Методические рекомендации по составлению глоссария
Глоссарий– словарь, раскрывающий смысл используемых терминов(дескрипторов).
Дескриптор– наиболее существенное понятие в виде слов илисловосочетаний, обладающее семантической устойчивостью и контрастностью, основной носитель учебной информации в информационной модели обучения [БЭС,с.345]. Это может быть базовое понятие, умение, навык, порция учебногоматериала. Здесь необходимо отметить следующее. Изначально, глоссарийпонимается как собрание глосс– непонятных слов и выражений. Такоепонимание позволяет развести ведение глоссария и словаря, как сходных, но неоднозначных видов учебных заданий. Например, глоссарий можно составлять по заранее заданным преподавателем, терминам и понятиям. Тогда ведениесловаря, можно рассматривать как более свободное учебное задание, когдараскрываются, например, иные значения тех или иных терминов(например, инструментализм Дж.Дьюи и современная теория проблемного обучения).
Студентам предлагается заполнить психологический словарь, используяследующие термины: / http://slovari.yandex.ru /Психология развития. СловарьПод. ред. А.Л. Венгера.
Оформлениепсихологического глоссария осуществляется в виде таблицы в печатном или письменном (разборчиво) виде на бумажном носителе с указанием:Названия факультета;№ группы;Ф.И. студента.
№ | Термин | Автор понятия | Содержание понятия | Источник (печатный с указанием стр.) |
Критериямиоценивания словаря являются:
-соответствие терминов заданной направленности словаря;
-полнота словаря;
-наличие альтернативных толкований того или иного термина.
Оценивание до 10 баллов
Задание 2:Проектные задания
1. Составьте описание модели (-ей) детства современного ребенка (Речь идет о детстве соотечественника, живущего в начале XХI столетия, а также в другое историческое время. Возможно изучение детства родителей или других, более старших, членов семьи, реальных исторических персонажей, информация о детстве которых представлена в доступных библиографических или видеоисточниках. Предметом изучения может быть детство современника, живущего в другом государстве.
2. Составьте некоторое подобие галереи детских образов на основе классической и современной литературы, расположив их по степени удаления – приближения к знакомому нам образу ребенка-современника. На каких основаниях может быть построена такая серия?
3. Представьте, что Вы – руководитель проекта, цель которого заключается в изучении статуса детства современного ребенка. Разработайте текст сообщения, обосновывающего актуальность подобного проекта.
4. Каждая из теорий развития может быть использована воспитывающим взрослым в организации практической работы с ребенком. Предложите проект подобной работы теорий.
Требование к структуре проекта
1. Название проекта
2. Разработчики.
3. Целевая аудитория
4. Цель проекта:
5. Задачи проекта:
6. Обоснование актуальности выбранной темы
7. Содержание проекта
8. Список использованной литературы
Критерии оценивания проекта
— Глубина и степень проработанности проекта
— Четкость структурирования информации
— Оригинальность идеи
— Логичность представления информации
— Доступность информации
— Возможность реализации проекта
— Убедительность и яркость представления проекта
Оценивание до 10 баллов
Задание 3.Подготовка и защита презентации (бонусные баллы)
Самостоятельная подготовка к выступлению по одной из предложенных тем. Студент в устной форме представляет сообщение на 5-7 мин., а также готовит 5 вопросов, которые он задает аудитории после выступления. Слушающие записывают основные положения выступления и также готовят вопросы докладчику.
Темы и презентаций
- Психоанализ и экспериментальное изучение детского развития.
- Психоаналитическое направление: теория психосоциального развития Э. Эриксона.
- Когнитивное направление: Ж.Пиаже и женевская школа психологии.
- Направление социализации: Л.С. Выготский и его школа (А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович, М.И. Лисина).
- Концепция феноменологии развития В.С. Мухиной.
- Социально-экологическое направление в психологии развития
- История и историография детства и детского развития
- Возрастные нормативные кризисы развития
- Возрасты жизни в антропологической парадигме
- Исследования возрастов жизни в психологии и смежных науках
- Современные подходы к периодизации развития человека.
- История и историография детства и детского развития.
- Методы психологии развития.
- Роль игры на разных этапах детства.
- Возрасты жизни в изобразительном искусстве
- Возрасты жизни в художественной литературе
- Возрасты жизни в историческом времени семьи (поколения).
- Возрасты жизни в исторической ретроспективе
Структура презентации:
1. Титульный лист презентации (название темы, основные данные об авторе (ФИО автора, название вуза), год создания презентации).
2. План презентации.
3. Основная часть.
4. Выводы.
5. Список использованных информационных ресурсов (3-5 источников, изданных после 2010 года).
Требования к оформлению печатных изданий: Автор. Название. – Город, год. – кол-во стр.
Требования к оформлению интернет-ресурсов: Автор. Название.[Электронный ресурс]. Режим доступа (ссылка).
Дата обращения.
Требования к оформлению задания:
· полнота раскрытия темы;
· структуризация информации;
· отсутствие грамматических, орфографических и речевых ошибок;
· отсутствие фактических ошибок, достоверность представленной информации;
· наличие и грамотное оформление обязательных слайдов (титульный, список источников, содержание);
· обоснованность и рациональность использования средств мультимедиа и анимационных эффектов;
· применимость презентации для выбранной целевой аудитории;
· грамотность использования цветового оформления;
· логичное размещение и комплектование объектов;
Критерии оценки презентации
— Содержание, раскрытие темы.
— Единство плана и содержания.
— Научный стиль изложения
— Соблюдение требований оформления презентации (15-20 слайдов, план, наличие заголовков)
— Наличие списка использованной литературы и ссылок на источники.
Оценивание до 10 баллов
УЧЕБНАЯ КАРТА ДИСЦИПЛИНЫ
«Психология»
2 зачетных единиц, академических часов всего 72, в том числе 14 часов лекций, 22 часов практических занятий, экзамен
Преподаватели: Жулина Г.Н.
№ |