Введение
На протяжении всей жизни человек взаимодействует со многими людьми, с которыми его связывают рабочие, деловые, личные отношения, но не оспорим тот факт, что именно семья закладывает в ребенка фундамент становления нравственной позиции ребёнка. Семья — является одним из древнейших институтов воспитания, где происходит самопознание и формируются потребности ребёнка в любви, ласке, уважении и общении. Ни для кого не секрет, что без ущерба для развития личности ребенка невозможно отказаться от семейного воспитания, так как оно дает ребенку всю гамму чувств, в том числе представление о жизни. Силу семьи и ее действенность нельзя сравнить даже с очень квалифицированным, воспитанием в детском саду или школе. В современной педагогике и психологии существует целый ряд серьёзных монографических исследований, освещающих особенности семейного воспитания, как в целом, так и в более частном виде. На протяжении многих лет данный вопрос изучали такие исследователи, как: А.Н. Леонтьев, С.А. Козлова, Т.А. Маркова, Ю.П. Азаров, В.Н. Гуров, Е.В. Каган, Т.А. Куликова, П.Ф. Лесгафт, А.Г. Харчев, Т.В. Шеляг и многие другие. На наш взгляд тема нашего исследования является актуальной. Во-первых, на это указывает то, что среди многообразия работ, посвящённых проблеме воспитания в семье наибольшее внимание уделяется основным аспектам воспитания, функциям семьи, обязанностям родителей.
В то время как особенностям воспитания детей в разных типах семей внимание уделяется крайне мало. Во-вторых, актуальность исследования обусловлена, тем, что произошедшие не так давно в России социальный и экономический кризисы заметно ухудшили демографическую ситуацию. Семья, традиционно очень уважаемый в нашей стране социальный институт, в значительной мере утратила свою ценность. Необходимо, чтобы родители осознали важность роли семьи в развитии подрастающего поколения. Ведь именно в семье у ребенка формируются модели будущей жизни, поэтому очень многое зависит от родителей и других близких, в свою очередь от воспитания ребенка в семье зависит будущее страны и государства. В-третьих, существует такое понятие, как «родительская компетентность» — это одно из важнейших качеств, которое должен приобрести и иметь каждый родитель. Объект нашего исследования — процесс воспитания детей в семье. Предмет исследования — особенности воспитания детей в разных типах семей. Цель: Раскрыть и охарактеризовать отношение между родителями и детьми в разных типах семей. Для достижения цели нами были поставлены следующие задачи: 1. Определить сущность и содержание понятия «семья», выделить основные типы семей и функции семьи; 2. Выявить какие типы семей имеются в 11 «Г» классе; 3. Выявить какие стили и позиции воспитания применяют родители учеников СОШ № 9 в процессе воспитания;
Влияние семейного воспитания на формирование личности ребенка
... социальной защиты, служба психологической помощи, муниципальные центры работы с детьми и т.д. К сожалению, проблемы воспитания детей в семье - это вечный, и до сегодня нерешенный до конца вопрос. ... личности. Цель данной работы - доказать, что личность ребенка зависит от стиля, типа воспитания в семье. 1. Роль семьи в социализации личности «Семья - основанная на браке или кровном родстве малая ...
4. Дать рекомендации родителям и учителям по воспитанию детей в разных типах семей.
Для решения поставленных задач были использованы такие методы исследования: наблюдение; интервью с учителями школы; анализ периодических изданий. Также в работе использовались два опросника, направленных на выявление стилей и позиций семейного воспитания (приложение 1, приложение 2).
Структура курсовой работы традиционна и состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы. Основное содержание работы. Во введении обосновываются актуальность темы, определяются объект и предмет исследования, ставятся цель и задачи, описываются используемы источники и методы исследования. В первой главе «Особенности воспитательного процесса в семье» состоящей из двух параграфов, рассмотрены принципы семенного воспитания, их функции и типы семей. Также уточнено содержание понятия «семья». Вторая глава «Изучение особенностей воспитания детей в СОШ № 9»
состоит из трех параграфов. В данной главе рассмотрены стратегии и позиции семейного воспитания, проанализированы отношения между учениками и их родителями. Даны рекомендации родителям и учителям по воспитанию детей в разных типах семей. В заключении, в соответствии с обозначенными целью и задачами, представлены основные положения, полученные в результате проведенного нами исследования, намечена перспектива дальнейшего исследования по данной теме. Список использованной литературы состоит из учебных пособий, статей и насчитывает около тридцати источников.
Глава 1. ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СЕМЬЕ
1.1. Семья как фактор воспитания
Семья — это малая первичная группа, которая состоит из лиц, связанных двумя типами отношений: супружества и родства, которая обеспечивает личности эмоциональную стабильность, психологическую и физическую безопасность и личностный рост [1, с. 72].
В семье закладываются ключевые основы и оттачиваются грани личности через приобщение её к духовным ценностям. Именно в семье ребенок включается в общественную жизнь, усваивает ее ценности, нормы поведения, способы мышления, язык. Иначе говоря, семья — это школа воспитания, передачи опыта жизни, житейской мудрости.
Первое, что характеризует семью как фактор воспитания — это ее воспитательная среда, в которой естественно организуется жизнь и деятельность ребенка. Известно, что человек уже с младенческого возраста развивается как существо социальное, для которого среда является не только условием, но и источником развития. Взаимодействие ребенка со средой, и прежде всего с социальной средой, микросредой, усвоение им «созданной человечеством культурой» играют первостепенную роль в его психическом развитии, становлении его личности (А.Н. Леонтьев) [1, c. 216]. Семейная среда — это первая культурная лестница для ребенка, которая включает в себя предметно-пространственное, социально-поведенческое, событийное, информационное окружение ребенка. Родители в большей или меньшей степени создают среду воспитания (например, обеспечивают гигиенические условия, полноценное питание; приобретают соответствующие игрушки, книги, комнатные растения, аквариум и другие средства воспитания; заботятся о положительных примерах и образцах поведения).
«Отклоняющееся поведение ребёнка как следствие неправильного воспитания в семье»
... Е.В. Девиантология: психология отклоняющегося поведения. - М., 2003. 8. Лесгафт П. Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. - М., 1991. 9. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера ... избирательностью и направленностью. Чаще всего эта реакция возникает у подростка, когда в семье конфликтная обстановка, и эта реакция направлена против родителей, которые, по мнению подростка, ...
От того, как организована среда воспитания, зависят методы воздействия на ребенка, их эффективность для его развития. Например, обезопасив предметно-пространственное окружение (убрав из поля зрения малыша лекарства, ножницы, иголки, средства бытовой химии и пр.), родители исключают из арсенала своих воспитательных приемов одергивание, окрики, предупреждения, которые сковывают активность ребенка, делают его нерешительным.
Жизнь семьи складывается из множества социальных ситуаций: приветствие друг друга по утрам и прощание на ночь, расставание перед уходом на работу, в школу, детский сад, сборы на прогулку и т.д. Умение родителей придать целевую направленность той или иной социальной ситуации превращает ее в педагогическую ситуацию, когда фактором воспитания становится буквально все: интерьер помещения, расположение предметов, отношение к ним, события семейной жизни, формы взаимоотношений и способы общения, традиции и обычаи и многое другое.
В семье ребенок бывает свидетелем и участником самых разных жизненных ситуаций, что может оставить след на будущею жизнь ребенка. В этом отношении социальный опыт, приобретаемый в семье, отличается большим реализмом. Наблюдая за поведением близких для ребенка людей у него выстраивается собственное мировоззрение, формируются представления о ценности тех или иных явлений, объектов. Эмоции, сопровождающие это общение, помогают ребенку понять смысл, который придается окружающему миру близкими людьми. Он остро реагирует на тон и интонацию взрослых, чутко улавливает общий стиль, атмосферу отношений. Семья предоставляет ребенку разнообразные поведенческие модели, на которые он будет ориентироваться, приобретая свой собственный социальный опыт. На конкретных поступках, способах общения, которые ребенок видит в ближайшем окружении и в которые бывает сам втянут взрослыми, он учится сравнивать, оценивать, выбирать те или иные формы поведения, приемы взаимодействия с окружающей действительностью. Можно утверждать, что семейная воспитательная среда определяет первые контуры складывающегося у ребенка образа мира, формирует соответствующий образ жизни [8, c. 160-165].
Но нельзя забывать и о том, что семья представляет собой достаточно замкнутую общность близких людей, которые воспитывают друг друга, ориентируясь на общественные интересы, потребности, используя при этом апробированные временем средства, методы и приемы воспитания, которые передаются от поколения к поколению. Наблюдается и заимствование новых способов воздействия, которые взрослые видят в окружающей жизни, о которых узнают из специальной литературы. В меру своих сил и педагогических возможностей семья руководит становлением личности ребенка, заботясь о его здоровье, нравственном, интеллектуальном, эстетическом, трудовом развитии. Это тоже характеризует семью как фактор воспитания.
Педагогические проблемы воспитания и просвещения родителей по ...
... родителей о здоровьесбережении детей; - определить содержание педагогического просвещения родителей по вопросам формирования культуры здоровья и здоровьесбережения детей; - экспериментально обосновать модель построения педагогического просвещения родителей ... процесса воспитания и просвещения родителей по ... педагогических условий усиления эффективности взаимодействия семьи и школы в решении ...
Семья является фактором воспитания еще и потому, что является организатором разнообразных видов деятельности детей. От рождения ребенок, в отличие от многих представителей животного мира, не обладает умениями, которые обеспечат его самостоятельную жизнь. Его взаимодействие с миром организуют родители и другие члены семьи. В семье начинается приобщение ребенка к различным видам деятельности: познавательной, предметной, игровой, трудовой, учебной, а также деятельности общения. Сначала родители действуют с ребенком совместно, стимулируя и подкрепляя его активность. Но по мере того, как ребенок овладевает отдельными действиями, представляется возможность организовать его деятельность как совместно-разделенную со взрослым. По мере овладения ребенком теми или иными действиями он превращается в субъекта собственной деятельности, но и на этом этапе ему необходимо внимание взрослого, эмоциональная поддержка, одобрение, оценка, иногда — подсказка, дополнительная информация о том, как лучше сделать, поступить в той или иной ситуации и т.д. Родителям важно соблюдать меру, разумное соотношение детской и своей собственной активности, не выполнять за ребенка то, чему он уже научился. Темп современной жизни настолько напряжен, что взрослым иногда легче сделать что-то за ребенка, чем ждать, когда он справится с этим сам.
Гораздо труднее и хлопотнее придумать и осуществить способ, который поможет включить в дело самого ребенка. С точки зрения воспитания первый путь неэкономичен, недальновиден, поскольку приводит к инфантилизму, к синдрому беспомощности в поведении ребенка и впоследствии — взрослого человека. Бесконечные опасения, излишняя осторожность взрослых, недостаток у них терпения и вечный дефицит времени приводят к тому, что в дошкольные годы, когда ребенку свойственна активность, стремление к самостоятельности («Я сам!»), его постоянно останавливают: «Ты не умеешь, дай я сделаю», «Не лезь!», «Не трогай!» Все это сдерживает развитие самостоятельности, решительности, смелости, а, следовательно, осложнит жизнь ребенка на следующих возрастных этапах, когда он будет посещать дошкольное учреждение, пойдет в школу. Родителям можно порекомендовать: поддерживайте каждую попытку, каждый признак самостоятельности ребенка, постепенно увеличивайте нагрузку, вооружитесь терпением, не кидайтесь делать за малыша то, что он может сделать сам. Если корректная помощь взрослых ребенку осуществляется без акцента на его беспомощность, без унижения его достоинства («руки-крюки», «тюфяк», «плакса» и пр.), если она своевременна и незаметна, то в структуре личности ребенка закрепляется первый элемент подлинной самостоятельности потребность в целесообразных действиях, завершающихся практическим результатом (сложил кубики в коробку, снял и аккуратно поставил туфельки, развернул платок и привел в порядок нос), обладающим общественной значимостью, культурным смыслом. А это предпосылка развития настойчивости, усидчивости, способности к самоконтролю и самооценке результатов своей деятельности и себя как деятеля [10, c. 25].
Психологические особенности детей из многодетных семей
... воспитание в семье. Научная новизна исследования состоит в теоретическом анализе психологических особенностей детей из многодетной семьи; в изучении и использовании прогрессивного опыта народной педагогики в условиях многодетной семьи. ... - 1984. -№ 6. - С. 71-78.2. 2. Анзорг Л. Дети и семейный конфликт. - М.: Просвещение, 1987. 3. Астапов В.Н. Функциональный подход к изучению состояния тревоги. ...
Следует помнить, что мера усилий ребенка должна соответствовать мере его возможностей. Деятельность будет благоприятной для развития ребенка, если он переживает радость от ее процесса, результата, полученного продукта. Поэтому одинаково отрицательно скажется недооценка возможностей ребенка и его перегрузка. Также, слишком трудное задание, превышающее границы возможностей ребенка, может остаться невыполненным, к тому же принесет ему огорчение, повлечет снижение волевых усилий и приведет к понижению самооценки. Как показывает практика: ребенок с меньшей охотой выполняет то, что уже им освоено, поэтому целесообразно внести новые элементы в его деятельность. ……..
Список использованной литературы
1. Азаров Ю.П. Семейная педагогика. — М.: Просвещение, 2002. — 685 с.
2. Анзорг Л. Дети и семейный конфликт: Пер. с нем. — М.: Просвещение, 2007. — 490 с..
3. Афанасьева Т.М. Семья. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 2007. — 285с.
4. Дереклеевой Н.И. Справочник классного руководителя. Начальная школа 1-4 классы. — М.: «ВАКО», 2003. — 320 с.
5. Джайнотт Х. Родители и дети // Знание. — 1991. — №4. — С. 17 — 29.
6. Игошев К.Е, Минковский Г.М. Семья, дети, школа. — М.: Феникс, 2004. — 485 с.
7. Калейдоскоп родительских собраний: Методические разработки. Выпуск 1. / Под ред. Е.Н. Степанова. — М.: ТЦ Сфера, 2003 — 144 с.
8. Крайг Г. Психология развития. — СПб. Питер, 2007. — 992 с.
9. Корчак Я. Как любить детей. — М.: ЮНИТИ, 2003. — 351 с.
10. Куликова Т. А.Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. сред, и высш. пед. учеб. заведений. — М: Издательский центр «Академия», 2007. — 232 с.
11. Марковская И. М. Опросник для изучения взаимодействия родителей с детьми // Семейная психология и семейная терапия. — 1999. — №2. — С. 17.
12. Мантейчек Зденяк. Родители и дети. — М.: ТЦ Сфера, 2002. — 415 с.
13. Межличностные отношения ребенка от рождения до семи лет. / Под ред. Е. О. Смирновой. — М., 2007. — 217 с.
14. Минияров В. М. Психология семейного воспитания. — Воронеж, 2007. — 560 с.
15. Нефедов В.И., Щербань Ю.Ю. Искусство воспитания в семье. — Минск, 2003. — 498 с.
16. Никитин Б.П., Никитина Л.А. Мы, наши дети и внуки. — М.: Кнорус, 2005. — 275 с.
17. Олефиренко Л.Я., Шульга Т.И., Дементьева П.Ф. Социально- педагогическая поддержка детей группы риска. — М.: Просвещение-АСТ, 1990, — 59 с.
18. Педагогическая психология: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Н.В. Клюевой. — М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. — 400 с.
19. Петровский А. В. Дети и тактика семейного воспитания. — М.: Знание, 2007. — 375 с.
20. Подласый И.П. Педагогика. В 2 кн. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2005. — 256 с.
2. Реформаторская педагогика (новое воспитание)
... положительная (собственно воспитание). Философ и педагог Иоганн Готлиб Фихте (1762-1814), вдохновленный идеалами Просвещения, выступил с ... опыт. Педагогика, по Гербарту, будучи самостоятельной наукой, опирается на практическую философию (этику и психологию). С ... задатки способностей, которые заложены в каждом ребенке. Метод элементного воспитания - это определенная система развития способностей ...
21. Работа с родителями: Сборник статей. /Под общ.ред. Осиповой М.П., Бугрим Г.А. Минск: УП «Экоперспекгива», 2003. — 216 с.
22. Райнпрехт Х. Воспитание без огорчений/Пер, с нем. Н. Брусковой. М. — Семья и школа, 2007. — 254 с.
23. Райгородский Д. Я.Родители и дети: Хрестоматия: Учеб. пособие по педагогике. — Самара: Бахра, 2003. — 784 с.
24. Рождественская Н.А. Негармоничные стили семейного воспитания и восприятие родителями своих детей // Вестник МГУ. Психология. — 2002. — №2. — С.48-55.
25. Синягина Н.Ю. Психолого-педагогическая коррекция детско- родительских отношений. — М.: Феникс, 2006. — 378 с.
26. Соловейчик С.М Педагогика для всех — М.: Просвещение, 2007. — 585 с.
27. Спиваковская А.С. Как быть родителями: о психологии родительской любви. — М.: Просвещение, 2005. — 455 с.
28. Сухарь Е. Ошибки семейного воспитания: Советы родителям // Воспитание школьников. — 2005. — №3. — С.46-48.
29. Сухомлинский В.А. Родительская педагогика. — М.: Просвещение, 2004. — 450 с.
30. Хоментаускас Г. Т. Семья глазами ребенка. — М.: Педагогика, 1989. — 160 с.