Уроки по творчеству И.С. Тургенева

Герои рассказа И.С. Тургенева «Бежин луг»

Цель урока: развивать навыки выразительного чтения, переска­за, навыки анализа текста.

Методические приемы: выразительное чтение, пересказ, состав­ление плана, беседа по вопросам, элементы анализа текста.

Оборудование урока: репродукции картин В.Е. Маковского «Ночное», К.В. Лебедева «Бежин луг»; иллюстрации к рассказу.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания

1. Определение жанра очерка.

Дается итоговое определение очерка, которое записывается все­ми в тетрадь.

2. Пересказ встречи охотника с мальчиками.

П. Общая характеристика героев

1. Составление плана характеристики. Примерный план:

1) Портрет мальчика.

2) Его роль среди товарищей.

3) История, которую рассказывает герой.

4) Поведение мальчика.

5) Характер героя.

6) Отношение к нему автора и ваше.

2. Подбор цитат к пунктам плана.

Ученики работают некоторое время самостоятельно, выбрав для себя одного из героев. Можно заранее распределить, кто какого ге­роя характеризует, а можно не делать такую установку: тогда выяс­нится, какой мальчик больше других заинтересовал учеников.

Вопросы:

— Кто из мальчиков больше понравился охотнику? Почему?

— Какие приемы использует автор при создании портрета Павлуши?

(Тургенев активно использует эпитеты: «проворно спрыгнул», «равнодушным голосом», «проворно дыша», «некрасивое лицо, оживленное быстрой ездой, горело смелой удалью и твердой ре­шимостью». В этой характеристике встречаются и метафоры: «лицо… горело», «твердой решимостью».) III. Пересказ текста и беседа

1. Пересказ одной из быличек.

2. Пересказ повествования о светопреставлении (по рассказу одного из мальчиков — Павлуши или Ильюши).

16 стр., 7973 слов

Основные направления методической работы по использованию наглядности ...

... обучения реализуется при анализе художественного текста, выдвигая на первый план художественный образ как общий язык ... ситуации обыденной жизни) в образных опорах. Следовательно, используя принцип наглядности, развиваем логическое (словесное) мышление. Изучением ... целью нашего исследования является: определение эффективности уроков литературного чтения с использованием наглядного материала. ...

3. Беседа.

— Приходилось ли вам слышать подобные рассказы, поверья,

былички? Пояснения учителя:

В этом рассказе мы видим мир почти языческих представле­ний о непонятных событиях. Отметим, что Тургенев тщательно выбирал слово, которое уместно применить к рассказам мальчи­ков: «россказни», «предания», «поверья». В беловом автографе и в цензурной рукописи это «предания», в публикации журнала «Со­временник» — «россказни», а в окончательном варианте — «пове­рья». Что отличает значения этих близких слов? Слово «предания» звучит торжественно и очень книжно; слово «россказни» несет в себе оттенок некоего недоверия; слово «поверья», безусловно, наи­более удачно для обозначения всех историй, которые рассказали ребята у костра.

Современные исследователи ввели новый термин для обозна­чения рассказов такого типа — это слово «быличка»-

Запишем в словарь определение.

Быличка — рассказ о фантастическом событии, участником или свидетелем которого считает себя рассказчик.

— Как вы считаете, верили ли мальчики в то, о чем рассказывали?

— Чему в рассказах мальчиков вы верите?

— Что в их рассказах показалось забавным, смешным?

IV. Сравнительная характеристика рассказов Павлуши и Ильюши

П а в л у ш а

И л ь ю ш а

«Барин-то наш, хоша и толковал нам напредки, что, дескать, будет вам

«А ты не знаешь? — с жаром подхватил Ильюша. — Ну, брат, откентелева ты, что Тришки не знаешь? Сидни у вас в деревне

предвиденье, а как затем­нело, сам, говорят, так перетрусился, что на-поди. А на дворовой избе баба-стряпуха, так та, как толь­ко затемнело, слышь, взяла да ухватом все горшки пе-ребила в печи: «Кому те-перь есть, говорит, насту-пило светопрестановле-ние». Так шти и потекли. А у нас на деревне такие, брат, слухи ходили, что, мол, белые волки по земле побегут, людей есть будут, хищная птица полетит, а то и самого Тришку уви­дят».

Далее см. по тексту после рассказа Ильюши

сидят, вот уж точно сидни! Тришка — эфто будет такой человек удивительный, который придет; а придет он, когда наступят последние времена. И будет он такой удивительный чело-век, что его и взять нельзя будет, и ничего ему сделать нельзя будет. Такой уж будет удиви-тельный человек. Захотят его, например, взять хрестьяне, выйдут на него с дубьем, оцепят его, а он им глаза отведет — так отведет им гла-за, что они сами друг друга побьют. В острог его посадят, например, — он попросит водицы испить в ковшике: ему принесут ковшик, а он нырнет туда, да и поминай как звали. Цепи на него наденут, а он в ладошки затрепещется — они с него так и попадают. Ну, и будет ходить этот Тришка по селам да по городам; и будет этот Тришка, лукавый человек, соблазнять на-род хрестиянский… — ну, а сделать ему нельзя будет ничего… Уж такой он будет удивитель­ный, лукавый человек»

1. Слово учителя.

Мы видим, что одно и то же явление — солнечное затмение, или «светопреставление», или «предвиденье», как называют его мальчики, описывается совершенно по-разному. Почему так про­исходит? Через рассказ, через особенности речи проявляется ха­рактер человека. Поэтому мы и говорим о речевой характеристи­ке, дающей возможность узнать героя поближе. В чем же разли­чие рассказов этих мальчиков?

2. Беседа по вопросам.

— Чей рассказ вам больше понравился? Почему?

— Чей рассказ объемнее, длиннее?

(Рассказ Ильюши. Павлуша лаконичнее, его речь свободна от повторов, которые у Ильюши идут не от неумения построить свою речь, а, скорее, от желания утвердить слушателей в том, что он рассказывает. Это, так сказать, ораторский прием.)

— Чей рассказ эмоциональнее?

(Вопрос спорный. Рассказ Ильюши эмоционален. Он говорит «с жаром», в его речи много ораторских приемов: обращений к слуша­телям, восклицательные и вопросительные предложения, многото­чия, обозначающие многозначительные паузы, повторы. Павел же говорит «неторопливым голосом», в его речи тоже есть восклицатель­ные предложения. Он в лицах передает чужую речь. Ильюша расска­зывает об «удивительном, лукавом человеке» Тришке, Павлушин же рассказ — о реакции односельчан на приход мнимого Тришки, ока­завшимся бочаром Вавилой со жбаном на голове.)

7337

11 ‘чмботки по программе под ред. В.Я. Коровиной

— I- II ■ ■ i…….пни рассказчика к предмету своего повество-

(Ильюша верш в I ришку, рассказывает взахлеб, переживает свой рассказ, i гарастся поразить слушателей, испугать их. Павлу-ша более спокоен, он тоже верит в приход Тришки, но относится к своему былому страху с иронией.)

— Какова реакция слушателей на рассказы мальчиков?

(Рассказ Ильюши, скорее всего, напугал мальчиков, они со стра­хом и уважением к Ильюше, гордящемуся своей осведомленнос­тью, слушают его историю. Более сдержанный, короткий, но выра­зительный рассказ Павлуши вызывает общий смех, страх исчезает.)

— Как строит фразы каждый из мальчиков?

(В речи Ильюши много повторов, за счет повторений слов и целых фраз предложения получаются длинными. Речь Павлуши гораздо лаконичнее. В небольшом рассказе он сумел передать мно­го событий. Фразы короткие, встречаются неполные предложения, пропуски слов (эллипс): «да кто куды!», «та с цепи долой, да через плетень, да в лес».)

— Какие непривычные слова вам встретились в речи мальчи­ков? Как называются такие слова?

(В речи мальчиков есть диалектные слова, то есть те, которые употребляются только в данной местности, и просторечные сло­ва, характерные для необразованного человека.

Диалектные: «откентелева» (откуда), на-поди», напредки (напе­ред, сначала), бочар (бондарь, ремесленник, изготовляющий бочки).

Просторечные: «хоша» (хоть), «перетрусился», эфто (это), «слышь», «светопрестановление», «шти» (щи), «хрестьяне», «хре-стиянский» (христиане — крестьяне), «испить», «зачнется» (нач­нется), «куды», «запужала», «авось».)

Примечание. Можно сделать словарик диалектных и просто­речных слов, встретившихся в речи мальчиков, по вариантам: один выписывает слова Ильюши, другой — Павлуши. Можно расши­рить границы такой работы: создать словарик всех рассказов маль­чиков. Можно сопоставить речь мальчиков с авторской речью, дать комментарии к сноскам, сделанным самим Тургеневым.

Вывод: речь Павлуши лаконична, спокойна, стремительна, чуть иронична. Речь Ильюши эмоциональна, он не только пове­ствует — он вновь и вновь переживает рассказанное, и это вызыва­ет сочувствие его слушателей.

V. Итоги урока

Тургенев очень точно, детально передает речь своих героев. Он не только употребляет «народные» слова: диалектизмы, просторе­чия, но и делает речь героев индивидуальной. Особенности речи каждого мальчика дают читателям возможность лучше понять ха­рактеры героев, их образ мыслей.

— Упоминанием о каком событии заканчивается рассказ?

Урок26. Урок-прктикум «Природа и ее роль в рассказе И.С. Тургенева…»

145

(Павлуша погиб, упав с лошади. Это был смелый, решитель­ный мальчик, может быть, его и погубила его удаль.)

— Как вы объясните финал рассказа «Бежин луг»? (Печальный финал — повод высказать авторскую симпатию с

Павлуше, выделить его среди всех мальчиков. Гибель Павлуши была предсказана в разговоре о водяном. Павлуша рассказывал, что ему послышалось, как его из воды звал голос утонувшего Васи. На слова Ильюши, что это дурная примета, Павлуша решительно произносит: «Своей судьбы не минуешь». Вот он и не миновал своей судьбы.)

— Как относится герой-рассказчик к ребятам, которых он слу­чайно встретил в ночной степи? Как мы об этом узнаем?

— Почему рассказ называется «Бежин Луг»?

(В сознании автора есть воспоминания о том, как он заблудил­ся, картины природы в разное время суток, образы мальчишек, судьба Павлуши — все это связано с Бежиным лугом как геогра­фическим местом происшедшего, так и цельным ощущением ав­тора от всех этих событий).

Домашнее задание

1. Найти в тексте рассказа «Бежин луг» картины природы, оп­ределить художественные приемы, с помощью которых Тур­генев рисует пейзаж.

2. Пересказать близко к тексту фрагмент рассказа, где дается описание природы.

3. Ответить на вопросы учебника №№4, 8-10 (стр. 234).

Урок 26. Урок-практикум «Природа и ее роль в рассказе И.С. Тургенева «Бежин луг»

Цель урока: показать взаимосвязь человека и природы в рас­сказе; определить роль пейзажа; совершенствовать навыки анали­за текста.

Методические приемы: рассказ учителя, выразительное чтение, пересказ, анализ текста.

Оборудование урока: репродукции картин В.Е. Маковского «Ночное», К.В.Лебедева «Бежин луг»; иллюстрации к рассказу.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания

Пересказ близко к тексту фрагмента рассказа, где дается опи­сание природы. П. Анализ текста

Задания:

— Дать названия описаниям пейзажей, встретившихся в рас­сказе.

|оурочные разработки по программе под ред. В.Я. Коровиной

11анример:

1) «Прекрасный июльский день» (с. 212-213).

2) «Между тем ночь приближалась и росла, как грозовая туча…» (с. 214-215).

3) У костра: «запах русской летней ночи» (с. 216-217).

4) «Торжественно и царственно стояла ночь» (с. 227).

5) «Недолги летние ночи!» (с. 231).

6) «Утро зачиналось» (с. 232).

7) «Все зашевелилось, проснулось, запело, зашумело, загово­рило» (с. 232).

— Определите, какими художественными приемами пользуется Тургенев при описании картин природы?

Это задание лучше разделить между учениками. Например, одна группа находит тропы в описании неба, солнца, облаков, ветра; дру­гая — в описании леса, растений; третья — в описании животных.

(Примеры тропов.

Эпитеты: «солнце… светлое и приветно лучезарное… мирно всплывает, свежо просияет»; «неприятная, неподвижная сырость», «пустынное поле»; небольшая ночная птица… пугливо нырнула в сторону»; «громадными клубами вздымался угрюмый мрак»; «глу­хо отдавались шаги в застывающем воздухе»; «какой-то зверек сла­бо и жалобно пискнул»; «страшная бездна».

Сравнения: облака, «подобно островам, разбросанным по беско­нечно разлившейся реке, обтекающей их глубоко прозрачными ру­кавами ровной синевы, …почти не трогаются с места»; они «так же лазурны, как небо»; «последние из них, черноватые и неопреде­ленные, как дым»; «ночь приближалась и росла, как грозовая туча»;

Метафоры: «утренняя заря не пылает пожаром: она разливает­ся кротким румянцем»; солнце… мирно всплывает»; «хлынули иг­рающие лучи»; «трава… белела ровной скатертью»; «даже с выши­ны лилась темнота»;

Олицетворения: «заснувшие верхушки» леса; «звездочки… за­шевелились»; на дне лощины «торчало стоймя несколько больших, белых камней, — казалось, они сползлись туда для тайного сове­щания»; «стремительный, безостановочный бег земли»; «жидкий, ранний ветерок уже пошел бродить и порхать над землею».) — Как на протяжении рассказа писатель показывает связи меж­ду человеком и окружающей его природой? (Это задание тоже можно разделить по группам: группы анализируют раз­ные фрагменты рассказа.) (Герой рассказа вступает с природой в разнообразные отноше­ния. Их описание создает соответствующее настроение — то тре­вожное, томительное, то радостное, бодрое, ясное.

В начале рассказа природа живет отдельной, прекрасной и не­зависимой жизнью. Человек как будто смотрит на нее снизу вверх (описание неба, солнца, облаков), восхищается постоянно меня­ющимися картинами неба. Человек может лишь уповать на при-

Урок26. Урок-прктикум «Природа и ее роль в рассказе И.С. Тургенева…»

147

роду, как на высшую силу — он зависит от ее расположения: «По­добной погоды желает земледелец для уборки хлеба».

В описании дня охоты природа пугает охотника, враждебна ему (охотник заблудился, словно его водит какая-то нечистая сила): «Меня тотчас охватила неприятная, неподвижная сырость, точно я вошел в погреб»; «летучие мыши уже носились,., таинственно кружась и дрожа»; «какая-то неторная дорожка»; «все кругом бы­стро темнело и утихало»; «нигде не мерцал огонек, не слышалось никакого звука»; «вдруг очутился над страшной бездной».

Человек чувствует себя частью природы. Ночь у костра: «Слад­ко стеснялась грудь, вдыхая тот особенный, томительный и све­жий запах — запах русской летней ночи»; Конец рассказа: «Жид­кий, ранний ветерок уже пошел бродить и порхать над землею. Тело мое ответило ему легкой, веселой дрожью». «Всюду лучисты­ми алмазами зарделись крупные капли росы; мне навстречу, чис­тые и ясные, словно тоже обмытые утренней прохладой, принес­лись звуки колокола…» Кстати, и церковь, и звук ее колоколов тоже вписаны в пейзаж, гармонируют с природой.

Для мальчиков, которых встретил охотник у ночного костра, при­рода, с одной стороны — их жизнь, даже праздник: «Выгонять перед вечером и пригонять на утренней заре табун — большой праздник для крестьянских мальчиков». С другой стороны, природа для них полна загадок, непонятных явлений, которые они объясняют дей­ствием потусторонних сил: в историях о домовом в рольне, о Гавриле и русалке, о Ермиле и барашке, о бучиле, о лешем, о водяном.

Самый отважный из мальчиков, Павлуша, не боится опаснос­тей, которыми полна природа: «Без хворостинки в руке, ночью, он, нимало не колеблясь, поскакал один на волка». В то же время Пав­луша полностью доверяется судьбе: «Своей судьбы не минуешь».)

III. Итог урока

Слово учителя:

«Бежин луг» — произведение о сложных связях человека и при­роды, у которой, по мысли Тургенева, есть не только «приветно-лучезарное», но и грозно-равнодушное лицо. В письме Беттине Арним в 1841 году Тургенев писал: «Природа — единое чудо и це­лый мир чудес: таким же должен быть каждый человек — таков он и есть… Чем была бы природа без нас, — чем были бы мы без при­роды? И то и другое немыслимо!., как бесконечно сладостна — и горька — и радостна и в то же время тяжела жизнь!..»

Домашнее задание

1. Прочитать стихотворения в прозе (по хрестоматии).

2. Прочитать рассказ «Бирюк» к уроку внеклассного чтения.

3. Составить цитатный план рассказа «Бирюк».

4. Ответить на вопросы и выполнить задания пособия «Чита­ем, думаем, спорим» («Поразмышляем над прочитанным…», стр. 119-121).

Поурочные разработки по программе под ред. В.Я. Коровиной

Урок внеклассного чтения. И.С. Тургенев «Бирюк»

Цель урока: углубить понятие о русском национальном харак­тере, совершенствовать навыки характеристики героя, навыки выразительного чтения.

Методические приемы: объяснение учителя, сообщение учени­ка, выразительное чтение, повторение изученного, комментиро­ванное чтение, элементы анализа художественного текста.

Ход урока I. Проверка домашнего задания

Примерный цитатный план рассказа «Бирюк»:

1. «Гроза надвигалась…»

2. «Невесело войти ночью в мужицкую избу…»

3. «Редко мне случалось видеть такого молодца…»

4. «В лесу шалят…»

5. «Он держал под собою вора…»

6. «Отпусти… Ей-богу, с голодухи…»

7. «Убирайся к черту… Да смотри, в другой раз у меня!..»

П. Подготовка заданий в группах

Группам даются карточки с заданиями и вопросами (на подго­товку достаточно 8—10 минут).

Первая группа. Пейзаж.

Подготовить чтение пейзажных зарисовок, прокомментировать их.

Проанализировать фрагмент, начинающийся словами «Гроза надвигалась…» с точки зрения художественных средств изображе­ния (выделить слова, которые передают состояние природы, крас­ки, звуки, запахи).

— Какие части речи преобладают в этом фрагменте? Какова их роль?

— Какую из пейзажных зарисовок можно считать ключевой для понимания образа главного героя?

— Какую роль играет образ-символ грозы?

— Как пейзаж связан с развитием действия рассказа?

— Какие чувства и как передает Тургенев в описании природы? Вторая группа. Интерьер.

Подготовить пересказ описания избы Бирюка.

— Какие слова в описании являются ключевыми?

— С каким чувством описывает рассказчик мужицкую избу?

— Какую роль играет описание интерьера избы?

— Как это описание помогает понять характер героя? Третья группа. Портрет.

— В чем особенности портрета Бирюка?

— Какие детали портрета героя вы считаете главными?

— Можно ли по портрету определить авторское отношение к герою?

Урок внеклассного чтения. И.С. Тургенев «Бирюк»

149

— Как портрет помогает раскрыть характер героя?

— Какую роль в рассказе играет портрет мужика-вора? Четвертая группа. Словарная работа.

Найти в словаре В.И. Даля значения слова «бирюк».

— Объяснить, почему герой рассказа носит такое прозвище.

— Соответствует ли Бирюк своему прозвищу?

— Зачем Тургенев сделал примечание о слове «бирюк»?

— Найти в толковых словарях объяснения словам «дрожки», «полати», «лучина», «замашная рубашка», «рогожка», «ку­шак» и др. Составить словарик.

Пример словарика:

бирюк — волк-одиночка (обл.); одинокий, нелюдимый человек (пояснение Тургенева: «Бирюком называется в Орловской губер­нии человек одинокий и угрюмый»);

верста — примерно 1060 м;

верх (здесь) — овраг;

взыскать — заставить уплатить или подвергнуть наказанию;

дрожки — легкий открытый рессорный экипаж;

живот (здесь) — домашнее животное, лошадь;

замашная (рубашка) — домашняя рубаха из грубого холста;

засов — дверной запор в виде задвижки;

кушак — пояс, сделанный обычно из широкого куска ткани или связанный из шнура;

лозники — ивовый кустарник;

лучина — тонкая сухая щепка для освещения или для растопки; люлька — подвесная колыбель;

мещанин — лицо податного сословия, состоящего из ремеслен­ников, торговцев, мелких землевладельцев; не видеть ни зги — ничего не видеть;

не давать спуску — не уступать власть, держать под контролем; оглобли — две жерди, служащие для запряжки лошадей; плетень — изгородь из сплетенных прутьев и ветвей; подле — возле;

покромка — обрезанный кусок ткани вдоль долевой нити — по кромке, по краю;

полати — в деревенской избе: нары для спанья, устроенные под потолком;

полка (ружья) — часть кремневого замка (пускового механиз­ма) ружья, куда насыпался порох, необходимый для воспламене­ния порохового заряда в стволе;

понурить — уныло склонить плечи или голову;

ракиты — ивы; вожжа (вожжи) — часть упряжи: ремни, верев­ки, с двух сторон прикрепляемые к удилам для управления лоша­дью;

рогожа — грубый плетеный материал для упаковки; рожок — соска для кормления младенца;

оурочные разработки по программе под ред. В.Я. Коровиной

рысистая — обладающая хорошей, резвой рысью (аллюр лоша­ди, при котором выносятся вперед одновременно передняя левая и задняя правая ноги);

справлять (здесь) — выполнять (должность);

челнок (здесь) — выдолбленная из дерева лодка.

Пятая группа. Лексика.

В чем различие лексики разных героев рассказа?

— Какое значение имеет это различие?

— Сделайте речевую характеристику героев рассказа. Шестая группа. Устное иллюстрирование.

Выберите сцену для иллюстрации. Объясните свой выбор. Дайте устное описание «картины», которой вы бы иллюстри­ровали сцену.

Итоговый вопрос:

— Как вы понимаете слова Белинского о том, что Тургенев в «Записках охотника» «зашел к народу с такой стороны, с какой до него никто не заходил»?

Примечание:

На уроке также можно использовать материалы пособия «Чи­таем, думаем, спорим» («Поразмышляем над прочитанным…», стр. 119-121).

Вариант урока внеклассного чтения по рассказу И.С. Тургенева «Бирюк»

Цель урока: формирование у школьников навыков социально-психологической характеристики персонажа.

Оборудование: иллюстрации к рассказу «Бирюк» и фотографии окрестностей родины Тургенева Спасского-Лутовинова; иллюст­рации к французскому изданию «Записок охотника» 1858 года с рисунками Годфруа Дюрана.

План урока:

1) выявление и обозначение основных приемов создания ху­дожественного образа;

2) пейзаж как средство характеристики героя;

3) описание интерьера и его функции в создании образа героя;

4) роль и значение авторской характеристики;

5) поступок героя как способ его характеристики.

Ход урока

I. Слово учителя

Рассказ «Бирюк» написан в 1847 году, а напечатан во втором номере журнала «Современник» в 1848 году. Создавая это произ­ведение, как и весь цикл «Записки охотника», Тургенев опирался на собственные впечатления от родных ему мест, от жизни крес­тьян в Орловской губернии. Один из бывших крепостных Турге-

Вариант урока по рассказу И.С. Тургенева «Бирюк»

151

нева, а впоследствии сельский учитель А.И. Замятин вспоминал: «Бабушка и мать говорили мне, что почти все лица, упоминаемые в «Записках охотника», не выдуманные, а списанные с живых лю­дей, даже имена их настоящие: был Ермолай был Бирюк, кото­рого в лесу убили свои же крестьяне…»

В «Записках охотника» писатель применил своеобразный при­ем: ввел в действие рассказчика — образ охотника. Читатель как будто бродит по Орловским лесам, полям, заглядывает в деревен­ские избы вместе с наблюдательным, умным и знающим челове­ком, который ценит красоту и правду. Но при этом его присут­ствие никого не стесняет и часто остается даже незамеченным. Образ охотника помогает читателю глубже понять действитель­ность, разобраться в происходящем, оценить изображаемое, рас­крыть тайны героев, обнажить интимные уголки их душ.

П. Словарная работа

— Как вы думаете, почему крестьяне прозвали лесника бирюком?

— Несет ли это слово, помимо обозначения одиночества лес­ника, оценочное значение?

Бирюк1

1. Волк-одиночка (обл.).

2. (Перен.) одинокий, нелюдимый человек (пояснение Турге­нева: «Бирюком называется в Орловской губернии человек оди­нокий и угрюмый»).

— Когда, при каких обстоятельствах герои рассказа называют лесника бирюком, по имени, по имени-отчеству? Почему? Когда и почему он сам себя так называет?

III. Анализ пейзажа

1. Слово учителя

По словам В.Г. Белинского, Тургенев «любит природу не как дилетант, а как артист, и потому никогда не старается изображать ее только в поэтических ее видах, но берет ее, как она ему пред­ставляется. Его картины всегда верны, вы всегда узнаете в них нашу родную русскую природу…»

Рассказ «Бирюк» начинается с описания леса и надвигающей­ся грозы. Выясним, какое значение имеет пейзаж в структуре по­вествования и в создании образа главного героя.

2. План анализа пейзажа

1. Найти и прочитать описание начала грозы.

2. Ответить на вопрос: «Каким образом Тургенев описывает природу?» Для этого:

1) отметьте, как автор изображает основные моменты перехода душного вечера в грозовую ночь;

2) выделите художественные средства, с помощью которых Тур­генев передает зрительное впечатление от леса, слуховые и осяза­тельные ощущения;

1 Ожегов СИ., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 2001.

Поурочные разработки по программе под ред. В.Я. Коровиной

3) ответьте на вопрос: что придает динамизм описанию?

4) покажите, как автор одушевляет природу.

— Какой прием использует автор для изображения усиления грозы?

(Изменение вида глагола: я «ехал», кобыла «бежала», собака «не отставала» — жар «сменился», ветер «загудел», деревья «забушева­ли» и т.д.; т.е. постепенная замена несовершенного вида глаголов совершенным; дважды применяется эффект неожиданности: «вне­запно», «как вдруг».)

3. Комментарии учителя

Тургенев описывает поле и лес в различное время суток. Его пейзаж подвижен: он живет, изменяется. Тургенев обнаруживает себя тонким наблюдателем различных оттенков красок, звуков, запахов поля и леса при переходе от лета к осени, от дня к ночи, от солнечной погоды к ненастью. В большинстве случаев картины природы у Тургенева невелики по объему- Для них характерна сжатость и лаконичность.

В рассказе «Бирюк» автор отобразил несколько моментов транс­формации душного вечера в грозовую ночь-

Первая часть: «Гроза надвигалась. Впереди огромная лиловая туча медленно поднималась из-за леса; надо мною и мне навстре­чу неслись длинные серые облака; ракиты тревожно шевелились и лепетали».

Вторая часть передает тот особый момент, когда гроза настойчиво и неумолимо подчиняет себе всю окружающую природу: «Душный жар внезапно сменился влажным холодом; тени быстро густели».

Последняя, третья часть картины, когда все вокруг заливается мраком и лес погружается в царство грозы- «Сильный ветер вне­запно загудел в вышине, деревья забушевали, крупные капли дождя резко застучали, зашлепали по листьям, сверкнула молния, и гро­за разразилась. Дождь полил ручьями».

Динамический характер пейзаж приобретает не только оттого, что природа описана в состоянии перехода, но и оттого, что угол зрения автора постоянно меняется. Сначала он замечает огром­ную лиловую тучу, длинные серые облака, потом слышит шелест и лепетание ракит, и наконец, его взгляд опускается на землю.

Кроме цветовой гаммы, создаваемой конкретными эпитетами (лиловая, серая), переданы и другие впечатления — слуховые, ося­зательные: длинные облака, сухой ручей, густые кусты орешника, душный жар, влажный холод.

Приемы аллитерации и ассонанса в описании леса и грозы по­зволяют читателю слышать, как «ракиты тревожно шевелились и лепетали», «капли дождя резко застучали, зашлепали по листьям», «гроза разразилась».

Это описание природы сопоставимо с человеческим миром. Метафорические образы и олицетворения (гроза надвигалась, ра-

Вариант урока по рассказу И.С. Тургенева «Бирюк»

153

киты тревожно лепетали, деревья забушевали, капли дождя заш­лепали по листьям) одушевляют лес.

Пейзажные зарисовки у Тургенева не только фон, на котором происходит действие, но и важнейшее средство характеристики персонажей рассказа. Они помогают раскрыть переживания геро­ев, оттенить их настроения, чувства, выявить авторскую позицию. Здесь важно обратить внимание на детали, которые помогают мак­симально полно и точно определить воздействие грозы на само­чувствие человека и его поведение.

IV. Анализ образа Бирюка

1. Общая характеристика героя, основанная на комментиро­ванном чтении описания избы, портрета и слова повествователя;

2. Анализ эпизода столкновения Бирюка и мужика. Каждый этап анализа образа-персонажа предваряется зада­ниями.

1).

Найти в тексте и прочитать описание обстановки избы лес­ника, его портрет и авторскую характеристику героя. 2).

Ответить на вопросы:

— При каких обстоятельствах рассказчик встречается с лесни­ком?

— Какие черты характера раскрывают поведение Бирюка в гро­зовую ночь?

— Почему героя зовут Бирюком? Чем вызван его суровый и нелюдимый характер?

— Каковы условия жизни Бирюка?

— В чем особенность портретной характеристики героя (на какие детали обращает внимание автор)?

— Каково отношение к Бирюку крепостных мужиков? Комментарии:

Бирюк появляется неожиданно «при блеске молнии», автор сразу отмечает его высокую фигуру и звучный голос. Поведение героя в эту ночь раскрывает ряд ведущих черт его характера: внут­реннюю силу, спокойствие, сдержанность, контрастирующие с описанием грозы. «Мы ехали довольно долго; наконец мой про­водник остановился. «Вот мы и дома, барин», — промолвил он спо­койным голосом». Несмотря на то что первое появление Бирюка сопровождает некий романтический ореол: «Белая молния озари­ла лесника с головы до ног», — в описываемой далее жизни героя нет ничего романтичного, напротив, она обыденна и даже трагич­на. «Я посмотрел кругом — сердце во мне заныло: невесело войти ночью в мужицкую избу».

Описание обстановки избы, «закоптелой, низкой и пустой», говорит о бедности и убожестве. Но среди этого печального и бе­зотрадного существования теплится жизнь двух маленьких детей героя, изображение которых усугубляет общую безрадостную кар­тину и настраивает читателя на жалость по отношению к Бирюку.

Если в описании избы — социальная характеристика героя, то художественный портрет помогает выразить его индивидуальные черты: высокий рост, могучие мышцы, черная курчавая борода, суровое мужественное лицо, широкие брови и небольшие карие глаза. В восприятии читателя рассказ о леснике как о «грозе» му­жиков связывается с картиной грозы.

Для создания характеристики героя автор использует высказы­вания о нем мужиков: «Вязанки хворосту не даст утащить», «на­грянет, как снег на голову», «силен … и ловок как бес… И ничем его взять нельзя: ни вином, ни деньгами; ни на какую приманку не идет». Автор подчеркивает, что лесник грозен и непреклонен не потому, что чужд своему брату-мужику, а просто Бирюк — че­ловек долга и считает себя обязанным беречь ему доверенное. «Дол­жность свою справляю … даром господский хлеб есть не прихо­дится». Безжалостный по долгу службы, он охраняет лес хозяина наподобие солдата. «Он, обладающий слухом достаточно тонким, чтобы услышать, как где-то в отдалении падает на папоротник береза, он бывает глух к самым отчаянным мольбам».

3).

Найти в тексте и прочитать описание столкновения Бирюка с мужиком.

4).

Ответить на вопросы:

— В чем причина конфликта мужика с Бирюком?

— На фоне каких пейзажных зарисовок разворачиваются со­бытия?

— Как меняются крестьянин и Бирюк в кульминационной сцене?

— Какие чувства вызывают у автора и у нас, читателей, образы лесника и мужика?

Комментарии:

Картина грозы подготавливает центральный эпизод рассказа: столкновение между Бирюком и пойманным им мужиком-вором. Сцена борьбы — сначала физической, потом моральной — не толь­ко выявляет взгляды, чувства, интересы, волю героев, но и углуб­ляет психологически их образы. Автор подчеркивает, что физи­чески мужик явно проигрывает Бирюку во время их схватки в лесу, однако в дальнейшем по силе характера, внутреннему достоин­ству они становятся равными друг другу.

Создавая образ мужика, Тургенев запечатлел черты нищего крестьянина, изможденного барщиной, полуголодным существо­ванием: «При свете фонаря я мог разглядеть его испитое, морщи­нистое лицо, нависшие желтые брови, беспокойные глаза…». Но именно такой мужик от мольбы переходит к угрозам.

Тургенев при помощи ярких художественных деталей показы­вает, как меняется внешний облик и внутреннее состояние крес­тьянина. Сначала мужик молчит, затем «голосом глухим и разби­тым», обращаясь к леснику по имени-отчеству «Фома Кузьмич», просит отпустить. Но когда чаша его терпения переполнилась,

Вариант урока по рассказу И.С. Тургенева «Бирюк»

155

мужик «внезапно выпрямился. Глаза у него загорелись, и на лице выступила краска». Голос мужика стал свирепым, и речь стала иной: вместо обрывистых фраз — «Отпусти… приказчик… разоре­ны, во как… отпусти!» — зазвучали ясные грозные слова: «А мне что? Все едино — пропадать; куда я без лошади пойду? Пришиби -один конец; что с голоду, что так — все едино. Пропадай всё: жена, дети — околевай всё.. А до тебя, погоди, доберемся!».

V. Слово учителя

Рассказ «Бирюк» — один из немногих рассказов «Записок охот­ника», в котором затронут вопрос о крестьянском протесте. Но из-за цензурных ограничений Тургенев не мог прямо изобразить про­тест крестьян, поэтому в рассказе он использует прием замеще­ния. Олицетворением помещика является Бирюк, наделенный некоторой долей ненавистной для мужика власти. Образ Бирюка в кульминационной сцене психологически углубляется, он высту­пает перед нами как образ трагический: человек честный, суро­вый, жестокий, как собственная его судьба, он весь проникся прин­ципом неуклонного служения долгу. При всей своей правоте он чувствует и правоту крестьянина, которого в барский лес привело нищенское существование: «Ей-богу, с голодухи… детки пищат, сам знаешь. Круто, во как, приходится». Бирюк отпускает кресть­янина не из-за страха перед его угрозами: «Да постой, недолго тебе царствовать! затянут тебе глотку, постой!», — а из сочувствия ему. Бирюк не выдерживает того беспросветного отчаяния, которое охватывает мужика при мысли о дальнейшей судьбе.

— Почему вся эта сцена, чрезвычайно эмоциональная и на­пряженная, проходит как бы под аккомпанемент дождя? За­читаем фрагменты эпизода.

(«Дождик начал опять накрапывать и скоро полил ручьями. С трудом добрались мы до избы»; «Дождик стучал по крыше и сколь­зил по окнам; мы все молчали»; «Бедняк потупился… Дождик всё не переставал. Я ждал, что будет». В самом конце рассказа, когда Бирюк обращается к охотнику, вновь говорится о непогоде. «Да уж я лучше вас провожу, — прибавил он, — знать, дождика-то вам не переждать…». Так картины природы углубляют смысл расска­за, напоминают о том, что ненастье — ненастье в душе героев рассказа, всего русского народа — еще продолжается.)

— Как вы оцениваете поступок Бирюка? Почему он отпускает крестьянина именно так, грубовыталкивая?

(Одновременно и злится на него, и жалеет. Автор достоверно передает душевный конфликт Бирюка между долгом и чувством сострадания.) _

Домашнее задание

1. Подготовить пересказ «Бирюка» от лица одного из персонажей.

2. Решить кроссворд «И.С. Тургенев. «Бирюк» (пособие «Чи­таем, думаем, спорим», стр. 123-124).

рочные разработки по программе под ред. В.Я. Коровиной

Информация для учителя

Критика о «Записках охотника»

«В «Записках охотника Тургенев постепенно довел до уровня высокого мастерства… косвенный психологизм. Он стремится к отбору таких деталей портрета, поведения героя и обстановки, которые как бы опредмечивают в себе определенные движения души; пси­хологический анализ предстает в этом цикле Тургенева преимущественно как предмет­ное, внешнее выражение отдельных процессов внутренней жизни — в мимике, жестику­ляции, в портретной палитре (покраснел, побледнел и т.п.)»

«В пейзажах Тургенева многоцветье, переливы красок и света являются непосред­ственным выражением эстетического богатства природы и средством поэтизации ее. Тур­геневские пейзажи в подавляющем большинстве представляют воплощение авторского, собственно тургеневского восприятия природы, либо восприятия его героев, которые в этом отношении ему близки и выступают в произведении как бы его представителями» (СЕ. Шаталов. «Проблемы поэтики Тургенева».)

«…это в своем роде какая-то печальная, но и очень полная, глубоко взволновываю-щая энциклопедия о русском человеке, о русской жизни, о русской земле, книга, уже пропитанная той ностальгией, которой болел всю жизнь добровольно оторвавшийся от России Тургенев и горечь которой нам теперь пришлось отведать» (А.Н. Бенуа.)

«Бежин луг» вводил в русскую литературу проблему изображения детского мира, дет­ской психологии, так ярко освещенной Л.Н. Толстым в повести «Детство» вскоре после появления рассказа Тургенева.

Образы мальчиков — героев «Бежина луга» — овеяны лирическим настроением грусти и сочувствия… Однако рассказ кончается жизнеутверждающей, какой-то праздничной картиной наступающего утра…» (С.Н. Петров.)

«С любовью и нежностью рисует Тургенев в рассказе «Бежин луг» крестьянских де­тей, их богатый духовный мир, их умение тонко чувствовать красоту природы. Писатель не только стремился пробудить в читателе чувство любви и уважения к деревенским ре­бятишкам, но и заставлял задуматься над их дальнейшей судьбой». (Н.И. Якушин «Жизнь и творчество И.С. Тургенева» (М., 1983).)

Урок 2 7. И.С. Тургенев. Стихотворения в прозе «Русский язык», «Близнецы», «Два богача»

Цель урока: показать особенности жанра стихотворения в про­зе; помочь понять философский смысл стихотворений; развивать навыки выразительного чтения.

Методические приемы: объяснение учителя, выразительное чте­ние, анализ текста.

Ход урока

«… что за гуманность, что за теплое слово, при простоте и радужных красках, что за грусть, покорность судьбе и радость за человеческое существование»

П. В. Анненков.

Урок 27. И.С. Тургенев. Стихотворения в прозе

157

I. Слово учителя

Мы познакомились с произведениями Тургенева, которые об­рамляют его творческую жизнь. Цикл рассказов «Записки охотни­ка» был создан в начале творческого пути. Сборник стихотворе­ний в прозе Тургенев выпустил уже в конце своей жизни, в 1882 г., как своеобразный итог размышлений о жизни, о себе, о творче­стве. Им и посвящен сегодняшний урок.

Тургенев создал новый для русской литературы жанр произве­дений — стихотворения в прозе. Это лирические произведения, в которых выражены мысли и чувства писателя, поэтому они и на­званы стихотворениями.

Первоначально Тургенев рассматривал стихотворения в прозе как эскизы для будущих стихотворений, затем критик и писа­тель М.М. Стасюлевич уговорил его напечатать эти стихотворе­ния. При первом издании автор написал следующее предисло­вие: «Добрый мой читатель, не пробегай этих стихотворений сподряд: тебе, вероятно, скучно станет — и книга вывалится у тебя из рук. Но читай их враздробь: сегодня одно, завтра дру­гое; и которое-нибудь из них, может быть, заронит тебе что-нибудь в душу».

Восемьдесят три стихотворения различны и по тематике, и по настрою, но есть нечто объединяющее их. В 1818 году была опуб­ликована работа Л.П. Гроссмана о «Стихотворениях в прозе», ко­торая названа «Последняя поэма Тургенева». В ней утверждалось, что все эти стихотворения — единое целое: «Это строго согласо­ванное, сжатое тисками трудной, искусной и совершенной фор­мы, отшлифованное и законченное создание представляет в сво­ем целом поэму о пройденном жизненном пути…»

Стихотворение «Русский язык» написано в дни русско-турец­кой войны 1877—1878 гг. В нем отражена боль «при виде того, что совершается дома», выражается надежда, что если у народа такой великий язык, то и народ велик и сможет справиться с испытани­ями, которые выпали на его долю.

II. Выразительное чтение стихотворения «Русский язык» и беседа

Стихотворения читает учитель.

— Какая мысль заключена в этом отрывке? (Мысль о величии русского языка и русского народа.)

— Какое чувство стремится передать здесь автор? Какая инто­нация главенствует здесь?

(Чувство любви и восхищения передается торжественной, при­поднятой интонацией.)

— Какое это, по-вашему, произведение: лирическое или эпи­ческое?

(Это произведение лирическое, потому что выражает чувства автора.)

оурочные разработки по программе под ред. В.Я. Коровиной

— В стихотворении всего три предложения. Какие это предло­жения по цели высказывания, по интонации? Какое значе­ние то имеет?

(Два предложения по интонации восклицательные, одно по цели высказывания вопросительное. Это риторический (ораторс­кий) прием, придающий тексту патетическое звучание, передаю­щий искреннюю взволнованность автора.)

— Какие художественные приемы используются в стихотво­рении?

(Прежде всего, автор использует эпитеты. Их только четыре, они даны целой обоймой, и один из них звучит еще раз, но уже применительно не к языку, а к народу — его носителю: «великий язык» — «великому народу».)

Комментарий учителя:

Определения, которые дал русскому языку Тургенев: «великий», «могучий», «правдивый», «свободный», — сразу вошли в культур­ный обиход страны и стали звучать в публицистических выступ­лениях, использоваться в критических работах. В этих словах не только высокая оценка, но и характеристика конкретных качеств языка.

III. Выразительное чтение стихотворения «Близнецы» и беседа

— Что поразило автора в описанном им эпизоде? Почему ему стало «жутко»?

— Какое значение имеет многократное повторение слова «оди­наковый»?

— Какое чувство стремится вызвать автор у читателей?

— Каков философский смысл этого стихотворения?

IV. Выразительное чтение стихотворения «Два богача» и беседа

— Какова главная мысль этого стихотворения?

— В чем, по-вашему, превосходство мужика над Ротшильдом? (Помощь мужика ценнее, так как он беден, но главное в том,

что помощь мужика — естественный порыв, нечто обыденное, не заслуживающее особых эмоций, например, «умиления»).

V. Итоговый вопрос

— Какой жанр угадывается в прочитанных нами стихотворе­ниях в прозе: басня, притча, сказание, ораторское выступ­ление?

Домашнее задание

1. Выучите наизусть одно из стихотворений в прозе.

2. Попытайтесь написать свое стихотворение в прозе.

Информация для учителя

Материал для дополнительного и углубленного изучения темы. Анализ некоторых стихотворений.

Урок27. И.С. Тургенев. Стихотворения в прозе

159

К стихотворению «Собака»

Стихотворение демонстрирует активное стремление найти общее со всей живой при­родой, философски и даже мистически ощутить свою близость к ней. Это вовсе не озна­чает, как в предшествующие годы писали некоторые исследователи, обращения к «сум­рачной символике». Скорее это признание достаточно очевидной истины о неразрывнос­ти всего живого.

— Каковы могут быть убедительные приметы того, что перед нами лирическое про­изведение?

В стихотворении «Собака» речь ведется от имени лирического героя. Это «я» вовсе не обязательно автор. Но читатель остро чувствует самую глубокую личную заинтересован­ность автора в том, о чем размышляет, глядя в глаза этому живому существу.

В «Собаке» речь идет о жизни всего живого, а не о конкретной собаке. Попробуем проследить, как рисуют жизнь всего живого эти несколько строк. Фон безмолвного диалога Собаки и автора — страшная, неистовая буря. Единственное, что в состоянии противостоять этой буре, — это тождественность мироощущения двух живых существ. В них — одна и та же жизнь. Космическим холодом веет от фона, на котором развертывается этот грустный дуэт.

Но главное в этих строках не старческая грусть прощанья с жизнью. В стихотворении есть то, что сейчас мы так стремимся пробудить в своих учениках: умение видеть свою умиротворяющую общность со всем живым вокруг нас.

Сатира «Дурак» неожиданна среди произведений, часто трогательных и исполненных патетики. Думается, что если даже Тургенева с его душевной мягкостью и доброжела­тельностью не раз «доставали» самонадеянные и злоречивые дураки, то это может слу­жить и для нас своеобразным психологическим сигналом. Агрессивное обличение всего и всех как способ самоутверждения — вещь опасная. Обозначить свое отрицательное отношение к ней — просто обязанность порядочного человека.

Интересно, что в списке названий стихотворений Тургенев, которого очень угнетали нападки злоязычных критиков, назвал его «Дурак (рецензент)» — и только Стасюлевич уговорил автора убрать слово «рецензент» из заглавия, чтобы никого не дразнить.

Решение вопроса о том, можно ли считать последнюю фразу стихотворения в прозе -«Житье дураку между трусами» моралью произведения, как мы это делаем в баснях, нео­днозначно. Читателю в тексте стихотворения предложены: отзыв дурака о живописце; отзыв дурака о «прекрасной книге»; отзыв дурака о благородном человеке. Вывод: общий хор по поводу ретивого обличителя «Но какая голова!», «И какой язык!».

Очевидно, можно было бы принять всех представителей окружения дурака равными ему по интеллекту. Но наблюдение Тургенева глубже, и это еще более обидно. Оно за­фиксировано в финальной фразе стихотворения: «Житье дураку между трусами».

К стихотворению в прозе «Воробей»

В академическом издании есть варианты отдельных строк стихотворения и даже его названия. В черновом автографе рассказ назван «Герой». В этом варианте текста сильнее звучит личностное начало — не только взволнованность автора, но и стремление пока­зать, как близки его личному миру и окружающим его реалиям события, о которых идет речь в стихотворении. В окончательном варианте встреча с воробьем изменяет масшта­бы, становится более общезначимой.

Так, вместо «по аллее моего сада» — стало «по аллее сада».

Вместо «с березовой ветки» — «с близкого дерева».

Поурочные разработки по программе под ред. В.Я. Коровиной

В окончательном варианте опущена целая фраза: «Я благоговею перед тобой, маленький герой!»

Небольшая правка в тексте дает нам право сказать не только о требовательности автора к каждому слову текста, но и о его умении при помощи крохотных изменений как бы менять масштаб изображаемых событий.

Можно показать и чисто стилистические варианты, которые помогут поразмыслить и над творческой лабораторией автора, и над бесконечным многообразием оттенков слова. Сравним начальный и окончательный варианты текста: «недвижно, с поникшим носом, беспомощно…» и «недвижно, беспомощно»; «стало быть, и он…» и «видно, и он…», «только ею, только любовью держится, а следовательно, и движется жизнь» и «только ею, только любовью держится и движется жизнь».

Урок 28. Н.А. Некрасов. Жизнь и творчество писателя. Историческая основа поэмы «Русские женщины»

Цель урока: расширить знания учеников о личной и творчес­кой биографии писателя; развивать навыки работы со стихотвор­ным текстом, познакомить с исторической основой поэмы «Рус­ские женщины».

Методические приемы: рассказ учителя, выразительное чтение, элементы анализа поэтического текста.

Оборудование урока: Жизнь и творчество Н.А. Некрасова. Ма­териалы для выставки в школе и детской библиотеке. Н.И. Якуш-кин. М., 1987.

Материал для учителя: Бойко М.Н. Лирика Некрасова. М., 1977; Гессен А. «Во глубине сибирских руд»; Гукасова А.Г. Некра­сов в школе. М., 1960; Бойко М.Н. Лирика Некрасова. М., 1977; Скатов Н.Н. Я лиру посвятил народу своему… М., 1985; Жизнь и творчество Н.А. Некрасова. Сост. Н.И. Якушкин. М., 1987; Евге-ньев-Максимов В. Некрасов в школе. М., 1986.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания

1. Чтение наизусть одного из стихотворений в прозе Тургенева.

2. Чтение и анализ стихотворений в прозе, написанных уче­никами.

П. Слово учителя

1. Чтение учителем стихотворения «Еду ли ночью по улице тем­ной…»

Еду ли ночью по улице темной, Бури заслушаюсь в пасмурный день -Друг беззащитный, больной и бездомный, Вдруг предо мной промелькнет твоя тень! Сердце сожмется мучительной думой. С детства судьба невзлюбила тебя:

Урок 28. Н.А. Некрасов. Жизнь и творчество писателя

Беден и зол был отец твой угрюмый, Замуж пошла ты — другого любя. Муж тебе выпал недобрый на долю: С бешеным нравом, с тяжелой рукой; Не покорилась — ушла ты на волю, Да не на радость сошлась и со мной…

Помнишь ли день, как, больной и голодный, Я унывал, выбивался из сил? В комнате нашей, пустой и холодной, Пар от дыханья волнами ходил. Помнишь ли труб заунывные звуки, Брызги дождя, полусвет, полутьму? Плакал твой сын, и холодные руки Ты согревала дыханьем ему. Он не смолкал — и пронзительно звонок Был его крик… Становилось темней; Вдоволь поплакал и умер ребенок… Бедная! слез безрассудных не лей! С горя да с голоду завтра мы оба Также глубоко и сладко заснем; Купит хозяин, с проклятьем, три гроба — Вместе свезут и положат рядком…

В разных углах мы сидели угрюмо. Помню, была ты бледна и слаба, Зрела в тебе сокровенная дума, В сердце твоем совершалась борьба. Я задремал. Ты ушла молчаливо, Принарядившись, как будто к венцу. И через час принесла торопливо Гробик ребенку и ужин отцу. Голод мучительный мы утолили, В комнате темной зажгли огонек, Сына одели и в гроб положили… Это стихотворение, опубликованное в 1847 году, в журнале «Библиотека для чтения», сделало известным молодого поэта, ко­торый, несмотря на дворянское происхождение, в начале своего пути вел жизнь бедного человека, вынужден был не только проби­вать себе дорогу на литературном поприще, но и зарабатывать себе на хлеб насущный порой очень тяжелым трудом. Позднее П.Д. Бо-борыкин писал о Некрасове: «Натура у него была железная, донельзя выносливая и в умственном труде, и в разных физических упраж­нениях…» Именно это качество помогло молодому, никому не из­вестному автору стать великим писателем, несмотря на то что отец отказал ему в материальной поддержке, когда узнал, что сын не хочет поступать на военную службу, а хочет учиться в университе­те и стать писателем. Некрасов поступил вопреки воле отца. Он