Министерство культуры Российской Федерации
Федеральное государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения»
Реферат
по предмету «Психология творчества»
на тему
«Мотивация творческой деятельности»
Выполнил студент
Трошин А.П. группа (2ЗР1)
Преподаватель
Холодович Лариса Викторовна
Санкт-Петербург 2017 г.
Оглавление
Введение
1. Творческая деятельность. Творческая личность
2. Основные мотиваторы творческой деятельности
2.1 Основные внутренние мотивы творческой деятельности
2.2 Основные внешние мотивы
3. Барьеры творческой деятельности
4. Заключение
Список использованной литературы
Введение
Мой реферат посвящен проблеме мотивации творческой деятельности человека на протяжении его жизни в современном обществе. Роль мотивации в творческом процессе неоспорима. Установление связи мотивации и творчества важно как для изучения деятельности, так и для понимания становления личности, поскольку человек проявляет свою сущность в творческой деятельности. Творчество, как и другая социальная деятельность, обусловлена ценностно-мотивационной сферой личности, характеризующейся многообразием мотивов. Цель моей работы — выяснить и раскрыть мотивы творческой деятельности, которые определяются потребностями, прежде всего, в самореализации, самосовершенствовании, самоотдаче и признании, описать основные мотивы творческой деятельности. Также я ставлю цель выяснить некоторые механизмы и методики, способствующие повышению мотивации, выходу из творческого тупика. Ведь такие методики есть и широко используются. Я покажу примеры из собственной жизни и примеры методик, помогающих различным людям, взятые из открытых источников. Для полноты сообщения мне потребуется выявить и произвести классификацию основных барьеров, встающих перед личностью, которой нужно в течении определённого времени дать творческий результат.
Выделяют много видов творчества. Это может быть музыкальное, научное, техническое или бытовое творчество, житейское творчество, детское. Творчество реализуется в процессе деятельности личности. Я постараюсь раскрыть, что результат творчества часто по важности неотделим от процесса созидания идеи.
Педагогическая деятельность как творчество
... мотивации, творческих способностей личности) предпосылок для творчества; § новизна и оригинальность процесса или результата. Если из названных признаков осмысленно исключить хотя бы один, то творческая деятельность ... потребность, и невозможно ждать озарений на базе второстепенного для субъекта мотива. Игровая деятельность детей с их познавательными потребностями и чрезвычайно слабой вооруженностью ...
«Творчество − это социально обусловленная целенаправленная созидательная деятельность человека, в которой наилучшим образом представлены продуктивные компоненты, свойственные труду» [1, c.21].
Творчество характеризует и пронизывает все аспекты человеческой жизнедеятельности и является неотъемлемой частью его социальной деятельности. Элементы творческого процесса находят отражение практически в любой социальной деятельности человека. Многие ученые считают, что смысл жизни человека заключается в реализации его творческих способностей. Творческое созидание человека направлено на создание качественно новых ценностей и способствует восхождению человека к высшим ступеням духовности, нравственности, свободы, развитию личности и культуры.
Таким образом творчество является всеобъемлющим понятием, трактуемым немного по-разному в разных институтах общества. Я постараюсь прояснить для себя что же именно влияет на желание человека творить.
1. Творческая деятельность. Творческая личность
Самих определений понятия творчества, творческой деятельности очень много. Контекст сильно влияет на терминологию. «Творчество — это деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. Творчество специфично для человека, т.к. всегда предполагает творца — субъекта творческой деятельности» [2].
«Потенциал» переводится с латинского как «сила». В общем смысле, потенциал — это имеющиеся в наличии ресурсы и средства для активизации этих ресурсов с целью достижения определенных результатов.
Таким образом, творческий потенциал — это знания, умения, способности и стремления субъекта к преобразованию окружающей действительности. Важно, что творческий потенциал поддается развитию, и, помимо значимой роли личностных качеств и способностей, сильное влияние несет в себе мотивационно-целевой компонент.
Каждый человек в процессе своей деятельности создает определенные продукты. Человек, считающийся творческим, создает принципиально новые продукты, занимается созиданием и находится в поиске. Игра на музыкальном инструменте, как таковая, не является творческой деятельностью, как и рисование, фотографическая съёмка, шитье одежды. Однако, стоит человеку добавить в процесс этой деятельности что-то индивидуальное, пропустить через призму собственного восприятия, то производимый продукт может являться творческим, равно как и процесс производства.
Таким образом, творческая личность — это личность, создающая абсолютно уникальный продукт. Это человек, способный быть творцом и реализующий эту способность. Несомненно, что сам по себе творческий процесс является любимым и привычным занятием для творца.
Воображение и его роль в познавательной и практической деятельности человека
... напоминает восприятие или память, чем творчество. В зависимости от содержания деятельности и характера труда человека воображение подразделяется на художественное, техническое, ... мышьяка, когда описывал сцену самоубийства мадам Бовари. Творцам благодаря яркости чувственных образов кажется, что они непосредственно воспринимают то, что ...
«Любознательность — это главный движущий стимул ученого», — утверждал выдающийся венгерский биохимик А. Сент-Дьерди. Таков еще один мотив деятельности. А Вальтер Скотт говорил: «Чем бы там ни объясняли побудительные мотивы сочинительства, я считаю, что единственный стимул — это наслаждение, даруемое напряжением творческих сил и поисками материала. На любых других условиях я писать отказываюсь — точно так же, как не стану охотиться только ради того, чтобы пообедать кроликом. Однако коль скоро сему занятию будут способствовать хвала и деньги, возражать против этого было бы так же нелепо, как выбрасывать убитого кролика». [4]
Тут мы видим симбиоз качеств в человеке, где сам поиск не уступает по важности, а зачастую и превосходит востребованность в результате. Часто достижения творца убираются «в стол», периодически их важность остается недопонятой самим человеком, сделавшем открытие. На мой взгляд, мотивация творца должна исходить именно из поиска.
Если попытаться в подробностях описать этого индивида, выделить определенные характеристики, свойственные ему, то, вероятно, получится следующее:
ØОбладает врожденной склонностью и заинтересованностью в творческой деятельности.
ØПрисутствует способность к данной деятельности.
ØРаскрываясь, его потенциал, сподвигает создавать новое или обновлять.
Исходя из этого, антиподом такого субъекта, на мой взгляд, будет человек:
vНе заинтересованный в творчестве и не получающий удовольствия от процесса.
vИмеющий низкий уровень индивидуальных способностей. В зависимости от сферы применения, это может быть недостаток технических навыков, воображения…
vС отсутствующей мотивацией создания или обновления.
Тут мы сталкиваемся с ключевыми понятиями моего реферата. Дальше я приведу основные определения заявленной темы работы:
«Мотивация (от лат. movere) — побуждение к действию; психофизиологический процесс, управляющий поведением человека, задающий его направленность, организацию, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности». [2]
«Мотив (лат. moveo — «двигаю») — это обобщенный образ (видение) материальных или идеальных предметов, представляющих ценность для человека, определяющий направление его деятельности, достижение которых выступает смыслом деятельности. Мотив представлен субъекту в виде специфических переживаний, характеризующихся либо положительными эмоциями от ожидания достижения данных предметов, либо отрицательными, вызванными неполнотой настоящего положения. Для осознания мотива требуется внутренняя работа. Впервые термин «мотивация» употребил в своей статье А. Шопенгауэр». [3]
Взаимосвязь потребностей и трудовой мотивации человека
... с трудом. Взаимосвязь потребностей и трудовой мотивации человека Саму потребность можно определить несколькими способами. Так, ее рассматривают как «побуждающее к деятельности состояние субъекта, направленное ... характер, позволяла самореализовываться. Потребностная сфера человека - это динамичное образование. Потребности и мотивы могут различаться не только от человека к человеку, но и от ситуации к ...
2. Основные мотиваторы творческой деятельности
2.1 Основные внутренние мотивы творческой деятельности
Основные мотивы творческой деятельности принято делить на внутренние и внешние.
Внутренние мотивы заложены в самом человеке. И выражение творчества может стать новым, ранее неизвестным ответом на неосознанно не реализованное желание, неудовлетворённую потребность… Внутренние мотивы заложены на уровне инстинктов. Далее я приведу основные внутренние и внешние мотивы и попробую описать важность каждого из них как для всего человечества, так и для себя и своей профессии.
Основные внутренние мотивы:
·Реализация генетически заложенной в человеке поисковой потребности.
С первых дней человек исследует среду, куда он попал, пытаясь с ней взаимодействовать и приспособить для собственного существования. Врожденное любопытство человечества, а особенно отдельных его личностей позволило нам стать теми, кем мы сейчас являемся. Любопытство заставляет искать творческие решения проблем. Многие и многие открытия в естественных науках и другие открытия были сделаны людьми, любопытство которых не притуплялось со временем. Часты случаи, когда любопытство становилось сильнее чувства самосохранения. Именно желание решить задачу, найти решение, которого до этого не было или оно не известно человеку является истинно творческим поиском.
·Инстинкт самосохранения, продолжения рода и выживания.
Самосохранение и выживание невозможно без творчества. Самосохранение себя, своих идей, воспроизведение сущего посредством субъективного способа трансформации структуры — есть суть реализации инстинкта выживания через раскрытие творческого потенциала. Процесс творчества — это и поиск «жизнеспособного нового», и создание нового подобное процессу рождения, и в случае удачи, создание произведения, способного «пережить автора».
·Удовлетворение первичных материальных потребностей (пища, кров, одежда и т.п.)
Поиск новых форм удовлетворения естественных, первичных материальных потребностей человека является неотъемлемой составляющей функционирования современного общества. Невозможно жить в постоянно изменяющемся мире и не созидать новые «формы». Боле того, количество первичных материальных потребностей человека растет в связи с развитием уровня цивилизованности общества, и вынужденный поиск новых способов достижения состояния удовлетворенности неизменно ведет к проявлению творческих способностей.
Педагогическая деятельность как творческий процесс
... урок по развитию творческой деятельности учащихся. Наиболее интересным в человеке является присущая именно ему способность и потребность творить. В настоящее время различными аспектами проблемы творчества занимаются психология, педагогика, ...
·Удовлетворение первичных духовно-социальных потребностей (самоуважение, признание, любовь, самореализация и саморазвитие).
Ч. Дарвин признавался, что помимо любви к естествознанию были и другие причины его научной деятельности: «На помощь этой чистой любви приходило, однако, мое честолюбивое желание снискать уважение моих товарищей-натуралистов» (1957 с.150)
Духовно-социальные потребности, являясь сугубо человеческими, отражают уровень развития личности. Только у человека, удовлетворенного материально, будут активно формироваться и развиваться такие духовно-социальные потребности, как, например, потребность в познании, эстетические и этические потребности.
Духовно-социальные потребности человека порождают виды деятельности, направленные на их удовлетворение. Одним из видов такой деятельности является творчество. Само реализовываться и, как следствие, саморазвиваться, удовлетворяя потребность делать «по-своему», а также испытывать самоуважение по факту создания продукта творчества, результативности собственной деятельности — есть неотъемлемый процесс удовлетворения духовных потребностей личности. А коллективное творчество, общественное признание и любовь — есть удовлетворение, как следствие, духовно-социальных нужд и тяготений субъекта.
·Корыстолюбие, властолюбие, карьеризм.
Данные потребности при комплексном анализе дают нам тягу субъекта к удовлетворению потребности в доминировании и безопасности. Достижение подобных состояний является довольно сильной мотивацией к творческой деятельности.
·Лень, не желание тратить свою энергию, паразитизм.
Лень — как способ достичь результата, не выполняя определенную работу, придумав иной способ достичь желаемой цели. Лень сподвигает искать новые способы и формы, желание не делать является сильным стимулом развития творческих способностей.
Вышеперечисленные основные внутренние мотивы творческой деятельности очень важны, так как не только способствуют творческому развитию, достижениям и прорывам, но через творчество достигается гармоничное внутреннее психическое состояние личности.
2.2 Основные внешние мотивы
К основным внешним мотивам творческой деятельности можно отнести:
Как правило, человек является членом различных социальных групп: семьи, трудового коллектива, граждан страны. Зачастую, получается, что продукт его творчества удовлетворяет именно необходимые потребности семьи, страны и даже человечества в целом. Пример: изобретение института семьи или изобретение социальных сетей.
Проблема деятельности в психологии: понятие «деятельность» в ...
... сущность развития сознания и деятельности, выступает в качестве необходимой предпосылки к развитию личности. Мышление уже само по себе является творческим. Именно в контексте развития ... инстинктов до привычек, навязчивостей, непроизвольных ассоциаций внушенного поведения. Соответственно, высшая психическая деятельность имеет волевой характер. Его поздние взгляды о происхождении воли Л. С. ...
·Следование идеологии, культуре и мифам общества.
Как правило творчество индивида «созвучно» той среде, в которой происходило его становление и проходит жизнь. Так происходит вследствие желания поддержать и сохранить «свое» сообщество.
·Чувство моды (стадности), желание быть не хуже других.
Данный мотив активизируется, как правило, у людей, попавших в творческую среду, но для которых важно соблюдение общепринятых норм и правил.
Очень много мотивирующих факторов воздействуют одновременно на субъект творческой деятельности. Их иерархия и соразмерность влияния на личность зависят от индивидуальных особенностей творца, его воспитания, образования и т.д., а также от окружающих социальных и исторических условий.
3. Барьеры творческой деятельности
В противовес мотивирующим внутренним и внешним факторам каждый субъект творческой деятельности сталкивается с определенными барьерами различных категорий, снижающими динамику творческого процесса, его эффективность, а порой и не позволяющими акту творчества случиться вовсе.
Первую категорию барьеров креативности можно классифицировать как группу барьеров, связанных с приобретенным опытом. Субъект творчества является личностью, обладающей определенным жизненным опытом, сформировавшимися взглядами, привычками, укоренившимися в сознании стереотипами и личностными установками. Зачастую, перечисленные характеристики, в зависимости от их наполнения, могут становиться преградами раскрытия творческого потенциала, так как держат творца в определенных «рамках» и способны тормозить созидательную деятельность.
Например, ошибочное или поверхностное представление о законах мироздания сужает диапазон творческой активности. В процессе узнавания, совершенствования и уточнения картины мира расширяется и пространство поля раскрытия творческого потенциала (новые области, формы, смыслы и т.д.).
Необходимо преодолевать ограниченность, чтобы развивать и применять свои идеи.
Индивидуальные творческие барьеры являются второй не менее значимой группой факторов снижения креативности. Так, индивидуальные творческие достижения зависят не только от общего уровня интеллекта личности, но обусловлены рядом других качеств, например, низкой способностью к саморегуляции, неадекватной самооценкой, общей пассивностью.
Например, творческая личность может усмотреть в собственной творческой деятельности угрозу личной безопасности. Ведь предложение глубоко личной нестандартной творческой инновации может обернуться для индивида насмешками, критикой, цензурой и иными формами насилия.
Основные показатели деятельности педагога (глазами учащихся 9–11 классов)
... восприятия и записи 9. Четко формулирует задачи на самостоятельную работу 10. Проявляет творческий подход к преподаванию, использует разнообразные методы обучения 11. Эмоционален, заинтересован в успехах ... к учителю. Максимальная сумма баллов – 75, она свидетельствует о высокой оценке учеником деятельности учителя.
Зачастую и недостаточное многообразие персональных навыков является преградой творчеству. Необходимо постоянно искать возможности освоения новых навыков.
Еще одну группу барьеров можно охарактеризовать как барьеры социально-психологического характера. Группа включает в себя такие факторы как реальная и неизбежная оценка продукта творчества членами социума, возможная неготовность общества в принятие сопутствующих изобретению изменений. Говоря о социуме, мы имеем ввиду и общество в целом, и творческий коллектив в отдельности. По-моему, в связи с процессами глобализации и улучшения общего нравственного состояния общества социально — психологические барьеры всё менее значимы. На данный момент невозможно представить некоторые исторические факты и проявления таких барьеров.
Систематизируя виды барьеров творчества, В.М. Воскобойников (1996) выделил следующие:
vКонтрсуггестивные барьеры — предубеждение, неверие в свои силы, недоверие к коллегам, ригидность взглядов и установок, приспособленчество.
vТезаурусные барьеры — низкий уровень образования, интеллектуального развития, недоступность информации.
vИнтеракционные барьеры — неумение планировать и организовывать деятельность свою и других.
Очень точно описывает барьеры Ленинградский психолог Евгений Павлович Ильин.
Он пишет о трех чувствах тормозящих или препятствующих творчеству — это страх, высокая самокритичность и лень.
«Что мешает творчеству. Кроме чувств, стимулирующих творческую деятельность, есть чувства, тормозящие творческие усилия. Самый опасный враг творчества — страх. Боязнь неудачи сковывает воображение и инициативу.
Второй враг творчества — чересчур высокая самокритичность. Должно быть некоторое равновесие между одаренностью и самокритичностью, потому что слишком придирчивая самооценка может привести к творческому тупику.
Третий враг творческого мышления — лень.
Когда человек желает что-то сделать — он непременно должен начать. Истина проста: начать, продолжить и, наконец, завершить. Эти три этапа психологически неравнозначны и требуют различных волевых усилий. Иногда камнем преткновения служит последний этап — завершение. Все же для большинства людей сложнее всего начать. Недаром на эту тему созданы пословицы на всех языках.
Трудность, связанную с началом деятельности, представители творческих профессий иногда испытывают особенно остро. «
«Начать, продолжить, завершить» — звучит, кажется, весьма просто и понятно. Но перед началом какого-то сложного и на самом деле важного дела у меня находятся множество других, но менее важных, и без «мотивационных пинков» включиться в самостоятельную работу бывает невозможно. Для меня сложнее начать, хотя просидеть над обдумыванием сложной, самостоятельной работы можно долго, трудность представляет именно первые действия (будь то просто открыть аудиоредактор, написать первые абзацы) дальше всё движется. При том в коллективной деятельности такого не возникает. И это походило на замкнутый круг, когда и мысли мучают, а сесть никак.
Почему педагогическая деятельность относится к разряду творческих?
... описание новых приемов обучения, новых принципов административной деятельности, распространения книг среди народа, анализ свободно возникающих школ. ... из своих воспитанников. От учителя требовалось педагогическое творчество. Очень скоро школа в Ясной Поляне, благодаря ... «Образование, - утверждал он, - есть потребность всякого человека. Поэтому образование может быть только в форме удовлетворения ...
Выходом для меня служил человек, заинтересованный в окончании работы, которому я мог бы показать что-то (например, какой будет фактура звука или какие-то шумы, даже если всё это потом сто раз поменяется) дальше я включаюсь.
4. Заключение
Творчество являет собой продукт деятельности человека — это исторически эволюционистическая форма человеческой активности, проявляющаяся в разнообразных видах деятельности и продвигающая к личностному развитию.
Творчество также является образованием реализации человеком непревзойденных скрытых способностей в конкретной области. Потому меж реализацией способностей и процессом творчества человека в общественно важной деятельности, приобретающей характер самореализации, присутствует прямая связь. Как правило, творчество имеет связь с мало осознанными, интуитивными процессами.
Я разобрался в некоторых понятиях творческой мотивации и планирую далее изучить особенности творческой деятельность так как считаю, что могу многое подчерпнуть для своей деятельности.
Творческая деятельность является самодеятельностью, включающая инверсию действительности и личностную самореализацию в ходе образования духовных и материальных ценностей, способствующая расширению границ возможностей человека.
Творчество бессменно несет положительные эмоции на этапе образования идей. Механизм данной закономерности хорошо выражается информационной парадигмой эмоций. Новый замысел, догадка, предположение, лично увеличивает возможность достижения цели, вплотную до установления их настоящей ценности экспериментальной и логической проверки.
Эмоциональная исключительность творческой личности образуется на основании ряда социальных и биологических положений, закрепляясь и развиваясь под влиянием творческого процесса.
мотивация творческий процесс мотив
Эмоциональная исключительность творческого человека обусловлена гендерными или исполняемыми ролями и во многом определяется индивидуальностью творческого процесса.
Так же я открыл для себя Евгения Павловича Ильина полагаю, что смогу многое почерпнуть из его творчества.
Список использованной литературы
Мотивация профессиональной деятельности
... процесса и результата труда 7. Возможность наиболее полной самореализации именно в данной деятельности Обработка: Подсчитываются показатели внутренней мотивации (ВМ), внешней положительной (ВПМ) и внешней отрицательной ... Инструкция: «Прочитайте нижеперечисленные побуждения в профессиональной деятельности и дайте оценку их значимости для вас по пятибалльной шкале». В очень ...
[1] Большая советская энциклопедия — http://bse. sci-lib.com/article109323.html
[2] Википедия — https: // ru. wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%BE%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F
[3] Википедия — https: // ru. wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%BE%D1%82%D0%B8%D0%B2
[4] Чурбанов В., 1980, с.65-66.
[5] Новая философская энциклопедия: в 4-х т. / под ред.В.С. Степина. М.: Мысль, 2010. Т.4.736 с.
[6] Ильин Евгений Павлович « Психология творчества, креативности, одаренности. « с.11
[7] Шопенгауэр А. Сборник произведений / пер. с нем.; вступ. ст. и прим. И.С. Нарского. Мн.: Попурри, 1999.464 с