2. Ортодоксальный психоанализ

1. Соотнесите методы и направления психологического консультирования.

2.1. Соотнесите основные роли психолога-консультанта и направления консультирования.

2. 2. «Мозговой штурм» — процесс, используемый группой для разрешения проблемы. Что из перечисленного НЕ относится к характеристикам «мозгового штурма»:

А) ограничение времени

Б) критические оценки позиций и идей

В) высказывание как можно большего количества идей

Г) важно творчество, а не практичность идей

3. «Окно Джогари» (схема Дж. Люфта и Н. Ингама):

А) классифицирует виды инсайта в групповой психокоррекции

Б) передает отношения сознательного и бессознательного в межличностных отношениях

В) описывает динамику сплоченности группы

Г) представляет принцип соединения психологических техник со структурной динамикой группы

4. Анализ сновидений используется в следующих направлениях психологического консультирования: психоанализ, гештальт

5. В каких ситуациях психологического консультирования используются открытые вопросы?

— Начало консультативной встречи («С чего сегодня Вы хотели бы начать?», «Что произошло за ту неделю, пока мы не виделись?»).

— Побуждение клиента продолжать или дополнять сказанное («Что Вы почувствовали, когда это случилось?», «Что еще Вы хотели бы сказать об этом?», «Не можете ли добавить что-нибудь к тому, что сказали?»).

— Побуждение клиента проиллюстрировать свои проблемы примерами, чтобы консультант мог лучше их понять («Не сможете ли Вы рассказать о какой-либо конкретной ситуации?»),

— Сосредоточение внимания клиента на чувствах («Что Вы чувствуете, когда рассказываете мне?», «Что чувствовали тогда, когда все это произошло с Вами?»).

6. В каком из направлений консультирования считается, что развитие человека определяется окружающей средой, формирующей личность, но реакция личности, в свою очередь, формирует окружающую среду?

7. В каком из утверждений передается мнение Карла Витакера о главном условии, при котором теории и методы консультирования и психотерапии обретают живую и адекватную форму?

5 стр., 2242 слов

Психологическая помощь клиентам, страдающим птср диссоциативными психотехнологиями

Экстремальные ситуации, обладающие мощным негативным действием, ситуации угрозы жизни, как для самого человека, так и для значимого окружения вызывают травматический стресс. Последствия травматического стресса могут проявляться внезапно или через продолжительное время пролонгировано, ухудшая со временем общее состояние человека. Психологические последствия травматического стресса выражаются в ...

8. В каком направлении консультирования главное внимание уделяется непосредственному переживанию, чувству?

9. В каком направлении консультирования желаемой целью является достижение конгруэнтности реального и идеального Я, что является определением психического здоровья?

10. В каком подходе к консультированию акцентируется позитивная природа человека, каждый человек в раннем детстве формирует уникальный стиль жизни, он творит свою судьбу и его поведение мотивируется стремлением к достижению целей и социальным интересом; жизненные трудности способствуют неблагоприятному стилю жизни: Ориентированная на клиента терапия (С. Rogers)

11. В каком утверждении верно сформулирована цель введения групповых норм:

А) дисциплинирует участников

Б) повышает авторитет психолога

В) направлено на обеспечение обстановки безопасности в группе

Г) блокирует реакции переноса

12. В круг рекомендаций Ролло Мэя по проведению этапа толкования входят следующие положения:

Толкование предполагает активную роль консультанта и пассивную роль клиента

Толкование — это приложение общих закономерностей к конкретному случаю

13. В отличие от психотерапии, психологическое консультирование преследует следующие цели:

Г) выявить те связи, которые помогут клиенту по-новому посмотреть на себя и справиться с трудностями

14. В рационально-эмотивных и когнитивно-поведенческих группах внимание уделяется больше мыслям, чем чувствам. Это помогает участникам осознать: депрессию

А) самоотрицание

Б) зашиты

В) стремление говорить о себе

Г) депрессию

30 стр., 14990 слов

Цели и задачи психологического консультирования

... целью прекратить приступ. Также характерны повторяющиеся кошмарные сны и флешбеки. При этом пациент усиленно избегает мыслей, чувств ... клиент, в том числе демонстрировать положительные эмоции, подкрепляющие слова и действия клиента. Это может быть, например, выражение клиенту ... говорится последнее «прощай». На этой фазе жизнь входит в свою колею, восстанавливаются сон, аппетит, профессиональная ...

15. В структуре краткосрочного психологического консультирования обычно НЕ используется:

1. кризисная интервенция

3. стимулирующие тревогу техники

4. психотропные средства

16. В ходе психотерапии взрослые люди обычно делают все перечисленное, КРОМЕ?

1. Точно воспроизводят факты своего детства

2. постоянно искажают воспоминания своего детства

3. вспоминают то, что в обыденной жизни не вспоминают

4. путают действительные факты и свои воспоминания

17. В центре какого из названных подходов лежит изучение мыслей и мыслительных процессов, влияющих на поведение:

теория социального научения

бихевиоризм

экзистенциальная психотерапия

-когнитивно-поведенческая

18. В число основных направлений повышения эффективности консультативного интервью входит все перечисленное, кроме:

19. В число целей использования техники отражения чувств НЕ входит:

Входит:

1. Помочь пациенту идентифицировать свои чувства и побудить его говорить о своих аффективных переживаниях в связи с проблемой.

2. Помочь пациенту вентилировать свои чувства для снижения уровня напряжения, что, в конечном счете, обеспечит возможность сфокусироваться на проблеме.

3. Продемонстрировать Ваше эмпатическое понимание проблемы пациента и улучшить психологическую атмосферу взаимодействия с ним.

20. В число целей перефразирования НЕ входит:

Входит:

— показать клиенту, что консультант очень внимателен и пытается его понять;

— выкристаллизовать мысль клиента, повторяя его слова в сжатом виде;

— проверить правильность понимания мыслей клиента.

1. Перефразирование показывает пациенту, что Вы слушаете его.

2. Если, перефразируя содержание, Вы обнаруживаете недопонимание, у пациента есть возможность поправить Вас.

3 стр., 1192 слов

Понятие группы и группового поведения

Факторы группового поведения Формирование сплоченной группы Стадии развития коллектива Понятие группы и группового поведения Основу любой организации составляет трудовой коллектив. Эффективность деятельности организации определяется не только усилиями отдельных людей, но в большей степени результативностью их совместной деятельности. Руководителю важно знать особенности группового поведения, уметь ...

3. Выслушивание своей версии, пересказанной другим человеком, может помочь пациенту прояснить свои собственные мысли и чувства.

Перефразирование может побудить человека более подробно раскрыть одну ситуацию, прежде чем переходить к другой теме.

21. Ведущее средство конфронтации в работе с группой: критика и самокритика.

Критика и самокритика

Стимуляция ведущим

Работа с коллективным бессознательным

22. Власть и конфликт в группе тесно связаны между собой. Какое из утверждений лучше других описывает конфликтогенную ситуацию: участник, не обладающий необходимой властью, хочет заставить других сделать что-то, против чего у них нет возражений.

23. Все самоубийцы – психически больные люди. Нет.

24. Вы — консультант и ваш клиент говорит вам о своем намерении убить некоего человека. Что вам следует в таком случае сделать: Выяснив во время консультирования, что клиент представляет для кого-то серьезную угрозу, консультант обязан принять меры для защиты потенциальной жертвы (или жертв) и проинформировать об опасности ее саму (их), родителей, близких, правоохранительные органы. Консультант также должен сообщить клиенту о своих намерениях.

25. Групповые формы консультирования используются в работе с детьми, начиная с возраста:

Б) 4—7лет

26. Для подростков наиболее адекватны модели группового консультирования:

А) основанные на действии

Б) образовательные

В) аналитические

27. Если клиент несколько раз подряд опаздывает на сессию, то психотерапевту уместнее всего?

1. без комментариев сократить сессию на такое время, на какое клиент опоздал

2. не обращать внимания на опоздания и проводить сессии обычной длительности

3. -Постараться прояснить с клиентом смысл опозданий

4. сдвинуть время встреч на более удобное для клиента время

8 стр., 3561 слов

Консультирование клиентов

План Введение Понятие консультирования клиента Этапы консультирования Цели и задачи консультирования в юридической клинике Заключение Список используемой литературы Введение Современное общество и протекающие в нём процессы ставят перед человеком целый ряд проблем, с которыми не сталкивались даже его ближайшие предшественники. Это обусловлено такими факторами, как ускорение темпов социальной ...

28. Если проанализировать то общее, что объединяет психологов-консультантов разных школ и направлений, то им окажется:

1. роль эмпатии

2. работа с переносом

3. Развитие отношений сотрудничества терапевта и клиента

4. суггестия как основа эффекта

29. Если человек говорит о самоубийстве, он его не совершит. Нет, большинство людей, совершивших самоубийство, давали знать о своем состоянии кому-то из окружающих.

30. Значение внушения на этапе трансформации состоит в том, что:

Оно приводит к вытеснению актуальной проблемы в подсознание

Создает долгосрочные программы адаптивного поведения

Освобождает клиента от самостоятельных выборов

31. Значение конфронтации для групповой работы описывается утверждением: является ведущим механизмом групповой психокоррекции.

32. Из десяти человек, покончивших с собой, восемь вполне определенно предупреждали о своих намерениях. Да.

33. Информировать клиента о потенциальном риске и эффектах консультирования, о принципе конфиденциальности и ее пределах, об ожидаемой длительности и, в условиях частной практики — стоимости, необходимо для того, чтобы:

1. Клиент мог понимать свою ответственность

2. Имел возможность выбрать для себя наименее ограничивающий подход

3. Обеспечить информированное согласие

4. Установить задачи психотерапии

34. Ирвин Ялом выделяет две основные роли ведущего группы: техническим экспертом или эталонным участником

35. Использование вводных оборотов типа: «Мне показалось, что.. У меня возникло предположение…» и т.п.:

а) является нежелательным в работе консультанта, так как подчеркивает его неуверенность,

б) подчеркивает право клиента принять или не принять сказанное консультантом,

в) нежелательно, так как может затягивать консультативную беседу.

4 стр., 1842 слов

Группа как система совместной деятельности Групповая система совместной деятельности.

ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ГРУППЫ И ПРОБЛЕМА СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 6 1.1. Группа как объект изучения 6 1.2. Динамический подход к исследованию группы 8 1.3.Структура и процессуальные характеристики совместной деятельности 13 1.4. Критерий результативности совместной деятельности 19 ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ 2.1. Анализ особенностей структуры учебной ...

36. Использование ролевых игр в групповой работе дает ряд полезных эффектов, к которым НЕ относится:

А) освоение новых навыков

Б) идентификация эффективного и неэффективного поведения

В) вытеснение травматических переживаний

Г) подготовка к реальным ситуациям

37. Источники смысла жизни в соответствии с логотерапией коренятся: религиозной вере

38. К какому из направлений консультирования относится относится следующий принцип: «Если удастся сформировать антогонистическую по отношению к тревоге реакцию во время присутствия стимулов, вызывающих эту тревогу, так чтобы при этом полностью или частично подавлялись реакции тревоги, связь между этими стимулами и реакциями тревоги будет ослаблена». Системная поведенческая психотерапия (когнитивно-поведенческая психотерапия)

39. К основным характеристикам групповой динамики НЕ относят:

А) задачи и цели группы

Б) групповые нормы

В) систему поощрений и наказаний

Г) структурно-ролевые характеристики группы

Д) характеристики групповой сплоченности и напряжения

Относят:

Цели группы; групповые нормы; структура группы и проблема лидерства; групповая сплоченность; групповое напряжение; фазы развития группы.

40. К числу основных принципов психотерапии и психологического консультирования не относится:

Относятся принцип конфиденциальности. А относится (Анонимность, Разграничение личных и персональных отношений, Запреты на советы, Доброжелательность, Ориентация психолога на нормы и ценности клиента)

41. К числу принципов отражения чувств относится:

1. Консультант обязан как можно полнее и точнее идентифицировать чувства как свои, так и клиентов

2. Не обязательно отражать или комментировать каждое чувство клиента — любое действие консультанта должно быть целесообразным в контексте процесса консультирования.

14 стр., 6937 слов

Филозоп А.А. Процедуры и техники психологического консультирования

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ВОРОНЕЖСКИЙ ЭКОНОМИКО-ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ А.А. Филозоп Процедуры и техники психологического консультирования учебно-методическое пособие ВОРОНЕЖ 2007  ББК Рецензенты: кандидат медицинских наук, доцент А.В. Пышкин; кандидат медицинских наук, доцент С.Н. Боков Филозоп А.А. Процедуры и техники психологического консультирования. ...

3. Обязательно обращать внимание на чувства, когда они:

А) вызывают проблемы в консультировании или

Б) могут поддержать клиента, помочь ему.

4. Консультант обязан выражать также собственные чувства, возникающие в ситуации консультирования. Их возникновение представляет собой своеобразный резонанс на переживания клиентов. Однако консультант должен выражать чувства, только связанные с темой беседы. Иногда сам клиент жаждет получить информацию о чувствах консультанта. И на весьма частый вопрос: «Я хотел бы узнать, как Вы чувствуете себя со мной?» — не нужно спешить отвечать. На такой вопрос лучше ответить вопросом: «Почему Вы спрашиваете меня об этом?», «Что Вы об этом думаете?». В консультировании всегда более значимы чувства клиента, а не консультанта.

5. Порой надо помочь клиентам контролировать свои чувства, особенно когда они слишком интенсивны. Это касается как положительных, так и отрицательных чувств.

42. Как правило, в групповой динамике выделяются фазы, в число которых НЕ входит:

А) ориентировки и зависимости

Б) напряжения и агрессии

В) полураспада

Г) формирования рабочей группы

Д) рабочей группы

43. Какие из понятий НЕ относятся к основным положениям рационально-эмотивного консультирования?

44. Какие из понятий НЕ являются основными положениями психологического консультирования, основанного на трансактном анализе?

Структура личности в трансактном анализе характеризуется наличием трёх эго-состояний: Родитель, Ребёнок и Взрослый. Каждое эго-состояние представляет собой особый паттерн мышления, чувств и поведения. Выделение эго-состояний основано на трёх аксиоматических положениях:

1. Каждый взрослый некогда был ребёнком. Этот ребёнок в каждом человеке представлен эго-состоянием Ребёнок;

2. каждый человек с нормально развитым мозгом потенциально способен к адекватной оценке реальности. Способность систематизировать приходящую извне информацию и принимать разумные решения относится к эго-состоянию Взрослый;

3. У каждого индивида были или есть родители или заменившие их лица. Родительское начало внедрено в каждую личность и принимает вид эго-состояния Родитель.

45. Какие из понятий НЕ являются основными положениями экзистенциального подхода в консультировании?

46. Какие из понятий являются основными положениями логотерапии?

47. Какие из приведенных вопросов являются открытыми?

48. Какие из приведенных высказываний клиентов представляют собой ключевые фразы ловушек консультирования?

49. Какие из утверждений лучше описывают вклад группы при сочетанном использовании индивидуального и группового консультирования:

50. Какие из утверждений позволяют прогнозировать возможность клиента вступать в хороший терапевтический контакт:

Хороший контакт можно установить, используя эмпатию. Эмпатия — чувство более глубокое, передающее такое духовное единение личностей, когда один человек настолько проникается чувствами другого, что временно отождествляет себя с собеседником, как бы растворяется в нем. Именно в этом глубоком и несколько загадочном процессе эмпатии возникает взаимное понимание, воздействие и другие значительные отношения между людьми.

Конгруэнтность (искренность в контакте интерес к клиенту ), эмпатия, безусловное уважение клиента, конфиденциальность по конспекту

51. Какие качества не являются обязательными в модели личности эффективного консультанта?

52. Какие способы не использует супервизор для поддержания консультативной позиции психолога?

53. Какие типы руководителей групп наиболее эффективны:

А) либеральные руководители и личностно-нейтральные лидеры

Б) командиры и опекуны

В) стимуляторы, социальные инженеры, опекуны

Г) социальные инженеры и командиры

54. Какое из направлений консультирования в качестве основных методов использует опору на эмоциональное состояние, свободные ассоциации, анализ механизмов сопротивления?

55. Какое из направлений психологического консультирования представляет Аарон Бек: Когнитивная психотерапия

56. Какое из перечисленных направлений в консультировании стремится помочь осознать клиенту свою свободу и собственные возможности, побуждает к принятию ответственности, идентифицирует факторы, блокирующие свободу: экзистенциальная

57. Какое из приведенных утверждений НЕ входит в число выделенных Ирвином Яломом «данностей» существования, имеющих прямое отношение к психологическому консультированию:

неизбежность смерти каждого из нас и тех, кого мы любим;

свобода сделать нашу жизнь такой, какой мы хотим;

наше экзистенциальное одиночество;

и, наконец, отсутствие какого-либо безусловного и самоочевидного смысла жизни.

58. Какое из следующих высказываний правильнее всего квалифицировать как обратную связь:

А) я бы на твоем месте

Б) тебе следует…

В) когда ты говоришь об этом, я чувствую…

Г) я думаю, что ты делаешь

Я бы на твоем месте…

Тебе следует…

Я думаю, что ты делаешь…

59. Какое из утверждений верно описывает суть приема присоединения чувства к содержанию?

60. Какое из утверждений верно определяет отражение чувств клиента в работе консультанта?

61. Какое из утверждений лучше других описывает задачи группы встреч (encounter group): личностный рост.

А) оптимизация когнитивных карт участников

Б) психодинамический анализ социального поведения

В) психологическая коррекция и оптимизация межличностного общения

Г) личностный рост

62. Какое из утверждений лучше определяет групповое консультирование:

— Экономия времени терапевта за счет одновременного воздействия сразу на группу пациентов.

— Усиление воздействий терапевта за счет «эмоционального усиления» в группе.

— Выработка и закрепление функциональных форм переживания и поведения за счет викарного обусловливания .

— Использование групповых отношений и/или групповой динамики как инструмента терапии.

63. Какое из утверждений лучше характеризует молчание в группе: продуктивна, если после него участники обсуждают свои чувства, переживаемые в этот период.

64. Какое утверждений об активном слушании НЕ является верным?

1. -Убеждение вместо вопросов

2. отражение вместо оценки

3. поддержка вместо разрешения проблем

4. развитие вместо анализ

Отражение вместо оценки

Разъяснение вместо оспаривания

Поддержка вместо разрешения проблем

Развитие вместо анализа

Разделенное молчание вместо заполнения пауз

Суммирование вместо интерпретации

65. Какое из утверждений об ориентации ведущего группы лучше характеризует групповое консультирование в целом:

Определяется три основных типа ориентации групповой дискуссии: биографическая, тематическая и интеракционная. Ответ на вопрос, какому фактору — личностному или профессиональному — придается большее значение, соответствует пониманию сущности и целей психотерапии, зависит от теоретической ориентации. Если психотерапевтический процесс в группе понимается, прежде всего, как специфический межличностный контакт , то в данном случае более важное значение имеют индивидуальные, личностные особенности психотерапевта (способность к эмпатии и принятию, аутентичность, терпимость и пр.).

Если же психотерапевтический процесс в группе рассматривается преимущественно как целенаправленное воздействие, то тогда на первый план выходят профессиональные навыки группового психотерапевта.

66. Какое утверждение верно характеризует предпочтительность того или иного методологического подхода в психологическом консультировании?

67. Какой из перечисленных навыков наиболее важен для психолога-консультанта, чтобы помочь ему проникнуть в суть состояния клиента:

1. умение интерпретировать результаты психологического обследования

2. выявлять глубинные мотивы состояния и обращения за помощью

3. возможность различения истины и лжи в сообщениях клиента

4. Способность отслеживать свое взаимодействие с клиентом

68. Какой из перечисляемых подходов основан на представлении о том, что человеческая мотивация вдохновляется присущей человеку тенденцией стремиться к самореализации и смыслу жизни: гуманистический

69. Какой из перечисляемых подходов утверждает, что косвенное подкрепление может влиять на поведение: ) теория социального научения

70. Какой из подходов сосредоточен на том, как человеческие отношения и отношение других людей влияют на развитие личности и психических расстройств: системно-семейная терапия

71. Какой из приводимых подходов в психологическом консультировании опирается на представление о неотделимости личности от паттернов взаимодействий и отношений с сиблингами, родителями, детьми и супругами: семейный

72. Какому из видов психологического консультирования присуще сосредоточение на центральной внутриличностной теме клиента с мягким обзором ее прояснения в ходе сессий:

73. Когда кто-то из участников проецирует на ведущего испытанные им в прежних отношениях с кем-то другим чувства, это называется: Проекция

74. Когнитивное консультирование преимущественно связано с процессом:

75. Кому из названных специалистов может, вероятнее всего, может принадлежать утверждение: «Успех в изменении проблемного поведения не подразумевает знания его причин»:

Гештальтисту

Психоаналитику

Бихевиористу

Психиатру

Патогенетическому терапевту

76. Консультанту какого из направлений может принадлежать следующая фраза: «Мир существует в таком виде, в каком вы определяете его смысл. Вы можете переформулировать смысл своего прошлого опыта»?

77. Консультанту какого направления принадлежат следующие вопросы: «Что ваши ноги делают теперь? Вы осознаете, что улыбаетесь? Вы отдаете себе отчет в том, что ваши глаза влажные? Что с вашим выражением лица? Вы сейчас перестали поеживаться». Гештальт

78. Консультирование, основанное на теории межличностных отношений, строится на основе данных:

79. Контракт консультанта и клиента имеет в виду: Информированное согласие относительно цели, модальности, формата, длительности, стоимости и взаимных обязательств в ходе работы

80. Конфиденциальность в консультировании важна потому, что: вызывает доверие к специалисту и способствует установлению хороших терапевтических отношений.

1. Дает возможность клиенту чувствовать уверенность в возможности улучшения своего состояния

2. Обеспечивает клиенту возможность быть открытым, чувствовать себя комфортно и безопасно.

3. Большинство клиентов опасается, что если на работе станет известно об их посещении психотерапевта, это может отрицательно сказаться на карьере или заработке

4. Необходимо поддерживать сложившиеся профессиональные традиции

81. Конфликт в группе: препятствуют продвижению терапевтического процесса.

82. Конфронтацию в консультировании следует использовать:

83. Конфронтация в групповой работе понимается как: как сталкновение клиента с самим собой (своими проблемами, стереотипами…), осущ. за счёт обратной связи между членами группы и группой как целое.

Конфронтация в групповой психокоррекции понимается как:

А) конфликт позиций и мнений членов групп

Б) противопоставление позиций и мнений психотерапевта и группы

В) открытая встреча членов группы с самими собой

Г) способ борьбы за власть

84. Конфронтация в консультировании используется с целью:

85. Кто из перечисленных авторов предложил концепцию рационально-эмотивного подхода в консультировании: Альберт Эллис

86. Кто из перечисленных авторов предложил метод переведения в сознание вытесненного в бессознательное материала, помощи клиенту в воспроизведении раннего опыта и анализе вытесненных конфликтов с последующей реконструкцией базисной личности:

Карл Густав Юнг,

Альфред Адлер,

Эрих Фромм,

Зигмунд Фрейд,

Гарри Стэк Салливэн

87. Кто из перечисленных исследователей сформулировал и развил клиент-центрированный подход в консультировании:

1) Карен Хорни;

2) Карл Роджерс;

3) Ролло Мэй;

4) Зигмунд Фрейд;

5) Людвиг Бинсвангер

88. На начальной фазе групповой работы члены группы обычно:

А) стремятся быть принятыми психологом

Б) стремятся к независимости от группы

В) стремятся к независимости от терапевта

Г) стремятся быть принятыми группой

Д) объединяются для конфронтации с терапевтом

89. Настоящие самоубийцы не предупреждают о своих намерениях. Нет.

90. Находящийся в суицидальном состоянии человек предупреждает и подает множество сигналов о своих намерениях. Да.

91. О каком направлении в консультировании идет речь: «Люди порождают идеи и мысли об окружающем их мире, чтобы объяснить реальность и самих себя. Они действуют на основе своих знаний. Иррациональное мышление может привести к неэффективному поведению»? Когнитивно-поведенческая психология

92. О суицидальной настроенности может свидетельствовать: строй мыслей и характер интересов, показывающих заинтересованность человека в теме суицида, депрессивный взгляд на жизнь, предрасположенность к суицидальному поведению.

93. О чем консультанту следует спросить себя перед тем, как задавать проясняющий вопрос клиенту?

Перед тем, как задать проясняющий вопрос, мысленно проверьте свою мотивацию:

— я боюсь молчания клиента?

— мне стало скучно?

— проблема вызывает у меня неловкость, и мне хочется переменить тему?

— я пытаюсь исправить проблему или спасти клиента от нее?

94. Обычно в цели группового консультирования НЕ входит:

Не входит в цели гр. Коррекции:

А) развитие базового доверия

Б) изменение поведения членов группы в соответствии с групповыми моделями

В) освоение членами группы новых моделей поведения

Г) развитие навыков разрешения внутренних проблем

95. Одна из самых частых ловушек в кризисной интервенции – принятие консультантом роли «спасателя»; к этому обычно побуждает Консультант боится интенсивности переживаний пациента и спешит взять на себя контроль над ситуацией, чтобы самому избежать неприятных состояний. Поэтому он (консультант) забегает вперед, предлагает решения, к которым сам пациент еще не готов, тем самым берет на себя ответственность за ситуацию — роль «спасателя».

96. Оптимальный размер детских групп определяется количеством:

А) равным возрасту участников

97. Основной смысл утилизации переживаний клиента описывается утверждением:

Полное раскрытие переживаний используется для избавления от них

Перевод актуальных переживаний к противоположному полюсу

Использование переживаний клиента для помогающей конфронтации

98. Основные положения кризисной интервенции включают в себя перечисленное, КРОМЕ:

Основные принципы:

— Работа, направленная на выражение сильных эмоций.

— Уменьшение смятения благодаря процессу повторения.

— Открытие доступа к исследованию острых проблем.

— Формирование понимания текущих проблем для поддержки клиента.

— Создание фундамента для принятия людьми пережитого опыта.

Это работа с интенсивными чувствами и проблемами. Помощь при кризисе центрирована на проблеме, а не на человеке. Этим кризисная интервенция отличается от консультирования или психотерапии!

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ КРИЗИСНОЙ ИНТЕРВЕНЦИИ:

1.Безотлагательная интервенция. Кризис таит в себе опасности, ограничивает возможности для развития, поэтому интервенция не может быть отсрочена.

2.Действие. При кризисной интервенции специалист очень активно участвует во всем, что происходит с клиентом для того, чтобы оценить ситуацию и сформулировать план действий.

3.Ограничение целей. Минимальная цель кризисной интервенции — предотвратить катастрофу. В более широком смысле основополагающая цель состоит в восстановлении равновесия. Конечная цель может заключаться в том, чтобы сделать и то, и другое в совокупности с элементами развития.

4.Поддержка. При работе с кризисом специалист должен предоставить клиенту поддержку, а именно быть «с ним», т.е. помочь ему пройти через процесс.

5.Кризис, сфокусированный на решении проблемы — это состояние, которое неоднократно приводит к неопределенности все стороны индивидуума. В таком случае интервенция должна быть достаточна структурирована для того, чтобы сфокусироваться на основной проблеме или проблеме, приведшей к кризису.

6.Кризисная интервенция центрирована на проблеме, а не на личности.

7.Кризисная интервенция, это не консультирование и не психотерапия: при кризисной интервенции не нужно вскрывать старые раны, потому что у человека нет сил с ними справиться.

8. Кризисная интервенция сосредоточена на актуальной ситуации.

9.Для эффективной кризисной интервенции важно четко определить проблему; навыки активного слушания: перефразирования, отражения чувств, прояснение, присоединение чувств к содержанию – все это позволяет уменьшить хаос и облегчить восстановление контроля.

Кризисная интервенция направлена на то, чтобы сделать возможной работу над проблемой, а не обязательно решить ее. Многие проблемы, порождающие и поддерживающие кризис, невозможно решить быстро.

99. Основные функции группового психолога-консультанта:

— специалист по процессам (наблюдает за процессами решения проблем и затрагивает вопросы, отражающие обратную связь);

· ищущий факты (собирает данные и стимулирует мышление);

· выявляющий альтернативы (находит альтернативы самопонимания, ресурсов и способов деятельности клиента);

· помощник в решении проблем (предлагает альтернативы и участвует в решениях);

· инструктор и преподаватель (обучает клиента, предлагает программы совершенствования);

· пропагандист (настоятельно предлагает пути решения, направляет процесс решения проблем).

100. Основой для работы психолога в групповом консультировании является:

101. Основоположником логотерапии как экзистенциального подхода в психологическом консультировании является: Виктор Франкл

102. Ответственность психолога-консультанта за оповещение потенциальной жертвы об агрессивных намерениях клиента правильнее всего определяется утверждением:

А) несовместима с принципом конфиденциальности

Б) является делом выбора

В) юридический долг

Г) оговаривается в контракте как обязанность предупредить

103. Паузы молчания в консультировании означают:

1. Может выражать тревогу клиента, плохое самочувствие, растерянность изза самого факта консультирования, особенно в начале беседы.

2. Периодические паузы молчания делают беседу более целенаправленной. Клиент во время пауз может обдумать свой дальнейший рассказ и ранее высказанное, консультант в это время анализирует беседу и формулирует вопросы.

3. Молчание может означать, что и клиент и консультант надеются на продолжение беседы со стороны друг друга.

4. Пауза молчания может означать тупик, в этом случае происходит поиск нового направления беседы.

5. Молчание может выражать сопротивление клиента процессу консультирования. Позиция клиента тогда такова: «Сможет ли консультант сдвинуть меня?»

6. Иногда паузы молчания возникают, когда беседа протекает на поверхностном уровне и избегается обсуждение наиболее важных вопросов.

7. Молчание может подразумевать глубокое обобщение без слов.

104. Подходы каких направлений в консультировании следует использовать, если клиент говорит о себе: «Я стар, я подошел к концу своей жизни. У меня нет детей, и я приближаюсь к смерти, полный страха. Я задыхаюсь от тишины смерти. Мне кажется, что я знаю путь. Я пробую проникнуть в черноту с помощью моего сексуального талисмана. Но этого оказывается недостаточно» экзистенциального консультирования и экзистенциальной психотерапии

105. Понятие норм групповой работы лучше всего описывается утверждением:

А) проецируемые на работу группы и тем самым способствующие социальной адаптации ее членов существующие в обществе поведенческие нормы

Б) вводимая психологом система правил поведения в группе и санкций за их нарушение

В) вырабатываемые группой конкретные правила поведения, направленные прежде всего на обеспечение психологической безопасности в группе

106. Последнее время термин «клиент» все чаще предпочитается терминам «больной» и «пациент». Это происходит потому, что:

107. Представители какого из перечисленных направлений психологического консультирования заинтересованы в определении функциональных связей между внешними событиями и поведением пациента: бихевиоральная

108. При какой из названных форм консультирования психолог ориентируется на всю семью как на целостный объект при формулировании целей лечения: СИСТЕМНЫЙ СЕМЕЙНЫЙ семейное консультирование

109.1. При переживании угрозы со стороны группы участники скорее всего будут реагировать: нарастанием напряжения, сопротивления и агрессии

А) бороться за власть

Б) давать полезные обратные связи

В) реагировать в защитной манере

Г) использовать интеллектуализацию

109.2. При формировании гомогенных групп следует избегать объединения в группе пациентов с:

Заиканием

Расстройствами половой идентификации

Соматоформными расстройствами

110. Процесс кризисной интервенции заключается в том, чтобы:

111. Психолог-консультант нуждается в обращении к супервизору, если

112. Психолог-консультант пытается помочь молодому человеку выработать рациональные альтернативы мысли о том, что с тех пор, как его подруга оставила его, все женщины испытывают к нему ненависть. В рамках какого направления действует консультант:

когнитивной

2. поведенческой

3. психодинамической

4. гуманистической

113. Разделение групп на гомогенные и гетерогенные производится по признаку:

А) пола

Б) возраста

В) проблемы или расстройства

Г) уровня образования

114. Ролло Мэй выделяет четыре стадии психологического консультирования; к ним НЕ относится:

Г) модификация поведения

115. Ролло Мэй приводит такой пример: «Во время официального чаепития вы замечаете застенчиво жмущегося в углу студента, он явно чувствует себя не в своей тарелке. Вам, как консультанту, хочется помочь ему» и рассматривает несколько возможных способов поведения и слов консультанта, которые приведены ниже. Какой из них наиболее эффективен: Вам : «Жаль, что эти чаепития уж очень официальные. Довольно трудно расслабиться.

«… дружески хлопнув его по плечу, вы говорите: «Не вешай нос, старик, улыбнись и развлекайся»»

«Здесь так много интересных людей… Вот удачный момент познакомиться со многими из них»????

116. Ролло Мэй утверждал, что тем, кто серьезно собирается заняться психологическим консультированием, следует: Тем, кто всерьез собирается заняться консультированием, необходимо пройти через это внутреннее очищение и покаяние.

Изучить особенности невротической модели поведения и определить, как она проявляется в его собственной личности

Развить в себе качество, которое Альфред Адлер назвал мужеством несовершенства

Научиться радоваться не только результатам, но и процессу жизни

Убедиться в том, что он помогает людям ради самих людей, а не во имя чего-то вне их

Ничего не верно

117. С помощью интерпретации в консультировании:

118. С помощью каких реакций консультант может вызвать намеренные вмешательства с целью изменения поведения клиента?

119. Самоубийства чаще случаются в среде богатых или, наоборот, очень бедных людей?

— Уровень жизни и количество самоубийств не связаны между собой — так одна из самых высокоразвитых и богатых стран Европы — Швеция на протяжении десяти лет была лидеров по числу суицидов.

— Удовлетворительное – 44%

— Неудовлетворительное – 56%

120. Связь чувств с вызвавшими их событиями, достигаемая за счет присоединения чувства к содержанию, помогает:

121. Синонимами групповой дискуссии являются все термины, КРОМЕ:.

Свободная дискуссия

Неструктурированная дискуссия

Открытая дискуссия

Обсуждение

122. Следуя 3игмунду Фрейду, Ролло Мэй определил основное качество хорошего консультанта как: Фрейд дает нашему ответу классическую формулировку, указывая на то, что медицинское обучение не является необходимым багажом для психоаналитика, он утверждает, что качество, которое действительно необходимо, — это «врожденная способность постижения души человека — в первую очередь постижение бессознательных пластов своей души — и практическая тренировка».

Способность к эмпатии

Умение привлекать людей

Профессиональная подготовка

123. Согласно Ролло Мэю, к числу факторов, способствующих трансформации, относятся:

Внушение

Предложение спектра конструктивных вариантов решения проблемы

Созидательная функция понимания

Воздействие эмпатической связи

Утилизация переживаний

124. Согласно Ф. Фидлеру, различие между более (А) и менее (Б) эффективными психологами-консультантами состоит в том, что: Фреда Фидлера справедливо, считают основателем теории ситуационного лидерства

125. Содержание психологического консультирования определяется:

126. Сочетание индивидуального и группового консультирования:

1. нецелесообразно в силу различий механизмов их действия

2. целесообразно, так как они выполняют функции взаимного контроля

3. -Полезно в силу их взаимодополнительности

4. показано очень ограниченному кругу пациентов

127. Суицидальные намерения представляют собой твердое решение человека покончить с собой: Нет.

128. Термин «групповая динамика» обычно используется для:

а) обозначения направления в изучении малых групп, основанного на принципах гештальт-психологии; б) характеристики процессов, происходящих в группе по мере ее развития и изменения;

в) описания причинно-следственных связей, объясняющих эти явления;

г) обозначения совокупности методических приемов, используемых при изучении социальных установок и межличностных отношений в группе.

129. Трехстадийная модель кризисной интервенции включает в себя стадии:

130. Улучшение, наступающее вслед за суицидальным кризисом, означает, что угроза самоубийства миновала. Нет

131. Уровень самоубийств одинаков во всех социально-экономических слоях общества. Нет

132. Факторы с помощью которых клиенты сохраняют и усиливают иррациональные убеждения и эмоциональные расстройства:

133. Философия какого из направлений консультирования описывается известным высказыванием: « Если я воздержусь от того, чтобы вмешиваться в дела людей, они сами о себе позаботятся. Если я не буду командовать людьми, они сами будут действовать самостоятельно. Если я воздержусь от поучений, люди сами себя исправят. Если я не буду навязчивым, люди станут сами собой». Личностно-центрированная терапия

134. Форма проведения консультирования, определяемая соответствующим направлением, называется: (критерий выделения — на чём концентрируется подход) в соответствии с центрацией подхода

  1. Форма проведения консультирования, определяемая количеством участников и их отношением к клиенту, называется: По форме различают групповое и индивидуальное консультирование 1. индивидуальное 2. парное 3. семейное 4. групповое 5. консультирование организаций конспект

136. Чаще всего решение о самоубийстве неоднозначно. Да

137. Человек в суицидальном состоянии глубоко несчастен, но отнюдь не обязательно болен. Да.

138. Что из перечисленного входит в число барьеров консультанта, мешающих выслушиванию клиента:

Усталость, трудности сосредоточения и т.д.

139. Что из перечисленного входит в число основных принципов перефразирования?

— Перефразируется основная мысль клиента.

— Нельзя искажать или заменять смысл утверждения клиента, а также добавлять что-либо от себя.

— Надо избегать «попугайства», т.е. дословного повторения высказывания клиента, желательно мысли клиента выражать своими словами.

140. Что из перечисленного входит в число факторов, повышающих риск самоубийства?

1. Биологические факторы суицидального риска: наличие суицидов среди биологических родственников; сниженный уровень серотонинергической системы мозга у лиц с тяжелым суицидальным поведением.

2. Психолого-психиатрические факторы суицидального риска: наличие психического заболевания (депрессия, шизофрения, алкогольная или наркотическая зависимость, личностные расстройства); индивидуально-психологические особенности, предрасполагающие к суицидальному поведению; эпизоды суицидального или самоповреждающего поведения в прошлом. Согласно В. А. Тихоненко и Ф. С. Сафуанову, потенциально опасными в отношении суицида оказываются следующие личностные характеристики: сниженная устойчивость к эмоциональным нагрузкам, своеобразие интеллекта (максимализм, категоричность суждений, склонность к «черно-белым» оценкам), низкий уровень коммуникативных способностей, неадекватная самооценка (заниженная, неустойчивая или завышенная), ограниченный репертуар копинг-стратегий и неразвитость психологических защит. Кроме того выделяют такие психологические характеристики, повышающие уровень риска суицида, как высокая импульсивность, склонность к дихотомическому мышлению, тугоподвижность эмоциональных и когнитивных процессов и низкий уровень способности к решению межличностных проблем.

3. Социально-средовые факторы суицидального риска: тяжелых стрессовых событий (потеря близкого человека, смерть близкого человека, развод или разрыв отношений с любимым человеком, различного рода межличностные конфликты, смерть или тяжелое заболевание ребенка, распад семьи, пережитое физическое или сексуальное насилие и др.), определенные социальные характеристики (отсутствие семьи, постоянной работы, невозможность найти работу и др.), доступность высоко летальных средств суицида.

141. Что из перечисленного НЕ является активно действующим фактором в групповом консультировании:

А) групповая динамика

Б) структура характера каждого из членов группы

В) групповые нормы

Г) социальные роли

142. Что из перечисленного не является основанием для отказа консультанта от консультирования?

Психолог должен отказать в консультировании в случае, если:

— есть хоть малейшие сомнения в адекватности клиента;

— с первой встречи не находит общего языка с клиентом;

— клиент не придерживается предложенной психологом схемы коррекционной работы;

— есть родственные, близкие или дружеские отношения с клиентом;

— клиент обращается с вопросом или проблемой, которая носит не психологический характер и в решении которой психолог не считает себя компетентным.

143. Что из перечисленного описывает способы избежать роли «спасителя» в кризисной ситуации?

1. Не помогайте без контракта

2. Никогда не верьте, что человек беспомощен (за исключением тех случаев, когда он без сознания).

3. Помогайте людям, которые чувствуют себя беспомощными, обратиться, воспользоваться той силой, которая у них есть.

4. Не берите на себя более 50% работы, требуйте, чтобы клиент взял на себя хотя бы 50%.

5. Не делайте ничего, чего Вы в действительности не хотите делать.

144. Что из перечисленного помогает членам группы в осознавании собственных проблем и ресурсов:

А) точное следование инструкциям психолога

Б) разрядка на группе негативных чувств

В) разделение с членами группы знаний о себе

Г) предъявление всего всем

Точное следование инструкциям ведущего

Разрядка на группе негативных чувств

Предъявление всего всем

145. Что использует Карл Роджерс с следующем диалоге. Клиентка говорит, что у нее много проблем из-за того, что она отпустила 20-летнюю дочь в колледж.

— … Вы чувствуете, будто она ускользает от вас, и вы…. И это причиняет вам боль.

— Да, я как будто сижу здесь в одиночестве. Знаете, я словно чувствую, что она ушла, а я так и осталась тут

— Хм-хм. Вы переживаете теперь именно это: она покидает дом, а вы здесь – в полном одиночестве.

— Да, да, да, да. Я чувствую себя действительно одинокой (плачет).

Эмпатию

146. Что не относится к экзистенциальным данностям бытия (по И. Ялому) в экзистенциальном консультировании?

147. Что относится к пределам использования принципа конфиденциальности в консультировании?

— угроза суицида

— угроза жизни и здоровья третьим лицам.