иммунитет подразделяют на неспецифический и специфический. Неспецифическая клеточная защита осуществляется фагоцитами крови, которые поглощают из крови чужеродные элементы — бактериальные клетки, белковые молекулы и другие мельчайшие частицы. Специфический иммунитет образуется на конкретный антиген, и при повторном заражении организм реагирует только на него. В специфических иммунных реакциях участвуют Т и В- лимфоциты. Т-лимфоциты узнают и поражают чужеродные вещества и пересаженные ткани, а также собственные раковые клетки организма, то есть участвуют в выработке специальных белков — антител. Именно они создают специфический клеточный иммунитет. В-лимфоциты способны нейтрализовать определенные антигены, растворяя или склеивая их. Специфический иммунитет бывает врождённый и приобретённый. При приобрётенном иммунитете антитела образуются в течение жизни, а при врождённом иммунитете они имеются в крови от рождения.

Пользуясь текстом «Механизм иммунитета» и собственными знаниями, перечислите три важнейших научных и практических проблемы, которые помогла решить теория иммунитета.

ЧТО ТАКОЕ СИСТЕМА?

Все живые и неживые тела (мебель, посуда, приборы, растения, животные), с которыми Вы встречаетесь каждый день, и все вещества (вода, сахар, соль, сода, уксусная кислота и многие другие), из чего-то состоят: предметы – из определённых деталей, эти детали состоят из веществ, а вещества, в свою очередь, состоят из мельчайших частиц – молекул и атомов. Атомы и молекулы, взаимодействуя друг с другом, образуют новые, более сложные вещества. Мельчайшие частицы, взаимодействуя между собой, образуют систему. Взаимодействующие между собой части системы называют элементами этой системы. Чем больше взаимодействующих элементов составляют систему, тем она сложнее. Вспомните хотя бы разные конструкторы. Чем больше в них деталей, тем сложнее и длительней будет их сборка. Детали различных приборов и механизмов, части организмов взаимодействуют между собой. В результате такого взаимодействия приборы нормально работают, а в организме идут процессы жизнедеятельности. И прибор, и организм – это системы, работающие благодаря взаимодействию деталей или органов. Но прибор – это неживая система, а организм – живая. Так как мы изучаем биологию, то нас будут интересовать живые системы, т.е. организмы. Примером не самой сложной системы в организме может служить рука человека. Она состоит из костей, мышц, связок. Лишённая хотя бы одного из составляющих элементов, рука работать не сможет. Рука является подсистемой (элементом) более сложной системы «человеческий организм». Глаза и уши, мозг и сердце, кости и мышцы – это элементы системы «человек». Все вместе они удивительно слаженно работают, образуя организм, хотя каждый из органов имеет свои особенности строения. Только взаимодействуя, отдельные органы образуют полноценный организм и обеспечивают его долгую и слаженную работу. Важно понять ещё одну мысль: свойства любой системы отличаются от свойств тех элементов, которые составляют систему. Так, например, лист, отделённый от растения, не способен создавать органические вещества, так как в него не поступает вода из корней. Клетка, лишённая ядра, не способна к размножению. Можно назвать много подобных примеров, чтобы доказать, что система приобретает новые свойства, которых не было у элементов, составляющих данную систему.

Используя содержание текста «Что такое система?», ответьте на вопросы и выполните задание.

1) Что является главным условием возникновения системы?

2) Чем с позиции анатомии отличается система «рука» от системы «мышца»?

3) На примере строения цветка докажите, что это система.

РАЗВИТИЕ ИММУНОЛОГИИ

История иммунологии – науки об иммунитете – началась в Англии в 1796 г. В то время было известно, что человек, единожды переболевший и оставшийся в живых, больше оспой не заболевает, а также то, что коровы тоже подвержены похожей болезни. Сельский врач заметил, что доярки, как правило, не болели тяжёлым инфекционным заболеванием – натуральной оспой, главным признаком которой являлись пузырьки на коже, заполненные бесцветной жидкостью. Врач понял, что коровья оспа – легкая форма натуральной. У больных коров на вымени также появлялись пузырьки с жидкостью. Они лопались во время дойки, так как доярки интенсивно массировали вымя. При этом жидкость из пузырьков попадала в трещины кожи на ладонях доярок. Женщины заболевали, но болезнь протекала у них в лёгкой форме. Э. Дженнер понял, что жидкость, выделявшаяся из оспенных пузырьков коровы, обладает лечебными свойствами и может быть использована в качестве вакцины. Открытие Дженнера основывалось не на знании причин возникновения оспы, а на наблюдательности. Лишь столетием позже было выяснено, что инфекционные заболевания вызывают болезнетворные микроорганизмы, которых исследователи научились выделять. В 1879 г. Л. Пастер, изучая куриную холеру, обнаружил, что после введения ослабленных бактерий куры не гибли, а, наоборот, становились совершенно невосприимчивыми к этой болезни. Открытие привело Л. Пастера к разработке методов предупредительных прививок и созданию вакцин. Ученый получил вакцины против сибирской язвы, бешенства и других инфекционных болезней.

Используя содержание текста «Развитие иммунологии», ответьте на следующие вопросы.

1) Какой научный метод применял в своем исследовании Э. Дженнер?

2) Что являлось объектом изучения в работах Л. Пастера?

3) Что служило основой для получения вакцины Э. Дженнером?

Используя содержание текста «Развитие иммунологии», ответьте на следующие вопросы.

1) Какой научный метод применял в своих исследованиях Л. Пастер?

2) Что являлось объектом изучения в работах Э. Дженнера?

3) Что служило основой для получения вакцины Л. Пастером?

ТЕМПЕРАМЕНТЫ

Почему одни люди часто раздражаются, других почти невозможно вывести из себя? Почему одни легко переносят неудачи, а другие расстраиваются из-за каждой мелочи? Великий древнегреческий врач Гиппократ объяснял эти особенности поведения преобладанием в организме одного из «жизненных соков». По Гиппократу, преобладание жёлтой желчи («холе») делает человека импульсивным, «горячим». Спокойным и медлительным человек становится из-за наличия большого количества лимфы («флегмы»).

Если преобладает кровь (по-гречески «сангвис»), человек подвижен и весел. Грусть и страх порождает чёрная желчь («мелайна холе»).

По названиям четырёх «жизненных соков» впоследствии были названы четыре типа темперамента – холерик, флегматик, меланхолик, сангвиник, а сама теория получила название жидкостной теории темпераментов. Принципиально новый взгляд на темперамент высказал российский физиолог, лауреат Нобелевской премии И.П. Павлов. Он заявил, что тип темперамента зависит от особенностей функционирования нервной системы: скорости, силы, уравновешенности и подвижности процессов возбуждения и торможения. Согласно теории Павлова, у холерика сильный тип нервной системы, но основные нервные процессы неуравновешены – возбуждение преобладает над торможением. У флегматика сильные, уравновешенные, но мало подвижные нервные процессы. Сангвиник сильный, уравновешенный, но, в отличие от флегматика, подвижный тип. Слабый тип нервной системы со слабыми процессами возбуждения и торможения соответствует меланхолику.

Прочитайте текст. Заполните в таблице «Сравнительная характеристика темпераментов» графы, обозначенные цифрами 1, 2, 3. При выполнении задания перерисовывать таблицу не обязательно. Достаточно записать номер графы и содержание пропущенного элемента.

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕМПЕРАМЕНТОВ

Признаки для сравнения

Флегматик

Меланхолик

Тип нервной системы

Сильный

1

2

Лимфа («Флегма»)

Черная желчь («Малайна холе»)

Процессы торможения и возбуждения

3

Слабые

ХИЩНИЧЕСТВО

Между организмами разных видов, составляющими ту или иную экосистему, складываются взаимовредные, взаимовыгодные, выгодные для одной и невыгодные или безразличные для другой стороны и другие, более тонкие, взаимоотношения. Одной из форм полезно-вредных биотических взаимоотношений между организмами является хищничество, при котором одни организмы (хищники) ловят, убивают и поедают другие организмы (жертвы).

Иногда под хищничеством понимают все формы взаимоотношений организмов, при которых одни организмы используют в пищу других. Слово «хищник» в данном случае обозначает «поедатель», даже если это относится к растительноядным организмам. С экологической точки зрения хищничество благоприятно для хищника и неблагоприятно для его жертвы. Однако благодаря таким взаимоотношениям происходит взаимная регуляция численности хищников и жертв, гибнут ослабленные и больные особи, происходит оздоравливание популяции и обеспечивается ее стабильное существование. Хищничество встречается среди животных всех типов, начиная с простейших. Известны хищники среди грибов и насекомоядных растений. Эволюция хищников и их жертв происходила совместно: естественный отбор сохранял как хищников с более совершенными способами нападения, так и жертв, у которых совершенствовались способы защиты. Особой формой хищничества является каннибализм – поедание особей своего вида, то есть внутривидовое хищничество. Каннибализм встречается у некоторых насекомых, пауков и хищных рыб. Его причиной является увеличение численности популяции, ограниченность жизненного пространства или недостаток пищи.

Используя содержание текста «Хищничество» и знания курса, ответьте на вопросы. Среди каких групп организмов встречается хищничество? Какой формой хищничества является поедание особей своего вида? Каковы причины поедания особей своего вида?