48. Особенности социальной работы с семьёй, воспитывающей ребёнка-инвалида

Семья, ближайшее окружение ребенка с ограниченными воз-можностями (ОВ) — главное звено в системе его воспитания, социализации, удовлетворения потребностей, обучения, проф-ориентации.

Материально-бытовые, финансовые, жилищные проблемы с появлением ребенка с ОВ увеличиваются. Жилье обычно не при-способлено для ребенка-инвалида, каждая 3-я семья имеет около 6 м2 полезной площади на одного члена семьи, редко — отдель-ная комната или специальные приспособления для ребенка.

В таких семьях возникают проблемы, связанные с приобрете-нием продуктов питания, одежды и обуви, самой простой мебе-ли, предметов бытовой техники: холодильника, телевизора. Се-мьи не имеют крайне необходимого для ухода за ребенком: транс-порта, дач, садовых участков, телефона.

Услуги для ребенка с ОБ в таких семьях преимущественно плат-ные (лечение, дорогостоящие лекарства, медицинские процеду-ры, массаж, путевки санаторного типа, необходимые приспособ-ления и аппараты, обучение, оперативные вмешательства, орто-педическая обувь, очки, слуховые аппараты, инвалидные кресла, кровати и т.д.).

Все это требует больших денежных средств, а до-ход в этих семьях складывается из заработка отца и пособия на ребенка по инвалидности.

Анализ показал, что среди семей с детьми с ОВ самый боль-шой процент составляют неполные материнские семьи. У 15 % ро-дителей произошел развод по причине рождения ребенка-инва-лида, мать не имеет перспективы вторичного замужества. Поэто-му к проблемам семьи ребенка с ОВ прибавляются проблемы не-полной семьи. Проблемы семьи и детства в современной России: Материалы научно-практической конференции: Ульяновск, декабрь 1991 г., ч. 2. — М., 1992.

Психологические проблемы. Психологический климат в семье зависит от межличностных отношений, морально-психологиче-ских ресурсов родителей и родственников, а также от материаль-ных и жилищных условий семьи, что определяет условия воспи-тания, обучения и медико-социальную реабилитацию.

Выделяют 3 типа семей по реакции родителей на появление ребенка-инвалида: с пассивной реакцией, связанной с недопо-ниманием существующей проблемы; с гиперактивной реакцией, когда родители усиленно лечат, находят «докторов-светил», до-рогостоящие лекарства, ведущие клиники и т.д.; со средней ра-циональной позицией: последовательное выполнение всех инст-рукций, советов врачей, психологов.

В своей работе социальный работник должен опираться на по-зиции 3-го типа семьи.

Появление в семье ребенка с ОВ всегда тяжелый психологиче-ский стресс для всех членов семьи. Часто семейные отношения ослабевают, постоянная тревога за больного ребенка, чувство ра-стерянности, подавленности являются причиной распада семьи, и лишь в небольшом проценте случаев семья сплачивается.

6 стр., 2595 слов

ИЗУЧЕНИЕ РЕБЕНКА С ПРОБЛЕМАМИ В РАЗВИТИИ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

... знания и уметь анализировать медицинскую документацию. ИЗУЧЕНИЕ РЕБЕНКА С ПРОБЛЕМАМИ В РАЗВИТИИ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ Большое ... взаимоотношения между членами семьи. Материальные условия жизни, занятия родителей. Отношение членов семьи к ребенку. Посещение семьи. Беседы с родителями. ... (коррекционные) учреждения, посещал ли детский сад общего типа. (Если из массовой школы, то в каких ...

Отец в семье с больным ребенком — единственный добытчик. Имея специальность, образование, он из-за необходимости боль-шего заработка становится рабочим, ищет вторичные заработки и практически не имеет времени заниматься ребенком. Поэтому уход за ребенком ложится на мать. Как правило, она теряет работу или вынуждена работать ночью (обычно — это надомный труд).

Уход за ребенком занимает все ее время, резко сужен круг общения. Если бесперспективны лечение и реабилитация, то постоянная тревога, психоэмоциональное напряжение могут привести мать к раздражению, состоянию депрессии. Часто матери в уходе помо-гают старшие дети, редко бабушки, другие родственники. Более тяжелая ситуация, если в семье двое детей с ОВ.

Наличие ребенка-инвалида отрицательно влияет на других де-тей в семье. Им меньше уделяется внимания, уменьшаются воз-можности для культурного досуга, они хуже учатся, чаще болеют из-за недосмотра родителей.

Психологическая напряженность в таких семьях поддержива-ется психологическим угнетением детей из-за негативного отно-шения окружающих к их семье; они редко общаются с детьми из других семей. Не все дети в состоянии правильно оценить и по-нять внимание родителей к больному ребенку, их постоянную усталость в обстановке угнетенного, постоянно тревожного се-мейного климата. Методика и технологии работы социального педагога / Под ред. М. А. Галагузовой, Л.В.Мардахаева. — М., 2002. с.115

Нередко такая семья испытывает отрицательное отношение со сторолы окружающих, особенно соседей, которых раздражают некомфортные условия существования рядом (нарушение спокой-ствия, тишины, особенно если ребенок-инвалид с задержкой умственного развития или его поведение негативно влияет на здо-ровье детского окружения).

Окружающие часто уклоняются от общения и дети с ОВ практически не имеют возможности полно-ценных социальных контактов, достаточного круга общения, осо-бенно со здоровыми сверстниками. Имеющаяся социальная деривация может привести к личностным расстройствам (напри-мер, эмоционально-волевой сферы и т.д.), к задержке интеллек-та, особенно если ребенок слабо адаптирован к жизненным труд-ностям, социальной дезадаптации, еще большей изоляции, не-достаткам развития, в том числе нарушениям коммуникацион-ных возможностей, что формирует неадекватное представление об окружающем мире. Особенно тяжело это отражается на детях с ОВ, воспитывающихся в детских интернатах.

Общество не всегда правильно понимает проблемы таких семей, и лишь небольшой их процент ощущает поддержку окружа-ющих. В связи с этим родители не берут детей с ОВ в театр, кино, зрелищные мероприятия и т.д., тем самым, обрекая их с рожде-ния на полную изоляцию от общества. В последнее время родите-ли с аналогичными проблемами налаживают между собой кон-такты.

Родители стараются воспитывать своего ребенка, избегая его невротизации, эгоцентризма, социального и психического инфан-тилизма, давая ему соответствующее обучение, профориентацию на последующую трудовую деятельность. Это зависит от наличия педагогических, психологических, медицинских знаний родите-лей, так как, чтобы выявить, оценить задатки ребенка, его отно-шение к своему дефекту, реакцию на отношение окружающих, помочь ему социально адаптироваться, максимально самореализоваться, нужны специальные знания. Большинство родителей отмечают их недостаток в воспитании ребенка с ОВ, отсутствуют доступная литература, достаточная информация, медицинские и социальные работники. Почти все семьи не имеют сведений о профессиональных ограничениях, связанных с болезнью ребен-ка, о выборе профессии, рекомендуемой больному с такой пато-логией. Дети с ОВ обучаются в обычных школах, на дому, в спе-циализированных школах-интернатах по разным программам (об-щеобразовательной школы, специализированной, рекомендован-ной для данного заболевания, по вспомогательной), но все они требуют индивидуального подхода.

10 стр., 4663 слов

Профилактика речевых нарушений у детей в семье и детских учреждениях

... данной языковой среде, полностью или частично препятствующих речевому общению и ограничивающих возможности социальной адаптации человека. Как правило, они обусловлены отклонениями в психофизиологическом механизме речи, не ... стр. 4.     Профилактика речевых нарушений у детей в семье и детских учреждениях           &n ...

Медико-социальные проблемы. Медико-социальная помощь в нашей стране резко ухудшилась в связи с изменением социально-экономической обстановки. Медико-социальная реабилитация де-тей с ОВ должна быть ранней, этапной, длительной, комплекс-ной, включать медицинские, психолого-педагогические, профес-сиональные, социально-бытовые, правовые и другие программы с учетом индивидуального подхода к каждому ребенку. Главное — научить ребенка двигательным и социальным навыкам, чтобы в последующем он смог получить образование и самостоятельно ра-ботать.

Нет достоверного специального учета детей с ОВ ни в государ-ственных органах социального обеспечения, ни в обществе инва-лидов. Отсутствует координация в деятельности различных орга-низаций, связанных с медико-социальным обеспечением таких семей. Недостаточна информационная работа по пропаганде це-лей, задач, льгот, законодательств, касающихся медико-социаль-ной реабилитации. Вся социальная работа ориентирована на ре-бенка и не учитывает особенности семей, а участие семьи в меди-ко-социальной работе является решающим наряду со специали-зированным лечением.

Иногда лечение, социальная помощь проводятся поздно из-за несвоевременной диагностики. Чаще всего диагноз устанавлива-ется на 1 или 2 — 3 году жизни; только у 9,3% (из 243 семей), диагноз поставлен сразу после рождения, в возрасте 7 дней (тя-желые поражения ЦНС и врожденные пороки развития).

Олиференко Л.Я., Шульга Т. И., Дементьева И. Ф. Социально-педагоги-ческая поддержка детей группы риска. — М., 2002. с. 99-105

Диспансерное медицинское обслуживание не предусматривает четко налаженной этапности (по показаниям) — стационарная, амбулаторная, санаторная. Этот принцип прослеживается преиму-щественно для детей раннего возраста.

Особенно низка амбулаторная медицинская помощь. Она ока-зывается преимущественно при острых заболеваниях и неудовлет-ворительной профильной по случаю инвалидности. На низком уровне находится осмотр детей узкими специалистами, массаж, лечебная физкультура, физиолечение, диетолог не решает вопросы питания при тяжелых формах диабета, почечных заболеваниях. Недостаточна обеспеченность медицинскими препаратами, тре-нажерами, инвалидными колясками, слуховыми аппаратами, про-тезами, ортопедической обувью.

10 стр., 4972 слов

Общие понятия семьи как социально-культурного института

... детей под опеку; многодетные с малолетними детьми до трех лет; студенческие семьи с детьми, социально неблагополучные семьи. Для обеспечения качественного роста работника и под­растающего поколения в ... вырасти полноценно развитые дети, со здоровой психикой и позитивным отношением к жизни. Проблемы современной семьи: Семья - один из самых древних социальных институтов. Она возникла намного раньше ...

Обдумывая вопросы планирования семьи, лишь немногие родители решаются родить повторно после рождения ребенка с ог-раниченными возможностями.

Остаются нерешенными многие социально-медицинские, пси-холого-педагогические проблемы, в том числе неудовлетворитель-ное оснащение медицинских учреждений современной диагно-стической аппаратурой, недостаточно развитой сетью учрежде-ний восстановительного лечения, «слабыми» службами медико-психолого-социальной работы и медико-социальной экспертизы детей-инвалидов; сложностью в получении профессии и трудоуст-ройстве, отсутствием массового производства технических средств для обучения, передвижения, бытового самообслуживания в дет-ских интернатах и домашней обстановке.

Проводимые в России государственные меры демографической политики, помощи семьям с детьми, в том числе с детьми с ОВ носят разрозненный, малоэффективный характер и не учитывают семей в комплексе.

49. Социальная работа с молодой семьёй

Бочарова В.Г. считает, что характерной чертой службы семьи является нацеленность на устранение помех, препятствующих нормальной жизни и гармоничному развитию семьи. С помощью подразделений служб семьи, при содействии их или непосредственно ими осуществляется: — все виды и уровни подготовки молодежи к семейной жизни (внутрисемейная подготовка, консультирование молодых людей в соответствующих вопросах и т.д.); — ликвидация и устранение психологической безграмотности в вопросах супружеской и семейной жизни и повышение уровня осведомленности, компетентности членов семей в сфере общения; — семейные неурядицы в молодых семьях отражаются на самочувствии и работоспособности. Они расстраивают человека больше, чем что-либо другое. Причины же их вполне могут быть устранены. Для этого отделами загса совместно с отделами культуры проводится большая работа по подготовке молодежи к вступлению в брак, консультирование молодоженов и оказание помощи молодым семьям на ранней стадии их формирования и развития. В последнее время к такой работе подключились и общественные отделы по вопросам семьи и брака. Основной их задачей становится повышение стабильности семьи и профилактика разводов; — новой формой работы с молодыми людьми, вступающими или уже вступившими в брак, становятся открывающиеся клубы молодой семье. Они помогают молодым семьям в наиболее сложный для супругов период привыкания к роли жены и мужа, когда возникает немало чисто психологических трудностей, связанных с необходимостью перестройки прежних представлений и образа жизни. Они же помогают выработать у молодоженов правильные взаимоотношения; помогают семье сформироваться, окрепнуть. Членам клуба предлагают прослушать цикл лекций о проблемах молодой семьи и решении их; в клубах организуются концерты, выставки, просмотры кинофильмов, дискотеки, вечера отдыха. Кроме того, при некоторых клубах работают консультационные пункты молодой семьи. Также в клубе можно получить консультацию психолога, юриста, сексолога, модельера и других специалистов. Молодожены в клубах имеют все возможности освоить такое непростое, но очень нужное искусство – искусство внутрисемейного общения; — весь спектр правильной подготовки, обеспечения деторождения и ухода за новорожденным в семье; — профилактика и устранение вредных привычек супругов (алкоголизм, курение, негативные черты характера); — коррекция или изменение неверных взглядов, представлений и отношений человека к различным жизненным вопросам, к семейной жизни, к своему поведению; освоение методов самоконтроля и самокоррекции поведения и личностных качеств; — рост культуры общения и умения наладить супружеское взаимодействие, умение нормализовать взаимоотношения; — изучение основ психогигиены половой жизни, повышение культуры интимных отношений супругов, выявление и устранение диссонансов сексуальной сферы; индивидуальное медико-сексологическое консультирование; — профилактика и умение решать бытовые и личные семейные конфликты; устранение причин конфликтов; — умение создать благополучный микроклимат и атмосферу сотрудничества в семье; — заочное консультирование по Телефону доверия по любым жизненным и семейным вопросам; — различные формы совместного отдыха семьи (туристические поездки, семейные дома отдыха, санатории и т.п.); — общее взаимодействие отдельных видов служб семьи при необходимости в конкретных случаях. Подобная многосторонность деятельности служб отражает специфику проблем молодой семьи, а также насущную потребность и необходимость в ней практически каждого человека, заинтересованных в постоянстве благоприятных семейных, супружеских отношений. Основными ведущими направлениями в развитии службы семьи в целом становятся социально-психологические виды семейных служб. В учебнике «Помощь молодой семье» выделяют следующие службы: — социальной, нравственной, психологической, педагогической, санитарно-гигиенической и интимно-личностной подготовки молодежи к браку; — психологической и педагогической помощи уже сложившейся семье, куда входят консультации по вопросам психологических отношений между супругами; — индивидуальные медико-сексологические и психотерапевтические консультации; — повышение коммуникабельности; умение сотрудничества, взаимодействия, культуры общения.

10 стр., 4615 слов

Семья как фактор развития ребенка

... из супругов и детей – до вступления в брак последних. Нуклеарная семья т.е. молодая семья, обычно наблюдается тесное содружество супругов в быту. Оно выражается в ... Хозяйственная функция обеспечивает многообразные хозяйственные потребности собственной семьи. Каждая семья осуществляет хозяйственную деятельность, необходимую в повседневной жизни: покупка продуктов и приготовление пищи; уход ...

50. Работа с семьёй профильных общественных объединений