Объект исследования: социально-педагогическая деятельность с детьми из неблагополучной семьи

Актуальность исследования: На сегодняшний день такое явление нашей действительности, как социально-неблагополучная семья, стало явлением весьма распространенным. Какими бы факторами ни было обусловлено неблагополучие семьи, оно в той или иной степени негативно сказывается на развитии ребенка. Подавляющая часть проблем, возникающих у детей в процессе социализации, имеет корни именно в неблагополучии семьи.Семейное неблагополучие порождает массу проблем в поведении детей, их развитии, образе жизни, приводит к нарушению ценностных ориентаций, ведет к психической травматизации детей, агрессивности, дисбалансу в сфере общения, педагогической запущенности. Именно это является актуальностью данной работы.

Объект исследования: социально-педагогическая деятельность с детьми из неблагополучной семьи.

Предмет исследования: основные направления деятельность социального педагога с детьми из неблагополучных семьей.

Цель исследования: изучить и проанализировать деятельность работы социального педагога в работе с детьми из неблагополучной семьи.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть понятие, типы, функции и значение семьи.

2. Выявить и изучить социально-педагогическую характеристику и проблемы неблагополучной семьи.

3. Определить основные направления социально-педагогической работы с детьми из неблагополучных семей.

4. Исследовать особенности социально-педагогической работы по профилактике отклоняющегося поведения среди подростков.

Методологическую основу исследования составляют теория социально-педагогической деятельности (М.А. Галагузова), теория ситуации успеха (А.С. Белкин), концепция развития личности (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, Л.С. Славина, С.Л. Рубинштейн).

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что: разработана методика деятельности социального педагога по созданию ситуации успеха.

Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты могут быть использованы социальными педагогами в общеобразовательных школах, досуговых учреждениях при работе с ребенком из неблагополучной семьи.

Глава I. Теоретические основы социально-педагогической деятельности с ребенком из неблагополучной семьи.

1.1.Понятие и сущность семейного неблагополучия.

Неблагополучная семья – это семья, в которой родители несовершеннолетних или их законные представители не выполняют свои обязанности по воспитанию детей или отрицательно влияют на их поведение, либо совершают в их отношении противоправные действия.

10 стр., 4972 слов

Общие понятия семьи как социально-культурного института

... детьми; семьи, в которых один из родителей уклоняется от уплаты алиментов; семьи с детьми-инвалидами; взявшие детей под опеку; многодетные с малолетними детьми до трех лет; студенческие семьи с детьми, социально неблагополучные семьи. ... жизнедеятельности семьи; выявить значение досуга для семьи; обозначить роль социально-культурных учреждений в подготовке семейного досуга; Объект исследования: ...

Неблагополучные семьи, имея низкий социальный статус в какой – либо из сфер жизнедеятельности или в нескольких одновременно, не справляется с возложенными на них функциями, их адаптивные способности существенно снижены, процесс семейного воспитания ребенка протекает с большими трудностями, медленно, мало-результативно.

Критерием благополучия (или же неблагополучия) семьи являются внутрисемейные отношения, в первую очередь отношение к ребенку. Например, асоциальная семья однозначно неблагополучна для ребенка. Но порой даже внешне благополучные по многим параметрам семьи (материально обеспеченные, с хорошими жилищными условиями, высоким социальным статусом, уровнем образования и культуры родителей) относятся к разряду неблагополучных, если имеются серьезные нарушения в межличностных внутрисемейных отношениях.

Типы семейного неблагополучия:

  • Конфликтная — семья с преобладанием конфронтационного стиля отношений, когда в одной или нескольких сферах семейных взаимоотношений существуют хронические трудности и конфликты; члены семьи испытывают постоянную тревожность, эмоциональный дискомфорт; в отношениях господствует отчуждение;
  • Аморальная — характеризуемая забвением всяких моральных и этических норм; конфликтную и аморальную семью объединяет то обстоятельство, что положение в них детей оказывается в прямой зависимости от внутрисемейных отношений, а воспитательный фактор приобретает значение производного;
  • Педагогически несостоятельная — с низким уровнем общей и отсутствием психолого-педагогической культуры; характеризуется не только ошибками и дефектами в воспитании детей, но и нежеланием что-либо изменять и исправлять в содержании и методах воспитания; такая семья сознательно или невольно настраивает ребенка на неподчинение общественным нормам и требованиям, на конфронтацию с миром;
  • Асоциальная — в ней дети с ранних лет находятся в обстановке пренебрежения к общепринятым социальным и моральным нормам, воспринимают навыки отклоняющегося и противоправного поведения.

Причины возникновения семейного неблагополучия

Весьма разнообразные причины, вызывающие семейное неблагополучие, взаимосвязаны и взаимозависимы. Можно выделить три группы причин неблагополучия в семье, негативно воздействующих на ребенка:

  1. Макросоциального характера, т.е. те кризисные явления в социально-экономической сфере, которые непосредственно влияют на семью и снижают ее воспитательный потенциал;
  1. психолого-педагогического свойства, связанные с внутрисемейными отношениями и воспитанием детей в семье;
  1. биологического характера (физически или психически больные родители, дурная наследственность у детей, наличие в семье детей с недостатками развития или детей-инвалидов).

    Эта группа причин семейного неблагополучия, обусловленная генетической, физической или психической патологией, здесь не рассматривается вследствие их особой специфики.

Среди объективных социально-экономических причин наиболее важны следующие:

7 стр., 3283 слов

Диссертационной работы трансформация городской семьи в кнр (на ...

... историки или госслужащие. Тема диссертационной работы - трансформация городской семьи в КНР (на примере изменений структуры семьи и системы семейных ценностей). Российские и зарубежные исследователи создали много работ, ... посвящен- ных разным аспектам семейной жизни. Традиционная китайская семья хорошо изучена как в России, так и за рубежом. Однако ...

  • падение жизненного уровня и ухудшение условий содержания детей;
  • сокращение социальной инфраструктуры детства и резкое снижение уровня социальных гарантий для детей в жизненно важных сферах духовного и физического развития;
  • нерешенная жилищная проблема;
  • дистанцирование школы от детей с трудными судьбами;
  • резкий поворот в ценностных ориентациях общества и снятие многих моральных запретов;
  • усиление влияния асоциальных криминальных групп в микросреде.

Анализ психолого-педагогических причин семейного неблагополучия позволяет отметить нарастание отчуждения между детьми и родителями. Это нежелательное явление в сфере внутрисемейных отношений имеет свои истоки. В современную эпоху даже в стабильных обществах увеличивается разрыв между ценностями старшего и младшего поколений, а в России, где происходят радикальные социальные перемены, эти расхождения во взглядах детей и родителей на жизнь еще более углубляются.

Долгие годы в нашей стране теоретически и практически утверждался приоритет общественного (обеспечиваемого государством) воспитания над семейным. Поэтому многие родители считали и продолжают считать, что главная их задача — обеспечить содержание ребенка в семье, создать ему условия жизнедеятельности, а его воспитание- дело школы и других учебно-воспитательных учреждений.

Порой самоустранение родителей достигает гипертрофированных форм, когда они бросают своих детей на произвол судьбы или даже отказываются от них. В некоторых случаях безнадзорный ребенок просто уходит на улицу, где основной средой его обитания и группой, на которую он ориентируется в своих взглядах, оценках и поведении, становится компания сверстников с аналогичной судьбой.

Ослабление или даже разрыв семейных связей между детьми и родителями также вызывают:

— сверхзанятость родителей;

— конфликтная ситуация в семье;

— пьянство родителей;

— случаи жестокого обращения с детьми (физического, психического, сексуального насилия);

— отсутствие в семье благоприятной эмоциональной атмосферы;

— типичные ошибки родителей в воспитании детей;

— особенности подросткового возраста и др.

Отсутствие или недостаток в семье эмоционального и доверительного общения родителей (прежде всего матери) с ребенком, теплоты и ласки по отношению к нему приводит его в состояние психической депривации.

Семейное неблагополучие и его негативное воздействие на ребенка могут возникнуть и по причине нарушений и отклонений в сфере внутрисемейных отношений (в отношениях между супругами и родителей с детьми).

Так, напряженность и конфликтность в отношениях между супругами продуцируют чрезвычайно широкий спектр аномалий у детей, как в их психике, так и в поведении. Провоцирующими и стимулирующими факторами семейных конфликтов выступают пьянство одного или обоих родителей, а также грубость, переходящая в жестокость, в отношениях между супругами и в их отношении к детям.

20 стр., 9859 слов

Рассогласование декларируемых и реализуемых типов отношений родителей ...

... и поддержание по возможности нормального климата в семье (2). В работе выдвинуты следующие гипотезы: 1.У родителей детей с ограниченными возможностями имеются рассогласования между ... его территориального отделения или распад семьи. (1) Также можно наблюдать изменение эмоционального статуса родителей: эмоциональное отчуждение от ребенка, страх, резкое падение самооценки, раздражительность, ...

1.2.Неблагополучная семья как объект социально-педагогической деятельности

Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни. Именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрываются внутренний мир и индивидуальные качества личности. Семья способствует самоутверждению человека, стимулирует его социальную и творческую активность. Другими словами, в семье осуществляется первичная социализация ребенка.

Как социальный институт семья призвана выполнять ряд функций (репродуктивную, экономическую и хозяйственно-бытовую, воспитательную, рекреационную и психотерапевтическую и др. функции) и имеет определенный социальный статус.

Социальный статус семьи — сочетание индивидуальных характеристик членов семьи с ее структурными и функциональными параметрами. В Социально — педагогической литературе описаны четыре статуса семьи:

социально-экономический (материальное положение семьи, жилищные условия, имущественная обеспеченность);

социально-психологический (благоприятный психологический климат);

социокультурный (общая культура семьи, уровень образования взрослых членов);

ситуационно-ролевой (отношение к ребенку и его проблемам);

Семейное воспитание имеет ряд несомненных достоинств. К ним следует отнести: благоприятный эмоциональный и морально-психологический климат, атмосферу любви, заботы и поддержки, близость родительского воздействия, духовную связь и преемственность между поколениями, постоянный пример взрослых, нравственное воспитание личности через усвоение системы ценностей, семейных традиций, стереотипов поведения и общения и т.д. Однако встречаются так называемые неблагополучные семьи, воспитание в которых, как правило, деформирует личностное развитие ребенка. Кроме того, неблагополучные семьи являются источником социального сиротства. Исследователи проблемы социального сиротства (В.В. Чечет, Л.И. Смагина, А.К. Воднева, Л.М. Шипицына и др.) среди основных причин данного явления указывают на кризис института современной семьи. Можно назвать целый ряд факторов, определяющих семейное неблагополучие и влияющих на рост числа детей, лишенных родительской опеки:

1. Падение жизненного уровня, безработица и низкие доходы семьи, ухудшение условий содержания детей.

2. Структурные изменения в семьях: увеличивается число неполных семей, а также детей, рожденных вне брака матерями-одиночками или несовершеннолетними матерями, в силу чего растет число отказных детей.

3. Отсутствие или недостаток в семьях эмоционального, доверительного общения, высокий уровень конфликтности в отношениях между взрослыми членами семьи и в детско-родительских отношениях, неблагоприятный эмоциональный фон в целом, педагогическая некомпетентность родителей и т. д.

4. Падение нравственных устоев семьи, алкоголизм и наркомания родителей, а отсюда — жестокое обращение с детьми, пренебрежение их интересами и потребностями .

Неблагополучие в семье порождает насилие (физическое, психическое или эмоциональное, сексуальное).

Получить объективные статистические данные о случаях насилия в семье достаточно сложно. О них становится известно, если ребенок попадает в больницу с травмами или совершает правонарушение.

11 стр., 5242 слов

Социальная работа в семьях разведенных родителей

... многочисленных психолого-педагогических, медико-социальных, социально-правовых, материально-бытовых и прочих проблем. Рост числа расторгнутых браков, а значит, и детей в разведенных семьях в мире накладывается ... отсутствует готовность одного или обоих супругов уступить в интересах сохранения семьи. Вследствие этого родители ссорятся более ожесточенно и безоглядно, часто для того, чтобы приглушить ...

В практике социально-педагогической работы уже сложилась определенная модель деятельности с проблемными семьями.

В настоящее время социальными педагогами активно используются следующие модели помощи семье:

  • Педагогическая;
  • Социальная;
  • Психологическая;
  • Диагностическая;
  • Медицинская.

Использование той или иной модели зависит от характера причин, вызывающих проблему детско-родительских отношений.

Педагогическая модель базируется на предположении о недостаточной педагогической компетентности родителей.

Субъектом жалобы выступает ребенок. Используя данную модель, социальный педагог ориентируется не столько на индивидуальные возможности родителей, сколько на универсальные с точки зрения педагогики и психологии способы воспитания.

Социальная модель используется в тех случаях, когда семейные трудности являются результатом неблагоприятных жизненных обстоятельств. Поэтому помимо анализа жизненной ситуации необходима помощь внешних сил (пособия, разовые выплаты и т. п.).

Психологическая модель используется, когда причины трудностей ребенка лежат в области общения, в личностных особенностях членов семьи. Данная модель предполагает анализ семейной ситуации, психодиагностику личности, диагностику семейных взаимоотношений. Практическая помощь заключается в преодолении барьеров в общении и причин его нарушений.

Диагностическая модель основывается на предположении дефицита у родителей специальных знаний о ребенке или о своей семье. Объект диагностики — семья, дети и подростки с нарушениями общения.

Медицинская модель предполагает, что в основе семейных трудностей лежат болезни. Помощь заключается в проведении психотерапии (лечение больного и адаптация здоровых членов семьи к проблемам больного).

Как правило, школьный социальный педагог использует педагогическую (учебную) модель в работе с родителями. Как уже было сказано выше, данная модель исходит из предположения о дефиците у родителей знаний и умений по воспитанию детей. Эта модель носит профилактический характер, особенно в ней нуждаются дисфункциональные семьи, так как она направлена на повышение психолого-педагогической культуры родителей, расширение и укрепление воспитательного потенциала семьи. В этих целях используют следующие формы работы с проблемной семьей в рамках педагогической модели:

— психолого-педагогические консультации на темы: «Роль семьи в развитии ребенка», «Семейная атмосфера», «Супружеский конфликт и эмоциональное состояние ребенка», «Детско-родительский конфликт и способы его преодоления», «Семейная жестокость» и т. д.;

— педагогические поручения, например: организация труда в семье, семейного праздника, режима дня ребенка, семейного чтения или написание письма своему ребенку и т. д.;

— педагогические практикумы на следующие темы: «Какой вы родитель», «Как помочь ребенку учиться», «Какой у вас ребенок», «Претензии к моему ребенку» и т. д.

Объектом воздействия социального педагога могут быть все взрослые члены семьи, ребенок и сама семья в целом, как коллектив. Действуя в интересах ребенка, социальный педагог призван оказывать необходимую помощь и поддержку семье. В его задачи входит установление контактов с семьей, выявление проблем и трудностей семьи, стимулирование членов семьи к участию в совместной деятельности, оказание посреднических услуг в установлении связей с другими специалистами (психологами, медицинскими работниками, представителями правоохранительных органов и органов опеки и попечительства и др.).

Специалисты в области социальной педагогики (М.А. Галагузова, Ю.Н. Галагузова, Е.Я. Тищенко, В.П. Дьяконов и др.) считают, что деятельность социального педагога с семьей протекает по трем направлениям: образовательному, психологическому, посредническому.

Рассмотрим названные направления работы.

1. Образовательное направление. Включает помощь родителям в обучении и воспитании. Помощь в обучении направлена на формирование педагогической культуры родителей и их просвещение. Помощь в воспитании осуществляется путем создания специальных воспитывающих ситуаций в целях укрепления воспитательного потенциала семьи. Данное направление основано на использовании педагогической модели помощи семьи.

2. Психологическое направление. Включает социально-психологическую поддержку и коррекцию и основано на психологической и диагностической моделях. Такая поддержка с позиции социального педагога направлена на формирование благоприятной психологической атмосферы в семье. Оказание поддержки в союзе с психологом становится наиболее эффективным. Коррекция отношений осуществляется в том случае, когда в семье наблюдаются факты психологического насилия над ребенком (оскорбление, унижение, пренебрежение его интересами и потребностями).

3. Посредническое направление. Данное направление содержит следующие компоненты: помощь в организации, координации и информировании. Помощь в организации заключается в организации семейного досуга (включение членов семьи в организацию и проведение праздников, ярмарок, выставок и т. д.).

Помощь в координации направлена на установление и актуализацию связей семьи с различными ведомствами, социальными службами, центрами социальной помощи и поддержки. Помощь в информировании направлена на информирование семьи по вопросам социальной защиты. Данное направление основано на использовании медицинской и социальной моделей.

Работая с неблагополучной семьей, социальный педагог выступает, как правило, в трех ролях:

  1. Советник — информирует семью о важности и возможности взаимодействия родителей и детей в семье, рассказывает об особенностях развития ребенка, дает педагогические советы по воспитанию детей.
  2. Консультант — консультирует по вопросам семейного законодательства, вопросам межличностного взаимодействия в семье, разъясняет родителям способы создания условий, необходимых для нормального развития и воспитания ребенка в семье.
  3. Защитник — защищает права ребенка в случае, когда приходится сталкиваться с отстраненностью родителей от процесса воспитания детей.

Социальный педагог, работая с семьей, может использовать наиболее распространенные приемы консультирования: эмоциональное заражение, внушение, убеждение, художественные аналогии, мини – тренинги и пр.

Наряду с индивидуальными консультативными беседами, могут применяться групповые методы работы с семьей (семьями) – тренинги.

Социально – психологический тренинг определяется как область практической психологии, ориентированная на использование активных методов групповой психологической работы с целью развития компетентности в общении.

Групповые методы работы дают возможность родителям обмениваться друг с другом опытом, задавать вопросы и стремиться получить поддержку и одобрение в группе. Кроме того, возможность принимать на себя роль лидера при обмене информацией развивает активность и уверенность родителей .

Еще одна форма работы социального педагога с неблагополучной семьей — социально – педагогический мониторинг семьи – это научно обоснованная система периодического сбора, обобщения и анализа социально – педагогической информации о процессах, протекающих в семье, и принятие на этой основе стратегических и тактических решений.

Основные принципы мониторинга: полнота, достоверность, системность информации; оперативность получения сведений и их систематическая актуализация; сопоставимость получаемых данных, которая обеспечивается единством избранных позиций при сборе и анализе информации; сочетание обобщающих и дифференцированных оценок и выводов.

Важную роль в осуществлении социально – педагогического мониторинга играет умение социального педагога систематизировать сбор информации и полученные результаты.

Диагностика семьи является постоянным компонентом в деятельности социального педагога, на котором основывается система помощи и поддержки семьи. Проведение диагностических процедур требует соблюдения ряда принципов: комплексности, объективности, достаточности, последовательности и т. д. Не следует расширять диагностику, если к тому нет необходимых показаний. Новое исследование может быть предпринято только на основе анализа предыдущей диагностической информации. Следует начинать с первичной диагностики жалоб родителей, а далее, изучив обоснованность этих жалоб, выявить причины указанных нарушений.

Основное назначение диагностики — составление заключения о состоянии конкретной семьи и тенденциях, свойственных определенной семье. Используемые диагностические методики традиционны: наблюдение, анкетирование, опросы, тестирование, беседы. Особую группу составляют методы изучения семьи глазами ребенка: рисуночная методика, игровые задания, методика комментирования картинок, методика завершения рассказа, методика неоконченных предложений и т.д.

Работая с семьей, социальный педагог нередко прибегает к социальному патронажу или надзору. Социальный патронаж — это форма наиболее плотного взаимодействия с семьей, когда социальный педагог находится в ее распоряжении долгое время, входит в курс всего происходящего, оказывая влияние на суть событий. Срок патронажа ограничен (4—9 месяцев).

Одновременно социальный педагог может патронировать не более двух семей, и в то же время под его наблюдением могут быть семьи, патронируемые им ранее.

Социальный педагог использует следующие формы надзора.

Официальный надзор — это надзор, осуществляемый социальным педагогом по поручению официальных органов (органы опеки и попечительства, органы управления образованием и т. п.), в обязанности которых непосредственно входит контроль за деятельностью соответствующих социальных объектов.

Неофициальный контроль — это взаимный контроль участников какого-либо процесса за соблюдением каждым из них формально установленных обязательств. Социальный надзор, осуществляемый социальным педагогом, не предполагает активных коррекционно-реабилитационных мероприятий со стороны специалиста; в этом его отличие от социального патронажа.

ГлаваIi. Технологии работы социального педагога с детьми из неблагополучных семей

2.1. Социально-педагогические технологии работы с неблагополучной семьей.

Согласно А.В. Мудрик, социальный педагог — это педагог, исследующий социальное воспитание в контексте социализации, т.е. воспитание всех возрастных групп и социальных категорий людей, осуществляемое как в организациях специально созданных для этого, так и в организациях, для которых воспитание не является основной функцией.

Цель его работы — создание благоприятных условий для личностного развития ребёнка (физического, социального, духовно-нравственного, интеллектуального), оказание ему комплексной социально-психологической помощи, а также защита ребёнка в его жизненном пространстве. Социальный педагог выступает посредником между ребёнком и взрослым, ребёнком и его окружением, а также в роли наставника при непосредственном общении с ребёнком или его окружением .

Он проводит социальную диагностику семей, составляет программу помощи семье, просвещает родителей в вопросах воспитания детей.

Социальный педагог по своему профессиональному назначению стремится по возможности предотвратить проблему, своевременно выявить и устранить причины, порождающие ее, обеспечить превентивную профилактику различного рода негативных явлений (социального, физического, социального и т. п. плана).

Социальный педагог не ждет, когда к нему обратятся за помощью. В этической форме он сам «выходит» на контакт с семьей.

Объектом воздействия социального педагога могут быть ребенок в семье, взрослые члены семьи и сама семья, в целом, как коллектив.

Деятельность социального педагога с неблагополучной семьей включает три основных составляющих социально – педагогической помощи: образовательную, психологическую и посредническую.

Рис. 1. Схема социально педагогической деятельности с неблагополучной семьей.

Алгоритм работы социального педагога с неблагополучной семьей

1 этап: изучение семьи и осознание существующих в ней проблем, изучение обращений семей за помощью

2 этап: первичное обследование жилищных условий неблагополучной семьи

3 этап: знакомство с членами семьи и ее окружением, беседа с детьми, оценка их условий жизни

4 этап: знакомство с теми службами, которые уже оказывали помощь семье, изучение их действий, вывод

5 этап: изучение причин неблагополучия в семье, ее особенностей, ее целей, ценностных ориентаций

6 этап: изучение личностных особенностей членов семьи

7 этап: составле6ние карты семьи

8 этап: координационная деятельность со всеми заинтересованными организациями (образовательные, дошкольные учреждения, Центр социальной реабилитации детей и подростков, Центр защиты семьи, приюты, детские дома, инспекция по делам несовершеннолетних, комиссия и т.д.)

9 этап: составление программы работы с неблагополучной семьей

10 этап: текущие и контрольные посещения семьи

11 этап: выводы о результатах работы с неблагополучной семьей.

Технологии работы с неблагополучной семьей социальные педагоги могут использовать как в общеобразовательных учреждениях, так и в центрах помощи семье и детям, социальных службах реабилитации семьи и др.

Профилактический уровень.

Профилактика — это комплекс превентивных мер, проводимых путем организации общедоступной медико-психологической и социально-педагогической поддержки семьи.

На данном уровне деятельность социального педагога строится на принципе предоставления достоверной информации.

Один из путей к улучшению состояния — разработка таких специальных программ педагогического образования и просвещения родителей, которые способствовали бы полноценному функционированию семьи и предотвращению проблем во взаимоотношениях детей и родителей.

Например, при работе с семьей, в которой при воспитании ребенка прибегают к насилию, необходимо объяснить членам семьи пагубные последствия физических наказаний детей и разъяснить гуманистические методы воспитания.

Опросы показывают, что практически все родители, применяющие физическое наказание, испытывают трудности в воспитании ребенка, а к 87% из них в детстве применялись физические наказания. 40% родителей не применяют физическое наказание как средство воспитания, но желание применить его у них присутствует.

Организация педагогического просвещения родителей этой категории направлена на то, чтобы они поняли разницу между допустимым и недопустимым поведением, поскольку родители часто не осознают последствий, к которым может привести физическое наказание ребенка. Это осознание влечет за собой и выбор адекватных приемов для разрешения возникающих трудностей. Родителей можно и нужно обучить расшифровывать исходящую от детей информацию и в зависимости от нее подбирать соответствующие методы воспитания.

В программе налаживания гуманных взаимоотношений детей и взрослых обязательным условием является добровольное сотрудничество родителей и специалистов. Программа работы с родителями подбирается в зависимости от тех факторов, которые могут вызвать их жестокое обращение с ребенком. Например, жестокое обращение с малолетними детьми часто провоцируется одиночеством и усталостью матери, которая весь день находится одна, в напряжении, без всякой поддержки.

При составлении программы педагогического образования родителей необходимо учитывать, что большинство из них не имеют специального педагогического образования. Кроме того, программа должна быть построена таким образом, чтобы полученные знания могли быть использованы на практике.

Эффективность профилактической деятельности социального педагога напрямую зависит от правильного выбора способа общения с семьей. Недопустимы небрежное, снисходительное или слишком официальное отношение при встрече, а также упреки, устрашения, ультиматумы.

Эффективность профилактической деятельности социального педагога напрямую зависит от правильного выбора способа общения с семьей. Недопустимы небрежное, снисходительное или слишком официальное отношение при встрече, а также упреки, устрашения, ультиматумы.

При работе с семьями малолетних детей специалист может порекомендовать понаблюдать за ребенком и постараться понять, почему он плачет: может быть, он голоден или у него что-то болит, или ребенку хочется внимания. Наблюдение за ребенком повышает чувствительность родителей к различным видам его поведения, ведет к их пониманию . Научившись наблюдать, родители смогут самостоятельно изменить свою реакцию на поведение ребенка.

Диагностический уровень. Здесь возможны два варианта деятельности социального педагога:

  • при добровольном обращении клиентов — оценка ситуации и в случае необходимости организация консультации психолога;
  • при недобровольном обращении — сбор достоверной информации о семье, организация встречи с ней, обеспечение обратной связи.

Обязательными этапами диагностики являются:

сбор информации;

анализ информации;

постановка социального диагноза.

Таблица 1 Схема постановки диагноза неблагополучной семьи

Точка зрения клиента

Точка зрения семьи

Точка зрения другого специалиста

Собственное мнение

Личность клиента

Проблема

Потребность

Слабые стороны и др.

Социальный педагог нередко оказывается в ситуации, когда от него ждут помощи, выходящей за рамки его полномочий. Например, от него ожидают лишения родителей их прав, участия в принятии решения по вопросу привлечения их к суду, дачи показаний против родителей, а иногда выступления в качестве адвоката, поручают исполнение решения суда о надзоре или изолировании ребенка. При этом его отвлекают от непосредственной работы, и социальному педагогу может потребоваться помощь других специалистов .

Задача социального педагога — создать в семье ощущение безопасности, он должен быть твердо убежден в правильности своих действий, быть способным четко изложить свои цели клиентам, с которыми собирается работать.

2.2. Работа социального педагога направленная на помощь детям из неблагополучных семей на примере мбоу-сош №64

В центре внимания социального педагога находятся учащиеся и их семьи, права которых могут быть нарушены. Это учащиеся из неблагополучных , учащиеся находящие под опекой.

Внутри учебного заведения социальный педагог организует совместную работу с администрацией, психологом, классным руководителем, учителями-предметниками, школьным инспектором. При необходимости с вопросами по социально-педагогической деятельности выступает на педсовете и Управляющем совете. Одна из функций социального педагога — посредник во взаимодействии семьи и специалистов различных служб города, оказывающих помощь ребенку и семье.

Традиционно у классных руководителей и педагогов возникают сложности с детьми «группы риска». Дети «группы риска» — это те дети, которые находятся в критической ситуации под воздействием некоторых нежелательных факторов. Риску обычно подвергаются дети из-за отсутствия нормальных условий их полноценного развития. Нежелательными факторами, которые воздействуют на детей с особенностями развития и обуславливают большую вероятность их неблагоприятной социализации, являются физические недостатки, социальная и педагогическая запущенность, проживание в асоциальных семьях и т.п.

Алгоритм оказания ребенку социально-педагогической поддержки включает в себя два этапа:

1 этап – выявление детей, нуждающихся в специальной помощи;

2 этап – координация и осуществление профилактической и реабилитационной деятельности.

Более конкретно можно разглядеть на примере.

Ежегодно в начале учебного года корректируются списки детей по категориям, формируется банк информации об учащихся «группы риска». Информация о детях может поступать и от классного руководителя, тогда социальный педагог в случае необходимости подключает городские структуры, и от городских организаций, например от специалистов отдела опеки и попечительства, и прочие центры, тогда уже социальный педагог знакомит с ней классного руководителя.

На каждого ученика из неблагополучных семей, находящихся под опекой, учащихся-инвалидов, учащихся с девиантным поведением заведена «Карточка учета», в которую заносится необходимая информация о ребенке и его семье. На обороте карточки отражается работа, проведенная с учащимся и семьей (беседы, рейды, письма в УВД, ходатайства).

Сформирована картотека учащихся по категориям.

В сентябре классные руководители составляют план воспитательной работы с классом. Дети из неблагополучных семей требуют к себе особого подхода и контроля, поэтому классный руководитель составляет «план индивидуальной работы» с этими ребятами с указанием класса, фамилии и имени учащегося. План и следующие документы находятся у классного руководителя в папке класса, а так же социального педагога в соответствующих папках.

Затем классный руководитель совместно с психологом учебного заведения и социальным педагогом составляют карту психолого-педагогического сопровождения обучения детей из неблагополучных семей, которая включает в себя характеристику ребенка, отражающую учебную деятельность и характеристику межличностного общения.

Ежегодно классный руководитель составляет социальный паспорт класса, в котором содержатся сведения о жилищных условиях и доходах семьи, социальном статусе родителей, перспективах образования детей. Данные сведения помогут сделать прогнозы и заранее не дожидаясь проблемы, обозначить точки напряжения и привлечь в случае необходимости к семье медиков, психологов и соц. Работников. Выявляется ряд проблем в неблагополучных семьях.

1 Проблема – мало обеспеченность семей

Дети из таких семей часто голодные и неухоженные, поэтому по возможности необходимо оказать им материальную поддержку. Это может быть следующая помощь:

  1. Обеспечение в учебном заведении бесплатным питанием. Если родители не могут или не хотят предоставить необходимые для этого справки, то социальный педагог после выхода в семью и составления акта обследования жилищно-бытовых условий ребенка, подтверждающего факт, что ребенок действительно нуждается в данном виде помощи, выступает на Управляющем совете или педсовете учебного заведения с предложением выделить ребенку бесплатное питание, как учащемуся. Находящемуся в трудной жизненной ситуации.
  2. В младших классах можно провести акции по сбору одежды и игрушек нуждающимся семьям.
  3. Взаимодействие с социальными центрами и Управлением социальной защиты населения. В результате предоставления в начале учебного года информации семьи могут быть взяты на патронаж и получать различные виды социальной и материальной помощи, а так же получить бесплатные путевки для детей в оздоровительные лагеря и санатории.

2 Проблема- успеваемость и посещаемость детей учебные заведения.

Родители в таких семьях часто равнодушно относятся к проблемам детей в учебном заведении, могут вовремя не разбудить ребенка утром, не контролировать его посещаемость в учебных занятий и успеваемость, а иногда просто не имеют влияния на ребенка.

Для предупреждения неуспеваемости ежедневно необходимо контролировать посещаемость и еженедельно успеваемость детей «группы риска», по результатам проводить беседы с детьми, классным руководителем, учителем-предметником, администрацией учебного заведения.

Если проблему неуспеваемости учащегося не удалось предотвратить, то педагогический консилиум в составе администрации школы, социального педагога, психолога, классного руководителя совместно с учеником разрабатывают алгоритм решения проблемы (составляется план индивидуальной работы с учащимся по ликвидации пробелов в знаниях, включающий дополнительные занятия, и т.д.).

3 Проблема – безнадзорность детей во внеурочное время.

Находясь без присмотра со стороны взрослых, учащиеся могут попасть в невероятные ситуации, совершить правонарушения.

Для профилактики безнадзорности опрашиваем и контролируем занятость детей во вне учебное время. Привлекают ребят к занятиям в школьных секциях и кружкам. Особое внимание уделяем занятости детей в каникулы. Ежегодно собирается информация о занятости в летний период детей из неблагополучных семей. Подаются заявки в отдел опеки и Управление социальной защиты о выделении путевок.

4 Проблема – наличие вредных привычек и совершение правонарушений.

В школе профилактическая работа ведется в этом направлении посредством:

  1. Реализация плана работы по сохранению, укреплению здоровья учащихся и профилактике применения псих активных веществ;
  2. Проведением дней профилактики с приглашением инспекторов ОДН, медиков, медицинских психологов наркологического отделения;
  3. Организация лектория по пропаганде здорового образа жизни и профилактике вредных привычек с приглашением педиатра лечебно-восстановительного отделения детской поликлиники и педагога медико-социального отделения детской городской поликлиники;
  4. Индивидуальные беседы с нарушителями с привлечением инспекторов ОДН.

Обобщая вышесказанное, хочется отметить, что действуя в контакте с административными юридическими службами, ребенком и его семьей, есть возможность поддержать маленького человека, показать ему, что он не одинок, укрепить в нем веру в собственные силы и полноценность собственной личности. Это позволит воспитать человека, готового к вступлению во взрослую жизнь, а самому ребенку- дальнейшем реализовывать свой физический и творческий потенциал.

Заключение

Исходя из значимости семьи и семейного воспитания, социальный педагог рассматривает семью как один из главных объектов своей профессиональной деятельности, важнейшую составляющую социальной ситуации развития ребёнка.

В данной работе были рассмотрены два фактора:

Первый — влияние семейного неблагополучия на развитие личности ребёнка.

Второй — роль технологии образовательного тренинга в работе с педагогически несостоятельными семьями.

По результатам исследования можно сделать следующие выводы:

1. Семейное неблагополучие негативно влияет на развитие личности ребёнка, затрудняя его успешную социализацию.

2. Социально-педагогическая работа с целью коррекции детско-родительских отношений в значительной степени может снизить напряженность в неблагополучной семье, изменить формы взаимодействия членов семьи, исключить многие психотравмирующие факторы и в целом предотвратить развитие отклонений личности ребёнка.

3. Для оказания помощи и поддержки неблагополучным семьям в работе социального педагога необходимо использовать современные технологии, поэтому автор работы .

4. На конкретном примере рассмотрели как решается эта проблема в учебных заведениях.

И в заключении хотелось бы отметить, что, как бы не сложны были современные технологии, социальный педагог должен постоянно усваивать новые формы и методы работы с неблагополучной семьёй, понимать механизм их воздействия и с ответственностью подходить к их применению.