Основные тенденции в развитии этнологии

1. Эволюционизм (Англия, Германия, Франция, сша)

Англия

Эдуард Тайлор (1832-1917)

— «Исследования в области древней истории человечества», 1865

идея о прогрессивном поступательном развитии человеческой культуры от первобытного состояния до современной цивилизации; о преемственности и взаимосвязи разных народов; различия между народами связаны не с расовой принадлежностью, а с разными ступенями развития культуры.

— «Первобытная культура», 1871

идея прогрессивного развития культур; человек – часть природы; все люди одинаковы по психологическим интеллектуальным задаткам; у всех народов есть одинаковые черты культуры; разнообразие культур определяется разными ступенями развития общества.

Герберт Спенсер (1820-1903)

— «Основы социологии», 1876-1896

концепция эволюции как особого типа последовательных необходимых изменений культурных феноменов; аналогия между обществом и организмом.

Джеймс Фрезер

Джон Леббок

Германия

Адольф Бастиан (1826-1905)

— идея о развитии человеческой истории от несовершенного к совершенному. Психология – краеугольный камень единого мировоззрения людей. Единство человеческой психики обусловливает единство человеческой культуры. Психологизм и биологизация всех общественных явлений. Этнология – естественная наука.

США

Льюис Генри Морган (1818-1881)

«Первобытное общество», 1871; «Древнее общество», 1877.

— родовая организация – универсальная основа древних обществ; превращение материнского рода в отцовский в связи с накоплением собственности и передачи ее по наследству; попытка периодизации первобытного общества и истории человечества – дикость, варварство и цивилизация.

Основные идеи эволюционизма:

  • человеческий род един; люди имеют равные умственные способности, что определяет единство развития культуры в разных частях света;
  • в обществе имеет место непрерывный прогресс;
  • развитие культуры многоступенчато и едино для всех культур;
  • общественное развитие подчиняется законам эволюции живой природы;
  • культурные различия народов обусловлены их ступенью развития.

Слабые стороны эволюционизма:

9 стр., 4493 слов

Историческое развитие человеческого сознания

... своего труда, тем большую власть приобретали над жизненными обстоятельствами. Историческое развитие человеческого сознания оказался прежде всего в обогащении ее содержания, отражающий объективную ... то же время историческое развитие людей создает предпосылки для индивидуального развития человеческой личности, ее сознания. Влияние истории человеческой жизни на развитие человека определяют, во-первых, ...

  • вершина развития – европейская цивилизация; все народы должны прийти к ценностям европейской культуры;
  • непрерывное прямолинейное развитие культуры происходит путем чисто количественных изменений, без учета диалектики исторического процесса;
  • излишняя биологизация общественных явлений и излишнее значение психологического фактора;
  • прием проведения аналогии между народами, стоящими на разных уровнях развития

2. Диффузионизм (Германия, сша, Англия)

Германия

Фридрих Ратцель (1844-1904)

«Антропогеография», 1882-1891

  • вызванные природными условиями различия между культурами народов постепенно сглаживаются благодаря пространственным перемещениям этнографических предметов через культурные контакты народов. Фактор распространения этнографических предметов важнее, чем роль языков и расовых признаков.

Лео Фробениус (1873-1938)

«Происхождение африканских культур», 1898

  • теория «культурных кругов»; изменение культуры является следствием распространения не отдельных элементов, а целых комплексов явлений культуры. Культуры — живые организмы, человек — не творец культуры, а ее продукт и носитель.

Основные идеи диффузионизма:

  • культура – живой организм, развивающийся в определенных географических условиях; каждый элемент культуры возникает в конкретном регионе и оттуда распространяется по всему миру;
  • факторы развития культуры – заимствования и смешение ее элементов (предметы материального быта, мифы, культы, обычаи);
  • у каждой культуры есть свой центр зарождения и распространения;
  • каждый элемент культуры возникает только однажды; по карте его распространения можно определить место возникновения каждого элемента.

Слабые стороны диффузионизма:

  • стремление заменить основанное на принципах историзма понимание развития культуры механистическими принципами посредством перемещения ее элементов;
  • отрицание наличия всемирно-исторических законов – взамен идеи единичности и неповторимости явлений

3. Социологическая школа (Франция)

Франция

Эмиль Дюркгейм (1858-1917)

— человеческие общества – закрытые статичные системы, их исследование должно осуществляться с помощью метода изучения социальных фактов. Классификация обществ по уровню развития приводит к выводу, что всякое общество – это усложненная модификация одного и того же первобытного общества.

— учение о коллективных представлениях: человеческое сознание существует в двух формах – как коллективное и как индивидуальное. Индивидуальное сознание специфично для каждого конкретного человека и определяется особенностями его психики. Коллективное сознание находит выражение в мифах, верованиях, морали и права и укореняется в социальной жизни.

12 стр., 5878 слов

Передовой педагогический опыт, его значение на современном этапе ...

... считает, что каждому этапу изучения опыта (обнаружение – изучение – обобщение – распространение – внедрение) соответствуют свои критерии. На этапе обнаружения (выявления) главный критерий ... актуальность, которая выражается в соответствии опыта современным тенденциям общественного развития, передовым идеям педагогической науки и практики, региональной образовательной политике; профессиональным ...

Люсьен Леви-Брюль (1857-1939) «Первобытное мышление» (1930)

— человек — биосоциальное существо, в котором сосуществуют два начала: индивидуальное (его основой является организм) и социальное, которое формируется обществом. Общество — это независимая от индивидов вне- и над-индивидуальная реальность. Оно доминирует над ними и является источником всех высших ценностей. Общество — это совокупность коллективных представлений — общих идей, религии, правил морали, интеллектуальных операций, социальных норм и обычаев.

Основные идеи социологической школы:

  • комплекс «коллективных представлений» каждого общества обеспечивают его устойчивость;
  • функция культуры – в объединении общества;
  • мораль каждого общества изменчива и динамична;
  • переход от одной стадии общественного развития происходит не плавно, а рывками.

Слабые стороны социологической школы:

  • несмотря на то что главным объектом исследования полагалось общество, система нравственных связей и проблемы этнопсихологии, каждое общество рассматривалось при этом изолированно, отрицались исторические законы развития.

4. Функционализм (Англия)

Англия

Бронислав Малиновский (1884-1942)

«Научная теория культуры», 1944

— задачи этнологии состоят в изучении функции культурных явлений и их взаимосвязей. Важно раскрыть механизмы действия и воспроизводства социальных структур и культуры. Культура есть единое гармонически функционирующее целое, каждая часть которого выполняет определенную функцию, важную для целого.

Альфред Радклифф-Браун (1881-1955)

Создатель социальной антропологии, задача которой − в поиске общих законов социального и культурного развития.

— жизнь общества – динамическая система взаимозависимых элементов, основанная на взаимной вере и функциональной совместимости.

Основные идеи функционализма:

  • человеческое общество – часть объективного мира, развивается как живой организм; его элементы выполняют свою функцию;
  • культура служит основным потребностям человека;
  • ключевая роль культуры – в наличии обычаев, ритуалов и моральных норм как регуляторов в поведении людей.

Особенности направления:

  • прикладной характер исследований;
  • достоверность и обилие этнографического материала;
  • оценка социальной антропологии как прикладной науки, решающей актуальные задачи в английских колониях (управление на территориях с доминированием традиционных культур);
  • призыв изучать культуру каждого общества как единое явление, где все элементы связаны между собой выполнением определенных функций.

5. Американская школа исторической этнологии

США

3 стр., 1486 слов

Развитие сохраннных анализаторов

... и восприятие, память, творческое воображение. Только организованная коррекционно-воспитательная работа по развитию ранней сенсорной сферы детей с нарушением зрения обусловливает положительный результат в ... процессе познания окружающего мира.Игры для развития сохранных анализаторов у детей с нарушением зрения. («Обоняние и вкус») Восприятие ...

Франц Боас (1858-1942)

Альфред Кребер (1876-1960)

— последовательная критика эволюционизма и диффузионизма;

— культурные ценности разных народов несопоставимы;

— отрицательное отношение к обобщениям, к возможности выведения исторических закономерностей, к идее общности человеческой культуры.

Основные идеи:

  • задачи этнологии состоят в изучении каждого народа, его языка, культуры и антропологического типа;
  • в пределах конкретных географических ареалов можно найти и формы взаимовлияния, и следы диффузии отдельных культурных элементов;
  • развитие человечества и культуры происходит на основе общих законов, которые познаются с большим трудом;
  • у каждого народа свои моральные нормы и социальные идеалы.

6. Американская этнопсихологическая школа

США

Абрам Кардинер (1891-1981)

Рут Бенедикт (1887-1948)

Маргарет Мид (1901-1978)

Основные идеи:

  • для той или иной культуры характерны определенные психологические особенности;
  • национальный характер отражает психологические особенности нации;
  • национальный характер как способ распределения и регулирования ценностей и поведенческих моделей внутри той или иной культуры.

7. Структурализм (Англия, Франция)

Англия

Эдуард Эванс-Причард (1902-1972)

— описание конкретных фактов должно подчиняться определенной социологической теории; все элементы социальной и культурной систем, созданных человеком, составляют единое целое;

— культура имеет свою структуру, что позволяет объяснить связь всех культурных явлений;

— любые отношения людей – это своеобразные структуры, образующие сложную иерархию в форме социальной системы.

Франция

Клод Леви-Стросс (1908-2009)

«Структурная антропология», 1958-1973

«Тотемизм сегодня», 1962

«Печальные тропики», 1975

— представление о некой вечной, внеисторической структуре, которая является плодом непознанного, существующего вечно человеческого сознания;

— все явления мира представляют собой модификации некой исходной модели и могут быть систематизированы и классифицированы;

— человеческий разум един на всех стадиях исторического развития; в сознании превалирует разумное, а не эмоциональное и подсознательное начало;

13 стр., 6243 слов

Этнология 2

... Фробениуз стал основоположником идеи культурных кругов. Признанным главой немецких этнологических откр считается Фриц Гребля (метод этнологии). Утверждал что ему удалось объединить культуру народов всей Земли. Объединил всю культуру человечества в 19 ...

— через структурный анализ мифов можно расшифровать коды, лежащие в основе различных форм мышления;

— структура общества вечна и неизменна, что отражает извечные свойства человеческого сознания.

8. Культурный релятивизм (сша)

— признание равноправия различных культур, отрицание (европейского) этноцентризма;

идея несравнимости культурных типов разных народов;

— каждая культура должна рассматриваться как закрытая система специфических форм существования;

— идея абсолютизации каждой культуры и отрицание единства человечества.

9. Теория психоанализа в этнологии

Зигмунд Фрейд (1856-1939)

«Толкование сновидений», 1900

— сновидения – наиболее плодотворный источник познания закономерностей психической жизни человека;

— выход за пределы неврологии и психиатрии в область мифологии и литературы.

«Психопатология обыденной жизни», 1901

— теория «вытесненных импульсов»: повторяющиеся бытовые явления – оговорки, описки, забывание имен, случайные движения – проявление импульсов, вытесненных из сознания и пребывающих в подсознательной сфере.

«Тотем и табу (психология первобытной культуры и религии)», 1913

— идея сходства психологии первобытных народов и психологией невротиков; возможность интерпретации этнографических фактов на основе данных психоанализа (табуация, магия, анимизм, тотемизм);

— источники табуации находятся в «постыдных импульсах»;

— основные тезисы психоанализа («Эдипов комплекс») связаны с предполагаемыми этапами ранней истории человечества.

10. Новейшие концепции в этнологии

(США, Франция, Англия)

Неоэволюционизм

— преодоление упрощенной прямолинейности эволюционизма;

— эволюция как поступательное развитие, происходящее по неопределенным причинам; разработка нескольких теорий эволюций: общего и частного развития, микро- и макропроцессов, закон культурной доминанты, закон потенциала развития и др.;

— история человечества понимается как сумма многолинейно развивающихся замкнутых систем в различных экологических средах.

Постмодерн

— идея о превращении отдельных культур в единую глобальную культурную систему;

— сомнение в возможности построения общей универсальной антропологической теории, позволяющей объяснить все многообразие человеческих проявлений;

— понимание важности сужения проблемного поля этнологии (исследуются наиболее значимые в жизни этноса явления);

— плюрализм как осознание множественности сосуществующих этнокультурных идентичностей.

6 стр., 2892 слов

Философские идеи психоанализа

... психоанализ, продолжает и углубляет иррационалистические тенденции "Философии жизни", со своих позиций стремится объяснить личностные, культурные и социальные явления. Многочисленные суждения различных ... современной философии. 1. 3. Фрейд, основные идеи психоанализа. Фрейдистская трактовка культуры Основой психоанализа является предложенная Фрейдом топографическая модель психики. ...