24
ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА. МОДУЛЬ 3.
ОСНОВЫ ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ. ЛИЧНОСТЬ
1 Феноменология личности в психологии
1.1 Теоретические подходы к описанию личности
В житейском понимании личность – это и некоторое своеобразие поведения, и оригинальность мышления, и богатство внутреннего мира (чувств, эмоций, воображения, морально-этических ценностей).
В психологии существуют разные подходы к описанию личности. Личность может рассматриваться как:
некоторое психофизиологическое единство, включающее физическое и социальное окружение;
множество или система черт – относительно устойчивых особенностей, проявляющихся во внутреннем диалоге субъекта с самим собой, а также в его поведении, высказываниях, отношении к нему со стороны других людей;
определенный тип (или сочетание их) с характерными особенностями поведения;
система конструктов; где конструкт – это своеобразная оценочная ось (например, «плохой – хороший»); конструкт представляет собой элементарную единицу восприятия, отношения, в которой соединены объективные сведения и их субъективная интерпретация;
система личностных смыслов, индивидуальных способов упорядочения внешних впечатлений и внутренних переживаний; акцент делается на содержание потребностно-мотивационной сферы человека.
В 20 веке обозначились два доминирующих подхода к изучению человека (20 в.): биологический (И. Павлов; естественное происхождение человека; психика человека может быть описана теми же понятиями, что и психика животных; физиология ВНД должна заменить собой психологию) и идеальный (божественное происхождение человека; психика неизмерима и непознаваема).
Наиболее существенный вопрос, который поднимала психологическая наука, — о человеческом сознании как о качественно новом образовании.
Культурное развитие человека согласно концепции Л.С. Выготского произошло в два этапа: 1. Начальный процесс овладения знаками-символами – интерпсихологический (межличностный) процесс, когда функции человека приказывающего и человека исполняющего разделены; 2. Интрапсихологический процесс (отношения с самим собой), когда происходит превращение внешних средств-знаков (зарубки, узелки) во внутренние (образы, элементы внутренней речи).
Физические и психофизиологические нагрузки на человека в эргатической системе.
... Физические и психофизиологические нагрузки на человека в эргатической системе. Деятельность человека в эргатических системах можно разделить на три основные ... работы по характеру выполняемых человеком функций: · физический труд, · механизированные формы труда, · умственный труд. Физическая тяжесть работы определяется энергетическими затратами в процессе ...
Процесс превращения интерпсихологических отношений в интрапсихологические назван интериоризацией.
В онтогенезе каждого человека наблюдается принципиально то же самое: сначала взрослый воздействует на ребенка словом, побуждая его к действию; ребенок перенимает способ общения и начинает словом воздействовать на взрослого и далее – на самого себя.
Личность в теории А.Н. Леонтьева.
А.Н. Леонтьев различает индивида и личность. Индивид – это субъект активного гибкого приспособления к изменяющимся условиям окружающей среды. Для А.Н. Леонтьева, личность есть особое качество, «которое приобретается индивидом в обществе в совокупности отношений, общественных по своей природе, в которые индивид вовлекается». Постигать личность человека – «значит вести исследование его места, позиции в системе, которая есть система общественных связей, общений, которые открываются ему; это – исследование того, что, ради чего и как использует человек врожденное ему и приобретенное им (даже черты темперамента и уж, конечно, приобретенные знания, умения, навыки… мышление)».
Личность в онтогенезе: «В педагогической и психологической литературе постоянно указывается то младший дошкольный, то подростковый возраст как переломные в этом отношении. Личность действительно рождается дважды: первый раз – когда у ребенка проявляются в явных формах полимотивированность и соподчиненность его действий (к примеру, феномен «горькой конфеты», в котором проявляется иерархия мотивов, и подобные ему), второй раз – когда возникает его сознательная личность». К неосознаваемым (стихийным) механизмам формирования личности он относит механизм сдвига мотива на цель.
Первое рождение совпадает с кризисом трех лет, когда впервые возникает иерархизация и соподчинение действий, отсрочка удовлетворения. Иерархия мотивов начинает формироваться в возрасте 5-6 лет. Вместе с тем, способность переподчинять свои мотивы появляется у человека в подростковом возрасте. Итак, в теории А.Н. Леонтьева: только окончательно сформировавшаяся личность осознает свои мотивы. Второе рождение – с подростковым кризисом, когда возникает овладение собственным поведением через осознание, опосредствование. Можно сказать, что эти два «рождения личности» представляют собой критические точки прогрессирующей эмансипации личности от симбиотических связей. «Первое рождение личности» – это операциональная эмансипация личности, когда ребенок ощущает себя как некую автономную единицу; «второе рождение» – это смысловая эмансипация, осознание себя как смысловой единицы, когда мировоззрение подростка становится индивидуальным, перестает совпадать со смысловым полем, в котором он сформировался.
Следующей ступенью развития человека является индивидуальность. В отечественной психологии это понятие разъясняют как совокупность всех психических свойств (качеств, черт), способов поведения субъекта, которые отличают его от других субъектов.
Подструктуры |
Подструктуры подструктур |
Соотношение биологического и социального |
Специфические виды формирования |
Необходимые уровни психологического анализа |
Направленность личности |
убеждения мировоззрение идеалы стремления желания |
определяющую роль играет социальное, биологического почти нет |
воспитание |
социально-психологичес-кий |
Опыт |
привычки умения навыки знания |
значительно больше социального |
обучение |
психолого-педагогический |
Особенности психических процессов |
внимание воля чувства восприятие мышление ощущение эмоции память |
чаще больше социального |
упражнение |
индивидуально-психологичес-кий |
Биопсихические свойства |
темперамент половые, возрастные, фармакологически обусловлен-ные свойства |
социального почти нет |
тренировка |
психофизиоло-гический нейропсихоло-гический |
2 Способности и задатки в развитии личности
Способности – это индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей; не сводимы к знаниям, умениям и навыкам, которые уже выработаны у данного человека. Период особой готовности к развитию способностей называют сензитивным. Способности человека развиваются на основании задатков. В онтогенезе развитие способностей определяется сочетанием наследственных факторов и среды.
Задатки – анатомо-физиологические особенности нервной системы, составляющие природную основу развития способностей. К примеру, особенности слухового восприятия являются основой для развития музыкальных способностей; врожденные особенности нервной системы (генотип), функциональной деятельности мозга – основа интеллектуальных способностей.
Развитие задатков – это социально обусловленный процесс, который связан с условиями воспитания и особенностями развития общества. К примеру, строение слухового аппарата и центральной нервной системы служат предпосылкой к развитию музыкальных способностей, но это не гарантирует, что человек изберет для себя вид деятельности, связанный с музыкой. Задатки трансформируются в способности при условии соответствующего воспитания и в том случае, если в обществе возникла потребность в тех или иных профессиях, связанных с определенными способностями.
Задатки неспецифичны. На основе одних и тех же задатков могут развиваться разные способности в зависимости от характера требований деятельности. Человек с хорошим слухом может быть и вокалистом, и дирижером, и танцором, и музыкальным критиком, и композитором.
Способности, развивающиеся на основе задатков, могут быть актуальными и потенциальными. Актуальные – те, которые необходимы в данный момент и реализуются в конкретном виде деятельности. Потенциальные – те, которые не реализуются в конкретном виде деятельности, но способны актуализироваться при изменении социальных условий.
3 Темперамент и характер в структуре личности
Темперамент относится к биологически обусловленным структурам личности; определяет наличие психических различий между людьми – по интенсивности и устойчивости эмоций, эмоциональной впечатлительности, темпу и энергичности действий и другим динамическим характеристикам. Кроме того, темперамент определяют как динамические характеристики психической деятельности. Темперамент имеет два компонента:
активность (характеризует степень энергичности, стремительности, быстроты или, напротив, медлительности и инертности) и
эмоциональность (характеризует протекание эмоциональных процессов, определяя их знак – положительный или отрицательный, и модальность).
Первые исследования темперамента были предприняты в античности – Гиппократом (различение людей соотношением соков организма), а затем развиты Галеном (выделение четырех типов темперамента).
В дальнейшем, многочисленные концепции темпераментов описывали совпадения в телосложении и физиологических функциях организма человека (конституционные типологии; Э. Кречмер, У. Шелдон).
В современной психологии наибольшей достоверностью отмечены теории, основанные на рассмотрении особенностей функционирования нервной системы, выполняющей доминирующую и управляющую роль в организме. Основой отечественных учений о темперамента стала теория связи некоторых общих свойств нервных процессов с типами темперамента И.П. Павлова. Физиологической основой темперамента по И.П. Павлову являются свойства нервной системы.
Сегодня принято, что темперамент – это психобиологическая категория; его свойства не являются полностью ни врожденными, ни зависимыми от среды, а представляют собой системное обобщение генетически заданных индивидуальных биологических свойств человека, которые, включаясь в разные виды деятельности, постепенно трансформируются и образуют обобщенную, качественно новую индивидуально устойчивую систему инвариантных свойств. К проявлениям темперамента относят уравновешенность и подвижность. Конкретные типы темперамента определяют своеобразие динамики познавательной деятельности и сферы чувств, отражаются в побуждениях и действиях человека, в характере интеллектуальной деятельности и особенностях речи. Наиболее ярко темперамент проявляется в общей активности, моторной и эмоциональной личностной сферах.
Основные типы темперамента:
Сангвиник: характеризуется повышенной реактивностью, уравновешенной активностью, высоким порогом чувствительности (не замечает очень слабых звуков и световых раздражителей); высокая пластичность проявляется в изменчивости чувств, настроений, интересов и стремлений; обладает живой мимикой и выразительными движениями; вместе с тем, способен быстро сосредоточиться, дисциплинирован; быстро привыкает к новым требованиям, включается в работу, овладевает новыми навыками, сходится с людьми; экстраверт.
Холерик: отличается малой чувствительностью, высокой реактивностью, преобладающей над активностью; менее пластичен и более инертен; демонстрирует большую устойчивость стремлений и интересов, настойчивость, зачастую – затруднения в переключении внимания; в общении несдержан, нетерпелив, вспыльчив; экстраверт.
Флегматик: обладает высокой активностью, преобладающей над малой реактивностью, малой чувствительностью и эмоциональностью; с трудом переключает внимание и приспосабливается к новой обстановке, медленно перестраивает навыки и привычки, трудно сходится с людьми; мимические проявления бедны, движения и речь невыразительны и замедленны; энергичен и работоспособен; отличается выдержкой и самообладанием; интроверт.
Меланхолик: определяется высокой чувствительностью и малой реактивностью; мимика и движения невыразительны; неэнергичен, ненастойчив, легко утомляется и малоработоспособен; внимание легко отвлекаемое и неустойчивое, темп психических процессов замедленный; чрезмерно обидчив, болезненно чувствителен, неуверен в себе, пасует перед препятствиями; интроверт.
В действительности, лишь немногих людей можно отнести к конкретному типу темперамента, у большинства наблюдается сочетание отдельных черт разных типов. Каждый из темпераментов имеет положительные и отрицательные стороны и проявляется ситуативно. В современной отечественной психологии проблема типа темперамента рассматривается применительно к выработке индивидуального стиля деятельности. Выявлено, что лица с преобладанием возбуждения вначале проявляют повышенную активность, но совершают много ошибок, лица с преобладанием торможения на первом этапе малоактивны и непродуктивны, но затем увеличивают продуктивность. Люди с особой реактивностью лучше справляются с работой, которая требует смены объектов общения, перехода от одного ритма жизни к другому. Люди, отличающиеся слабой нервной системой сильнее мотивированы на выполнение простых действий.
Характер – это совокупность индивидуальных психических свойств, складывающихся в деятельности и проявляющихся в типичных для данного человека способах деятельности и формах поведения. Характер всегда проявляется в деятельности, в отношении человека к окружающей действительности и людям. Все черты характера можно подразделить на мотивационные (побуждают и направляют деятельность) и инструментальные (придают стиль деятельности).
Для становления характера сензитивным периодом считают возраст от 2-3-х до 9-10-ти лет, когда ребенок активно общается с окружающими взрослыми и со сверстниками. В первые месяцы жизни закладываются основы доброты, общительности, отзывчивости или им противоположных черт – определяется по стилю общения матери с ребенком. В раннем и дошкольном возрасте формируются и закрепляются в играх и доступных видах домашнего труда трудолюбие, аккуратность, добросовестность, ответственность, настойчивость. Расширение сферы общения с момента начального обучения оформляет черты, проявляющиеся в межличностном общении и взаимодействии. В подростковом возрасте развиваются волевые черты характера, а в юности — базовые нравственные и мировоззренческие основы личности. А.Е. Личко выделил акцентуации характера как крайние варианты нормы характера. Выход за пределы нормы обозначают термином «психопатия». Критериями психопатии по П.Б. Ганнушкину и О.В. Кербикову являются стабильность во времени, тотальность проявлений и социальная дезадаптация.
В формировании характера особое значение принадлежит общественной деятельности человека, которая развивает чувство ответственности перед коллективом, способствует развитию организованности, выдержки, чувства долга. Наиболее эффективным средством формирования характера является труд. В целом, характер складывается в зависимости от мировоззрения, убеждений, привычек, нравственного поведения, которые вырабатывает у себя человек в процессе всей сознательной деятельности.
4 Личность как субъект общения и взаимодействия
4.1 Теоретические подходы к проблеме общения
Общение – сложный психологический процесс установления и развития контактов между субъектами, порождаемый потребностью в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, восприятие и понимание людьми друг друга и выработку единой стратегии взаимодействия (по Г.М. Андреевой).
Вид общения, при котором ведущую роль приобретают взаимные симпатии и антипатии, называют неформальным.
В современной психологии существует 3 подхода к изучению общения:
информационный (теория «волшебная пуля») — процесс общения ориентирован на передачу и прием информации; участники общения рассматриваются как донор и реципиент; считается, что информация в процессе передачи от одного коммуникатора к другому не изменяется;
интеракционный (разрабатывался в русле теории взаимодействия) — процесс общения ориентирован на взаимодействие субъектов;
реляционный — процесс общения ориентирован на взаимоотношения; наиболее важной признает эмоциональную сторону взаимоотношений.
Восприятие и познание друг друга партнерами по общению как сторона общения – это социальная перцепция.
В современной отечественной психологии общение рассматривается как трехсторонняя структура — коммуникативная, перцептивная и интеракционная стороны связаны подобием треугольника.
Коммуникативная сторона предполагает обмен информацией между общающимися субъектами, т.е. обмен информацией как сторона общения — это коммуникация.
Перцептивная обращена к социальной перцепции (восприятию) – т.е. общение предполагает оценку и понимание людьми друг друга.
Интерактивная сторона включает общение в организацию взаимодействия, т.е. обмен действиями как сторона общения – это интеракция.
Интерактивная психология (Э. Бёрн/ США).
Приоритетом направления является исследование межличностных отношений. Основной тезис: человек – существо, главная характеристика которого общение и взаимодействие между людьми. Основой межличностных отношений признаны игры – последовательности трансакций, образованные на индивидуальном планировании времяпрепровождения. Трехчастная структура человеческой психики определена следующим образом: Ребенок (чувства и желания детей до 6 лет), Родитель (родительские ценности, традиции, нормы поведения), Взрослый (самостоятельное восприятие мира).
К заслугам школы относят изучение законов межличностного взаимодействия, конфликтов, определение понятий сенсорного голода, поглаживаний (признания со стороны другого человека, социума), структурирования времени. К недостаткам — спорность и ограниченность национально-территориальными особенностями.
4.2 Средства общения
Средства общения – это средства, с помощью которых передается информация; способы кодирования, переработки и расшифровки информации, которая передается в процессе общения от одного субъекта другому. Кодирование происходит с помощью языка – письменного или устного – это вербальные средства общения, или с помощью языка тела (мимика, жесты) – это невербальные средства общения. Наибольший объем информации передается посредством мимики.
К невербальным средствам общения относятся:
кинесика – выразительные движения тела (мимика, жесты, телодвижения, позы, походка), визуальный контакт, внешний вид (к примеру, жест «рука к лицу» трактуется, как то, что человек говорит неправду; по походке можно определить пол, возраст, состояние здоровья, профессию человека);
просодика и экстралингвистика – тембр, скорость, паузы, использование междометий в речи;
такесика – тактильные ощущения, прикосновения, рукопожатия, похлопывания и проч.;
проксемика – это пространственная организация общения: до 40 см – интимно-личностная зона; до 120 см – зона межличностного делового общения; до 3-х метров – зона восприятия партнера органами чувств или зона публичного общения; для обеспечения максимального комфорта для пациента общение с врачом должно осуществляться в пределах личной (персональной) зоны;
ольфакторная система – запах и вкус – впечатления о партнерах по общению связаны с иммунной системой человека и продиктованы генной природой.
5 Личность и группа
5.1 Определение малой группы
Социальная среда «обитания» личности – это сложное структурное образование, в котором люди объединены в более или менее устойчивые соединения, или группы. Социальная группа – это совокупность индивидов, осуществляющих совместную деятельность. Непосредственным проводником влияния общества на личность является малая группа – небольшое объединение людей от 2-3 до 20-30 человек, занятых каким-либо общим делом и находящихся в прямых взаимоотношениях друг с другом. Малая группа характеризуется психологической и поведенческой общностью участников, которая определяет сплоченность группы (невысокая – общность соседей по территории, высокая — семья).
Среди высокоразвитых малых групп выделяют коллективы, объединенные социально значимыми целями. Примером коллектива является студенческая группа. Методом изучения структуры групп является социометрия.
Студенческая группа – это малая социальная группа; относительно небольшое объединение людей, связанных непосредственным взаимодействием и общей целью.
5.2 Феномены общения и внутригруппового взаимодействия в малой группе
В малой группе выделяют следующие феномены общения и группового взаимодействия:
идентификация каждого участника со своей группой, осознание своей принадлежности, своего единства с группой (чувство «мы»);
внутригрупповая приверженность – тенденция к более позитивному эмоциональному отношению участников к своей группе и более позитивной оценке своих товарищей; участники группы склонны видеть друг в друге лучшие качества и не замечать недостатки;
групповая сплоченность – это самая высокая степень психологической общности, единства; определяется высокой степенью эмоциональной привлекательности участников группы;
референтность группы – значимость групповых ценностей и норм для каждого; складывается из оценки человеком самой группы и оценки группой самого участника (к примеру, в одних группах один и тот же человек не принимается, а в других – проявляет лидерские способности); т.е. референтная группа может быть реальной или воображаемой, но на ее нормы ориентируется человек.
Все психологические характеристики группы делятся на два класса:
формальные, описывающие структуру, способы организации совместной деятельности и общения участников группы (число участников, композиция группы, каналы коммуникаций, особенности групповой задачи, распределение обязанностей);
содержательные, непосредственно отражающие взаимоотношения в данной группе (межличностные отношения, нормы, ценностные ориентации, роли, статусы, внутренние установки, лидерство как способность оказывать влияние на отдельные личности и целые группы, направлять их усилия на достижение цели (но: руководитель трудового, учебного коллектива, преимущественно, — формальный лидер)).
Группа оказывает значительное влияние на личность. Большинство личностных черт складывается и закрепляется под влиянием деятельности различных больших и малых социальных. Определенно положительное влияние группы на формирование личности состоит в том, что человек приобретает возможности духовного и культурного общения, усваивает позитивные социальные нормы и ценностные ориентации, отрабатывает коммуникативные умения и навыки, получает информацию, которая позволяет ему правильно воспринимать и оценивать свое поведение. Таким образом, в процессе группового общения и взаимодействия человек приобретает систему положительных эмоциональных подкреплений для своего развития.
Затрудняют вхождение личности в коллектив и адаптацию в группе такие осложняющие обстоятельства, как:
неумение различать ситуации общения по признакам – цели и задачи, намерения и мотивы, состояние дел и самочувствие людей, подходящие формы поведения;
наличие установок, оценок, убеждений, стереотипов до реального восприятия другого человека;
стремление сделать преждевременные заключения о личности другого человека в ситуации недостаточной и недостоверной информации;
отсутствие желания и привычки прислушиваться к мнению других людей в оценках личности.
6 Конфликт: феноменология, практические способы разрешения
Конфликт – это такое отношение между субъектами социального взаимодействия, которое характеризуется их противоборством на основе противоположно направленных мотивов (потребностей, интересов, целей, идеалов, убеждений) и/или суждений (мнений, взглядов, оценок и т. п.).
Конфликтогенными являются пересекающиеся трансакции.
Конфликтная ситуация – это накопившиеся противоречия, связанные с деятельностью субъектов социального взаимодействия и создающие почву для реального противоборства между ними. Причиной перерастания конфликтной ситуации в конфликт является инцидент.
Основные структурные элементы конфликта:
стороны конфликта – это субъекты социального взаимодействия, находящиеся в состоянии конфликта или же явно или неявно поддерживающие конфликтующих;
предмет конфликта – материальный или духовный; то, из-за чего возникает конфликт;
образ конфликтной ситуации – это отображение предмета конфликта в сознании субъектов конфликтного взаимодействия;
мотивы конфликта – это внутренние побудительные силы, подталкивающие субъектов социального взаимодействия к конфликту (мотивы выступают в форме потребностей, интересов, целей, идеалов, убеждений);
позиции конфликтующих сторон – это то, о чем они заявляют друг другу в ходе конфликта или в переговорном процессе.
По степени остроты противоречий конфликты подразделяют на:
недовольство – чувство неудовлетворенности кем-либо или чем-либо;
разногласие – несходство во мнениях и взглядах, имеющее для конфликтных сторон личностный смысл;
противостояние – конфликтные стороны осознали существующие противоречия, каждый знает, чего он хочет, и желает достичь определенного результата; резко возрастает напряженность в коллективе;
противоборство – конфликтная ситуация характеризуется постоянными спорами, размолвками, реальными и вымышленными обидами, разрывами отношений, скандалами – вплоть до физических столкновений; взаимоотношения заходят в тупик.
Для конструктивно завершаемого конфликта характерен следующий порядок следования фаз развития конфликта: возникновение, возрастание, осознание, конфликтное поведение, разрешение. Так или иначе, человек, оказавшись в конфликтной ситуации, выбирает чаще интуитивно одну из стратегий поведения в конфликте. К ним относятся избегание проблемы, приспособление, соперничество, компромисс, сотрудничество. В случае выбора субъектом стратегий уход и приспособление интересы его в конфликтной ситуации остаются нереализованными. Вместе с тем, сотрудничество основано на достижении долговременного, устойчивого результата в общении и взаимодействии.
Из практических советов решения конфликтной ситуации можно выделить наиболее простые и действительно доступные для любого человека:
посмотреть на конфликт как бы со стороны, мысленно представив всю картину; проиграйте в воображении разные способы ее разрешения (техника визуализации)
провести эмоциональную разгрузку: аутотренинг, занятия спортом, выдержать паузу (посчитать до 25-ти или выпить чашечку чая)
пересказать каждую позицию конфликтных сторон от первого лица (Я-переименование)
проанализировать ситуацию в целом, насколько она критична лично для вас, и выбрать оптимальную стратегию поведения.
Педагогика как сфера деятельности врача
1 Социально значимые основания и своеобразие педагогического содержания профессиональной деятельности врача
Общественно важные основания педагогического содержания в профессиональной деятельности врача закреплены в регламентирующих документах медицинской деятельности. Среди них наиболее значимыми являются:
Декларация по медицинскому образованию (принята 39-й Всемирной Медицинской Ассамблеей. Мадрид, Испания, октябрь 1987),
Женевская декларация Всемирной Медицинской Ассоциации (принята 2-ой Генеральной Ассамблеей Всемирной Медицинской Ассоциации, Женева, Швейцария, сентябрь 1948; в современном виде оформлена и дополнена 46-ой Всемирной Медицинской Ассамблеей, Стокгольм, Швеция, сентябрь 1994),
Этический кодекс Российского врача (утвержден 4-й Конференцией Ассоциации врачей России, ноябрь 1994),
Концепция развития здравоохранения в Российской Федерации до 2020 года (разработана Комиссией, организованной Приказом Министра здравоохранения и социального развития РФ № 48 от 5 февраля 2008 г.).
В Преамбуле к Декларации по медицинскому образованию говорится о том, что к профессиональным обязанностям врача относится в первую очередь профилактика заболеваний. Это положение прямо указывает на педагогическую направленность деятельности медицинского работника с населением. Следовательно, врач должен обладать всем арсеналом педагогических методов воздействия, средств и приемов. В Разделе VIII («Главные принципы медицинского образования») Декларации подчеркивается, что именно «потребность людей в медицинской помощи, профилактических мерах и консультациях по вопросам охраны здоровья на уровне наивысших стандартов определяет соответствующие требования к … непрерывному медицинскому образованию».
Положения Женевской декларации Всемирной Медицинской Ассоциации признаны обязательными для врачей, «выполняющих свои профессиональные функции, предусмотренные Законодательством Российской Федерации». В I Разделе («Врач и общество») в статье 13 раскрывается содержание медицинской деятельности по формированию здорового образа жизни: «Врач должен доступными ему средствами через СМИ (газеты, журналы, радио, телевидение, беседы и пр.), сеть «Интернет» (интернет-сайты, интернет-газеты и журналы, форумы и другие формы) пропагандировать здоровый образ жизни». Для грамотной организации пропаганды здорового образа жизни необходимо владение образовательными технологиями, знание социальной педагогики и правил установления педагогического общения с различными категориями граждан. Социальному характеру врачебной практики и ответственности врача посвящена статья 17. II Раздел («Врач и пациент») регламентирует выстраивание отношений между врачом и пациентом «на основе взаимного доверия и взаимной ответственности» и раскрывает особенности профессионального общения в диаде: «Объективная информация о состоянии здоровья пациента дается доброжелательно; план медицинских действий разъясняется в доступной форме, включая преимущества и недостатки существующих методов обследования и лечения, не скрывая возможных осложнений и неблагоприятного исхода». Статья 32 определяет основу взаимоотношений врача и пациента как партнерскую, принципом взаимоотношений – информационную открытость. В III Разделе («Врач и врачебный коллектив») в статье 43 содержится предписание «…быть готовыми бескорыстно передавать свой опыт и знания», что соответствует объективным основаниям педагогической деятельности: «Общество не могло бы существовать и развиваться, если бы молодое поколение, приходящее на смену старшему вынуждено было начинать все сначала, без творческого освоения и использования того опыта, который оно получило в наследство». Статья 44 утверждает принцип преемственности в медицинском образовании: «В течение всей жизни врач обязан сохранять уважение и благодарность к своим учителям».
В 1 статье Раздела 1 Этического кодекса Российского врача «Общие положения (Врач и общество)» во главу угла ставится просветительская деятельность «… по вопросам медицины, гигиены, экологии и культуры общения», которая должна способствовать охране здоровья населения, сохранению жизни человека и улучшению ее качества. Особое значение приобретает статья 7, которая гласит, что «врач может отказаться от работы с пациентом, перепоручив его другому специалисту в следующих случаях: … — врач не в состоянии установить с пациентом терапевтическое сотрудничество». Терапевтическое сотрудничество «… включает в себя взаимопонимание, взаимоуважение и взаимную ответственность пациента и медицинского работника» и подразумевает организацию педагогической коммуникации, основанной на субъект-субъектной модели взаимоотношений. Статья 9 уточняет позицию пациента, которую он приобретает в результате такого взаимодействия: «…пациент становится терапевтическим союзником врача». Статья 11 трактует как некомпетентность специалиста отсутствие у врача-практика навыков установления общения с пациентом: «Поведение врача должно способствовать развитию у пациента чувства ответственности за свои поступки. Отказ вменяемого пациента от медицинской помощи, как правило, есть результат отсутствия терапевтического сотрудничества между врачом и пациентом, а потому всегда остается на совести врача».
Раздел I Концепции развития здравоохранения в Российской Федерации до 2020 года («Формирование здорового образа жизни») предусматривает в качестве главных условий формирование приоритета здоровья в системе ценностей общества и создание мотивации быть здоровым. Комплекс мероприятий входит в компетенцию не только Министерства здравоохранения и социального развития, но и должен обеспечиваться поддержкой Президента РФ, Правительством РФ, Министерствами образования и науки и Министерством культуры. Текст 1-го направления программы («Совершенствование медико-гигиенического образования и воспитания») содержит педагогические категории «образование», «обучение» и «воспитание» и специфические педагогические термины «образовательная программа» и «образовательное учреждение»:
воспитание населения через СМИ;
внедрение образовательных программ в учреждения образования;
обучение гигиеническим навыкам и др.
Владение основами организации педагогического взаимодействия и понимание сущности педагогической системы и целостного педагогического процесса необходимы при создании системы мотивирования граждан к ведению здорового образа жизни и участию в профилактических мероприятиях.
Профессиональная деятельность врача, так же как и педагогическая профессия, по классификации, предложенной Е.А. Климовым, относятся к группе профессий, предметом которых является человек. Принадлежность к названным профессиональным областям проявляется в особенностях деятельности и в образе мышления профессионала. Специалистов в области медицины и педагогики отличает повышенное чувство долга и ответственности. Специфика профессиональной деятельности врача заключается в том, что она относится как к классу преобразующих, так и к классу управляющих профессий одновременно. Официальные документы, регламентирующие деятельность врача, призывают медицинского работника соучаствовать в становлении и преобразовании личности пациента, управлять процессами ее интеллектуального, эмоционального, физического развития.
Взаимодействие в системе «человек — человек» связано с проблемой наилучшего понимания и удовлетворения запроса пациента. Образовательная практика (обучения и воспитания) соотносится с социальным и педагогическим управлением: если у врача, как у руководителя терапевтического сотрудничества не складываются продуктивные отношения с пациентом, цель профилактики или лечения не будет достигнута. Медицинское общение выполняет функцию адаптивную – включения пациента в терапевтическую ситуацию с конкретными требованиями и предписаниями. В медицинской профессии заложен гуманистический, творческий, коммуникативный характер. Она требует подготовки и человековедческой, и специальной одновременно.
2 Основы общей педагогики
2.1 Философские основы и история педагогики
В современной отечественной педагогической традиции приняты следующие положения:
педагогика как наука раскрывает сущность, цели и закономерности образования;
педагогическая наука изучает средства, способы повышения образовательного процесса на мировоззренческом (или теоретическом, философском) и практическом уровнях.
Педагогика возникла из философии как философия образования и развития человека. Предпосылками для выделения педагогики в отдельную науку называют:
совершенствование общества — педагогика необходима как целенаправленная передача опыта от поколения к поколению с целью совершенствования социального развития;
наличие некоторого педагогического опыта, который необходимо переосмыслить для применения в новых условиях на новом этапе развития общества;
необходимость выделения из массы педагогических идей наиболее существенных и значимых, или теоретическое обобщение педагогических требований, средств, способов образования.
Педагогика сегодня – это не только наука, изучающая закономерности передачи социального опыта старшим поколением и активного его усвоения младшим поколением, но и научно обоснованная система знаний, искусство использования закономерностей обучения и воспитания.
Термин «педагогика» имеет греческое происхождение и восходит к словам «пайдос» — дитя и «аго» — вести. Дословно обозначает «детовождение». В Древней Греции педагогом называли раба, который сопровождал ребенка своего хозяина в школу, прислуживал ему на занятиях и вне их. С развитием общества роль педагога существенно изменилась. Термин стал употребляться для обозначения искусства вести ребенка по жизни – обучать, воспитывать, развивать духовно и физически.
Элементы педагогики появились с зарождением воспитания на раннем этапе развития общества. Человеческое общество возникло с того времени, как началось изготовление человеком орудий труда. Применение примитивных орудий труда и усложнение их изготовления обусловили необходимость передачи трудовых знаний и опыта подрастающим поколениям.
Первые учреждения для жизни и воспитания подрастающих поколений – дома молодежи, отдельные для мальчиков и девочек – появляются на последних этапах развития матриархата. Здесь дети готовились к жизни, труду и инициациям под руководством старейшин рода.
На стадии патриархальной общины появились ремесла, возникли скотоводство, земледелие, иначе — разделение труда. Вместе с развитием трудового опыта усложнилось воспитание. Родовая община поручала воспитание наиболее опытным людям. Они знакомили детей не только с трудовыми умениями, но и с правилами зарождавшихся религиозных культов, преданиями, обучали письму.
В условиях родового строя воспитание стало выделяться как особая форма общественной деятельности.
Первым результатом оформления педагогической мысли стали педагогические заповеди. До нас они дошли в виде пословиц, поговорок, афоризмов, крылатых выражений. С развитием письменности народные суждения стали носить характер советов, правил и рекомендаций. Так зародилась народная педагогика — педагогические взгляды, идеи, наиболее полно проявляющиеся в обычаях, трудовой деятельности, традициях, устной народной речи.
Период античности (5 в. до н.э. – 5 в. н.э.).
В 1-ом тысячелетии до н.э. в Древней Греции осуществлялся активный философский поиск ответа на вопросы: Как достигается образцовое поведение? и Каким при этом должно быть образование? Итак, первая философская рационалистическая тенденция сводилась к обоснованию цели образования, исходя из этических общественных идеалов, обращаясь к природе человека, используя эмпирический педагогический опыт. Основной идеей стало всестороннее развитие личности.
В период Средневековья (5-13 вв.) духовную жизнь общества монополизировала церковь. В области воспитания господствовала теоцентрическая парадигма. В схоластическом учении произошла интеграция энциклопедического античного и теологического знания. Схоласты использовали следующие методы обучения: заучивание логически обработанного материала; изложение в форме логической системы.
Следующий этап развития педагогической мысли связан с эпохой Возрождения (14-16 вв.).
Педагогика была нацелена на возрождение античной культуры, классического образования, новой оценки и веры в возможности человека. Основное положение гуманистической философии этой эпохи: человек – центр Вселенной, свободное, самодеятельное существо, творец своей судьбы и самого себя. Ключевая идея педагогики – естественность земных радостей и чувственных наслаждений. Акцент в педагогике – физическое развитие человека. Задача воспитания: воспитание гармонически развитой личности, в которой бы сочетались физическое совершенство и богатое духовное содержание.
Педагогику 17 века принято называть педагогикой Нового времени. Окончательное выделение педагогики из философии и оформление в самостоятельную науку связано с именем Яна Амоса Коменского. Главной идеей его стало всеобщее обучение детей независимо от социального положения родителей, пола, религиозной принадлежности. Дидактика Коменского утверждала, прежде всего, принцип наглядности: познание мира на основе восприятия. В своих педагогических произведениях он обосновывал необходимость воспитания и обучения любых детей – и прилежных, и ленивых; провозглашал главными требованиями:
сознательность учения (доводить до ученика осознание причин природных или социальных явлений);
систематичность обучения (организованность учебного материала в основных тезисах, обобщение фактов и примеров, путь от легкого к трудному, от общего к частному);
последовательность и посильность обучения;
прочность знаний и развитие познавательных способностей учащихся.
Коменский считал, что человек как часть природы подчиняется ее всеобщим законам. Принцип природосообразности, предложенный Коменским, нашел свое развитие в трудах Руссо, Песталоцци, Дистервега и др.
Коменский установил понятие школьного года, деление на учебные четверти, ввёл каникулы, определил организацию учебного дня и разработал классно-урочную систему занятий. Настаивал на том, чтобы прием в школу происходил раз в году, а учитель вел коллективную работу со всем классом. Компоненты урока: тема и главная задача, опрос, объяснение нового материала и упражнения по закреплению его.
Эпоха французского Просвещения внесла в педагогику имена Дидро, Гельвеция, Гольбаха, Руссо и Песталоцци. Основная идея этого периода – решающая роль воспитания и среды в формировании личности. Жан-Жак Руссо стал основоположником теории «свободного воспитания», в котором неоспоримым приоритетом является уважение к личности ребенка, признание природного совершенства детей. Руссо разработал программу формирования личности, включающую умственное, физическое, нравственное, трудовое воспитание.
Идею соединения обучения с трудом воплощал в педагогической практике Иоганн Генрих Песталоцци. Цель обучения он формулировал как гармоничное развитие всех сил и способностей человека. Основы образования, согласно его взглядам, должны соответствовать знанию человеческой психики.
Зарождение педагогической мысли на территории России связано, прежде всего, с народной педагогикой. Истоки народной педагогики можно найти в сказках, былинах, песнях, частушках, детских прибаутках, пословицах, поговорках. Свод народно-этических моральных стандартов собрал воедино В. Даль: От учтивых слов язык не отсохнет. В чужом доме не будь приметлив, а будь приветлив. Не стыдно молчать, когда некогда сказать.
Педагогические идеи возникли на Руси при взаимодействии славянской языческой традиции и восточного православного славянства. В период Киевской Руси существовали самобытные институты воспитания и обучения.
«Кормильство» — своеобразная форма домашнего воспитания детей феодальной знати. В возрасте 5-7 лет княжич поручался кормильцу, которого князь подбирал из числа воевод или знатных бояр. Он был наставником-воспитателем — занимался умственным, нравственным, военно-физическим воспитанием, привлечением княжича к государственным делам.
«Дядьки». Дети воспитывались у брата матери, родного дяди. В свою очередь, отец ребенка принимал на воспитание детей родной сестры. Дядьки были наставленниками племянников, а те – их первыми помощниками.
«Кумовство» — духовное и нравственное воспитание детей крестными отцом и матерью.
«Мастера грамоты» — учителя-одиночки и школы. Мастера грамоты были главными лицами народного просвещения и подготовки духовенства, сделавшими промысел из обучения грамоте. Они основывали свои школы в семьях учеников, домах учителей, при монастырях и церквях.
Активное развитие отечественной педагогики, начиная с 18-го века, связано с личностью Михаила Васильевича Ломоносова. Ломоносову принадлежат инициативы в науке, технике, культуре. По его проекту был открыт Московский университет (сущность университета для развития человека выражена греческим понятием alma mater – «родная мать»).
Основные педагогические идеи Ломоносова: обучение студентов на русском языке (ему принадлежит первый научный труд по грамматике – «Русская грамматика»).
М.В. Ломоносов ввел в России лекционную форму обучения. Внедрил в педагогический процесс принципы обучения: сознательности, последовательности, систематичности, наглядности и научности. Заметный вклад в отечественную педагогику внесли Н.И. Новиков, А.Н. Радищев, в 19-м веке — В.Г. Белинский, А.И. Герцен и многие другие.
Основателем научной педагогики в России называют Константина Дмитриевича Ушинского. Ушинский утверждал равные права на образование всех слоев общества, рассматривал воспитание как целенаправленную деятельность. Большое значение придавал труду как ведущему фактору развития личности и нравственному воспитанию. Ушинский предпринял попытку создания педагогической антропологии. Основные труды – «Человек как предмет воспитания», учебники «Родное слово» и «Детский мир», методические пособия для педагогов.
На 60-е годы 19 века пришлась педагогическая деятельность Н.И. Пирогова. Н.И. Пирогов (1810-1881) родился в Москве. По окончании медицинского факультета Московского университета подготовлялся в Дерпте к профессуре, где и получил звание доктора медицины. Некоторое время совершенствовал свои знания в Германии. В 1854 году во время осады Севастополя был направлен на фронт по его личной просьбе с организованной им общиной «сестер милосердия». Лично произвел несколько тысяч операций. В числе рекомендаций Пирогова к преподаванию в высшей школе были привлечение крупных ученых, проведение семинаров и практических занятий для развития у студентов навыков углубленной самостоятельной работы. Другим не менее значимым предложением Пирогова было уменьшение платы за обучение с целью получения высшего образования.
Среди педагогов начала 20-го столетия следует выделить П.Ф. Каптерева (автор учения о педагогическом процессе), С.Т. Шацкого (основателя социальной педагогики), Н.К. Крупскую (разрабатывала организацию внеклассной воспитательной работы, молодежного движения), А.С. Макаренко (практик и теоретик учения о коллективе, о роли труда в формировании личности; труд – основа системы воспитания).
Вторая половина 1950-х – начало 1960-х гг. дали отечественной педагогике целую плеяду педагогов-новаторов. Это В.А. Сухомлинский (моральные проблемы воспитания), И.П. Иванов (теория коллектива), Ш.А. Амонашвили (разработка авторских дидактических программ).
Теорию развивающего обучения разрабатывали Л.В. Занков и Д.Б. Эльконин; П.Я. Гальперин – теорию поэтапного формирования умственных действий; теорию содержания образования и методов обучения – И.Я. Лернер и М.Н. Скаткин.
Перестройка начала 1980-х гг. затронула все сферы человеческой деятельности: политическую систему, государственное устройство, нравственные ценности, правовые нормы, культурное наследие, международные отношения, народное образование. Главные изменения в области образования – изменение педагогического мышления, переориентация от авторитарной к демократической педагогике.
В сентябре 2003 года Россия присоединилась к Болонскому процессу. Болонский процесс — это процесс сближения и гармонизации систем образования стран Европы с целью создания единого европейского пространства высшего образования. Целью является достижение большей совместимости национальных систем высшего образования для развития мобильности граждан с возможностью трудоустройства. Современная система высшего образования в РФ осуществляет переход к модели: бакалавриат – магистратура – докторантура. Из форм организации учебного процесса в высшей школы исключены уроки. Учебный процесс, преимущественно, реализуется через лекции, практические занятия, семинары.
Для обеспечения качественного образования в русле Болонского процесса принята единая компетентностная модель выпускника вуза. Это означает, что молодой специалист «на выходе» из университета должен обладать определенными общекультурными и специальными качествами.
Если раньше педагогика ориентировалась на знаниевый подход — выпускник должен был «знать и уметь», то сегодня к этим характеристикам прибавляется «владеть». Эта категория — «владеть» — реализуется через развитие у студентов в процессе получения высшего профессионального образования способностей самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности на основе использования социального и личного опыта.
Основные тенденции современного образования:
признание личности человека базовым компонентом учебно-воспитательного процесса, объектом и субъектом обучения и воспитания,
гуманное общение между людьми, построенное на взаимном уважении и доверии,
деятельностный подход к организации учебно-воспитательной работы,
создание условий для самовыражения, самоутверждения и самодеятельности человека.
2.2 Основные категории педагогики
Современная педагогика изучает человека, опыт общественной воспитывающей и обучающей практики, законы конкретно исторического процесса воспитания, связанного с законами развития общественных отношений и становления личности. Педагогика как наука наиболее тесно связана с философией, психологией, физиологией человека.
Объект педагогики – те явления действительности, которые обусловливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества.
Предмет педагогики – образование как целостный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных социальных институтах.
Цель педагогического влияния – воздействие на личность воспитанника, учащегося с целью ее изменения.
Задачи педагогики в области образования направлены на удовлетворение потребностей общества, личности, развитие и саморазвитие молодого поколения.
Основной метод педагогического исследования – эксперимент.
Категориальный аппарат педагогики (категории – наиболее общие, ёмкие понятия) по-разному оценивается в науке. К примеру, В.И. Гинецинский выделяет 5 категорий: воспитание, обучение, образование, просвещение, развитие. Н.В. Бордовская – 3 категории: воспитание, обучение, образование.
Развитие — это процесс становления фундаментальных способностей человека: мыслительных (умение думать), рефлексивных (умение действовать осознанно), коммуникативных (умение общаться).
Воспитание – это специально организованная деятельность педагогов и воспитанников для реализации целей образования в условиях педагогического процесса; предполагает гуманистический, субъект-субъектный характер отношений между участниками педагогического процесса. Цель воспитания – гармоничное развитие личности в системе общественных отношений.
Обучение – специфический способ образования, направленный на развитие личности посредством организации усвоения обучающимися научных знаний и способов деятельности; способ получения систематического образования, направляемый педагогом.
Процессы обучения и воспитания как способы воздействия на личность составляют образование.
Целостный педагогический процесс – это специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников по поводу содержания образования с использованием средств обучения и воспитания с целью решения задач образования. В целостном педагогическом процессе воспитанник овладевает опытом работы над собой и опытом человеческих отношений, способами общения и нормами культуры общества, в котором живет. В основе любого педагогического взаимодействия лежит определенная модель, структурными единицами которой являются:
субъект – носитель предметно-практической или познавательной деятельности,
объект – противостоит субъекту; на него направлена предметно-практическая познавательная деятельность.
В образовательном процессе существуют следующие модели педагогического взаимодействия:
S-O соответствует авторитарной или принудительной модели; дисциплинарно ориентированная модель
O-S утопическая модель (присутствует в педагогических воззрениях Руссо); звучит как «я позволяю умышленно сесть себе на шею до каких-то пор для достижения взаимодействия»
S-S демократическая или личностно ориентированная модель
Педагога, работающего по субъект-субъектной модели, можно назвать ярко выраженным гуманистом. Педагогическое взаимодействие в рамках этой модели ориентировано на развитие личности. Личность воспитанника приобретает устойчивую уверенность в себе, ориентирована на собственный опыт, демонстрирует отсутствие психологических защит и внутриличностного конфликта, оптимальную Я-концепцию. Воспитанники в субъект-субъектной воспитательной среде активны, инициативны, исполнительны.
3 Основные положения медицинской педагогики
Естественнонаучной базой педагогики и психологии являются биологические науки. Педагогика опирается на фундаментальные работы русских физиологов — Павлова, Сеченова по вопросам 1-й и 2-й сигнальных систем, нервно-психического развития человека, рефлекторной природы человеческой деятельности, развития и функционирования органов чувств. Конкретными вопросами обучения и воспитания, разработкой режимов труда и отдыха занимаются возрастная физиология (наука об особенностях строения и функционирования организма человека), школьная гигиена (изучает вопросы гигиенической организации всех видов занятий в школе).
Связь педагогики с медициной привела к появлению коррекционной педагогики как специальной отрасли педагогического знания, предметом которой является образование детей с отклонениями в развитии. Коррекционная педагогика разрабатывает систему средств, с помощью которых достигается терапевтический эффект и облегчаются процессы социализации детей, компенсирующие имеющиеся у них дефекты.
Медицинская педагогика — междисциплинарная область теории и практики клинической психологии, возникшая на основании эмпирически подтвержденной эффективности специального обучения больных с хроническими заболеваниями.
Основная цель педагогической деятельности по сохранению и укреплению здоровья заключается в развитии у пациента способности самостоятельно принимать оптимальные решения в области здорового поведения и профилактики заболеваний, в закреплении позитивных мотивов и нацеливании на «самообеспечение собственного здоровья».
Обучение пациента используется в контексте психотерапевтической работы с ним. Пациентов с хроническими заболеваниями приглашают на специальные занятия в лечебно-профилактическом учреждении. В ходе занятий он должен научиться понимать суть диагноза своего заболевания, цели лечения, представлять его результат, характер и преимущества назначенных ему препаратов и процедур. Пациента обучают выполнять эти рекомендации. В письменные руководства для пациентов вносятся планы самоконтроля, которые содержат четкие предписания о том, что и в каких случаях надо предпринимать — пациентам вручаются специальные брошюры с планами самоконтроля своего состояния. Чтобы усилить эффект устных рекомендаций, сегодня предлагаются аудио- и видеозаписи.
Успех обучения зависит от умения сформировать у пациента учебную мотивацию, уверенность в своих возможностях, направленность на восприятие новой информации, от умения вовлечь больного в тренировку навыков самоконтроля. Для этого используют разнообразные педагогические приемы, направленные на усвоение и закрепление знаний и умений.
Обучение должно отвечать запросам каждого обучаемого, соответствовать его потребностям, не противоречить идеалам и ценностям. Личное осознание целей, задач и возможностей их реализации пациентом должно быть стабильным.
В конце каждого занятия осуществляется рефлексия: обучающиеся дают свою оценку тому, что они делали в течение занятия, насколько это занятие было эффективным для достижения цели. Процесс обучения должен быть оптимальным по времени и по объему информации, а сложность обучения соответствовать возможностям обучаемых. Необходимо чередовать усвоение теоретического материала, практическую работу и отдых (перерывы).
Обучение должно оставлять чувство непрерывности: занятия дополняются индивидуальным выполнением домашних заданий. Каждая новая информация должна основываться на усвоенных знаниях и умениях, предполагает продолжение обращения к ней на последующих занятиях.
Процесс обучения сочетается с самонаблюдением, самоконтролем, осознанием ответственности за результаты. Чем больше обучение имеет позитивных последствий для личности, чем оно эффективнее.
Предпочтительной стратегией педагога является позитивное мышление, заострение внимания на успехах, поощрение инициативы. В процесс обучения следует включать яркий иллюстративный материал, понятные схемы.
Обучение в медицине направлено на изменение поведения пациента.
Выделяют следующие компоненты поведения, связанного со здоровьем:
персональные (личностные характеристики, стиль жизни),
семейные,
социальные (групповые характеристики поведения; поддержка социума, «сети» социальной поддержки; социальные роли).
По данным зарубежных исследователей (по Рейнертсену), устранение поведения, приводящего к нездоровью, снижает риск заболевания на 50%. В мировой практике принято, что здоровое поведение должно формироваться с раннего детства, причем начинать надо с беременной матери, так как ошибки в ее поведении могут отразиться в дальнейшем на здоровье ребенка.
Кроме применения педагогических приемов работы с пациентами с хроническими заболеваниями сегодня актуально проведение профилактической просветительской работы среди населения и популяризации здорового образа жизни.
Здоровый образ жизни – это деятельность, направленная на сохранение, улучшение и укрепление здоровья людей. Здоровый образ жизни складывается из 3-х компонентов: культура питания, культура движения и культура эмоций — и формируется 2-мя путями: 1) через уменьшение факторов риска в социуме, 2) через самостоятельное создание условий для сохранения и укрепления здоровья человеком. Личностно ориентированная работа врача с пациентом по формированию здорового образа жизни необходима, в частности, потому, что значительная часть населения рождается здоровой и становится больной в результате неправильного поведения и негативного влияния окружающей среды. Врач, участвующий в программах, направленных на продвижение идеи здоровья, может выступать и как разработчик, и как эксперт, и как методист. На уровне персонального общения с пациентом врач должен владеть тактикой проведения тематических бесед.
Методы просветительской деятельности врача – это основные способы проведения мероприятий, направленных на установление осознанного и действенного отношения пациентов или потенциальных пациентов к своему образу жизни, здоровью и взаимодействию с врачом и медицинскими службами.
Выделяют устные, наглядные и комбинированные методы просветительской работы:
1) Устные:
лекции (45 – 60 мин; могут быть эпизодическими и цикловыми; не подходят для просветительской работы среди детей; монологическое изложение лектором, слушатели относительно пассивны, так как не участвуют в проработке темы; план лекции – введение/ основная часть/ заключение; прием привлечения внимания слушателей в начале лекции — рассказать о факте, иллюстрирующем главную проблему – эмоциональный, красочный случай из медицинской практики)
беседы (число участников – до 25-ти чел.; условие проведения – объявление темы в коллективе заранее, за 2 недели, сбор вопросов от предполагаемой аудитории; небольшое вступление; интерактивное общение – заготовленные проблемные вопросы к аудитории; комментирование и обоснованные выводы; достоинство – активность всех участников)
2) наглядные (использование графических, живописных и др.средств с целью воздействия на зрительное восприятие аудитории; зрительный образ помогает получить представление о предмете одномоментно и в целом):
объемные средства – муляжи (точные копии объектов), макеты (значительно уменьшенные копии), модели (изображения объекта в общих чертах), фантомы (допускают демонстрацию в движении, изменении, преобразовании составляющих)
плоскостные средства – плакаты, брошюры, листовки, памятки
3) комбинированные — проведение выставок.
Методические правила применения наглядных пособий:
1. Подобрать наглядные средства в логике устного выступления; продумать и отобразить в конспекте порядок демонстрации
2. Не подменять встречу со слушателями разглядыванием наглядных материалов
3. Учитывать расположение слушателей в аудитории для обеспечения лучшей видимости наглядных материалов
4. В больших аудиториях применять технические средства обучения
5. Демонстрируя наглядное средство, дать соответствующие комментарии
Практические советы общения с аудиторией:
1. В начале беседы задавайте вопросы, оставляющие свободу выбора (Как вы думаете? и др.)
2. После каждого обращения к слушателям выдерживайте паузу до 30 сек.
3. Единовременно предлагайте только один вопрос и обязательно дождитесь ответа.
4. Если собеседник растерян или неспособен сформулировать ответ, помогите ему ободряющими словами.
5. Всегда благодарите за проявление инициативы.
6. Не оставляйте без комментариев неправильные высказывания
7. Ошибочное мнение исправляйте корректно и доказательно.
4 Педагогическое общение в ситуации практического действия врача
В повседневной деятельности врач, прежде всего, — сотрудник медицинского учреждения, профессионал, принимающий нормы своей специальности. Коммуникативные схемы, в которых участвует медицинский работник, формируются в рамках системы «человек — человек»: «врач — пациент», «начальник — подчиненный» и др. Ситуации практического действия, таким образом, предполагают не только принятие решений о своих действиях, но и необходимость управлять действиями другого человека, либо выстраивать партнерское взаимодействие.
Педагогические действия в деятельности врача направлены на другого человека и связаны с отбором культурного содержания, предназначенного для передачи. Поддержка пациента всегда связана с передачей опыта в формировании конкретных умений. К педагогическим ситуациям в работе врача относят:
1. Обучение младшего персонала отдельным приемам и навыкам;
2. Передача личного опыта коллегам;
3. Составление методики приема лекарственных препаратов для пациентов;
4. Обучение родственников навыкам ухаживания за тяжелобольными;
5. Формирование у пациента ответственного отношения к лечению;
6. Объяснение пациенту значений процедур и лекарственных средств;
7.Убеждение пациента в необходимости соблюдения определенного образа жизни;
8. Участие в просветительских программах.
Пациент в большинстве случаев готов быть обучающимся и к позиции врача, сходной с педагогической. В свою очередь, реализуя педагогическую задачу, врач обязан соблюдать условие психологического комфорта для пациента, а именно: защищенность от стрессовых состояний. В педагогическом общении врача с пациентом большую роль играет личное доверие и установление благоприятного взаимодействия, от которого напрямую зависят результаты профилактики, излечения, реабилитации.
Педагогическое общение – это многоплановый процесс организации, установления и развития коммуникации, взаимопонимания и взаимодействия между педагогом и обучающимися, порождаемый целями и содержанием их совместной деятельности. В формировании продуктивного взаимодействия в системе «врач — пациент» в равной мере участвуют как невербальные, так и вербальные компоненты общения.
К невербальным средствам общения относятся: интонация, тембр голоса, скорость и паузы в речи, мимика и пантомимика, дистанция между говорящими, контакт глаз. Среди вербальных средств выделяют приемы активного слушания. Важную роль играет обратная связь, которая заключается в резюмировании жалоб пациента, в уточнении правильности понимания картины болезни.
Руководство к педагогическому общению в ситуации практического действия врача изложено в статьях 30 и 32 (Раздел II «Врач и пациент») Женевской декларации Всемирной Медицинской Ассоциации:
взаимоотношения врача и пациента должны строиться на партнерской основе, на принципах взаимного доверия и взаимной ответственности, информационной открытости;
информация о состоянии здоровья пациента должна быть объективной, раскрыта в доброжелательной и доступной форме;
план медицинских действий должен быть разъяснен полностью, с разъяснением методов обследования и лечения, не скрывая возможных осложнений или неблагоприятного исхода;
врач должен убедиться в том, что пациент удовлетворен полученной информацией.
Итак, в оптимистичном ключе и на доступном для пациента уровне врач должен обсуждать проблемы здоровья, не приукрашивая возможностей. Врач не должен обещать невыполнимое и обязан выполнять обещанное.