Нормобарическая гипокситерапия в реабилитации детей с различными заболеваниями

Охрицкая В.Д.

В настоящее время особую актуальность в реабилитации несовершеннолетних приобретает разработка и реализация комплексных мероприятий, направленных на восстановление здоровья несовершеннолетнего, его социальную адаптацию в обществе, коррекцию нарушений психо-эмоциональной сферы.

Для реализации этих направлений реабилитации в социально-реабилитационном центре (СРЦ) Азовского района Ростовской области «Пеликан» в 1996 году было организовано отделение медико-социальной реабилитации (ОМСР) несовершеннолетних. Специалисты отделения (врачи, специалист по социальной работе, педагог-психолог, дефектолог) совместно разрабатывают для каждого несовершеннолетнего, проходящего курс реабилитации, индивидуальную программу реабилитации (ИПР), включающую комплекс медицинских, социальных и психолого-педагогических мероприятий.

Регулярно проводимые специалистами отделения первичные и повторные медико-социальные патронажи семьи, в которой проживает несовершеннолетний, позволяют выделить основные социальные проблемы этой семьи и пути их решения, решить вопрос о необходимости медицинской реабилитации несовершеннолетнего в ОМСР СРЦ, оказать своевременно психолого-педагогическую помощь несовершеннолетнему, и, конечно, осуществить контроль над выполнением программы реабилитации несовершеннолетнего.

В отделении медико-социальной реабилитации СРЦ «Пеликан» проходят реабилитацию несовершеннолетние, оказавшиеся в социально трудных и неблагополучных жизненных ситуациях, имеющие различные заболевания. Это дети, временно проживающие в приюте СРЦ, а также дети из малообеспеченных, многодетных, неполных семей, проживающие в Азовском районе. Кроме того, в отделении имеется дневной стационар для реабилитации детей с ограниченными возможностями, для которых наряду с восстановлением физического здоровья важна их социальная адаптация в обществе.

ИПР несовершеннолетнего включает реабилитационные мероприятия во время курса реабилитации в отделении и дальнейшие рекомендации специалистов после курса. Кроме медицинских процедур и занятий со специалистами дети участвуют в работе кружков и студий, общественных мероприятиях Центра, занимаются с педагогами подготовкой к школьным урокам. Специалисты отделения проводят с родителями детей тематические семинары по актуальным вопросам реабилитации «Мамина школа».

2 стр., 720 слов

Социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних в Центре

... психолого-медико-педагогическое обследование и разработка индивидуальной программы его социальной реабилитации. Работа дневного отделения строится на основе индивидуальных программ реабилитации несовершеннолетних, куда входят индивидуальные педагогические карты по работе с детьми, ...

Медицинская реабилитация несовершеннолетнего в ОМСР включает в себя комплекс медикаментозного лечения, физиотерапии, рефлексотерапии, массажа, лечебной физкультуры. Отделение оснащено современным медицинским оборудованием. Наряду с традиционной физиотерапией, здесь широко используются новейшие методы аппаратного лечения: нормобарическая гипокситерапия, небулайзерная, вибросенсорная, лазерная терапия, электропунктура, краниолазеропунктура и др.

Нормобарическая гипокситерапия, точнее прерывистая нормобарическая гипокситерапия (ПНГ) – это один из новых немедикаментозных методов профилактики, лечения и реабилитации в медицине.

Суть метода заключается в чередующемся вдыхании воздуха с пониженным содержанием кислорода (10%-12%) при нормальном парциальном давлении кислорода и атмосферного воздуха с обычным содержанием кислорода (21%).

На практике это ни что иное, как имитирование высокогорных условий по содержанию кислорода, но в нормобарической равнинной атмосфере.

В основе практического применения гипокситерапии лежит концепция адаптации (приспособляемости) организма к воздействию экстремальных факторов. Гипоксия (недостаток кислорода) – один из древнейших факторов, воздействующих на живые организмы, поэтому приспособительные реакции в ходе адаптации к гипоксии хорошо отработаны в процессе эволюции. Согласно концепции о перекрестной адаптации к одному экстремальному фактору, повышается устойчивость организма к целому комплексу неблагоприятных воздействий. Любое патологическое состояние, болезнь сопровождаются гипоксией, отсюда понятна важность тренировки организма к недостатку кислорода с целью активации адаптационных процессов.

Недостаток кислорода во вдыхаемом воздухе во время сеанса гипокситерапии первоначально запускает срочные механизмы адаптации организма («борьба за кислород»): усиливается легочная вентиляция, улучшается трахеобронхиальная проходимость, максимально утилизируется кислород из альвеол легких в кровь, улучшается кислородотранспортная функция крови, раскрываются резервные капилляры и улучшается микроциркуляция тканей, активируются процессы клеточного и тканевого дыхания, усиливается обмен веществ.

В процессе длительной тренировки организма к гипоксии (в течение курса гипокситерапии) реализуются долговременные механизмы адаптации, проявляющиеся повышением сопротивляемости организма к различным неблагоприятным факторам, стимуляцией иммунитета, нормализацией обмена веществ в органах и тканях, мобилизацией антистрессовых механизмов регуляции эндокринной и центральной нервной систем.

В отделении медико-социальной реабилитации СРЦ «Пеликан» нормобарическая гипокситерапия, согласно методическим рекомендациям, применялась в реабилитации детей со следующими заболеваниями:

1. Хронические неспецифические заболевания легких, бронхов, в т.ч. бронхиальная астма, респираторные аллергозы.

2. Хронические воспалительные заболевания носоглотки.

3. Аллергические заболевания (сезонные поллинозы, рецидивирующая крапивница и др.).

4. Вторичные иммуннодефицитные состояния у часто болеющих детей простудными заболеваниями.

5. Хронические воспалительные заболевания внутренних органов в стадии ремиссии.

13 стр., 6430 слов

Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного ...

... дошкольников, установить закономерности; - провести диагностику музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста. МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ основой исследования послужили концептуальные подходы ... психологами-теоретиками (Л.С.Выготский, Б.М.Теплов). работы, посвященные исследованию творческого развития детей (Н.А.Метлов, К.В.Головская, Н.А.Ветлугина, К В. Тарасова). МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ: ...

6. Вегетососудистая дистония пубертатного периода.

7. Последствия перинатального и натального поражения центральной нервной системы с проявлениями монопарезов, парапарезов, эписиндрома, дизартрии. Последствия черепно-мозговых травм.

8. Малая мозговая дисфункция (ММД).

9. Детский церебральный паралич (ДЦП), прогрессирующая мышечная дистрофия (ПМД).

10. Неврозы у детей, в том числе: энурез, невроз навязчивых состояний, астено-невротический синдром, гипердинамический синдром.

Во время курса реабилитации метод прерывистой нормобарической гипокситерапии (ПНГ) чаще использовался в комбинации с другими методами (физиолечение, массаж, рефлексотерапия, лечебная физкультура), в единичных случаях как самостоятельный метод при наличии противопоказаний к другим видам реабилитации. ПНГ проводилась с помощью установки гипокситерапии «Био-НОВА-204» («Горный воздух»), выпускаемой НТО «БИО-НОВА», г. Москва.

Установка «БИО-НОВА-204» имеет надежную запатентованную систему контроля кислорода и самотестирования. Каждому пациенту задается индивидуальная программа дыхания, по которой во время сеанса гипокситерапии пациент дышит через маску гипоксической смесью («горным воздухом»), а часть времени, отстранив маску, дышит атмосферным воздухом.

Временный интервал «горного воздуха» — 1-5 мин, атмосферного – 1-5 мин., чередуются они многократно. Продолжительность одного сеанса составляет 60 мин, рекомендованный курс до 15 сеансов.

Повторный курс гипокситерапии рекомендуется индивидуально через 3-6 месяцев.

С каждым сеансом программа дыхания усложняется (увеличивается время «горного воздуха» и уменьшается время атмосферного), что способствует постепенной адаптации к недостатку кислорода. Перед каждым пациентом имеется дисплей, наглядно индуцирующий программу, на пульте медсестры установлены время сеанса и программа дыхания каждого пациента. Программа дыхания задается врачом в зависимости от его заболевания, возраста, функционального состояния.

За период с 2000 года по 2005 год в отделении медико-социальной реабилитации гипокситерапию получили 511 детей. Из них детей с детским церебральным параличом – 96 чел., с последствиями перинатального и натального поражения центральной нервной системы с проявлениями парезов, эписиндрома, дизартрии, малой мозговой дисфункцией – 112 чел., детей со вторичным иммуннодефицитным состоянием при частых простудных заболеваниях — 104 чел., с бронхиальной астмой и респираторными аллергозами – 59, с ВСД пубертатного периода – 74, с неврозами – 61 чел.

В результате применения гипокситерапии при бронхолегочных заболеваниях у детей наблюдалось уменьшение частоты и длительности обострений заболеваний, увеличение периода ремиссии; при бронхиальной астме – уменьшение частоты и тяжести приступов удушья, улучшение функции внешнего дыхания; у часто болеющих детей со вторичным иммуннодефицитом повысилась общая сопротивляемость организма, реже дети стали болеть ОРВИ; у детей с неврозами уменьшились проявления энуреза, логоневроза, невроза, навязчивости, улучшался сон, настроение.

8 стр., 3723 слов

План работы с ребенком с особыми потребностями Программа коррекционной ...

... оказание помощи детям этой категории в освоении основной образовательной программы начального общего образования. Задачи программы: — выявлять особые образовательные потребности детей с ограниченными ... медико-педагогической комиссии); — обеспечить возможность освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья основной образовательной программы начального общего образования на доступном им ...

У детей с перинатальным и натальным поражением центральной нервной системы, с ДЦП отмечалось уменьшением явлений гиперкинезов, спастичности мышц, улучшение двигательных функций, речи, внимания, сна.

Выводы:

Нормобарическая гипокситерапия – один из эффективных методов реабилитации несовершеннолетних при различных заболеваниях, в комплексе с другими реабилитационными мероприятиями способствующий скорейшему выздоровлению и физической реабилитации детей и подростков.

Охрицкая В.Д., врач-физиотерапевт отделения медико-социальной реабилитации ГОУСРЦ Азовского района Ростовской области «Пеликан»

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.psy.su