Введение
Практика является неотделимой частью учебного процесса. Учебно-ознакомительная практика позволяет студенту познакомиться с основами будущей профессии.
Цель практики: ознакомиться с деятельностью психологов разных учреждений, получение первоначальных профессиональных навыков и опыта, а также усвоение приобретенных теоретических знаний.
Задачи учебно-ознакомительной практики:
) формирование представлений студента о своей будущей профессии;
) подготовка к овладению общих профессиональных и специальных дисциплин;
) овладение первыми практическими навыками в выбранной профессии и приобретение опыта работы по выбранной специальности.
1. Ознакомление с основами организации психологической службы образовательного учреждения
В настоящее время в системе школьного образования работает множество разного вида и масштабов образовательных учреждений, и никто не опровергает необходимость психологической службы в каждой школе.
Основной целью деятельности психолога в образовательном учреждении является охрана психического здоровья ребенка, поэтому вся его деятельность обращена на предоставление психологической помощи детям, родителям и педагогам.
Целью предоставления психологической помощи является преодоление разного рода психологических затруднений. В жизни каждому человеку достаточно часто приходится встречаться с проблемами и вопросами, принадлежащими к области психологии. Человек устроен таким образом, что ему присуще стремиться к внутреннему равновесию, гармонии, физическому и психическому здоровью. Впрочем, реализуя на практике это стремление, человек оказывается часто в сложных ситуациях, один на один с проблемами, самостоятельно одолеть которых он не может.
Психология — наука о душе, о внутреннем мире человека, и особенно та ее часть, которая называется практической, призвана помочь человеку решить жизненно значительные для него проблемы.
Психолог — специалист с базовым психологическим образованием, который обладает методами оценки психических явлений и умеет их приспосабливать.
Психологическая служба — система практического использования психологии для решения совокупных задач психологической экспертизы, диагностики, консультации в разных сферах и областях жизнедеятельности человека. Психологическая служба школы — специализированное подразделение в системе образования, главной задачей которого является обеспечение полноценного психического и личностного развития детей.
Психологическая помощь детям с задержкой психического развития ...
... памяти, мышления, речи, лраксиса) при различных формах проявляются по-разному. Психологические параметры задержки психического развития Формы ЗПР Клинико-психологические проявления Нейропсихологические особенности Психо- физический инфантилизм Относительная сформированность ...
Психологическая служба образования рассматривается как необыкновенное поле взаимодействия практического психолога с детьми разного возраста, педагогами, родителями. В центре этого взаимодействия находятся интересы формирующейся личности. Цель службы — обеспечение полноценного психического и личностного развития детей, в соответствии с индивидуальными возможностями и особенностями.
Основные задачи психологической службы образования:
необходимая психологическая помощь несовершеннолетним и их семьям;
консультативно-диагностическая, коррекционная, психопрофилактическая и реабилитационная помощь в условиях образовательного учреждения;
социально-психологическая помощь, участие в профессиональной ориентации детей и молодежи;
социально-психологическая, психолого-педагогическая помощь в решении вопросов опеки и участия в воспитании несовершеннолетних;
формирование заключений и рекомендаций по обучению, воспитанию детей;
психологическая помощь детям и их семьям при стихийных бедствиях, катастрофах и экстремальных ситуациях;
психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение развития личности детей.
Работа службы включает в себя психологическую помощь детям, их семьям, всем участникам и субъектам воспитательно-образовательного процесса. В своей деятельности служба должна следовать международным актам в области защиты прав детей, Законом Российской Федерации «Об образовании», федеральным и региональным законодательством, нормативными правовыми актами Министерства образования РФ, положениями и уставами, регулирующими деятельность соответствующих звеньев службы.
Деятельность службы производится во взаимодействии с администрацией, педагогами и другими работниками образовательных учреждений, в близком контакте с родителями (законными представителями) детей, обучающихся и воспитывающихся в соответствующем образовательном учреждении. Взаимодействие совершается на основе принципов сотрудничества и взаимодополняемости. Проведение любых видов работы без согласия родителей несовершеннолетних не допускается.
Главными приоритетами деятельности психолога образовательного учреждения являются:
максимальная поддержка полноценному психическому и личностному развитию каждого ребенка;
создание эмоционального и психологического комфорта в учреждении;
обеспечение оптимальных условий для развития и жизнедеятельности детей;
обучение педагогов полноценному и развивающему общению с детьми;
Службы социальной помощи в РФ
... психологической реабилитации граждан, являющихся инвалидами; реабилитационная работа с несовершеннолетними и другими гражданами с общественно опасным поведением. Социальные услуги – действия по оказанию помощи клиенту социальной службы ... специальные профессиональные образовательные учреждения; - поддержки семьи, женщин и детей; - реабилитации несовершеннолетних с девиантным поведением; - по ...
содействие повышению психологической компетентности педагогов и родителей в вопросах обучения и воспитания детей.
В требованиях к личности психолога выделяются следующие основные характеристики:
. Психолог обладает высокими умственными способностями, проницательностью, рассудительностью, широтой интересов и объективностью взглядов.
. Психолог общителен, его отличает готовность к контактам и умение их поддерживать, он тактичен и дипломатичен в общении, умеет эмоционально притягивать к себе людей.
. Психолог умеет организовать группу, подчинить интересы личности групповым интересам, быстро решает практические вопросы, обладает умением предвидеть результаты и исход своих действий.
. Психолог обладает чувством долга и повышенным чувством ответственности за свои действия и слова, осознает границы своей профессиональной компетентности.
. Психолог эмоционально устойчив, выдержан, спокоен, способен сохранять самообладание в разных ситуациях, реально взвешивает обстановку, устойчив к стрессу.
В работе с педагогами психолог должен опираться на психологию педагогической деятельности, профессиограммы и психограммы педагогов разных профилей, психологию обучения и воспитания, психологические особенности коллектива, основы педагогического общения. Работая с педагогами, очень важно придать своим действиям особый, щадящий самолюбие и профессиональный опыт педагогов характер. Этому в значительной степени будут способствовать такие профессионально важные качества психолога, как дипломатичность, такт, стремление понять коллегу, самообладание, внимательность, дружелюбие, высокая профессиональная компетентность и широкий кругозор.
Психологу следует иметь в виду особенности учебной и воспитательной деятельности, осмыслить психологическую характеристику учебных предметов и специфики их преподавания, видов, методов, средств и форм обучения.
Хорошее взаимопонимание и сотрудничество психолога с учителями всегда содействует оптимизации контактов с детьми, их родителями.
2. Организация психологической службы в МБОУ ОО № 01
Учебно-ознакомительная практика проходила в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении Основная общеобразовательная школа № 01 (далее школа).
В школе обучается 246 человек, из них начальное общее образование (1-4 кл.) — 109 чел., основное общее образование (5-9 кл.) — 137 чел. Коллектив учителей по количеству составляет 20 человек, из них высшее образование имеют 11 человек, педагогическое 9 человек.
Так как школа имеет небольшое количество учащихся и педагогов, обязанности психолога выполняет заместитель директора по воспитательной работе образовательного учреждения.
Кабинет психологической службы также в школе отсутствует. При необходимости для мероприятий, проводимых в рамках психологической работы, используется кабинет заместителя директора по воспитательной работе. Помещение уютное, отремонтированное, оформлено цветами и неяркими тонами в отделке. В качестве оборудования и инструментария психологическая служба оснащена следующим: в кабинете имеется компьютер, стол и стулья для школьников по возрасту, аудиоаппаратура, музыкальные записи релаксационной направленности, а также стимульный материал к диагностико-коррекционным методикам и тестам в соответствии с возрастной дифференциацией, анкетные бланки, литература по проблемам возрастного развития детей. Информационные материалы о смежных специалистах (невропатолог, логопед и др.) и информация о специализированных детских учреждениях (центры, консультации и т.д.) расположена на оформленном стенде. Для организационно-планирующей работы психолог обеспечен соответствующими методическими материалами: нормативная и специальная документация, психолого-педагогическая литература и периодические печатные издания, программы обработки и анализа психодиагностических данных.
Современные формы работы классного руководителя с родителями
... педагогами, родителями, социумом, а зачастую и между самими детьми. В процессе своей деятельности современный классный руководитель в первую очередь взаимодействует с учителями-предметниками, привлекает учителей к работе ... руководитель привлекает родителей к участию в воспитательном процессе в образовательном учреждении, что способствует созданию благоприятного климата в семье, психологического и ...
Основные мероприятия, проводимые в рамках работы психологической службы школы № 01 заложены в план воспитательной работы на 2013 — 2014 учебный год по пункту аналитико-диагностическая деятельность, работа с семьей, работа с классными руководителями. В план включены такие мероприятия как психолого-педагогическая характеристика 1 класса, анкетирование «Социометрическое исследование коллектива», изучение уровня воспитанности в 4-х, 9-х классах, выявление уровня тревожности, организация коррекционной работы во 2 б и 6 б классах, работа с неблагополучными семьями, организация помощи социально незащищенным ученикам, выявление способов воздействия педагогов на учащихся, изучение интереса к жизни в школе, операция «Брошенные дети», занятость трудных учащихся в каникулярное время, анкетирование «Коммуникативная культура педагогов глазами учеников», индивидуальная работа с родителями неуспевающих учеников, оценка работы классных руководителей, анкетирование родителей 4 класса (выпускного из начальной ступени школы), операция «Подросток» и отдыхаем всей семьей.
Особой категорией, с которой приходится сталкиваться психологу, являются родители. Главные задачи работы с родителями следующие:
изменение психологической установки педагогов и родителей на роль семьи в становлении личности;
психологическая диагностика семьи, условий семейного воспитания и потребностей родителей;
широкое применение педагогических возможностей самих родителей;
организация скорой психолого-педагогической помощи семье;
придание работе с родителями живого, практического характера.
Преимущественно оптимальной формой для организации эффективного взаимодействия между родителями и детьми являются занятия в форме тренингов. Но употребление тренинговых форм работы с родителями в современных условиях является нереальным: социально-экономическая ситуация определяет дефицит времени у родителей, а низкий уровень психолого-педагогической культуры влечет за собой недостаток запроса о психологической помощи. Поэтому главной формой работы с родителями является психологическое консультирование.
Требования к уровню квалификации педагога-психолога
... свой профессиональный уровень. Требования к уровню квалификации педагога-психолога 5.1. Высшее профессиональное образование (без предъявления требований к опыту практической работы) 5.2. Владение ... неуспеваемости, дезадаптации, нарушений межличностного общения обучающихся со сверстниками, педагогами, родителями; выявлению причин отклонений и оптимизации межличностных отношений. 3.8. Оформляет: ...
Сложная категория, с которой работает психолог, это педагоги. Они различно воспринимают психологическую службу: со стремлением к сотрудничеству, любопытством, безразличием, недоверием и скептицизмом и даже открытой враждебностью. Только высокий уровень компетентности, объективности психолога, практическая направленность и результативность работы помогут ему достигнуть доверия в педагогическом коллективе. Лучше всего начать с психодиагностики личности, ведь каждому человеку свойственно стремление к самопознанию. Для более точного диагноза психологу следует наблюдать педагога в общении с детьми и коллегами, в разной деятельности, анализировать учебно-воспитательный процесс. Изучив особенности того или иного педагога, следует дать советы: как, исходя из сильных сторон своего характера, оптимизировать педагогический труд.
Исследование педагогического коллектива включает в себя следующие параметры: психологическая атмосфера, уровень развития коллектива, самооценка и взаимооценка членов коллектива, стиль управления, отношения «руководитель — подчиненный», уровень социально-коммуникативной компетентности и межличностных отношений в коллективе, уровень притязаний педагога, уровень эмпатии по отношению к детям, уровень личностной тревожности педагогов и др. Социально-психологические исследования педагогического коллектива — процедура, требующая жесткого соблюдения конкретных этических требований: точности в проведении исследования и истолковании экспериментальных данных. Никто не должен иметь доступа к материалам исследований, а их описание возможно только самим психологом. Данные по коллективу возникают в общей анонимной форме, для педагогов проводятся индивидуальные консультации. Без глубокого первоначального анализа данных и соответствующей подготовки психолог не должен сообщать о каких-либо результатах. Следует также довести до коллектива установку на то, что изучение не является самоцелью, а выполняется в интересах людей с целью гармонизации их личности.
Педагоги очень остро чувствуют оценку их личностных особенностей, так как они уже привыкли сами оценивать других. Им очень трудно согласиться с выводами о том, что неблагоприятное развитие педагогической ситуации предопределено их собственными слабостями или недостатками. Некоторые педагоги имеют высокую личностную тревожность, в силу которой склонны драматизировать события или впадать в глухую психологическую защиту, не принимая или полностью отрицая выводы психолога.
В модели психологической службы важное место занимает работа с администрацией учреждения. Психолог мобилизован помочь руководителям в определении сильных и слабых сторон их личности, установлении благоприятного психологического микроклимата в коллективе, выборе образцового стиля управления и деятельности, диагностике особенностей педколлектива, правильном подборе, расстановке и аттестации кадров, разрешении производственных и межличностных конфликтов. Помимо социально-психологического аспекта управления с помощью психолога могут быть оптимизированы и другие аспекты управленческой деятельности, в частности планирование, анализ педагогического процесса, определение его целей и задач, приоритетных направлений развития образовательного учреждения.
Заключение
25. Основные тенденции развития в подростковом возрасте. Подростковый ...
... сознание, перенесенное внутрь. 1.1 Сущность и структура учебной деятельности Учебная деятельность (далее УД) - достаточно неоднозначное понятие. В ... возрастает желание быть в какой-то группе, коллективе. В это же время ребенок становится ... контакта. Дает чувство солидарности, эмоционального благополучия, самоуважения. Психологи считают, что общение включает две противоречивые потребности: ...
Работа психологической службы образовательного учреждения включает в себя работу не только с детьми, но и с взрослыми, родителями, педагогами, администрацией учебного заведения.
Особое значение имеет профессиональная подготовка психолога. Психолог совмещает в себе ученого и практика: он должен быть компетентным исследователем, способствовать получению новых знаний о ребенке и уметь использовать эти знания на практике для решения детских проблем. Он должен иметь не только глубокие знания психологии и смежных дисциплин, но и грамотно разбираться в реальной жизни детей, воспитывающихся или обучающихся в учреждениях разного типа. Образовательные учреждения в зависимости от своего типа имеют свою специфику и в соответствии с ней предъявляют особые требования к деятельности практического психолога. Эти требования всегда связаны с уровнем подготовки и направленностью психолога, как профессионала, с его личностными особенностями, как человека, с его включенностью в современную общественную жизнь и культуру. Психологу необходимы большой запас знаний и владение различными психологическими техниками, методиками, диагностическими средствами, незаурядность личности и разносторонняя культура мысли.