1.Определение анимации в туризме и гостеприимстве. Значение анимации

Понятие «анимация» имеет латинское происхождение (aniта — ветер, воздух, душа; animatus — одушевление) и означает воодушевление, одухотворение, стимулирование жизненных сил, вовлечение в активность.

Гостиничная анимация является одним из эффективных средств привлечения гостей в отель. Она влияет и на позитив­ную оценку работы отеля в целом. Это своеобразные дополни­тельные услуги клиенту, цель которых пробудить в нем поло­жительные эмоции, почувствовать удовлетворение от отдыха и желание приехать в этот отель еще раз.

Туристская анимация — это туристская услуга, при оказа­нии которой турист вовлекается в активное действие. Основана на личных контактах аниматора с туристами, на совместном участии их в развлечениях, предлагаемых анимационной про­граммой туркомплекса. Это разновидность туристской деятель­ности, осуществляемой в туркомплексе, отеле, круизном тепло­ходе, поезде, которая вовлекает туристов в разнообразные меро­приятия через участие в специально разработанных программах досуга.

Значение туристской анимации заключает­ся в повышении качества, разнообразия и привлекательности туристского продукта; увеличении количества постоянных кли­ентов и спроса на турпродукт; повышении нагрузки на матери­альную базу турпредприятия, а следовательно, и в повышении эффективности ее использования, доходности и рентабельности туристской деятельности.

2. Предпосылки возникновения туристской анимации

Уже в глубокой древности в постоялые дворы, харчевни и другие заведения для размещения и питания путников заманивали гостей всевозможными развлекательными мероприятиями и спортивными состязаниями.

В Древнем мире уже уделяли большое внимание организации досуга. Видимо тогда уже были люди, которые управляли этим процессом. Например, известно о существовании гладиаторских школ. Значит к проведению зрелищ тщательно готовились.

В средневековье досуг был продуманным и организованным. Пышные зрелища и развлечения в городах и крупных поселениях помогали организовывать торговые, ремесленные и религиозные гильдии. Большие средства тратились на театральные представления, мистерии, храмовые праздники.

Изменение стиля жизни современного человека, характера его трудовой деятельности привело к изменению его потребностей в отдыхе и соответственно к изменению содержания туристского продукта. Теперь помимо размещения и питания он стал включать и другие элементы, направленные на удовлетворение потребностей в развлечениях, веселом проведении досуга, в эмоциональной разгрузке.

9 стр., 4108 слов

Организация развлечений и досуга в гостинице

... свободного времени. Но что именно представляет собой гостиничная анимация и какие ещё службы занимаются организацией досуга в средствах размещения - всё это отражается в данной курсовой работе. 1. ... гостей и их знакомых, преследующая цель продвижение гостиничного продукта на рынке для повышения доходности и прибыльности гостиничного бизнеса. Анимационные гостиничные услуги являются одним из самых ...

3. Виды анимации как элементы анимационных программ

С точки зрения системного подхода туристская анимация — это удовлетворение специфических туристских потребностей в общении, движении, культуре, творчестве, приятном провож­дении времени, развлечении.

виды анима­ции, удовлетворяющие различные потребности туристов (от­дыхающих):

1.анимация в движении — удовлетворяет потребность со­временного человека в движении, сочетающемся с удовольстви­ем и приятными переживаниями;

2.анимация через переживание — удовлетворяет потребность в ощущении нового, неизвестного, неожиданного приобщении, открытиях, а также при преодолении трудностей;

3.анимация через общение — удовлетворяет потребности в общении с новыми, интересными людьми, в открытии внут­реннего мира людей и познании себя через общение;

4.анимация через успокоение — удовлетворяет потребность людей в психологической разгрузке от повседневной усталости через успокоение, уединение, контакт с природой, а также по­требность в покое и «праздной лености»;

4.культурная анимация — удовлетворяет потребность людей в духовном развитии личности через приобщение к культурно-историческим памятникам и современным образцам культуры страны, региона, народа, нации;

5.творческая анимация — удовлетворяет потребность чело­века в творчестве, демонстрации своих созидательных способ­ностей и установлении контактов с близкими по духу людьми через совместное творчество.

4. Типология анимации. Дайте примеры целей туристских анимационных маршрутов

Типология анимации:

Рекреационная анимация-вид досуговой деятельности, направленный на восстановление духовных, физических сил чел.

1) Досуговая (с участием местных жителей)

2)Туристская (с туристами) — разновидность тур деятельности, которая может осуществляться на туристских предприятиях, на транспортных средствах и в др. местах пребывания туристов

а) Анимационные тур. маршруты (целевые тур поездки, ради одной аним. прогр, либо непрерывный аним. процесс, развёрнутый в пространстве в форме путешествия, переезда от 1 аним. Услуги (программы) к др, предоставляемой в разных географ точках).

б) Дополнит анимац. усл. (в технологических перерывах — это программы, предназначающиеся для поддержки основных тур услуг, кот могут действовать/действуют при след. условиях: переезд, задержка в пути, случай непогоды на пляжных курортах).

в) Гостиничная анимация. (комплексная рекр. услуга, основывающаяся на личных чел-х контактах тур аниматора с туристом и в совместном их участии в развлечениях, предлаг аним прогр тур комплекса.

Примерами могут быть например, карнавал в Рои-де-Жанейро, или же праздник пива в Германии.

5. Особенности и значение спорта в анимации. Виды спортивной анимации в гостиницах.

Спортивно-оздоровительное направление. В основе спортивной анимации лежит здоровый образ жизни. Сохранение и укрепление здоровья – это основные функции спортивной анимации. Особое значение в комплексе мероприятий, направленных на развлечение туристов, уделяется всевозможным спортивным занятиям, состязаниям, конкурсам. здесь может быть использовано все, что наработано и создано человечеством в этой области на данный момент. Это и давно знакомые всем игры с известными условиями и правилами; и совсем новые, разработанные прямо тут, в процессе общения; Аниматоры создают такую атмосферу увлеченности и азарта, что находящиеся неподалеку туристы переключают свое внимание на игру и мало-помалу сами втягиваются в процесс. Динамичность, заводной характер состязательности позволяет людям раскрепоститься, проявить какие-то способности, таланты. А, кроме того, командные игры еще и сближают. Гостиничные анимационные программы в гостинице со спортивным уклоном могут быть спортивными, спортивно-оздоровительными, развлекательными.

12 стр., 5957 слов

Гостиничные анимационные услуги и программы

... анимации При подготовке анимационных программ учитывается такие особенности туристов, как национальность, возраст, пол, численность(индивидуальная, групповая, массовая), а также активность участия туристов. Туристская анимация подразделяется ... продукта на рынке для повышения доходности и прибыльности турбизнеса. Гостиничная анимация является одним из эффективных средств привлечения гостей в отель. ...

6) Особенности и значение гостиничной анимации. Требования к инфраструктуре отеля при организации анимации.

Гостиничная анимация имеет свои особенности: задумывается, организуется и проводится самой гостиницей, или туркомплексом, сообразно с потребительским интересом, который изучается на основе анкетных опросов и личного контакта персонала отеля с гостями. Учитывается национальности, возраст, пол и другие особенности категорий и групп туристов, а в идеале – и индивидуальные особенности каждого туриста.

Значение гостиничной анимации для отеля, туркомплекса заключается в степени удовлетворения туриста обслуживанием, комплексности и качества гостиничной услуги.

Общая программа анимации готовится таким образом, чтобы развлекательные и спортивные элементы были разнообразны по своей форме, интересны туристам и чтобы в проводимых мероприятиях было задействовано как много больше участников.

Вечерние шоу должны повторяться не чаще, чем один раз в две недели, из расчета обычно двухнедельного пребывания гостей в отеле. Сценарий, музыка, свет, хореография, костюмы — все четко продумывается и организуется членами команды и руководителем, который часто сам принимает участие в шоу-программах.

Во время обеда и перед ужином аниматоры встречают гостей у входа в ресторан, желают приятного аппетита, знакомятся с новоприбывшими гостями, общаются с теми, с кем сегодня играли, подсаживаются за столики, и стараясь не допускать паузы в разговоре, развлекают гостей и приглашают принять участие в играх и развлекательных шоу после обеда. А занятые в вечернем шоу аниматоры проводят репетиции вечернего спектакля.

7. Понятие менеджмента анимации. Три составляющие гостиничной анимационной деятельности. Понятие объекта и субъекта управления гостиничной деятельностью

Определяющими гостиничными услугами для данного процесса преобразования в настоящее время становятся анимационные услуги.

Потребности туриста — это качественная характеристика со­стояния туриста перед совершением путешествия, выражающая (сознательно или бессознательно) его стремление изменить это состояние в лучшую для него сторону, например, восстановить физические силы, обрести душевное равновесие, покой и новых друзей, получить эмоциональный заряд или эстетическое удо­вольствие.

10 стр., 4926 слов

Основы анимационной деятельности. Плотникова в.С

... артистических, организаторских и другие видов способностей; Воспитательная – участие в анимационной деятельности приносит интеллектуальное, нравственное, моральное и физическое совершенствование личности, ... к преобразованию окружающей действительности и себя в ней. Актуальность анимационной деятельности обусловлена следующими факторами: необходимостью специфического социального контроля свободного ...

Удовлетворенность туриста средой гостеприимства — это качественная оценка его состояния после совершения путешест­вия (отдыха), характеристика полноты достижения сознатель­ных и подсознательных целей путешествия со скидкой на его личное понимание и восприятие окружающего мира, ценности жизни, безопасности, качества обслуживания и гостеприимства.

Природный комплекс — это взаимосвязанное и взаимообу­словленное сочетание природных объектов и явлений, ресурс и условие удовлетворения потребностей туристов. Природный комплекс активно используется в анимационной деятельности.

Культурно-исторический комплекс — это совокупность ма­териальных и нематериальных культурных и исторических цен­ностей, сосредоточенных в туристском комплексе и вовлекае­мых аниматорами в той или иной мере и форме в процесс удов­летворения потребностей туристов в познании, эстетическом наслаждении, комфорте.

Материальной базой в анимационной деятельности турком­плекса являются анимационные технические системы его рек­реационной инфраструктуры.

Для эффективной реализации анимационной деятельности нужны 3 составляющие:

1_ концепция гостиничной анимационной деятельности с приложением типовых анимационных программ и методик их адаптации к реальным группам и персоналиям.

1.материально-техническая база для спортивно-оздоровительных и развлекательных занятий.

2.Талантливые аниматоры, которые способны воплотить концепцию, программы и методики в жизнь, и обслуживающий персонал. Центральную роль в этой тройке должен выполнять главный анимационный менеджер, который руководит штатом аниматоров.

С точки зрения системного подхода анимационный менеджмент представляет собой систему управления, в которой управляющей подсистемой (субъектои управления) является руководящий персонал анимационной службы тур комплекса, выступающий здесь в роли системообразующего фактора. Управляемой подсистемой являются туристы и состояние их здоровья, а также исполнительный персонал анимационной, технической и других служб туркомплекса, участвующий в процессе анимационного обслуживания.

8. Функции анимационного менеджмента

Функция «планирование»:

— разработка анимационной стратегии и концепции ТК,со­гласованной с его маркетинговой стратегией;

-разработка типовых анимационных программ

Функция «организация»:

— организация и управление отношениями ТК во внешней среде по вопросам анимационного менеджмента

-оптимизация использования ресурсов ТК при выполнении Целей и задач анимационного менеджмента

— организация взаимодействия с другими службами турком-плекса по вопросам анимационного обслуживания

Функция «мотивация»:

-творческая работа по развитию личности сотрудников ани­мационной службы, их способности к внутренней мотивации совершенствования анимационного мастерства;

-повышение квалификации и профессионального роста кад­ров,создание и поддержка престижа анимационной и гостинич­ной деятельности;

функция «анализ и контроль»:

-анализ анимационной деятельности ТК и представление его показателей, включая и экономические, высшему управлен­ческому звену в любой момент времени для оперативного и стратегического управления этой деятельностью;

контроль исполнения управленческих решений в рамках анимационного менеджмента

9. Классификация туристов. Особенности и формы работы с туристами разных возрастных категорий

туристов можно классифицировать по следующим признакам: • в зависимости от их активности; • в зависимости от стиля жизни. Традиционно среди туристов по их активности во время отпуска выделяют шесть групп: Любители спокойного отдыха. Его представители отправляются в отпуск для того, чтобы освободиться от повседневных стрессов и отдохнуть в спокойной и приятной обстановке. Они боятся посторонних и большого скопления людей. Спокойно отдыхающих отпускников привлекают солнце, песок и море. Любители удовольствий. Это тип очень предприимчивых туристов, которые во время отдыха заняты поиском разнообразных удовольствий и предпочитают светскую атмосферу. Применительно к ним чаще всего употребляются такие слова, как флирт, дальние прогулки, ночные развлечения. Любители активного отдыха. Эти туристы любят природу и создают активную нагрузку своему телу. Предпочитают размеренное движение и пребывание на свежем воздухе. Их отпуск можно совместить с лечением. Любители спортивного отдыха. В отличие от активно отдыхающих у туристов-спортсменов все внимание сконцентрировано на соревнованиях. Для них очень важен спорт — их хобби. Они не страшатся физических нагрузок. Отдыхающие с целью познания, изучения. Данный тип туристов заинтересован в повышении своего образовательного уровня, познании нового. Любители приключений. Лишь немногие любители острых ощущений отправляются в странствие в одиночку и при этом подвергают себя действительно серьезному риску. К типу искателей приключений можно отнести таких туристов, которые ищут необычных впечатлений с определенной долей риска. Для них риск — это возможность испытать себя.

В зависимости от стиля жизни выделяют четыре группы туристов: любители наслаждений, тенденциозные, семейные и исключительно отдыхающие туристы. При данной классификации следует иметь в виду, что выделенные группы постоянно изменяются и границы между ними очень расплывчаты. Любители наслаждений. Представители данной группы предъявляют очень высокие требования к качеству отдыха. Для них путешествие — это способ самовыражения. От отдыха они желают получить удовольствие, позволить себе некоторые слабости или дать себе спортивную нагрузку. Тенденциозные туристы. Для туристов, входящих в данную группу, отдых — это возможность найти и проявить себя как личность. Это отдыхающие с высокими требованиями, но, в отличие от «наслаждающихся жизнью», им не нужны условия класса люкс. Они ищут единения с природой, тишины и возможности психологической разгрузки. Они осознают проблемы окружающей среды, интересуются политикой и культурой намеченного для посещения региона. Семейные туристы. В эту группу входят исключительно семьи с детьми. Семейные туристы любят проводить свой отпуск в кругу семьи, друзей, родственников. Они отдыхают в спокойной и удобной обстановке, покупают услуги по выгодным ценам, не любят, чтобы им мешали. Чаще всего обслуживают себя сами. Всецело отдыхающие. Важнейшим условием для туристов этого типа является возможность отдохнуть. В данную группу входят сравнительно пассивные туристы, которые проводят свой отпуск традиционным способом: довольствуются тишиной, долго спят, любят вкусно и обильно поесть, совершают короткие прогулки или недальние поездки. Любители такого отдыха радуются, если на время отпуска могут быть сохранены их любимые привычки, ведь они не любят экспериментировать. 10. Классификация туристов по их отношению к проведению досуга.

Туристы по их отношению к проведению досуга делятся на несколько типов личности:

Первый тип — инициативные туристы, которые заранее пла­нируют как рабочие дни, так и дни отпуска, поэтому все почины и идеи по организации досуга будут принадлежать им. Главная задача тур аниматоров в работе с этим типом туристов — умение выслушать и выполнить почти готовую программу, подыграть инициативным туристам. Здесь требуется импровизация и ни в коем случае недопустим перехват инициативы.

Второй тип — деловые люди, которые в обыденной жизни практически лишены досуга и даже свое свободное время они стремятся потратить с максимальной пользой для дела. Чаще всего это бизнесмены, менеджеры, представители научной и технической интеллигенции. Этот тип туристов предпочитает или такой досуг, который дает им возможность совершенство­ваться (деловые игры, научные диспуты и пр.), или спокойный отдых, который дает им возможность расслабиться, отдохнуть от стремительного темпа жизни (рыбалка, охота, выезд на при­роду и пр.).

Третий тип — «узкоспециализированные» туристы, имеющие какое-то одно большое увлечение в жизни (коллекционирова­ние, конструирование, моделирование, вязание и т. п.).

Люби­мому делу они посвящают все свое свободное время, поэтому им больше всего подходит клубный отдых. Именно в клубе по интересам такой турист получит самое большое моральное удовлетворение.

Четвертый тип — активные туристы, предпочитающие во время досуга как можно больше двигаться (играть в спортивные игры, участвовать в соревнованиях и различных мероприятиях).

Работать с ними — одно удовольствие, потому что они поддер­живают любую инициативу. Программу для таких туристов надо составлять с расчетом на максимальную двигательную активность.

Пятый тип — пассивные туристы, склонные к домашним формам досуга (чтению художественной литературы, просмотру телепрограмм, многочасовому отдыху на пляже).

Эти люди ча­сами могут сидеть у телевизора или читать книги. Для такого типа туристов подойдут программы, в которые включены игры на пляже, вечерние шоу и видеотека.

Шестой тип — неисправимые скептики и ворчуны. К сожале­нию, встречается и такой тип туристов. Это наиболее сложная категория людей. Их очень трудно чем-либо увлечь, однако при разнообразии предлагаемых программ и они могут найти себе развлечение.

Тураниматорам при составлении досуговых программ необ­ходимо знать и учитывать особенности каждого типа личности.

Туристы по их отношению к проведению досуга делятся на несколько типов личности:

Первый тип — инициативные туристы, которые заранее пла­нируют как рабочие дни, так и дни отпуска, поэтому все почины и идеи по организации досуга будут принадлежать им. Главная задача тур аниматоров в работе с этим типом туристов — умение выслушать и выполнить почти готовую программу, подыграть инициативным туристам. Здесь требуется импровизация и ни в коем случае недопустим перехват инициативы.

Второй тип — деловые люди, которые в обыденной жизни практически лишены досуга и даже свое свободное время они стремятся потратить с максимальной пользой для дела. Чаще всего это бизнесмены, менеджеры, представители научной и технической интеллигенции. Этот тип туристов предпочитает или такой досуг, который дает им возможность совершенство­ваться (деловые игры, научные диспуты и пр.), или спокойный отдых, который дает им возможность расслабиться, отдохнуть от стремительного темпа жизни (рыбалка, охота, выезд на при­роду и пр.).

Третий тип — «узкоспециализированные» туристы, имеющие какое-то одно большое увлечение в жизни (коллекционирова­ние, конструирование, моделирование, вязание и т. п.).

Люби­мому делу они посвящают все свое свободное время, поэтому им больше всего подходит клубный отдых. Именно в клубе по интересам такой турист получит самое большое моральное удовлетворение.

Четвертый тип — активные туристы, предпочитающие во время досуга как можно больше двигаться (играть в спортивные игры, участвовать в соревнованиях и различных мероприятиях).

Работать с ними — одно удовольствие, потому что они поддер­живают любую инициативу. Программу для таких туристов надо составлять с расчетом на максимальную двигательную активность.

Пятый тип — пассивные туристы, склонные к домашним формам досуга (чтению художественной литературы, просмотру телепрограмм, многочасовому отдыху на пляже).

Эти люди ча­сами могут сидеть у телевизора или читать книги. Для такого типа туристов подойдут программы, в которые включены игры на пляже, вечерние шоу и видеотека.

Шестой тип — неисправимые скептики и ворчуны. К сожале­нию, встречается и такой тип туристов. Это наиболее сложная категория людей. Их очень трудно чем-либо увлечь, однако при разнообразии предлагаемых программ и они могут найти себе развлечение.

Тураниматорам при составлении досуговых программ необ­ходимо знать и учитывать особенности каждого типа личности.

11. Национальные особенности туристов, их учет при составлении анимационных программ При со­ставлении анимационных программ для представителей различ­ных наций и народностей надо учитывать этническую принад­лежность и быть особенно внимательными, знать национальные традиции по проведению досуга, чтобы ненароком не обидеть гостей.

12. Виды программ гостиничной анимации

Программное анимационное воздействие на человека во вре­мя его отдыха в той или иной мере способствует сохранению и восстановлению его здоровья: соматического, физического, психического, нравственного.

Эти компоненты здоровья и определяют соответствующую условную типологию направлений и программ туристской ани­мации:

Первый тип — спортивные, спортивно-оздоровительные, спортивно-развлекательные программы.

Второй тип — зрелищно-развлекательные, приключенческо-игровые программы.

Третий тип — познавательные, спортивно-познавательные, культурно-познавательные, экскурсионные, обучающие, любительские и творческо-трудовые программы. Для каждого из этих направлений можно выделить характерные формы анимацион­ной деятельности.

Четвертый тип — комплексные программы, комбинирован­ные из однородных программ.

Для того чтобы удовлетворить потребности гостей раз­ных национальностей, возрастов, достатков и возможностей (физических, интеллектуальных и т. д.), программы анима­ции должны меняться на протяжении всего сезона по содер­жанию, интенсивности, времени проведения и по другим па­раметрам.

13. Характеристика персонала гостиничных анимационных служб

Модель специалиста туранимации

Виды профес­сиональной деятельности

Личностные

качества тураниматора

Квалификационные требования (специальные знания и умения для данного вида деятельности)

Спортивно-туристская

Находчивость, наблюдатель­ность, качества прирож­денного лидера

Знание: отечественного и зарубежного опыта спортивного туриз­ма организационной структуры профессиональной деятельности в сфере спортивного туризма, методов и средств проведения мето­дической работы в области спортивного туризма Умение: организовать спортивно-туристскую деятельность, при­менять в ней новейшие достижения, современные средства и обо­рудование, разрабатывать туристские досуговые программы и маршруты

Физкультур-но-оздорови-тельная

Физическая

тренированность,

ловкость

Знание: отечественного и зарубежного опыта массовой оздорови­тельной работы, организационной структуры профессиональной деятельности, методов и средств организации физкультурно-оздо­ровительной деятельности

Умение: организовать физкультурно-оздоровительную деятель­ность, с позиций современных достижений психолого-педагогиче­ской науки и передовой практики разрабатывать индивидуальные и групповые досуговые программы для населения

Зрелищно-развлека­тельная

Коммуникабель­ность, артистизм, эмоциональность

Знание: туранимации, основ театрального искусства, режиссуры и других специальных дисциплин, организационной структуры профессиональной деятельности

Умение: организовать зрелищно-развлекательные мероприятия, применять на практике знания по рекреологии, валеологии, тур­анимации, разрабатывать и реализовывать зрелищно-развлекатель­ные программы для населения

Познаватель­но-экскурси­онная и анима­ционно-обучающая

Память,

эстетический вкус, интеллект

Знание: истории мировой и художественной культуры, экскурсо-ведения, религиоведения и краеведения, а также организационной структуры и содержания профессиональной экскурсионной и му­зейной деятельности

Умение: определять общие и конкретные цели и задачи экскурси­онной деятельности как составной части гармоничного развития личности, проводить агентско-операторскую и методико-экскур-сионную работу, маркетинговые исследования, конструировать циклы музейно-экскурсионного обслуживания, программировать туристско-экскурсионную деятельность

14. Стратегическое планирование в анимационной деятельности. Требования к построению анимационных программ

Стратегическое планирование в анимационной деятельности, по мнению Курило Л. В. связано с решением таких задач, как:

-разработка анимационной стратегии и концепции туристского комплекса, согласованных с его маркетинговой стратегией;

— разработка типовых анимационных программ и алгоритмов (методик) их адаптации к реальным группам и туристам;

— анализ факторов, влияющих на полноту и эффективность осуществления менеджмента и на конъюнктуру гостиничного рынка района, региона, страны с точки зрения анимационной деятельности;

— участие в формировании ценовой политики с учетом комплекса вопросов анимационных услуг и анимационного менеджмента туристского комплекса;

— долгосрочное и краткосрочное планирование анимационной деятельности, включение в бизнес-план туристского комплекса мероприятий по ее совершенствованию, [35, с. 60-64].

Первые две задачи являются основными.

В гостиничной анимационной концепции должны быть сформулированы основные требования к построению программ. В качестве базовых требований можно определить следующие:

1. Программами должны быть охвачены все способы досуга.

2. Реализация программы должна превзойти ожидания гостей.

3. Программы должны обеспечить расслабляющую, приятную обстановку.

4. Ежегодно программы должны изменяться для удовлетворения растущего желания и ожидания гостей, особенно завсегдатаев.

5. Для достижения адаптивности необходимо обеспечить баланс между стандартизацией (общими элементами) программы и ее неповторимостью (эксклюзивными элементами).

6. Программа каждого дня должна содержать сюрприз, интригу, предлагать одновременно 3-4 мероприятия и соответствовать различным желаниям и интересам.

7.Программа должна быть ненавязчивой, а завлекательной. 15. Организация работы анимационной службы гостиничного предприятия: Структура анимационной службы. Теоретически каждый служащий отдела должен анимации должен специализироваться в какой то одной области,но на практике по бюджнтному соображению это бывает редко. Формирование эффективной организационной структуры анимационного менеджмента оснавная задача главного аниматора. В зависимости от величины возможны различные организацион. структуры анимац. службы-отделы. Структура и кадровый состав зависит от географ.расположения,концепции и программ анимации. Наиболее распространённая штатная структура: генеральный менеджер отеля — главный менеджер анимационной службы отеля — зам главного менеджера анимац.службы отеля – Спортивный шеф-инструктор, шеф мини-клуба, хореограф – Тураниматоры (от 7 до 20 чел), декоратор, диджей. Каждый отдел имеет свои обязанности,но многие мероприятия приходится готовить сообща. Все должны помогать друг другу и быть взаимозаменяемы. Чем меньше кадров,тем больше нагрузка.

16. Виды и функциональные обязанностей отделов службы анимации

Спортивный отдел — возглавляет спортивный шеф-инструк­тор. Работа этого отдела наиболее напряженная и активная, так как спортивные аниматоры в течение всего дня находятся в не­посредственном контакте с гостями (в движении, в игре), прово­дя большую часть времени возле бассейна или на спортивной площадке. В течение всего дня они через каждые 30 минут предлагают гостям разные спортивные мероприятия (занятия аэробикой и ритмикой, катание на водных лыжах, водное поло, игры на пляже, дартс, бадминтон и т. д.).

В группе спортивных аниматоров должны быть четко рас­пределены обязанности, чтобы их работа и отдых чередовались, поскольку они затрачивают много энергии при проведении сво­их мероприятий. Каждый спортивный аниматор проводит стро­го определенное количество мероприятий и должен хорошо знать правила организуемых игр и соревнований, а также уметь проводить необходимый инструктаж по технике безопасности.

Основная сложность в работе спортивных аниматоров состо­ит в том, чтобы привлечь гостей на свои мероприятия. Особенно тяжело набрать нужное количество людей для проведения спор­тивных игр в дневное время, когда они предпочитают отдыхать и загорать. Аниматорам приходится в этом случае проявлять максимум изобретательности: переодеваться в костюмы клоу­нов, раздавать приглашения, объявлять о призах по радио и т. д. Еще сложнее удержать интерес к своим мероприятиям, чтобы гостям захотелось прийти на них и на следующий день. Для этого аниматору приходится постоянно придумывать какие-то детали, изюминки, сюрпризы, чтобы любая игра превратилась в веселое шоу.

Несмотря на то, что главная задача спортивной анимации -обеспечение отдыхающих максимальной физической нагрузкой и вовлечение как можно большего их количества в свои меро­приятия, важно соблюдать во всем меру, помня о том, что есть категория гостей, которые не приемлют активный отдых и боль­шие физические нагрузки. Эти люди найдут себе другой способ развлечься, поэтому аниматор может быть настойчивым в меру, но ни в коем случае не может быть навязчивым.

Все спортивные аниматоры должны иметь соответствующую подготовку, быть всегда подтянутыми, стройными, веселыми и коммуникабельными.

Отдел шоу-анимации — как правило, создается в больших отелях, где есть возможность оплачивать труд анимационной команды. В этом случае набираются профессиональные музы­канты, танцоры, артисты. Но большинство отелей и турком­плексов не имеет возможности оплачивать труд профессиональ­ных артистов, поэтому все шоу-представления готовятся анима­торами из других отделов сообща.

В отделе шоу-анимации постоянно работают профессиональ­ный хореограф, который часто совмещает обязанности режиссе­ра-постановщика вечерних развлекательных программ, диджей, декоратор и костюмер. Остальные аниматоры привлекаются к работе в отделе по мере надобности.

Если вечерние развлекательные программы устраиваются часто, то в дневное время, свободное от занятий с гостями, про­водятся репетиции. Обычно анимационные службы имеют свои заранее разработанные программы и сценарии, которые предла­гаются аниматорам для разучивания.

Шоу-программы чаще всего включают юмористические сценки, отрывки из знаменитых мюзиклов, танцевальные спектакли. В зависимости от финансовых возможностей отеля для развлечения гостей могут приглашаться профессиональные эст­радные и фольклорные группы, артисты цирка и т. д. Это вносит свое разнообразие в программу и дает анимационной команде возможность отдохнуть.

Отдел шоу-анимации отвечает за проведение дискотек (как взрослых, так и детских), обучение отдыхающих танцевальным движениям, исполнению песен и за проведение других музы­кально-развлекательных мероприятий.

Мини-клуб — важный отдел анимационной службы, особен­но для отелей и туркомплексов, ориентированных на привлече­ние семейных туристов. Для них возможность отдохнуть вместе с семьей и при этом не быть обремененным постоянными заня­тиями с детьми — очень привлекательный фактор. Главная обя­занность аниматоров мини-клуба — организовать интересный, полноценный отдых детям, дав возможность родителям найти себе развлечение по вкусу.

Как правило, мини-клуб располагается на территории тур­комплекса, в самом красивом, уютном и спокойном уголке. Он должен быть хорошо оборудован: как минимум — иметь комнату отдыха с телевизором, удобной детской мебелью, набором игр и открытую игровую площадку. В некоторых отелях имеется несколько детских площадок с разным инвентарем и детский бассейн. Возглавляет этот отдел шеф мини-клуба. Количество аниматоров, занятых в мини-клубе, зависит от размеров тур­комплекса. Лучше, если в мини-клубе работают несколько ани­маторов, потому что в этом случае у них есть возможность за­ниматься с детьми по возрастным группам.

Для каждой из возрастных групп желательно заранее соста­вить программу, подобрать соответствующие возрасту игры и развлечения. На аниматорах этого отдела лежит большая ответственность за жизнь и здоровье детей, поэтому они долж­ны хорошо знать возрастные особенности, помнить о том, что дети не могут находиться долго под палящими лучами солнца без головных уборов, внимательно следить за их поведением в воде и пр.

Аниматоры мини-клуба кроме функции развлечения выпол­няют и функцию воспитания, поэтому они должны знать основы педагогики и психологии, уметь ответить детям на их вопросы, объяснить правила игры, рассказать что-то интересное.

Отдел творческих занятий — отдел анимационной службы в туркомплексах, которые не обладают достаточной материальной базой для организации досуговых мероприятий. Это по су­ти — организация деятельности клубов по интересам. Здесь мо­гут предложить гостям заняться вязанием, вышиванием, выжи­ганием, лепкой, рисованием, бисероплетением и пр.

Особенно хорошо приживаются эти отделы в туркомплексах и отелях, расположенных в центрах какого-либо ремесла или народного промысла. Туристы с большим удовольствием под руководством опытных мастеров пробуют сами раскрасить мат­решку или сплести кружево.

Рассмотренные отделы наиболее распространены в анимаци­онной службе, структура которой может быть более разветвлен­ной, что зависит от разнообразия предоставляемых услуг. На­пример, эта служба может включать в свой состав инструкторов по плаванию и организации походов, пилотов аэростатов и т. д.

Однако большая часть отелей и ТК имеет довольно скромную в количественном отношении анимационную команду. В этом случае очень важно правильно организовать работу всех отделов анимационной службы, чтобы добиться высоких результатов обслуживания и удовлетворения всех интересов отдыхающих.

17. Подбор и управление персоналом анимационной службы Есть определённые требования,предъявляемые к личностным качествам аниматоров, которых придерживаются все менеджеры анимац.служб. Это: коммуникабельность, талант общения с людьми, черты прирождённого лидера, актёрские задатки, терпеливость, ответственность, интеллигентность, дипломатичность, тактичность, дисциплинированность. Должны быть очаровательными и творческими людьми, владеющими иностранными языками. (чаще менеджеры) Определённые требования предъявляются к состоянию здоровья и физической форме аниматоров. Рабочий день аниматора длиннее остальных, необходимо, чтобы они были здоровыми и физически и и психологически. Не должно быть аллергии на солнце. Должны быть в хорошей физической форме. Должны разбираться в возрастной психологии и педагогике. Разнообразные виды деятельности заставляют их владеть многими умениями и навыками.

18. Технология создания и реализации анимационных программ. Ее составные части и этапы реализации. Под технологией создания и реализации анимационных программ понимается комплекс приемов труда аниматора, ор­ганизация этого труда, использование специальных технических средств (объектов, сооружений, инструментов и приспособле­ний).

Это сложный и многоплановый процесс, поскольку решает следующие задачи: создание анимационных программ, эконо­мический просчет стоимости каждой программы, их реализацию и, наконец, творческое воплощение запрограммированных ани­мационных мероприятий с последующим анализом. Данный технологический процесс представляет собой целостную систе­му, в которой взаимодействуют все компоненты.

Технология создания и реализации анимационных программ как система состоит из нескольких взаимосвязанных подсистем:

1.организационная — организация совместной деятельности анимационной команды, экономического, технического, рек­ламного отделов;

2.инструкторско-методическая — создание и разработка сценариев мероприятий, текстов экскурсий, подбор спортивных игр и соревнований, составление маршрутов походов с после­дующей разработкой методических рекомендаций на основе обобщения опыта;

3.режиссерская — распределение ролей, составление плана репетиций, постановка спектакля, шоу;

4.техническая — подготовка технических средств (объектов, сооружений, инструментов и т. д.), площадки (сцены) для ани­мационных мероприятий, реквизита, декораций, освещения, музыкального сопровождения и пр.

Все подсистемы составляют систему технологии, которая служит основанием функционирования анимационной службы. Анимационная деятельность — это реальный и совершенно осо­бый мир с присущими только ему правилами действия, которые совершают профессионалы, чтобы включить в процесс их со­вершения как можно больше людей. Здесь существуют свои специфические закономерности функционирования анимацион­ной деятельности.

Работу по подготовке и проведению той или иной анимаци­онной программы можно разделить на несколько этапов.

Первый этап — подготовительный, включающий:

1.анализ предлагаемых анимационных программ;

2.определение целей и задач;

3.выбор места и времени проведения программы;

4.проектирование анимационной программы с учетом возрас­тных, этнических и прочих особенностей потребителей данной услуги;

5.создание или подбор сценариев анимационных мероприя­тий, включенных в программу;

6.составление сметы расходов на проведение программы;

7.подбор творческих коллективов и распределение обязанно­стей внутри анимационных команд;

8.техническую подготовку (подбор материальных пособий, закупку инвентаря, изготовление декораций, костюмов, рекви­зита т. д.);

9.установку звуковой и световой аппаратуры, других техниче­ских средств, оформление сцены, изготовление фонограмм и пр.;

10.проведение репетиций, обучение правилам игр и пр.;

11.проведение рекламной кампании намеченных анимацион­ных мероприятий.

Второй этап — начальный, в течение которого:

а) туристы, гости отеля информируются о наличии и содер­жании анимационной программы для различных групп и кате­горий туристов;

б)с гостями устанавливается контакт, производится запись на различные анимационные программы и сбор заявок.

Третий этап — содержательный, этап проведения анимаци­онной программы. Это ответственная работа для всех участни­ков: необходимо соединить усилия всех задействованных ани­маторов и решить поставленные задачи.

Четвертый этап — заключительный, в ходе которого проис­ходит подведение итогов:

1.награждение участников и прощание с гостями;

2.анализ проведенной программы;

3.анкетирование потребителей с последующим анализом;

4.работа над усовершенствованием программы.

Реклама анимационных программ. Успех анимационной программы во многом зависит от правильно организованной рекламной кампании. Реклама, как известно, это информация о потребительских свойствах товаров и видах услуг с целью их реализации и создания спроса на них. Это инструмент, с помо­щью которого потребителю дается информация о содержании, особенностях, привлекательности конкретной программы с це­лью заинтересовать его, побудить приобрести рекламируемый товар и стать участником анимационной программы. Для орга­низации рекламной кампании необходимо:

1.рассчитать затраты на рекламу, учитывая собственные фи­нансовые возможности, оценить получаемую от реализации программ прибыль;

2.определить потенциальных потребителей и составить их характеристику по демографическим (возраст, пол), этническим признакам, социальному статусу, уровню доходов и пр.;

3.выявить конкурентов и определить преимущества соб­ственных программ, на которые можно обратить внимание в рекламе;

•выбрать каналы и способы распространения рекламы. Очень важно выработать свой фирменный стиль, который воспринимается как гарантия качества предлагаемых анимаци­онных программ. При этом необходимо учитывать основные направления деятельности, сегменты рынка, для которых пред­назначены разрабатываемые программы, рекламные средства, а также преимущества или особенности этих программ.

19. Реклама анимационных программ. Методика информирования о гостиничных анимационных программах

Методика информирования о гостиничных анимационных программах. В гостиничном комплексе на видных местах вывешиваются стенды с информацией о развлечениях, где на 2-3 языках должны быть указаны анимационные мероприятия, время их проведения и другие необходимые сообщения. Недалеко от информационного стенда должно находиться «Бюро развлечений», где можно получить дополнительную консультацию, взять напрокат необходимые материалы, инвентарь, снаряжение и т. д. Сотрудники этого бюро должны быть особенно приветливыми и готовыми помочь гостям.

Анимационную программу дня необходимо сообщать утром по гостиничному радио. В некоторых отелях, чтобы дополнительно привлечь внимание гостей к анимационным программам, по территории комплекса расхаживает клоун в разноцветном костюме и приглашает гостей на мероприятие. Этот способ информирования является почти идеальным по контакту с гостями, особенно с детьми. Важно, чтобы манера поведения клоуна была дружелюбной, а информирование велось в развлекательной форме, передающей атмосферу анимационной деятельности в гостинице.

20. Мотивация труда персонала анимационной службы.

Главный менеджер анимационной службы, должен иметь в своем управленческом арсенале разнообразные приемы не только мотивации их к работе, но и поощрения за хорошие результаты анимационного обслуживания туристов. в свете современных представлений о мотивационном менеджменте можно выделить наиболее эффективные и перспективные из них:

1) Дать каждому сотруднику службы почувствовать себя частью значительного творческого процесса.

2) Показать, что проводится творческая работа по развитию личности сотрудника анимационной службы.

3) Разработать способы внешней мотивации к труду, морального и материального поощрения за аниматорский профессионализм и хорошие результаты труда.

4) Постараться превратить сотрудника службы в частичного сопредпринимателя

5) Призывая работников творчески подходить к выполнению своих обязанностей, не останавливаться на достигнутом, необходимо: создать благоприятные условия для самореализации человека в деле, добиваться повышения квалификации и профессионального роста кадров.

Для того чтобы у аниматора был стимул постоянного повышения квалификации, необходимо показать ему возможности профессионального роста. Это является дополнительным стимулом для персонала.

21. Анализ и контроль эффективности анимационной деятельности. Схема замкнутого цикла непрерывного процесса управления анимационной деятельностью.

Анализ и контроль завершают цикл анимационного менеджмента туристского комплекса. При реализации данной функции менеджмента проводится сопоставление планов анимационной деятельности с ее результатами и выдается оценка этой деятельности.

В цикле процесса управления анимационной деятельностью (рис. 4.2} основные функции менеджмента (1 — планирование; 2 — реализация планов; 3 — мотивация) требуют постоянного контроля и анализа (функция 4) для принятия решения: продолжать работу в заданном направлении или вносить изменения. Поэтому все четыре функции тесно взаимосвязаны, взаимообусловлены и существуют в едином временном пространстве.

Эффективность менеджмента во многом зависит от способности системы управления адаптироваться к изменениям параметров внешней и внутренней среды туркомплекса, а также к появлению новых возможностей. Функция «анализ и контроль» в сочетании с действиями обратной связи позволяет осуществлять управление как процесс, находящийся в постоянном движении и совершенствовании.

Задача оценки анимационной деятельности и принятия корректив является одновременно концом и началом цикла управления.

Роль анимационного менеджмента состоит в том, чтобы находить пути для улучшения стратегии и тактики анимационной деятельности и следить за тем, чтобы она эффективно выполнялась.