Особенности личности в системе межличностных отношений

СОВРЕМЕННАЯ ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ

Филиал Нижегородский

ПДО Выксунское

Курсовая работа

по дисциплине «Социальная психология»

Тема: «Особенности развития личности в системе межличностных отношений»

Выполнил студент: Яшина Алина Михайловна

Фамилия, имя, отчество

№ контракта: 09202070701002

Направление: психология

№ группы: ЗП-709

Подпись студента:____________Дата сдачи работы:________________

Курсовая работа к аттестации допущена__________________

Руководитель __________________ ________________

подпись

Работа принята директором ПДО Блиновой Г.Ф.__________________

подпись

(ф.и.о. ответственного лица, должность)

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………3

I. МЕСТО ЛИЧНОСТИ И МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ…………………………………………………5

1.1. Личность — сложность феномена……………………………………………..5

1.2. Изучение межличностных отношений………………………………………8

II. ПОНЯТИЕ»МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ»………………………..11

2.1. Особенности личности, влияющие на формирование межличностных отношений…………………………………………………………………………13

2.2. Процесс формирования межперсональных отношений…………………..17

14 стр., 6510 слов

Самоактуализирующаяся личность: особенности и пути формирования

... нет". По теории Юнга архетип имеет такое же отношение к психическому, как инстинкт - к телесному. Архетип ... "индивидуализированную систему, которая может менять направление развития личности, интерпретируя жизненный опыт человека и придавая ему жизненный ... взглядам будет отдано максимум внимания в контрольной работе. Теория самоактуализации представляет собой сложное системное образование, включающее ...

2.3. Эмпатия, как механизм развития межличностных отношений…………..19

III. ПСИХОЛОГИЯ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ………………..21

3.1. Процесс межличностного воздействия……………………………………..22

3.2. Методы воздействия………………………………………………………….24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………27

ГЛОССАРИЙ……………………………………………………………………..29

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………………………31

ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………………33

ВВЕДЕНИЕ

Идеалистическую метафизику отличает от материалистической диалектики не само по себе признание целостности личности, а то, как понимается природа этого целого, как трактуются законы развития целого. Диалектический материализм устанавливает общественно-историческую природу человека, объективно материальную обусловленность его личности.1 В качестве одного из направлений информационного подхода к исследованию психической деятельности человека может быть использована Теория Информационного Метаболизма (Соционика), разработанная А.Аугустинавичюте, удачно соединившей идеи польского психиатра А.Кемпинского с идеями швейцарского психолога К.Г.Юнга. Это направление позволяет обнаружить «…четкие закономерности, выделив взаимодействие типов личности, их естественных группировок (квадр), а также взаимодействие и борьбу (т.е. интерференцию) идеологий, мировоззрений и элементов культуры, сформированных носителями различных ТИМов в определенных исторических условиях на основе особенностей их информационного метаболизма и контакта с окружающим миром, социумом В отечественной психологии юнговская типология, на которой базируется соционика, обычно относится к «типологиям характера», наряду с типологиями Э.Кречмера, П.Б.Ганнушкина, К.Леонгарда, А.Е.Личко и др. Однако, практический опыт работы в данном направлении и некоторые исследования, проведенные ранее автором, показывают, что Тип Информационного Метаболизма, используемый в соционике, не просто отождествляется с характером, а является самостоятельным психическим образованием, входящим в структуру личности. Кроме того, именно ТИМ, как связующее звено в исследовании психических явлений, может выступать в роли той целостной модели психики, о необходимости которой говорил В.Н.Дружинин .

Поэтому, цель настоящего психологического исследования состоит в определении особенностей соционического подхода к исследованию личности и межличностных отношений. Таким образом, если рассматривать личность и межличностные отношения в качестве объекта данного исследования, то предметом настоящего психологического исследования является соционический подход в исследовании личности и межличностных отношений. Впервые в отечественной литературе межличностные (межперсональные) отношения анализировались в 1975 г. в книге «Социальная психология». Проблема межличностных отношений в отечественной и зарубежной психологической науке в определенной степени исследована. В монографии Н. Н. Обозова (1979) обобщены результаты эмпирических исследований отечественных и зарубежных специалистов. Это наиболее глубокое и обстоятельное исследование и в настоящее время сохраняет свою актуальность. В последующих публикациях проблеме межличностных отношений уделяется мало внимания. За рубежом эта проблема анализируется в справочниках по социальной психологии. Наиболее интересным совместным исследованием Т. Хустона и Г. Левингера является «Межличностная привлекательность и межличностные отношения» (Huston, Levinger, 1978), не потерявшее значения и в настоящее время.

21 стр., 10094 слов

1.Психология как наука. Предмет, функции и задачи различных отраслей ...

... как следствие его развития. Коррекция психического развития — создание оптимальных условий для управления развитием. 2. Методы психологического исследования и специфика их применения в общей психологии, психологии развития, педагогической и социальной психологии Методы иссл ...

Главная задача, которая стоит перед социальной психологией, — раскрыть конкретный механизм «вплетения» индивидуального в ткань социальной реальности.2

I. МЕСТО ЛИЧНОСТИ И МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

1.1. Личность – сложность феномена

Да, великие и таинственные дела творятся вокруг того, что называют «личностью». Все, что можно об этом сказать, всегда на удивление неудовлетворительно и всегда чревато тем, что дискуссия заглохнет в чрезмерной, столь и пустой болтовне. Даже понятие «личность» в обычном словоупотреблении столь расплывчатое и с таким трудом поддающееся определению слово, что едва ли найдутся двое, которые вкладывают в него один и тот же смысл.3 Обзоры теоретических положений делались многими учеными, исследовавшими подобное разнообразие мнений. Многие исследователи подчеркивают необходимость ограничить и отграничить область психологии личности, поскольку изучение общественных отношений, составляющих ее сущность, входит в непосредственные задачи марксистской социологии. Различие между авторами становится более острым после такого ограничения, так как одни из них понимают область психологии личности лишь как исследования индивидуально-типических особенностей личности (например, К.Н.Корнилов), а другие полагают, что эта область более широка, включая общую теорию психических свойств человека в их связи с психическими солстояниями и процессами (например, Б.М.Теплов), всю совокупность субъективных отношений человека к объективной действительности и самому себе (например, В.Н.Мясищев), основные социально-психологические характеристики личности (например, В.И.Селиванов).4

16 стр., 7595 слов

Завистливость личности как фактор межличностных конфликтов

... к нарушению межличностного общения. Объектом работы будут являться межличностные отношения в целом, а предметом - завистливость в межличностных отношениях. Цель: выявить влияние завистливости личности на межличностное общение и ... старухи, её считали порождением дьявола. Такие образы использовались художниками, например, Джотто, для изображения этого пагубного чувства, которое своим ядом отравляет ...

А.Г.Асмолов, рассматривая различные теории личности, уделяет большое внимание анализу интеракционистских теорий. Интересны также точка зрения Ю.Б.Гиппенрейтер, которая базируется на взглядах А.Н.Леонтьева, и даже точка зрения К.К.Платонова (не пользующаяся в последнее время популярностью у большинства психологов).

Однако, для нашего исследования наибольший интерес все-таки представляет мысль А.Г.Асмолова: «…в схеме системной детерминации развития личности выделяют три следующих момента: индивидные свойства человека как предпосылки развития личности, социально-исторический образ жизни как источник развития личности и совместная деятельность как основание осуществления жизни личности в системе общественных отношений. За каждым из этих моментов стоят различные и пока недостаточно соотнесенные между собой области изучения личности»5.

Довольно подробный анализ черт психологической структуры личности дает Б.Г.Ананьев, особо выделяя при этом работы А.Г.Ковалева, В.Н.Мясищева и К.К.Платонова, отмечая, что расхождения их «в толковании понятия структуры личности весьма характерны для современного состояния проблемы». А.Г. Ковалев представляет личность как синтез сложных структур, таких как:

  1. темперамент (структура природных свойств)
  2. направленности (система потребности, интересов и идеалов)
  3. способности (система интеллектуальных, волевых и эмоциональных свойств).

В отличие от него, В.Н.Мясищев придерживался двупланового строения и функционирования психики — потенциального и процессуального.

По другому представляет себе уровень интеграции в структуре личности К.К.Платонов. В соответствии с рядом критериев он выделяет динамическую функциональную психологическую структуру личности, состоящую из четырех подструктур:

1) биологически обусловленные особенности (темперамент, половые и возрастные особенности, патологические органические изменения, задатки, инстинкты, простейшие потребности);

2) личный опыт, приобретенный в т.ч. и путем обучения (объем и качество имеющихся знаний, умений, навыков и привычек);

7 стр., 3334 слов

Дистанционные взаимодействия в системе отношений человек-человек

... механизм межличностного общения, какмы уже выяснили, в его структуре активно участвуют функции бессознательного. К основнымвидам энергетических взаимодействий в отношении человек- человек можно ... 1. О ведущейроли биоэнергетического излучения в процессе коммуникационных отношений ивзаимодействий между людьми. 2. О тесной связибиоэнергетического излучения с содержанием  бессознательного. Цели ...

3) индивидуальные особенности различных психических процессов, или психических функций, как форм отражения (которые наиболее сильно зависят от биологически обусловленных особенностей).

В качестве более поздних исследований можно отметить работу А.А.Малышева, где рассматривается структура личности.6

Богатая палитра взглядов на проблему «личности» и ее «структуры» в зарубежной психологии также исследовалась многими… Ограничимся кратким обзором только наиболее ярких представителей, интересных непосредственно для нашего исследования.

Так, например, взгляды видного американского психолога Г.Мерфи, представителя биосоциального подхода, подробно анализировал В.Н.Мясищев.

К биологическим составляющим личности Г.Мерфи относит:

1) тфизиологические предрасположения, возникающие из наследственных и эмбриональных предрасположенностей;

2) канализацию энергии как процесс, благодаря которому мотив или концентрация энергии находит путь к разрядке в поведении;

3) условно-рефлекторные ответы, представляющие собой связи между внутренними условиями тканей и специфическими формами поведения;

4) познавательные или перспективные навыки как продукты двух предыдущих компонентов.

В теории З.Фрейда вся человеческая психика делится на сознательное, предсознательное и бессознательное. При этом структура личности состоит из трех систем — «Оно» (Id), «Я» (Ego) и «Сверх Я» (Super-Ego).

Что же касается К.Г.Юнга, то, по словам Д.Я.Райгородского, понимание им феномена «личность» «…столь многоаспектное, что невозможно в рамках предисловия, даже пунктирно наметить его концепцию, суть и смысл которой щедро «рассыпаны» в 20-ти томах его собрания сочинений».

1.2. Изучение межличностных отношений

В отечественной психологии существует множество мнений по поводу того, какое место занимают межличностные отношения в реальной системе жизнедеятельности людей. И естественно, в первую очередь необходимо упомянуть о В.Н.Мясищеве, который считал, что самое главное, что определяет личность — «…ее отношения к людям, являющиеся одновременно взаимоотношениями…»7 Анализируя «месторасположение» межличностных отношений в социально-психологической литературе, Г.М.Андреева отмечает, что их рассматривают прежде всего относительно системы общественных отношений: в одном ряду, в основании или на самом верхнем уровне общественных отношений (Кузьмин, 1967); как отражение в сознании общественных отношений (Платонов, 1974).

6 стр., 2964 слов

Социально-психологический тренинг межличностного общения

... деятельности. Организационные особенности комплектования учебной группы и проведения социально-психологических тренингов межличностного общения: - малые группы тренинга, как правило, состоят из 7- 15 участников, ... при работе в группе ведущий должен отбросить все негативное содержание человеческих отношений, не проявлять накопленные отрицательные переживания; - ведущему необходимо иметь хорошо ...

Сама же она утверждает, что: «…природа межличностных отношений может быть правильно понята, если их не ставить в один ряд с общественными отношениями, а увидеть в них особый ряд отношений. возникающих внутри каждого вида общественных отношений, не вне их...»8

А.Аугустинавичюте выделяет шестнадцать форм интертипных отношений — как симметричных, так и несимметричных, рассматривая их на примере модели «Ю». Несколько позже Н.Н.Медведев показал варианты информационного взаимодействия на 8-ми элементной модели «А»: «…Всего видов взаимодействий может быть 16, начиная от взаимодействия людей тождественного типа личности… Мы не будем рассматривать взаимодействия конкретных типов личности, а постараемся установить единые для любого типа закономерности для всех 16 видов взаимоотношений. Анализ взаимоотношений в более многочисленных коллективах можно будет проводить только после анализа простейшего взаимодействия «личность-личность»…

В.А.Ляшкявичюс разработал таблицу интертипных отношений, которую часто «… и по праву сравнивают с таблицей Менделеева в химии. Так же как таблица Менделеева сделала из описательной химии науку с четкими законами и критериями, так и введение таблицы интертипных отношений внесло объективные критерии в науку о межличностных отношениях. Так же как по таблице Менделеева можно предсказать, в какие реакции будет вступать каждый элемент, так и по таблице интертипных отношений можно предсказать для каждого человека, с какими типами людей его взаимоотношения будут сказываться легко, а с какими — напряженно…«

II. ПОНЯТИЕ «МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ»

Межперсональные отношения тесно связаны с различными видами общественных отношений. Г. М, Андреева подчеркивает, что существование межличностных отношений внутри различных форм общественных отношений является реализацией обезличенных (общественных) отношений в деятельности конкретных людей, в актах их общения и взаимодействия.9

7 стр., 3372 слов

Семейные отношения и формирование личности ребенка

... труда наших преемников. Конфуцийговорил  о необходимости установлениягармоничных, светлых, добрых отношений в семье, отношений, основанных навзаимной любви друг к другу, взаимопомощи и взаимовыручке, ... С.Г. Екатеринбург 2002 СодержаниеВведение…………………………………………………..3Глава 1. Роль семьи в развитии личности. Цели воспитания. Задачи семьи …………………….5 Глава 2. Типы семейных взаимоотношений  ...

Общественные отношения — это официальные, формально закрепленные, объективизированные, действенные связи. Они являются ведущими в регулировании всех видов отношений, в том числе и межперсональных.

Межличностные отношения — это объективно переживаемые, в разной степени осознаваемые взаимосвязи между людьми. В их основе лежат разнообразные эмоциональные состояния взаимодействующих людей.

Эмоциональное содержание межличностных отношений (иногда его называют валентностью) изменяется в двух противоположных направлениях: от конъюнктивных (позитивных, сближающих) к индифферентным (нейтральным) и дизъюнктивным (негативным, разделяющим) и наоборот. Конъюнктивные чувства проявляются в различных формах позитивных эмоций и состояний, демонстрация которых свидетельствует о готовности к сближению и совместной деятельности. Индифферентные чувства предполагают проявления нейтрального отношения к партнеру. Сюда можно отнести безучастность, безразличие, равнодушие и пр. Дизъюнктивные чувства выражаются в проявлении различных форм негативных эмоции и состоянии, что расценивается партнером как отсутствие готовности к дальнейшему сближению и общению. В отдельных случаях эмоциональное содержание межличностных отношений может быть амбивалентным (противоречивым).

Конвенциональные проявления эмоций и чувств в формах и способах, характерных для тех групп, представители которых вступают в межличностные контакты, могут, с одной стороны, способствовать взаимопониманию общающихся, а, с другой стороны, затруднять взаимодействие (например, если общающиеся принадлежат к разным этническим, профессиональным, социальным и иным группам и используют различные невербальные средства общения).

Поведенческий компонент межличностных отношений реализуется в конкретных действиях. В случае если один из партнеров нравится другому, поведение будет доброжелательным, направленным на оказание помощи и продуктивное сотрудничество. Если же объект не симпатичен, то интерактивная сторона общения будет затруднена. Между этими поведенческими полюсами имеется большое количество форм интеракции, реализация которых обусловлена социокультурными нормами групп, к которым принадлежат общающиеся.

Социальная дистанция предполагает такое сочетание официальных и межличностных отношений, которое определяет близость общающихся, соответствующих социокультурным нормам общностей, к которым они принадлежат. Социальная дистанция позволяет сохранить адекватный уровень широты и глубины взаимосвязей при установлении межличностных отношений. Ее нарушение приводит первоначально к дизъюнктивным межличностным отношениям (во властных отношениях их до 52%, а в равностатусных — до 33%), а затем и к конфликтам.10

6 стр., 2774 слов

Вербальные и невербальные средства общения 6

... Стилистический барьер непонимания может разрушить нормальную межличностную коммуникацию. Он возникает при несоответствии стиля речи коммуникатора и ситуации общения или стиля речи и актуального психологического ... друг друга; Обмен эмоциями– возбуждение в партнере нужных эмоциональных переживаний; Установление отношений– осознание своего места в системе ролевых, статусных, деловых и прочих связей ...

Психологическая дистанция характеризует степень близости межличностных отношений между партнерами по общению (приятельские, товарищеские, дружеские, доверительные).

По нашему представлению, данное понятие подчеркивает определенный этап в динамике развития межличностных отношений.

Межличностная совместимость — это оптимальное сочетание психологических особенностей партнеров, способствующих оптимизации их общения и деятельности. В качестве равнозначных слов используются «гармонизация», «согласованность», «консолидация» и пр. Межличностная совместимость основана на принципах сходства и взаимодополнительности. Ее показателями являются удовлетворенность совместным взаимодействием и его результатом. Вторичный результат — появление взаимной симпатии. Противоположный феномен совместимости — это несовместимость, а чувства, вызываемые ею — антипатия.

Межличностная привлекательность — это сложное психологическое свойство личности, которое как бы «притягивает к себе» партнера по общению и непроизвольно вызывает у него чувство симпатии. Обаяние личности позволяет ей располагать к себе людей.

2.1. Особенности личности, влияющие на формирование межличностных отношений

Благоприятной предпосылкой для успешного формирования межличностных отношений является взаимная информированность партнеров друг о друге, сформированная на основе межличностного познания. Развитие межличностных отношений во многом обусловливается особенностями общающихся. К ним относятся пол, возраст, национальность, свойства темперамента, состояние здоровья, профессия, опыт общения с людьми и некоторые личностные характеристики.

Пол. Своеобразие межличностных отношений между полами проявляется уже в детстве. Мальчики по сравнению с девочками еще в детском возрасте активнее вступают в контакты, участвуют в коллективных играх, взаимодействуют со сверстниками. Такая картина наблюдается и у взрослых мужчин. Девочки тяготеют к общению в более узком кругу. Они устанавливают отношения с теми, кто им нравится. Содержание же совместной деятельности для них не очень важно {у мальчиков наоборот).

У женщин круг общения значительно меньше, чем у мужчин. В межличностном общении они испытывают значительно большую потребность в самораскрытии, передаче другим личностной информации о себе. Чаще они жалуются на одиночество.11

Для женщин более значимы особенности, проявляющиеся в межличностных отношениях, а для мужчин — деловые качества,

14 стр., 6885 слов

Межличностные отношения в коллективе

... процесс взаимодействия между людьми, в ходе которого возникают, проявляются и формируются межличностные отношения. Общение предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями и попытками взаимного влияния, оно является решающим ...

В межличностных отношениях женский сталь направлен на уменьшение социальной дистанции и установление психологической близости с людьми. В дружеских отношениях женщины делают акцент на доверии, эмоциональной поддержке и интимности. «Дружеские отношения у женщин менее устойчивы. Свойственная женской дружбе близость по очень широкому кругу вопросов, обсуждение нюансов собственных взаимоотношений усложняет их». Расхождение, недопонимание и эмоциональность расшатывают женские межперсональные отношения.

У мужчин межличностные отношения характеризуются большей эмоциональной сдержанностью и предметностью. Они легче раскрываются перед незнакомыми людьми. Их стиль межличностных отношений направлен на поддержание своего имиджа в глазах партнера по общению, показ своих достижений и притязаний. В дружеских отношениях мужчины фиксирую г чувство товарищества и оказание взаимной поддержки.

Возраст. Потребность в эмоциональном тепле появляется в младенчестве и с возрастом постепенно превращается в разной степени осознанности психологическую привязанность детей к людям, которые создают для них психологический комфорт.12 С возрастом люди постепенно утрачивают в межличностных отношениях свойственную юности открытость. На их поведение накладываются многочисленные социокультурные нормы (особенно профессиональные и этнические).

Особенно сужается круг контактов после вступления молодых людей в брак и появления детей в семье. Многочисленные межличностные отношения уменьшаются и проявляются в производственной и родственной сферах. В среднем возрасте, когда дети подросли, межличностные отношения снова расширяются. В старшем и преклонном возрасте интерперсональные отношения приобретают весомость. Эго объясняется тем, что дети выросли и у них свои привязанности, активная трудовая деятельность заканчивается, круг общения резко сужается. В преклонном возрасте старые дружеские отношения играют особую роль.

Национальность. Этнические нормы обусловливают общительность, рамки поведения, правила формирования межличностных отношений. В разных этнических общностях межперсональные связи строятся с учетом положения человека в обществе, половозрастных статусов, принадлежности к социальным слоям и религиозным группам и пр.

Некоторые свойства темперамента влияют на формирование межличностных отношений. Экспериментально установлено, что холерики и сангвиники легко устанавливают контакты, а флегматики и меланхолики испытывают затруднения. Закрепление межличностных отношений в парах «холерик с холериком» «сангвиник с сангвиником» и «холерик с сангвиником» затруднено. Устойчивые межперсональные связи образуются в парах «меланхолик с флегматиком», «меланхолик с сангвиником» и «флегматике сангвиником».13

Состояние здоровья. Внешние физические недостатки, как правило, негативно сказываются на «Я-концепции» и в конечном итоге затрудняют формирование межличностных отношений.

Временные заболевания влияют на общительность и устойчивость интерперсональных контактов. Заболевания щитовидной железы, различные неврозы и др., связанные с повышенном возбудимостью, раздражительностью, тревожностью, психической неустойчивостью и пр., — все это как бы «раскачивает» межличностные отношения и негативно влияет на них.

Профессия. Межличностные отношения формируются во всех сферах жизнедеятельности человека, но наиболее устойчивыми являются те. которые появляются в результате совместной трудовой деятельности. В ходе выполнения функциональных обязанностей не только закрепляются деловые контакты, но и зарождаются и развиваются межличностные отношения, которые в дальнейшем приобретают многосторонний и глубокий характер. Если по роду профессиональной деятельности человеку приходится постоянно общаться с людьми, то у него появляются навыки и умения установления межличностных контактов (например, у юристов, журналистов и др.).

Опыт общения с людьми способствует приобретению устойчивых умений и навыков интерперсональных отношений, основанных на социальных нормах регуляции, с представителям» разных групп в обществе. Самооценка. Адекватная самооценка позволяет личности объективно оценивать свои особенности и соотносить их с индивидуально-психологическими качествами партнера по общению, с ситуацией, выбирать соответствующий стиль межличностных отношений и корректировать его в случае необходимости.

Завышенная самооценка привносит в интерперсональные отношения элементы высокомерия и снисходительности. Если партнера по общению устраивает такой стиль межличностных отношений, го они будут достаточно устойчивы, в противном же случае они приобретают напряженный характер.

Заниженная самооценка личности вынуждает ее подстраиваться к стилю межличностных отношений, которые предлагаются партнером по общению. В то же время это может вносить определенную психическую напряженность в межличностные отношения в связи с внутренним дискомфортом личности.

2.2. Процесс формирование межперсональных отношений

Он включает динамику, механизм регулирования (эмпатию) и условия их развития.

Динамика межличностных отношений. Интерперсональные отношения зарождаются, закрепляются, достигают определенной зрелости, после чего могут ослабляться и потом прекращаться. Они развиваются в континууме, имеют определенную динамику.

Динамика развития межличностных отношений во временном континууме проходит несколько этапов (стадий): знакомство, приятельские, товарищеские и дружеские отношения. Процесс ослабления межличностных отношений в «обратную» сторону имеет такую же динамику (переход от дружеских к товарищеским, приятельским и затем идет прекращение отношений).

Длительность каждого этапа зависит от многих составляющих межперсональных отношений.

Процесс знакомства осуществляется в зависимости от социокультурных и профессиональных норм общества, к которому принадлежат будущие партнеры по общению.

Приятельские отношения формируют готовность — неготовность к дальнейшему развитию межличностных отношений. Если позитивная установка у партнеров сформирована, то это является благоприятной предпосылкой к дальнейшему общению.

Товарищеские отношения позволяют закрепить межличностный контакт. Здесь происходит сближение взглядов и оказание поддержки друг другу (на этом этапе используются такие понятия, как «поступить по-товарищески», «товарищ по оружию» и пр.).

Межличностные отношения на этой стадии характеризуются устойчивостью и определенным взаимным доверием.

При исследовании дружеских (доверительных) отношений наиболее интересные и глубокие результаты получены И. С. Коном, Н. Н. Обозовым, Т. П. Скрипкиной (Обозов, 1979; Кон, 1987, 1989; Скрипкина, 1997).

По мнению И. С. Кона, дружеские отношения всегда имеют общее предметное содержание — общность интересов, целей деятельности, во имя которой друзья соединяются (объединяются), и одновременно предполагают взаимную привязанность.14

Дружеские отношения в молодые годы сопровождаются интенсивными контактами, психологической насыщенностью и большей значимостью. При этом высоко ценятся чувство юмора и общительность.

Взрослые в дружеских отношениях больше ценят отзывчивость, честность и социальную доступность. Дружеские отношения в этом возрасте более стабильны. «В активном среднем возрасте акцент на психологическую интимность как важнейший признак дружбы несколько ослабевает и дружеские отношения утрачивают свой ореол тотальности».

Дружеские отношения у старшего поколения большей частью связаны с семейными узами и людьми, которые имеют одинаковый с ними жизненный опыт и ценности.

2.3. Эмпатия как механизм развития межличностных отношений

Эмпатия — это отклик одной личности на переживания другой. Н. Н. Обозов рассматривает эмпатию как процесс (механизм) и включает в него когнитивные, эмоциональные и действенные компоненты. По его мнению, эмпатия имеет три уровня.

В основе иерархической структурно-динамической модели лежит когнитивная эмпатия (первый уровень), проявляющаяся в виде понимания психического состояния другого человека без изменения своего состояния.

Второй уровень эмпатии предполагает эмоциональную эмпатию, не только в виде понимания состояния другого человека, но и сопереживания и сочувствия ему, эмпатического отреагироиания. Данная форма эмпатии включает два варианта. Первый связан с простейшим сопереживанием, в основе которого лежит потребность в собственном благополучии. Другая, переходная форма от эмоциональной к действенной эмпатии, находит свое выражение в виде сочувствия, в основе которого лежит потребность в благополучии другого человека.

Третий уровень эмпатии — высшая форма, включающая когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты. Она в полной мере выражает межличностную идентификацию, которая является не только мысленной (воспринимаемой и понимаемой) и чувственной (сопереживаемой), но и действенной. На этом уровне эмпатии проявляются реальные действия и поведенческие акты по оказанию помощи и поддержки партнеру по общению (иногда такой стиль поведения называется помогающим).

Между тремя формами эмпатии существуют сложные взаимозависимости.15 В изложенном подходе достаточно убедительно и логично обоснованы второй и третий уровни эмпатии (эмоциональная и действенная).

Вместе с тем ее первый уровень (когнитивная эмпатия), связанный с пониманием состояния других людей без изменения своего состояния), является, по нашему представлению, чисто когнитивным процессом.

Различные формы эмпатии базируются на чувствительности человека к своему и чужому миру. В ходе развития эмпатийности как свойства личности формируется эмоциональная отзывчивость и способность прогнозировать эмоциональное состояние людей. Эмпатия может быть в разной степени осознанной. Ею могут обладать один или оба партнера по общению.

Важное значение в формировании межличностных отношений имеют конкретные условия, в которых люди общаются. Прежде всего это связано с видами совместной деятельности, в ходе которой устанавливаются межперсональные контакты (учеба, работа, отдых), с ситуацией (обычная или экстремальная), этнической средой (моно- или полиэтническая), материальными ресурсами и т. д.

III. ПСИХОЛОГИЯ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ

Психологическое воздействие — это направленная передача информации от одного человека к другому с целью оказания изменения психологических характеристик, поведения и других особенностей партнера по общению. Транслируемая информация может быть как в вербальной, так и невербальной форме. Психологическое воздействие в большинстве случаев сводится к взаимному обмену информацией, влиянию и взаимовлиянию, к взаимовоздействию. Роль психологического воздействия на практике весьма значительна (например, с его помощью можно в реальной жизни управлять людьми).

В этом плане психологическое воздействие часто может являться конечной целью общения, предполагающей сформировать у партнера по межличностному контакту определенные убеждения и мотивацию. В содержательном плане психологическое воздействие может быть педагогическим, управленческим, идеологическим и т. д.

Системный подход к психологическому воздействию аналогичен межличностному восприятию. В него входят субъект, объект и процесс психологического воздействия.16 Выделение названных выше элементов необходимо для глубокого и обстоятельного анализа. В реальной жизни инициатива воздействия может переходить от субъекта к объекту и наоборот. Тот, кто первый начал серию воздействий, может называться субъектом (инициатором), а тот, кто испытал его влияние, — объектом (адресатом влияния, реципиентом).

3.1. Процесс межличностного воздействия

Процесс психологического воздействия (влияния), будут, в свою очередь, многомерной системой включает стратегию, тактику, динамику, средства, методы, формы, аргументацию и критерии эффективности воздействия.

Стратегия — это способы действии субъекта по достижению главной цели психологическою воздействия на реципиента. Два основных типа стратегии психологического воздействия можно обозначить как монологический и диалогический.17 Субъект воздействия, руководствующимся монологической стратегией, ведет себя таким образом, как если бы только он был полноправным субъектом и носителем истины, а реципиент — лишь объектом влияния. Он сам, как правило, безотносительно к предпочтениям реципиента, устанавливает цель воздействия Что же касается процесса воздействия, то часто субъект вынужден для обеспечения его результативности учитывав особенности реципиента. В рамках монологического типа стратегии выделяются два полтипа императивный и манипулятивный. При императивной стратегии желаемый результат воздействия прямо указывается субъектом, на понимание и исполнение предписании которого должна быть направлена активность реципиента. При манипулятвной стратегии цель воздействия прямо не провозглашается, а достигается посредством формирования субъектом воздействия активности реципиента таким образом, чтобы она разворачивалась в желательном для него направлении.18

В отличие от манипулятивной стратегии, диалогическая (развивающая) стратегия исходит из признания субъективном полноценности и принципиального равноправия взаимодействующих партнеров и поэтому стремится абстрагировался от всевозможных различий между ними.

Тактика — это решение промежуточных задач психологического воздействия посредством использования различных психологических приемов. Тактика воздействия обуславливается его задачами. Все тактики можно подразделить на две основные группы кратковременного и длительного эффекта.

При адекватной интенсивности, воздействие может более или менее фиксировать на себе сознание реципиента, затрагивать его эмоции и побуждать к корректировке своего поведения.19

Средства воздействия могут быть вербальными и невербальными (паралингвистическими и экстралингвистическими}. По сравнению с другими элементами процесса средства влияния являются наиболее вариативными. При их адекватном подборе они могут обеспечить эффективность оказания воздействия. Основой успеха является выбор системы аргументации, убедительной для реципиента, базирующейся на реальных условиях жизни и учитывающей психологические особенности объекта.20 Система аргументации может включать мировоззренческие доказательства, сведения, характеризующие образ жизни, и пр. Что же касается использования невербальных средств воздействия, то в целом они должны быть адекватны объекту, субъекту и условиям воздействия.

3.2. Методы воздействия

К методам воздействия относятся убеждение и принуждение (на уровне сознания), внушение, заражение и подражание (на неосознаваемом уровне психики).

Последние три метода относятся к социально-психологическим.

Убеждение применительно к психологическому воздействию может выполнять несколько функций: информационную, критическую и конструктивную. В зависимости от личности объекта значимость их различна. Информационная функция зависит от степени информированности реципиента по предмету (проблеме, вопросу) воздействия. Критическая функция заключается в оценке взглядов, мнений, стереотипов ценностных ориентации объекта. Особенно важна роль данной функции в спорах, дискуссиях и пр., т. е. в процессе переубеждения реципиента. Конструктивная функция проявляется в формировании у объекта новых взглядов, подходов и установок. Переубеждение по сравнению с убеждением является более сложным, трудоемким и для реципиента психологически болезненным процессом, поскольку у него происходит ломка сложившихся взглядов и представлений, разрушение старых и формирование новых установок. В связи с этим коммуникатору приходится затрачивать значительно больше психологических и иных ресурсов на процесс воздействия. «В переубеждении людей требуется большая осторожность, терпимость, доброжелательность и такт, ведь расстаться человеку со своими убеждениями довольно трудно даже тогда, когда он понял их несостоятельность и ошибочность».21

Принуждение как метод воздействия имеет две модификации: физическое и морально-психологическое принуждение. Первая связана с применением физической или военной силы. Вторая модификация проявляется, например, в управленческой или воспитательной практике. Метод принуждения, с психологических позиций, по сути, совпадает с методом убеждения. В обоих случаях задача коммуникатора заключается в том, чтобы реципиент принял его предложение.

Под внушением (суггестией) понимается целенаправленное, неаргументированное воздействие, основанное на некритическом восприятии информации. Данный метод уже давно привлекает внимание ученых, в связи с чем по нему проводилось большое количество исследований, Активно используется внушение в педагогической и врачебной практике, в военном деле, в средствах массовой информации и пр.

Заражение заключается в бессознательной и невольной подверженности людей определенным психическим состояниям. Заражение имеет интегративную и экспрессивную функции. Первая используется для усиления монолитности группы, вторая связана со снятием психической напряженности. Экспрессивная функция заражения ярко проявляется на зрелищных мероприятиях. Влияние метода заражения можно наблюдать и при удачной шутке говорящего (выступающего).

Подражание заключается в осознанном или неосознанном следовании объекта манере поведения пли примеру субъекта воздействия. Подражание активно используется, например, в педагогической и управленческой деятельности. Следование образцам достойного поведения преподавателей и руководителей позволяет формировать у обучающихся или подчиненных высокие личные и деловые качества. Эффективность подражания зависит от возраста, пола, личных и деловых качеств субъекта и объекта, взаимоотношений между ними и многих других характеристик.

Формы межличностного воздействия могут быть речевыми (письменными и устными), наглядными и демонстрационными. Выделение названных форм необходимо для научного анализа и выработки конкретных рекомендаций по оптимизации психологического воздействия в практической работе. Легче всего воспринимаются устные (речевые), наглядные и особенно демонстрационные формы.

Система аргументации предполагает абстрактные доказательства и сведения конкретного характера. Как показывают исследования, наиболее эффективной является фактическая и цифровая информация, которая легче запоминается и сопоставляется. В качестве критерия эффективности довода (величины его вклада в конечный продукт взаимодействия) может являться мера сближения позиций участников беседы. Критерии эффективности воздействия могут быть стратегическими (отсроченными в перспективе, например, мировоззренческими) и тактическими (промежуточными), которыми руководствуется субъект в процессе воздействия на партнера (к примеру, речевыми высказываниями, мимикой и пр.).

В качестве промежуточных критериев эффективности межличностного воздействия субъект может использовать изменение психофизиологических, функциональных, паралингвистических, вербальных, проксемических и поведенческих характеристик объекта. Использование критериев желательно осуществлять в системе, сопоставляя их интенсивность и частоту проявления.

Условия воздействия включают место и время общения, количество участников общения, на которых оказывается воздействие.22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Для измерения различных аспектов межличностных отношений существуют многочисленные методики и тесты. Среди них диагностика межличностных отношений Т. Лири (доминирование—подчинение, дружелюбие—агрессивность), методика «Q-сортировка» (зависимость—независимость, общительность—необщительность, принятие борьбы—избегание борьбы), тест описания поведения К. Томаса (соперничество, сотрудничество, компромисс, избежание, приспособление), методика межличностных предпочтений Дж. Морено по измерению социометрического статуса в группе (предпочтение—отвержение), опросник эмпатических тенденций А. Меграбяна и Н. Эпштейна. методика уровня эмпатических способностей В. В. Бойко, методика И. М. Юсупова для измерения уровня эмпатийных тенденций, авторские методики В. Н. Куницыной, анкетная методика В. Азарова по изучению импульсивности и волевой регуляции в общении, методика оценки уровня общительности В. Ф. Ряховского и др.

Психика человека целостна, многомерна и многоуровнева. Причем, по словам Я.А.Пономарева, все ее уровни «-представляют собой неразрывную цепь, в которой высшая часть нижеследующего звена обязательно является низшей частью вышеследующего звена. Работа вышестоящего звена опосредствуется всей цепью. Но как хорошо известно, высшее звено после своего возникновения постепенно занимает доминирующее место во всей цепи, подчиняет себе работу всех нижележащих звеньев, как бы организует, направляет ее. Как уже говорилось, каждое звено подчиняется не только общим для всей цепи законоиерностям, но и своим специфическим, только ему присущим законам. Указанные звенья поэтому и представляют предметы различных наук, и вместе с тем эти различные науки должны взаимно обеспечивать друг друга необходимыми для любых смежных наук данными».

Поэтому, для более полного и адекватного познания человека необходимо объединение усилий как соционики, так и психологии. Причем, для психологии это дает возможность практического использования методов системного подхода и особенно — моделирования, а для соционики — наполнить»бездушные схемы» конкретным личностным содержанием, а также обеспечить научную строгость эмпирическим соционическим исследованиям. Подобный альянс позволит успешно решить ряд методологических проблем, обозначенных нами ранее. А это, в свою очередь, может действительно привести к созданию в ХХI веке новых — «психоинформационных технологий».

ГЛОССАРИЙ

№п/п

Новые понятия

Содержание

1

2

3

1

Межперсональные отношения

тесно связаны с различными видами общественных отношений.

2

Общественные отношения

это официальные, формально закрепленные, объективизированные, действенные связи. Они являются ведущими в регулировании всех видов отношений, в том числе и межперсональных.

3

Межличностные отношения

это объективно переживаемые, в разной степени осознаваемые взаимосвязи между людьми. В их основе лежат разнообразные эмоциональные состояния взаимодействующих людей.

4

Межличностная совместимость

это оптимальное сочетание психологических особенностей партнеров, способствующих оптимизации их общения и деятельности.

5

Межличностная привлекательность

это сложное психологическое свойство личности, которое как бы «притягивает к себе» партнера по общению и непроизвольно вызывает у него чувство симпатии. Обаяние личности позволяет ей располагать к себе людей.

6

Интерперсональные отношения

зарождаются, закрепляются, достигают определенной зрелости, после чего могут ослабляться и потом прекращаться.

7

Приятельские отношения

формируют готовность — неготовность к дальнейшему развитию межличностных отношений.

8

Товарищеские отношения

позволяют закрепить межличностный контакт.

9

Эмпатия

это отклик одной личности на переживания другой.

10

Психологическое воздействие

это направленная передача информации от одного человека к другому с целью оказания изменения психологических характеристик, поведения и других особенностей партнера по общению.

11

Стратегия

это способы действии субъекта по достижению главной цели психологическою воздействия на реципиента.

12

Тактика

это решение промежуточных задач психологического воздействия посредством использования различных психологических приемов. Тактика воздействия обуславливается его задачами.

13

Убеждение

применительно к психологическому воздействию может выполнять несколько функций: информационную, критическую и конструктивную.

14

Переубеждение

по сравнению с убеждением является более сложным, трудоемким и для реципиента психологически болезненным процессом, поскольку у него происходит ломка сложившихся взглядов и представлений, разрушение старых и формирование новых установок.

15

Принуждение

как метод воздействия имеет две модификации: физическое и морально-психологическое принуждение. Первая связана с применением физической или военной силы. Вторая модификация проявляется, например, в управленческой или воспитательной практике.

16

Внушение

понимается целенаправленное, неаргументированное воздействие, основанное на некритическом восприятии информации.

17

Заражение

заключается в бессознательной и невольной подверженности людей определенным психическим состояниям.

18

Подражание

заключается в осознанном или неосознанном следовании объекта манере поведения пли примеру субъекта воздействия.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Андреева Г. М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс. 2000, 376 с.

2. Андреева Г.М.. Богомолов Н.Н, Петровская Л.А. Зарубежная социальная психология в XX столетии. М.: 2001, 37 с.

3. Аргайл М. Психология счастья. М., 1990, 94 с.

4. Афонин Н. С. Эффективность лекционной пропаганды: социально-психологический аспект. М., 1975, 258 с .

5. Балл Г.А,. Бургин М.С. Анализ психологического воздействия и его педагогическое значение // Вопросы психологии. 1994. №4, 56-66 с.

6. Бобнев М. И. Социальные нормы и регуляция поведения. М , 1975, 86 с.

7. Бодалев А. А. Восприятие и понимание человека человеком. Л.: ЛГУ, 1982, 124 с.

8. Бодалев А. А. Психология общения. Москва-Воронеж, 1996, 67-85 с.

9. Дерябо С., Левин В. Гроссмейстер общения. М., 1996, 53 с.

10. Доценко Е.Л. Психология манипуляции, М., 2000, 34 с.

11. Дубровский Д. И. Обман. Философско-психологический анализ. М., 1994, 214 с.

12. Кон И. С. Дружба. М., 1987, 174 с.

13. Кон И. С. Психологии ранней юности. М., I964, 18 с.

14. Кузин Ф. А. Культура делового общения. М., 1996, 115 с.

15. Леонтьев А. А. Общение как объект психологического исследования. // Методологические проблемы социальной психологии, М. Наука, 1975, 166 с.

16. Леонтьев А. А. Психология общения. Тарту, 1974, 154 с.

17. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. М . 1985, 296 с

18. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1999, 65 с.

19. Mайерс Д. Социальная психология. СПб., 1997, 69 с.

Межличностное общение: Хрестоматия. СПб.. Питер, 2001, 358 с.

20. Мицич П.Аргументация: цели, условия, приемы// Психология влияния, СПб,, 2000, 367-396 с.

21. Мясишев В. Н. Психология отношении. Москва-Воронеж. 1995, 197 с.

22 Ниренберг Д,, КалероТ. Читать человека — как книгу. М., 1990, 96 с.

23. Обозов Н. Н. Межличностные отношения. Л.: ЛГУ. 1979, 87 с.

24. Общение и оптимизация совместной деятельности. / Под ред. Г. М. Андреевой, Я.Яноушека. М.: МГУ, 1987, 87 с.

25. Росс Л., Нисбетт Р. Человек и ситуация. М., 1999, 315 с.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ (ПО МАЛЫШЕВУ А,А,)

Приложение 2

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К МЕЖЛИЧНОСТНОМУ ВОЗДЕЙСТВИЮ

1 Мясищев В.Н. «Понятие личности в аспектах нормы и патологии». // Психология личности. Т.2. Хрестоматия. — Самара: Изд. Дом «БАХРАХ», 1999, с.197-244.

2 Андреева Г.М. «Социальная психология». Учебник для высших учебных заведений. -М.: Аспект Пресс, 1998. с. 376

3 Юнг К.Г. «Психологические типы». / Пер. с нем. / Под общ. ред. В.В.Зелинского. — Мн.: ООО «Попурри», 1998. с. 656

4 Ананьев Б.Г. «Психологическая структура личности и ее становление в процессе индивидуального развития человека». // Психология личности. Т.2. Хрестоматия. — Самара: Изд. Дом «БАХРАХ», 1999, с.7-94

5 Асмолов А.Г. «Психологическая структура личности и ее становление в процессе индивидуального развития человека». // Психология личности. Т.2. Хрестоматия. — Самара: Изд. Дом «БАХРАХ», 1999, с.345-384.

6 Приложение 1

7 Мясищев В.Н. «Понятие личности в аспектах нормы и патологии». // Психология личности. Т.2. Хрестоматия. — Самара: Изд. Дом «БАХРАХ», 1999, -с.197-244.

8 Андреева Г.М. «Социальная психология». Учебник для высших учебных заведений. -М.: Аспект Пресс, 1998. с. 376

9 Андреева Г.М. «Социальная психология». Учебник для высших учебных заведений. -М.: Аспект Пресс, 1998. с. 376

10 Обозов Н.Н. «Психология межличностных отношений». — К.: «Лыбидь», 1990. с. 192

11 Лазурский А.Ф. «Классификация личностей». // Психология индивидуальных различий. Тексты / Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, В.Я.Романова. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982.с.179-198

12 Кон И. С. «Дружба.» М., 1987. С.174

13 Обозов Н.Н. «Психология межличностных отношений». — К.: «Лыбидь», 1990. С. 192

14 Кон И. С. «Дружба». М., 1987. с.174

15 Обозов Н.Н. «Психология межличностных отношений». — К.: «Лыбидь», 1990. с. 192

16 Приложение 2

17 . Балл Г.А,. Бургин М.С. Анализ психологического воздействия и его педагогическое значение // Вопросы психологии. 1994. №4, с. 56-66.

18 Доценко Е.Л. Психология манипуляции, М., 2000. с. 34

19 . Бодалев А. А. «Восприятие и понимание человека человеком». Л.: ЛГУ, 1982 с. 98

20 . Мицич П. «Аргументация: цели, условия, приемы»// Психология влияния, СПб,, 2000. С. 367-396

21 . Афонин Н. С. «Эффективность лекционной пропаганды: социально-психологический аспект». М., 1975. с. 258

22 Росс Л., Нисбетт Р. «Человек и ситуация». М., 1999 с. 315