Основные направления в психологии

Общая психология

 

В настоящее время сушествуют 5 основных подходов к изуче­нию психикичеловека:

— бихевиоризм,

— гештальтпсихология,

— психоана­лиз,

— гуманистическая психология,

— когнитивная психология.

 

БИХЕВИОРИЗМ. (англ. behavior — поведение)

Основоположник — американский психолог Джон Уотсон (1878-1958).

Предложенная им схема S — R означает, что каждой ситуации (или стимулу S) соответствует опре­деленное поведение(или реакция R).

Он считал, что с помощью этой схемы можно объяснить любую деятельность человека, а по­нятия, связанные с сознанием, следует исключить из научной пси­хологии.

Скоро стала прослеживаться ограниченность этой схе­мы для объяснения поведения.

Как правило, S и R находятся в таких сложных взаимоотношениях, что непосредственную связь между ними установить не удается.

И в 1948 г. американский психолог Толмен Эдуард вводит понятие промежуточной переменной 1психические процессы данного ин­дивида, зависят от его наследственности, прошлого опыта и природы стимула.

И это преобразовало схему в S — 1 — R.

 

Приверженцы бихевиоризма полагают, что поведение в основном складывается в результате научения, т.е. закрепления определенных реакций на определенные раздражители.

В результате поощряемые поступки совершаются чаще, а наказуемые — реже.

Например,

если вы получаете 100 руб­лей всякий раз, когда приходите на занятия в чистом отглаженном халате, то весьма вероятно, что вскоре вы постоянно будете выгля­деть опрятно, и наоборот.

 

Бихевиоризм является психологической основой поведенческой психотерапии и поведенческого направления в медицине.

В дан­ном контексте здоровье и болезнь рассматриваются как результаты того, чему человек научился или не научился в жизни.

6 стр., 2931 слов

Современные направления в психологии бихевиоризм, психоанализ, ...

... бихевиоризма подлинным предметом психологии (человека) является поведение человека от рождения и до смерти. Явления поведения ... Большинство сложных реакций, которые старые психологи называли инстинктами, например ползание, лазание, ... психологии, названное психофизикой [1]. Глава 1. Бихевиоризм Бихевиоризм возник в США и явился реакцией на структурализм В. Вундта и Э.Титченера и на американский ...

 

В соответ­ствии с этим цель поведенческой психотерапииустранение па­тологического симптома путем замены неадаптивных способов по­веденияадаптивными в процессе научения.

 

ГЕШТАЛЬТПСИХОЛОГИЯ.

Слово «гештальт» не имеет точно­го эквивалента ни в русском, ни в английском языке.

Очень при­близительно его смысл в зависимости от контекста может переда­ваться словами «образ», «форма», «структура», «организованное целое», поэтому в психологических текстах «гештальт», как прави­ло, не переводится.

Основное положение гештальтпсихологии — явление как целое не есть просто сумма его частей.

Человеческое поведение, разбитое на отдельные компоненты, теряет смысл.

Отдельно взятая часть никакого представления о целом не дает.

 

Последователи гештальт­психологии стараются убедить бихевиористов, что структурная орга­низация поведения в целом играет более важную роль, чем отдель­ные поступки.

 

Одно из центральных понятий гештальтпсихологииотноше­ния между фигурой и фоном.

Это и другие понятия гештальтпсихо­логии нашли отражение в гештальттерапии, созданной психологом и психотерапевтом Федериком Перлсом.

 

В понимании Перлса фигура выступает в качестве доминирую­щей потребности.

В качестве фигуры (гештальта) могут быть жела­ние, мысль, чувство, которые преобладают в данный момент.

— Как только потребность удовлетворяется, гештальт завершается, теряет свою значимость, отодвигается на задний план — фон, уступая ме­сто новому гештальту.

 

Иногда потребность удовлетворить нельзя.

— В таком случае геш­тальт остается незавершенным, а потому не может быть отреагиро­ван и не может уступить место другому.

В последующем это стано­вится причиной многих проблем.

Например,

если человек сразу же не выразит свой гнев или агрессию, то в последующем эти чувства не исчезнут, а будут проявляться в других формах.

Цель гештальттерапии — помочь пациенту осознать свою по­требность, сделать ее более четкой (сформировать гештальт) и в конечном счете удовлетворить ее.

Быть самим собой, реализовывать свои, а не навязанные извне потребности — это путь здоровой личности.

9 стр., 4398 слов

З. Фрейд о структуре личности

... личности первобытного человека объяснялось Фрейдом тем, что в результате своих действий первобытные люди обрели неведомое им ранее чувство ... Галицию в немецкоязычные страны, в Австрию».[1] Вся жизнь Фрейда связана с Австрией – сначала с Австро-Венгрией, ... него наука почти не проникала. Наиболее существенная часть психоаналитической социологии Фрейда – учение о человеке, представляющее собой совокупность ...

 

ПСИХОАНАЛИЗ.

Ни одно из направлений психологии не при­обрело столь громкой известности за ее пределами, как психоана­лиз.

Основоположник — австрийский психиатр Зигмунд Фрейд (S. Freud).

В душевной жизни Фрейд выделяет 3 уровня:

— сознание,

— предсоз­нание

— и бессознательное.

Бессознательное и предсознаниеотделены от сознательного «цензурой».

«Цензура»

вытесняет в область бес­сознательного неприемлемые для личности мысли, чувства, поня­тия (например, привязанность мальчика к матери, сопровождаю­щаяся враждебностью к отцу),

— а также оказывает сопротивление бессознательному, стремяшемуся проявиться в сознании.

 

К бессознательномуотносятся многие инстинкты, вообще недо­ступные сознанию, а также вытесненные «цензурой».

Эти мысли чувства не утеряны, а просто не допускаются к воспоминанию и потому проявляются в сознании не прямо, а окольными путями

— ­в обмолвках, описках,

— ошибках памяти,

— сновидениях, неврозах.

 

Предсознание — часть бессознательного, которая может стать со­знанием.

Фрейд считал, что только 1/7 часть психической жизни осозна­ется, а остальные 6/7 проявляются в навязчивостях, смутных трево­гах, страхах, снах и т.д.

 

В нижней части «айсберга» находятся основные запасы психи­ческой энергии, побуждения, инстинкты.

Большое разнообразие инстинктов Фрейд пытался свести к двум группам:

1. поддерживаю­щие жизнь (сексуальные) Инстинктам, поддерживающим жизнь, присуща сексуальная энергиялибидо (лат. желание)

2. и разрушающие жизнь (деструктивные).

Деструктивным инстинктамаг­рессивная энергия.

Наша психическая жизнь является результатом взаимодействия и взаимовлияния этих энергий.

Психоаналитик всегда пытается понять процессы либидозной и противоположной ей энергии в различных сферах психической деятельности человека и перераспределить их.

 

Анализируя динамику развития индивида, Фрейд выделил следу­ющие стадии психосексуального развития:

1. от рождения до 1 года ­оральная стадия;

2. от 1 года до 3-4 лет — анальная стадия;

3. с 3-4 лет до 5-6 лет — фаллическая стадия;

4. с 6 лет до начала полового созре­вания — латентный период;

5. стадия половой зрелости — гениталь­ная стадия.

 

При нормальном развитии личности сексуальные пред­ставления полностью вытесняются в сферу бессознательного, а соответствующие им образы сублимируются, т.е. переориентиру­ются с социально неприемлемых на допустимые.

5 стр., 2319 слов

Фрейд З. Психопатология обыденной жизни

... как от глубинных уровней психической активности, так и от обыденной жизни человека[7] . Предлагаемая модель личности представляет собой взаимодействия трех уровней, находящихся между собой в определенных ... всё: низменное (либидо) и высокое (фантазии, идеалы), устойчивое и быстро изменяющееся. Фрейд разворачивает (и с маниакальным упорством варьирует) динамику своей "метапсихологической" (это его ...

Нередко вытесне­ние представлений совершается не полностью.

Происходит фикса­ция на одной из стадий, проявляющаяся,

например,

— в привычке грызть ногти, курить, мастурбировать;

— в формировании чрезмерной аккуратности, упрямства;

— могут изменяться сексуальные пред­почтения.

 

В структуре личности Фрейд выделяет Ид, Эго, супер-Эго (Оно, Я, сверх-Я).

Ид (Оно)это первоначальная, центральная часть личности, служит источником энергии для всей личности и вместе с тем це­ликом бессознательно. Фрейд сравнивает Ид со слепым и глухим диктатором с неограниченной властью, который может властвовать через посредников.

Эго (Я) развивается из Ид. Эго находится под по­стоянным воздействием внешних (среда) и внутренних (Ид) им­пульсов. Постепенно развиваясь, Эго приобретает контроль над требованиями Ид.

Супер-Эго развивается из Эго и является его су­дьей и цензором. Это хранилище выработанных обшеством устано­вок и норм поведения.

 

Основная цель взаимодействия трех систем — поддерживать или восстанавливать при нарушении оптимальный уровень психичес­кой жизни индивида.

 

Поскольку требования к Эго со стороны Ид, супер-Эго и окружающей среды порой несовместимы, индивид может перманентно пребывать в ситуации конфликта.

От испыты­ваемого при этом напряжения Эго оберегает себя с помощью за­щитных механизмов.

К ним относятся вытеснение, сублимация, проекция, отрицание, рационализация, реактивные образования, изоляция, регрессия.

 

Психоанализ как психотерапевтический метод имеет своей це­лью:

помочь пациенту осознать причину своих внутренних конф­ликтов с помощью высказывания свободных ассоциаций и их ин­терпретации психоаналитиком.

 

В настоящее время широкое распространение получила психо­аналитическая терапия, которая основана на принципах и методах классического психоанализа, но менее интенсивна и направлена на самопознание пациентом своей внутренней психической жиз­ни.

 

ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ.

 

Возникла в США бла­годаря трудам Карла Роджерса и Абрахама Маслоу.

Психологи этого направления считают, что каждый человек может достичь максимально полной реализации своих спо­собностей, если ему предоставить возможность самому выбирать свою судьбу и направлять ее.

По Роджерсу, в каждом человеке заложено стремление полнос­тью реализовать себя, и он наделен необходимыми для этого сила­ми, но воспитание и общественные нормычасто принуждают его принимать иные ценности.

Маслоу, создавший иерархию потребностей, полагал, что воз­можности людей удовлетворять свои основные потребности очень часто бывают ограниченными.

4 стр., 1564 слов

Человек как субъект, личность, индивидуальность. Понятие личности.

... «социум». В понятии «личность» подчеркивается социальный характер жизни че­ловека. Личность - «социальный человек», человек в мире других людей.   2. Черты человека как индивидуальности могут проявлять­ся ... людей. Смелость приобретает совершенно различ­ное содержание в зависимости от того, сочетается ли она с вы­сокой идейностью или чувствами мелкого тщеславия и самомне­ния. Поэтому личность ...

«Можно считать, что более 90% людей останавливаются на уровне поисков защищенности и хорошего от­ношения, поглощающих всю их энергию».

Это препятствует удов­летворению потребностей более высокого уровня, таких, как само­уважениеи самоактуализация.

 

Маслоу полагал, что лишь самоактуализирующаяся личность может быть признана подлинно здоровой.

Маслоу составил перечень харак­теристик самоактуализирующихся людей, на основе которого мож­но получить портрет здоровой личности.

 

Гуманистическая психотерапия является одним их трех основ­ных направлений современной психотерапии.

Представители этого направления склонны видеть человека

— существом прирожденно активным,

— повышающим свои возможности,

— с почти безграничной способностью к позитивному росту.

 

ХАРАКТЕРИСТИКИ, СВОЙСТВЕННЫЕ ВСЕМ САМОАКТУАЛИЗИРУЮЩИМСЯ ЛЮДЯМ

1. Эффективное восприятие реальности и комфортные взаимоотноше­ния с реальностью. Неуверенность, сомнения, состояние неопределенности, столь мучительные и тягостные для большинства людей, стимулируют само­актуализирующуюся личность, побуждают ее к исследованию и познанию.

2. Принятие себя, других и природы. Очень многие характеристики, свойственные здоровым людям, можно понять как разные формы прояв­ления одной основополагающей установки — отсутствия самодовлеюще­го чувства вины и стыда. Здоровый человек принимает свою сущность со всеми присущими ей изъянами и недостатками. Это не говорит о том, что он абсолютно удовлетворен собой. Он умеет сосуществовать с собой.

 

3. Спонтанность, простота, естественность. Эти люди умеют четко осоз­навать собственные импульсы, желания, предпочтения и субъективные реакции в целом. Среднестатистический человек зачастую не имеет ни малейшего представления о том, что он представляет собой на самом деле и чего он хочет.

 

4. Служение. Почти у каждого из этих людей есть призвание и дело, которым они посвящают себя без остатка. Это не обязательно любимое занятие или дело, к которому он стремился. Это может быть дело, кото­рым он чувствует себя обязанным заниматься.

5. Отстраненность; потребность в уединении. Эти люди спокойно пе­реносят одиночество. Средний человек вряд ли пожелает иметь другом самоактуализированного человека, ведь тот никогда не положит на ал­тарь дружбы свою независимость и автономность.

6. Автономность и независимость от культуры и среды, воля и актив­ность. Эти люди достаточно сильны, чтобы не зависеть от мнения других; они не ищут одобрения, похвалы, любви. Потребности в уважении и любви они уже удовлетворили.

7. Свежесть восприятия. Эти люди умеют радоваться жизни во всех ее проявлениях и испытывают по отношению к ней глубокое чувство благо­дарности. Маслоу считает, что неспособность радоваться жизни — одно из главных источников зла, человеческих трагедий и страданий. Мы с легко­стью привыкаем к хорошему. Мы не бережем своих родных, друзей, де­тей, здоровье и раскаиваемся в этом только тогда, когда потеряем.

25 стр., 12060 слов

016_Человек. Его строение. Тонкий Мир

... с пользою и извлекать весьма интересные и поучительные впечатления. Главное существование (человека) – ночью. Обычный человек без сна в обычных условиях может прожить не более нескольких дней. ... и невидимым Мирами? Она утончается сама, как только затухает активность внешних органов чувств и сопровождающих её мыслей. Земное затихает – выступает Надземное… На границе сна уже ...

8. Мистические переживания. Внезапное ощущение абсолютного все­могущества, а одновременно и полной ничтожности и беспомощности, чувство восторга, благоговейного трепета, утрата ориентации во времени и пространстве, пронзительное ощущение важности происходящего, чув­ство духовного перерождения, личностной трансформации. Эти пережи­вания порой настолько сильны, что в корне изменяют жизнь человека.

9. Чувство общности. Это чувство братства по отношению к человече­ству в целом. Самоактуализированный человек любит людей, недостатки которых огорчают его, а порою даже выводят из себя. Но он прощает им их слабости.

10. Меличностные отношения. Они гораздо глубже, чем отношения обычного взрослого человека. Одним из непременных условий таких от­ношений является соответствие партнера — сблизиться с самоактуализи­рованным человеком могут только здоровые люди, приблизившиеся к самоактуализации.

11. Демократичность. Эти люди готовы общаться с любым человеком вне зависимости от его статуса. Они не боятся показаться несведущими, они всегда открыты обучению.

12. Умение отличать средство от цели. Они умеют получать удоволь­ствие от самого процесса достижения цели, умеют чувствовать самоцен­ность деятельности, и она важна для них не меньше, а, может быть, и больше, чем результат.

13. Философское чувство юмора. Можно сказать, что чувство юмора пронизывает само восприятие жизни этими людьми. Работа, сколь от­ветственно они ни относились к ней, одновременно является для них и развлечением, и игрой.

14. Способность к творчеству. Чем бы ни занимался такой человек, во все он привносит присущее только ему отношение к происходящему. В этом смысле звание творца может заслужить любой самоактуализированный сапожник, портной, кондитер.

15. Сопротивление культурным влияниям. Хотя самоактуализирован­ный человек существует в рамках определенной культуры и неплохо ла­дит с ней, в то же время он в какой-то степени отчужден, внутренне независим от нее.