- Ежедневный план работы на время прохождения практики.
дата |
Содержание работ |
Кол-во часов |
12.11.12 |
Знакомство с коллективом МДОУ 83. Ознакомление с уставом учреждения, с планом работы . Беседа с старшим воспитателем. |
2 |
13.11.12 |
Знакомство с предоставленной группой детей . |
2 |
14.11.12 |
Беседа с детьми и психолого-диагностическое исследование межличностных отношений в детском коллективе. Методика «Два Домика». |
2 |
15.11.12 |
Обработка результатов методики «Два Домика» |
3 |
16.11.12 |
С помощью проективной графической методики Панфиловой «Кактус» выявляем наиболее конфликтную, замкнутую личность. |
1 |
19.11.12. |
Обработка результатов исследования. |
3 |
20.11.12 |
Тест тревожности (Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки) с проблемным ребенком. Беседа с ним. Беседа с воспитателями. |
2 |
21.11.12 |
Мероприятие. Игровой тренинг по развитию взаимоотношений детей в дет саду. Тема: « Мы поссоримся и помиримся». |
2 |
22-24.11.12 |
Отчет. |
3 |
- Анализ деятельности
службы практической психологии дошкольного образовательного учреждения
детский сад комбинированного вида № 83
за 2009-2010 учебный год.
Педагог-психолог Кукинова Е.А.
Краткий анализ актуальной ситуации в ДОУ
- Цели и приоритетные направления деятельности образовательного учреждения.
Детский сад № 83, является садом комбинированного вида. В ДОУ функционируют 7 групп, из них 4 группы – для детей с нарушением зрения. Детский сад работает по программе «Радуга» и «Программе специальных образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения)» под ред. Л.И. Плаксиной.
Основными целями деятельности педагогического коллектива ДОУ являются:
- Реализация государственной образовательной политики в рамках образовательного процесса.
- Реализация в детском саду системы деятельности, способствующей повышению педагогической и оздоровительной эффективности воспитания детей.
В соответствии с поставленными целями педагогический коллектив ДОУ ставило перед собой следующие задачи:
- Внедрять оздоровительные приемы в образовательный процесс.
- Улучшать материально-техническую базу ДОУ, тем самым создавать оптимальные условия жизнеобеспечения детей в ДОУ.
- Обеспечивать теоретическую, психологическую, методическую поддержку педагогов, своевременно готовить воспитателей и специалистов для реализации мер по совершенствованию здоровьесберегающей деятельности.
- Взаимодействовать с родителями и общественными организациями (школа, библиотека, ТЮЗ и др.) для обеспечения полноценного развития и воспитания каждого ребенка.
Цели ДОУ № 83 на отчетный период
Приоритетными направлениями работы ДОУ в 2009-2010 учебном году были:
Физкультурно-оздоровительная и коррекционно-воспитательная деятельность.
Задачи:
- Оптимизировать работу педагогического коллектива по внедрению в воспитательно-образовательную практику здоровьесберегающих технологий.
- Формировать у детей осознанную установку на здоровый образ жизни
- Осуществлять постоянную профилактическую, диагностическую, развивающую и коррекционную работу с детьми на базе детского сада.
- Анализ деятельности службы практической психологии ДОУ по задачам (направлениям деятельности)
Психологическая служба детского сада осуществляет свою деятельность в соответствии со следующими целью и задачами ( Психологов в ДОУ — 0.5 ставки)
Цель: осуществление деятельности, направленной на сохранение психического, соматического и социального благополучия воспитанников в процессе воспитания и обучения в учреждении; создание условий для сопровождения и развития субъектов образовательного процесса детского сада в целом.
Задачи:
1. Изучать ребенка на протяжении дошкольного детства, выявлять, динамику развития, факторы, препятствующие развитию и др., прогнозировать школьную успешность детей-выпускников.
2. Проводить групповую работу с детьми по психологической подготовке детей-выпускников к школе.
3. Осуществлять консультационную деятельность; повышать психолого-педагогическую компетентность педагогов и родителей воспитанников по вопросам развития, обучения и воспитания детей, формировать у них желание использовать полученные знания в работе с детьми.
4. Создавать условия для полноценного психологического развития ребенка на каждом возрастном этапе, участвовать в планировании и разработке развивающей деятельности с учетом индивидуальных особенностей воспитанников.
5. Обеспечивать психологическое сопровождение работы детского сада по приоритетному направлению.
- Вести необходимую документацию по установленным формам и использовать ее по назначению.
- Повышать собственную квалификацию, участвуя в методической работе дошкольного учреждения, в городском методическом объединении психологов, посещение конференций и пр.
В указанный отчетный период служба практической психологии не рассматривала конфликтные ситуации.
- Анализ и характеристика практической работы конфликтолога в детском саду.
- Психолого-диагностическое исследование межличностных отношений в группе детей 4-5 лет.
В первый день практической работы в детском саду старший воспитатель и психолог Кукинова Елена Александровна меня познакомила с педагогическим составом, предоставила отчет психологической службы и впоследствии руководила прохождением практической работы. Мне была предоставлена группа детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет) с отклонениями по зрению в количестве 10 человек. Основная задача конфликтолога при прохождении практической работы определить общий характер взаимоотношений детей в данной группе, склонность детей к конфликтности, определить степень сплоченности коллектива, выявить предпочтения.
С помощью методики «Два Домика» по Т.Д.Марцинковской проводится диагностика межличностных отношений на основе субъективных предпочтений целью которой является определение круга значимого общения ребенка, особенности взаимоотношения в группе, выявление симпатий к членам.
Оборудование: лист бумаги, красный и черный карандаши (фломастеры).
Стимульный материал: На листе бумаги рисуют два домика. Один из них побольше – красного цвета, другой поменьше – черного цвета. Этот рисунок не был заготовлен заранее, а был сделан на глазах у ребенка черным и красным карандашами. (Приложение 1 )
Данные исследования заносились в таблицу 1 и анализировались с помощью математической статистики. По данным исследования выяснилось, что 40% испытуемых детей предпочитают игры и общение с постоянным ограниченным кругом друзей (или одним постоянным другом), при этом с другими детьми они почти не конфликтуют, в своей маленькой группе могут быть лидерами.
30 % — активные, подвижные, достаточно общительные, но нередко, конфликтные дети, они легко вступают в игру, но также легко ссорятся и отказываются играть, часто обижаются и обижают других, но легко забывают обиды.
20% — «социометрические звезды», это внешне привлекательные, достаточно уверенные в себе дети, которые пользуются авторитетом в группе сверстников, они лидируют в играх, с ними охотно дружат другие дети.
1% — этих детей просто не замечают, их как бы нет в группе, как правило, это тихие, малоактивные дети, которые играют в одиночестве и не стремятся к контактам со сверстниками; чаще всего такие результаты получаются в отношении частоболеющих ребят и тех, кто недавно прибыл в группу.
Проанализировав полученные результаты исследования и достаточно пообщавшись с данным коллективом я могу сделать вывод, что дети в этой группе достаточно общительны, дружны. Преобладающее большинство детей , не склонных к конфликтам, но общающихся лишь в тесном кругу близких по духу . Есть в коллективе несколько активных лидеров, которыми оказались две девочки. Их выбрали большинство детей. И одна девочка оказалась незамеченной остальными. Исходя из результатов исследования группа игнорирует ее присутствие, но и не конфликтует с ней. Она всегда остается в стороне. Опросив воспитателей группы , выяснилось ,что данный ребенок воспитанник дет.дома. По словам воспитателей дети в группе не отвергает девочку, не проявляют агрессию по отношению к ней, принимают в игру, но не проявляя к ней особого интереса.
- «Кактус» графическая методика М.А. Панфиловой
Для дальнейшего исследования конфликтности группы используется проективная методика «Кактус».
Цель – выявление состояния эмоциональной сферы ребенка, выявление наличия агрессии, ее направленности и интенсивности.
Инструкция. На листе бумаги (формат А4) ребенок должен нарисовать кактус таким, каким он его себе представляет! (Приложение 2 )
Вопросы и дополнительные объяснения не допускаются. Ребенку дается столько времени, сколько ему необходимо. По завершении рисования с ребенком проводится беседа. Можно задать вопросы, ответы на которые помогут уточнить интерпретацию:
1. Кактус домашний или дикий?
2. Его можно потрогать? Он сильно колется?
3. Кактусу нравится, когда за ним ухаживают: поливают, удобряют?
4. Кактус растет один или с каким то растением по соседству? Если растет с соседом, то, какое это растение?
6. Когда кактус вырастет, что в нем изменится?
Тестировалось 10 детей.
У 7 из 10 испытуемых преобладающими качествами оказались зависимость от других ,неуверенность в себе, интровертированность, так же у большинства из них присутствуют элементы, символизирующие стремление к домашней защите, чувство семейной общности .
У двоих испытуемых в рисунках четко прослеживается агрессия, эгоцентризм, стремление к лидерству, демонстративность, открытость.
Один рисунок содержал в себе элементы тревожности,стремления к одиночеству,интровертированности,скрытности.
У большинства детей рисунки оказались неуверенными, нечеткими, не крупными, отсутствуют у большинства рисунков элементы, символизирующие агрессию.
Вывод: Анализируя два вышеупомянутых теста, можно сопоставить результаты конкретных детей. Например, дети, которые проявляют наклонности лидера в тесте «Два Домика» рисуют кактус большого размера и применяют несколько цветов, значительно проявляют фантазию, что подтверждает их статус лидера, и говорит об их уверенности в себе. Остальные, неуверенно нарисовав кактус в углу листа или небольшого размера так же проявляют неуверенность в себе, стремление быть под чьей-либо опекой , как и в тесте «Два Домика». Исходя из результатов тестов, проведенных в группе, выявляется одна замкнутая и тревожная личность, которую не принимает группа, так же она проявляет себя как замкнутая и тревожная личность в рисуночном тесте.
- Тест тревожности (Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки)
Проанализировав тесты, выявляется конкретный ребенок,с которым проводится беседа и методика ,позволяющая определить уровень тревожности.( Приложение 3 )
Проанализировав данные (Таблица 2) выявляется общий уровень тревожности испытуемой девочки Юлии, который составляет 29 %, что является средним уровнем индекса тревожности. В основном ребенок проявляет тревожность в рисунках с изображением других детей. Это объясняется тем, что коллектив ее не принимает, игнорирует. Ей больше нравится общаться с взрослыми ,неважно ругают или хвалят ее при этом, т.к. дети в основном не проявляют желанного внимания к ней. Так же ,на рисунке с изображением семьи Юлия поставила грустное лицо, это можно объяснить отсутствием своей собственной семьи, так как девочка является воспитанницей детского дома. Тем не менее она дружелюбна и общительна.
4. Психолого-педагогическая характеристика личности. Юлия , 4,5 года.
Внешний вид. Худощавое телосложение. Дефект зрения — косоглазие. Речь развита плохо, не выговаривает несколько звуков.
Юлия воспитана в детском доме. Постоянно требует внимания взрослых ,со сверстниками общается, но неохотно. На контакт идет не сразу, очень застенчивая, но добрая и ласковая. Охотней общается с взрослыми, нежели с детьми. Воспитатели стараются не выделять ее среди остальных, но дети в группе зачастую игнорируют Юлю. Юля очень обидчива, в обиде замыкается в себе и не идет на контакт. С Юлией и воспитателями была проведена беседа. Воспитателям предложено уделить особое внимание развитию речи ребенка , как можно чаще вовлекать девочку в активные групповые занятия, предоставлять возможность проявлять себя, чтобы постепенно избавляться от внутриличностных и межличностных конфликтов.
Заключение.
Ознакомившись с коллективом, уставом , учебным и воспитательным планом, проанализировав работу психолога , я попыталась использовать профессию конфликтолога в рамках детского дошкольного учреждения. Для этого был составлен ежедневный план работы, включающий в себя внедрение в коллектив специалиста-конфликтолога, использование методик конфликтологического исследования , исследовательская и коррекционная работа как с отдельной личностью, так и с группой детей. В ходе исследования была выявлена отдельная конфликтная личность , не принимаемая коллективом. Задача конфликтолога состояла в том,чтобы вывести конфликтную личность на новый уровень общения с коллективом путем вовлечения в общественные занятия, и убедить детский коллектив в необходимости дружелюбного отношения друг к другу , чтобы избежать конфликтных ситуаций. Для этого было проведено мероприятие по развитию социальных взаимоотношений в группе детей, в ходе которого дети научились вежливости, терпимости и убедились в необходимости взаимной поддержки.
Таблица 2
рисунок |
высказывание |
Веселое лицо |
Печальн лицо |
1.Игра с младшими детьми |
Отнимает мяч |
+ |
|
2.Ребенок и мать с младенцем |
Гуляем с ребенком |
+ |
|
3. Объект агрессии |
Играем |
+ |
|
4.Одевание |
Одевает обувь |
+ |
|
5.Игра со старшими детьми |
Не знаю |
+ |
|
6.Укладывание спать в одиночестве |
Играю одна |
+ |
|
7.Умывание |
Моюсь рано утром |
+ |
|
8.Выговор |
Ругается |
+ |
|
9.Игнорирование |
Играет с малышом |
+ |
|
10.Агрессивность |
Играем с машинкой |
+ |
|
11.Собирание игрушек |
Собираем вместе |
+ |
|
12.Изоляция |
Догонялки |
+ |
|
13.Ребенок с родителями |
Не знаю,почему |
+ |
|
14.Еда в одиночестве |
Кушает |
+ |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
||
1 |
Илья Н |
|
+ |
|
|
|
|
+ |
|
+ |
|
2 |
Ксюша М |
_ |
|
|
+ |
|
+ |
|
|
|
|
3 |
Юля Г |
|
|
|
|
|
|
|
+ |
+ |
|
4 |
Даша М |
+ |
+ |
|
|
|
+ |
|
|
_ |
+ |
5 |
Саша М |
|
|
|
+ |
|
|
|
+ |
|
+ |
6 |
Рома С |
+ |
+ |
|
|
|
|
|
|
|
|
7 |
Дима Т |
|
|
|
|
|
+ |
|
|
|
|
8 |
Саша Б |
|
|
|
+ |
+ |
|
_ |
|
|
+ |
9 |
Настя П |
|
|
|
|
|
|
|
+ |
|
|
10 |
Даша М |
|
+ |
|
+ |
+ |
|
_ |
|
|
|
Таблица 1