Особенности переключения внимания

Оглавление

 

Введение…………………………………………………………………………………………….. 3

1. Понятие внимания и его переключение………………………………………………. 5

2. Методики изучения переключения внимания в разных условиях………… 16

Заключение……………………………………………………………………………………….. 24

Список литературы……………………………………………………………………………. 26

Приложение………………………………………………………………………………………. 27

Введение.

Актуальность темы.

Психология внимания — одна из классических областей психологии. Ее изучением занимались Н. Н. Ланге, П. Я. Гальперин, Н. Ф. Добрынин и многие другие. В ее арсенале накоплено большое количество способов, позволяющих исследовать и проводить диагностику разных сторон внимания, множество общих рекомендаций и конкретных приемов для активного развития внимания.

Переключаемость внимания —  это способность быстро выключать­ся из одних видов деятельности и включаться в новые. Это может происходить как произвольно, так и непроизвольно. [1]

Непроизвольная переключаемость внимания свидетель­ствует о его неустойчивости. Но иногда это бывает полезно, так как способствует временному отдыху организма и анализатора, сохранению и восстановлению нервной системы и работоспособности организма в целом.

Переключаемость внима­ния зависит от подвижности нервной системы, и, следовательно, она выше у людей более молодого возраста.

Способность к переключению внимания имеет очень важное значение прежде всего для детей, в их игровой и учебной деятельности. Неумение быстро переключать внимание может приводить к затруднениям тогда, когда нужно, например, от игры перейти к учебному заданию или чтению книги, последовательно выполнить определенные указания, при решении задачи осуществить разные умственные действия в заданной последовательности. В этих случаях обычно говорят, что человек — рассеянный. Он сосредоточен или сильно увлечен одним действием и не может быстро переключиться на другое. Это часто наблюдается у людей с инертным, флегматическим типом темперамента. Вместе с тем возможно повышение показателей переключения путем специальной тренировки.

5 стр., 2498 слов

Общая схема строения нервной системы. Нервная ткань.

... Общая схема строения нервной системы. Нервная ткань. Нервная система человека состоит из двух основных отделов: центральной и периферической нервной системы. К центральной нервной системе (ЦНС) относятся голов ... деятельность врутренних органов на состояние покоя Нервная система состоит из нейронов – нервных клеток. Помимо нейронов в состав нервной системы входят клетки глии. Совокупность нейронов и ...

Цель курсовой работы: исследовать особенности переключения внимания.

Для достижения цели потребовалось решить следующие задачи:

1) изучить основные свойства внимания;

2) рассмотреть переключение внимания и его характеристики;

3) проанализировать особенности переключения внимания в различных ситуациях;

4) сделать выводы.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. Названия глав отражают их содержание.

1. Понятие внимания и его переключение.

 

Внимание — это динамическая сторона сознания, характеризующая степень его направленности на объект и сосредоточения на нем.
Внимание проявляется в избирательном отражении объектов в соответствии с потребностями субъекта, целями и задачами его деятельности. Внимание учащихся — одно из основных условий эффективности учебно-воспитательного процесса.

Внимание обычно не считают особым психическим процессом, как восприятие, память или мышление. Зато оно как бы <жертвует собой> ради них и обеспечивает успешную и четкую работу нашего сознания. Нельзя быть внимательным вообще. Внимание всегда проявляется в определенных конкретных психических процессах: мы всматриваемся, вслушиваемся, принюхиваемся, мы обдумываем задачу или, забыв обо всем на свете, пишем сочинение. Внимание не только создает наилучшие условия для психической деятельности, но и помогает человеку своевременно реагировать на различные изменения в окружающей среде и в собственном организме. [2]

Из курса анатомии и физиологии известно, что, раздражители, сигналы, поступающие в мозг, вызывают ориентировочно-исследовательскую реакцию, рефлекс «что такое?» (И.П. Павлов).

Организм готов к неожиданностям, готов ответить на новые обстоятельства той или иной формой поведения. Говоря психологическим языком, животное или человек становится внимательным к тому, от чего можно ждать каких-то «сюрпризов». Потом придет оценка важности наступившего события, станет ясно, стоило ли прерывать текущую деятельность, но пока необходимо на мгновение оставить все дела, присмотреться, насторожиться, прислушаться. Тревожный сигнал в мозгу загорелся… Дальше, в зависимости от оценки, сигнальная лампочка либо погаснет, либо включатся более мощные системы, одни шлюзы закроются, а другие откроются, и поток психической жизни ринется по новому руслу.

Концентрация психической деятельности в определенном направлении и одновременное отвлечение от всего остального достигается благодаря закону взаимной индукции нервных процессов возбуждения и торможения в коре больших полушарий головного мозга. Возникший под воздействием внешнего сигнала очаг возбуждения в коре больших полушарий вызывает торможение в других участках коры. Так обеспечиваются оптимальные, то есть наилучшие, условия для восприятия или обдумывания того, на что направлено внимание. И.П. Павлов в работе «Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности (поведения) животных» так описывал этот процесс: «Если бы можно было видеть сквозь черепную крышку и если бы место больших полушарий с оптимальной возбудимостью светилось, то мы увидели бы на думающем сознательном человеке, как по его большим полушариям передвигается постоянно изменяющееся в форме и величине причудливо направленных очертаний светлое пятно, окруженное на всем остальном пространстве полушарий более или менее значительной тенью». [3]

9 стр., 4296 слов

Строение коры полушарий большого мозга. Доли, борозды, извилины

... наиболее сложным высшим отделом центральной нервной системы - корой больших полушарий, которая является материальным субстратом психики человека. Целью и объектом моей работы буду полушария большого мозга состоящие из долей, усеяна извилинами ...

С этими павловскими представлениями о физиологических механизмах внимания хорошо сочетается принцип доминанты, выдвинутый А.А. Ухтомским. В нервной системе под влиянием внешних или внутренних причин возникает очаг возбуждения, который на определенное время подчиняет себе остальные участки, доминирует, господствует над ними, управляет поведением. «Пока доминанта в душе ярка и жива, — писал А.А. Ухтомский, — она держит в своей власти поле душевной жизни».

Для того, чтобы направить психическую жизнь человека по определенному руслу и удерживать ее в заданном направлении, необходимы не только внутренние психофизиологические условия, но и внешние. Опытный учитель, да и любой более-менее наблюдательный человек (наблюдательность зависит именно от особенностей внимания), всегда по внешнему виду определит, внимателен ли субъект к тому, что ему говорят или показывают, или к тому, чем он в данный момент занят. Когда человек во что-то внимательно всматривается, он весь как бы подается к объекту восприятия, глаза широко раскрываются, остальные движения затормаживаются. Когда человека что-то изумляет, это опять-таки четко выражается в мимике внимания. Здесь внимание, как говорил Ч. Дарвин, обнаруживается «… легким приподнятием бровей. Когда внимание переходит в чувство неожиданности, то поднятие бровей становится энергичнее, глаза и рот сильно раскрываются. Степень раскрытия этих двух органов соответствует интенсивности чувствам неожиданности». [4]

Совсем иначе выражается внимание, направленное на собственные мысли и переживания: брови чуть сдвинуты, веки опущены- человек как бы всматривается внутрь себя, как говорят, «погружен в себя». Напряженно размышляющий, внимательно слушающий или разглядывающий человек не делает лишних движений, все должно быть подчинено главному. Лишние хаотические движения означают, что внимание переключилось с главного дела на что-то побочное. В то же время только деятельный человек по-настоящему внимателен.

Пока человек занят серьезным делом, ему не надо напоминать о внимании. К.С. Станиславский, который в книге «Работа актера над собой» целую главу посвятил вниманию, говорил, что внимание к объекту вызывает естественную потребность что-то сделать с ним. Действие же еще более сосредотачивает внимание на объекте. Таким образом, внимание, сливаясь с действием и взаимно переплетаясь, создает крепкую связь с объектом.
Большой вклад в раскрытие физиологических основ внимания внесли В.М Бехтерев, Л.А. Орбели, П.К. Анохин. Нейрофизиологические исследования подтвердили ведущую роль корковых механизмов в регуляции внимания.

Установлено также, что избирательное внимание возможно только на основе общего бодрствования коры головного мозга, повышения активности ее деятельности. Оптимальный уровень возбудимости коры придает активизации внимания избирательный характер. Наличие очагов оптимального возбуждения приводит к тому, что человек постоянно к чему-либо проявляет внимание. И если говорят, что человек невнимателен в определенной деятельности, это означает только то, что в данный момент его внимание отвлечено или направлено на что-то постороннее (по отношению к объектам данной деятельности).

1 стр., 181 слов

Основные показатели деятельности педагога (глазами учащихся 9–11 классов)

... к учителю. Максимальная сумма баллов – 75, она свидетельствует о высокой оценке учеником деятельности учителя.

Некоторые ученые особенно подчеркивают особенно важную роль лобных областей мозга в отборе информации. В настоящее время в мозгу обнаружены особые нейроны, получившие названия «нейронов внимания». Новейшими исследованиями установлено также, что в глубоких отделах мозга имеется скопление нервных клеток и волокон, идущих в различных направлениях и тесно переплетающихся между собой.

Они представляют собой как бы сеть нервных путей, соединяющих рецепторы органов чувств с участками коры мозга. Это скопление нервных клеток, расположенное в стволовой части мозга, получило название ретикулярной формации. Нервные импульсы, идущие от этой части мозга, возникают в результате воздействия на органы чувств сильных, новых или неожиданных раздражителей, которые и возбуждают кору больших полушарий. Благодаря ретикулярной формации, человек способен настораживаться, реагировать на незначительные изменения в окружающей среде, то есть это нервное образование как бы выполняет «службу внимания», являясь механизмом, лежащим в основе возникновения ориентировочного рефлекса.

Так как внимание всегда включено в практическую деятельность человека, оно представляет собой необходимое условие ее успешного протекания. Ослабление интенсивности внимания ведет к снижению качественных показателей в работе.

Внимание человека выполняет следующие функции: осуществляет отбор нужной информации; обеспечивает избирательность программ действий; сохраняет постоянный контроль за их протеканием.
В психологии различают два основных вида внимания: произвольное и непроизвольное.

Это деление внимания на виды производится с точки зрения двух критериев: наличия или отсутствия сознательной цели и волевого усилия.

Для произвольного внимания характерно наличие сознательной цели и волевого усилия. Произвольное внимание сознательно направляется и регулируется субъектом в соответствии с решаемыми им задачами. В этом случае надо заставить себя быть внимательным. Именно сознательно поставленная задача и определяет, на чем в первую очередь сосредотачивается внимание.

В настоящее время произвольное внимание понимается отдельными авторами как деятельность, которая направляется субъектом на контроль своего мышления и поведения, на поддержание устойчивой избирательной активности. Уровень развития такого внимания характеризует не только направленность интересов человека, но и его личностные, волевые качества: ведь если непроизвольным вниманием командуют, распоряжаются внешние объекты, то хозяином произвольного внимания является сама личность. Формула здесь простая: «мне надо быть внимательным, и я заставляю себя быть внимательным, несмотря ни на что».

Внешние условия влияют и на организацию произвольного внимания. Труднее заставить себя быть внимательным в непривычной обстановке, когда появляется много дополнительных конкурирующих раздражителей. Поэтому лучше всего работается тогда, когда есть четкий режим, хороший ритм работы, когда рабочее место (пусть это даже рабочий стол или парта) специально подготовлено (ничего лишнего), когда сильные посторонние раздражители устранены.

4 стр., 1797 слов

Изучение специфических особенностей игровой деятельности взрослого человека

... четырехтомном словаре русского языка отмечается семь основных значений этого слова. Это деятельность, занятие людей и занятие, обусловленное совокупностью определенных правил, приемов, служащее для заполнения ... и, по сути, разведывательный характер. Мы полагаем, что основные параметры игровой деятельности взрослого человека были нами предварительно описаны. Было показано, что игра - важнейшая часть ...

В учебной деятельности произвольное внимание играет основную роль. Оно и формируется, главным образом, в условиях учебной деятельности, которая постоянно ставит учителя и учеников перед необходимостью сосредоточить свое внимание. [5]

Разновидностью произвольного внимания является возникающее на его основе послепроизвольное, которое также носит преднамеренный, целенаправленный характер и в то же время уже не требует волевых усилий. Оно регулируется сознательно принятой установкой на решение определенной задачи, увлеченностью процессом решения. Такое внимание характеризуется самой высокой сосредоточенностью и составляет необходимое условие успешной деятельности.

Непроизвольное внимание проявляется независимо от сознательного намерения и волевого усилия будучи обусловлено непосредственным интересом, новизной и эмоциональной привлекательностью раздражителя. При непроизвольном внимании поток психической жизни, психическая деятельность человека устремляются в том или ином направлении, как бы сами по себе, без сознательных волевых усилий личности, без предварительного намерения. Недаром этот вид внимания иногда называют непреднамеренным и пассивным. Непроизвольное внимание возникает под влиянием двух рядов факторов: внешних особенностей предметов и явлений и внутренних — отношения личности к тем или иным фактам, явлениям, предметам, событиям, благодаря которому они и становятся привлекательными.

Среди внешних причин непроизвольного внимания большую роль играет сила, интенсивность раздражителя. Сильный звук, яркий цвет, острый запах-все это невольно заставляет обратить внимание на предмет, обладающий соответствующим качеством. При этом следует учитывать не только абсолютную, но и относительную силу раздражителей и особенно контраст между ними. Привлекает внимание все необычное, пульсирующее, движущееся.

Другая группа факторов, обуславливающая непроизвольное внимание, связана с самим субъектом, зависит от его интересов, чувств, потребностей, профессии и т.д. Привлекает к себе внимание то, что имеет для личности постоянную или временную значимость. Французский психолог Т. Рибо писал, что характер непроизвольного внимания коренится в глубоких тайниках нашего существа. Направление непроизвольного внимания данного лица обличает его характер или, по меньшей мере, его стремление.

Непроизвольное внимание, в сущности, и есть ориентировочный рефлекс на новизну, в основе которого лежит механизм естественного возникновения очага доминантного возбуждения. Однако непроизвольное внимание не сводится только к ориентировочной реакции человека. Оно связано с познавательной деятельностью, с общением и в значительной мере обусловлено потребностями. Именно с этим видом внимания мы имеем дело, когда, например, против желания поворачиваем голову, в ответ на внезапный звук.

Основные виды внимания — непроизвольное и произвольное- тесно связаны между собой и порой переходят друг в друга. И каждый из них имеет свои ценные качества. Обращаясь к учителям, К.Д. Ушинский советовал использовать и непроизвольное, и произвольное внимание. Его советы, как мы дальше увидим, полезны для каждого: «Конечно, сделав занимательным свой урок, вы можете не бояться наскучить детям, но помните, что не все может быть занимательным в учении, а непременно есть и скучные вещи и должны быть. Приучите же ребенка делать не только то, что его занимает, но и то, что не занимает, — делать ради удовольствия исполнить свою обязанность»[6].

1 стр., 373 слов

Мотивация профессиональной деятельности

... процесса и результата труда 7. Возможность наиболее полной самореализации именно в данной деятельности Обработка: Подсчитываются показатели внутренней мотивации (ВМ), внешней положительной (ВПМ) и внешней отрицательной ... Инструкция: «Прочитайте нижеперечисленные побуждения в профессиональной деятельности и дайте оценку их значимости для вас по пятибалльной шкале». В очень ...

Характеризуя внимание как сложное психическое явление, выделяют функции внимания. Сущность внимания проявляется прежде всего в отборе значимых, соответствующих потребностям воздействий и игнорировании других – несущественных, побочных воздействий. Наряду с функцией отбора выделяется функция удержания данной деятельности (сохранение в сознании образов, определенного предметного содержания) до тех пор, пока не завершится акт поведения, познавательная деятельность, пока не будет достигнута цель.

Свойства внимания – объем, сосредоточенность (концентрация), распределяемость, устойчивость, колебание, переключаемость.

Объем внимания измеряется тем количеством объектов, которые воспринимаются одновременно. Объединенные по смыслу объекты воспринимаются в большем количестве, чем не объединенные. У взрослого человека объем внимания равен 6-8 объектам.

Концентрация внимания есть степень сосредоточения сознания на объекте (объектах).

Чем меньше круг объектов внимания, тем меньше участок воспринимаемой формы, тем концентрированнее внимание.

Концентрация, направленность внимания могут успешно развиваться под влиянием специально организованной работы по развитию данных качеств.

Распределение внимания выражается в умении одновременно выполнять несколько действий или вести наблюдение за несколькими процессами, объектами.

Устойчивость внимания – общая направленность внимания в процессе деятельности. На устойчивость внимания значительное влияние оказывает интерес. Однообразные действия снижают устойчивость внимания.

Свойством, противоположным устойчивости, является отвлекаемость . Отвлекаемость выражается в колебаниях внимания, которые представляют собой периодические ослабления внимания к конкретному объекту ил деятельности.

Переключение внимания выражается в произвольном, сознательном перемещении его с одного предмета на другой, в быстром переходе от одной деятельности к другой.

Оно диктуется самим ходом деятельности, возникновением или постановкой новых ее задач.

Это свойство внимания имеет важное значение во многих профессиях и но многих видах спорта, особенно в спортивных играх. Здесь речь идет о переключениях внимания в рамках одной деятельности и на фоне его устойчивости на протяжении всей игры, т.е. в особо сложной ситуации. Иная ситуация, скажем, при переходе от урока физической культуры в шкале к уроку математики. Но для некоторых учеников переключение внимания здесь оказывается даже более трудным, чем в рамках одной игровой деятельности.

Не следует смешивать переключение внимания с отвлечением, которое выражается в непроизвольном переносе сосредоточенности сознания на что-то другое либо в снижении интенсивности сосредоточенности. Это проявляется в кратковременных колебаниях внимания. Они особенно заметны при сосредоточении на раздражителях пороговой силы (скажем, на тикании наручных часов — оно слышится то более, то менее отчетливо).

[7]

Отвлечение внимания еще ярче выражено при восприятии конкурирующих изображений. Если поставить задачу смотреть все время на нарисованный профиль, то изображение часто будет сменяться видением вазы. Такие отвлечения длятся мгновения. Истинное отвлечение является следствием многих причин. Ими могут быть невыработанная устойчивость внимания, снижение интереса к работе, утомление (особенно при ее монотонном характере) и др. Противодействовать отвлечению могут краткие перерывы в работе, физкультпаузы и др.

Сознательное оперативное переключение внимания является функцией системы психической регуляции, обеспечивающей гибкую адаптацию человека к изменяющимся условиям. Согласно С. Л. Рубинштейну, «переключаемость означает сознательное и осмысленное перемещение внимания с одного объекта на другой. В таком случае очевидно, что переключаемость внимания в сколько-нибудь сложной и быстро меняющейся ситуации означает способность быстро сориентироваться в ситуации и определить или учесть изменяющуюся значимость различных в нее включающихся элементов»[8].

Особенно существенно умение быстро переключать внимание в тех видах труда, характерной особенностью которых является необходимость параллельной работы с несколькими объектами, требующими внимания как в сенсорной, так и в двигательной сфере.

2. Методики изучения переключения внимания в разных условиях.

Переключение внимания понимается как сознательное и осмысленное перемещение внимания с одного предмета или действия на другие, перестройка внимания, его переход с одного объекта на другой в связи с изменением задачи деятельности.

В настоящее время распространенными методами тестирования качеств внимания являются корректурная проба, таблица Анфимова, тест на сложение с переключением Платонова. Все они моделируют интеллектуальные компоненты деятельности, тогда как во многих профессиях значительное место занимает сенсомоторный компонент, для тестирования которого и предназначена предлагаемая методика.

Тестовая деятельность для исследования переключения внимания должна быть достаточно простой в плане овладения, но в то же время не допускающей автоматизации исполнительных сенсомоторных действий; во-вторых, она должна побуждать испытуемого к соревнованию с самим собой, с тем, чтобы стимулировать стремление выполнить задание как можно лучше; в-третьих, успешность деятельности должна определяться главным образом именно тем свойством психики, которое является объектом тестирования.[9]

Интересным методом исследования является использование в качестве экспериментальной установки серийно выпускаемой промышленностью телевизионной приставки «Турнир», установленной на режим «игра в хоккей с гандикапом»[10]. В этом режиме на экране телевизора высвечивается игровое поле, на котором размещены две команды, состоящие одна из трех, а другая из двух игроков, изображенных в виде отрезков вертикальных линий (рис. 1).

Игроки первой команды до начала игры устанавливаются в центре поля и в дальнейшем остаются неподвижными, а игроки второй команды могут перемещаться по вертикали с «помощью рукоятки управления. Это — команда испытуемого.

Суть игры состоит в следующем. Из каких-либо ворот на поле подается шайба, которая перемещается с постоянной скоростью до тех пор, пока не столкнется с препятствием: игроком или бортиком поля. После этого, не меняя скорости, шайба отскакивает под некоторым углом и продолжает двигаться по прямой линии до следующего столкновения и так далее до попадания в какие-либо ворота. После забитого или пропущенного гола испытуемый устанавливает своих игроков в исходное положение в центре поля, а экспериментатор вводит шайбу в игру, нажимая кнопку «пуск». Игра продолжается до счета 15 с какой-либо стороны, после чего подача шайбы блокируется, а игра считается законченной.

Как следует из приведенного описания, испытуемый играет против неподвижного «противника», игроки которого отбивают шайбу так же пассивно, как боковые и лицевые бортики поля. Испытуемый же, напротив, активно перемещает своих игроков, с тем, чтобы направить шайбу в ворота противника, когда она находится в зоне действия нападающего, и отбить от своих ворот с помощью защитника, когда шайба летит к ним после столкновения с бортиком поля или с игроком противника.

В этих условиях успешность игровой деятельности определяется таким качеством испытуемого, как переключаемость внимания. В силу того, что игроки испытуемого перемещаются только по вертикали, испытуемый не может вести шайбу по всему полю от своих ворот до ворот противника, т. е. область его активных действий распространяется не на все поле, а состоит из двух зон — защиты и нападения, разделенных средней зоной, в которой оказать влияние на движение шайбы испытуемый не может. Пересекая среднюю зону, шайба неоднократно меняет траекторию своего движения из-за столкновений с бортиками поля и средним игроком противника, что существенно ограничивает возможность заблаговременной подготовки к ее приему и заставляет испытуемого большинство реакций выполнять экстренно, ориентируясь на сиюминутно возникающие игровые ситуации.

Рис. 1.

Изображение игрового поля на экране телевизора: а, б, в — неподвижные игроки «противника», г, д — игроки испытуемого, перемещаемые по вертикали, е — шайба, 0:0 — счет в игре; слева — ворота испытуемого, справа — ворота «противника» (размер игрового поля зависит от размера экрана телевизора)

При высокой скорости движения шайбы ситуации нападения и защиты сменяются очень быстро, и если испытуемый не успевает переключить внимание со своего нападающего на защитника, то это кончается, как правило, пропуском шайбы в свои ворота, а если внимание испытуемого «застревает» в зоне защиты, то он упускает возможность поразить ворота противника и шайба вновь возвращается к его собственным воротам.

Помимо переключаемости внимания успех деятельности определяется и точностью исполнительной моторики испытуемого, однако, как показывает опыт, необходимый уровень сенсомоторной координации формируется у всех испытуемых в течение пяти тренировочных игр и в дальнейшем существенно не меняется.

а для проигранной игры или ничейного результата — по формуле

где к — количество пропущенных испытуемых шайб, мколичество шайб, забитых в ворота противника. В число забитых следует засчитывать только те шайбы, которые попали в ворота противника после столкновения с нападающим испытуемого, но не от бортика поля, т. е. учитываются только активно забитые шайбы.

Как видно из расчетных формул, КПВ является линейной функцией от соотношения забитых и пропущенных шайб, а его значения располагаются в диапазоне от 0 до 1, образую тем самым ограниченную снизу и сверху измерительную шкалу.

Телеприставка «Турнир» в режиме «игра в хоккей с гандикапом» имеет четыре режима игры:

а) шайба перемещается с малой скоростью и отражается под малыми углами;

б) шайба перемещается с большой скоростью и отражается под большими углами, резко меняя направление движения;

в) шайба перемещается с большой скоростью, но отражается под малыми углами;

г) шайба перемещается с малой скоростью, но с большими углами отражения.

Совокупность игр представляет собой набор равноценных по условиям деятельности тестовых испытаний, дающих репрезентативный средний показатель измеряемого свойства внимания с ошибкой измерения, вычисляемой как ошибка среднего.

Интересной также представляется методика «Отыскивание чисел с переключением»[11].

Диагностические возможности: выявление скорости произвольного переключения зрительного внимания. Материал: секундомер, указка, черно-красные таблицы (См. Приложение).

Методика проводится индивидуально. Испытуемый сидит за столом. Экспозиция таблицы производится во фронтальной плоскости на уровне глаз испытуемого на расстоянии 70 см. Перед началом эксперимента рабочее поле таблицы закрывается листом бумаги.

Инструкция испытуемому: «Вам будет сейчас показана таблица с черными и красными числами. Наш опыт состоит из трех серий. В первой серии нужно находить по порядку все числа черного цвета от 1 до 25. Причем обязательно необходимо показывать каждое число указкой и называть его. Во второй серии Вы должны находить все числа красного цвета в обратном порядке от 24 до 1, показывать их и называть. В третьей серии Вам нужно будет поочередно искать числа черного цвета в прямом порядке от 1 до 25, а числа красного цвета в обратном порядке от 24 до 1. При этом нужно называть цвет найденного числа и показывать его указкой. Например: один- черное, 24- красное, 2- черное, 23- красное и т.д. Старайтесь работать как можно быстрее и в то же время не делать ошибок».

При чтении инструкции рекомендуется в соответствующем месте текста показать испытуемому таблицу (сняв закрывающий ее лист бумаги) и продемонстрировать начало работы в третьей серии на цифрах: 1- 24, 2- 23 и убедиться в том, что испытуемый понял инструкцию. В процессе эксперимента в протоколе регистрируется время и характер ошибок по пяти этапам в каждой серии. В течение всего обследования экспериментатор следит за работой испытуемого, и, если ребенок указывает не на то число, экспериментатор называет ошибки и требует показать правильно, при этом секундомер не выключается.

Обработка полученных данных. Вычисляется время переключения внимания (tn) по следующей формуле:

tn = t3 — (t1 + t2),

где t1, t2, t3 -время выполнения задания в 1-й, 2-й и 3-й сериях.

Чем меньше tn, тем выше скорость переключения внимания. Подсчитывается также количество ошибок (хотя в известной мере они косвенно отражаются в данном показателе, так как экспериментатор просит испытуемого исправлять ошибки, а это требует дополнительного времени).

Количество и характер ошибок важны для правильной и содержательной интерпретации показателя времени переключения внимания.

Этой же цели служит и беседа экспериментатора с испытуемым после окончания опыта. Следует выяснить с какими трудностями столкнулся испытуемый при выполнении задания (в его начале, середине, конце), какие способы использовал испытуемый для того, чтобы справиться с затруднениями, вызванными необходимостью переключения внимания с одного ряда чисел на другой, как он оценивает качество выполнения задания. Данные субъективного отчета испытуемого сравниваются с данными протокола, и дается содержательная характеристика уровня развития переключения внимания у каждого испытуемого[12].

На основании индивидуальных показателей tn вычисляется среднегрупповая оценка tn и делаются диагностические выводы.

Методика Мюнстерберга предназначена для определения избирательности и переключаемости внимания. Она представляет собой буквенный текст, среди которого имеются слова. Задача испытуемого, как можно быстрее считывая текст, подчеркнуть эти слова. На работу отводится две минуты. Регистрируется количество выделенных слов и количество ошибок (пропущенных или неправильно выделенных слов).

Второе задание – зачеркнуть определенные буквы, например, все буквы «а». И так далее.[13]

Нарушения внимания по типу трудностей переключения внимания более характерны для экзогенно-органической патологии. Сходные проявления нарушений встречаются при неврозах. Для эндогенных психопатологических расстройств нарушения внимания не являются специфичными (они вторичны по отношению к другим психопатологическим феноменам).

Однако, по данным многочисленных исследований, нарушения активного внимания при сохранном пассивном внимании характерны для шизофрении. У больных шизофренией нарушен механизм фильтрации, что можно заметить в экспериментах на помехоустойчивость (методика Мюнстерберга).

Расстройства переключения внимания патогномоничны для больных с патологией центральной нервной системы, церебральным атеросклерозом, гипертонической болезнью и при других заболеваниях, сопровождающихся общемозговыми явлениями (нейроинфекции, нейроинтоксикации и т. д.).

Нарушения внимания в виде нарушения переключаемости встречаются при соматических заболеваниях, сопровождающихся выраженным болевым синдромом и другими яркими клиническими проявлениями.

Заключение.

Вниманием называется процесс избирательного сосредоточения сознания на предметах и явлениях внешнего мира, действиях, образах, мыслях и чувствах самого человека.

Внимание не имеет своего собственного содержания. Оно всегда включено в другие психические процессы: ощущения и восприятия, представления, память, мышление, воображение, эмоции и чувства, проявления воли. Внимание включено и в практические, в частности двигательные действия людей, в их поведенческие акты поступки, Это обеспечивает ясность и отчетливость отражении действительности, что является одним из необходимых условий успешности любой деятельности.

Существенной стороной внимания является его переключение, т. е. способность быстро переходить от одной деятельности к другой. Сознательное переключение внимания не надо путать с отвлекаемостью внимания.

Переключение внимания — это переход с одного объекта на другой в связи с изменением задач деятельности. Так, в процессе учебного занятия учащимся постоянно приходится переключать внимание с одного вопроса на другой. Быстрота переключения во многом зависит от степени сосредоточенности, а также от таких факторов, как интерес к предмету внимания, важность его для человека и др.

Успех переключения зависит от особенностей предыдущей и новой деятельности и от личных качеств человека. Если предыдущая работа интересная, а последующая нет, то переключение происходит трудно, и наоборот.

Переключение внимания всегда сопровождается некоторым напряжением, которое выражается в волевом усилии. Отсюда понятно, почему школьнику трудно бывает начинать новую работу, особенно если она не вызывает приятных чувств, а предыдущая деятельность, наоборот, была более интересной. Например, переключение внимания на урок от дел, которыми дети занимались на перемене. Частая смена видов работы в процессе учебной деятельности может вызывать у школьников большие трудности.

Если, отвлекаясь, человек меняет объект внимания непроизвольно, то, переключая внимание, он сознательно ставит цель заняться чем-то новым. Внимание быстрее и легче переключается от менее важного для личности предмета к более значимому. [14]

В переключении внимания ярко проявляются индивидуальные особенности человека — одни люди могут быстро переходить от одной деятельности к другой, а другие — медленно и с трудом. Разные виды деятельности требуют разных форм внимания. Например, работа корректора требует высокой концентрации внимания, работа воспитателя, учителя — способности распределять внимание.

Список литературы.

1.   Гальперин П.Я., Кабыльницкая С.Л. Экспериментальное формирование внимания. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1974.

2.   Иванова Г.М. и др. Диагностика познавательных процессов. Часть 1. Внимание. Волгоград: Перемена, 1996.

3.   Коломинский Я.Л. Человек: психология. М.: Просвещение, 1986.

4.   Курс общей, возрастной и педагогической психологии. Выпуск 1. /Под ред. М.В. Гамезо. М.: Просвещение, 1982.

5.   Левитина С.С. Можно ли управлять вниманием школьника? М.: Знание, 1980 (Серия «Педагогика и психология», № 11).

6.   Методики психодиагностики в спорте. М.: Просвещение, 1990.

7.   Практикум по общей психологии /Под ред. А.И. Щербакова. М.: Просвещение, 1990.

8.   Руководство по эксплуатации электронной приставки для телевизионных игр типа «Турнир». М., 1978. 11 с.

9.   Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся. М.: Знание, 1983 (Серия «Педагогика и психология», № 3).

Приложение

Оценка переключения и распределения внимания (Красно-черная таблица Платонова-Шульте)

Инструкция:

1.   Найдите и перечислите черные цифры от 1 до 25 (время фиксируется – В1).

2.   Найдите и перечислите красные цифры в обратном порядке от 24 до 1 (В2).

3.   Теперь находите и отсчитывайте попеременно черные цифры по возрастанию, а красные по убыванию: 1-черная, 24 –красная, 2 – черная, 23 –красная и т.д.(В3).

Подсчет результатов:

Сумма времени поиска черных и красных цифр (В1+В2) отражает распределение внимания. Если от времени выполнения задания №3 отнять сумму времени выполнения заданий 1 и 2, то получится показатель переключения внимания.

Нормы:

Распределение внимания: черные числа – 49 сек., красные – 51 сек.

Переключение внимания: 140 сек.

2

25

7

2

10

9

12

9

5

18

11

19

5

21

22

13

22

15

24

4

3

6

12

1

10

20

24

15

18

8

17

6

14

23

7

11

20

19

4

17

16

3

21

23

8

13

14

1



[1] Гальперин П.Я., Кабыльницкая С.Л. Экспериментальное формирование внимания. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1974

[2] Иванова Г.М. и др. Диагностика познавательных процессов. Часть 1. Внимание. Волгоград: Перемена, 1996

[3] Цит. по Курс общей, возрастной и педагогической психологии. Выпуск 1. /Под ред. М.В. Гамезо. М.: Просвещение, 1982

[4] Цит. по Левитина С.С. Можно ли управлять вниманием школьника? М.: Знание, 1980 (Серия «Педагогика и психология», № 11)

[5] Коломинский Я.Л. Человек: психология. М.: Просвещение, 1986

[6] Цит. по Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся. М.: Знание, 1983 (Серия «Педагогика и психология», № 3)

[7] Гальперин П.Я., Кабыльницкая С.Л. Экспериментальное формирование внимания. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1974

[8] Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. М., 1996, С. 354.

[9] Методики психодиагностики в спорте. М.: Просвещение, 1990

[10] Руководство по эксплуатации электронной приставки для телевизионных игр типа «Турнир». М., 1978. 11 с.

[11] Методики психодиагностики в спорте. М.: Просвещение, 1990

[12] Практикум по общей психологии /Под ред. А.И. Щербакова. М.: Просвещение, 1990

[13] Иванова Г.М. и др. Диагностика познавательных процессов. Часть 1. Внимание. Волгоград: Перемена, 1996

[14] Практикум по общей психологии /Под ред. А.И. Щербакова. М.: Просвещение, 1990