1. Эволюционизм (Англия, Германия, Франция, сша)
Англия
Эдуард Тайлор (1832-1917)
— «Исследования в области древней истории человечества», 1865
идея о прогрессивном поступательном развитии человеческой культуры от первобытного состояния до современной цивилизации; о преемственности и взаимосвязи разных народов; различия между народами связаны не с расовой принадлежностью, а с разными ступенями развития культуры.
— «Первобытная культура», 1871
идея прогрессивного развития культур; человек – часть природы; все люди одинаковы по психологическим интеллектуальным задаткам; у всех народов есть одинаковые черты культуры; разнообразие культур определяется разными ступенями развития общества.
Герберт Спенсер (1820-1903)
— «Основы социологии», 1876-1896
концепция эволюции как особого типа последовательных необходимых изменений культурных феноменов; аналогия между обществом и организмом.
Джеймс Фрезер
Джон Леббок
Германия
Адольф Бастиан (1826-1905)
— идея о развитии человеческой истории от несовершенного к совершенному. Психология – краеугольный камень единого мировоззрения людей. Единство человеческой психики обусловливает единство человеческой культуры. Психологизм и биологизация всех общественных явлений. Этнология – естественная наука.
США
Льюис Генри Морган (1818-1881)
«Первобытное общество», 1871; «Древнее общество», 1877.
— родовая организация – универсальная основа древних обществ; превращение материнского рода в отцовский в связи с накоплением собственности и передачи ее по наследству; попытка периодизации первобытного общества и истории человечества – дикость, варварство и цивилизация.
Основные идеи эволюционизма:
- человеческий род един; люди имеют равные умственные способности, что определяет единство развития культуры в разных частях света;
- в обществе имеет место непрерывный прогресс;
- развитие культуры многоступенчато и едино для всех культур;
- общественное развитие подчиняется законам эволюции живой природы;
- культурные различия народов обусловлены их ступенью развития.
Слабые стороны эволюционизма:
Историческое развитие человеческого сознания
... своего труда, тем большую власть приобретали над жизненными обстоятельствами. Историческое развитие человеческого сознания оказался прежде всего в обогащении ее содержания, отражающий объективную ... то же время историческое развитие людей создает предпосылки для индивидуального развития человеческой личности, ее сознания. Влияние истории человеческой жизни на развитие человека определяют, во-первых, ...
- вершина развития – европейская цивилизация; все народы должны прийти к ценностям европейской культуры;
- непрерывное прямолинейное развитие культуры происходит путем чисто количественных изменений, без учета диалектики исторического процесса;
- излишняя биологизация общественных явлений и излишнее значение психологического фактора;
- прием проведения аналогии между народами, стоящими на разных уровнях развития
2. Диффузионизм (Германия, сша, Англия)
Германия
Фридрих Ратцель (1844-1904)
«Антропогеография», 1882-1891
- вызванные природными условиями различия между культурами народов постепенно сглаживаются благодаря пространственным перемещениям этнографических предметов через культурные контакты народов. Фактор распространения этнографических предметов важнее, чем роль языков и расовых признаков.
Лео Фробениус (1873-1938)
«Происхождение африканских культур», 1898
- теория «культурных кругов»; изменение культуры является следствием распространения не отдельных элементов, а целых комплексов явлений культуры. Культуры — живые организмы, человек — не творец культуры, а ее продукт и носитель.
Основные идеи диффузионизма:
- культура – живой организм, развивающийся в определенных географических условиях; каждый элемент культуры возникает в конкретном регионе и оттуда распространяется по всему миру;
- факторы развития культуры – заимствования и смешение ее элементов (предметы материального быта, мифы, культы, обычаи);
- у каждой культуры есть свой центр зарождения и распространения;
- каждый элемент культуры возникает только однажды; по карте его распространения можно определить место возникновения каждого элемента.
Слабые стороны диффузионизма:
- стремление заменить основанное на принципах историзма понимание развития культуры механистическими принципами посредством перемещения ее элементов;
- отрицание наличия всемирно-исторических законов – взамен идеи единичности и неповторимости явлений
3. Социологическая школа (Франция)
Франция
Эмиль Дюркгейм (1858-1917)
— человеческие общества – закрытые статичные системы, их исследование должно осуществляться с помощью метода изучения социальных фактов. Классификация обществ по уровню развития приводит к выводу, что всякое общество – это усложненная модификация одного и того же первобытного общества.
— учение о коллективных представлениях: человеческое сознание существует в двух формах – как коллективное и как индивидуальное. Индивидуальное сознание специфично для каждого конкретного человека и определяется особенностями его психики. Коллективное сознание находит выражение в мифах, верованиях, морали и права и укореняется в социальной жизни.
Передовой педагогический опыт, его значение на современном этапе ...
... считает, что каждому этапу изучения опыта (обнаружение – изучение – обобщение – распространение – внедрение) соответствуют свои критерии. На этапе обнаружения (выявления) главный критерий ... актуальность, которая выражается в соответствии опыта современным тенденциям общественного развития, передовым идеям педагогической науки и практики, региональной образовательной политике; профессиональным ...
Люсьен Леви-Брюль (1857-1939) «Первобытное мышление» (1930)
— человек — биосоциальное существо, в котором сосуществуют два начала: индивидуальное (его основой является организм) и социальное, которое формируется обществом. Общество — это независимая от индивидов вне- и над-индивидуальная реальность. Оно доминирует над ними и является источником всех высших ценностей. Общество — это совокупность коллективных представлений — общих идей, религии, правил морали, интеллектуальных операций, социальных норм и обычаев.
Основные идеи социологической школы:
- комплекс «коллективных представлений» каждого общества обеспечивают его устойчивость;
- функция культуры – в объединении общества;
- мораль каждого общества изменчива и динамична;
- переход от одной стадии общественного развития происходит не плавно, а рывками.
Слабые стороны социологической школы:
- несмотря на то что главным объектом исследования полагалось общество, система нравственных связей и проблемы этнопсихологии, каждое общество рассматривалось при этом изолированно, отрицались исторические законы развития.
4. Функционализм (Англия)
Англия
Бронислав Малиновский (1884-1942)
«Научная теория культуры», 1944
— задачи этнологии состоят в изучении функции культурных явлений и их взаимосвязей. Важно раскрыть механизмы действия и воспроизводства социальных структур и культуры. Культура есть единое гармонически функционирующее целое, каждая часть которого выполняет определенную функцию, важную для целого.
Альфред Радклифф-Браун (1881-1955)
Создатель социальной антропологии, задача которой − в поиске общих законов социального и культурного развития.
— жизнь общества – динамическая система взаимозависимых элементов, основанная на взаимной вере и функциональной совместимости.
Основные идеи функционализма:
- человеческое общество – часть объективного мира, развивается как живой организм; его элементы выполняют свою функцию;
- культура служит основным потребностям человека;
- ключевая роль культуры – в наличии обычаев, ритуалов и моральных норм как регуляторов в поведении людей.
Особенности направления:
- прикладной характер исследований;
- достоверность и обилие этнографического материала;
- оценка социальной антропологии как прикладной науки, решающей актуальные задачи в английских колониях (управление на территориях с доминированием традиционных культур);
- призыв изучать культуру каждого общества как единое явление, где все элементы связаны между собой выполнением определенных функций.
5. Американская школа исторической этнологии
США
Развитие сохраннных анализаторов
... и восприятие, память, творческое воображение. Только организованная коррекционно-воспитательная работа по развитию ранней сенсорной сферы детей с нарушением зрения обусловливает положительный результат в ... процессе познания окружающего мира.Игры для развития сохранных анализаторов у детей с нарушением зрения. («Обоняние и вкус») Восприятие ...
Франц Боас (1858-1942)
Альфред Кребер (1876-1960)
— последовательная критика эволюционизма и диффузионизма;
— культурные ценности разных народов несопоставимы;
— отрицательное отношение к обобщениям, к возможности выведения исторических закономерностей, к идее общности человеческой культуры.
Основные идеи:
- задачи этнологии состоят в изучении каждого народа, его языка, культуры и антропологического типа;
- в пределах конкретных географических ареалов можно найти и формы взаимовлияния, и следы диффузии отдельных культурных элементов;
- развитие человечества и культуры происходит на основе общих законов, которые познаются с большим трудом;
- у каждого народа свои моральные нормы и социальные идеалы.
6. Американская этнопсихологическая школа
США
Абрам Кардинер (1891-1981)
Рут Бенедикт (1887-1948)
Маргарет Мид (1901-1978)
Основные идеи:
- для той или иной культуры характерны определенные психологические особенности;
- национальный характер отражает психологические особенности нации;
- национальный характер как способ распределения и регулирования ценностей и поведенческих моделей внутри той или иной культуры.
7. Структурализм (Англия, Франция)
Англия
Эдуард Эванс-Причард (1902-1972)
— описание конкретных фактов должно подчиняться определенной социологической теории; все элементы социальной и культурной систем, созданных человеком, составляют единое целое;
— культура имеет свою структуру, что позволяет объяснить связь всех культурных явлений;
— любые отношения людей – это своеобразные структуры, образующие сложную иерархию в форме социальной системы.
Франция
Клод Леви-Стросс (1908-2009)
«Структурная антропология», 1958-1973
«Тотемизм сегодня», 1962
«Печальные тропики», 1975
— представление о некой вечной, внеисторической структуре, которая является плодом непознанного, существующего вечно человеческого сознания;
— все явления мира представляют собой модификации некой исходной модели и могут быть систематизированы и классифицированы;
— человеческий разум един на всех стадиях исторического развития; в сознании превалирует разумное, а не эмоциональное и подсознательное начало;
Этнология 2
... Фробениуз стал основоположником идеи культурных кругов. Признанным главой немецких этнологических откр считается Фриц Гребля (метод этнологии). Утверждал что ему удалось объединить культуру народов всей Земли. Объединил всю культуру человечества в 19 ...
— через структурный анализ мифов можно расшифровать коды, лежащие в основе различных форм мышления;
— структура общества вечна и неизменна, что отражает извечные свойства человеческого сознания.
8. Культурный релятивизм (сша)
— признание равноправия различных культур, отрицание (европейского) этноцентризма;
— идея несравнимости культурных типов разных народов;
— каждая культура должна рассматриваться как закрытая система специфических форм существования;
— идея абсолютизации каждой культуры и отрицание единства человечества.
9. Теория психоанализа в этнологии
Зигмунд Фрейд (1856-1939)
«Толкование сновидений», 1900
— сновидения – наиболее плодотворный источник познания закономерностей психической жизни человека;
— выход за пределы неврологии и психиатрии в область мифологии и литературы.
«Психопатология обыденной жизни», 1901
— теория «вытесненных импульсов»: повторяющиеся бытовые явления – оговорки, описки, забывание имен, случайные движения – проявление импульсов, вытесненных из сознания и пребывающих в подсознательной сфере.
«Тотем и табу (психология первобытной культуры и религии)», 1913
— идея сходства психологии первобытных народов и психологией невротиков; возможность интерпретации этнографических фактов на основе данных психоанализа (табуация, магия, анимизм, тотемизм);
— источники табуации находятся в «постыдных импульсах»;
— основные тезисы психоанализа («Эдипов комплекс») связаны с предполагаемыми этапами ранней истории человечества.
10. Новейшие концепции в этнологии
(США, Франция, Англия)
Неоэволюционизм
— преодоление упрощенной прямолинейности эволюционизма;
— эволюция как поступательное развитие, происходящее по неопределенным причинам; разработка нескольких теорий эволюций: общего и частного развития, микро- и макропроцессов, закон культурной доминанты, закон потенциала развития и др.;
— история человечества понимается как сумма многолинейно развивающихся замкнутых систем в различных экологических средах.
Постмодерн
— идея о превращении отдельных культур в единую глобальную культурную систему;
— сомнение в возможности построения общей универсальной антропологической теории, позволяющей объяснить все многообразие человеческих проявлений;
— понимание важности сужения проблемного поля этнологии (исследуются наиболее значимые в жизни этноса явления);
— плюрализм как осознание множественности сосуществующих этнокультурных идентичностей.
Философские идеи психоанализа
... психоанализ, продолжает и углубляет иррационалистические тенденции "Философии жизни", со своих позиций стремится объяснить личностные, культурные и социальные явления. Многочисленные суждения различных ... современной философии. 1. 3. Фрейд, основные идеи психоанализа. Фрейдистская трактовка культуры Основой психоанализа является предложенная Фрейдом топографическая модель психики. ...