САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА/ЧАСТЬ I
С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ОПРОСНИКА Д. КЕЙРСИ
(на основе методики Изабель МАЙЕРС и Кэтрин БРИГГС)
И
АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОЙ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ
I часть.
Инструкция: 1) прочтите каждое из утверждений вместе с двумя его возможными продолжениями; 2) выберете продолжение, которое соответствует Вам в большинстве жизненных ситуаций; 3) на бланке ответов (См. Приложение № 1)перечеркните крест-накрест ячейку, соответствующую выбранному Вами утверждению.
Любые ответы вполне возможны! Правильных и неправильных ответов здесь быть не может.
Просьба работать в темпе, подолгу не задумываясь над ответами.
Работайте последовательно, не пропуская ни одного вопроса.
1. В компании (на вечеринке) Вы:
а) общаетесь со многими, включая и незнакомцев
б) общаетесь с немногими – исключительно Вашими знакомыми
2. Вы человек скорее:
а) реалистичный, нежели склонный теоретизировать
б) склонный теоретизировать, нежели реалистичный
3. Как по-Вашему, что хуже:
а) витать в облаках
б) придерживаться проторенной дорожки
4. Вы более подвержены влиянию:
а) принципов и законов
б) эмоций и чувств
5. Вы более склонны:
а) убеждать
б) затрагивать чувства
6. Вы предпочитаете работать:
а) выполняя все точно и в срок
б) не связывая себя определенными сроками
7. Вы склонны делать выбор:
а) довольно осторожно
б) внезапно, импульсивно
8. В компании (на вечеринке) Вы:
а) остаетесь допоздна, не чувствуя усталости
Эталон ответа к задаче №10. Организация психиатрической помощи
... 4. Определите порядок госпитализации. 5. Чем регламентируется данный порядок госпитализации? Ответ: основанием для недобровольной госпитализации является психическое расстройство, которое обуславливает непосредственную ... он может встречаться? 5. Это расстройство количественное или качественное? Эталон ответа к задаче №6 1. Зрительные псевдогаллюцинации. 2. Расстройство познавательной сферы ...
б) быстро утомляетесь и предпочитаете уйти пораньше
9. Вас более привлекают:
а) здравомыслящие люди
б) люди с богатым воображением
10. Вам интереснее:
а) то, что происходит в действительности
б) те события, которые еще могут произойти
11. Оценивая поступки других людей, Вы больше учитываете:
а) требования закона, нежели обстоятельства
б) обстоятельства, нежели требования закона
12. Обращаясь к другим людям, Вы склонны:
а) соблюдать формальности и этикет
б) проявлять свои личные, индивидуальные качества
13. Вы человек скорее:
а) точный, пунктуальный
б) неторопливый и медлительный
14. Вас больше беспокоит необходимость:
а) оставлять дела незаконченными
б) непременно доводить дела до конца
15. В кругу знакомых Вы, как правило:
а) в курсе происходящих там событий
б) узнаете о новостях с опозданием
16. Повседневные дела Вам нравится делать:
а) общепринятым способом
б) своим оригинальным способом
17. Вы предпочитаете таких писателей, которые:
а) выражают свои мысли буквально и напрямую
б) пользуются аналогиями и иносказаниями
18. Что Вас больше привлекает:
а) стройность мысли
б) гармония человеческих отношений
19. Вы чувствуете себя увереннее:
а) в логических умозаключениях
б) в практических оценках ситуации
20. Вы предпочитаете, когда дела:
а) решены и устроены
б) не решены и пока что не устроены («в процессе»)
21. Как по-Вашему, Вы человек скорее:
а) серьезный и определенный
б) беззаботный и беспечный
22. При телефонных разговорах Вы:
а) заранее НЕ продумываете все то, что нужно сказать
б) мысленно репетируете то, что будет потом сказано
23. Как Вы считаете, факты:
а) важны сами по себе («Факт — он и есть факт!»)
б) есть проявление общей закономерности
24. Фантазеры и мечтатели обычно:
а) раздражают Вас
б) довольно-таки симпатичны Вам
25. Вы чаще действуете как человек:
016_Человек. Его строение. Тонкий Мир
... же последние мысли перед погружением в сон… В огорчении, злобе, омрачении, страхе, недовольстве, беспокойствах отходят люди, засыпая, в ... интересные и поучительные впечатления. Главное существование (человека) – ночью. Обычный человек без сна в обычных условиях может прожить ... оболочки, ибо градации Материи всех планов Бытия семеричны. Дело науки будущего осветить эти явления путем научных методов ...
а) хладнокровный
б) вспыльчивый и горячий
26. Как по-Вашему, хуже быть:
а) несправедливым
б) беспощадным
27. Обычно Вы предпочитаете действовать:
а) тщательно оценив все возможности
б) полагаясь на волю случая
28. Вам приятнее:
а) покупать что-либо
б) иметь возможность купить
29. В компании Вы, как правило:
а) первым заводите беседу
б) ждете, когда с Вами заговорят
30. Здравый смысл:
а) редко ошибается
б) часто попадает впросак
31. Детям часто не хватает:
а) практичности
б) воображения
32. В принятии решений Вы руководствуетесь скорее:
а) принятыми нормами
б) своими чувствами, ощущениями
33. Вы человек скорее:
а) твердый, нежели мягкий
б) мягкий, нежели твердый
34. Что, по-Вашему, больше впечатляет:
а) умение методично всё организовать
б) умение приспособиться и довольствоваться достигнутым
35. Вы больше цените:
а) определенность и законченность
б) открытость и многовариативность
36. Новые и нестандартные отношения с людьми:
а) стимулируют и придают Вам энергии
б) утомляют Вас
37. Вы чаще действуете как:
а) человек практического склада
б) человек оригинальный и необычный
38. Вы более склонны:
а) находить пользу в отношениях с людьми
б) понимать мысли и чувства других
39. Что приносит Вам больше удовлетворения:
а) тщательное и всестороннее обсуждение спорного вопроса
б) достижение соглашения по поводу спорного вопроса
40. Вы руководствуетесь более:
а) рассудком
б) велениям сердца
41. Вам удобнее выполнять работу:
а) по предварительной договоренности
б) которая подвернулась случайно
42. Вы обычно полагаетесь:
а) на организованность и порядок
б) на случайность и неожиданность
43. Вы предпочитаете иметь:
а) много друзей на непродолжительный срок
б) несколько (немного) старых друзей
44. Вы руководствуетесь в большей степени:
а) фактами и обстоятельствами
б) общими положениями и принципами
45. Вас больше интересуют:
а) производство и сбыт продукции
б) проектирования и исследования
46. Что Вы скорее сочтете за комплемент:
а) «Вот очень логичный человек!»
б) «Вот тонко чувственный человек!»
47. Вы более цените в себе:
а) невозмутимость
б) увлеченность
48. Вы предпочитаете высказывать:
а) окончательные и определенные утверждения
б) предварительные и неоднозначные утверждения
49. Вы лучше чувствуете себя:
а) после принятия решения
б) не ограничивая себя решениями
50. Общаясь с незнакомыми, Вы:
а) легко завязываете продолжительные беседы
б) не всегда находите подходящие темя для разговора
51. Вы больше доверяете:
а) своему опыту
б) своим предчувствиям
52. Вы чувствуете себя человеком:
а) более практичным, нежели изобретательным
б) более изобретательным, нежели практичным
53. Кто заслуживает большего одобрения:
а) рассудительный, здравомыслящий человек
б) человек, глубоко переживающий
54. Вы более склонны:
а) быть прямым м беспристрастным
б) сочувствовать людям
55. Что, по-Вашему, предпочтительнее:
а) удостовериться, что все подготовлено и улажено
б) предоставить событиям идти своим чередом
56. Отношения между людьми должны строиться:
а) на предварительной взаимной договоренности
б) в зависимости от обстоятельств
57. Когда звонит телефон, Вы:
а) торопитесь подойти к нему первым
б) надеетесь, что подойдет кто-то другой
58. Что Вы цените в себе больше:
а) развитое чувство реальности
б) пылкое воображение
59. Вы больше придаете значение:
а) тому, ЧТО сказано
б) тому, КАК сказано
60. Что выглядит большим заблуждением:
а) излишняя пылкость и горячность
б) чрезмерная объективность и беспристрастность
61. Вы в основном считаете себя:
а) трезвым и практичным
б) сердечным и отзывчивым
62. Какие ситуации привлекают Вас больше:
а) регламентированные и упорядоченные
б) неупорядоченные и нерегламентированные
63. Вы человек скорее:
а) педантичный, нежели капризный
б) капризный, нежели педантичный
64. Вы чаще склонны:
а) быть открытым и доступным людям
б) быть сдержанным и скрытным
65. В литературных произведениях Вы предпочитаете:
а) буквальность и конкретность
б) образность и переносный смысл
66. Что для Вас труднее:
а) находить общий язык с другими
б) использовать других в своих интересах
67. Что бы Вы себе больше пожелали:
а) ясности размышлений
б) умения сочувствовать
68. Что хуже:
а) быть неприхотливым
б) быть излишне привередливым
69. Вы предпочитаете:
а) запланированные события
б) незапланированные события
70. Вы склонны поступать скорее:
а) обдуманно, нежели импульсивно
б) импульсивно, нежели обдуманно
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
Регистрационный лист к опроснику Д. Кейрси
|
I |
|
|
II |
III |
IV |
V |
VI |
VII |
||||||||||||
|
|
а |
б |
|
а |
б |
|
а |
б |
|
а |
б |
|
а |
б |
|
а |
б |
|
а |
б |
|
1 |
|
|
2 |
|
|
3 |
|
|
4 |
|
|
5 |
|
|
6 |
|
|
7 |
|
|
|
8 |
|
|
9 |
|
|
10 |
|
|
11 |
|
|
12 |
|
|
13 |
|
|
14 |
|
|
|
15 |
|
|
16 |
|
|
17 |
|
|
18 |
|
|
19 |
|
|
20 |
|
|
21 |
|
|
|
22 |
|
|
23 |
|
|
24 |
|
|
25 |
|
|
26 |
|
|
27 |
|
|
28 |
|
|
|
29 |
|
|
30 |
|
|
31 |
|
|
32 |
|
|
33 |
|
|
34 |
|
|
35 |
|
|
|
36 |
|
|
37 |
|
|
38 |
|
|
39 |
|
|
40 |
|
|
41 |
|
|
42 |
|
|
|
43 |
|
|
44 |
|
|
45 |
|
|
46 |
|
|
47 |
|
|
48 |
|
|
49 |
|
|
|
50 |
|
|
51 |
|
|
52 |
|
|
53 |
|
|
54 |
|
|
55 |
|
|
56 |
|
|
|
57 |
|
|
58 |
|
|
59 |
|
|
60 |
|
|
61 |
|
|
62 |
|
|
63 |
|
|
|
64 |
|
|
65 |
|
|
66 |
|
|
67 |
|
|
68 |
|
|
69 |
|
|
70 |
|
|
∑ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
E |
I |
|
|
S |
N |
|
|
|
|
T |
F |
|
|
|
|
J |
P |
|
|
АНАЛИЗ И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ПОЛУЧЕННЫХ ДАННЫХ
- Суммируйте количество ответов (перечеркнутых Вами ячеек) по вариантам «а» и «б» по всем вертикальным столбцам регистрационного листа. Суммы запишите в соответствующие ячейки в строчке «∑».
- Для первой шкалы (E–I) обработка данных на этом заканчивается – запишите полученные Вами данные в ячейки внизу регистрационного листа соответственноEиI.
- Данные столбцов «а» и «б» по шкалам II-III,IV-V,VI-VIIскладываются попарно. Суммы записываются в ячейки внизу регистрационного листа в соответствии с аббревиатурой (S,N,T,F,JилиP).
- Обведите те буквы (EилиI,SилиN,TилиF,JилиP) , которым соответствует большее число набранных Вами баллов по каждой паре.
- В конечном счете Вы получите 4 буквы, которые свидетельствуют о Вашей принадлежности к определенному типу темперамента ( Эпиметей (SJ), Дионисий (SP), Прометей (NT) или Аполлон (NF) ) и соответствующему психологическому портрету (См. таблицу ниже)…
Как определить свой тип темперамента (по Д. Кейрси)?
Инструкция:
- Посмотрите на пару «S(сенсорика) –N(интуиция)»… Если Вы набрали большее количество баллов по «S», — напишите «S». И, наоборот, если Вы набрали большее количество баллов по «N», — напишите «N».
- Те, кто набрал большее количество баллов по фактору «S» (сенсорика),посмотрите на пару «J–P»… Если Вы набрали большее количество баллов по фактору «J», то после «S» напишите «J» — таким образом, Ваш тип -SJ(Эпиметей)… Если Вы набрали большее количество баллов по фактору «Р», то после «S» напишите «Р» — таким образом, Ваш тип -SР (Дионисий)…
- Те, кто набрал большее количество баллов по фактору «N» (интуиция),посмотрите на пару «T-F»… Если Вы набрали большее количество баллов по фактору «Т» (логика), то после «N» напишите «Т» — таким образом ваш тип -NT(Прометей)… Если же Вы набрали большее количество баллов по фактору «F» (чувствование), то после «N» напишите «F» — таким образом ваш тип -NF(Аполлон)…
Как определить свой психологический портрет?
Инструкция: Обведите те буквы в каждой паре(EилиI,SилиN,TилиF,JилиP) , которым соответствует большее число набранных Вами баллов в этих парах… В результате получится комбинация из 4- букв:
Тип темперамента |
Психологический портрет |
|||
Эпиметей (SJ) |
ISFJ |
ISTJ |
ESFJ |
ESTJ |
Дионисий (SP) |
ISFP |
ISTP |
ESFP |
ESTP |
Прометей (NT) |
INTJ |
INTP |
ENTP |
ENTJ |
Аполлон (NF) |
INFP |
INFJ |
ENFP |
ENFJ |
См. также Приложение № 2 («Психологические портреты (по Д. Кейрси)»), данное в самом конце представленной работы.
Краткая справка:
E – эктраверсия:открытость, коммуникабельность, готовность поддержать беседу, подзарядка своей энергетики от общения с другими людьми…
I – интроверсия:замкнутость, закрытость, некоммуникабельность, культивирование информации преимущественно внутри себя…
S – сенсорика:основными критериями в принятии решений выступают опыт окружающих, здравый смысл и традиции («Так приято!»), абстрактные рассуждения отбрасываются…
N – интуиция:в процессе принятия решений опираются на свой внутренний голос и собственную интуицию (предчувствия) – поступают «по-своему» вне зависимости от общепринятых традиционных инструкций и подходов…
T – логика:в процессе обработки информации предпочитают объективный подход («Факты и только факты!»), имеющий свои четкие законы и правила (логику!)
F – чувствование:в процессе обработки информации предпочитают субъективный подход («Хорошо это или плохо?», «Порядочно это или же непорядочно?») и категории этики ставят выше категорий логики.
J – рациональность:действуют в рамках заранее утвержденного плана, последовательно переходя от этапа на этап для достижения поставленной цели…
P – иррациональность, спонтанность:предпочитают ситуативный и многовариативный подход в действиях («по обстоятельствам»), импульсивны…
SJ (Эпиметей):организатор, функциональный лидер; последователен, соблюдает инструкции и контролирует их выполнение другими; свойственны чувство долга, дисциплина и порядок; исполнителен… Однако негибок, проявляет излишний педантизм…
SР (Дионисий):тактик, «оперативник»… Свобода, спонтанность реакций, стремление следовать собственным желаниям, импульсивность… Живет сегодняшним днем («Здесь и сейчас»), незаменим в форс-мажорных (нестандартных) обстоятельствах…
NT (Прометей):стратег… Его интересуют анализ проблем, планирование, разработка перспектив развития… Генератор идей… Олицетворяет дух творческого поиска…
NF (Аполлон):катализатор групповой активности, эмоциональный лидер… Социально ориентирован и способен к налаживанию сотрудничества… Социально гибок, способен понять и оказать поддержку… Олицетворяет командный дух…
Итак, Ваш тип темперамента (по Д. Кейрси) _________________________________
Ваш психологический портрет (по Д. Кейрси) ________________________________
II часть
Задание:Дать анализ кадровой политики с точки зрения теории Д. Кейрси через изменения соотношений психотипов при переходе от одного уровня управления к другому: какие Вы отмечаете тенденции, какие психологические черты повышают свое процентное присутствие при переходе от нижних этажей управления к высшим и, наоборот, какие черты имеют тенденцию к снижению? В чем Вы видите особенности в формировании кадрового резерва и отбора управленческого персонала?
Типологическая пирамида персонала нижнего (линейного) уровня управления
(оптимальные соотношения психотипов для эффективно функционирующей организации по данным Отто Крегера и Дженет Тьюсон; количество испытуемых – 1320)
(См. Крегер О., Тьюсон Дж. М. Типы людей и бизнес: Как 16 типов личности определяют ваши успехи в работе. М., 1995).
ISTJ (Эпиметей) 19% |
ISFJ(Эпиметей) 8% |
INFJ(Апполон) 1% |
INTJ(Прометей) 3% |
ISTP(Дионисий) 8% |
ISFP(Дионисий) 9% |
INFP(Апполон) 5% |
INTP(Прометей) 2% |
ESTPДионисий) 5% |
ESFP(Дионисий) 5% |
ENFP(Апполон) 5% |
ENTP(Прометей) 2% |
ESTJ (Эпиметей) 16% |
ESFJ (Эпиметей) 8% |
ENFJ(Апполон) 2% |
ENTJ(Прометей) 2% |
Типологическая пирамида персонала среднего уровня управления
(оптимальные соотношения психотипов для эффективно функционирующей организации по данным Отто Крегера и Дженет Тьюсон; количество испытуемых – 4789)
(См. Крегер О., Тьюсон Дж. М. Типы людей и бизнес: Как 16 типов личности определяют ваши успехи в работе. М., 1995).
ISTJ (Эпиметей) 29,6% |
ISFJ(Эпиметей) 2,6% |
INFJ(Апполон) 1,5% |
INTJ(Прометей) 10,1% |
|
ISTP(Дионисий) 4,2% |
ISFP(Дионисий) 1,0% |
INFP(Апполон) 1,4% |
INTP(Прометей) 3,2% |
|
ESTPДионисий) 3,3% |
ESFP(Дионисий) 1,1% |
ENFP(Апполон) 1,3% |
ENTP(Прометей) 6,0% |
|
ESTJ (Эпиметей) 19,9% |
ESFJ (Эпиметей) 2,8% |
ENFJ(Апполон) 1,8% |
ENTJ(Прометей) 9,9% |
|
Типологическая пирамида старших менеджеров
(оптимальные соотношения психотипов для эффективно функционирующей организации по данным Отто Крегера и Дженет Тьюсон; количество испытуемых – 5300)
(См. Крегер О., Тьюсон Дж. М. Типы людей и бизнес: Как 16 типов личности определяют ваши успехи в работе. М., 1995).
ISTJ (Эпиметей) 20,7% |
ISFJ(Эпиметей) 1,7% |
INFJ(Апполон) 0,6% |
INTJ(Прометей) 11,2% |
|
|
|
|
ISTP(Дионисий) 3,9% |
ISFP(Дионисий) 0,1% |
INFP(Апполон) 0,6% |
INTP(Прометей) 5,5% |
|
|
|
|
ESTPДионисий) 2,8% |
ESFP(Дионисий) 0,2% |
ENFP(Апполон) 1,3% |
ENTP(Прометей) 8,1% |
|
|
|
|
ESTJ (Эпиметей) 22,8% |
ESFJ (Эпиметей) 1,6% |
ENFJ(Апполон) 1,1% |
ENTJ(Прометей) 17,7%% |
|
|
|
|
Типологическая пирамида
Генеральных менеджеров (топ-уровень)
(оптимальные соотношения психотипов для эффективно функционирующей организации по данным Отто Крегера и Дженет Тьюсон; количество испытуемых – 2245)
(См. Крегер О., Тьюсон Дж. М. Типы людей и бизнес: Как 16 типов личности определяют ваши успехи в работе. М., 1995).
ISTJ (Эпиметей) 32,1% |
ISFJ(Эпиметей) 0,5% |
INFJ(Апполон) 0,2% |
INTJ(Прометей) 15,8% |
|
|
|
|
ISTP(Дионисий) 2,5% |
ISFP(Дионисий) 0,1% |
INFP(Апполон) 0,4% |
INTP(Прометей) 1,3% |
|
|
|
|
ESTPДионисий) 1,0% |
ESFP(Дионисий) 1,0% |
ENFP(Апполон) 0,8% |
ENTP(Прометей) 5,3% |
|
|
|
|
ESTJ (Эпиметей) 28,0% |
ESFJ (Эпиметей) 0,9% |
ENFJ(Апполон) 0,7% |
ENTJ(Прометей) 9,4%% |
|
|
|
|
Заполните таблицу, исходя из приведенных выше данных, и сделайте вывод, характеризующий принципы отбора управленческого персонала в эффективно функционирующих организациях (доля какого психотипа растет при переходе на верхние этажи управленческой пирамиды, а доля каких психотипов снижается?):
Звенья управления |
Типы темперамента по Д. Кейрси |
|||
SJ– Эпиметей (организатор, функциональный лидер) |
SP– Дионисий (тактик, «Оперативник») |
NT– Прометей (в переводе означает «Провидец»; символ творца, мудреца; стратег) |
NF– АПОЛЛОН (катализатор групповой активности, эмоциональный лидер) |
|
Нижний (линейный) уровень управления |
|
|
|
|
Средний уровень управления |
|
|
|
|
Старший уровень управления |
|
|
|
|
Генеральные управленцы (топ-уровень) |
|
|
|
|
Приложение № 2.
Психологические портреты (по д. Кейрси)
Тип личности |
Сенсорный (S) |
Интуитивный (N) |
|||
Мыслительный (T) |
Чувствующий (F) |
Чувствующий (F) |
Мыслительный (T) |
||
Интроверт (I) |
Рассудительный (J) |
ISTJ (Эпиметей) Логико-сенсорный интроверт, рациональный М. Горький (попечитель, систематик) |
ISFJ (Эпиметей) Эмоционально-сенсорный интроверт, рациональный Т. Драйзер (хранитель традиций, этических норм) |
INFJ (Апполон) Интуитивно-эмоциональный интроверт, рациональный Ф. Достоевский («писатель», гуманист) |
INTJ (Прометей) Логико-интуитивный интроверт, рациональный Робеспьер, И. Кант (ученый, аналитик) |
Импульсивный (Р) |
ISTP (Дионисий) Сенсорно-логический интроверт, импульсивный Ж. Габен, В. Высоцкий (мастер) |
ISFP (Дионисий) Сенсорно-эмоциональный интроверт, импульсивный А. Дюма (художник, наслаждающийся жизнью, посредник) |
INFP (Апполон) Интуитивно-эмоциональный интроверт, импульсивный С. Есенин (искатель, лирик) |
INTP (Прометей) Логико-интуитивный интроверт, импульсивный О. де Бальзак (критик, чувствующий развитие событий)
|
|
Эксраверт (E) |
Рассудительный (J) |
ESTJ (Эпиметей) Логико-сенсорный экстраверт, рациональный Штирлиц (администратор, профессионал, менеджер) |
ESFJ (Эпиметей) Эмоционально-сенсорный экстраверт, рациональный В. Гюго (оптимист, энтузиаст)
|
ENFJ (Апполон) Интуитивно-эмоциональный экстраверт, рациональный Гамлет (актер) |
ENTJ (Прометей) Логико-интуитивный экстраверт, рациональный Дж. Лондон, О. Бендер (бизнесмен, предприниматель) |
Импульсивный (Р) |
ESTP (Дионисий) Сенсорно-логический эктраверт, импульсивный Г.К. Жуков (Македонский, Петр I) (реалист, режиссер) |
ESFP (Дионисий) Сенсорно-эмоциональный экстраверт, импульсивный Наполеон (Цезарь) (политик, лидер) |
ENFP (Апполон) Интуитивно-эмоциональный экстраверт, импульсивный Гексли, Ф. Кастро (журналист, инициатор) |
ENTP (Прометей) Логико-интуитивный экстраверт, импульсивный Дон Кихот (новатор, искатель) |