Цели и задачи учебной дисциплины. Кафедра педагогики и психологии

МИНИСТЕРСТВО СПОРТА, ТУРИЗМА И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ВОЛГОГРАДСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ

ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ»

Кафедра педагогики и психологии

Тяглова Е. В.

СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Учебно-методический комплекс

для студентов 3 курса

по специальности 50 706 «Педагогика и психология»

Волгоград — 2011

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Специализация» для студентов 3 курса по специальности 50 706 «Педагогика и психология» рассмотрен на заседании кафедры педагогики и психологии

протокол № ______ от «___ «_____________ 20__г.

Заведующая кафедрой ______________ Зайченко В.Н.

Учебно-методический комплекс утвержден учебно-методическим советом ФГБОУ ВПО «ВГАФК» «___ «_____________ 20__г.

.

Председатель учебно-методического совета,

проректор по учебной работе, профессор _________________ В.П. Черкашин

Содержание:

Наименование раздела Стр.
Раздел 1. Рабочая программа учебной дисциплины «Введение в психолого-педагогическую деятельность» 4−13
1.1. Извлечение положений из образовательного стандарта
1.2. Цели и задачи учебной дисциплины
1.3. Требования к уровню освоения дисциплины 4−5
1.4. Тематический план учебной дисциплины
1.5. Содержание и последовательность прохождения учебного материала 6−11
1.6. Учебно-методическое обеспечение учебной дисциплины
1.7. Содержание и формы текущего, промежуточного и итогового контроля 11−13
Раздел 2. Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины для студентов 13−17
2.1. Рекомендации по использованию материалов учебно-методического комплекса
2.2. Пожелания к изучению отдельных тем курса
2.3. Рекомендации по работе с литературой
2.4. Рекомендации по выполнению самостоятельной работы 14−16
2.5. Разъяснения по поводу работы с тестовой системой
2.6. Методические указания для выполнения контрольных, курсовых и выпускных квалификационных работ
2.7. Рекомендации по подготовке к экзамену (зачету) 16−17
Раздел 3. Материалы тестового контроля знаний студентов 17−19
Раздел 4. Материалы итоговой аттестации
Раздел 5. Методические рекомендации (материалы) преподавателю 19−20
Приложения 20−22

Раздел I. Рабочая программа «Психолого-педагогические аспекты коррекционно-педагогической деятельности» дисциплины специализация

Извлечение положений из образовательного стандарта

Программа курса «Специализация» составлена в соответствии с требованиями к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного специалиста по государственному образовательному стандарту второго поколения высшего профессионального образования федерального компонента цикла дисциплин предметной подготовки по специальности 50 706 «Педагогика и психология».

Цели и задачи учебной дисциплины

Цель курса: повышение общей и психолого-педагогической культуры, овладение теоретическими и практическими основами коррекционно-педагогической деятельности с детьми, родителями, педагогами как профессиональным способом решения их проблем.

Задачи учебной дисциплины:

· приобрести опыт анализа профессиональных и учебных проблемных ситуаций, организации профессионального общения и взаимодействия, принятия индивидуальных и совместных решений;

· знать о причинах и путях решения социально-педагогических проблем детей и педагогов, педагогов и родителей, детей и родителей, детей и детей, самостоятельно находить оптимальные пути преодоления трудностей в педагогической практике;

· научно аргументировать выбор метода решения проблемы ребенка, требующей педагогической коррекции разрабатывать индивидуализированные программы преодоления проблем;

· овладеть практическими умениями диагностировать проблемы, оценивать степень их влияния на ребенка, организовывать жизнь ребенка с позиции заботы о нем и защиты его прав.

Требования к уровню освоения содержания курса. В результате освоения содержания дисциплины студент должен овладеть знаниями:

В результате освоения содержания дисциплины студент должен овладеть знаниями:

§ причин различных затруднений учащихся, возникающих в учебно-воспитательном процессе;

§ пути решения социально-педагогических проблем детей и педагогов, педагогов и родителей, детей и родителей, детей и детей;

§ анализ профессиональных и учебных проблемных ситуаций.

Уметь:

§ находить оптимальные пути преодоления трудностей в педагогической практике;

§ находить методы решения проблемы ребенка, требующей педагогической коррекции разрабатывать индивидуализированные программы преодоления проблем;

§ диагностировать проблемы ребенка;

§ организовывать жизнь ребенка с позиции заботы о нем и защиты его прав.

Приобрести следующие навыки:

§ диагностики и анализа профессиональной деятельности педагога;

§ поиска оптимальных путей коррекции трудностей в педагогической практике.

§ проведения тренингов и семинаров, направленных на создание условий для поддержания школьной мотивации (для учащихся) учения и на создание условий для коррекции стилей семейного воспитания;

§ коррекции неуспеваемости учащихся, оказании помощи в преодолении возникающих затруднений.

Дисциплина «Специализация» является базовой общегуманитарной дисциплиной, опирающейся на знания студентов по общим основам педагогики, психологии, коррекционной педагогике, теории и методике воспитания, теории обучения.

1.4. Тематический план учебной дисциплины «Психолого-педагогические аспекты коррекционно-педагогической деятельности» дисциплины специализация (68 часов)

№№ пп. Наименование тем Всего Аудиторные занятия (час.) Сам. раб.
В том числе
Лекции Пр. Сем.
РАЗДЕЛ 1. Основы коррекционно-педагогической работы
1. Организационно-педагогические основы коррекционно-педагогической деятельности
2. Ребенок с отклонениями в развитии и поведении — объект и субъект коррекционно-педагогической деятельности
3. Корректирующие приемы педагогического воздействия.
4. Психолого-педагогические трудности детей обусловленные возрастными особенностями
РАЗДЕЛ 2. Диагностическая деятельность педагога
1. Диагностика как сфера профессиональной деятельности педагога
2. Диагностические методы и методики
3. Педагогическая интерпретация диагностических данных
4. Логика и структура диагностической деятельности педагога
5. Диагностическая культура педагога
РАЗДЕЛ 3. Оптимизация процесса обучения
1. Анализ типичных затруднений учителей в деятельности по оптимизации учебно-воспитательного процесса
2. Классное руководство в школе
3. Предупреждение неуспеваемости школьников
4. Работа с одаренными детьми
РАЗДЕЛ 4. Учитель и семья школьника
1. Общение учителя с родителями школьника (как диалог, как конфликт)
2. Коррекция стилей семейного воспитания (и помощь учителя в разрешении трудностей внутрисемейных отношений)
ИТОГО

1.5. Содержание и последовательность прохождения учебного материала:

Семинарские занятия

Семинар № 1 (2 часа)

Организационно-педагогические основы коррекционно-педагогической деятельности

1. Становление и развитие коррекционной педагогики.

2. Психолого-педагогическая сущность коррекционно-педагогической деятельности.

3. Учитель как субъект коррекционно-педагогической деятельности.

7. Медико-педагогический регламент.

8. Инструкция для педагогов-дефектологов.

9. Отбор и подготовка вспомогательного персонала.

Задания к СРС

1. Педагогический такт.

2. Установление контакта с учащимися.

3. Приемы изучения психологических особенностей школьников.

4. Общие приемы психологопедагогического воздействия.

Рекомендуемая литература

Рекомендации по выполнению самостоятельной работы

Как известно, самостоятельная работа студентов является важнейшей составной частью учебного процесса. Она позволяет развить у студентов потребность к самостоятельному приобретению знаний и умений и является эффективным средством повышения качества подготовки будущих специалистов.

Одним из видов самостоятельной работы студентов является написание реферата. Таким образом, по некоторым темам студентам предлагается реферативная форма изучения материала, включающая написание реферата и его защиту.

Требования к докладу, реферату.

Слово реферат (от лат. — сообщаю), краткое изложение в письменном виде или форме публичного доклада содержания научного труда (трудов), литературы по теме.

Главное в докладе — постановка и разрешение конкретного теоретико-практического вопроса на современном этапе развития теоретической мысли и педагогической практики.

Тема доклада, реферата должна сначала быть разработана студентом теоретически с учетом последних научных публикаций, педагогической прессы и периодики. Содержание подготовленных студентом материалов не дублирует лекции, а развивает отдельные положения педагогической теории.

К выбору темы доклада, реферата можно подходить по-разному: брать ту, по которой студент уже имеет некоторый опыт, или ту, по которой нет специальной подготовки, но она вызывает интерес.

Исходя из собственных педагогических воззрений студент раскрывает тему с целью применения выводов своей работы на практике и в дальнейшей научной работе (в ходе выполнения курсовой и дипломной работы).

При написании доклада, реферата следует начинать работать с составления плана, который должен содержать:

— Введение, включающее обоснование актуальности данной темы для педагогической работы;

— Изложение основного материала, опирающееся на прочитанную литературу;

— Заключение, предлагающее выводы по рассматриваемой проблеме.

Материалами и источниками для подготовки могут стать следующие источники:

1. Произведения отечественных и зарубежных педагогов прошлого по данному вопросу.

2. Современная научно-педагогическая литература по теории обучения и практике работы в школе (монографические издания, журнальные статьи, периодическая печать и др.)

3. Собственные наблюдения, опыт, полученный в ходе педагогической практики, опыт работы педагогов, применяющих новые технологические приемы в обучении и т. д.

Первая стадия самостоятельной работы по реферированию — это библиографический отбор и составление списка литературы по теме реферата.

Вторая стадия — чтение, углубленное изучение источников, составление конспекта с использованием всех разновидностей записей.

Третья стадия — сравнительно-оценочная работа по конспектам, которые приготовил студент. Сравниваются различные оценки, положения, факты.

Четвертая стадия — это текстовая работа над рефератом. Предварительно сделанный обзор сопоставляется с различными точками зрения по данному вопросу, выводится единое мнение, противоречие и прочее.

Тематика рефератов

1. Возникновение и развитие диагностики в образовании.

2. Психолого-педагогическая диагностика в отечественном и зарубежном образовании.

3. Моделирование диагностической деятельности педагога.

4. Шкалы и их применение в психолого-педагогической диагностике.

5. Теоретические подходы к диагностической деятельности.

6. Развитие познавательного интереса на уроках физкультуры.

7. Неуспеваемость школьников и ее предупреждение.

8. Активизация учащихся в обучении.

9. Пути повышения эффективности обучения.

10. Индивидуализация и дифференциация обучения.

11. Рейтинг в учебном процессе (опыт, проблемы, рекомендации).

12. Положительное и отрицательное воздействие преподавателя на обучаемых.

Разъяснения по поводу работы с тестовой системой

При работе с тестовой системой следует иметь глоссарий (словарь основных понятий, определений по курсу), учебник, тексты лекций.

Так как в тестовых задания вопросы взяты из разных разделов учебной дисциплины, следует определиться в правильном выборе разделов учебника при поиске ответов.

Задания тестовой системы, как итоговый контроль, включают ряд заданий: выбрать правильный ответ, продолжить (завершить) предложение, ответить на ряд вопросов. Задания разнообразны и требуют особого внимания при их выполнении. В качестве совета в период подготовке к тестовой системе (итоговому контролю) рекомендуем вспомнить основные понятия (глоссарий), представленные в курсе, изучить проблемы, выдвигаемые в процессе обучения (лекционный курс, семинарские занятия), найти ответы по вопросам экзамена.

Методические указания для выполнения контрольных работ

Контрольные работы по данному курсу проводятся после изучения раздела или отдельной темы. Таким образом, при рассмотрении вопросов плана семинарских занятий необходимо найти ответы на все поставленные вопросы, чтобы избежать трудностей при написании контрольной работы.

При подготовке к текущим контрольным работам студентам необходимо повторить учебный материал по изученным темам, обратив особое внимание на проблемы, поднимаемые в период семинарских занятий, а именно, что объединяет отечественных и зарубежных педагогов, психологов в понимании различных проблем, что у них специфично. Для этого использовать список литературы, предложенный по этим темам. Кроме того, вспомнить таблицу определений, данных разными авторами (подготовленную к семинарскому занятию).

При раскрытии педагогических способностей, обратить особое внимание на их характеристику.

Рекомендации по подготовке к зачету

Основное в подготовке к сессии — это повторение всего материала, курса или предмета, по которому необходимо сдавать экзамен. Только тот успевает, кто умеет хорошо повторять материал, который был прослушан на лекциях, законспектирован и закреплен на самостоятельных занятиях. Такое повторение предполагает обобщение, углубление, а в ряде случаев и расширение усвоенных за семестр знаний.

Если студент плохо работал в семестре, пропускал лекции либо слушал их невнимательно и не конспектировал, не изучал рекомендованную литературу, то в процессе подготовки к сессии ему придется не повторять уже знакомое, а заново в короткий срок изучать весь материал, который его товарищи усвоили серьезно, основательно и поэтапно в течение семестра. Для такого студента подготовка к экзаменам будет трудным, а иногда и непосильным делом.

При подготовке к экзамену необходимо:

1. Обязательное знание терминологии учебной дисциплины.

2. Обратить особое внимание на раскрытие сущности понимания педагогического мастерства тренера и факторов, снижающих или способствующих его формированию, развитию; специфике воспитательной работы в сфере физической культуры и спорта, формированию спортивного коллектива.

3. Вопросы СРС внесены в билеты зачета, экзамена.

Для того чтобы избежать трудностей при ответах, по выше названным проблемам, необходимо сделать краткий конспект по вопросам экзамена, особенно если студент по тем или иным причинам отсутствовал на лекциях, семинарских занятиях. При написании ответов на вопросы экзамена использовать предложенный список литературы.

РАЗДЕЛ 3. Материалы тестового контроля знаний студентов

Итоговое тестирование

(примерный перечень вопросов)

Для каждого задания выберите верный вариант ответа

1. Контролирует назначение необходимых процедур, при необходимости вносит нужные коррективы в процессе лечения и нейрореабилитации

А. Психолог. Б. Психиатр.

В. Невролог. Г. Врач ЛФК.

2. Занимается психодиагностикой, проводит психологическое исследование личности

А. Психолог.Б. Психиатр.

В. Невролог. Г. Врач ЛФК.

3. Проводит логопедическое обследование и на основе его результатов, а также анамнестических данных, устанавливает диагноз расстройства речи с указанием степени выраженности и объема коммуникативных возможностей больного

А. Психолог. Б. Психиатр.

В. Логопед.Г. Врач ЛФК.

4. Проводит индивидуальную и групповую работу с детьми, направленную на развитие у них навыков общения, улучшения их социальной адаптации

А. Психолог. Б. Социальный работник.

В. Логопед. Г. Врач ЛФК.

5. К психолого-педагогическим методам обследования относятся

А. неврологическое обследование. Б. Клинико-генеалогический анализ.

В. Определение кариотипа. Г. Анализ продуктивной деятельности.

6. К клиническим методам обследования относятся

А. Наблюдение. Б. Беседа.

В. Определение кариотипа.Г. Анализ продуктивной деятельности.

7.В центре внимания психотерапевтического и социально-педагогического направления программ «раннего вмешательства»

А. Семья. Б. Ребенок.

В. Родители. Г. Педагоги.

Г. школьном.

8. Развитие зрительно-моторной координации. Развитие навыков опрятности и самообслуживания проводится в возрасте

А. младенческом. Б. раннем.

В. дошкольном. Г. школьном.

9.Формирование математических представлений, развитие ручной умелости и подготовка руки к овладению письмом проводится в возрасте

А. младенческом. Б. раннем.

В. дошкольном. Г. школьном.

10. Воспитание устойчивых форм поведения и деятельности, профилактика личностных нарушений, профессиональная ориентация проводится в возрасте

А. младенческом. Б. раннем.

В. дошкольном. Г. школьном.

11. Наука о воспитании и обучении людей разного возраста, имеющих нарушение зрения — это

А. Сурдопедагогика. Б. Тифлопедагогика.

В. Олигофренопедагогика. Г. Логопедия.

12. Принципами компенсирующего обучения не являются

А. Ориентация на развитие творческих способностей.

Б. Личностный подход к оценкам достижений.

В. Целевая направленность коррекционно-развивающей работы.

Г. Объединение в группы по типам нарушений.

13. Целенаправленное социальное взаимодействие, смыслом которого является специальная педагогическая помощь рассматривается как.

А. Воспитание.Б. Обучение.

В. Образование. Г. Прилежание.

14. Помощь для реализации самопомощи — это особенность

А. Воспитания.Б. Обучения.

В. Образования. Г. Прилежания.

15. Важнейшее нравственно-личностное качество

А. Трудовое воспитание. Б. Трудовое воспитание.

В. Профессиональная ориентация. Г. Трудолюбие.

16. Процесс ознакомления учащихся с различными видами профессиональной деятельности и труда, оказание им помощи в выборе профессии

А. Трудовое воспитание. Б. Трудовое воспитание.

В. Профессиональная ориентация.Г. Трудолюбие.

17. Специально организованный педагогический процесс, направленный на овладение практическими умениями и навыками

А. Трудовое воспитание. Б. Трудовое воспитание.

В. Профессиональная ориентация. Г. Трудолюбие.

18. Подавление воли детей и понуждение их к беспрекословному повиновению, что соответствует воспитанию

А. Гуманистическому. Б. Потешающей педагогике.

В. Авторитаризму. Г. Верно все выше перечисленное.

19. Дисциплину детей следует поддерживать, предоставляя полную свободу, включая в увлекательную деятельность, что соответствует

А. Гуманистическому. Б. Потешающей педагогике.

В. Авторитаризму. Г. Верно все выше перечисленное.

20. Воспитание дисциплины основано на развитии ее сознательного отношения к нормам и правилам поведения, что соответствует

А. Гуманистическому.Б. Потешающей педагогике.

В. Авторитаризму. Г. Верно все выше перечисленное.

21. Организация разнообразной художественно-эстетической деятельности учащихся, направленной на формирование у них способности полноценно воспринимать и принимать прекрасное, что соответствует направлению воспитания

А. Трудовому. Б. Физическому.

В. Эстетическому.Г. Правовое.

Контрольная работа № 1

1. Какие приемы для поддержания внимания учащихся на занятиях рекомендовал К.Д. Ушинский? Применяются ли они в современном обучении?

2. Как объяснить сущность русской поговорки «мягко стелет — жестко спать» применительно к процессам обучения, воспитания и развития?

3. Разработайте какую-либо методику с применением шкал для проведения ее в своей учебной группе. Продумайте показатели, количество градаций, инструкцию респондентам, процедуру проведения измерения, обработки данных и анализа результатов.

Контрольная работа № 2

1. Предложите на свой выбор два личностных свойства характерных для трудновоспитуемого ребенка, предположите причины их появления и последовательность методов и приемов педагогического воздействия адекватных причине.

2. Основываясь на выделенных признаках семейного воспитания, предложите программу изучения педагогического потенциала семьи: критерии, показатели, методики изучения. Не забывайте при этом о соблюдении этических и правовых норм.

Раздел 5. Методические рекомендации преподавателю

Каждый из педагогов ежедневно сталкивается с необходимостью коррекционно-педагогической деятельности социально нежелательного поведения — агрессией, вредными привычками, противозаконными действиями… Занимающиеся подобными проблемами, многие годы ищут ответы на ряд вопросов. Каковы причины такого поведения? Что заставляет человека вновь и вновь причинять вред себе и окружаю­щим? Как избежать этого? Наконец, правомерно ли использова­ние термина «отклоняющееся поведение»?

Особое внимание педагогу необходимо обратить внимание на то, что девиантное, отклоняющееся, поведение вызывает живой ин­терес у психологов, врачей, педагогов, работников правоохрани­тельных органов, социологов, философов. Тема отклоняющегося поведения носит междисциплинарный и дискуссионный характер. Сопряженность термина с понятием «социальная норма» много­кратно усложняет проблему, поскольку границы нормы весьма условны, а человека абсолютно нормального по всем показателям просто не существует. Многообразие подходов проявляется и при решении таких прак­тических задач, как диагностика отклоняющегося поведения лич­ности, его профилактика и преодоление в ходе оказания социаль­но-психологической помощи.

Признавая ценность различных психоло­гических концепций для объяснения отклоняющегося поведения, мы выделяем в качестве приоритетных такие, в основе которых лежит когнитивно-поведенческий подход.

Опыт преподавания данного курса показывает, что в восприя­тии материала существует несколько трудностей.

Во-первых, это многозначность понятия «отклоняющееся поведение» и связанная с этим терминологическая путаница.

Во-вторых, это внутренне присущее каждому из нас противоречие между потребностью в личной свободе и ограничениями социума.

Само существование феномена отклоняющегося поведения подтверждает тот факт, что дилемма «свобода или необходимость», даже вопреки ожиданиям общества, является предметом личного выбора каждого человека.

Известную сложность представляет и то, что сведения по про­блеме отклоняющегося поведения приходится искать в различных дисциплинах, например в социологии, медицине, праве, психо­логии, педагогике. Имеющаяся литература, как правило, носит либо узко специальный, либо слишком популярный характер. Литера­туры по психологии отклоняющегося поведения явно недоста­точно, как недостаточно и эффективных технологий воздействия на него.

Приложения

Приложение 1

ГЛОССАРИЙ

Агрессия — тенденция (стремление), проявляющаяся в реальном пове­дении или фантазировании, с целью подчинить себе других либо доминировать над ними.

Агрессивное поведение — поведение, нацеленное на подавление причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения.

Адаптация— процесс приспособления к требованиям окружающей среды.

Адекватность поведения — согласованность поведения с конкретной ситуацией, условиями.

Аддиктивное поведение — зависимое поведение.

Аддикция — зависимость.

Анозогнозия— отрицание болезни или ее тяжести.

Антисоциальное поведение — поведение, противоречащее социальным нормам, угрожающее социальному порядку и благополучию окружающих.

Асоциальное поведение — поведение, уклоняющееся от выполнения морально-нравственных норм.

Аттитюд — социальная установка — ориентация личности на групповые или социальные ценности, готовность действовать в соответствии с ними.

Аутистическое поведение — поведение, проявляющееся в виде непо­средственной отгороженности от людей и окружающей действительности, погруженности в мир собственных фантазий.

Аутодеструктивное поведение — поведение, связанное с причинени­ем себе вреда, разрушение своего организма и личности.

Вуайеризм(визионизм) — сексуальная девиация, связанная со стремлением к подглядыванию за обнаженными людьми или интимными отношениями.

Тендер — пол.

Геронтофилия— сексуальная девиация, связанная с половым влече­нием к пожилым людям и старикам.

Гомосексуализм— выбор объекта того же пола для достижения субъектом сексуального возбуждения и удовлетворения.

Гэмблинг— игровая зависимость.

Девиантология— раздел науки, изучающей девиации.

Девиация— отклонение от нормы.

Дезадаптация — состояние сниженной способности (нежелания, не­умения) принимать и выполнять требования среды как личностно значи­мые, а также реализовать свою индивидуальность в конкретных социаль­ных условиях.

Деликт — действие, нарушающее правовые нормы.

Деликвентное поведение — действия конкретной личности, отклоняю­щиеся от установленных в данном обществе и в данное время правовых норм, угрожающие общественному порядку.

Деструктивное поведение — поведение, причиняющее ущерб, приво­дящее к разрушению.

Детерминация поведения — совокупность факторов, вызывающих, про­воцирующих, усиливающих и поддерживающих определенное поведение.

Зависимое (аддиктивное) поведение — поведение, связанное с психо­логической или физической зависимостью от употребления какого-либо вещества или от специфической активности, с целью изменения психи­ческого состояния.

Зависимость — стремление полагаться на кого-то или что-то в целях получения удовлетворения или адаптации.

Защитное поведение — действия, посредством которых люди избегают боль и фрустрацию в социальных отношениях.

Зоофилия (содомия) — сексуальная девиация, связанная с половым влечением к животным.

Интервенция — воздействие с целью позитивных изменений, напри­мер преодоление нежелательного поведения (коррекция поведения, реа­билитация личности).

Классическое обусловливание (условный или респондентный рефлекс) — это научение условной реакции (реакции на индифферентный стимул), соединенной во времени и пространстве с безусловным стимулом (вызы­вающим врожденные реакции организма).

Клептомания— патологическое воровство.

Конформистское поведение — поведение, лишенное индивидуально­сти, ориентированное исключительно на внешние авторитеты.

Копинг-поведение — совладение со стрессом.

Копинг-ресурсы — совокупность внутренних и внешних ресурсов, спо­собствующих успешному преодолению стресса конкретной личностью.

Копинг-стратегии — индивидуальные стратегии преодоления стресса.

Маргинальность — принадлежность к крайней границе нормы, а так­же к пограничной субкультуре.

Мотивированность поведения — внутренняя готовность действовать, регулируемая ведущими потребностями, ценностями и целями личности.

Нарциссическое поведение — поведение, управляемое чувством собствен­ной грандиозности, обращением либидо на себя, а также повышенной потребностью в подтверждении своей значимости извне.

Некрофилия— сексуальная девиация, связанная с половым влечени­ем к трупам.

Научение— процесс приобретения и сохранения определенных видов поведения на основе реакции на возникшую ситуацию.

Оперант — поведение, определенное своим последствием.

Операптное обусловливание — выработка условной реакции (научение) благодаря последствиям поведения и самоподкреплению.

Операптное поведение — поведение, которое оперирует в окружающей среде, производя последствия.

Отклоняющееся (девиантное) поведение — устойчивое поведение лич­ности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиня­ющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровож­дающееся ее социальной дезадаптацией.

Педофилия — сексуальная девиация, связанная с сексуальным влече­нием к детям.

Пенитенциарная система — система содержания правонарушителей, места отбывания ими наказания.

Перверсия — фиксированное стойкое сексуальное поведение, связан­ное с отклонениями в выборе сексуального объекта или способа сексу­ального удовлетворения.

Пиромания — патологическое влечение к поджогам.

Поведение — процесс взаимодействия личности со средой, опосредо­ванный индивидуальными особенностями и внутренней активностью личности, имеющий форму преимущественно внешних действий и по­ступков. В структуру человеческого поведения входят: мотивация и целеполагание, эмоциональные процессы, саморегуляция, когнитивная пе­реработка информации, речь, вегетосоматические проявления, движе­ния и действия. Основные формы поведения: вербальное и невербальное, осознаваемое и неосознаваемое, произвольное и непроизвольное.

Превенция — воздействие с целью предупреждения — профилактики нежелательного явления.

Продуктивность поведения — степень реализации в поведении созна­тельных целей личности.

Промискуитет — беспорядочные половые связи, представляющие уг­розу для здоровья субъекта и его межличностных отношений.

Психологическая защита — бессознательные механизмы уменьшения или устранения любого изменения, угрожающего цельности и устойчи­вости индивида.

Релаксация— расслабление.

Ретризм — уход от выполнения социальных норм, от социального взаимодействия.

Садомазохизм — сексуальная аддикция, связанная с достижением сек­суального удовлетворения путем страдания или причинения страдания партнеру.

Социальные отклонения — нарушения социальных норм, которые ха­рактеризуются массовостью, устойчивостью и распространенностью, на­пример преступность или пьянство.

Социопатическая личность — антисоциальная личность, испытываю­щая дефицит доверия и враждебность к окружающим людям, не способ­ная устанавливать длительные близкие отношения, активно использую­щая силу и манипуляции для достижения своих целей.

Суицид — умышленное лишение себя жизни.

Суицидальное поведение — осознанные действия, направляемые пред­ставлениями о лишении себя жизни.

Трансвестизм— перверсия, сексуальная девиация, приписываемая мужчинам, связанная с воображаемым или действительным переодева­нием в женскую одежду с целью достижения психологического комфорта или возбуждения.

Транссексуализм — расстройство половой принадлежности, проявля­ющееся в стремлении к хирургическому изменению своего пола (вслед­ствие идентификации с противоположным полом).

Трихотиломания— патологическое выдергивание волос.

Толерантность— терпимость, переносимость чего-либо, устойчивость к воздействию.

Фанатическое поведение — поведение, выступающее в форме слепой приверженности к какой-либо идее, взглядам.

Фетишизм— сексуальная девиация, при которой личность в целях сексуального возбуждения и удовлетворения использует фетиш (неоду­шевленный предмет или части тела).

Фрустрация — психическое состояние, связанное с препятствием на пути достижения цели или невозможностью удовлетворить потребности.

Эвтаназия— самоубийство с помощью врача, в случае, когда страда­ния больного невыносимы, его болезнь неизлечима, он находится в здра­вом уме и неоднократно просил об эвтаназии.

Эксгибиционизм — сексуальная девиация, при которой обнажение ис­пользуется для сексуального удовлетворения.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector