V. Содержание темы занятия Медицина в Древней Греции

Кафедра социальной медицыны, экономики и организации здравоохранения

Методическая разработка № 3 для студентов I курса медицинского ф-та

ТЕМА Медицина Древней Греции и Рима. Известные представители этого исторического периода.

МАСТО ПРОВЕДЕНИЯ: учебная комната кафедры.

КОЛИЧЕСТВО УЧЕБНЫХ ЧАСОВ: 2 часа.

І. Актуальность темы: Медицинские знания древних цивилизаций играют важное значение в установлении и содействии последующего развития всей медицинской науки. В данный период истории человечества зарождаются профессия врача, первые формы медицинского образования, уделяется значительное внимание профилактическому направлению медицины, утверждаются моральные, этико-деонтологические основы врачебной деятельности, формируются основы клинической медицины.

ІІ. Учебные цели занятия:

Студент должен знать:

  • общую социально-экономическую характеристику медицины Древней Греции.
  • медицинские школы древней Греции.
  • достижение медицины Древней Греци
  • общую социально-экономическую характеристику Древнего Рима.
  • достижение медицины Древнего Рима.

— влияние медицины Древнего мира на последующее развитие медицины.

Студент должен уметь:

— выделить и оценить основные достижения медицины Древних Греции и Мира, объяснить их значение для современной медицины.

ІІІ. Цели развития личности.

На материалах темы студент должен осознать важность данного периода в общей истории развития медицины, оценить достижение медицины древних цивилизаций, обратить внимание на важное значение моральных, этико-деонтологических основ профессиональной деятельности врача.

10 стр., 4868 слов

Развитие физиологии и внутренней медицины в эпоху нового времени

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ «ГОМЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» Кафедра общественного здоровья и здравоохранения Рекомендации к семинарским занятиям по истории медицины для студентов 1 курса высших медицинских учебных заведений всех факультетов Гомель 2007 Составитель: Петрова, Н.П. Предназначено для проведения семинарских занятий на ...

ІV Междисциплинарная интеграция.

Дисциплины

Знать

Уметь

1

Предыдущие (обеспечивая)

  1. Мировая история
  2. Зарубежная культура
  1. Социально-экономическую характеристику рабовладельческого общества.
  2. Особенности культуры Древних Греции и Рима.

1. Объяснить влияние социально-экономической формации на развитие медицины.

2

Следующие (обеспечиваемы)

  1. Специальные разделы истории медицины в составе отдельных клинических предметов.
  2. Религия.
  3. Социальная медицина.
  4. Общая гигиена
  5. Философия
  6. Фармакология
  7. Анатомия
  8. Физиология
  9. Терапия
  10. Хирургия
  1. Труды ученых медиков (Гиппократа, Галена).
  2. Зарождение анатомических и физиологичных знаний.
  3. Эико- деонтологические основы врачебной деятельности.
  4. Галеновые препараты
  5. Основы клинической медицины, эмпирический опыт этого периода.

1. Определить значение достижений медицины Древних цивилизаций для современной медицины.

3

Внутренне предметная интеграция

1. Значение музейной экспозиции для изучения истории медицины.

2. Методы истории медицины.

1. Источники изучения истории медицины в Древних Греции и Риме

Оценить значение музейной экспозиции для изучения истории медицины

Древних цивилизаций.

Древнегреческая культура, философия, естествознание и медицина занимают особое место в истории человечества. Аккумулируя и обогащая достижения многих народов, греки постепенно вышли на такой уровень, который позволил считать их культуру дальнейшим развитием культуры боль­шинства стран Древнего Востока и других регионов планеты.

Одними из первых очагов древнегреческой цивилизации принято считать возникшие к XX в. до н. э. на острове Крит и к XVII в. до н. э. на материковой части Греции — в Микенах и Пилосе — раннеклассовые государства. В этот так называемый крито-микенский, или эгейский, период успешно развивались экономика и культура. Критяне, располагая большим флотом, диктовали свои условия населению островов Эгейского моря, широко торговали со многими государствами, добывали и перерабатывали серебро и цветные металлы, изготовляли оружие, стройматериалы, разнообразные металлические и гончарные изделия, создали новую систему письменности — слоговое письмо, которое было воспринято и населявшими материковую Грецию ахейцами. Последние также имели торгово-экономи­ческие связи со многими странами Древнего Востока. Сведения о развитии медицины в этот период весьма ограничены и основаны преимущественно на мифологии.

В дальнейшем с экономическим и культурным ростом развивалась и медицина Древней Греции, которая достигла более высокого по сравнению с другими странами уровня и, несомнен­но, оказывала огромное влияние на становление и совершен­ствование мировой медицины. Античная теоретическая и практическая медицина, особенно со второй половины I тысячелетия до н. э., развивалась своим путем, хотя на нее и повлияли Египет, страны Месопотамии и др. В частности, в отличие от египетской медицины, в которой часто преобладали религиозно-мистические представления и магические действия, медицина античных греков основывалась на наблюдении за больными, изучении естественных процессов в организме, особенностей течения болезней, их распознавании для целенаправленного лечения, и первостепенное значение в борьбе с недугом придавалось природным силам самого организма.

Сведения об истоках древнегреческой медицины скудны и разрозненны. В гомеровских поэмах «Илиада» и «Одиссея», повествующих о Троянской войне (XII в. до н. э.) и после­дующих событиях, впервые затронута медицинская тематика. В «Илиаде» описывается участие греческих врачей в военных походах, приводятся примеры оказания медицинской помощи раненым, исцеления больных женщинами — собирательницами лечебных трав. Очевидно, что Гомер имел представление о строении человеческого тела, его отдельных органов и систем.

В олимпийском пантеоне занял достойное место и бог врачебного искусства Асклепий (Asklepios), представленный в «Илиаде» как реально существовавший «великий и беспорочный» врач, который впоследствии был обожествлен. Культ Асклепия, а также считавшихся его дочерьми Гигиеи (богини здоровья) и Панакеи (покровительницы лекарственного лечения) у греков и других народов многие века символизирует медицину. В III в. до н. э. культ Асклепия распространился в Рим, где он получил имя Эскулап.

На становление и развитие древнегреческой культуры и естествознания, в том числе теоретической и практической медицины, значительно повлияли ряд философских течений, в частности натурфилософия и космогония, и их представители: Фалес (около 625—547 гг. до н. э.), исповедовавший стихийный материализм и атеизм; Пифагор (около 571—500 гг. до н. э.), который объяснял все влиянием сверхъестественной силы в виде мистических «чисел»; Демокрит (около 460—370 гг. до н. э.), как и его учитель Левкипп, считавшие, что все существующее возникло из первоматерии, а материя состоит из мельчайших, постоянно движущихся частиц — атомов. Пифагор, его жена и две дочери, занимавшиеся медицинской практикой, считали соблюдение особого режима жизнедеятельности и питания залогом сохранения здоровья и успешного лечения большинства болезней. Представители его школы широко применяли методы психотерапевтического воздействия на больных: повышение настроения под влиянием музыки, пения, стихочтения.

Демокрит был близким другом Гиппократа и, очевидно, оказывал на него, равно как и на древнегреческую медицину в целом, наибольшее влияние. Он непосредственно занимался физиологией, проводил вскрытия животных, имел обширные на тот период познания в области анатомии человека и сведения о характере течения ряда заболеваний. Вполне соответствовали современным представлениям его общие рекомендации по рациональному образу жизни с соблюдением оптимального режима труда и отдыха, питания, психологических нагрузок.

Об уровне развития античной древнегреческой медицины свидетельствовала также организация лечения больных и под­готовки врачей. Медицинская помощь оказывалась в посвящен­ных Асклепию храмах — асклепейонах, часть жрецов которых присвоили себе функции врачей. Лечение в асклепейонах заключалось в основном во внушении с элементами психотера­пии и психогигиены. Из лечебных мероприятий широко прак­тиковались водные процедуры, массаж, другие физические методы. При необходимости здесь же проводились хирургические вмешательства. При этих храмах существовали и медицинские школы. В основном же врачей готовили в частных семейных школах.

Наряду с асклепейонами имелись мелкие гражданские лечеб­ницы — ятрейи (от греч. jatreia — лечение), устраиваемые на дому у практикующих врачей, как правило, для нескольких больных, нуждающихся в непродолжительном лечении. Организовывались и более крупные стационары — нозокомейоны (греч. nosokomeo — ухаживать за больным), которые можно считать прообразом современных больниц.

Большинство медиков разных специальностей составляли странствующие врачи, так называемые периодевты, которые ходили по населенным пунктам и останавливались в них на какое-то время для практики.

Примерно с VII в. до н. э. власти древнегреческих полисов (городов-государств) нанимали врачей для обслуживания войск во время военных походов, а также для борьбы с эпидемиями. Врачи в античной Греции пользовались большим уважением и необходимой для их деятельности свободой без ограничений, в частности религиозных. Это благоприятствовало появлению в Греции ряда прославившихся медицинских школ, выдающихся ученых и врачей-естествоиспытателей.

Первейшего упоминания заслуживает вошедший во всесущую летопись истории медицины, выходец знаменитой древнегречес­кой семейной Косской школы, великий врач-реформатор, за которым в истории закрепилось почетное имя отца медицины, Гиппократ (Hippocrates, около 460—377 гг. до н. э.).

С присущим ему материалистическим взглядом на философско-медицинские проблемы Гиппократ внес неоценимый вклад в развитие разных направлений клинической медицины.

Жизнь и деятельность Гиппократа и еще ряда выдающихся ученых пришлись на период экономического и культурного расцвета Древней Греции, политическим и научным центром которой в то время была Афинская республика. Это был «золотой век Перикла».

Исходя из прогрессивных положений древнегреческой фило­софии, основанных на наблюдениях, конкретных фактах и опыте, выразителями которых были Демокрит, Гераклит, Анаксагор и другие мыслители, Гиппократ считал обязательным сочетание теоретических изысканий с глубоко осмысленным наблюдением и всесторонним обследованием больного. При этом он рассмат­ривал организм и происходящие в нем процессві в единстве и целостности, а болезнь — как общий процесс всего организма, отбрасывая какие-либо религиозно-схоластические наслоения. Такое представление обусловливало терапевтическое воздействие на болезнь с непременным учетом факторов внешней среды, условий жизни и окружения больного, и в первую очередь «природы» больного, чтобы всячески стимулировать естествен­ные способности организма для быстрейшего исцеления, т. е. задача врача — учитывая особенности организма больного, помочь силам природы.

Гиппократ впервые в древнем мире убедительно доказал необходимость индивидуального подхода к каждому больному, и это позволяет считать его основоположником принципа индивидушіизации в медицине.

Гиппократ подразделял людей по характеру телосложения (конституция) и психологическим особенностям (темперамент), считая, что их формирование обусловливается многими факторами внешней среды и их разновидностям свойственны опре­деленные заболевания. Исходя из гуморальной теории, Гиппо­крат различал темпераменты четырех типов: сангвинический (преобладает кровь), флегматический (флегма — слизь), холерический (желтая желчь) и меланхолический (черная желчь).

Хотя примитивность такой классификации очевидна, однако Гиппократу удалось выделить из массы вариантов человеческого поведения основные черты.

Развитие того или иного заболевания, по представлениям Гиппократа, обусловливается неправильным смешением этих четырех основных соков (humores) организма, называемым дис-кразией, а благоприятное для здоровья смешение их называлось эйкразией.

Однако первопричины этих сдвигов, этиологию болезней Гиппократ всегда оценивал с материалистических позиций. Общими причинами болезни он считал климат, время года, свойства воды и почвы, эпидемии, а индивидуальными — образ жизни, диету, возраст, наследственность больного и др. При этом в трудах Гиппократа, пожалуй, впервые довольно детально описывается характер течения болезней с подразделением их по стадиям развития и указанием специфики лечебных мероприятий на каждой стадии.

Особенность школы Гиппократа заключалась в лечении больных на основании результатов глубокого объективного их обследования и всестороннего анализа выявленной симптомати­ки и, по сути, в отказе от диагноза заболевания. Точное определение прогноза заболевания Гиппократ считал залогом успешного применения лечебных средств и исцеления больного, а разработанная им система определения прогноза была сродни особому искусству.

Обследуя больных, Гиппократ проводил детальный осмотр с использованием пальпации и перкуссии, выслушивал ухом грудную клетку и брюшную полость, при этом поворачивая и встряхивая больного, исследовал выделения (изучал на вид и запах), осадок мочи. Он точно описал многие симптомы и синдромы болезней: своеобразные шумы, выслушиваемые при заболеваниях легких (мелкопузырчатые хрипы, подобные кипе­нию уксуса, шум трения, напоминающий скрипение кожаного ремня, — при плеврите); «шум плеска» при встряхивании тела, связанный с одновременным наличием жидкости и газов в плевральной, брюшной или иных полостях; специфическую деформацию ногтей (unguis Hippocratica), названную впослед­ствии «ногти в виде часовых стекол» и наблюдающуюся при подостром инфекционном эндокардите, врожденных пороках сердца, циррозе печени, бронхоэктазии, эмпиеме плевры, кавернозном туберкулезе легких и некоторых других тяжелых хронических болезнях. Им описаны изменения лица больного, в дальнейшем получившие название лица Гиппократа (facies Hippocratica), которые характерны для многих тяжелых заболева­ний в терминальной стадии, особенно разлитого перитонита, кишечной непроходимости, поражений сердца с нарушением кровообращения III стадии (заостренные черты, втянутые щеки, запавшие глаза, бледно-серый с землистым оттенком цвет кожных покровов, безучастное выражение и др.).

О богатом опыте и диагностических способностях Гиппократа свидетельствуют хотя бы такие, правда, сугубо эмпирические, выводы: если в моче оседает песок, значит в мочевом пузыре камни; если печень твердая — это плохо; если при встряхивании мокроты больного туберкулезом с раскаленным углем возникает «дурной запах», то это признак неблагоприятного прогноза (Гиппократ еще не мог объяснить это наличием в мокроте ткане­вого субстрата при распаде, связанном с кавернозным про­цессом).

По Гиппократу, основные принципы, которых необходимо придерживаться при лечении, следующие: приносить пользу больному, но никогда не вредить (Noli nocere); лечить противо­положное противоположным (contraria contrariis curantur); назначать такие средства и так применять их, чтобы они усиливали лечебные силы самой природы (vis medicatrix naturae); соблюдать осторожность, учитывая реакцию организма больного; начинать лечение с менее активных средств и не заменять быстро одно лекарство другим.

Известная «Клятва Гиппократа», определяющая этику, обязанности врача и его взаимоотношения с больным, играла большую положительную роль как в свое время, так и для последующих поколений врачей в большинстве цивилизованных обществ. Однако это не было оригинальным произведением: подобные профессиональные обязательства врачей известны еще за много столетий до Гиппократа и корректировались, суще­ственно изменялись в последующие эпохи. Поэтому современ­ную присягу врача можно воспринимать как «Клятву Гиппократа» лишь символически.

До наших времен дошел «Кодекс Гиппократа» («Corpus Hippocraticum»), иначе называемый «Гиппократовым сборником», _ собрание более чем 50 медицинских трудов (по некоторым данным — 72), принадлежащих как Гиппократу, так и написанных до и после него учениками и последователями. В «Кодексе» подробно освещены разнообразнейшие вопросы медицины: о врачебном искусстве, этике врача, строении и функциях человеческого тела, сущности болезней и др., а также частной патологии при различных заболеваниях. Только внутренним болезням, включая патологию органов кровообращения, посвящено 15 книг (сочинений).

В трудах, касающихся анатомии и физиологии, представлено описание ряда внутренних органов, крупных сосудов, сердечной мышцы, полостей и клапанов сердца. «Кодекс Гиппократа» имел исключительное значение для дальнейшего развития мировой медицины. Последующие поко­ления врачей различных специальностей восприняли многие медицинские понятия «Кодекса», в том числе его терминологию, ставшую основой научной медицинской терминологии всех народов. Оттуда взяты такие термины, как терапия, педиатрия, неврология, хирургия, пневмония, плеврит, гепатит, нефрит, эпилепсия и др.

Однако «Кодекс» отражал и некоторые слабые стороны древнегреческой медицины: невысокий уровень познаний в области анатомии и физиологии, связанный отчасти с запретом на вскрытия трупов людей, и ряд ошибочных представлений, обусловленных общепризнанной в то время гуморальной теорией.

Гиппократ, как и его современники, а также врачи эпохи средневековья, считали, что сердце неприкасаемо, и врач, посмевший вторгнуться в его деятельность, достоин резкого осуждения за попытку не только нанести вред больному, но даже привести к его гибели.

В то же время наследие Гиппократа, как и всей Косской школы с ее философско-медицинскими кардинальными прин­ципами, предостерегало от ошибок, которых было много в даль­нейшем развитии медицины, особенно в средневековье.

Наряду с Косской медицинской школой в античном мире существовали и другие, наиболее известная из которых — Книдосская. Ее представители пытались систематизировав болезни, выделить отдельные формы заболеваний с определен­ными признаками для диагностики и лечения их. Oни предложили ряд полезных методик обследования больных с внутренними заболеваниями, в частности, им принадлежит приоритет в применении парацентеза при асците.

Однако, в отличие от гиппократовских принципов, пред­ставители этой школы не считали необходимым глубоко изучать симптоматику болезни, не уделяли должного внимания инди­видуальным особенностям больного, а лечение обычно про­водили по схемам. Они придерживались мнения, что каждый человек может овладеть наукой врачевания, получив лишь достаточные практические навыки в той или иной ее области.

Основная заслуга Книдосской школы заключалась, очевидно, в детальной по тем временам разработке обследования, диагнос­тики и лечения при женских заболеваниях.

Наиболее знаменитым выходцем Книдосской школы был Эразистрат (Erasistratos) — врач и ученый, занимавшийся, в частности, исследованиями строения и функционирования сердечно-сосудистой и нервной систем.

После Гиппократа в области медицины, как и в философии, боролись два противоположных течения: идеалистическое (догматики) и эмпирическое (эмпирики).

Наиболее выдающимся представителем догматизма в антич­ном мире был ученик и последователь Сократа Платон (427— 347 гг. до н. э.), исповедовавший первичность идеи. По Платону, идеи извечны и обусловливают сущность вещей, т. е. весь реальный мир и все, что в нем происходит, — только отражение идей. Он считал, что душа бессмертна, нематериальна и сущест­вует независимо от тела, а здоровье и болезнь человека опреде­ляются потусторонним божественным началом — пневмой, проникающей в организм с вдыхаемым воздухом.

В произведениях Платона ярко проявлялись его классовые рабовладельческие воззрения. Так, он рекомендовал две системы оказания медицинской помощи: научную — для свободных людей и ненаучную, знахарскую — для рабов.

Эмпирики, среди которых были врачи (Сикст Эмпирик и др.), в отличие от догматиков, исходили из опыта и сосредоточивали усилия на совершенствовании методов лечения. Изучение причин развития болезней они считали не заслуживающим внимания, отвергали теорию и ограничивали задачу врача одной лишь практикой.

Наивысшего развития античная наука достигла в трудах выдающегося мыслителя и естествоиспытателя ученика Платона Аристотеля (Aristoteles, 384—322 гг. до н. э.).

Он был сыном врача и сам получил медицинское образование. Определенный период своей жизни Аристотель служил воспитателем Александра Македонского при дворе его отца Филиппа II. Труды Аристотеля охватили практически все области знаний того времени, в частности физику, космологию, экономику, биологию, искус­ство, этику, медицину и др.

С идейно-философских позиций взгляды Аристотеля были весьма противоречивыми. С одной стороны, он воспринял в «Академии Платона» идеалистическую трактовку природных явлений, признавал целенаправленность в природе, обуслов­ленную существованием сверхъестественной силы, но в то же время критиковал концепцию Платона о первичности идеи. С другой стороны, в своих исследованиях, проводимых в созданной им в 335 г. до н. э. афинской школе «Ликее», Аристотель многократно приближался к материалистическим трактовкам.

Последние годы жизни он провел в вынужденном изгнании, скрываясь от преследований церкви, обвинявшей его в преступ­лениях против религии.

Аристотеля можно считать основоположником сравнительной анатомии и эмбриологии. Он ввел термин «аорта», описал полую вену, легочную артерию, установил, что в сердце содержится кровь, питающая все тело, а не воздух, как полагали в дальней­шем. Проводя эмбриологические исследования, Аристотель наблюдал развитие куриного эмбриона и главнейший орган, определяющий жизнь развивающегося организма, — пульси­рующее сердце.

Особый интерес представляют трактаты Аристотеля в области биологии «История животных», «О частях животных», в которых содержится большой материал о животном и растительном мире с правильным толкованием многих процессов в животном организме, в частности оплодотворения и внутриутробного развития.

Аристотель утверждал, что в природе все происходит целесо­образно, «природа производит все ради чего-нибудь», и органи­ческое развитие — закономерный процесс, обусловленный внутренне свойственными живым организмам особенностями их строения.

Медицина в Древнем Риме

Город-государство Рим возник примерно в VIII в. до н. э. в результате слияния населявшей северо-западную часть Апеннинского полуострова (современная Тоскана) народ­ности этрусков и жителей греческих колоний, располагавшихся в южной части полуострова.

Еще до формирования Римской империи в этрусских поселе­ниях сложилась развитая цивилизация, важным атрибутом которой была близкая к греческой письменность. В народной медицине преобладали эмпирические действия местных цели­телей, применявших в основном лекарственные средства расти­тельного происхождения и зачастую имевших примитивные мистические представления о влиянии на здоровье человека и ход лечения различных божеств и духов.

Следует отметить, что уровень и характер развития древне­римской медицины в определенные периоды в значительной мере обусловливались общественно-экономическим состоянием общества на тот исторический момент.

К середине III в. до н. э. в результате многочисленных захватнических войн и благодаря активной внешней торговле, в том числе рабами, Рим превратился в крупнейшую мировую рабовладельческую державу. Рост военного могущества Рима сопровождался стремительным развитием экономики, культуры и медицины, которая достигла наиболее высокого уровня в античном мире.

В отличие от своих предшественников, римские врачи были почти свободны от философско-идеалистических взглядов на природу заболеваний и воспринимали ту или иную болезнь как следствие материальных причин, а не как результат действия сверхъестественной высшей силы. Они в своей работе, как правило, не прибегали к объяснению болезненных состояний с позиций древнеэтрусских верований или трансформированных с греческой мифологии олимпийских богов.

Гораздо большие возможности для врачебной работы и четкой ее организации открылись при широком переходе от частной практики в медицине к системе государственной подготовки и управления деятельностью значительной части врачей. В первую очередь это коснулось военных врачей в связи с необходимостью создания по существу военно-медицинской службы.

В Риме нередко вспыхивали восстания плебеев и рабов, а также розгорались внутренние конфликты между представи­телями правящей элиты — патрициями, доходившие порой до гражданских войн, что обусловливало необходимость организа­ции постоянной армии. Римские легионы участвовали в дальних походах и сражениях в местностях с различными климати­ческими и санитарными условиями, что способствовало возник­новению различных заболеваний, в том числе эпидемических. Все это, а также концентрация многотысячного населения в больших городах, где нужно было обеспечить надлежащие санитарные условия, перманентно возникающие эпидемии и послужили основными предпосылками создания государствен­ной медицины. Этому же способствовало укрепление госу­дарственности, централизация власти, выход на более высокую ступень развития рабовладельческой формации, экономический рост Рима.

Государственная медицина была новым явлением в античном мире. По эффективности она существенно превосходила гречес­кую систему, основанную на частной практике врачей, не имеющих административных функций и прав.

В императорском Риме впервые были введены должности главных врачей (архиатров) больших городов, провинций по­началу лишь для организации лечения имущих сословий. В дальнейшем в ряде провинций были назначены архиатры и для организации оказания медицинской помощи населению — народные врачи.

Административно назначались также врачи для работы при крупных зрелищных заведениях (театрах, цирках, гладиаторских аренах), общественных парках и пр. Уместно сказать, что зна­менитый Клавдий Гален в молодости был врачом гладиаторов — оказывал им помощь во время выступлений.

Римские врачи при необходимости брали на себя также функции судебных медиков. Так, известный врач Антилл выпол­нял такую роль в связи с убийством Юлия Цезаря.

Из-за нехватки собственных специалистов широко привле­кались иностранные врачи. Особой популярностью и уважением пользовались в античный период Рима греческие врачи, по­скольку к медикам, не владеющим греческим языком, население относилось с недоверием. В конце существования империи в некоторых провинциях и в самом Риме регламентировалось количество врачей. После тщательного отбора архиатрами наиболее квалифицированные из них получали право на практику. Под патронатом архиатров проводилась и подготовка врачей. Особенно четко в те времена была организована медицинская помощь в римской армии, где государственные врачи обслуживали различные армейские структуры (врач легиона, лагеря и т. д.).

Стационарное лечение римских воинов осуществлялось в так называемых валетуди-нариях, которые могут считаться прообразом современных военных госпиталей.

В более поздний период империи создавались гражданские стационары, поначалу для чиновников и некоторых других обеспеченных слоев населения, и лишь к концу I в. н. э. в отдельных провинциях были организованы государственные больницы для низших сословий.

Древний Рим всегда отличался высоким уровнем личной гигиены населения, а также санитарии и благоустройства городов и поселений. Остатки грандиозных сооружений санитарно-гигиенического назначения поражают былой архитектурной и строительной сложностью. До наших времен сохранился по­строенный из огромных каменных глыб римский водопровод, на протяжении нескольких веков снабжавший город питьевой водой из горных источников. И в настоящее время частично эксплуа­тируются древние общественные бани (термы), а также проложенные еще в VI—V вв. до н. э. подземные водосточные трубы (клоаки).

Эти и многие другие древние сооружения создавались в основном непосильным трудом рабов, которые подвергались жесточайшей эксплуатации и были лишены даже элементарной медицинской помощи. Только в позднем императорском Риме правящая элита пришла к выводу об экономической целесо­образности лечения рабов, и были реализованы некоторые решения по организации соответствующей врачебной помощи.

В Римской империи античная медицина достигла своего апогея как вследствие философско-илеологической раскрепо­щенности врачей и большей их государственной зависимости, так и благодаря деятельности ряда выдающихся врачей и естествоиспытателей, поднявших медицину на более высокий научный уровень.

Одним из таких ученых был известный римский врач Асклепиад (128—56 гг. до н. э.) — сторонник атомистического учения Демокрита, Эпикура и римского философа и поэта Лукреция. Асклепиад — представитель эллинистической школы. Учился в Александрии и Афинах; в 33-летнем возрасте поселился в Риме, где приобрел широкую популярность как врач, придер­живающийся принципа «лечить безопасно, быстро и приятно» (tuto, celeriter et jucundo curare), выступал против грубых, активных методов, особенно в хирургии. Он исходил из материалистических представлений о том, что организм человека состоит из атомов, движущихся в тканях по невидимым канальцам (порам), засорение и закупорка которых нарушает движение атомов, что и приводит к заболеванию. Поэтому особое значение Асклепиад придавал «невидимому дыханию кожи» (perspiratio insensibilis) и считал, что это кожное испарение, как и общее движение частиц в теле, необходимо поддерживать чистотой кожных покровов, частыми купаниями, растираниями, физическими упражнениями. Он широко рекомендовал бальнео-, физио- и климатолечение, разнообразные виды движения. Асклепиад был весьма осторожен в назначении лекарственных препаратов, а иногда для психопрофилактики в современном понимании в качестве плацебо давал больному чистую воду. В этом проявлялась его материалистическая концепция о тесной связи телесных и душевных сил.

Значительный интерес представляют труды Корнелия Цельса (30—25 гг. до н. э. — 40—45 гг. н. э.), который, не будучи врачом (во всяком случае, так считают многие историки), создал дошедшее до наших дней восьмитомное сочинение «О медицине» («De medicina») — одну из частей большого энциклопедического свода знаний под названием «Искусство» (все его разделы, кроме названного медицинского, утрачены для потомков).

В этом труде представлено детальное компилированное описание достижений в различных областях медицины Древнего Рима и ряда предшествовавших цивилизаций и в то же время отражен собственный опыт автора.

Так, Цельсу принадлежит классическое описание четырех признаков воспаления — покраснение, припухлость, жар и боль (rubor, tumor, calor, dolor).

В XIX в. Р. Вирхов добавил пятый признак — нарушение нормальной функции (functio laesa).

Цельс предложил делать кровопускание при тяжелой одышке, а также представил многие рекомендации по проведению различных лечебных мероприятий, в частности гигиенического характера и по диететике. Как крупный земле- и рабовладелец Цельс стремился дать полезные советы по лечению рабов в больших валетудинариях, организованных после того, как стоимость рабов возросла и лечить их стало выгоднее, чем покупать новых вместо умерших от болезней.

Большое влияние на развитие медицины оказал крупнейший врач и ученый-естествоиспытатель императорского Рима Клавдий Гален (Claudius Galenus, 131—201 гг. н. э.).

После длительных путешествий в молодые годы Гален, грек по национальности, более 30 лет провел в Риме, где занимался вра­чеванием и научными исследованиями. Он пользовался большим авторитетом и стал придворным врачом императора Марка Аврелия. Гален был исключительно талантливым и работоспо­собным человеком. Он написал множество трудов по философии, юриспруденции и другим областям знаний, в том числе 131 трактат посвящен различным разделам фундаментальной и клинической медицины.

Гален первым ввел эксперимент в физиологии и, проводя исследования на внутренних органах подопытных животных (обезьян, свиней), значительно расширил представления о строе­нии организма и происходящих в нем процессах. Ряд последо­вателей Галена считают, что он производил также вскрытия трупов людей, что, естественно, не афишировалось в условиях их запрета.

Значительны заслуги Галена в изучении нервной системы. Он категорически отвергал мнение многих ученых-предшествен­ников о том, что мозг представляет собой железу, выделяющую охлаждающую смесь при избыточной теплоотдаче сердца.

Галену принадлежит приоритет в описании ряда структур головного мозга, в том числе четверохолмия, блуждающего нерва, семи пар черепномозговых нервов, в делении нервов на двигательные, чувствительные и смешанные. Он показал выпадение разных функций вследствие перерезки спинного мозга по сегментам. Из его работ следует, что он знал о пере­кресте нервных стволов в спинном мозге.

Гален установил, что стенки артерий, кишок, матки, желудка не однородны, а состоят из нескольких слоев, и что во всех мышечных структурах имеются нервы. При экспериментальном изучении физиологии дыхания он понял, что диафрагма, шейные и межреберные мышцы принимают участие в акте дыхания и отмечал пассивность самих легких и активную роль движения грудной клетки.

Особая заслуга Галена заключается в описании анатомо-физиологических особенностей органов кровообращения — структур сердца, его насосной функции и продолжающейся пульсации после извлечения из грудной клетки, т. е. он уже тогда предположил наличие импульсации в самом сердце.

В то же время у Галена и его предшественников, занимав­шихся изучением физиологии кровообращения, сложились ошибочные представления о циркуляции крови. Они считали, что образующаяся в печени кровь разносится по телу, питает его, целиком им поглощается, не возвращаясь обратно; в печени же образуется следующая порция крови. Такая схема про­существовала многие века и была опровергнута лишь в 1628 г. английским ученым В. Гарвеем.

Материалистические представления Галена тесно перепле­тались с идеалистическими, унаследованными от Платона (об идее как первопричине всего), и теологическими, позаимство­ванными у Аристотеля, полагавшего, что природа все делает целесообразно.

Гален был не только смелым экспериментатором, но и заме­чательным практикующим врачом — хирургом и интернистом. Он резко выступал против неадекватных и порой губительных для больных методов лечения. В частности, критиковал врачей, которые назначали с лечебной целью прием мочи, кала, менструальной крови (что тогда широко практиковалось), либо применяли лекарственные средства растительного происхож­дения или минералы без необходимой обработки, обоснования их доз и длительности лечения.

Гален впервые обобщил известные до него способы обработки лекарственных веществ и при приготовлении настоек, экстрактов, отваров, растворов, порошков, пилюль и лепешек из растительного сырья стал соблюдать определенные весовые и объемные соотношения, а также применять возможные способы очистки ингредиентов. Тем самым он опровергал утверждение последователей Гиппократа о том, что лекарственные вещества существуют в природе в готовом виде и не требуют какой-либо обработки. В дальнейшем Парацельс такие лекарственные формы назвал «галеновыми препаратами». И в настоящее время так называют настойки, экстракты, линименты, сиропы, масла, горчичники, пластыри и т. д., приготовленные из растительного или животного сырья и обычно прошедшие заводскую обработку. Их называют фармакологическими препаратами, в отличие от химико-фармацевтических.

Основным принципом в терапии Гален считал использование в первую очередь природных сил организма, а для предупреж­дения болезней широко рекомендовал закаливание, физические упражнения и соблюдение здорового образа жизни.

Если в свое время Гален внес огромный вклад в медицину, то впоследствии схоластики, догматики и церковь превратили в догму слабые стороны его учения — теологические воззрения, идеалистические суждения, и в таком искаженном виде наследие Галена много веков было фактором, тормозящим развитие медицинской науки.

Ряд других древнеримских врачей и ученых в своей дея­тельности исходили из концепций, сформулированных К. Галеном и другими прогрессивными учеными Древнего Рима и Древней Греции. Однако в последний период существования рабовладельческой Римской империи на фоне развала государ­ственности и упадка культуры заметно снизилась научная актив­ность и приоритетность также и медицины. В результате неразре­шимых классовых противоречий, восстаний рабов, системати­ческих военных вторжений соседних народов в 476 г. н. э. прекратила существование Западная Римская империя, а сохранилась восточная ее часть — Византия, где уже в условиях зарождающегося феодализма получила дальнейшее развитие и древнеримская медицина.

Vі План и организационная структура занятия

Основные этапы занятия, их функции и содержание

Учебные цели в уровнях усвоения

Методы контроля и обучения

Материалы методического обеспечения (контроля, наглядности, индуктивности)

Распределение времени (мин.)

1

2

3

Подготовительный этап

Организационные мероприятия

Постановка учебных целей та мотивация

Контроль исходного уровня знаний, навыков, умений:

1. Медицина Древней Греции:

— Общая социально-экономическая характеристика медицины Древней Греции.

— Стихийно-материалистические теоретические основы греческой медицины. Борьба двух направлений в мировоззрении (материалистического и идеалистического).

Демокрит, Платон.

— Медицинские школы древней Греции. Представление о причинах болезней.

— Гиппократ, его медицинское и научное наследство.

— Клятва Гиппократа, ее деонтологическое значение.

— Достижение медицины Древней Греции.

  1. Медицина Древнего Рима.

— Общая социально-экономическая характеристика Древнего Рима.

— Два направления развития медицины Древнего Рима: материалистическое (Лукреций, Асклепиад, Цельс) и идеалистическое (Птоломей).

— Гален, его вклад в развитие экспериментальной и клинической медицины.

— Достижение медицины Древнего Рима.

  1. Влияние достижений медицины Древнего мира на последующее развитие медицины.

I

Лекционный метод

Самостоятельная работа с литературой

П.1.«Актуальность темы»

П.2. «Учебные цели»

Теоретические вопросы

Структура занятия

Таблицы

2

5

15

1

2

Основной этап

Обсуждение содержания темы №3

Определение главных достижений, проевления прогрессивного развития и формирования итогов с рассмотренной темы

II

Индивидуальный письменный опрос теоретического материала

Защита курсовых работ (рефератов)

Иллюстративные материалы по теме занятия

Тексты курсовых работ (рефератов)

28

25

1

2

3

Заключительный этап

Контроль и коррекция уровня профессиональных навычек

Подведение итогов практического занятия

Домашнее задание

III

Письменный контроль изученного материала

Наборы карточек для письменного контроля

Иллюстративные материалы

15

Vіі Материалы методического обеспечения занятия

VІІ.1. Материалы контроля для подготовительного етапа занятия.

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Медицина Древней Греции:

  • Общая социально-экономическая характеристика медицины Древней Греции.
  • Стихийно-материалистические теоретические основы греческой медицины. Борьба двух направлений в мировоззрении (материалистического и идеалистического).

    Демокрит, Платон.

  • Медицинские школы древней Греции. Представление о причинах болезней.
  • Гиппократ, его медицинское и научное наследство.
  • Клятва Гиппократа, ее деонтологическое значение.
  • Достижение медицины Древней Греции.

2. Медицина Древнего Рима.

  • Общая социально-экономическая характеристика Древнего Рима.
  • Два направления развития медицины Древнего Рима: материалистическое (Лукреций, Асклепиад, Цельс) и идеалистическое (Птоломей).
  • Гален, его вклад в развитие экспериментальной и клинической медицины.
  • Достижение медицины Древнего Рима.
  1. Влияние достижений медицины Древнего мира на последующее развитие медицины.

VІІ.2. Материалы методического обезпечения основного етапа занятия.

1. Медицина какой страны оказала значительное влияние на медицину Древней Греции и Рима?

2. Какой была по уровню развития медицина Древней Греции в сравнении с другими странами Европы?

3. Кто из детей бога врачевания Асклепия отвечал за охрану и укрепление здоровья?

4. Кто из детей Асклепия, согласно мифологии, занимался лечением и знал рецепт лекарства от всех болезней?

5. Назовите лекарство, которым можно лечить все болезни, именем одной из дочерей легендарного покровителя медицины Асклепия.

6. Что было положено в основу греческой медицины?

7. Какая медицинская профилактическая дисциплина названа именем дочери Асклепия?

8. Что ставили врачи Древней Греции на первое место для сохранения здоровья?

9. Кто был самым известным врачом Древнего Рима?

10.Где древние греки готовили большую часть врачей?

11. Какие из приведенных высказываний не принадлежат Гиппократу?

12. Кто был самым известным врачом Древней Греции?

13. Кто выделил медицину в самостоятельную отрасль знаний?

14. Из чего мы получаем информацию о медицине Древней Греции?

15. Кто написал «Клятву» врача?

VІІ.3. Материалы методического обезпечения самоподготовки студентов.

Ориентировочная карта для организации самостоятельной работы студентов с учебной литературой.

Учебные задания

Указания к заданию

Овладеть:

  • необходимыми основными знаниями относительно темы истории медицины Древних Греции и Рима и составить письменный тестовый контроль согласно данной тематики.

Выучить:

— социально-экономическую характеристику Древней Греции.

— Основные направления греческой философии, их представителей.

— Медицинские школы Древней Греции, их особенности.

— Гиппократ, его медицинское и научное наследство.

— Клятва Гиппократа, ее основные положения, деонтологическое значение.

— Достижения медицины Древней Греции

— социально-экономическую характеристику Древнего Рима.

— Два философских течения Древнего Рима: материалистическое (Лукреций, Асклепиад, Цельс) та идеалистическое (Птоломей).

— Гален, его вклад в развитие экспериментальной и клинической медицины.

— Достижение медицины Древнего Рима.

Охарактеризовать

Охарактеризовать

Знать, дать характеристику.

Знать

Знать

Охарактеризовать

Охарактеризовать

Охарактеризовать

Знать

Охарактеризовать

Vііі Литература

а) учебная

основная литература:

  • лекционный материал;
  • Мультановский М.П. История медицины. Г., 1961, с.41 – 65.
  • Мультановский М.П. История медицины. Г., 1967, с.28 – 47.

дополнительная литература:

— БМЭ, Г., 1980, т.14.

— Сорокина Г.С. Атлас истории медицины. Г., 1987,с. 99 – 147.

в) методическая

— методические разработки для практических занятий из истории медицины.

Автор – ас. Гранковский П.В. Утверждено на метод. заседании

кафедры

от „___”_________200__г

Протокол №___________

Зав. кафедрой социальной медицины

и организации здравоохранения проф. А.Н. ОЧЕРЕДЬКО