1. Общение как социально-психологическое явление

Общение – одна из важнейших сфер жизнедеятельности человека. В про­цессе взаимодействия у людей возникают и формируются межличностные от­ношения, происходит обмен мыслями, чувствами, переживаниями. Общение является органической потребностью человека. Человек, обладающий сознани­ем, становится личностью в результате взаимодействия и общения с другими людьми.

Проблема общения относится к базовым категориям психологической нау­ки. Результат общения – складывающиеся отношения между людьми. Общение выступает как специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми, как взаимодействие субъектов. Для общения необходимы, по меньшей мере, два человека, каждый из которых выступает как субъект. Общение – сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включаю­щий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.

Общение направлено на установление психологического контакта между людьми. Целью его является изменение взаимоотношений с людьми, установ­ление взаимопонимания, влияние на знания, мнения, отношения, чувства дру­гих людей. Главное средство общения – язык (речь).

Однако, параллельно им широко используются и неречевые (невербальные) средства.

Понятие «общение» необходимо соотнести с близким, но более широким понятием – «коммуникация». Коммуникация – это связь, в ходе которой проис­ходит обмен информацией, между системами в живой и неживой природе. На­пример, две ЭВМ соединены кабелем или радиосвязью. Каждая работает по за­ложенной в ней программе. Если они обмениваются информацией, можно го­ворить, что между ними существует коммуникация. Другой пример – танец пчелы, сигнализирующей другим пчелам о направлении и расстоянии до цве­тущего поля. Это тоже коммуникация. Еще один пример: пилот управляет са­молетом. В этом случае возникает коммуникация «человек – машина». Однако, во всех рассмотренных примерах нет связи между людьми, влияния одной лич­ности на другую. В силу этого в них не отражена специфика общения.

Необходимо закрепить разобранный материал.

Общение – обмен информацией между людьми, причем не только непо­средственный. Просмотр телепередачи, чтение книги, восприятие картины – это тоже акты общения. С. Образцов писал: «Встреча с бизоном испанской пещеры потому вызывает такое волнение, что это встреча не с животным, а с челове­ком, который нарисовал бизона. Встреча через тысячелетия. И это встреча все­гда личная. Всегда встреча двух».

17 стр., 8225 слов

Тема 1. Общение и коммуникация

... . Общение и коммуникация Основные теории общения. Интерактивная, коммуникативная, перцептивная стороны общения. Общение и коммуникация: сходства и различия. Общение – сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, ... являются: пресс-релизы, статьи в газетах и журналах, презентации, деловые встречи, дни открытых дверей, интервью, спонсорство, проведение семинаров и т.д ...

Таким образом, понятие общения более узкое по сравнению с понятием коммуникации.

Существуют различные виды общения. Деление общения на виды воз­можно по нескольким основаниям: контингенту участников, степени опосре-дованности, продолжительности.

В зависимости от контингента участников можно выделить общение:

– межличностное;

– лично-групповое;

– межгрупповое.

В первой группе каждый человек общается с каждым «один на один«. В ходе такого общения реализуются как личные (объяснение в любви), так и групповые цели и задачи (деловые переговоры от лица фирмы).

Если общение строится на содержании, касающемся только данных лиц, то они сами выбира­ют средства, которые в большей мере отражают позицию каждого из них. Если же участники общения являются представителями групп, то они не полностью свободны в способах контактирования. В этом случае выбор средств ограничен, поскольку «высокие общающиеся стороны» должны заботиться о престиже представляемых ими групп.

Следует закрепить изученный материал. Для этого преподаватель может использовать

Лично-групповое общение – это тот случай, при котором одна сторона, один участник – личность, другая – группа, коллектив. При этом необходимо иметь в виду, что личность общается и с группой в целом, но может быть и ва­риант общения личности с отдельной личностью, как представителем группы, носителем группового мнения.

Для более полного усвоения этого понятия предложите студентам Задание №3. Приведите примеры лично-группового общения в обоих ва­риантах.

Межгрупповое общение предполагает контакт двух общностей, групп. Це­ли и задачи общения групп могут совпадать, но могут и не совпадать. Если це­ли совпадают, то происходит «сложение сил» и общение носит мирный харак­тер. Если цели не совпадают и, при этом, они исключают друг друга, то возни­кает конфликтная ситуация и общение приобретает вид конфронтации, проти­воборства. Межгрупповое – не безликое, аморфное общение. Оно иногда выра­жается в личных взаимодействиях. При этом личность выбирает такие средства общения, которые наилучшим образом выражают коллективную позицию. Для более полного усвоения этого понятия следует предложить Задание №4. Приведите примеры межгруппового общения, которое носит «мирный» характер и характер конфронтации, противоборства. Проанализируй-те средства общения, которые используются в том и другом случае.

3 стр., 1292 слов

Средства, вызывающие лекарственную зависимость 2

Средства, вызывающие лекарственную зависимость Лекарственная зависимость - синдром, развивающийся при употреблении психотропных веществ; характеризуется патологической потребностью в приеме таких веществ для того, чтобы избежать развития абстиненции или психических нарушений и состояния дискомфорта, возникающих при прекращении их приема либо при введении антагонистов этих веществ. Способностью ...

В зависимости от степени опосредованности различают непосредствен­ное общение и опосредованное.

Непосредственное общение – общение «лицом к лицу», при котором каж­дый его участник воспринимает другого и осуществляет контакт, используя все имеющиеся в его распоряжении средства. В непосредственном общении суще­ствует больше каналов для обратной связи и искажения не столь значительны, как в случае с опосредованным общением.

Опосредованное общение – общение, в которое вклиниваются промежу­точные звенья в виде третьего лица, механизма, вещи. Опосредованность может быть минимальной и значительной. Для того, чтобы студенты более основа­тельно разобрались в этом понятии предложите им

В зависимости от продолжительности рассматривают кратковременное и длительное общение.

Время в течение которого происходит общение, оказывает влияние на его характер. Оно является своеобразным катализатором содержания и способов общения.

Кратковременное общение (в пределах одной темы и отрезка времени в несколько часов) с незнакомым человеком отличается от акта общения со зна­комым.

С незнакомым человеком общение развертывается в двух планах. С одной стороны, оно направлено на решение стоящей задачи, с другой стороны – на познание этого человека. Познать другого человека за короткий срок, конечно, не удается, но попытка сделать это постоянно существует. В кратковременном общении со знакомыми задача постижения личности отходит на другой план в сравнении с задачей, которую предстоит решать совместно.

Длительное общение предполагает не только решение задач, но и самовы­явление каждой из сторон, познание друг друга. Длительное общение – путь к взаимопониманию, но оно же и путь к пресыщению. Как показывает практика, длительный срок общения создает предпосылку либо для возникновения и ук­репления положительных деловых и дружеских взаимоотношений, следова­тельно, психологической совместимости, либо для конфронтации, т.е. психоло­гической несовместимости.

2 стр., 826 слов

Общение с конфликтными личностями

План Введение. 1. Типы конфликтных личностей. 2. Как вести себя с конфликтной личностью? (Роберт Брэмсон) 3. Как вести себя с трудными людьми различных типов. (Дж. Г. Скотт) 4. 6 Правил общения с конфликтными личностями < 2011/01/15/%d0%be%d0%b1%d1%89%d0%b5%d0%bd%d0%b8%d0%b5-%d1%81-%d0%ba%d0%be%d0%bd%d1%84%d0%bb%d0%b8%d0%ba%d1%82%d0%bd%d1%8b%d0%bc%d0%b8-%d0%bb%d0%b8%d1%87%d0%bd%d0%be%d1%81%d1% ...

С целью закрепления пройденного материала может быть предложено

Психологи выделяют три уровня общения:

–макроуровень;

–мезауровень;

–микроуровень.

Первый уровень (макро –). В данном случае общение рассматривается как важнейшая сторона образа жизни личности, в котором отчетливо выделяются преобладающее содержание деятельности, круг людей, с которым преимущест­венно контактирует человек, сложившийся стиль общения. Он определяет своеобразную стратегию личности на протяжении всей жизни.

Второй уровень (меза –) – контакты на определенную тему, одноразовые или многоразовые. Общение в пределах темы имеет начало, середину, оконча­ние, т.е. оно представлено процессом. В зависимости от темы конкретная кар­тина общения может быть весьма своеобразной по форме, способам.

Третий уровень (микро –) – предполагает акт общения, который выступает в роли своеобразной элементарной единицы. Таким актом можно считать «во­прос-ответ», рукопожатие, многозначительный взгляд, мимическое движение в ответ и др. Через элементарные единицы реализуются темы, из которых скла­дывается вся система общения личности в определенный период ее жизни.

По своему назначению общение многофункционально. В психологии вы­деляется пять основных функций общения.

  1. Прагматическая функция общения реализуется в процессе развития че­ловека и становления его как личности.
  2. Формирующая функция проявляется в процессе развития человека и становления его как личности.
  3. Функция подтверждения состоит в том, что только в процессе общения с другими мы можем понять, познать и утвердить себя в собственных глазах. К знакам подтверждения можно отнести знакомства, приветствия, оказания зна­ков внимания.
  4. Функция организации и поддержания межличностных отношений. Вос­приятие других людей и поддержание с ними различных отношений сопряжено с оцениванием людей и установлением определённых эмоциональных отноше­ний. Эмоциональные межличностные отношения встречаются в деловом обще­ние и накладывают на деловые отношения особый отпечаток.
  5. Внутриличностная функция общения – это диалог с самим с собой. Та­кое общение может рассматриваться как универсальный способ мышления че­ловека. Л.С. Выготский отмечал в связи с этим, что человек и наедине с самим собой сохраняет функцию общения.

Общение имеет три взаимосвязанные стороны общения:коммуникативную; -интерактивную; -перцептивную.

9 стр., 4092 слов

Нарушения речи

Афазии.— формы распада сформированной речи, возникающие вследствие поражений головного мозга. В настоящее время принята классификация афатических расстройств, предложенная А.Р. Лурия. Причины афатических расстройств различны и могут быть связаны с опухолью мозга, сосудистыми нарушениями (спазмы кровеносных сосудов, кровоизлияния, тромбы), травмами черепа, воспалительными процессами (энцефалиты) и ...

Коммуникативная сторона проявляется во взаимном обмене информаци­ей между партнёрами по общению, передаче и приёме знаний, мнений, чувств;

Интерактивная сторона заключается в организации межличностного взаимодействия, т.е. когда участники обмениваются не только знаниями, идея­ми, но и действиями;

Перцептивная сторона проявляется через восприятие, понимание и оцен­ку людьми друг друга.

2. Общение как коммуникация

Когда общение рассматривают как обмен информацией, имеют в виду его коммуникативную сторону.

Общаясь, индивиды влияют друг на друга, у них возникают взаимоотно­шения. В коммуникации используются различные средства общения. Различа­ют вербальные средства общения и невербальные средства общения. В ка­честве знаковой системы в вербальной коммуникации выступает речь. Система фонетических знаков языка строится на основе лексики и синтаксиса. Лексика – это словарный состав языка. Синтаксис – это характерные для конкретного языка средства и правила создания речевых единиц. Речь является самым уни­версальным средством коммуникации, поскольку при словесной передаче ин­формации смысл сообщения теряется в наименьшей степени по сравнению с другими средствами передачи информации. Передача информации с помощью речи происходит по такой схеме: коммуникатор (говорящий) отбирает слова, необходимые для выражения мысли, связывает их по правилам грамматики, используя лексику и синтаксис, затем произносит эти слова с помощью органов речи. Реципиент (слушающий) воспринимает речь, декодирует речевые едини­цы для правильного понимания выраженной в ней мысли. Но это происходит, когда общающиеся используют понятный обоим национальный язык. Различа­ют внешнюю и внутреннюю речь. Внешняя речь делиться на устную и письмен­ную. Устная речь делится на диалогическую и монологическую. При подготов­ке как к устной, так и к письменной речи индивид «проговаривает» слова про себя. Это и есть внутренняя речь. В письменной речи общение происходит с помощью текста. К своеобразной форме вербальной коммуникации относится дактильная речь. Это речь с помощью ручной азбуки, используемая при обще­нии глухонемых людей между собой и с лицами, знакомыми с дактилологией. Дактильные знаки заменяют им буквы.

5 стр., 2426 слов

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОСОДИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ СРЕДСТВАМИ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ СКАЗОК

... в современном языкознании в качестве коммуникации, как средство общения между людьми. Человек, живя в обществе, с помощью речи передает и получает необходимую для него информацию ... важнейших компонентов просодической стороны речи является ее темп. Темп речи – это скорость протекания речи во времени. Темп речи может изменяться. Это зависит от содержания высказывания ...

Во многих ситуациях общения человек сталкивается с тем, что его слова и побуждения неправильно воспринимаются собеседником, «не доходят» до него, т.е. на пути передачи информации возникают какие-то затруднения и препятст­вия. В этом случае говорят о коммуникативных барьерах, которые подразде­ляются на барьеры непонимания, барьеры социально-культурного различия и барьеры отношения.

Барьеры непонимания. В психологии выделяется четыре уровня непони­мания:

Фонетическое непонимание появляется в результате использования непо­нятного языка, невыразительной речи, речи – скороговорки или речи с больши­ми количеством звуков паразитов (гм – м э – э…).

Неполное понимание возни­кает из-за невнятной речи, плохой дикции и речи с дефектами. Поэтому, чтобы быть правильно понятым, надо учиться говорить внятно, разборчиво, достаточ­но громко и избегать скороговорки. Например, быстрая или медленная речь людьми воспринимается по – разному: это зависит от возраста, образования, индивидуальных особенностей. Так, пожилые люди поймут хуже быструю речь, а молодые – медленную.

Семантические барьеры непонимания связаны с многозначностью слов любого языка, когда участники общения используют различные значения слов, имеющие иной смысл.

Использование жаргона, «тайного языка» также приводит к возникнове­нию семантического барьера. Кроме того существует множество социальных профессиональных терминов, которые непрофессионал не поймет.

7 стр., 3014 слов

Формы общения между людьми, выражение своих чувств и эмоций, проявление дружбы и любви

Формы общения проблема массовости культуры этикет Реферат по психологии: Формы общения между людьми. Выражение своих чувств и эмоций. Проявление дружбы и любви. Автор:Бугаева Полина ученица 8 «В» класса.                                 & ...

Стилистический барьер непонимания возникает при несоответствии стиля речи говорящего и ситуации общения или стиля речи и состояния того, кто в данный момент слушает. В этом плане поучительна история с иностранцем, ко­торый выучил несколько фраз и применил их, но был избит и изгнан. Произош­ло это потому, что он перепутал слова, которые выражают соболезнования, со словами, которыми желают счастья на свадьбе.

Логический барьер непонимания возникает в тех случаях, когда логика рассуждения говорящего либо слишком сложно для понимания слушающего, либо кажется ему неверной, либо противоречит присущей ему манере доказа­тельств. Каждый человек живет и действует по своей логике, поэтому при от­сутствии представления о логике партнера по общению «срабатывает» барьер непонимания. Ведь не секрет, что существует «детская», «женская», «мужская» логика, влияющая на процесс общения. Преодолеть логические барьеры непо­нимания можно при помощи правильных аргументов.

Барьеры социально-культурного различия основаны на социальных, политических, религиозных и профессиональных различиях, которые приводят к отличиям в интерпретации тех или иных понятий, употребляемых в процессе общения. Так, например, известная поговорка «сытый голодного не разумеет», характеризует социальное различие. Иногда препятствием в общении может быть профессия, пол и возраст партнера. Психологи доказали, что барьер об­щения тем меньше, чем выше авторитетность говорящего в глазах слушающе­го. Иначе говоря, чем выше авторитет, чем легче происходит усвоение предла­гаемого сообщения. Пословица «яйца курицу не учат» показывает отношение к партнеру, не имеющего авторитета у собеседника, т.е. он не авторитет, его можно не слушать.

Барьер отношения связан с неприязненным отношением к партнеру, с не­доверием к говорящему, которые «переносятся» на получаемую информацию.

Коммуникация может обслуживаться и неречевыми (невербальными) сред­ствами. Невербальные средства общения нужны для того, чтобы: регулировать течение процесса общения, создавать психологический контакт между партнё­рами; обогащать значения, передаваемые словами, направлять истолкование словесного текста; выражать эмоции и отражать истолкование ситуации. Выде­ляются следующие виды невербальных средств общения:

1. Визуальные средства общения – это: – кинесика – движения рук, ног, головы, туловища; – направления взгляда и визуальный контакт; – выражение глаз;

– выражение лица;

– поза (в частности, локализация, смены поз относительно словесного тек­ста);

– кожные реакции (покраснение, появление пота);

– дистанция (расстояние до собеседника, угол поворота к нему, персо­нальное пространство);

– вспомогательные средства общения, в том числе особенности телосло­жения ( половые, возрастные) и средства их преобразования ( одежда, космети­ка, украшения, усы, борода и т.п.).

2. Акустические ( звуковые) средства общения – это: – паралингвистические, т.е. связанные с речью (интонация, громкость,

тембр, ритм, высота звука, речевые паузы и их локализация в тексте);

– экстралингвистические,т.е. не связанные с речью (паузы, смех, плач, ка­шель, вздохи);

3. Тактильно-кинестезические (связанные с прикосновением) средства общения – это:

– физические воздействия (ведение слепого за руку, контактный танец и др.);

— такесика (пожатие руки, хлопанье по плечу).

4. Ольфакторные средства общения – это: – приятные и неприятные запахи окружающей среды;

Давайте задумаемся над таким вопросом: от чего зависит наше воспри­ятие другого человека, то впечатление, которое он на нас производит при об­щении?

Во-первых, от того, что он говорит: глупость какую-нибудь или интерес­ные, умные, любопытные вещи – скажете Вы и будете, несомненно, правы. Да, наше восприятие другого человека зависит от того, ‘что он говорит.

Во-вторых, впечатление о человеке зависит от того, как он говорит: быстро или медленно, тихо или громко, с энтузиазмом или вяло и равнодушно. Дейст­вительно, восприятие другого человека зависит и от того, как он говорит.

В-третьих, наше восприятие зависит и от того, что говорит нам собеседник на языке поз, мимике, жестов. Ведь часто так бывает, что вроде и умные мысли высказывает собеседник и доходчиво говорит, но взгляд недоброжелательный, «из-под лобья», он как-бы «застегнут на все пуговицы» и говорить с ним не хо­чется. И наоборот, вроде бы ничего нового и интересного не говорит собесед­ник, и не очень выразительно и ярко, но глаза его буквально излучают добро-10 желательность, он как бы распахнут нам навстречу и о нем складывается при­ятное впечатление, с ним хочется общаться еще и еще раз. Так насколько же наше восприятие другого человека зависит от невербального поведения? За­помните:

-на 10 % наше восприятие другого человека зависит от того, что он гово­рит;

-на 30 % восприятие другого человека зависит от того, как он говорит;

-на 60 % восприятие другого человека зависит от того, как он ведет себя на невербальном уровне.

Таким образом, большое значение имеет наше поведение на невербальном уровне. Язык поз, мимики и жестов более древний, чем язык речевого общения, им пользовались древние люди, и довольно успешно, до возникновения речи. И сейчас, когда у нас есть мощный канал коммуникации – речь – кажется, что язык тела вроде бы и не нужен. На самом же деле это не так. Язык тела играет очень большую роль в общении. И его надо знать так же хорошо как и язык ре­чевого общения.

Из своего опыта мы знаем: тело человека довольно ярко выражает кто этот человек и какой он сейчас: усталый, веселый, взволнованный и т.д. Это закре­пилось и в языке. Мы довольно: часто говорим: «руки опустились от устало­сти», «он скачет от удовольствия» и т.д. Это происходит непроизвольно, чувства приводят в движение тело помимо нашего сознания. Осанка, походка, жесты, мимика – все это отражает душевный склад каждого человека, его истинное со­стояние и отражает гораздо более точно чем слова. Давайте рассмотрим такую ситуацию. Вы спрашиваете своего приятеля: «Как дела?!’ он отвечает: «Хоро­шо». А плечи опущены, взгляд потуплен и головой качает из стороны в сторо­ну, к тому же тяжело вздыхает. Как вы думаете, как же дела вашего приятеля? Мало у кого вызовет сомнения, что дела у него на самом деле неважные. Поче­му так? Ведь на словах он сказал, что все хорошо. Однако, осанка, жесты, ми­мика отразили истинное душевное состояние человека и вы однозначно решили что дела у него плохи. Таким образом, окончательная проверка информации при общении происходит на основе информации о невербальном поведении че­ловека.

Итак, какие же конкретно позы и жесты говорят об открытости в общении, о защите (закрытости), о доверии и недоверии (подозрении), об уверенности и неуверенности.

ОТКРЫТОСТЬ

Среди множества жестов, выражающих ее, назовем – «открытые руки».

Часто он сопровождается поднятием плеч, ладони открыты вперед: » Что вы еще от меня хотите?» Испокон веков открытая ладонь ассоциировалась с ис­кренностью, честностью, преданностью и доверчивостью. Вспомним жест при­ветствия римских легионеров: одна рука прижата к сердцу, другая поднята вверх открытой ладонью к тому, к кому обращались. Когда человек начинает с вами откровенничать, он обычно раскрывает перед собеседником ладони пол­ностью или частично. Как и другие жесты языка телодвижений, это полностью бессознательный жест, он подсказывает вам, что собеседник говорит в данный момент правду. Когда ребенок обманывает или что-то скрывает, он прячет руки за спиной. Аналогично и ‘ взрослые поступают в таких случаях: они прячут ру­ки в карманы или держат их скрещенными. Таким образом, спрятанные ладони могут подсказать Вам, что ваш собеседник неискренен с вами. Агентов по про­даже, брокеров, дилеров обучают смотреть на руки клиентов, когда те объяс­няют причину отказа произвести покупку, потому что о настоящих причинах можно судить по открытости ладоней.

Вы можете спросить: «Неужели, если я скажу неправду с открытыми ладо­нями, то люди поверят мне». Вряд ли. Запомните такое правило: язык тела ни­когда не читается по одному слову – жесту. Читается всегда фраза, несколько жестов, поза, которые говорят нам об одном и том же, чтобы быть уверенным в своих выводах. Таким образом, если вы нагло лжете и ваши ладони открыты, вы всё же можете показаться неискренним, потому что у вас будут отсутство­вать другие жесты, характеризующие открытость, и, кроме того, будут заметны негативные жесты, характерные для говорящих неправду (о них мы поговорим подробнее позднее) и все это не будет сочетаться с открытыми ладонями. Ваша мелодия «честности» прозвучит фальшиво.

Однако, можно повысить кредит доверия, выработав привычку держать ладони открытыми в процессе общения. И наоборот, когда этот жест становит­ся привычным, снижается количество лжи в вашей речи: большинство людей не могут говорить неправду, если их ладони открыты. С помощью открытых ладоней можно заставить других меньше лгать. Ваши открытые ладони, кроме того, поощряют собеседников быть с вами доверчивым и откровенным. Теперь вы знаете, каким мощным стимулом могут стать ваши открытые ладони и, на­деюсь, сумеете использовать его для достижения успехов в своем деле.

Другой характерный жест – расстегнутая куртка (пиджак и т. д.).

Чело­век, доверяющий вам, расстегнет, а то и снимет ее в вашем присутствии (но! помните о мелодии хотя бы из трех жестов).

Открытость, как и другие настрое-

ния заразительные. Анализируя видеозаписи различных деловых встреч и пере­говоров, психологи установили, что гораздо больше взаимного согласия среди людей в расстегнутых пиджаках, чем среди застегнутых на все пуговицы. Мно­гие из последних, в придачу, сидели скрестив руки на груди в защитной жесте. Те же, кто менял свое состояние в положительную сторону, бессознательно разжимали руки и расстегивались. Не застегивайтесь – и ваши цели будут дос­тигнуты легче.

Итак, комплекс жестов «идем вместе»: люди сидят, расстегнувшись, не скрещивая рук и ног, на краешке стула и наклонившись к партнеру через разде­ляющий стол.

Если вы заметили этот комплекс жестов в процессе переговоров – смело предлагайте свои условия купли-продажи, заключения контракта и т.д. Ваш партнер готов » идти вместе».

ЗАЩИТА ( ЗАКРЫТОСТЬ )

Как узнать, что ваш собеседник негативно относится к вам и вашим идеям, занимает оборонительную позицию, строит защитную стену, через которую вам к нему не пробиться? Существует два универсальных защитных барьера. Пер­вый – барьер, сформированный с помощью рук:

Второй – барьер, сформированный с помощью ног

Рассмотрим подробнее первый барьер — Скрещенные руки. Их использу­ют дети, отрицающие инструкции родителей, руководители не желающие вникнуть в проблемы подчиненных и т.д. Это фиксированная позиция, с кото­рой человек не хочет сдвинуться. Этот жест оказывает сильное влияние и на других. Вы можете повлиять на группу из 3-4 человек, скрестив руки. Сохра­няйте эту позицию, когда слушаете и когда говорите, и вы увидите, как быстро нарушится открытое общение. Однако, как узнать, занял ли ваш собеседник защитную позу или просто удобно расположился» в кресле. Посмотрите на его кисти. Расслаблены они или сжаты в кулак? Кулаки усиливают защитную по­зицию. Быть, может они стиснули одна другую так, что побелели?

Умение понимать язык телодвижений позволяет вам видеть, что человек принял негативное решение до того как он произнесет его, и это дает вам воз-13можность и время изменить ход дела: усилить свою аргументацию, найти но­вые аргументы, задать упреждающий вопрос, чтобы выяснить, что именно вы­звало негативную реакцию.

Подобно защитным барьерам, сформированным с помощью рук, пере­крещивание ног – барьер N2, тоже является признаком негативного или обо­ронного отношения. Однако, первый барьер свидетельствует о более сильном негативном настрое человека, чем второй барьер и скрещенные руки, более яв­но бросаются в глаза. С осторожностью нужно подходить к интерпретации это­го жеста у женщин, поскольку их учили в детстве так сидеть, потому что «так сидят леди». Но, если перед вами человек, у которого вы видите и первый барь­ер и второй барьер — такой собеседник требует усиленного внимания, он оказы­вает вам наибольшее сопротивление, перед вами действительно противник.

Существует две основные позы со скрещенными ногами в сидячем поло­жении — классическая (европейская) и американская, так называемая «цифра 4».

Американская (она поэтому так и названа) очень популярна среди амери­канцев мужского пола, имеющих бойцовский характер. Поэтому имея дело с американцами, трудно определить, вкладывают ли они какой-либо дополни­тельный смысл в этот жест или нет. Зато в другой культуре (например, англи­чане) этот жест кроме закрытости свидетельствует еще и о духе соперничества и противоречия у вашего собеседника.

Как только люди начинают чувствовать себя уютно и сближаются с дру­гими, они подчиняются неписанному закону, в соответствии с которым защит­ная поза меняется на открытую, ненапряженную.

Для закрепления материала и формирования психологической наблюда­тельности следует предложить студентам

Многие люди утверждают, что у них привычки складывать руки на груди или сидеть с перекрещенными ногами, потому что это удобная поза. Любой жест будет удобным, если он соответствует вашему настроению, то есть, если у вас критически настроенное, оборонительное состояние, этот жест покажется вам очень удобным.

Когда указательный палец направлен вертикально к виску, и большой па­лец поддерживает подбородок, остальные расположены ниже рта – это указы­вает на то, что слушатель критически негативно настроен по поводу вашего со­общения. Если это сопровождается наклоном тела от партнера – критический тон оценки сгущается.

ОЦЕНОЧНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Человек принимает оценочную позу, если он подпирает щеку сжатыми в кулак пальцами, а указательный палец упирается в висок.

Этот жест, напоминающий роденовского «Мыслителя» означает, что чело­век находится в состоянии размышления.

Если же человек теряет интерес, но из вежливости хочет выглядеть заин­тересованным, то поза слегка изменяется так, что голова будет опираться на основание ладони.

Часто указательный палец может потирать веко, и чем дольше сохраняется этот комплекс жестов, тем дольше сохраняется критическое отношение. Это является сигналом к тому, что надо срочно что-то изменить в беседе, поста­раться увлечь слушателя другой информацией или закончить беседу, перегово­ры. Простой способ изменения ситуации – дать что-то подержать вашему собе­седнику, тем самым изменить позу.

Итак, в продолжении вашей беседы, переговоров, вы видите, что ваш собе­седник оценивает сообщаемую ему информации, вы даже знаете как он ее оце­нивает, со знаком «+» или со знаком «-«. Но вот он все оценил и готов принять решение. Что скажет вам об этом? Рука передвинется к подбородку и начнет его поглаживать. Если человек носит очки, то вслед за оценочными жестами для принятия решения он заложит одну дужку очков в рот (вместо поглажива­ния подбородка).

Курильщик поместит в рот трубку, кто-то берет в рот руку. Это признак неуверенности и ему необходима поддержка. Предмет во рту счи­тается оправданием для человека, не решающегося на скоропалительное реше­ние. Не надо прерывать этих жестов или стремиться ускорить события. Лучшая стратегия: внимательно наблюдайте за последующими жестами, которые вам подскажут, к какому же решению пришел ваш собеседник, готов ли он согла­ситься с вами. И, если, например, после этих жестов принятия решения ваш партнер ушел в закрытую позицию, то …

Для закрепления материала и формирования навыков эффективной комму­никации предложите студентам

Обман, ложь, сомнение

Как узнать, что человек лжет. Распознавание невербальных жестов, сигна­лизирующих об обмане, является одним из наиболее важных для общения уме­ний, которым можно обучиться в процессе наблюдения за поведением челове­ка. Мы касались этой темы, когда говорили о жестах открытости (руки в карма­не и д-р.) Какие же еще жесты могут выдать человека в случае, если он лжет (помните, мы читаем не отдельные жесты, а их комплекс).

Это жесты, связан­ные с прикосновением рук к лицу. И в процессе наблюдений и эксперимен­тально установлено, что в ситуации, когда приходится обманывать резко воз­растает количество жестов «рука к лицу». Какие именно это жесты.

ЗАЩИТА РТА РУКОЙ

Рука прикрывает рот и большой палец прижат к щеке, в то время как мозг на уровне подсознания посылает сигнал сдержать произносимые слова. Если кто-то прикрывает рот в тот момент когда слушает вас это означает, что он чув­ствует как вы лжете. Чтобы замаскировать этот жест некоторые люди притвор­но покашливают, либо, например, прикасаются к носу.

ПОТИРАНИЕ ВЕКА

Чтобы избежать взгляда в глаза человеку, которому говорите неправду, скрыться от обмана или подозрения во лжи в этот момент человек, который лжет, потирает веко. Мужчины обычно потирают веко очень энергичным спо­собом, и если ложь серьезная, то отворачивают взгляд в сторону, в пол.

ПОЧЕСЫВАНИЕ И ПОТИРАНИЕ УХА

Этот жест вызван желанием слушающего отгородиться от слов, положив руку около или сверху уха. Вспомните детей, которые натурально затыкают уши, чтобы не слушать упреков в их адрес. Особенно бросается в глаза, если этот жест противоречит вербальному сообщению:

ПОЧЕСЫВАНИЕ ШЕИ И ОТТЯГИВАНИЕ ВОРОТНИЧКА

В ходе исследования жестов людей, сопровождающих их ложь, Десмонд Моррис заметил, что ложь вызывает зудящее ощущение в нежных мышечных тканях лица и шеи, и требуется почесывание, чтобы успокоить эти ощущения. Поэтому некоторые люди почесывают шею и оттягивают воротничок, когда они лгут и подозревают, что их обман раскрыт.

Однако, в который уже раз, не интерпретируйте язык жестов исходя из од­ного увиденного вами жеста, ищите другие, которые подтвердят ваш вывод или опровергнут его. Ведь у человека может просто зачесаться ухо или глаз в про­цессе вашей беседы, может быть жаркий летний день и кому-то просто захочет­ся расстегнуть ворот рубашки, чтобы вздохнуть свободнее… Все может быть. Но если ваш собеседник потирает нос, тут же почесывает шею и, наконец, кла­дет руки в карманы – тут вы можете с большой уверенностью делать свои вы­воды.

Сразу же после объяснения этого примера предложите

3.Общение как взаимодействие

Все приёмы и способы вербальной и невербальной коммуникации обеспе­чивают обмен информацией, необходимой людям для организации совместной деятельности.

При рассмотрении общения как взаимодействия людей всегда необходимо принимать во внимание цель общения. Такой целью является удовлетворение потребности в совместной деятельности. Результат общения – изменение пове­дения и деятельности других людей. Общение здесь выступает как межлично­стное взаимодействие. Совместная деятельность протекает в условиях социаль­ного контроля, на основе социальных норм и принятых в обществе образцов поведения. Ими регламентируются взаимодействия и взаимоотношения людей в совместной деятельности.

Таким образом, интерактивная сторона общения проявляется в обмене ин­формацией и в усилиях людей по организации совместной деятельности.

Человеческое взаимодействие очень разнообразно, поэтому учёные пыта­ются упорядочить многообразные типы взаимодействий. Исследованиями ус­тановлены такие виды взаимодействия:

  • одружество;
  • конкуренция;
  • конфликт.

Содружество характеризуется тем, что партнеры по общению совместно намечают цели и стремятся достигнуть их совместными усилиями.

Конкуренция — это такая организация и осуществление деятельности при которой партнеры идут к цели своими путями, независимо друг от друга.

Конфликт возникает, когда цели партнеров взаимоисключающие, и, кроме того, один из партнеров препятствует осуществлению целей другого.

Одним из возможных способов понимания общения является восприятие положения партнёров, а также их позиций относительно друг друга. В любом разговоре большое значение имеет статус партнёра, статус «ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС», в момент общения. Важно и то, кто в данном общении ведущий, а кто ведомый.

Позиции в общении рассматриваются в русле трансактного анализа. Данное направление в психологии было разработано в 50-е годы 20 века амери­канским психологом и психиатром Эриком Берном (1902-1970).

Наибольшую популярность и практическое применение получила разработанная им схема, в которой Э. Берн выделяет три способа поведения: Родитель, Ребёнок, Взрос­лый. В любой момент каждый человек может быть в состоянии либо Взрослого, либо Родителя, либо Ребёнка, и в зависимости от этого состояния ведётся раз­говор, определяются позиции и статус собеседника. Позиция «Ребёнка» может быть определена как позиция «хочу!», позиция «Родителя» — как позиция «на­до!», а позиция «Взрослого» — как объединённая позиция «хочу и надо».

Таким образом, за единицу общения принимается так называемая трансак­ция, состоящая из трансакционного стимула и трансакционной реакции. При нормальных человеческих отношениях стимул влечёт за собой уместную, ожи­даемую, естественную реакцию. Такие трансакции называются дополнитель­ными, они не создают конфликтных ситуаций, процесс коммуникации может продолжаться долго (см. рис.1)

гент Респондент Агент Респондент

а б

Рис. 1.

Дополнительные трансакции: а — первого типа; б — второго типа (Рд — «Родитель», В — «Взрослый», Рб — «Ребенок»

Пока трансакция сохраняет дополнительный характер, процесс коммуни­кации не нарушается независимо от того, заняты ли её участники, например, какими-то сплетнями («Родитель» — «Родитель»), решают ли реальную пробле­му («Взрослый» — «Взрослый») или просто играют вместе («Ребёнок» — «Ребё­нок» или «Родитель» — «Ребёнок»).

Процесс коммуникации прерывается, если образуется пересекающиеся трансакции (см. рис. 2.)

а б

Рис..2. Пересекающая трансакция: а – первого типа; б – второго типа

Пример. Стимул рассчитан на взаимоотношения «Взрослый» – «Взрос­лый». «Давай попробуем понять, почему в последнее время ты стал много пить» (стимул).

Реакция: «Ты, как мой отец, все время меня критикуешь». На­лицо пересекающаяся трансакция первого типа (на рисунке обозначена позици­ей «а»).

пересекающаяся трансакция второго типа может быть приведена, на­пример, такой позицией, когда на вопрос: «Не знаешь ли, где мои запонки?» следует ответ: «Почему ты никогда не знаешь, где твои вещи? Ты ведь, кажет­ся, не ребенок?»

При трансакционном подходе к решению проблем социального взаимо­действия выбор действий участников по общению происходит на основе регу­лирования их позиций в трансакциях, на основе характера занимаемых каждым из них позиций.

Таким образом, трансакционный анализ представляет собой метод групповой психотерапии, основанный на своеобразном представлении о структуре че­ловеческой психики как состоящей из трёх элементов: чувства и желания детей («Ребёнок»); нормы поведения, традиции родителей («Родитель»); самостоя­тельное восприятие мира субъектом («Взрослый»).

Э.Берн фактически опирает­ся на традиционный психоанализ, и отнесение его концепции структурирован­ному подходу в решении проблем социального взаимодействия является услов­ным. Ценность трансактивного анализа заключается в том, что он позволяет на­ходить скрытый механизм межличностных взаимодействий, распознавать мо­тивы собственных действий, поступков своих близких и партнёров по обще­нию.

4. Межличностная перцепция (восприятие людьми друг друга)

С чего начинается общение? Общение начинается «с первого взгляда», т.е. начинается с наблюдения за собеседником, его внешностью, голосом, манерой поведения. Таким образом, происходит восприятие одним человеком другого. Эффективное общение невозможно без правильного восприятия, оценки и взаимопонимания партнёров.

Перцептивная сторона общения выражается в восприятии одним партне­ром по общению другого, в формировании образа другого человека. Термин «социальная перцепция» (социальное восприятие) впервые был введён амери­канским психологом Дж. Брунером в 1947 г.

Познание и понимание людьми других и себя происходит в соответствие с

психологическими механизмами восприятия:

– идентификация;

– эмпатия;

– аттракция;

– стереотипизация;

– рефлексия;

– каузальная атрибуция;

Идентификация – это один из механизмов познания и понимания челове­ка, заключающийся прежде всего в неосознанном уподоблении себя значимому другому. Обычно это происходит, когда в реальных ситуациях взаимодействия индивид делает попытки поставить себя на место партнёра по общению. В слу­чае неправильного понимания нас окружающими мы говорим: «Побывали бы вы на моём месте», т.е. предлагаем окружающим включить их механизм идеен тификации. При идентификации устанавливается определённая эмоциональная связь с объектом, опосредованная переживанием своей тождественности с ним. .

Эмпатия постижение эмоциональных состояний другого человека в форме сопереживания. Механизм эмпатии в определённой мере схож с меха­низмом идентификации. Эта схожесть состоит в умении поставить себя на ме­сто другого, взглянут на вещи с его точки зрения. Однако это не обязательно означает отождествление себя с этим человеком (как это происходит при иден­тификации).

При эмпатии принимается во внимание линия поведения партнёра, субъект относится к нему с сочувствием, но межличностные отношения строят­ся исходя из стратегии собственного поведения.

Аттракция при восприятии людьми друг друга формируются опреде­лённые отношения с включением эмоциональных регуляторов – от непрятия того или иного человека до симпатии, дружбы, любви.

Стереотипизация восприятие и оценка социальных объектов на основе определённых представлений (стереотипов).

Стереотипизация проявляется в приписывании сходных характеристик всем членам какой – либо социальной группы без достаточного осознания возможных различий между ними. Стерео­тип – это упрощённое, зачастую искажённое, характерное для сферы обыденно­го сознания представление о какой-либо социальной группе или отдельном че­ловеке, принадлежащем к той или иной социальной общности. Стериотипиза-ция является одной из важнейших характеристик межгруппового и межлично­стного восприятия и сопровождается проявлениями социальных установок, эффектов ореола, первичности и новизны.

Эффекты ореола. Любая информация, получаемая о человеке, накладыва­ется на заранее созданный образ. Этот образ, ранее существовавший, выполняет роль ореола, мешающий эффективному общению. Например, при общении с человеком, превосходящим нас по какому-то важному параметру (рост, ум, ма­териальное положение), он оценивается более положительно, чем если бы он был нам равен. При этом человек оценивается не только по значимому для нас параметру, но и по остальным. В этом случае говорят, что происходит общая личностная переоценка. Поэтому, если первое впечатление о собеседники в це­лом благоприятно, то и в дальнейшем его поступки, поведения и черты пере­оцениваются. При этом замечаются и переоцениваются только положительные моменты, а отрицательные – не замечаются или недооцениваются. И наоборот, если общее впечатление о человеке отрицательное, то даже благородные его поступки не замечаются или истолковываются как корысть.

Эффект ореола может принести пользу в том случае, если вы создадите хорошую репутацию людям, которые тесно связаны между собой: однокурсни­ками, коллегами по работе, друзьями. Очень скоро вы обнаружите, что вас ок­ружают великолепные, дружелюбные люди, замечательно ладящие между со­бой.

Эффект проекции возникает тогда, когда мы приятному для нас человеку приписываем свои достоинства, а неприятному – недостатки.

Эффект упреждения, или эффект первичности и новизны появляется тогда, когда мы сталкиваемся с противоречивой информацией о человеке. Если мы имеем дело с незнакомым человеком, то значение предается сведениям (ин­формацией), которые предъявляются вначале. При общении с хорошо знако­мым человеком учитываются самые последние сведения о нем.

Безусловно, полностью избежать ошибок не может никто, но всем по си­лам разобраться в особенностях восприятиях и научиться корректировать свои ошибки.

Рефлексия сознание индивидом, того, как он воспринимается партнёром по общению, т. е. «как будет партнёр по общению понимать меня». При реф­лексии происходит осмыслении того, какими средствами и почему он произвёл то или иное впечатление на партнёра по общению.

Каузальная атрибуция – это интерпретация субъектом межличностного восприятия причин и мотивов поведения других людей. (Слово каузальный оз­начает причинный, атрибуция – приписывание социальным объектам характе­ристик, не представленных в поле восприятия.).

Эти короткие определения сле­дует более подробно раскрыть и закрепить во время занятий психологического тренинга.

Каузальная атрибуция – механизм интерпретации поступков и чувств дру­гого человека (каузальная атрибуция – стремление к выяснению причин пове­дению субъекта).

Исследования показывают, что у каждого человека есть свои «излюблен­ные» схемы причинности, т.е. привычные объяснения чужого поведения:

1.люди с личностной атрибуцией в любой ситуации склонны находить ви­новника случившегося, приписывать причину произошедшего конкретному че­ловеку;

  1. в случае пристрастия к обстоятельственной атрибуции люди склонны прежде всего винить обстоятельства, не утверждая себя поисками конкретного виновника;
  2. при стимульной атрибуции человек видит причину случившегося в предмете, на который было направлено действие ( ваза упала потому, что плохо стояла ) или в самом пострадавшем ( сам виноват, что попал под машину).

При изучении процесса каузальной атрибуции выявлены различные зако­номерности. Например, причину успеха люди чаще всего приписывают себе, а неудачу – обстоятельствам. Характер приписывания зависит также и от меры участия человека в обсуждаемом событие. Оценка будет различна в случаях, если он был участником (соучастником или наблюдателем).

Общая закономер­ность состоит в том, по мере роста значимости случившегося испытуемые склонны переходить от обстоятельственной и стимульной атрибуции к лично­стной ( т.е. искать причину случившегося в осознанных действиях личности).

В психологии общения выделяют структуру конкретной ситуации об­щения в зависимости от объективных и субъективных параметров.

Объективные аспекты ситуации общения не зависят от партнеров по об­щению. К ним можно отнести погоду, время года, вид профессионального об­щения (операция у хирурга, урок у учителя, время и место встречи деловых партнеров) и т.д.

Более подробного рассмотрения заслуживают субъективные параметры ситуации общения, которые определяются личностными особенностями людей в ситуации. Этих параметров 7.

1. Оформление ситуации, т.е. – то, как мы ее называем. Мы попали в не­ кую ситуацию общения и говорим, исходя из нашего прошлого опыта: это кон­ фликт, или: это – переговоры, или: это – конкуренция и т.д. Что же мы можем изменить в общении, изменяя этот параметр? Все! Например, раньше Вы, попа­ дая в какую-то ситуацию говорили себе: это конфликтная ситуация, я буду вес­ ти себя в ней, как в конфликте (почти как на войне).

Но вот у Вас появился но­ вый опыт (после лекций по психологии общения и занятий по психологическо­ му тренингу) и теперь Вы видите, что эту ситуацию оказывается можно «пере­ вернуть» и рассмотреть ее как ситуацию «сотрудничества».

Для более полного усвоения этого важного понятия (оформление ситуа­ции) следует предложить студентам

2. Определение целевой структуры ситуации. Какие цели могут быть реа­ лизованы в конкретной ситуации общения ? Это могут быть такие цели:

– информационная (обмен информацией с собеседником);

– координационная (взаимное ориентирование и согласование действий) ;

– ампотивная (возбуждение в партнере нужных Вам чувств и пережива­ний);

– установление отношений (осознание и фиксирование своего места в сис­теме ролевых, деловых, межличностных и других связей);

– оказание влияния на партнера по общению («хочу сделать так, чтобы по­сле нашей встречи он запел от счастья»);

– побудительная (стимулирование активности партнера по общению, на­правленной на выполнение тех или иных действий);

Как меняется ситуация общения в зависимости от цели? Очень существен­но. Представьте себе, что Вы определили целью деловой встречи обмен инфор­мацией с деловым партнером. Это потребует с Вашей стороны определенных усилий и затрат времени. Ну, а если Ваша цель – координация, и Вы хотите со­гласовать с ним совместные действия по решению некоторой проблемы? Это уже совершенно другая ситуация, и в ней Вы будете по-другому себя вести.

Чтобы студенты лучше усвоили это новое понятие, им надо предложить

3. Позиции участников. Каждый человек, вступая в общение, находится в одном из трех состояний «Я» (согласно принципам трансактного анализа

.Берна).

Первый тип состояния ведет свое происхождение от родительских образ­цов поведения. В этом состоянии человек «чувствует, думает, действует и гово­рит точно так же, как это делали его родители». Это состояние называется «Ро­дитель» (Р) и графически изображается — Р↓.

Второй тип состояния заключается в том, что «человек сам оценивает все окружающее объективно, рассчитывая возможности и вероятности на основе прошлого опыта». Это состояние называется «Взрослый» (В) и графиче­ски изображается — В→.

Третий тип состояния заключается в том, что человек «чувствует, мыслит, действует, говорит и реагирует точно так же, как делал это в детстве». Это со­стояние называется «Дитя» (Д) и графически изображается — Д↑.

Его нельзя считать ребяческий или незрелым, надо, чтобы человек пони­мал себя в этом состоянии, т.к. это одна из самых значимых сторон его лично­сти.

Ситуация общения существенно меняется в зависимости от того, какое Я – состояние активизировано в ней. Вы либо пытаетесь контролировать, поучать своего партнера Р , или Вы стремитесь объективно оценивать ситуацию В, либо защищаетесь, впадая в детство Д . Но учащиеся должны не только уметь опре­делять свою позицию в общении. Важно научиться определять позицию собе­седника, суметь согласовать свои позиции. В программе психологического тре­нинга Вам будут предложены некоторые упражнения, которые помогут развить у учащихся навыки рефлексии позиций участников общения.

  1. Понимание ситуации, видение того, что она означает. Если стороны добились согласованного понимания ситуации общения, то это является хоро­шей базой продуктивного общения. Вообще говоря, только в этом случае об­щение можно назвать деловым. Если же понимание «договаривающихся сто­рон» различно — увы, ситуация выходит из-под контроля. Поэтому важно до­биться согласованного понимания ситуации, чтобы можно было двигаться дальше.
  2. Правила и нормы общения, другими словами: как можно и как нельзя вести себя в конкретной ситуации (например, с незнакомой женщиной).

    Хорошее общение – согласование норм и правил. Например, Вы ведете деловые переговоры с партнером и оба считаете, что это лучше делать в светлой, хоро­шо проветриваемой комнате, в строгой официальной одежде, утоляя жажду «Боржоми». Это одна ситуация. Но если ваш партнер предпочитает вести пере­говоры на пляже, утоляя жажду коньяком – видимо, это уже другая ситуация. Если Ваши правила и нормы общения различны, то это существенно затрудняет общение.

6. Пространственно-временная организация.

В психологии общения рассматривают 4 зоны общения:

1).

Интимная зона (от 15 до 46 см). Из всех зон эта – самая главная, именно ее человек охраняет как личную собственность, в эту зону проникают только те, кто находится в тесном эмоциональном контакте с этим человеком. Это де­ти, родители, супруги, близкие друзья и т.д.

2).

Личная зона (от 46 см до 1,2 м). Это расстояние обычно разделяет нас, когда мы встречаемся с друзьями на вечеринках, официальных приемах и т.д. С точки зрения ведения деловых переговоров и встреч, оптимальность выбора этой зоны проблематична. Ведь в ней Вы не только испытываете достаточно сильное психологическое давление партнера, но и сами также оказываете на не­го достаточно сильное давление. Поэтому выбор этой зоны для делового обще­ния зависит от цели, которую Вы себе поставили, от Вашей уверенности в сво­их силах, от знания своего партнера и т.д. Надо быть очень внимательным, если Вы организуете свое деловое общение в этой зоне.

3).

Социальная, деловая зона (от 1,2 м до 3,6 м). На таком расстоянии мы держимся от посторонних людей, в этой зоне происходит наиболее эффектив­ное ролевое общение. Уже из нзвания понятно, что в нейтральной, обычной де­ловой беседе она будет эффективна.

4).

Общественная зона (более 3,6 м). Когда мы адресуемся к большой группе людей, удобно находиться на таком расстоянии от аудитории. Здесь партнеры чувствуют определенную независимость друг от друга.

Язык пространственного взаиморасположения – важный компонент невер­бального общения. Необходимо еще раз подчеркнуть для учащихся, какое большое значение имеет наше поведение на невербальном уровне. Изменяя так или иначе дистанцию общения со своим партнером Вы имеете реальную воз­можность менять и ситуацию общения.

7. Личные трудности. У каждого человека есть определенные личные дос­тоинства, которые помогают ему в общении, и есть трудности, которые ослож­няют его. Например, если Вы – яркий холерик, то Ваша вспыльчивость и агрес­сивность, видимо, будет помехой в эффективном общении, но яркость, «зарази­тельность» эмоций и хорошая переключаемость – Ваше достоинство, сила. Лучше узнать о своих сильных и слабых сторонах каждый учащийся сможет на практических занятиях психологического тренинга.

Чтобы сделать изучаемую тему более актуальной для каждого студента предложите

5. Публичное выступление

Известный немецкий специалист Вольфганг Цильке считает, что высту­пать нужна всегда, когда можно обратить на себя внимание. Все дело в том, чтобы результатом было определенное влияние на деловые отношения, дело­вую сферу. Все зависит, в основном, от уровня подготовки выступления и от ораторского искусства, которым владеет оратор (выступающий).

Как же овладеть ораторским искусством, публичного выступления начи­нающему оратору?

Для начала попробуем определить какие проблемы возникают, в основ­ном, в публичном выступлении? Во-первых, как справиться с волнением, во-вторых, как установить контакт с аудиторией, в-третьих, куда девать руки?

Как справиться с волнением

1.Первое, что поможет Вам справиться с волнением и прибавит уверенно­сти в себе – тщательная предварительная подготовка темы. Как лучше подгото­вить свою речь?

Тщательно выберите тему выступления. Если выбор зависит от Вас, оста­новитесь на том, что Вы хорошо знаете, что Вас интересует. Тогда это, возмож­но, будет интересно и значимо для других.

Сузьте тему своего выступления, чтобы она поддавалась управлению и представляла наибольший интерес.

Решите: описываете ли Вы предмет, разъясняете что-либо в нем, оспари­ваете ли некую точку зрения, либо излагаете новую версию.

Говорите только то, что досконально знаете. Имейте в виду аргументы за и против Вашей точки зрения.

Соберитесь с мыслями. Если сможете, выделите пару дней и подумайте над своей будущей речью, как обычно Вы обдумываете повседневные дела. Сделайте общий черновой набросок речи, подготовьте тезисы.

Изберите способ выступления. Говорите, заглядывая в конспект, но избе­гайте чтения текста. Использование конспекта очень действенно, так как ваша речь звучит естественно, слова приходят словно сами собой. Нецелесообразно прибегать к запоминанию написанного текста, это очень сковывает оратора, не дает возможности откликаться на реакцию аудитории.

Потренируйтесь в произнесении своей речи. Произнесите ее перед семьей или друзьями, либо воспользуйтесь магнитофоном, чтобы проконтролировать качество выступления и его хронометраж. Чем больше практики, тем лучше получится выступление.

2. Прежде, чем реально выйти на сцену, сделайте «мысленный выход», проконтролируйте 7 параметров ситуации общения. Определите цель, которую Вы хотите достичь (например: хочу, чтобы аудитория после моего выступления заплакала, или пошла бить стекла, или хочу произвести хорошее впечатление, или убедить в своей точке зрения и т.д.).

В зависимости от этого Вы выберите позицию в общении (Р, Д, В) и продемонстрируете ее аудитории невербально.

Например, застегнутый пиджак – официальное сообщение и официальная по­зиция Р. В этой позиции достаточно сложно идти навстречу аудитории, труднее убедить ее, привлечь на свою сторону. Если же по отношению к аудитории Вы решили занять позицию В, то невербально Вы продемонстрируете комплекс «идем вместе»: пиджак расстегнут, руки и ноги не скрещены.

3. «Мы строим «дом».

И вот Вы уже на сцене, один на один с аудиторией, а волнение все же ско­вывает Вас. Обратитесь к аудитории, не обязательно словами, точнее, лучше не словами, а невербально. Вы вышли на сцену, покажите, что Вы здесь хозяин. Подержите паузу примерно 30 секунд (пауза в 10 секунд всегда «работает» на Вас), проверьте есть ли мел, готова ли доска, если Вы предполагаете ими вос­пользоваться, «поработайте» с микрофоном, если Вы будете им пользоваться. Вспомните, как выходят на сцену артисты. Редко, кто начинает свое выступле­ние с ходу. Как правило, они начинают невербально «обживать» пространство сцены, где им предстоит работать, они как бы строят «дом», стены которого, как известно, помогают. Постройте и Вы такой дом, почувствуйте себя в нем уютно и уверенно

4. «Движение – это жизнь».

Продолжаем Ваше выступление. Вы уже пять минут, как говорите, но вол­нение все еще мешает Вам, Ваша речь и движения скованы, и выступление да­ется Вам с трудом. Обратите внимание на пальцы рук. Расслабьте их. Если пальцы напряжены или сжаты в кулак – это ведет к смыканию голосовых свя­зок, провоцирует мышечный зажим. Чтобы полились слова, человека надо «трясти, как мешок с картошкой», т.е. надо постоянно двигаться на сцене. Не обязательно ходить из угла в угол, движения могут быть мелкими, не очень за­метными, но они должны быть!

Есть контакт!

Остановимся подробнее на проблеме контакта с аудиторией.

1. Эффективная жестикуляция.

Вспомните: 60 % впечатления о Вас создается Вашим невербальным пове­дением, поэтому самый надежный способ установления контакта с аудиторией – грамотно организованное невербальное общение. Наладьте зрительный кон­такт с отдельными слушателями. С первых минут продемонстрируйте аудито­рии свою открытость, свой настрой на общение с ней. Избегайте жестов и поз закрытости, агрессивности, недоверия, неуверенности. Например, заведение рук за спину отдалит Вас от аудитории, затруднит контакт. Жестикулировать лучше двумя руками. Если Вы хотите привлечь внимание «занятой» аудитории, и в этом случае Вас выручит выразительная жестикуляция, которая акцентиру­ет внимание слушателей на определенных фразах («когда я говорил им об этом, у всех стало вот такое – соответствующий жест и мимика – изумленное лицо»).

2. Знайте свою аудиторию. Спросите себя: «Кто мои слушатели?» Если Вы затрудняетесь ответить на

этот вопрос, попытайтесь представить группу из двух-трех человек, к которым Вы будете обращаться. Принимайте во внимание следующие характеристики своей аудитории:

-возраст;

-уровень образования;

-профессия;

-цель прихода людей на Ваше выступление;

-уровень заинтересованности в Вашей теме;

-уровень осведомленности в Вашем вопросе.

Если это возможно, не пожалейте времени и заранее поговорите с теми людьми, к которым Вы собираетесь обратиться, чтобы лучше узнать свою ау­диторию. Это поможет Вам лучше понять, как лучше общаться с этой конкрет­ной аудиторией. Вы проконтролируете фактор ситуации общения и сможете эффективно спланировать будущее выступление.

Возможно, у этой аудитории есть какая-то история ее возникновения и развития, возможно Вы найдете некие общие события, которые связывают Вас с аудиторией. Поговорите какое-то время не о себе и предмете своего выступ­ления, а об аудитории, о Ваших слушателях, выскажите свое мнение о ней – это станет хорошей основой для контакта с аудиторией.

3. «Как дела?» Хорошей основой для контакта с аудиторией сможет стать несоответствие,

а точнее противоречие между вербальной и невербальной информацией Вашего сообщения (вспомните пример, который мы разбирали о языке тела – «как де­ла?»).

Любое противоречие привлекает внимание, а противоречие вербального и невербального каналов информации воспринимается, кроме того, не только на уровне сознания, но и на бессознательном уровне, а потому привлекает вни­мание помимо воли слушателей. Попробуйте воспользоваться этим приемом в аудитории, которую Вы в какой-то момент своего выступления «потеряли».

4. Секретное» оружие. И вот, наконец, Вы перепробовали все возможные варианты установления

контакта с аудиторией, а она, как была «не ваша» – так и осталась. Не отчаивай­тесь. Помните, что в Вашем распоряжении осталось, безусловно не последнее, но самое мощное оружие в деле налаживания контакта – Ваше чувство юмора (если, конечно, оно у Вас есть).

«Ведь чувство юмора всегда берет любые горо­да и бесконечно красит человека». Смело пускайте в ход Ваше секретное ору­жие и, если Ваша шутка анекдот, смешная история, окажутся к месту в Вашем выступлении, смех слушателей и контактирование с ними будет Вам наградой. Поэтому, на всякий случай, держите свое «секретное» оружие всегда наготове и вам будет не страшна любая аудитория.

Куда девать руки?

А, действительно, что делать с руками во время публичного выступления? Лучше бы о них не вспоминать – скажите вы и будете правы. А если Ваши руки самопроизвольно сжаты в кулак, или заведены за спину? Теперь Вы знаете, что

это снижает эффективность Вашего общения с аудиторией. А если они транс­лируют слушателям, что Вы не уверены в себе, в том, о чем говорите, и, вооб­ще, говорите не то что думаете на самом деле (например, руки упорно не вы­нимаются из карманов)? Как можно быстрее вспомните о них и постарайтесь организовать эффективное невербальное общение, которое будет помогать Вам увлечь аудиторию.

О многих параметрах эффективного невербального общения мы уже гово­рили (открытая, активная жестикуляция, нежелательность поз и жестов закры­тости, недоверия, неуверенности).

Попробуем посмотреть на эту проблему ина­че. Вопрос «Куда девать руки?» можно рассматривать не только с точки зрения, что хорошо, а что плохо для эффективного общения с аудиторией. Какое впе­чатление производят Ваши жесты и позы, и то ли это впечатление, которое Вы намеревались произвести для достижения цели своего выступления?

«Официальное сообщение»

Вы стоите перед аудиторией, руки по швам, можно руки за спину, пиджак застегнут на все пуговицы. Это поза гордыни, язык тела транслирует слушате­лям: я дистантен, я вас поучаю, это своеобразный вызов аудитории. Если Вы хотите «бросить ей перчатку» – ничего нет лучше. Если Вы заинтересованы в сотрудничестве со слушателями, не стоит демонстрировать позу «официальное сообщение».

«Поза смирения«

Оратор стоит перед аудиторией, руки внизу одна на другой. Если Вы хоти­те на аудиторию произвести впечатление «смиренной овечки» – смело демонст­рируйте позу смирения. Если это не входит в Вашу задачу, то уходите из этой позы в оптимальную зону жестикуляции.

«Перед боем«

Рассмотрим одну характерную позу, которая в специальной литературе на­зывается «поза самца гориллы перед атакой». Так она названа из-за большого сходства с соответствующим поведением самца гориллы. Руки, сжатые в кулак, опираются на стол, кафедру, трибуну и т.д. Голова опущена вниз, взгляд из-под лобья, плечи и корпус тела наклонены вперед. Помните, что это агрессирует аудиторию. Если Ваша задача – конфронтация, то поза как нельзя лучше под­ходит для этого. Если нет – уходите из этой позы в оптимальную позу жестику­ляции.

«Руки вверх«

Оратор поднимает руки перед очень агрессивной аудиторией, пытаясь ус­покоить ее. Если по ходу выступления Вы нуждаетесь в этом, то такая поза без­условно поможет Вам.

«Знак равенства«

Как же невербально продемонстрировать, аудитории, что Вы стремитесь общаться с ней на равных, не возвышаясь над ней и поучая, но и не заискивая? Представьте себе, что Вы тоже, как и Ваши слушатели, сидите и естественно жестикулируете, находясь с ними в позиции В (позиция равенства).

Теперь Вы встали, но жестикулировать продолжаете «сидя»: руки на весу, полусогнуты в локтях, т.е. невербально Вы транслируете «я с Вами на равных, и мы вместе за­интересованы в успехе выступления». В данной случае возможен и «купол», но не очень высокий и обязательно в зоне оптимальной жестикуляции.

«Начать и закончить» .

Помните, что начало и конец Вашего выступления – ключевые его момен­ты. Начало формирует фон Вашего выступления, конец – отношение к нему. Уделите больше внимания этим моментам доклада. Возможные варианты на­чала выступления:

– возбудите любопытство аудитории новизной информации;

– расскажите интересную историю;

– начните с иллюстрации;

– задайте вопрос, на который вряд ли возможен однозначный ответ;

– начните с потрясающей цитаты;

– обратите внимание аудитории на связь темы Вашего выступления с ее жизненно важными интересами.

Возможные варианты конца выступления: выскажите комплимент Ва­шей аудитории, особенно если она этого заслуживает, или же вам предстоит еще несколько раз встретиться с ней; – закончите выступление шуткой, вызвав смех в зале. Это позволит вам расстаться с аудиторией на положительной ноте; – можете закончить подходящими поэтическими строками; – призовите ауди­торию к действию; – сделайте краткое резюме своего выступления;

Кроме того, следует заметить, есть и варианты конца выступления, кото­рых следует избегать:

–»к сожалению, я не успел сказать все, что хотел…» –»вот и все, что я хотел сказать…»

Что же, сделаем и мы краткое резюме нашего занятия.

Семь чаще всего .встречающихся недостатков у людей, выступающих публично:

1.»Каша во рту», т.е. слова звучат невнятно и на одной ноте, монотонно.

2.Запинания: речь сбивчива, бессвязна, в ней много вводных слов, высказываний.

3.Выступление плохо спланировано, поэтому оно нелогично, не подводит, слушателей к драматической кульминации речи, не акцентирует внимание на главной мысли.

4.Безразличие к аудитории. Это просто невежливо.

5.Отсутствие воодушевления: выступающий скучен, форма изложения ма­териала неубедительна, жестикуляция неэффективна или вовсе отсутствует.

6.Плохая предварительная подготовка: оратор не позаботился в том, чтобы

тщательно отрепетировать свою речь.

7. Недостаточное знание предмета: выступающий не в ладу с фактами.

Эти недостатки преодолеваются работой! Помните: каждое выступление прибавит Вам опыта, а не мук!