Опросник «Отношение к жизни, смерти и кризисной ситуации»
(А.А. Баканова, к.п.н., доцент кафедры практической психологии Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина)
Цель опросника — выявление системы отношений личности к основным экзистенциальным данностям, себе и кризисным ситуациям.
Диссертационное исследование «Отношение к жизни и смерти в критических жизненных ситуациях», проведенное А. А. Бакаповой в 1999-2000 гг., показало, что личность, находящаяся в критической ситуации, структурирует свое отношение к жизни и смерти по таким эмоциональным и рациональным компонентам, как:
- отношение к жизни: принятие жизни, чувство онтологической защищенности, принятие себя, стремление к росту, ответственность, понимание жизни как роста или потребления, принятие изменчивости жизни;
- отношение к смерти: принятие смерти, принятие чувств по отношению к смерти, понимание смерти как перехода в другое состояние или как абсолютного конца;
- видение смысла: наличие или отсутствие смысла в жизни, смерти И критической ситуации;
- отношение к критической ситуации: критическая ситуация как опасность страдания или как возможность роста.
Взаимосвязь этих компонентов позволяет, с одной стороны, выявить систему отношений личности к себе, другим, жизни и смерти как базальным экзистенциальным данностям, а с другой — определяет комплекс психологических характеристик личности в критической ситуации и, соответственно, стратегии совладения с ними.
Данный метод позволяет выяснить:
- особенности отношения личности к жизни, смерти и кризисным ситуациям;
- степень психологической зрелости личности, стремления к самоактуализации и личностному росту;
- степень проработанности и актуальности некоторых экзистенциальных проблем (например, жизнь — смерть, ответственность, смысл);
- возможные стратегии совладания с кризисными ситуациями.
Шкалы 1-7 направлены на выявление отношения к различным компонентам жизни, начиная от чувства онтологической защищенности, формирующегося в детстве, и заканчивая такими базисными параметрами, как принятие своей жизни, себя, ответственности и стремления к личностному росту. Все эти шкалы отражают степень психологической зрелости, самоактуализации и гуманистической направленности личности.
Философия о жизни смерти и смысле жизни
... Смыслом жизни, конечной целью бытия Эпикур считал удовольствия, наслаждения, жажда которых заложена в природе человека. Самое страшное из всех зол смерть не имеет к нам никакого отношения, ... работе много уделяет внимания вопросам смерти и особенно последнему предсмертному моменту.Он пишет Научно уже подтверждено, что при умирании какая-то часть личности переходит в новые условия ...
Шкала 1. Принятие изменчивости жизни
Эта шкала позволяет выявить отношение личности к такой характеристике жизни, как изменчивость. Принятие изменчивости жизни может рассматриваться не только как один из показателей способности личности совладать с кризисными ситуациями, но и как один из факторов стремления к личностному росту. Жизнь каждого человека постоянно наполнена изменениями — непредсказуемыми и неожиданными ситуациями; которые обычно оцениваются в категориях «хорошо, нравится» — «плохо, не нравится». Оценка любых ситуаций, особенно негативная, ставит их в оппозицию к личности, — ситуации начинают восприниматься как препятствия и, соответственно, преодолеваться.
Высокий балл по этой шкале говорит о том, что у личности развита способность принимать происходящие в жизни изменения, относиться к ним более терпимо, а значит — более эффективно справляться с возникающими кризисными ситуациями, видеть в них возможность получения нового опыта и дальнейшего роста.
Низкий балл свидетельствует о том, что личность более склонна к построению психологических защит в критических ситуациях и меньше видит в них возможность собственного роста.
Шкала 2. Жизнь как рост
Данная шкала отражает базовое отношение личности к собственной жизни, которое выражается в позициях: «Я — творец жизни» либо «Я — потребитель жизни». Позиция по отношению к собственной жизни, формирующаяся у человека в процессе развития, проявляется в его взаимоотношениях с собой, миром и другими людьми, а также во всех видах его деятельности, в том числе и при совладении с кризисными ситуациями. В данной шкале проявляются взгляды Э. Фромма на природу человека и А. Маслоу об удовлетворении дефицитарных или бытийных потребностей. Высокий балл по этой шкале говорит о понимании жизни как возможности для реализации «бытийных» мотивов, а при низких баллах жизнь воспринимается как возможность для удовлетворения «дефицитарной» мотивации.
Шкала 3. Принятие жизни
Шкала позволяет выявить степень принятия личностью собственной жизни в ее временном аспекте, т. е. настоящего, прошлого и будущего. Принятие собственной жизни тесно связано с позитивным отношением личности к себе, а также является важным компонентом в концепции жизни. Принятие собственной жизни на всей ее протяженности от прошлого к будущему позволяет человеку, во-первых, видеть смысл жизни, во-вторых, относиться к ней как к ценности, а в-третьих, принимать идею собственного развития и роста. Данная шкала так же, как и другие, имеет гуманистическую направленность и является одним из факторов стремления к личностному росту.
Поэтому высокие баллы по шкале говорят о принятии личностью своей жизни, которая понимается как имеющая смысл, обладающая ценностью и позволяющая духовно расти.
Праздники сегодня и вчера: влияние праздника на личность человека
... безразличны, если он лишь декларирует или стимулирует их принятие, чтобы не быть отвергнутым своим окружением, нельзя ожидать ... оказывается гипертрофия праздничной фазы, искусственно (особенно в жизни эксплуататорских классов) раздутой и потому пустой, поверхностной, декоративно ... что праздник оказывает влияние на социализацию личности, а дарение и получение подарков – на психическое ...
Низкие баллы по шкале свидетельствуют о своеобразном «отторжении» собственной жизни, исключении себя из ее процесса, непринятии и, следовательно, о внутренней дезинтеграции личности.
Шкала 4. Онтологическая защищенность
Эта шкала раскрывает особенности детеко-родительских отношений, степень принятия личностью своего детства и родителей. Понятие «онтологическая защищенность» было введено И. Яломом и понималось им как первичное экзистенциальное чувство, обеспечивающее ребенку уверенность и безопасность. Во взрослой жизни онтологическая защищенность переходит во внутренний план, где чувство безопасности, которое обеспечивалось в детстве поступками и заботой родителей, переживается зрелой личностью как психологический комфорт, доверие по отношению к себе, другим и миру в целом (эти идеи отражены в работах Э. Эриксона, А. Маслоу и др.).
Это можно описать также как чувство «укорененности», т. е. своей тесной связи с родительскими «корнями», переживание собственной жизни как одного из звеньев в цепи жизни предыдущих поколений.
Значимость отношений с родителями в формировании полоролевой идентификации ребенка доказано многими исследованиями и не подлежит сомнению.Отношения с родителями и, в частности, чувство онтологической защищенности, имеют огромное значение для становления морально-нравственных и религиозных убеждений. Принятие родителей тесно связано с принятием себя, собственной жизни, а также основных гуманистических ценностей (ответственности, смысла, духовного роста).
Помимо этого чувство онтологической защищенности влияет на формирование концепции смерти, где отношения с матерью определяют принятие идеи смерти и чувств по отношению к ней. Таким образом, принятие детства и в частности матери не только создает ощущение онтологической защищенности, но и выступает важным компонентом для формирования веры и идеи о бессмертности души.
Высокие баллы по этой шкале говорят о том, что человек чувствует онтологическую защищенность, которая выражается не только в принятии своих родителей и детства, но и в наличии базального доверия, безопасности и психологического комфорта.
Низкие баллы отражают присутствие в личном опыте человека актуальных неразрешенных детских конфликтов, а также недоверия, небезопасности и дискомфорта в отношениях с собой, другими людьми и миром.
Шкала 5. Принятие себя
Данная шкала выражает степень принятия личностью своего Я как единства телесных и духовных (психологических) аспектов. Принятие себя является одной из сторон отношения личности к себе, которую можно описать через выражение доверия себе, уважения, заботы, понимания своих потребностей и особенностей, сочувствия себе и принятия участия в собственной судьбе. Глубокое понимание и принятие себя, являясь одной из фундаментальных характеристик самоотиошения, выражается вовне через подобное отношение к людям — уважение индивидуальности других, терпимость, признание их ценности и т. п. Поэтому данная характеристика является одним из факторов гармоничной личности, которая не только стремится к интеграции всех своих сторон, но и к реализации имеющихся способностей, но и к реализации имеющихся способностей.
Теория развития личности Э. Эриксона
... ранний опыт имеет исключительное значение, он рассматривал развитие личности как динамический процесс, продолжающийся от рождения до смерти. Кроме того, хотя он молчаливо поддерживал мнение Фрейда, ... тело человека. Вместе с телом потихоньку развивается интеллект, постепенно в процессе жизни естественно формируется общая и психологическая культура. Психологическую картину этого процесса описывают ...
Высокие баллы по шкале свидетельствуют о принятии личностью своей индивидуальности и в более широком смысле — о гуманистической позиции по отношению к себе, другим и к миру.
Низкие баллы говорят о внутренней дезинтеграции личности, рассогласовании между ее телесными и духовными аспектами, самоотвержении.
Шкала 6. Стремление к росту
Шкала направлена на выявление основного жизненного стремления человека: к личностному росту или, наоборот, к потреблению и стагнации.
Эта шкала похожа по своему содержанию на шкалу 2, однако, в отличие от нее, она измеряет не представления о жизни, а конкретную направленность личности.
Высокий балл по этой шкале говорит о преобладающей «бытийной» направленности личности, а низкий, соответственно, — о «дефицитарной».
Шкала 7. Ответственность
Эта шкала определяет степень принятия человеком ответственности за свою жизнь. Известно, что степень принятия ответственности является в самом общем виде одной из экзистенциальных характеристик человека, определяющей особенности прохождения им своего жизненного пути и разрешения экзистенциальных проблем, в частности — важным фактором совладания с кризисными ситуациями. Высокий балл по этой шкале говорит о принятии человеком ответственности за свою жизнь, низкий — об избегании этой ответственности.
Шкалы 8, 10, 11 определяют концепцию смерти, которая включает в себя рациональные и эмоциональные компоненты. Отношение человека к этой экзистенциальной данности представляется особенно важным по двум основным причинам.
Во-первых, принятие смерти является центральным моментом для формирования представлений о других экзистенциальных проблемах.
Во-вторых, рассматривая кризисную ситуацию как ситуацию столкновения со смертью (где смерть понимается не только в прямом, но и в переносном смысле — как смерть психологическая), отношение к ней становится одним из краеугольных камней выбора личностью стратегий совладания с кризисом.
Шкала 8. Концепция смерти
Данная шкала направлена на выявление отношения к смерти, а именно на определение той или иной концепции смерти, которая существует у человека.
Множество представлений о смерти можно разделить на два больших блока: условно говоря, «религиозный» и «атеистический». К первому блоку, названному «Смерть как переход», можно отнести те концепции, которые предполагают существование какой-либо формы жизни после смерти (посмертное существование души, переселение души в другое тело, жизнь души в раю или аду и т. д.).
Ко второму варианту — «Смерть как конец» — относятся те представления, которые видят в смерти тела окончательное завершение жизни.
Высокие баллы по этой шкале отражают склонность личности к концепциям первого типа, а низкие —- к концепциям второго.
Шкала 10. Принятие чувств по отношению к смерти
Шкала позволяет выявить степень принятия личностью собственных чувств по отношению к смерти. Этот параметр является важным с точки зрения «проработанности» темы смерти и поэтому может служить одним из показателей актуальности для человека данной экзистенциальной проблемы. Принятие собственных чувств по отношению к смерти свидетельствует о проделанной личностью внутренней работе, которая помогает сформировать осмысленное отношение не только к собственной смерти, но и к жизни. Непринятие смерти и своих чувств по отношению к ней, блокирует формирование не только концепции смерти, но и представлений о жизни как о возможности роста. Также избегание чувств не позволяет личности научиться извлекать опыт из кризисных ситуаций.
Особенности смысложизненных ориентаций личности, переживающей ...
... мы полагаем, что кризис середины жизни есть период ценностных переориентаций личности, в результате которых личность переосмысляет жизненные позиции, заново определяет ее смысл. Выборка: 15 человек в возрасте ... что только вчера составляло смысл его жизни, начинает совсем по-другому относиться к себе и другим. В процессе переживания кризиса совершается перестройка личности: внутренний мир переходит ...
Высокие баллы говорят о принятии личностью чувств по отношению к смерти, а также об осмысленном отношении к ней как к части собственной жизни.
Низкие баллы свидетельствуют не только о психологической защите против размышлений о смерти, но и являются символом низкой рефлексии над экзистенциальными проблемами, своей жизнью и в частности опытом, получаемым из кризисных ситуаций.
Шкала 11. Принятие смерти
Эта шкала позволяет увидеть, принимает ли человек смерть как данность, либо стремится избежать размышлений о ней, что отражает его сопротивление по отношению к факту смертности и конечности. Как показывают исследования, существует тесная взаимосвязь между принятием смерти и принятием изменчивости жизни, а значит, и способностью личности справляться с различными кризисными ситуациями в жизни.
Высокие баллы по этой шкале говорят о том, что человек принимает существование смерти и стремится относиться к ней сознательно, подготовиться к ее приходу.
Низкие баллы свидетельствуют о стремлении избежать размышлений о смерти, а следовательно, и самого факта присутствия смерти в опыте всего живого.
Шкалы 9, 12, 13 раскрывают наличие смысла в жизни, смерти и кризисной ситуации. Поиск смысла в происходящих событиях и в жизни в целом, несомненно, является для личности важнейшим процессом, отражающим этапы ее становления, дальнейшего развития, самоактуализации. Поиск смысла в собственной жизни и смерти является характеристикой рефлексирующей личности, стремящейся выйти за свои пределы, познать не только себя, но и бытие. В этом контексте представляется важным исследовать также поиск человеком смысла собственных страданий, кризисных ситуаций, которые, с одной стороны, являются частью жизни, а с другой — сталкивают его с постоянной изменчивостью, непостоянством, конечностью и, наконец, смертью.
Шкала 9. Наличие смыла жизни
Эта шкала направлена на выявление подчиненности жизни высшему смыслу. Высокие баллы говорят о наличии в жизни человека какого-то высшего смысла, подчиненности этой идее, а низкие — наоборот, об отсутствии смысла, а также об отсутствии стремления его искать.
Шкала 12. Наличие смысла смерти
Эта шкала выявляет понимание личностью смысла смерти, что отражает степень рефлексии над ней. Таких смыслов в основном несколько. Однако здесь важно не столько, какой именно смысл видит человек в смерти, сколько видит ли он этот смысл вообще.
Высокие баллы соответствуют наличию у личности каких-либо представлений о смысле смерти, а низкие — об их отсутствии.
Шкала общей оценки функционирования
... гигиену ИЛИ серьезный случай суицида с ясными ожиданиями смерти. Психологическое, социальное и профессиональное функционирование рассматривается ... нарушений и уровня адаптации в разных областях жизни пациента, влияния одной области на другие, пониманию ... для отслеживания общего клинического прогресса пациентов. Шкала общей оценки функционирования Код (Замечание: Если необходимо ...
Шкала 13. Наличие смыла в кризисной ситуации
Данная шкала позволяет выявить отношение к кризисной ситуации, в частности, насколько человек склонен осмыслять происходящее с ним, брать ответственность за нахождение выхода, интегрировать психотравмирующий опыт.
Высокие баллы обнаруживают стремление личности искать в происходящих с ним несчастьях смысл, а значит пытаться понять «урок», извлечь позитивный опыт, чему-то научиться. Низкие баллы говорят об отсутствии таких попыток, о низкой осмысленности кризисных ситуаций и, как следствие, о невозможности реформировать негативный опыт в позитивный, а значит, более эффективно справиться с возникшими трудностями.
Шкала 14. Концепция кризисной ситуации
Шкала позволяет выявить, как человек понимает кризисную ситуацию и, следовательно, как он к ней относится и как будет в ней действовать.
Выделяются два направления в отношении к кризису. «Кризисная ситуация как возможность» характеризуется отношением к ней как к опыту, позволяющему человеку развиваться дальше, самосовершенствоваться, получать через кризисы, помимо негативного, также и позитивный опыт. Как показало наше исследование, эта концепция связана с более гармоничным образом Я, стремлением к росту, принятием своей жизни и себя. О таком отношении к кризисным ситуациям будут свидетельствовать высокие баллы по этой шкале. «Кризисная ситуация как опасность» будет характерна для людей, ориентированных в кризисе лишь на его негативные стороны, потери, страдания, мученичество. Такое отношение будут характеризовать низкие баллы по данной шкале.