Н.К. Симеонова.Неврозы и их проявления. Астрологос. Медицинская астрология.Неврозы возникают в результате нарушения подвлиянием психического воздействия деятельности центральных интегративныхмеханизмов, обеспечивающих адекватное целесообразное поведение, котороевозникает как производное определ нной суммы потребностей. Назначениеинтегративных механизмов заключается в выработке поведения, позволяющего удовлетворитьэти потребности в мере, соответствующей их значению.При этом в большей илименьшей степени выделяется основная в данный момент потребность главный мотивповедения и объект, достижение которого способствует удовлетворениюпотребности, т.е. цель поведения.
При достаточнойсохранности функции центральных интегративных механизмов воздействия,отклоняющие индивидуума от достижения цели, нейтрализуются, что обеспечиваетустойчивость к психическим стрессам и позволяет сохранить адекватное поведение.Неадекватное,невротическое поведение возникает в тех случаях, когда в результате повышенныхтребований, предъявляемых ситуационными влияниями, наступает утомление, а затеми истощение интегративных систем и ослабевает психическая устойчивость.
Вбольшинстве случаев сила ситуационных влияний превосходит компенсирующиевозможности интегративных механизмов не в результате чрезмерно большойабсолютной интенсивности стрессового фактора, а вследствие индивидуальнообусловленной сенсибилизации к каким-либо ситуационным влияниям. Таким образом,патогенное влияние оказывает не ситуация как таковая, а выявляемая этойситуацией недостаточность психических или физических ресурсов дляудовлетворения актуальной потребности, т.е. для реализации мотивированногоповедения.
Невозможностьреализации мотивированного поведения фрустрация, возникает обычно не в связис отсутствием объекта, необходимого для удовлетворения потребности, а в связи сситуацией, препятствующей его достижению.При этом наибольшее патогенноезначение имеют не пассивные препятствия отсутствие соответствующих средств илиспособностей , а активные, связанные с одновременным существованиемразнонаправленных конкурирующих потребностей.
Этот вариант фрустрациипредставляет собой интрапсихический конфликт.Возможны тритипа такого конфликта необходимость выбора между двумя равно желательнымивозможностями конфликт аппетенция-аппетенция , необходимость выбора принежелательности любой из избираемых возможностей конфликт аверсия-аверсия ,необходимость выбора между достижением желаемого ценой нежелательныхпереживаний и отказом от желаемого с тем, чтобы избежать этих переживаний конфликт аппетенция-аверсия .В качествечистого типа фрустрации, приводящей к развитию невроза, могут быть указаныситуации, в которых мотивы, вынуждающие субъекта к проведению какой-нибудьдеятельности, сочетаются со сравнимым по силе отрицательным отношением к этойдеятельности.
Кейс №40 Психология конфликта. Конфликты в педагогической деятельности. ...
... рано или поздно приведет к семейным конфликтам. 2. Как поведение родителей определяет данный конфликт? Отстраненное поведение родителей в отношении своего сына и ... объективные и субъективные причины возникновения педагогических конфликтов. Объективные причины педагогических конфликтов: · Недостаточная степень удовлетворения базисных потребностей студента. · Противопоставление функционально-ролевых ...
При этом возникает психическое насыщение с характернойнапряж нностью аффекта.Весьмараспространена фрустрация, связанная с конфликтом между инстинктами человека,обеспечивающими благополучие особи инстинкт сохранения жизни, эгоистическиеинстинкты , и стремлением к соответствию общественным нормам, сопровождающаясяощущением вины и тревоги.Стремление ксоответствию общественным нормам может быть субстратом фрустрации, еслииндивидуум принадлежит одновременно к различным общественным группам,предъявляющим требования, противоречивые, но равно значимые для индивидуума.
Фрустрациявозникает также в том случае, если не находят удовлетворения творческийпотенциал индивидуума например, когда талантливый и высококвалифицированныйчеловек вынужден выполнять несложную деятельность . Источникомфрустрации могут быть и ситуации, при поверхностном наблюдении представляющиесявполне благополучными.
Так, например, ситуация покоя и комфорта при полномотсутствии неблагоприятных воздействий может быть источником фрустрации дляиндивидуума с выраженным влечением к переживаниям.Интрапсихическиеконфликты, а также предвидение ситуации, содержащей опасность фрустрации, т.е.опасение индивидуума, что он окажется неспособным реализовать важнейшиеустремления или окажется несостоятельным при предъявлении ему тех или иныхтребований, являются причиной тревоги, представляющей собой наиболее интимныймеханизм психического стресса и проявляющейся ощущением неконкретной,неопредел нной угрозы, неясного чувства опасности.
Неосознанность причины,вызывающей тревогу, может зависеть от недостатка информации, позволяющейанализировать ситуацию, однако чаще эта неосознанность является функциейинтрапсихических защит, не допускающих осознания информации, противоречащейпредставлению субъекта о своей личности.
При конкретизации ощущения угрозытревога сменяется страхом.Хотя страх, как и тревога, связан с ощущением угрозыи непредсказуемым исходом ситуации, связь его с определ нным объектом делаетвозможной деятельность, направленную на устранение или избежание источникаугрозы, в то время как при тревоге такая деятельность невозможна, что усиливаете невротизирующее воздействие. Подверженностьпсихическому стрессу существенно возрастает из-за способности человекапрогнозировать возможные неприятные последствия предстоящих событий иэффективно реагировать на предстоящую угрозу.
При этом интенсивностьотрицательных эмоций, вызванных прогнозируемыми событиями, может превышать силуэмоций, вызванных их реальным осуществлением, поскольку сила эмоциипрогрессивно нарастает при попеременном представлении положительного иотрицательного исхода прогнозируемой ситуации.
НЕВРОЗ ТРЕВОГИНевроз тревогинаиболее часто возникает при фрустрации обычно хронической , связанной снеудовлетвор нностью служебной, семейной, сексуальной и т.п. ситуацией,особенно в тех случаях, где эта фрустрация обусловлена интрапсихическимконфликтом. Чаще невроз тревоги развивается у лиц, которые и в преморбидномпериоде отличались высоким уровнем тревожности, мнительностью, боязливостью.Основнойсимптом заболевания чувство тревоги, которая отличается диффузностью и постоянством.
Особенности социальной ситуации развития.Учебная деятельность ...
... детей привычки работать вполсилы. 2.Учебная деятельность как ведущая деятельность Учебная деятельность становится ведущей для младшего ... благополучие ребенка зависит от внутрисемейной гармонии. В школе возникает новая структура этих отношении. Система "ребенок - ... всех. Ситуация "ребенок - учитель" пронизывает всю жизнь ребенка. 1.Особенности социальной ситуации развития Социальная ситуация развития ...
Она проявляется ощущением внутренней напряж нности, беспокойства,неопредел нной угрозы, ожиданием неясной опасности. Возникновение тревоги независит от каких-либо конкретных условий, ситуаций, представлений свободноплавающая тревога . Интенсивность тревоги колеблется от л гкой внутреннейнапряж нности до ощущения неизбежности надвигающейся катастрофы.Обычноприступы острой тревоги периодически возникают на фоне менее выраженных, ноболее постоянных тревожных расстройств. В период обострения тревога можетобретать конкретную фабулу, т.е. сменяться страхом, однако при этом чувствотревоги первично, а конкретное содержание вторично и часто изменчиво.
Так, еслина высоте тревоги возникает страх смерти от какого-либо заболевания например,инсульта , то, узнав от врача об отсутствии признаков такого заболевания,больной может тут же выдвинуть другую гипотезу, объясняющую неисчезающеечувство надвигающейся катастрофы и близкой гибели.Заболеваниеможет дебютировать подобным острым приступом тревоги, однако тревога можетразвиваться и постепенно.
В связи с постоянным чувством тревоги поведениебольных дезорганизуется, им трудно на ч м-либо сосредоточиться, они легковозбудимы, не способны планировать свою деятельность, в перспективе постоянноожидают неблагоприятного исхода текущей ситуации даже в тех случаях, когда этотисход мало вероятен.Соматическиепроявления заболевания наиболее выражены в период острой тревоги и нередковыдвигаются больным на первый план. К ним относятся диспноэ от затрудн нногодыхания до астмоидных приступов , икота, дисфония и афония сердечно-сосудистыесимптомы сердцебиения, экстрасистолия, прекардиальные боли жгучие, сжигающие,ноющие, иногда с иррадиацией , вазоконстрикторные явления симптомы со стороныжелудочно-кишечного тракта, слюнотечение или сухость во рту, тошнота, рвота,понос, тенезмы, дискинезии кишечника и желчных путей нервно-мышечные симптомы генерализованный тремор, тики мимической мускулатуры, мышечные и суставныеболи. Могут возникать нарушения мочеиспускания, выражающиеся спазмом сфинктерамочевого пузыря или частыми позывами на мочеиспускание.
Отмечаются такжеразнообразные парестезии, шум в ушах, ощущение тумана и потемнения в глазах.Эти явления могут затрагивать преимущественно одну систему, например,сердечно-сосудистую, но обычно и в этом случае в период острой тревогиобнаруживаются жалобы, касающиеся функции других систем.
При хроническойтревоге соматические проявления выражены слабее и чаще затрагивают только однусистему органов.
В этих случаях возникает опасность диагностических ошибок,когда проявления тревоги трактуются как самостоятельные соматические симптомы.Синдром тревоги может наблюдаться, помимо невроза тревоги, также приорганических церебральных поражениях, особенно в тех случаях, где на первыхплан выступает гипоталамическая дисфункция. Он может встречаться также вклинике эндогенных психозов.Продолжительностьневроза тревоги обычно не превышает нескольких месяцев. При более длительномтечении он обычно сменяется дифференцированными формами неврозов.
Острые церебральные осложнения
... чаще бактериальных, являются: эпендиматит с исходом в вентрикулит (нередко в остром периоде заболевания единственными проявлениями которых являются сохраняющийся судорожный синдром и выраженная общая ... плавающие глазные яблоки, диспноэ. Дислокация на уровне среднего мозга характеризуется симптомами децеребрационной ригидности, и отсутствием фотореакции, утратой окулоцефальных рефлексов, узкими ...