31. Основные этапы и формы разрешения конфликтов

Разрешение конфликтов  Способы или тактики улаживания конфликтов столь же многообразны, как и сами конфликтные ситуации. Однако все они могут быть сведены к следующим четырем основным:  1) тактика ухода, или избегания конфликта;  2) силовое подавление, или метод насилия;  3) метод односторонних уступок или приспособления;  4) тактика компромисса или сотрудничества.

Уход или уклонение

Например, когда интерес к себе у нас не очень высокий – низкий, и, например, интерес к другим людям тоже низкий, тогда решать конфликты или выходить из конфликтов мы будем таким способом, как «Уход» или «Уклонение». Что это значит? Это значит, что, когда мы попадаем в конфликт, мы чаще всего игнорируем другого человека, игнорируем свои собственные интересы, и выходом из конфликта является такая позиция, что «мне на самом деле все равно, какое решение будет принято». И часто мы используем этот способ разрешения конфликтов, когда мы не очень заинтересованы в теме или вопросе конфликта, из-за которого он и появился.

Принуждение

Бывает и другая ситуация, когда у нас низкий интерес к другим, но очень высокий интерес к себе. Тогда мы действуем и используем такую стратегию выхода из конфликтов как «Принуждение». Мы принуждаем других людей, чтобы они согласились с нашей точкой зрения, с нашим мнением. И наша стратегия или модель поведения выглядит так, как будто наши интересы являются самыми главными. И нам тогда все равно мнение других людей. И эта стратегия действительно называется принуждение, когда мы принуждаем других людей соответствовать нашим намерениям или делать так, как мы хотим.

Уступчивость

Но часто бывает и так, что у нас высокий интерес к другим людям, и, например, низкий интерес к себе. Тогда эту стратегию поведения можно назвать «Уступчивость». Когда мы полностью соглашаемся с другим человеком, с другим мнением, когда мы в конфликте отказываемся от каких-то своих желаний, своих намерений в угоду другим людям.

Это тоже способ разрешения конфликтов, потому что, когда мы перестаем акцентировать внимание на своих интересах, а полностью соглашаемся с интересами другого – это ведет к тому, что конфликт не образовывается, или он быстро решается. Но очень часто, выбирая форму уступчивости или такую стратегию поведения, мы в этот момент чувствуем себя не очень комфортно, потому что у нас появляется такое ощущение или такое чувство, как будто нас используют или нами манипулируют. Хотя в какой-то момент мы сами принимает решения действовать именно таким образом.

11 стр., 5005 слов

Епосредственно причинами истерического невроза являются внезапные ...

... развитие симптомов болезни всегда тесно связано с неприятными жизненными событиями, конфликтами, однако сами больные отрицают подобную связь. Невозможность убедить врачей и ... таких случаях транквилизаторы сочетают с нейролептиками, оказывающими корректирующее воздействие на поведение человека (неулептилом, эглонилом, хлорпротиксеном). Центральное место в лечении и профилактике истерических ...

Компромисс

Бывают ситуации, когда у нас не низкий, не высокий, а именно средний интерес к другим людям и средний интерес к себе. Та стратегия поведения, которую мы используем при таком сочетании интересов – это называется «Компромисс». Компромисс – это тот момент, когда мы готовы отказаться от части своих интересов в угоду другому человеку (условно в угоду) и ожидаем, что другой человек откажется от части каких-то своих требований или ожиданий, и находим какое-то новое третье решение, которое удовлетворяет нашу потребность и потребности другого человека.

Компромисс – очень эффективен, очень полезен, но минус этой стратегии в том, что когда мы идем на компромисс, мы всегда должны от чего-то отказаться. И тогда решение конфликта не приводит к полному удовлетворению наших потребностей. И тоже часто, после того, как найден компромисс,  мы можем чувствовать себя некомфортно, потому что изначально мы хотели чего-то большего. Но для того, чтобы найти компромисс, мы от части чего-то отказались.

Сотрудничество

И последний, наверно, способ разрешения конфликтов или последняя стратегия поведения – это, когда у нас высокий интерес к другим и высокий интерес к себе. Тогда та стратегия, которую мы используем в решении конфликтов, называется «Сотрудничество». Сотрудничество – это такая позиция, когда мои интересы полностью удовлетворяются, и, конечно же, мы заботимся о том, чтобы полностью удовлетворялись интересы других сторон или других участников конфликтов.

Сотрудничество – это самый эффективный и наиболее успешный способ разрешения конфликтов, но мы не всегда умеем использовать этот способ. И на многих наших курсах мы как раз говорим о том, как выбирать именно сотрудничество. Очень часто мы выбираем «уступчивость», или «уклонение», «уход», или «принуждение» неосознанно. И действуем так, потому что мы часто не умеем по-другому. Если вы хотите научиться, как действовать по-другому, как решать конфликты по-другому, мы вас ждём на наших программах, на наших тренингах, где вы сможете узнать об этом больше.

32. Институционализация и легитиимизация конфликтов. Понятие и условия

Институализация конфликта – установление четких норм и правил конфликтного взаимодействия, определение рабочих групп и комиссий по управлению конфликтом.

Легитимизация конфликта, т.е. установление норм и правил конфликтного группового взаимодействия.

Условия успешного разрешения конфликта

Для успешного разрешения конфликта рекомендуется выполнять следующие условия.

  • Точно сформулировать суть конфликта. Лучше сделать это на стадии подготовки к обсуждению проблемы. В разгар дискуссии сделать это будет очень трудно.
  • Конфликтующие стороны должны общаться открыто и активно. Прерывание общения – это стратегия избежания, а не достижения согласия, она заводит проблему в тупик.
  • Все стороны должны поддержать запрет на угрозы, ультиматумы.
  • Просьбы и предложения следует высказывать как можно конкретнее. Чем конкретнее просьба, тем больше шансов, что она будет удовлетворена.
  • Не переходить от обсуждения дел или поступков к обсуждению личностных особенностей участников конфликта.

33. Информационное противоборство в конфликте. «Психологическая война».

В процессе конфликта участники конфликтной ситуации вступают в

10 стр., 4634 слов

Общая теория конфликта

... В Факторы конфликта 1. Информационные факторы - отсутствие, искажение, избыток, сокрытие, непонимание, недооценка, нежелательное обнородование информации. 2. Структурные ... конфликта. Способы завершения конфликта Самостоятельно оппонентами С помощью третьих лиц Затухание Разрешение Урегулирование Устранение - потеря мотива, - переговоры, - ликвидация оппонента, - периориентация мотивов, - компромисс, ...

информационное противоборство. Между ними завязывается

информационная и психологическая борьба. Противоборство – процесс

борьбы против чего-либо. Информация – это:

1) сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах,

воспринимаемые человеком или специальным устройством;

2) сообщения, осведомляющие о положении дел, о состоянии чего-

нибудь.

Информационное противоборство в конфликте – процесс, при

котором участники конфликтной ситуации предоставляют разную

информацию относительно конфликта.

Информационная борьба в конфликте – процесс, при котором

участники конфликта обмениваются различными видами информации по

мере развития конфликтной ситуации. Такая информация может быть

официальной, неофициальной, ложной, заведомо ложной, постоянно

изменяющейся и т.п.

Психологическая борьба между участниками конфликта —

процесс, при котором участники конфликта оказывают друг на друга

психологическое давление посредством различных уловок и способов. К

ним могут относиться: предоставление заведомо ложной, вводящей в

заблуждение информации, искажение информации; угрозы, шантаж.

Используют ‘ психологическую борьбу чаще всего в политическом и

социальном конфликтах.

Последствия психологической борьбы:

1) приводит к подрыву морального и психологического состояния

участников конфликта, угрозе нервного срыва;

2) может спровоцировать принятие необдуманных и неадекватных

решений одной из конфликтующих сторон.

Важная роль при информационном противоборстве отводится

средствам массовой информации (СМИ).

Особенности средств массовой информации и их влияние на

конфликтную ситуацию:

1) являются официальным источником информации;

2) имеют широкий охват аудитории;

3) могут влиять на формирование общественного мнения,

корректировать его;

4) могут распространять как достоверную, так и ложную

информацию о конкретных событиях;

5) средства массовой информации в конфликте могут представлять

как свои интересы, так и интересы определенной группы людей или слоя

общества, политической партии;

6) средства массовой информации в конфликте могут подтверждать

или опровергать какую-либо информацию, могут регулировать частоту и

особенности подачи информации и характер ее подачи. Информация

может быть срочной, текущей, официальной, неофициальной.

34. Стратегии предотвращения конфликтов

Предотвращение возникновения конфликта — это комплекс мероприятий, направленных на оттягивание или недопущение его возникновения, а также на снижение деструктивного влияния последствий конфликта на различные стороны социальной системы.

Стратегия предотвращения конфликтов включает в себя систему конкретных действий, совокупность этапов и методов управления конкретными процессами противоречивых взаимоотношений общественных субъектов.

3 стр., 1375 слов

Общая теория конфликта 2

... факторов возникновения конфликта и их взаимосвязь. Факторы конфликта 1. Информационные факторы - отсутствие, искажение, избыток, сокрытие, непонимание, недооценка, нежелательное обнородование информации. 2. Структурные ... нормирования (создания норм, правил). II. Деструктивные функции 1. Негативное воздействие на психическое состояние человека (сопровождается стрессом, психосоматикой и неврозом ...

Различают этапы частичного и полного предотвращения конфликтов и раннего предупреждения и опережающего их решения.

Частичное предотвращение становится возможным при условии блокирования действия одной из причин данного конфликта, ограничения его негативного влияния на интересы оппонентов.

Стратегия полного предотвращения предполагает нейтрализацию действия всего комплекса факторов, детерминирует конфликт, позволяет направить взаимодействие субъектов в русло их сотрудничества для реализации общих интересов.

Опережающих разрешению конфликтов, как и раннее предотвращение, означает не что иное, как согласование позиций и интересов оппонентов в пространстве социального единства, достижение согласия по более важным вопросам общественной жизни.

35. Тактика воздействия на конфликтующие стороны.

Доминирование. Жестокость доказательства, высокая активность взаимодействия. Используются методы убеждения, внушения, поощрения и наказания. Тактика применяется в условиях, когда нет времени для дискуссии, когда руководитель уверен, что лица, вовлеченные в конфликтную ситуацию, ничего дельного предложить не смогут или когда свою точку зрения руководитель считает единственно правильной.

Апелляция к установленным «правилам игры». Средняя степень гибкости доказательства, пассивное взаимодействие. Соглашение с оппонентами по поводу того, что нужно руководствоваться общепринятыми нормами или инструкциями. Широко используются документы по правовому регулированию отношений. Тактика применяется в том случае, когда любые действия оцениваются значительно выше, чем бездействие. Тактика уместна, когда требуется показать свою приверженность узаконенным ритуалам.

Компромисс. Средняя степень гибкости доказательства, средняя степень взаимодействия. Соглашение по поводу осуществления, несмотря на то что точки зрения остаются различными. Тактика применяется в тех случаях, когда стороны убеждены, что сближение не произойдет. При этом стороны считают, что принятие какой-то иной линии поведения может оказаться пагубным. В результате обе стороны действуют под своими лозунгами, но оглядываются на договоренность.

Взаимные уступки. Средняя степень гибкости доказательства, высокая степень взаимодействия. Уступка оппоненту по какой-то проблеме и получение уступки в ответ. Тактика действий заключается в неоднократном предложении разумной уступки. Тактика может применяться в тех случаях, когда оппоненты ощущают явную выгоду от взаимных уступок или когда отказ от уступок им обойдется значительно дороже.

Уступка оппоненту. Высокая степень гибкости в доказательстве и пассивность во взаимодействии. Несмотря на расхождение во взглядах, один оппонент воздерживается от противоборства: он рассматривает эти взгляды как несущественные. Другая сторона считает свои взгляды важными. Такая тактика уместна также в том случае, когда за счет уступки по тактическим вопросам можно обеспечить выигрыш по стратегическим.

Воодушевление оппонента. Высокая степень гибкости доказательства, средняя степень взаимодействия. Содержание действий: воодушевление, призыв индивидов к разрешению проблемы, выражение готовности оказать всемерную помощь. Тактика применяется в тех случаях, когда другая сторона способна, но не уверена в разрешении проблемы.

14 стр., 6587 слов

Глава 1.1 Положительное и отрицательное воздействие конфликта

... мы можем сравнить и понять, что конфликт в "накаленной" отрицательной степени воздействия меняет приоритеты, что ставит под ... их соперниками. Автор также отмечает позитивную функцию конфликтов — поддержание динамического равновесия социальной системы. Если конфликт связан ... Моргенштейн определяют конфликт как взаимодействие двух объектов, обладающих несовместимыми целями и способами достижения этих ...

Сотрудничество. Высокая степень гибкости доказательства, высокая степень взаимодействия. Тактика заключается в совместном деловом обсуждении точек зрения. Отыскиваются решения, которые соответствуют потребностям и интересам обеих сторон. Тактика применяется при разрешении сложных проблем, а также в том случае, когда участники конфликта желают мирного исхода.

Описанные выше тактики могут применяться для разрешения межличностных, межгрупповых, межэтнических и социально-политических конфликтов.

36. Методы и формы психологического воздействия на соперника в условиях конфликта

Одним из способов психологического воздействия на соперника в конфликте может быть угроза, запугивание или постоянное воздействие на психическое состояние соперника с помощью силовых средств (психологическое подавление).

Другой способ психологического воздействияпопытки замаскировать свои действия, обмануть, запутать соперника. Это скрытая, завуалированная, но чрезвычайно активная борьба преследует цель навязать противнику невыгодный ему образ действий и одновременно выявить его стратегию, т.е. видение ситуации соперником (или “плацдарм”), формирование цели по отношению к противоборствующей стороне и, наконец, выбор способа воздействия на противника в соответствии с поставленной целью.

Основным образом действий в скрытом психологическом конфликте данного типа является рефлексивное управление, способ управления поведением соперника, при котором основания для принятия решения передаются одним из действующих лиц другому действующему лицу. Этот способ сводится к следующему: один из соперников готовит специальную для того, чтобы внедрить ее в сознание другого (когда соперник начинает считать ее своей, верит ей), что позволяет ему навязывать нужный сопернику способ действий. В итоге ситуация становится выгодной тому, кто подготовил и внедрил в сознание соперника нужную информацию. Таким образом, рефлексивное управление — это любые “обманные движения”, провокации, интриги, маскировки, создание ложных объектов и вообще любая ложь, которая может иметь сложное строение, например, передается правдивая информация, с тем чтобы ее приняли за ложную.

Результатом психологического воздействия может быть чувство неуверенности, недоверия, страха или досады у соперника, что поглощает всю его энергию, изменяет мотивацию, а также заставляет просто идти на поводу у противника. Очень часто после успешного психологического воздействия и применения способов рефлексивного управления соперник не в состоянии отвечать на конфликтные действия.

37. Методы нейтрализации лидеров.

Чтобы нейтрализовать неформального лидера — зачинщика нарушения трудовой дисциплины, следует уравновесить его влияние, помогая становлению другого неформального лидера. Для этого, выбрав благожелательно настроенного по отношению к менеджеру человека, можно подыграть ему, создав видимость его незаменимости и несколько раз при всех сотрудниках отметив его успехи.

12 стр., 5848 слов

изучение методов и способов, определяющих успешность профилактики ...

... применением использования эффективных психологических методов профилактики. Цель данной курсовой работы - изучение методов и способов, определяющих успешность профилактики межличностных конфликтов в трудовом коллективе. ... страны ищут возможность помешать сопернику, достичь определенной цели, стремятся изменить его взгляды, представления, оценки, позиции. Без конфликтов человеческое бытие невозможно. ...

В результате можно добиться двойного эффекта: вместо монолитной оппозиции получить небольшую конфронтацию внутри коллектива, что благотворно скажется на усердии сотрудников.

*********************

 Нейтрализация негативного лидера (негативным является тот неформальный лидер, чьи цели и действия противоположны целям группы или организации)  Один из способов такой нейтрализации заключается в том, что ему, чаще других выступающему с критикой недостатков, предлагается участвовать реально в преодолении недостатков не на словах, а на деле, с предоставлением различных полномочии и должностей. Самый эффективный, но вместе с тем и самый сложный способ нейтрализации негативного лидера — его психологическая изоляция. Здесь неуместна прямая дискредитация: она, как правило, приводит к обратному эффекту — чем больше осуждают такого лидера, тем активнее и сплоченнее его сторонники. Гораздо эффективнее противоположный способ: не осуждение и унижение негативного лидера, а его выделение «в лучшую сторону», неумеренное восхваление. Если такому лидеру создать неоправданные льготы и привилегии, то все от него отвернутся, и он останется в психологической изоляции.

38. Информационный способ предотвращения конфликтов

39. Коммуникативный способ предотвращения конфликтов.

40. Социально-управленческий способ предотвращения конфликтов.