Общение – одна из важнейших сфер жизнедеятельности человека. В процессе взаимодействия у людей возникают и формируются межличностные отношения, происходит обмен мыслями, чувствами, переживаниями. Общение является органической потребностью человека. Человек, обладающий сознанием, становится личностью в результате взаимодействия и общения с другими людьми.
Проблема общения относится к базовым категориям психологической науки. Результат общения – складывающиеся отношения между людьми. Общение выступает как специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми, как взаимодействие субъектов. Для общения необходимы, по меньшей мере, два человека, каждый из которых выступает как субъект. Общение – сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.
Общение направлено на установление психологического контакта между людьми. Целью его является изменение взаимоотношений с людьми, установление взаимопонимания, влияние на знания, мнения, отношения, чувства других людей. Главное средство общения – язык (речь).
Однако, параллельно им широко используются и неречевые (невербальные) средства.
Понятие «общение» необходимо соотнести с близким, но более широким понятием – «коммуникация». Коммуникация – это связь, в ходе которой происходит обмен информацией, между системами в живой и неживой природе. Например, две ЭВМ соединены кабелем или радиосвязью. Каждая работает по заложенной в ней программе. Если они обмениваются информацией, можно говорить, что между ними существует коммуникация. Другой пример – танец пчелы, сигнализирующей другим пчелам о направлении и расстоянии до цветущего поля. Это тоже коммуникация. Еще один пример: пилот управляет самолетом. В этом случае возникает коммуникация «человек – машина». Однако, во всех рассмотренных примерах нет связи между людьми, влияния одной личности на другую. В силу этого в них не отражена специфика общения.
Необходимо закрепить разобранный материал.
Общение – обмен информацией между людьми, причем не только непосредственный. Просмотр телепередачи, чтение книги, восприятие картины – это тоже акты общения. С. Образцов писал: «Встреча с бизоном испанской пещеры потому вызывает такое волнение, что это встреча не с животным, а с человеком, который нарисовал бизона. Встреча через тысячелетия. И это встреча всегда личная. Всегда встреча двух».
Тема 1. Общение и коммуникация
... ” Тема 1. Общение и коммуникация Основные теории общения. Интерактивная, коммуникативная, перцептивная стороны общения. Общение и коммуникация: сходства и различия. Общение – сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной ...
Таким образом, понятие общения более узкое по сравнению с понятием коммуникации.
Существуют различные виды общения. Деление общения на виды возможно по нескольким основаниям: контингенту участников, степени опосре-дованности, продолжительности.
В зависимости от контингента участников можно выделить общение:
– межличностное;
– лично-групповое;
– межгрупповое.
В первой группе каждый человек общается с каждым «один на один«. В ходе такого общения реализуются как личные (объяснение в любви), так и групповые цели и задачи (деловые переговоры от лица фирмы).
Если общение строится на содержании, касающемся только данных лиц, то они сами выбирают средства, которые в большей мере отражают позицию каждого из них. Если же участники общения являются представителями групп, то они не полностью свободны в способах контактирования. В этом случае выбор средств ограничен, поскольку «высокие общающиеся стороны» должны заботиться о престиже представляемых ими групп.
Следует закрепить изученный материал. Для этого преподаватель может использовать
Лично-групповое общение – это тот случай, при котором одна сторона, один участник – личность, другая – группа, коллектив. При этом необходимо иметь в виду, что личность общается и с группой в целом, но может быть и вариант общения личности с отдельной личностью, как представителем группы, носителем группового мнения.
Для более полного усвоения этого понятия предложите студентам Задание №3. Приведите примеры лично-группового общения в обоих вариантах.
Межгрупповое общение предполагает контакт двух общностей, групп. Цели и задачи общения групп могут совпадать, но могут и не совпадать. Если цели совпадают, то происходит «сложение сил» и общение носит мирный характер. Если цели не совпадают и, при этом, они исключают друг друга, то возникает конфликтная ситуация и общение приобретает вид конфронтации, противоборства. Межгрупповое – не безликое, аморфное общение. Оно иногда выражается в личных взаимодействиях. При этом личность выбирает такие средства общения, которые наилучшим образом выражают коллективную позицию. Для более полного усвоения этого понятия следует предложить Задание №4. Приведите примеры межгруппового общения, которое носит «мирный» характер и характер конфронтации, противоборства. Проанализируй-те средства общения, которые используются в том и другом случае.
В зависимости от степени опосредованности различают непосредственное общение и опосредованное.
Непосредственное общение – общение «лицом к лицу», при котором каждый его участник воспринимает другого и осуществляет контакт, используя все имеющиеся в его распоряжении средства. В непосредственном общении существует больше каналов для обратной связи и искажения не столь значительны, как в случае с опосредованным общением.
Опосредованное общение – общение, в которое вклиниваются промежуточные звенья в виде третьего лица, механизма, вещи. Опосредованность может быть минимальной и значительной. Для того, чтобы студенты более основательно разобрались в этом понятии предложите им
Вербальные и невербальные коммуникации. Характеристики общения. ...
... III. ХАРАКТЕРИСТИКИ ОБЩЕНИЯ 1. Определение общения 2. Типы и виды общения IV. Личность как субъект общения 1. Свойства личности Þ коммуникативная сторона общения Þ перцептивная сторона общения Þ интерактивная сторона общения 2. Формирование ...
В зависимости от продолжительности рассматривают кратковременное и длительное общение.
Время в течение которого происходит общение, оказывает влияние на его характер. Оно является своеобразным катализатором содержания и способов общения.
Кратковременное общение (в пределах одной темы и отрезка времени в несколько часов) с незнакомым человеком отличается от акта общения со знакомым.
С незнакомым человеком общение развертывается в двух планах. С одной стороны, оно направлено на решение стоящей задачи, с другой стороны – на познание этого человека. Познать другого человека за короткий срок, конечно, не удается, но попытка сделать это постоянно существует. В кратковременном общении со знакомыми задача постижения личности отходит на другой план в сравнении с задачей, которую предстоит решать совместно.
Длительное общение предполагает не только решение задач, но и самовыявление каждой из сторон, познание друг друга. Длительное общение – путь к взаимопониманию, но оно же и путь к пресыщению. Как показывает практика, длительный срок общения создает предпосылку либо для возникновения и укрепления положительных деловых и дружеских взаимоотношений, следовательно, психологической совместимости, либо для конфронтации, т.е. психологической несовместимости.
С целью закрепления пройденного материала может быть предложено
Психологи выделяют три уровня общения:
–макроуровень;
–мезауровень;
–микроуровень.
Первый уровень (макро –). В данном случае общение рассматривается как важнейшая сторона образа жизни личности, в котором отчетливо выделяются преобладающее содержание деятельности, круг людей, с которым преимущественно контактирует человек, сложившийся стиль общения. Он определяет своеобразную стратегию личности на протяжении всей жизни.
Второй уровень (меза –) – контакты на определенную тему, одноразовые или многоразовые. Общение в пределах темы имеет начало, середину, окончание, т.е. оно представлено процессом. В зависимости от темы конкретная картина общения может быть весьма своеобразной по форме, способам.
Третий уровень (микро –) – предполагает акт общения, который выступает в роли своеобразной элементарной единицы. Таким актом можно считать «вопрос-ответ», рукопожатие, многозначительный взгляд, мимическое движение в ответ и др. Через элементарные единицы реализуются темы, из которых складывается вся система общения личности в определенный период ее жизни.
По своему назначению общение многофункционально. В психологии выделяется пять основных функций общения.
- Прагматическая функция общения реализуется в процессе развития человека и становления его как личности.
- Формирующая функция проявляется в процессе развития человека и становления его как личности.
- Функция подтверждения состоит в том, что только в процессе общения с другими мы можем понять, познать и утвердить себя в собственных глазах. К знакам подтверждения можно отнести знакомства, приветствия, оказания знаков внимания.
- Функция организации и поддержания межличностных отношений. Восприятие других людей и поддержание с ними различных отношений сопряжено с оцениванием людей и установлением определённых эмоциональных отношений. Эмоциональные межличностные отношения встречаются в деловом общение и накладывают на деловые отношения особый отпечаток.
- Внутриличностная функция общения – это диалог с самим с собой. Такое общение может рассматриваться как универсальный способ мышления человека. Л.С. Выготский отмечал в связи с этим, что человек и наедине с самим собой сохраняет функцию общения.
Общение имеет три взаимосвязанные стороны общения: —коммуникативную; -интерактивную; -перцептивную.
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОСОДИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ...
... РЕЧИ СРЕДСТВАМИ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ СКАЗОК 1.1. Характеристика просодической стороны речи и её развитие в онтогенезе Речь, как языковое явление, рассматривается в современном языкознании в качестве коммуникации, как средство общения ... между людьми. Человек, живя в обществе, с помощью речи передает и получает необходимую для него ...
– Коммуникативная сторона проявляется во взаимном обмене информацией между партнёрами по общению, передаче и приёме знаний, мнений, чувств;
– Интерактивная сторона заключается в организации межличностного взаимодействия, т.е. когда участники обмениваются не только знаниями, идеями, но и действиями;
– Перцептивная сторона проявляется через восприятие, понимание и оценку людьми друг друга.
2. Общение как коммуникация
Когда общение рассматривают как обмен информацией, имеют в виду его коммуникативную сторону.
Общаясь, индивиды влияют друг на друга, у них возникают взаимоотношения. В коммуникации используются различные средства общения. Различают вербальные средства общения и невербальные средства общения. В качестве знаковой системы в вербальной коммуникации выступает речь. Система фонетических знаков языка строится на основе лексики и синтаксиса. Лексика – это словарный состав языка. Синтаксис – это характерные для конкретного языка средства и правила создания речевых единиц. Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при словесной передаче информации смысл сообщения теряется в наименьшей степени по сравнению с другими средствами передачи информации. Передача информации с помощью речи происходит по такой схеме: коммуникатор (говорящий) отбирает слова, необходимые для выражения мысли, связывает их по правилам грамматики, используя лексику и синтаксис, затем произносит эти слова с помощью органов речи. Реципиент (слушающий) воспринимает речь, декодирует речевые единицы для правильного понимания выраженной в ней мысли. Но это происходит, когда общающиеся используют понятный обоим национальный язык. Различают внешнюю и внутреннюю речь. Внешняя речь делиться на устную и письменную. Устная речь делится на диалогическую и монологическую. При подготовке как к устной, так и к письменной речи индивид «проговаривает» слова про себя. Это и есть внутренняя речь. В письменной речи общение происходит с помощью текста. К своеобразной форме вербальной коммуникации относится дактильная речь. Это речь с помощью ручной азбуки, используемая при общении глухонемых людей между собой и с лицами, знакомыми с дактилологией. Дактильные знаки заменяют им буквы.
Психология делового общения и диагностика коммуникативных способностей ...
... с его психическими состояниями и служит средством их выражения" [2]. На основе ... вербальных и невербальных средств общения, т.к. по словесному каналу передается чистая информация, а по невербальному - отношение к партнеру по общению. "Невербальное поведение человека неразрывно связано ...
Во многих ситуациях общения человек сталкивается с тем, что его слова и побуждения неправильно воспринимаются собеседником, «не доходят» до него, т.е. на пути передачи информации возникают какие-то затруднения и препятствия. В этом случае говорят о коммуникативных барьерах, которые подразделяются на барьеры непонимания, барьеры социально-культурного различия и барьеры отношения.
Барьеры непонимания. В психологии выделяется четыре уровня непонимания:
Фонетическое непонимание появляется в результате использования непонятного языка, невыразительной речи, речи – скороговорки или речи с большими количеством звуков паразитов (гм – м э – э…).
Неполное понимание возникает из-за невнятной речи, плохой дикции и речи с дефектами. Поэтому, чтобы быть правильно понятым, надо учиться говорить внятно, разборчиво, достаточно громко и избегать скороговорки. Например, быстрая или медленная речь людьми воспринимается по – разному: это зависит от возраста, образования, индивидуальных особенностей. Так, пожилые люди поймут хуже быструю речь, а молодые – медленную.
Семантические барьеры непонимания связаны с многозначностью слов любого языка, когда участники общения используют различные значения слов, имеющие иной смысл.
Использование жаргона, «тайного языка» также приводит к возникновению семантического барьера. Кроме того существует множество социальных профессиональных терминов, которые непрофессионал не поймет.
Стилистический барьер непонимания возникает при несоответствии стиля речи говорящего и ситуации общения или стиля речи и состояния того, кто в данный момент слушает. В этом плане поучительна история с иностранцем, который выучил несколько фраз и применил их, но был избит и изгнан. Произошло это потому, что он перепутал слова, которые выражают соболезнования, со словами, которыми желают счастья на свадьбе.
Логический барьер непонимания возникает в тех случаях, когда логика рассуждения говорящего либо слишком сложно для понимания слушающего, либо кажется ему неверной, либо противоречит присущей ему манере доказательств. Каждый человек живет и действует по своей логике, поэтому при отсутствии представления о логике партнера по общению «срабатывает» барьер непонимания. Ведь не секрет, что существует «детская», «женская», «мужская» логика, влияющая на процесс общения. Преодолеть логические барьеры непонимания можно при помощи правильных аргументов.
Барьеры социально-культурного различия основаны на социальных, политических, религиозных и профессиональных различиях, которые приводят к отличиям в интерпретации тех или иных понятий, употребляемых в процессе общения. Так, например, известная поговорка «сытый голодного не разумеет», характеризует социальное различие. Иногда препятствием в общении может быть профессия, пол и возраст партнера. Психологи доказали, что барьер общения тем меньше, чем выше авторитетность говорящего в глазах слушающего. Иначе говоря, чем выше авторитет, чем легче происходит усвоение предлагаемого сообщения. Пословица «яйца курицу не учат» показывает отношение к партнеру, не имеющего авторитета у собеседника, т.е. он не авторитет, его можно не слушать.
Психологические проявления лжи в общение людей
... и искреннего поведения у учащихся шестых классов. Предмет исследования: Признаки лжи в общении людей. Объект исследования: Вербальное и невербальное поведение подростка. Гипотеза исследования: Младшие подростки ... не рефлексируют признаки лжи в общении с другим человеком, поэтому не могут достоверно отличить обман и искреннее поведение. Признаками ...
Барьер отношения связан с неприязненным отношением к партнеру, с недоверием к говорящему, которые «переносятся» на получаемую информацию.
Коммуникация может обслуживаться и неречевыми (невербальными) средствами. Невербальные средства общения нужны для того, чтобы: регулировать течение процесса общения, создавать психологический контакт между партнёрами; обогащать значения, передаваемые словами, направлять истолкование словесного текста; выражать эмоции и отражать истолкование ситуации. Выделяются следующие виды невербальных средств общения:
1. Визуальные средства общения – это: – кинесика – движения рук, ног, головы, туловища; – направления взгляда и визуальный контакт; – выражение глаз;
– выражение лица;
– поза (в частности, локализация, смены поз относительно словесного текста);
– кожные реакции (покраснение, появление пота);
– дистанция (расстояние до собеседника, угол поворота к нему, персональное пространство);
– вспомогательные средства общения, в том числе особенности телосложения ( половые, возрастные) и средства их преобразования ( одежда, косметика, украшения, усы, борода и т.п.).
2. Акустические ( звуковые) средства общения – это: – паралингвистические, т.е. связанные с речью (интонация, громкость,
тембр, ритм, высота звука, речевые паузы и их локализация в тексте);
– экстралингвистические,т.е. не связанные с речью (паузы, смех, плач, кашель, вздохи);
3. Тактильно-кинестезические (связанные с прикосновением) средства общения – это:
– физические воздействия (ведение слепого за руку, контактный танец и др.);
— такесика (пожатие руки, хлопанье по плечу).
4. Ольфакторные средства общения – это: – приятные и неприятные запахи окружающей среды;
Давайте задумаемся над таким вопросом: от чего зависит наше восприятие другого человека, то впечатление, которое он на нас производит при общении?
Во-первых, от того, что он говорит: глупость какую-нибудь или интересные, умные, любопытные вещи – скажете Вы и будете, несомненно, правы. Да, наше восприятие другого человека зависит от того, ‘что он говорит.
Во-вторых, впечатление о человеке зависит от того, как он говорит: быстро или медленно, тихо или громко, с энтузиазмом или вяло и равнодушно. Действительно, восприятие другого человека зависит и от того, как он говорит.
В-третьих, наше восприятие зависит и от того, что говорит нам собеседник на языке поз, мимике, жестов. Ведь часто так бывает, что вроде и умные мысли высказывает собеседник и доходчиво говорит, но взгляд недоброжелательный, «из-под лобья», он как-бы «застегнут на все пуговицы» и говорить с ним не хочется. И наоборот, вроде бы ничего нового и интересного не говорит собеседник, и не очень выразительно и ярко, но глаза его буквально излучают добро-10 желательность, он как бы распахнут нам навстречу и о нем складывается приятное впечатление, с ним хочется общаться еще и еще раз. Так насколько же наше восприятие другого человека зависит от невербального поведения? Запомните:
Формы общения между людьми, выражение своих чувств и эмоций, ...
... и чувства. 2. Формы общения между людьми: Общения между людьми происходит в различных формах, которые зависят от уровня общения, его характера, цели. Наиболее типичными формами ... объясняются отмечаемые культурные различия в мимике и эмоциональных жестах. Таким образом, эмоции и эмоциональные выразительные движения человека – представляют собой не рудиментарные явления его ...
-на 10 % наше восприятие другого человека зависит от того, что он говорит;
-на 30 % восприятие другого человека зависит от того, как он говорит;
-на 60 % восприятие другого человека зависит от того, как он ведет себя на невербальном уровне.
Таким образом, большое значение имеет наше поведение на невербальном уровне. Язык поз, мимики и жестов более древний, чем язык речевого общения, им пользовались древние люди, и довольно успешно, до возникновения речи. И сейчас, когда у нас есть мощный канал коммуникации – речь – кажется, что язык тела вроде бы и не нужен. На самом же деле это не так. Язык тела играет очень большую роль в общении. И его надо знать так же хорошо как и язык речевого общения.
Из своего опыта мы знаем: тело человека довольно ярко выражает кто этот человек и какой он сейчас: усталый, веселый, взволнованный и т.д. Это закрепилось и в языке. Мы довольно: часто говорим: «руки опустились от усталости», «он скачет от удовольствия» и т.д. Это происходит непроизвольно, чувства приводят в движение тело помимо нашего сознания. Осанка, походка, жесты, мимика – все это отражает душевный склад каждого человека, его истинное состояние и отражает гораздо более точно чем слова. Давайте рассмотрим такую ситуацию. Вы спрашиваете своего приятеля: «Как дела?!’ он отвечает: «Хорошо». А плечи опущены, взгляд потуплен и головой качает из стороны в сторону, к тому же тяжело вздыхает. Как вы думаете, как же дела вашего приятеля? Мало у кого вызовет сомнения, что дела у него на самом деле неважные. Почему так? Ведь на словах он сказал, что все хорошо. Однако, осанка, жесты, мимика отразили истинное душевное состояние человека и вы однозначно решили что дела у него плохи. Таким образом, окончательная проверка информации при общении происходит на основе информации о невербальном поведении человека.
Итак, какие же конкретно позы и жесты говорят об открытости в общении, о защите (закрытости), о доверии и недоверии (подозрении), об уверенности и неуверенности.
ОТКРЫТОСТЬ
Среди множества жестов, выражающих ее, назовем – «открытые руки».
Часто он сопровождается поднятием плеч, ладони открыты вперед: » Что вы еще от меня хотите?» Испокон веков открытая ладонь ассоциировалась с искренностью, честностью, преданностью и доверчивостью. Вспомним жест приветствия римских легионеров: одна рука прижата к сердцу, другая поднята вверх открытой ладонью к тому, к кому обращались. Когда человек начинает с вами откровенничать, он обычно раскрывает перед собеседником ладони полностью или частично. Как и другие жесты языка телодвижений, это полностью бессознательный жест, он подсказывает вам, что собеседник говорит в данный момент правду. Когда ребенок обманывает или что-то скрывает, он прячет руки за спиной. Аналогично и ‘ взрослые поступают в таких случаях: они прячут руки в карманы или держат их скрещенными. Таким образом, спрятанные ладони могут подсказать Вам, что ваш собеседник неискренен с вами. Агентов по продаже, брокеров, дилеров обучают смотреть на руки клиентов, когда те объясняют причину отказа произвести покупку, потому что о настоящих причинах можно судить по открытости ладоней.
016_Человек. Его строение. Тонкий Мир
... соприкосновение стало сознательным. Именно сознанием должен коснуться и касаться человек Высших Миров, ибо бессознательное с ними общение нужных следствий не даст... Сон – малая смерть Как утончить ... с пользою и извлекать весьма интересные и поучительные впечатления. Главное существование (человека) – ночью. Обычный человек без сна в обычных условиях может прожить не более нескольких дней. ...
Вы можете спросить: «Неужели, если я скажу неправду с открытыми ладонями, то люди поверят мне». Вряд ли. Запомните такое правило: язык тела никогда не читается по одному слову – жесту. Читается всегда фраза, несколько жестов, поза, которые говорят нам об одном и том же, чтобы быть уверенным в своих выводах. Таким образом, если вы нагло лжете и ваши ладони открыты, вы всё же можете показаться неискренним, потому что у вас будут отсутствовать другие жесты, характеризующие открытость, и, кроме того, будут заметны негативные жесты, характерные для говорящих неправду (о них мы поговорим подробнее позднее) и все это не будет сочетаться с открытыми ладонями. Ваша мелодия «честности» прозвучит фальшиво.
Однако, можно повысить кредит доверия, выработав привычку держать ладони открытыми в процессе общения. И наоборот, когда этот жест становится привычным, снижается количество лжи в вашей речи: большинство людей не могут говорить неправду, если их ладони открыты. С помощью открытых ладоней можно заставить других меньше лгать. Ваши открытые ладони, кроме того, поощряют собеседников быть с вами доверчивым и откровенным. Теперь вы знаете, каким мощным стимулом могут стать ваши открытые ладони и, надеюсь, сумеете использовать его для достижения успехов в своем деле.
Другой характерный жест – расстегнутая куртка (пиджак и т. д.).
Человек, доверяющий вам, расстегнет, а то и снимет ее в вашем присутствии (но! помните о мелодии хотя бы из трех жестов).
Открытость, как и другие настрое-
ния заразительные. Анализируя видеозаписи различных деловых встреч и переговоров, психологи установили, что гораздо больше взаимного согласия среди людей в расстегнутых пиджаках, чем среди застегнутых на все пуговицы. Многие из последних, в придачу, сидели скрестив руки на груди в защитной жесте. Те же, кто менял свое состояние в положительную сторону, бессознательно разжимали руки и расстегивались. Не застегивайтесь – и ваши цели будут достигнуты легче.
Итак, комплекс жестов «идем вместе»: люди сидят, расстегнувшись, не скрещивая рук и ног, на краешке стула и наклонившись к партнеру через разделяющий стол.
Если вы заметили этот комплекс жестов в процессе переговоров – смело предлагайте свои условия купли-продажи, заключения контракта и т.д. Ваш партнер готов » идти вместе».
ЗАЩИТА ( ЗАКРЫТОСТЬ )
Грамматика речи человека в экстремальной ситуации
... на собеседника. Коммуникативная позиция человека может изменяться в разных ситуациях общения, а также по ходу общения в одной и той же коммуникативной ситуации. Неотъемлемым компонентом коммуникативного ... собеседником 4. Фактор взгляда 5. Фактор физического поведения вовремя речи (движение, жесты, позы) 6. Фактор манеры (дружелюбие, искренность, эмоциональность, немонотонность, воодушевление) 7. ...
Как узнать, что ваш собеседник негативно относится к вам и вашим идеям, занимает оборонительную позицию, строит защитную стену, через которую вам к нему не пробиться? Существует два универсальных защитных барьера. Первый – барьер, сформированный с помощью рук:
Второй – барьер, сформированный с помощью ног
Рассмотрим подробнее первый барьер — Скрещенные руки. Их используют дети, отрицающие инструкции родителей, руководители не желающие вникнуть в проблемы подчиненных и т.д. Это фиксированная позиция, с которой человек не хочет сдвинуться. Этот жест оказывает сильное влияние и на других. Вы можете повлиять на группу из 3-4 человек, скрестив руки. Сохраняйте эту позицию, когда слушаете и когда говорите, и вы увидите, как быстро нарушится открытое общение. Однако, как узнать, занял ли ваш собеседник защитную позу или просто удобно расположился» в кресле. Посмотрите на его кисти. Расслаблены они или сжаты в кулак? Кулаки усиливают защитную позицию. Быть, может они стиснули одна другую так, что побелели?
Умение понимать язык телодвижений позволяет вам видеть, что человек принял негативное решение до того как он произнесет его, и это дает вам воз-13можность и время изменить ход дела: усилить свою аргументацию, найти новые аргументы, задать упреждающий вопрос, чтобы выяснить, что именно вызвало негативную реакцию.
Подобно защитным барьерам, сформированным с помощью рук, перекрещивание ног – барьер N2, тоже является признаком негативного или оборонного отношения. Однако, первый барьер свидетельствует о более сильном негативном настрое человека, чем второй барьер и скрещенные руки, более явно бросаются в глаза. С осторожностью нужно подходить к интерпретации этого жеста у женщин, поскольку их учили в детстве так сидеть, потому что «так сидят леди». Но, если перед вами человек, у которого вы видите и первый барьер и второй барьер — такой собеседник требует усиленного внимания, он оказывает вам наибольшее сопротивление, перед вами действительно противник.
Существует две основные позы со скрещенными ногами в сидячем положении — классическая (европейская) и американская, так называемая «цифра 4».
Американская (она поэтому так и названа) очень популярна среди американцев мужского пола, имеющих бойцовский характер. Поэтому имея дело с американцами, трудно определить, вкладывают ли они какой-либо дополнительный смысл в этот жест или нет. Зато в другой культуре (например, англичане) этот жест кроме закрытости свидетельствует еще и о духе соперничества и противоречия у вашего собеседника.
Как только люди начинают чувствовать себя уютно и сближаются с другими, они подчиняются неписанному закону, в соответствии с которым защитная поза меняется на открытую, ненапряженную.
Для закрепления материала и формирования психологической наблюдательности следует предложить студентам
Многие люди утверждают, что у них привычки складывать руки на груди или сидеть с перекрещенными ногами, потому что это удобная поза. Любой жест будет удобным, если он соответствует вашему настроению, то есть, если у вас критически настроенное, оборонительное состояние, этот жест покажется вам очень удобным.
Когда указательный палец направлен вертикально к виску, и большой палец поддерживает подбородок, остальные расположены ниже рта – это указывает на то, что слушатель критически негативно настроен по поводу вашего сообщения. Если это сопровождается наклоном тела от партнера – критический тон оценки сгущается.
ОЦЕНОЧНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Человек принимает оценочную позу, если он подпирает щеку сжатыми в кулак пальцами, а указательный палец упирается в висок.
Этот жест, напоминающий роденовского «Мыслителя» означает, что человек находится в состоянии размышления.
Если же человек теряет интерес, но из вежливости хочет выглядеть заинтересованным, то поза слегка изменяется так, что голова будет опираться на основание ладони.
Часто указательный палец может потирать веко, и чем дольше сохраняется этот комплекс жестов, тем дольше сохраняется критическое отношение. Это является сигналом к тому, что надо срочно что-то изменить в беседе, постараться увлечь слушателя другой информацией или закончить беседу, переговоры. Простой способ изменения ситуации – дать что-то подержать вашему собеседнику, тем самым изменить позу.
Итак, в продолжении вашей беседы, переговоров, вы видите, что ваш собеседник оценивает сообщаемую ему информации, вы даже знаете как он ее оценивает, со знаком «+» или со знаком «-«. Но вот он все оценил и готов принять решение. Что скажет вам об этом? Рука передвинется к подбородку и начнет его поглаживать. Если человек носит очки, то вслед за оценочными жестами для принятия решения он заложит одну дужку очков в рот (вместо поглаживания подбородка).
Курильщик поместит в рот трубку, кто-то берет в рот руку. Это признак неуверенности и ему необходима поддержка. Предмет во рту считается оправданием для человека, не решающегося на скоропалительное решение. Не надо прерывать этих жестов или стремиться ускорить события. Лучшая стратегия: внимательно наблюдайте за последующими жестами, которые вам подскажут, к какому же решению пришел ваш собеседник, готов ли он согласиться с вами. И, если, например, после этих жестов принятия решения ваш партнер ушел в закрытую позицию, то …
Для закрепления материала и формирования навыков эффективной коммуникации предложите студентам
Обман, ложь, сомнение
Как узнать, что человек лжет. Распознавание невербальных жестов, сигнализирующих об обмане, является одним из наиболее важных для общения умений, которым можно обучиться в процессе наблюдения за поведением человека. Мы касались этой темы, когда говорили о жестах открытости (руки в кармане и д-р.) Какие же еще жесты могут выдать человека в случае, если он лжет (помните, мы читаем не отдельные жесты, а их комплекс).
Это жесты, связанные с прикосновением рук к лицу. И в процессе наблюдений и экспериментально установлено, что в ситуации, когда приходится обманывать резко возрастает количество жестов «рука к лицу». Какие именно это жесты.
ЗАЩИТА РТА РУКОЙ
Рука прикрывает рот и большой палец прижат к щеке, в то время как мозг на уровне подсознания посылает сигнал сдержать произносимые слова. Если кто-то прикрывает рот в тот момент когда слушает вас это означает, что он чувствует как вы лжете. Чтобы замаскировать этот жест некоторые люди притворно покашливают, либо, например, прикасаются к носу.
ПОТИРАНИЕ ВЕКА
Чтобы избежать взгляда в глаза человеку, которому говорите неправду, скрыться от обмана или подозрения во лжи в этот момент человек, который лжет, потирает веко. Мужчины обычно потирают веко очень энергичным способом, и если ложь серьезная, то отворачивают взгляд в сторону, в пол.
ПОЧЕСЫВАНИЕ И ПОТИРАНИЕ УХА
Этот жест вызван желанием слушающего отгородиться от слов, положив руку около или сверху уха. Вспомните детей, которые натурально затыкают уши, чтобы не слушать упреков в их адрес. Особенно бросается в глаза, если этот жест противоречит вербальному сообщению:
ПОЧЕСЫВАНИЕ ШЕИ И ОТТЯГИВАНИЕ ВОРОТНИЧКА
В ходе исследования жестов людей, сопровождающих их ложь, Десмонд Моррис заметил, что ложь вызывает зудящее ощущение в нежных мышечных тканях лица и шеи, и требуется почесывание, чтобы успокоить эти ощущения. Поэтому некоторые люди почесывают шею и оттягивают воротничок, когда они лгут и подозревают, что их обман раскрыт.
Однако, в который уже раз, не интерпретируйте язык жестов исходя из одного увиденного вами жеста, ищите другие, которые подтвердят ваш вывод или опровергнут его. Ведь у человека может просто зачесаться ухо или глаз в процессе вашей беседы, может быть жаркий летний день и кому-то просто захочется расстегнуть ворот рубашки, чтобы вздохнуть свободнее… Все может быть. Но если ваш собеседник потирает нос, тут же почесывает шею и, наконец, кладет руки в карманы – тут вы можете с большой уверенностью делать свои выводы.
Сразу же после объяснения этого примера предложите
3.Общение как взаимодействие
Все приёмы и способы вербальной и невербальной коммуникации обеспечивают обмен информацией, необходимой людям для организации совместной деятельности.
При рассмотрении общения как взаимодействия людей всегда необходимо принимать во внимание цель общения. Такой целью является удовлетворение потребности в совместной деятельности. Результат общения – изменение поведения и деятельности других людей. Общение здесь выступает как межличностное взаимодействие. Совместная деятельность протекает в условиях социального контроля, на основе социальных норм и принятых в обществе образцов поведения. Ими регламентируются взаимодействия и взаимоотношения людей в совместной деятельности.
Таким образом, интерактивная сторона общения проявляется в обмене информацией и в усилиях людей по организации совместной деятельности.
Человеческое взаимодействие очень разнообразно, поэтому учёные пытаются упорядочить многообразные типы взаимодействий. Исследованиями установлены такие виды взаимодействия:
- одружество;
- конкуренция;
- конфликт.
Содружество характеризуется тем, что партнеры по общению совместно намечают цели и стремятся достигнуть их совместными усилиями.
Конкуренция — это такая организация и осуществление деятельности при которой партнеры идут к цели своими путями, независимо друг от друга.
Конфликт возникает, когда цели партнеров взаимоисключающие, и, кроме того, один из партнеров препятствует осуществлению целей другого.
Одним из возможных способов понимания общения является восприятие положения партнёров, а также их позиций относительно друг друга. В любом разговоре большое значение имеет статус партнёра, статус «ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС», в момент общения. Важно и то, кто в данном общении ведущий, а кто ведомый.
Позиции в общении рассматриваются в русле трансактного анализа. Данное направление в психологии было разработано в 50-е годы 20 века американским психологом и психиатром Эриком Берном (1902-1970).
Наибольшую популярность и практическое применение получила разработанная им схема, в которой Э. Берн выделяет три способа поведения: Родитель, Ребёнок, Взрослый. В любой момент каждый человек может быть в состоянии либо Взрослого, либо Родителя, либо Ребёнка, и в зависимости от этого состояния ведётся разговор, определяются позиции и статус собеседника. Позиция «Ребёнка» может быть определена как позиция «хочу!», позиция «Родителя» — как позиция «надо!», а позиция «Взрослого» — как объединённая позиция «хочу и надо».
Таким образом, за единицу общения принимается так называемая трансакция, состоящая из трансакционного стимула и трансакционной реакции. При нормальных человеческих отношениях стимул влечёт за собой уместную, ожидаемую, естественную реакцию. Такие трансакции называются дополнительными, они не создают конфликтных ситуаций, процесс коммуникации может продолжаться долго (см. рис.1)
гент Респондент Агент Респондент
а б
Рис. 1.
Дополнительные трансакции: а — первого типа; б — второго типа (Рд — «Родитель», В — «Взрослый», Рб — «Ребенок»
Пока трансакция сохраняет дополнительный характер, процесс коммуникации не нарушается независимо от того, заняты ли её участники, например, какими-то сплетнями («Родитель» — «Родитель»), решают ли реальную проблему («Взрослый» — «Взрослый») или просто играют вместе («Ребёнок» — «Ребёнок» или «Родитель» — «Ребёнок»).
Процесс коммуникации прерывается, если образуется пересекающиеся трансакции (см. рис. 2.)
а б
Рис..2. Пересекающая трансакция: а – первого типа; б – второго типа
Пример. Стимул рассчитан на взаимоотношения «Взрослый» – «Взрослый». «Давай попробуем понять, почему в последнее время ты стал много пить» (стимул).
Реакция: «Ты, как мой отец, все время меня критикуешь». Налицо пересекающаяся трансакция первого типа (на рисунке обозначена позицией «а»).
пересекающаяся трансакция второго типа может быть приведена, например, такой позицией, когда на вопрос: «Не знаешь ли, где мои запонки?» следует ответ: «Почему ты никогда не знаешь, где твои вещи? Ты ведь, кажется, не ребенок?»
При трансакционном подходе к решению проблем социального взаимодействия выбор действий участников по общению происходит на основе регулирования их позиций в трансакциях, на основе характера занимаемых каждым из них позиций.
Таким образом, трансакционный анализ представляет собой метод групповой психотерапии, основанный на своеобразном представлении о структуре человеческой психики как состоящей из трёх элементов: чувства и желания детей («Ребёнок»); нормы поведения, традиции родителей («Родитель»); самостоятельное восприятие мира субъектом («Взрослый»).
Э.Берн фактически опирается на традиционный психоанализ, и отнесение его концепции структурированному подходу в решении проблем социального взаимодействия является условным. Ценность трансактивного анализа заключается в том, что он позволяет находить скрытый механизм межличностных взаимодействий, распознавать мотивы собственных действий, поступков своих близких и партнёров по общению.
4. Межличностная перцепция (восприятие людьми друг друга)
С чего начинается общение? Общение начинается «с первого взгляда», т.е. начинается с наблюдения за собеседником, его внешностью, голосом, манерой поведения. Таким образом, происходит восприятие одним человеком другого. Эффективное общение невозможно без правильного восприятия, оценки и взаимопонимания партнёров.
Перцептивная сторона общения выражается в восприятии одним партнером по общению другого, в формировании образа другого человека. Термин «социальная перцепция» (социальное восприятие) впервые был введён американским психологом Дж. Брунером в 1947 г.
Познание и понимание людьми других и себя происходит в соответствие с
психологическими механизмами восприятия:
– идентификация;
– эмпатия;
– аттракция;
– стереотипизация;
– рефлексия;
– каузальная атрибуция;
Идентификация – это один из механизмов познания и понимания человека, заключающийся прежде всего в неосознанном уподоблении себя значимому другому. Обычно это происходит, когда в реальных ситуациях взаимодействия индивид делает попытки поставить себя на место партнёра по общению. В случае неправильного понимания нас окружающими мы говорим: «Побывали бы вы на моём месте», т.е. предлагаем окружающим включить их механизм идеен тификации. При идентификации устанавливается определённая эмоциональная связь с объектом, опосредованная переживанием своей тождественности с ним. .
Эмпатия – постижение эмоциональных состояний другого человека в форме сопереживания. Механизм эмпатии в определённой мере схож с механизмом идентификации. Эта схожесть состоит в умении поставить себя на место другого, взглянут на вещи с его точки зрения. Однако это не обязательно означает отождествление себя с этим человеком (как это происходит при идентификации).
При эмпатии принимается во внимание линия поведения партнёра, субъект относится к нему с сочувствием, но межличностные отношения строятся исходя из стратегии собственного поведения.
Аттракция – при восприятии людьми друг друга формируются определённые отношения с включением эмоциональных регуляторов – от непрятия того или иного человека до симпатии, дружбы, любви.
Стереотипизация – восприятие и оценка социальных объектов на основе определённых представлений (стереотипов).
Стереотипизация проявляется в приписывании сходных характеристик всем членам какой – либо социальной группы без достаточного осознания возможных различий между ними. Стереотип – это упрощённое, зачастую искажённое, характерное для сферы обыденного сознания представление о какой-либо социальной группе или отдельном человеке, принадлежащем к той или иной социальной общности. Стериотипиза-ция является одной из важнейших характеристик межгруппового и межличностного восприятия и сопровождается проявлениями социальных установок, эффектов ореола, первичности и новизны.
Эффекты ореола. Любая информация, получаемая о человеке, накладывается на заранее созданный образ. Этот образ, ранее существовавший, выполняет роль ореола, мешающий эффективному общению. Например, при общении с человеком, превосходящим нас по какому-то важному параметру (рост, ум, материальное положение), он оценивается более положительно, чем если бы он был нам равен. При этом человек оценивается не только по значимому для нас параметру, но и по остальным. В этом случае говорят, что происходит общая личностная переоценка. Поэтому, если первое впечатление о собеседники в целом благоприятно, то и в дальнейшем его поступки, поведения и черты переоцениваются. При этом замечаются и переоцениваются только положительные моменты, а отрицательные – не замечаются или недооцениваются. И наоборот, если общее впечатление о человеке отрицательное, то даже благородные его поступки не замечаются или истолковываются как корысть.
Эффект ореола может принести пользу в том случае, если вы создадите хорошую репутацию людям, которые тесно связаны между собой: однокурсниками, коллегами по работе, друзьями. Очень скоро вы обнаружите, что вас окружают великолепные, дружелюбные люди, замечательно ладящие между собой.
Эффект проекции возникает тогда, когда мы приятному для нас человеку приписываем свои достоинства, а неприятному – недостатки.
Эффект упреждения, или эффект первичности и новизны появляется тогда, когда мы сталкиваемся с противоречивой информацией о человеке. Если мы имеем дело с незнакомым человеком, то значение предается сведениям (информацией), которые предъявляются вначале. При общении с хорошо знакомым человеком учитываются самые последние сведения о нем.
Безусловно, полностью избежать ошибок не может никто, но всем по силам разобраться в особенностях восприятиях и научиться корректировать свои ошибки.
Рефлексия – сознание индивидом, того, как он воспринимается партнёром по общению, т. е. «как будет партнёр по общению понимать меня». При рефлексии происходит осмыслении того, какими средствами и почему он произвёл то или иное впечатление на партнёра по общению.
Каузальная атрибуция – это интерпретация субъектом межличностного восприятия причин и мотивов поведения других людей. (Слово каузальный означает причинный, атрибуция – приписывание социальным объектам характеристик, не представленных в поле восприятия.).
Эти короткие определения следует более подробно раскрыть и закрепить во время занятий психологического тренинга.
Каузальная атрибуция – механизм интерпретации поступков и чувств другого человека (каузальная атрибуция – стремление к выяснению причин поведению субъекта).
Исследования показывают, что у каждого человека есть свои «излюбленные» схемы причинности, т.е. привычные объяснения чужого поведения:
1.люди с личностной атрибуцией в любой ситуации склонны находить виновника случившегося, приписывать причину произошедшего конкретному человеку;
- в случае пристрастия к обстоятельственной атрибуции люди склонны прежде всего винить обстоятельства, не утверждая себя поисками конкретного виновника;
- при стимульной атрибуции человек видит причину случившегося в предмете, на который было направлено действие ( ваза упала потому, что плохо стояла ) или в самом пострадавшем ( сам виноват, что попал под машину).
При изучении процесса каузальной атрибуции выявлены различные закономерности. Например, причину успеха люди чаще всего приписывают себе, а неудачу – обстоятельствам. Характер приписывания зависит также и от меры участия человека в обсуждаемом событие. Оценка будет различна в случаях, если он был участником (соучастником или наблюдателем).
Общая закономерность состоит в том, по мере роста значимости случившегося испытуемые склонны переходить от обстоятельственной и стимульной атрибуции к личностной ( т.е. искать причину случившегося в осознанных действиях личности).
В психологии общения выделяют структуру конкретной ситуации общения в зависимости от объективных и субъективных параметров.
Объективные аспекты ситуации общения не зависят от партнеров по общению. К ним можно отнести погоду, время года, вид профессионального общения (операция у хирурга, урок у учителя, время и место встречи деловых партнеров) и т.д.
Более подробного рассмотрения заслуживают субъективные параметры ситуации общения, которые определяются личностными особенностями людей в ситуации. Этих параметров 7.
1. Оформление ситуации, т.е. – то, как мы ее называем. Мы попали в не кую ситуацию общения и говорим, исходя из нашего прошлого опыта: это кон фликт, или: это – переговоры, или: это – конкуренция и т.д. Что же мы можем изменить в общении, изменяя этот параметр? Все! Например, раньше Вы, попа дая в какую-то ситуацию говорили себе: это конфликтная ситуация, я буду вес ти себя в ней, как в конфликте (почти как на войне).
Но вот у Вас появился но вый опыт (после лекций по психологии общения и занятий по психологическо му тренингу) и теперь Вы видите, что эту ситуацию оказывается можно «пере вернуть» и рассмотреть ее как ситуацию «сотрудничества».
Для более полного усвоения этого важного понятия (оформление ситуации) следует предложить студентам
2. Определение целевой структуры ситуации. Какие цели могут быть реа лизованы в конкретной ситуации общения ? Это могут быть такие цели:
– информационная (обмен информацией с собеседником);
– координационная (взаимное ориентирование и согласование действий) ;
– ампотивная (возбуждение в партнере нужных Вам чувств и переживаний);
– установление отношений (осознание и фиксирование своего места в системе ролевых, деловых, межличностных и других связей);
– оказание влияния на партнера по общению («хочу сделать так, чтобы после нашей встречи он запел от счастья»);
– побудительная (стимулирование активности партнера по общению, направленной на выполнение тех или иных действий);
Как меняется ситуация общения в зависимости от цели? Очень существенно. Представьте себе, что Вы определили целью деловой встречи обмен информацией с деловым партнером. Это потребует с Вашей стороны определенных усилий и затрат времени. Ну, а если Ваша цель – координация, и Вы хотите согласовать с ним совместные действия по решению некоторой проблемы? Это уже совершенно другая ситуация, и в ней Вы будете по-другому себя вести.
Чтобы студенты лучше усвоили это новое понятие, им надо предложить
3. Позиции участников. Каждый человек, вступая в общение, находится в одном из трех состояний «Я» (согласно принципам трансактного анализа
.Берна).
Первый тип состояния ведет свое происхождение от родительских образцов поведения. В этом состоянии человек «чувствует, думает, действует и говорит точно так же, как это делали его родители». Это состояние называется «Родитель» (Р) и графически изображается — Р↓.
Второй тип состояния заключается в том, что «человек сам оценивает все окружающее объективно, рассчитывая возможности и вероятности на основе прошлого опыта». Это состояние называется «Взрослый» (В) и графически изображается — В→.
Третий тип состояния заключается в том, что человек «чувствует, мыслит, действует, говорит и реагирует точно так же, как делал это в детстве». Это состояние называется «Дитя» (Д) и графически изображается — Д↑.
Его нельзя считать ребяческий или незрелым, надо, чтобы человек понимал себя в этом состоянии, т.к. это одна из самых значимых сторон его личности.
Ситуация общения существенно меняется в зависимости от того, какое Я – состояние активизировано в ней. Вы либо пытаетесь контролировать, поучать своего партнера Р , или Вы стремитесь объективно оценивать ситуацию В, либо защищаетесь, впадая в детство Д . Но учащиеся должны не только уметь определять свою позицию в общении. Важно научиться определять позицию собеседника, суметь согласовать свои позиции. В программе психологического тренинга Вам будут предложены некоторые упражнения, которые помогут развить у учащихся навыки рефлексии позиций участников общения.
- Понимание ситуации, видение того, что она означает. Если стороны добились согласованного понимания ситуации общения, то это является хорошей базой продуктивного общения. Вообще говоря, только в этом случае общение можно назвать деловым. Если же понимание «договаривающихся сторон» различно — увы, ситуация выходит из-под контроля. Поэтому важно добиться согласованного понимания ситуации, чтобы можно было двигаться дальше.
- Правила и нормы общения, другими словами: как можно и как нельзя вести себя в конкретной ситуации (например, с незнакомой женщиной).
Хорошее общение – согласование норм и правил. Например, Вы ведете деловые переговоры с партнером и оба считаете, что это лучше делать в светлой, хорошо проветриваемой комнате, в строгой официальной одежде, утоляя жажду «Боржоми». Это одна ситуация. Но если ваш партнер предпочитает вести переговоры на пляже, утоляя жажду коньяком – видимо, это уже другая ситуация. Если Ваши правила и нормы общения различны, то это существенно затрудняет общение.
6. Пространственно-временная организация.
В психологии общения рассматривают 4 зоны общения:
1).
Интимная зона (от 15 до 46 см). Из всех зон эта – самая главная, именно ее человек охраняет как личную собственность, в эту зону проникают только те, кто находится в тесном эмоциональном контакте с этим человеком. Это дети, родители, супруги, близкие друзья и т.д.
2).
Личная зона (от 46 см до 1,2 м). Это расстояние обычно разделяет нас, когда мы встречаемся с друзьями на вечеринках, официальных приемах и т.д. С точки зрения ведения деловых переговоров и встреч, оптимальность выбора этой зоны проблематична. Ведь в ней Вы не только испытываете достаточно сильное психологическое давление партнера, но и сами также оказываете на него достаточно сильное давление. Поэтому выбор этой зоны для делового общения зависит от цели, которую Вы себе поставили, от Вашей уверенности в своих силах, от знания своего партнера и т.д. Надо быть очень внимательным, если Вы организуете свое деловое общение в этой зоне.
3).
Социальная, деловая зона (от 1,2 м до 3,6 м). На таком расстоянии мы держимся от посторонних людей, в этой зоне происходит наиболее эффективное ролевое общение. Уже из нзвания понятно, что в нейтральной, обычной деловой беседе она будет эффективна.
4).
Общественная зона (более 3,6 м). Когда мы адресуемся к большой группе людей, удобно находиться на таком расстоянии от аудитории. Здесь партнеры чувствуют определенную независимость друг от друга.
Язык пространственного взаиморасположения – важный компонент невербального общения. Необходимо еще раз подчеркнуть для учащихся, какое большое значение имеет наше поведение на невербальном уровне. Изменяя так или иначе дистанцию общения со своим партнером Вы имеете реальную возможность менять и ситуацию общения.
7. Личные трудности. У каждого человека есть определенные личные достоинства, которые помогают ему в общении, и есть трудности, которые осложняют его. Например, если Вы – яркий холерик, то Ваша вспыльчивость и агрессивность, видимо, будет помехой в эффективном общении, но яркость, «заразительность» эмоций и хорошая переключаемость – Ваше достоинство, сила. Лучше узнать о своих сильных и слабых сторонах каждый учащийся сможет на практических занятиях психологического тренинга.
Чтобы сделать изучаемую тему более актуальной для каждого студента предложите
5. Публичное выступление
Известный немецкий специалист Вольфганг Цильке считает, что выступать нужна всегда, когда можно обратить на себя внимание. Все дело в том, чтобы результатом было определенное влияние на деловые отношения, деловую сферу. Все зависит, в основном, от уровня подготовки выступления и от ораторского искусства, которым владеет оратор (выступающий).
Как же овладеть ораторским искусством, публичного выступления начинающему оратору?
Для начала попробуем определить какие проблемы возникают, в основном, в публичном выступлении? Во-первых, как справиться с волнением, во-вторых, как установить контакт с аудиторией, в-третьих, куда девать руки?
Как справиться с волнением
1.Первое, что поможет Вам справиться с волнением и прибавит уверенности в себе – тщательная предварительная подготовка темы. Как лучше подготовить свою речь?
Тщательно выберите тему выступления. Если выбор зависит от Вас, остановитесь на том, что Вы хорошо знаете, что Вас интересует. Тогда это, возможно, будет интересно и значимо для других.
Сузьте тему своего выступления, чтобы она поддавалась управлению и представляла наибольший интерес.
Решите: описываете ли Вы предмет, разъясняете что-либо в нем, оспариваете ли некую точку зрения, либо излагаете новую версию.
Говорите только то, что досконально знаете. Имейте в виду аргументы за и против Вашей точки зрения.
Соберитесь с мыслями. Если сможете, выделите пару дней и подумайте над своей будущей речью, как обычно Вы обдумываете повседневные дела. Сделайте общий черновой набросок речи, подготовьте тезисы.
Изберите способ выступления. Говорите, заглядывая в конспект, но избегайте чтения текста. Использование конспекта очень действенно, так как ваша речь звучит естественно, слова приходят словно сами собой. Нецелесообразно прибегать к запоминанию написанного текста, это очень сковывает оратора, не дает возможности откликаться на реакцию аудитории.
Потренируйтесь в произнесении своей речи. Произнесите ее перед семьей или друзьями, либо воспользуйтесь магнитофоном, чтобы проконтролировать качество выступления и его хронометраж. Чем больше практики, тем лучше получится выступление.
2. Прежде, чем реально выйти на сцену, сделайте «мысленный выход», проконтролируйте 7 параметров ситуации общения. Определите цель, которую Вы хотите достичь (например: хочу, чтобы аудитория после моего выступления заплакала, или пошла бить стекла, или хочу произвести хорошее впечатление, или убедить в своей точке зрения и т.д.).
В зависимости от этого Вы выберите позицию в общении (Р, Д, В) и продемонстрируете ее аудитории невербально.
Например, застегнутый пиджак – официальное сообщение и официальная позиция Р. В этой позиции достаточно сложно идти навстречу аудитории, труднее убедить ее, привлечь на свою сторону. Если же по отношению к аудитории Вы решили занять позицию В, то невербально Вы продемонстрируете комплекс «идем вместе»: пиджак расстегнут, руки и ноги не скрещены.
3. «Мы строим «дом».
И вот Вы уже на сцене, один на один с аудиторией, а волнение все же сковывает Вас. Обратитесь к аудитории, не обязательно словами, точнее, лучше не словами, а невербально. Вы вышли на сцену, покажите, что Вы здесь хозяин. Подержите паузу примерно 30 секунд (пауза в 10 секунд всегда «работает» на Вас), проверьте есть ли мел, готова ли доска, если Вы предполагаете ими воспользоваться, «поработайте» с микрофоном, если Вы будете им пользоваться. Вспомните, как выходят на сцену артисты. Редко, кто начинает свое выступление с ходу. Как правило, они начинают невербально «обживать» пространство сцены, где им предстоит работать, они как бы строят «дом», стены которого, как известно, помогают. Постройте и Вы такой дом, почувствуйте себя в нем уютно и уверенно
4. «Движение – это жизнь».
Продолжаем Ваше выступление. Вы уже пять минут, как говорите, но волнение все еще мешает Вам, Ваша речь и движения скованы, и выступление дается Вам с трудом. Обратите внимание на пальцы рук. Расслабьте их. Если пальцы напряжены или сжаты в кулак – это ведет к смыканию голосовых связок, провоцирует мышечный зажим. Чтобы полились слова, человека надо «трясти, как мешок с картошкой», т.е. надо постоянно двигаться на сцене. Не обязательно ходить из угла в угол, движения могут быть мелкими, не очень заметными, но они должны быть!
Есть контакт!
Остановимся подробнее на проблеме контакта с аудиторией.
1. Эффективная жестикуляция.
Вспомните: 60 % впечатления о Вас создается Вашим невербальным поведением, поэтому самый надежный способ установления контакта с аудиторией – грамотно организованное невербальное общение. Наладьте зрительный контакт с отдельными слушателями. С первых минут продемонстрируйте аудитории свою открытость, свой настрой на общение с ней. Избегайте жестов и поз закрытости, агрессивности, недоверия, неуверенности. Например, заведение рук за спину отдалит Вас от аудитории, затруднит контакт. Жестикулировать лучше двумя руками. Если Вы хотите привлечь внимание «занятой» аудитории, и в этом случае Вас выручит выразительная жестикуляция, которая акцентирует внимание слушателей на определенных фразах («когда я говорил им об этом, у всех стало вот такое – соответствующий жест и мимика – изумленное лицо»).
2. Знайте свою аудиторию. Спросите себя: «Кто мои слушатели?» Если Вы затрудняетесь ответить на
этот вопрос, попытайтесь представить группу из двух-трех человек, к которым Вы будете обращаться. Принимайте во внимание следующие характеристики своей аудитории:
-возраст;
-уровень образования;
-профессия;
-цель прихода людей на Ваше выступление;
-уровень заинтересованности в Вашей теме;
-уровень осведомленности в Вашем вопросе.
Если это возможно, не пожалейте времени и заранее поговорите с теми людьми, к которым Вы собираетесь обратиться, чтобы лучше узнать свою аудиторию. Это поможет Вам лучше понять, как лучше общаться с этой конкретной аудиторией. Вы проконтролируете фактор ситуации общения и сможете эффективно спланировать будущее выступление.
Возможно, у этой аудитории есть какая-то история ее возникновения и развития, возможно Вы найдете некие общие события, которые связывают Вас с аудиторией. Поговорите какое-то время не о себе и предмете своего выступления, а об аудитории, о Ваших слушателях, выскажите свое мнение о ней – это станет хорошей основой для контакта с аудиторией.
3. «Как дела?» Хорошей основой для контакта с аудиторией сможет стать несоответствие,
а точнее противоречие между вербальной и невербальной информацией Вашего сообщения (вспомните пример, который мы разбирали о языке тела – «как дела?»).
Любое противоречие привлекает внимание, а противоречие вербального и невербального каналов информации воспринимается, кроме того, не только на уровне сознания, но и на бессознательном уровне, а потому привлекает внимание помимо воли слушателей. Попробуйте воспользоваться этим приемом в аудитории, которую Вы в какой-то момент своего выступления «потеряли».
4. Секретное» оружие. И вот, наконец, Вы перепробовали все возможные варианты установления
контакта с аудиторией, а она, как была «не ваша» – так и осталась. Не отчаивайтесь. Помните, что в Вашем распоряжении осталось, безусловно не последнее, но самое мощное оружие в деле налаживания контакта – Ваше чувство юмора (если, конечно, оно у Вас есть).
«Ведь чувство юмора всегда берет любые города и бесконечно красит человека». Смело пускайте в ход Ваше секретное оружие и, если Ваша шутка анекдот, смешная история, окажутся к месту в Вашем выступлении, смех слушателей и контактирование с ними будет Вам наградой. Поэтому, на всякий случай, держите свое «секретное» оружие всегда наготове и вам будет не страшна любая аудитория.
Куда девать руки?
А, действительно, что делать с руками во время публичного выступления? Лучше бы о них не вспоминать – скажите вы и будете правы. А если Ваши руки самопроизвольно сжаты в кулак, или заведены за спину? Теперь Вы знаете, что
это снижает эффективность Вашего общения с аудиторией. А если они транслируют слушателям, что Вы не уверены в себе, в том, о чем говорите, и, вообще, говорите не то что думаете на самом деле (например, руки упорно не вынимаются из карманов)? Как можно быстрее вспомните о них и постарайтесь организовать эффективное невербальное общение, которое будет помогать Вам увлечь аудиторию.
О многих параметрах эффективного невербального общения мы уже говорили (открытая, активная жестикуляция, нежелательность поз и жестов закрытости, недоверия, неуверенности).
Попробуем посмотреть на эту проблему иначе. Вопрос «Куда девать руки?» можно рассматривать не только с точки зрения, что хорошо, а что плохо для эффективного общения с аудиторией. Какое впечатление производят Ваши жесты и позы, и то ли это впечатление, которое Вы намеревались произвести для достижения цели своего выступления?
«Официальное сообщение»
Вы стоите перед аудиторией, руки по швам, можно руки за спину, пиджак застегнут на все пуговицы. Это поза гордыни, язык тела транслирует слушателям: я дистантен, я вас поучаю, это своеобразный вызов аудитории. Если Вы хотите «бросить ей перчатку» – ничего нет лучше. Если Вы заинтересованы в сотрудничестве со слушателями, не стоит демонстрировать позу «официальное сообщение».
«Поза смирения«
Оратор стоит перед аудиторией, руки внизу одна на другой. Если Вы хотите на аудиторию произвести впечатление «смиренной овечки» – смело демонстрируйте позу смирения. Если это не входит в Вашу задачу, то уходите из этой позы в оптимальную зону жестикуляции.
«Перед боем«
Рассмотрим одну характерную позу, которая в специальной литературе называется «поза самца гориллы перед атакой». Так она названа из-за большого сходства с соответствующим поведением самца гориллы. Руки, сжатые в кулак, опираются на стол, кафедру, трибуну и т.д. Голова опущена вниз, взгляд из-под лобья, плечи и корпус тела наклонены вперед. Помните, что это агрессирует аудиторию. Если Ваша задача – конфронтация, то поза как нельзя лучше подходит для этого. Если нет – уходите из этой позы в оптимальную позу жестикуляции.
«Руки вверх«
Оратор поднимает руки перед очень агрессивной аудиторией, пытаясь успокоить ее. Если по ходу выступления Вы нуждаетесь в этом, то такая поза безусловно поможет Вам.
«Знак равенства«
Как же невербально продемонстрировать, аудитории, что Вы стремитесь общаться с ней на равных, не возвышаясь над ней и поучая, но и не заискивая? Представьте себе, что Вы тоже, как и Ваши слушатели, сидите и естественно жестикулируете, находясь с ними в позиции В (позиция равенства).
Теперь Вы встали, но жестикулировать продолжаете «сидя»: руки на весу, полусогнуты в локтях, т.е. невербально Вы транслируете «я с Вами на равных, и мы вместе заинтересованы в успехе выступления». В данной случае возможен и «купол», но не очень высокий и обязательно в зоне оптимальной жестикуляции.
«Начать и закончить» .
Помните, что начало и конец Вашего выступления – ключевые его моменты. Начало формирует фон Вашего выступления, конец – отношение к нему. Уделите больше внимания этим моментам доклада. Возможные варианты начала выступления:
– возбудите любопытство аудитории новизной информации;
– расскажите интересную историю;
– начните с иллюстрации;
– задайте вопрос, на который вряд ли возможен однозначный ответ;
– начните с потрясающей цитаты;
– обратите внимание аудитории на связь темы Вашего выступления с ее жизненно важными интересами.
Возможные варианты конца выступления: выскажите комплимент Вашей аудитории, особенно если она этого заслуживает, или же вам предстоит еще несколько раз встретиться с ней; – закончите выступление шуткой, вызвав смех в зале. Это позволит вам расстаться с аудиторией на положительной ноте; – можете закончить подходящими поэтическими строками; – призовите аудиторию к действию; – сделайте краткое резюме своего выступления;
Кроме того, следует заметить, есть и варианты конца выступления, которых следует избегать:
–»к сожалению, я не успел сказать все, что хотел…» –»вот и все, что я хотел сказать…»
Что же, сделаем и мы краткое резюме нашего занятия.
Семь чаще всего .встречающихся недостатков у людей, выступающих публично:
1.»Каша во рту», т.е. слова звучат невнятно и на одной ноте, монотонно.
2.Запинания: речь сбивчива, бессвязна, в ней много вводных слов, высказываний.
3.Выступление плохо спланировано, поэтому оно нелогично, не подводит, слушателей к драматической кульминации речи, не акцентирует внимание на главной мысли.
4.Безразличие к аудитории. Это просто невежливо.
5.Отсутствие воодушевления: выступающий скучен, форма изложения материала неубедительна, жестикуляция неэффективна или вовсе отсутствует.
6.Плохая предварительная подготовка: оратор не позаботился в том, чтобы
тщательно отрепетировать свою речь.
7. Недостаточное знание предмета: выступающий не в ладу с фактами.
Эти недостатки преодолеваются работой! Помните: каждое выступление прибавит Вам опыта, а не мук!