Опросник Бакановой

Опросник «Отношение к жизни, смерти и кризисной ситуации»

(А.А. Баканова, к.п.н., доцент кафедры практической психологии Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина)

Цель опросника — выявление системы отношений личности к основным эк­зистенциальным данностям, себе и кризисным ситуациям.

Диссертационное исследование «Отношение к жизни и смерти в критических жиз­ненных ситуациях», проведенное А. А. Бакаповой в 1999-2000 гг., показало, что лич­ность, находящаяся в критической ситуации, структурирует свое отношение к жизни и смерти по таким эмоциональным и рациональным компонентам, как:

  • отношение к жизни: принятие жизни, чувство онтологической защищенности, принятие себя, стремление к росту, ответственность, понимание жизни как роста или потребления, принятие изменчивости жизни;
  • отношение к смерти: принятие смерти, принятие чувств по отношению к смерти, понимание смерти как перехода в другое состояние или как абсолютного конца;
  • видение смысла: наличие или отсутствие смысла в жизни, смерти И критической ситуации;
  • отношение к критической ситуации: критическая ситуация как опасность стра­дания или как возможность роста.

Взаимосвязь этих компонентов позволяет, с одной стороны, выявить систему отно­шений личности к себе, другим, жизни и смерти как базальным экзистенциальным дан­ностям, а с другой — определяет комплекс психологических характеристик личности в критической ситуации и, соответственно, стратегии совладения с ними.

Данный метод позволяет выяснить:

  • особенности отношения личности к жизни, смерти и кризисным ситуациям;
  • степень психологической зрелости личности, стремления к самоактуализации и личностному росту;
  • степень проработанности и актуальности некоторых экзистенциальных проблем (например, жизнь — смерть, ответственность, смысл);
  • возможные стратегии совладания с кризисными ситуациями.

Шкалы 1-7 направлены на выявление отношения к различным компонентам жизни, начиная от чувства онтологической защищенности, формирующегося в детстве, и за­канчивая такими базисными параметрами, как принятие своей жизни, себя, ответствен­ности и стремления к личностному росту. Все эти шкалы отражают степень психологи­ческой зрелости, самоактуализации и гуманистической направленности личности.

13 стр., 6106 слов

Философия о жизни смерти и смысле жизни

... Смыслом жизни, конечной целью бытия Эпикур считал удовольствия, наслаждения, жажда которых заложена в природе человека. Самое страшное из всех зол смерть не имеет к нам никакого отношения, ... работе много уделяет внимания вопросам смерти и особенно последнему предсмертному моменту.Он пишет Научно уже подтверждено, что при умирании какая-то часть личности переходит в новые условия Реальности ...

Шкала 1. Принятие изменчивости жизни

Эта шкала позволяет выявить отношение личности к такой характеристике жизни, как изменчивость. Принятие изменчивости жизни может рассматриваться не только как один из показателей способности личности совладать с кризисными ситуациями, но и как один из факторов стремления к личностному росту. Жизнь каждого человека посто­янно наполнена изменениями — непредсказуемыми и неожиданными ситуациями; кото­рые обычно оцениваются в категориях «хорошо, нравится» — «плохо, не нравится». Оцен­ка любых ситуаций, особенно негативная, ставит их в оппозицию к личности, — ситуации начинают восприниматься как препятствия и, соответственно, преодолеваться.

Высокий балл по этой шкале говорит о том, что у личности развита способность принимать проис­ходящие в жизни изменения, относиться к ним более терпимо, а значит — более эффек­тивно справляться с возникающими кризисными ситуациями, видеть в них возможность получения нового опыта и дальнейшего роста.

Низкий балл свидетельствует о том, что личность более склонна к построению пси­хологических защит в критических ситуациях и меньше видит в них возможность соб­ственного роста.

Шкала 2. Жизнь как рост

Данная шкала отражает базовое отношение личности к собственной жизни, которое выражается в позициях: «Я — творец жизни» либо «Я — потребитель жизни». Позиция по отношению к собственной жизни, формирующаяся у человека в процессе развития, проявляется в его взаимоотношениях с собой, миром и другими людьми, а также во всех видах его деятельности, в том числе и при совладении с кризисными ситуациями. В данной шкале проявляются взгляды Э. Фромма на природу человека и А. Маслоу об удовлетворении дефицитарных или бытийных потребностей. Высокий балл по этой шкале говорит о понимании жизни как возможности для реализации «бытийных» мо­тивов, а при низких баллах жизнь воспринимается как возможность для удовлетворе­ния «дефицитарной» мотивации.

Шкала 3. Принятие жизни

Шкала позволяет выявить степень принятия личностью собственной жизни в ее временном аспекте, т. е. настоящего, прошлого и будущего. Принятие собствен­ной жизни тесно связано с позитивным отношением личности к себе, а также является важным компонентом в концепции жизни. Принятие собственной жизни на всей ее протяженности от прошлого к будущему позволяет человеку, во-первых, видеть смысл жизни, во-вторых, относиться к ней как к ценности, а в-третьих, принимать идею соб­ственного развития и роста. Данная шкала так же, как и другие, имеет гуманистическую направленность и является одним из факторов стремления к лично­стному росту.

Поэтому высокие баллы по шкале говорят о принятии личностью своей жизни, которая понимается как имеющая смысл, обладающая ценностью и позволяю­щая духовно расти.

2 стр., 690 слов

Праздники сегодня и вчера: влияние праздника на личность человека

... безразличны, если он лишь декларирует или стимулирует их принятие, чтобы не быть отвергнутым своим окружением, нельзя ... оказывается гипертрофия праздничной фазы, искусственно (особенно в жизни эксплуататорских классов) раздутой и потому пустой, поверхностной, декоративно-развлекательной, ... праздник оказывает влияние на социализацию личности, а дарение и получение подарков – на психическое ...

Низкие баллы по шкале свидетельствуют о своеобразном «оттор­жении» собственной жизни, исключении себя из ее процесса, непринятии и, следова­тельно, о внутренней дезинтеграции личности.

Шкала 4. Онтологическая защищенность

Эта шкала раскрывает особенности детеко-родительских отношений, степень принятия личностью своего детства и родителей. Понятие «онтологическая защищенность» было вве­дено И. Яломом и понималось им как первичное экзистенциальное чувство, обеспечиваю­щее ребенку уверенность и безопасность. Во взрослой жизни онтологическая защищенность переходит во внутренний план, где чувство безопасности, которое обеспечивалось в детстве поступками и заботой родителей, переживается зрелой личностью как психологический ком­форт, доверие по отношению к себе, другим и миру в целом (эти идеи отражены в работах Э. Эриксона, А. Маслоу и др.).

Это можно описать также как чувство «укорененности», т. е. своей тесной связи с родительскими «корнями», переживание собственной жизни как одно­го из звеньев в цепи жизни предыдущих поколений.

Значимость отношений с родителями в формировании полоролевой идентификации ребенка доказано многими исследованиями и не подлежит сомнению.Отношения с родителями и, в частности, чувство онтологиче­ской защищенности, имеют огромное значение для становления морально-нравственных и религиозных убеждений. Принятие родителей тесно связано с приня­тием себя, собственной жизни, а также основных гуманистических ценностей (ответствен­ности, смысла, духовного роста).

Помимо этого чувство онтологической защищенности влияет на формирование концепции смерти, где отношения с матерью определяют при­нятие идеи смерти и чувств по отношению к ней. Таким образом, принятие детства и в частности матери не только создает ощущение онтологической защищенности, но и выс­тупает важным компонентом для формирования веры и идеи о бессмертности души.

Высокие баллы по этой шкале говорят о том, что человек чувствует онтологи­ческую защищенность, которая выражается не только в принятии своих родителей и детства, но и в наличии базального доверия, безопасности и психологического комфорта.

Низкие баллы отражают присутствие в личном опыте человека актуальных неразре­шенных детских конфликтов, а также недоверия, небезопасности и дискомфорта в от­ношениях с собой, другими людьми и миром.

Шкала 5. Принятие себя

Данная шкала выражает степень принятия личностью своего Я как единства телес­ных и духовных (психологических) аспектов. Принятие себя является одной из сторон отношения личности к себе, которую можно описать через выражение доверия себе, уважения, заботы, понимания своих потребностей и особенностей, сочувствия себе и принятия участия в собственной судьбе. Глубокое понимание и принятие себя, явля­ясь одной из фундаментальных характеристик самоотиошения, выражается вовне че­рез подобное отношение к людям — уважение индивидуальности других, терпимость, признание их ценности и т. п. Поэтому данная характеристика является одним из факторов гармоничной личности, которая не только стремится к интеграции всех своих сторон, но и к реализации имеющихся способностей, но и к реализации имеющихся способностей.

25 стр., 12359 слов

Теория развития личности Э. Эриксона

... ранний опыт имеет исключительное значение, он рассматривал развитие личности как динамический процесс, продолжающийся от рождения до смерти. Кроме того, хотя он молчаливо поддерживал мнение Фрейда, ... тело человека. Вместе с телом потихоньку развивается интеллект, постепенно в процессе жизни естественно формируется общая и психологическая культура. Психологическую картину этого процесса описывают ...

Высокие баллы по шкале свидетельствуют о принятии личностью своей индивиду­альности и в более широком смысле — о гуманистической позиции по отношению к себе, другим и к миру.

Низкие баллы говорят о внутренней дезинтеграции личности, рассогласовании между ее телесными и духовными аспектами, самоотвержении.

Шкала 6. Стремление к росту

Шкала направлена на выявление основного жизненного стремления человека: к личностному росту или, наоборот, к потреблению и стагнации.

Эта шкала похожа по своему содержанию на шкалу 2, однако, в отличие от нее, она измеряет не представления о жизни, а конкретную направленность личности.

Высокий балл по этой шкале говорит о преобладающей «бытийной» направленности личности, а низкий, соответственно, — о «дефицитарной».

Шкала 7. Ответственность

Эта шкала определяет степень принятия человеком ответственности за свою жизнь. Известно, что степень принятия ответственности является в самом общем виде одной из экзистенциальных характеристик человека, определяющей особенности прохождения им своего жизненного пути и разрешения экзистенциальных проблем, в частности — важ­ным фактором совладания с кризисными ситуациями. Высокий балл по этой шкале го­ворит о принятии человеком ответственности за свою жизнь, низкий — об избегании этой ответственности.

Шкалы 8, 10, 11 определяют концепцию смерти, которая включает в себя рациональ­ные и эмоциональные компоненты. Отношение человека к этой экзистенциальной дан­ности представляется особенно важным по двум основным причинам.

Во-первых, принятие смерти является центральным моментом для формирования представлений о других экзистенциальных проблемах.

Во-вторых, рас­сматривая кризисную ситуацию как ситуацию столкновения со смертью (где смерть по­нимается не только в прямом, но и в переносном смысле — как смерть психологическая), отношение к ней становится одним из краеугольных камней выбора личностью страте­гий совладания с кризисом.

Шкала 8. Концепция смерти

Данная шкала направлена на выявление отношения к смерти, а именно на опреде­ление той или иной концепции смерти, которая существует у человека.

Множество представлений о смерти можно разделить на два больших блока: условно говоря, «религиозный» и «атеистический». К первому блоку, названному «Смерть как переход», можно отнести те концепции, которые пред­полагают существование какой-либо формы жизни после смерти (посмертное суще­ствование души, переселение души в другое тело, жизнь души в раю или аду и т. д.).

Ко второму варианту — «Смерть как конец» — относятся те представления, которые видят в смерти тела окончательное завершение жизни.

Высокие баллы по этой шкале отражают склонность личности к концепциям первого типа, а низкие —- к концепциям второго.

Шкала 10. Принятие чувств по отношению к смерти

Шкала позволяет выявить степень принятия личностью собственных чувств по от­ношению к смерти. Этот параметр является важным с точки зрения «проработанности» темы смерти и поэтому может служить одним из показателей актуальности для человека данной эк­зистенциальной проблемы. Принятие собственных чувств по отношению к смерти сви­детельствует о проделанной личностью внутренней работе, которая помогает сформи­ровать осмысленное отношение не только к собственной смерти, но и к жизни. Непринятие смерти и своих чувств по отношению к ней, блокирует формирование не только кон­цепции смерти, но и представлений о жизни как о возможности роста. Также избегание чувств не позволяет личности научиться извлекать опыт из кризисных ситуаций.

13 стр., 6479 слов

Особенности смысложизненных ориентаций личности, переживающей ...

... мы полагаем, что кризис середины жизни есть период ценностных переориентаций личности, в результате которых личность переосмысляет жизненные позиции, заново определяет ее смысл. Выборка: 15 человек в возрасте ... что только вчера составляло смысл его жизни, начинает совсем по-другому относиться к себе и другим. В процессе переживания кризиса совершается перестройка личности: внутренний мир переходит в ...

Высокие баллы говорят о принятии личностью чувств по отноше­нию к смерти, а также об осмысленном отношении к ней как к части собственной жизни.

Низкие баллы свидетельствуют не только о психологической защите против размышлений о смерти, но и являются символом низкой рефлексии над экзистенци­альными проблемами, своей жизнью и в частности опытом, получаемым из кризис­ных ситуаций.

Шкала 11. Принятие смерти

Эта шкала позволяет увидеть, принимает ли человек смерть как данность, либо стре­мится избежать размышлений о ней, что отражает его сопротивление по отношению к факту смертности и конечности. Как показывают исследования, существует тесная вза­имосвязь между принятием смерти и принятием изменчивости жизни, а значит, и спо­собностью личности справляться с различными кризисными ситуациями в жизни.

Высокие баллы по этой шкале говорят о том, что человек принимает существование смерти и стремится относиться к ней сознательно, подготовиться к ее приходу.

Низкие баллы свидетельствуют о стремлении избежать размышлений о смерти, а следователь­но, и самого факта присутствия смерти в опыте всего живого.

Шкалы 9, 12, 13 раскрывают наличие смысла в жизни, смерти и кризисной ситуации. Поиск смысла в происходящих событиях и в жизни в целом, несомненно, является для личности важнейшим процессом, отражающим этапы ее становления, дальнейшего раз­вития, самоактуализации. Поиск смысла в собственной жизни и смерти является харак­теристикой рефлексирующей личности, стремящейся выйти за свои пределы, познать не только себя, но и бытие. В этом контексте представляется важным исследовать также поиск человеком смысла собственных страданий, кризисных ситуаций, которые, с одной стороны, являются частью жизни, а с другой — сталкивают его с постоянной изменчиво­стью, непостоянством, конечностью и, наконец, смертью.

Шкала 9. Наличие смыла жизни

Эта шкала направлена на выявление подчиненности жизни высшему смыслу. Вы­сокие баллы говорят о наличии в жизни человека какого-то высшего смысла, подчи­ненности этой идее, а низкие — наоборот, об отсутствии смысла, а также об отсутствии стремления его искать.

Шкала 12. Наличие смысла смерти

Эта шкала выявляет понимание личностью смысла смерти, что отражает степень реф­лексии над ней. Таких смыслов в основном несколько. Однако здесь важно не столько, ка­кой именно смысл видит человек в смерти, сколько видит ли он этот смысл вообще.

Высокие баллы соответствуют наличию у личности каких-либо представлений о смысле смерти, а низкие — об их отсутствии.

2 стр., 575 слов

«Надо любить жизнь больше, чем смысл жизни» (Достоевский Ф. М.)

... они наслаждаются каждому дню и мгновению. К счастью, человек понимает, насколько важно любить жизнь, больше чем смысл жизни. Люди, которые болеют онкологическим заболеванием или другим сложным диагнозом, когда счет идёт ... образом, жизнь нужно жить так, чтобы наслаждаться самой жизнью, получать удовольствие от простых благ и не думать о смерти. Жить надо здесь и сейчас, не гнаться за смыслом жизни и ...

Шкала 13. Наличие смыла в кризисной ситуации

Данная шкала позволяет выявить отношение к кризисной ситуации, в частности, насколько человек склонен осмыслять происходящее с ним, брать ответственность за нахождение выхода, интегрировать психотравмирующий опыт.

Высокие баллы обнаруживают стремление личности искать в происходящих с ним несчастьях смысл, а значит пытаться понять «урок», извлечь позитивный опыт, чему-то научиться. Низкие баллы говорят об отсутствии таких попыток, о низкой осмысленнос­ти кризисных ситуаций и, как следствие, о невозможности реформировать негативный опыт в позитивный, а значит, более эффективно справиться с возникшими трудностями.

Шкала 14. Концепция кризисной ситуации

Шкала позволяет выявить, как человек понимает кризисную ситуацию и, следова­тельно, как он к ней относится и как будет в ней действовать.

Выделяются два на­правления в отношении к кризису. «Кризисная ситуация как возможность» характе­ризуется отношением к ней как к опыту, позволяющему человеку развиваться дальше, самосовершенствоваться, получать через кризисы, помимо негативного, также и пози­тивный опыт. Как показало наше исследование, эта концепция связана с более гармо­ничным образом Я, стремлением к росту, принятием своей жизни и себя. О таком отно­шении к кризисным ситуациям будут свидетельствовать высокие баллы по этой шкале. «Кризисная ситуация как опасность» будет характерна для людей, ориентированных в кризисе лишь на его негативные стороны, потери, страдания, мученичество. Такое от­ношение будут характеризовать низкие баллы по данной шкале.