Цели и задачи изучения дисциплины. Учебно-методический комплекс курса

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ ВОСПИТАНИЯ

ДЕТЕЙ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

(ДПП.Ф.06)

 

Учебно-методический комплекс курса

Для специальности 050715.65 – «Логопедия»

 

Согласовано: Учебно-методическое управление «____» _____________ 20___ г. __________________________ Рекомендовано кафедрой: Протокол № ____ «____» _____________ 20___ г. Зав. кафедрой __________________

Пермь

пгпу

 

Рецензент:

Канд. пед. наук, доцент Л.Р. Лизунова

 

Автор-составитель:

К. п. н., доцент кафедры логопедии Пермского государственного педагогического университета О.Н.Тверская

 

 

Учебно-методический комплекс по курсу «Педагогические системы воспитания детей с речевыми нарушениями» составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности «Логопедия» (М.,2005).

Курс «Педагогические системы воспитания детей с речевыми нарушениями» относится к дисциплинам предметной подготовки, федеральный компонент (ДПП.Ф.06), является обязательной для изучения.

Адресовано студентам дневного и заочного отделений, обучающимся по специальности 050715.65 «Логопедия».

Издание 2, переработанное.

 

Согласование с деканом обучающего факультета:

 

Декан _____________________ И.Ю. Ильина

 

 

Директор библиотеки______________ ________ Г.М. Подгорных

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

   
I. Рабочая программа дисциплины ……………………………………………  
1. Цели и задачи изучения дисциплины …………………………………  
2. Требования к уровню усвоения содержания дисциплины……………  
3. Объем дисциплины, формы текущего и промежуточного контроля..  
3.1.Объем дисциплины и виды учебной работы………………………  
3.2.Распределение часов по темам и видам учебной работы…….. .  
4. Содержание курса……………………………………………………………….. .  
5. Темы практических и семинарских занятий………………………..  
6. Лабораторные работы (лабораторный практикум)………. ………….  
7. Тематика курсовых/контрольных работ/рефератов и методические указания по их выполнению………………………………………………  
8. Учебно-методическое обеспечение дисциплины……………………..  
8.1. Список литературы…………………………………………………  
8.2. Материально-техническое и информационное обеспечение дисциплины………………………………………………………………  
8.3. Методические указания студентам……………………………….  
8.4. Методические рекомендации преподавателю……………….……22  

II. Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения текущих и промежуточных аттестации…………………………………………………24

 

 

I. Рабочая программа дисциплины

Цели и задачи изучения дисциплины

Программа предназначена для студентов специальности «Логопедия» и соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (М, 2005).

Для социализации ребенка с речевыми нарушениями необходимо создание специальных условий воспитания, которые бы способствовали коррекции и развитию его личности, потенциальных возможностей. Поэтому педагогу системы специального образования необходимо иметь представление об основах развивающего и корригирующего взаимодействия взрослый – ребенок, которое осуществляется в рамках педагогических систем воспитания детей с нарушениями речевого развития.

В данном курсе рассматриваются основные виды и структура педагогических систем воспитания детей с речевой патологией; специфика цели, задач, содержания и форм организации коррекционно-педагогического процесса для детей с речевыми нарушениями.

Цель дисциплины: сформировать у студентов осознание возможностей различных стратегических линий воспитания детей с речевыми нарушениями в условиях образовательных учреждений компенсирующего и общеразвивающего типа с использованием различных форм интеграции.

Задачи:

— познакомить студентов с основными видами и структурой педагогических систем воспитания детей с нарушениями речи;

— познакомить студентов с основами комплектования учреждений для детей с нарушениями речи;

— познакомить студентов с целями и принципами организации коррекционно-педагогического процесса в педагогических системах воспитания детей с речевой патологией;

— ознакомление с методами и приемами логопедического и педагогического обследования, коррекционно-развивающего и воспитательного воздействия на развитие детей с нарушением речи;

— участие в анализе речевой и неречевой деятельности детей с различными речевыми нарушениями;

— обсуждение теоретических вопросов по проблемам коррекционно-развивающей работы учителей-логопедов, воспитателей и учителей специальных образовательных учреждений;

— дать понятие об интеграционных схемах обучения и воспитания детей с речевой патологией, сформировать гуманистическое отношение к детям с проблемами в речевом развитии.

 

Выписка из ГОС ВПО

Работы в детском саду для детей с нарушениями речи

Сотрудничество логопеда, психолога, воспитателя в процессе обучения детей с нарушениями речи дошкольного возраста. Общее и различие в функциях логопеда, психолога, воспитателя, координация их действий в работе с детьми дошкольного и школьного возраста, имеющими нарушения речи. Содержание и формы взаимосвязи в работе логопеда, психолога и воспитателя. Подготовка сенсорной базы для формирования правильной речи дошкольников, имеющих речевые нарушения, в процессе специально организованного обучения, в совместной деятельности воспитателя с детьми, в свободной самостоятельной деятельности детей. Закрепление материала логопедических занятий в ходе работы воспитателя. Совместная работа педагогов специальных групп и классов по подготовке и проведению детских праздников и развлечений. Взаимопосещение занятий воспитателями, логопедами, психологами. Проведение логопедом и психологом семинаров и консультаций для воспитателей. Использование эвристических бесед, ролевых игр, тренинга для подготовки воспитателей к коррекционно-воспитательной работе с детьми.

Обсуждение педагогами логопедических групп и психологом результатов обследования способностей и умений дошкольников с нарушениями речи. Разработка перспективного плана коррекционно-воспитательной работы. Принципы подхода к отбору содержания обучения дошкольников с нарушениями речи. Учет общих и коррекционных задач обучения и воспитания детей раннего и дошкольного возраста, имеющих отклонения в развитии речи. Использование подгрупповых и индивидуальных форм работы. Проверка умений дошкольников с нарушениями речи в конце года. Подведение итогов коррекционно-воспитательной работы.

 

Раздел 5. Подготовка к школе детей с нарушениями речи

Тема 9. Задачи и содержание подготовки

к школе детей с нарушениями речи

Понятие «готовность к школьному обучению». Физическая готовность детей дошкольного возраста к обучению в школе. Психологическая готовность детей дошкольного возраста к обучению в школе. Социальная готовность детей дошкольного возраста к обучению в школе. Особенности готовности детей дошкольного возраста с нарушениями речи к обучению в школе. Формирование необходимых школьных качеств у детей дошкольного возраста с нарушениями речи (развитие познавательной деятельности, произвольности поведения, волевых качеств).

Программы подготовки к школе детей с нарушением речи.

Профилактика нарушений письменной речи. Преемственность работы детский сад – школа по вопросам обучения и воспитания детей с нарушением речи.

 

Раздел 6. Проблемы интеграции детей

Дошкольного возраста с речевыми нарушениями

Тема 10. Интеграция детей дошкольного

возраста с речевыми нарушениями

Понятие «интеграция». Виды интеграции. Этапы интеграции. Формы интегрированного обучения. Особенности интегрированного обучения детей с нарушениями речи. Ранняя диагностика и коррекция отклонений в речевом развитии детей как условие интегрированного подхода к их обучению и воспитанию. Обеспечение адекватной коррекционной помощи ребенку с нарушением речи, находящемуся в условиях интегрированного обучения.

 

Темы практических (семинарских)занятий

 

Раздел 2. Системы логопедического и педагогического

Обследования детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями

Практическое занятие № 1.

Тема 3. Логопедическое обследования детей

дошкольного возраста с речевыми нарушениями

Задачи изучения темы: ознакомление с методами и приемами логопедического и педагогического обследования детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями.

Вопросы к теме:

1. Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного и школьного возраста с различными речевыми нарушениями (дислалией, ринолалией, дизартрией, алалией, заиканием и др.).

2. Общая характеристика методики логопедического обследования детей дошкольного возраста.

3. Особенности обследования речи детей с фонетико-фонематическим и общим недоразвитием речи.

Форма отчетности:- указана в плане самостоятельной работы ко всем семинарам

Раздел 4. Организация и содержание коррекционно-воспитательной

Лабораторные работы (лабораторный практикум).

Не предусмотрены учебным планом

Не предусмотрены учебным планом.

 

7. Тематика курсовых/контрольных работ/рефератов и методические указания по их выполнению

Тематика рефератов и методические указания по их выполнению

 

1. Система специальных дошкольных учреждений для детей с нарушениями речи.

2. Методика логопедического обследования дошкольников с нарушениями речи.

3. Методика логопедического обследования детей раннего возраста с нарушениями речи.

4. Методика педагогического обследования дошкольников с нарушениями речи.

5. Речевой режим в специальных дошкольных и школьных учреждениях.

6. Основные направления, содержание, методы и приемы воспитания детей раннего возраста с задержкой речевого развития.

7. Совместная работа музыкального руководителя, логопеда и воспитателя по отбору содержания воспитания в разных возрастных группах детского сада.

8. Задачи, методы и формы сенсорного воспитания детей, страдающих различными нарушениями речи.

9. Задачи умственного воспитания дошкольников с нарушениями речи.

10. Особенности развития игровой деятельности у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.

11. Задачи и методы подготовки к школьному обучению детей с речевыми нарушениями.

12. Характеристика методов и форм работы воспитателя с родителями дошкольников, имеющих речевые нарушения.

 

Написание реферата способствует углубленному изучению и систематизации знаний, полученных в ходе лекционных занятий, изучению учебных и методических пособий по курсу дисциплины. Проработка литературы (основной и дополнительной) с целью написания реферата позволяет студенту подготовиться к семинарским занятиям по соответствующим темам, текущему и итоговому контролю.

Реферат оформляется в письменном виде (печатный вариант) и включает в себя:

· титульный лист с указанием темы, автора;

· содержание;

· текст реферата,

· библиографию;

· приложение (при необходимости).

Объем реферата составляет до 6-8 страниц машинописного текста. Оформление реферата: шрифт Times New Roman, кегль 14, интервал полуторный, поля – 2 см со всех сторон.

 

Учебно-методическое обеспечение дисциплины

 

Литература

 

Основная:

1. Волосовец Т. В. Организация педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении компенсирующего вида [Текст] : практ. пособие для педагогов и воспитателей / Волосовец Татьяна Владимировна, С. Н. Сазонова. — М. : ВЛАДОС, 2010. — 231 с. ; 24 см. — ISBN 5-691-01156-1 :

2. Логопедия: учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб.заведений / под ред. Л.С. Волковой. – 5-е изд., перераб. и доп. – М. : Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2009. – 703 с.

3.Специальная педагогика [Текст] : [учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений] / под ред. Н. М. Назаровой. — 10-е изд., стер. — М. : Академия, 2010. — 400 с. ; 22 см. — (Высшее профессиональное образование. Педагогические специальности).

— ISBN 978-5-7695-7572-3 :

4. Специальная педагогика [Текст] : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений : в 3 т. / под ред. Назаровой Н. М. — М. : ACADEMIA, 2007. — 22 см. — (Высшее профессиональное образование. Педагогические специальности) (Учебное пособие).

— ISBN 978-5-7695-3463-8.
. Т. 3 : Педагогические системы специального образования / [авт.: Н. М. Назарова и др.]. — 2008. — 400 с. ; 22 см. — ISBN 978-5-7695-3463-8. — ISBN 978-5-7695-4701-0 (Т. 3) : 390-50.
Дополнительная

1. Баданина Л.П. Психолого педагагоческая диагностика детей с нарушениями речи (www.lanbook.com)

2. Бенилова С. Ю. Дошкольная дефектология: ранняя комплексная профилактика нарушений развития у детей (современные подходы) [Текст] : [учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений] / Бенилова Светлана Юрьевна, Давидович Л. Р., Микляева Н. В. — М. : Парадигма, 2012. — 312 с. ; 20 см. — (Специальная коррекционная педагогика).

— ISBN 978-5-4114-0008-0 :

3. Богданович М. Подготовка к обучению письму (графомоторные упражнения) [Текст] : (по идее Г. Тымиховой) : метод. рук. для учителей и родителей / Богданович Марта ; под ред. Р. И. Лалаевой ; [пер. с пол. А. Зарин]. — М. : ВЛАДОС, 2011. — 168 с. : ил. ; 29 см. — (Развивающее обучение).

— ISBN 978-5-904906-04-7 :

4. Гирилюк Т. Н. Педагогическая технология по преодолению задержки речевого развития у детей раннего возраста с лёгкой степенью псевдобульбарной дизартрии [Текст] : монография / Гирилюк Татьяна Николаевна ; М-во образования и науки РФ, ПГПУ. — Пермь : Изд-во ПГПУ, 2010. — 178 с. ; 20 см. — ISBN 978-5-85218-468-9 :

5. Екжанова Е. А. Коррекционно-педагогическая помощь детям раннего и дошкольного возраста с неярко выраженными отклонениями в развитии [Текст] : науч.-метод. пособие / Екжанова Елена Антоновна, Е. А. Стребелева. — СПб. : КАРО, 2008. — 336 с. ; 21 см. — (Коррекционная педагогика).

— ISBN 978-5-9925-0125-4 :

6. Иншакова О.Б. Альбом для логопеда Издательство: «Владос» ISBN: 978-5-691-00179-6 Год: 2011 Объем: 279 стр. (www.lanbook.com)

7. Иншакова О. Б.Развитие и коррекция графо-моторных навыков у детей 5-7 лет [Текст] : пособие для логопеда : в 2 ч. Ч. 1 : Формирование зрительно-предметного гнозиса и зрительно-моторной координации / Иншакова Ольга Борисовна. — М. : ВЛАДОС, 2010. — 184 с. : ил. ; 29 см. — (Коррекционная педагогика).

— ISBN 5-691-00995-8 :

8. Лынская М. И. Формирование речевой деятельности у неговорящих детей с использованием инновационных технологий [Текст] : [пособие для учителя-дефектолога] / Лынская Марианна Ильинична ; под ред. С. Н. Шаховской. — М. : Парадигма, 2012. — 128 с. ; 21 см. — (Специальная коррекционная педагогика).

— ISBN 978-5-4214-0020-2 :

9. Наумов А. А. Модель организации инклюзивного образования в условиях общеобразовательной школы [Текст] : учеб.-метод. пособие / Наумов Александр Анатольевич, О. Н. Богомягкова ; М-во образования и науки РФ, ПГПУ, каф. психологии, Фак. педагогики и психологии детства, каф. спец. дошк. педагогики и психологии. — Пермь : Изд-во ПГПУ, 2010. — 51 с..

10. Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребёнка [Текст] : пособие для учителя-дефектолога / под ред. Л. М. Шипицыной. — М. : ВЛАДОС, 2008. — 528 с. ; 22 см. — (Коррекционная педагогика).

— ISBN 5-691-00921-4 :

11. Стребелева Е. А. Психолого-педагогическая диагностика нарушений развития детей раннего и дошкольного возраста [Текст] : пособие для учителя-дефектолога / Стребелева Елена Антоновна, Г. А. Мишина. — М. : ВЛАДОС, 2008. — 143 с. ; 20 см. — (Коррекционная педагогика).

— ISBN 978-5-691-01618-9 :

 

12. Ткаченко Т. А.Подготовка дошкольников к чтению и письму: фонетическая символика. Издательство:ВЛАДОС Год: 2010 Объем: 48 с. (www.biblioclub.ru)

13. Шевченко С. Г. Коррекционно-развивающее обучение. Организационно-педагогические аспекты [Текст] : метод. пособие для учителей кл. коррекционно-развивающего обучения / Шевченко Светлана Гавриловна. — М. : ВЛАДОС, 2010. — 192 с. ; 21 см. — (Коррекционная педагогика).

— ISBN 5-691-00295-3 :

14. Цыркун И. И., Дубовик М. В., Волкова Л. М. Педагогические системы и технологии: лабораторный практикум. Учебно-методическое пособие Минск ТетраСистемс2010 (www.biblioclub.ru)

8.2. Материально-техническое и/или

Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы (Интернет-ресурсы)

Название Ссылка (адрес) Краткая аннотация
Педагогическая библиотека (логопедия) pedlib.hut.ru › index_logopedija.html Пополняющееся собрание книг по педагогике, логопедии (фонетике и фонематике, связной речи, общему недоразвитию речи, письменной речи, заиканию, афазии, подготовке к школе, учебники), психологии, дефектологии, медицине, филологии.
Логопедическая библиотека logopediya.narod.ru › library.html
Дефектолог.ru http://defectolog.ru/ Представлены материалы о возрастных нормах развития ребёнка от рождения до семи лет, рекомендации дефектолога, логопеда, психолога, описываются развивающие игры, есть возможность участия в форуме.
Дефектология для Вас http://defectus.ru/ Для дефектологов, логопедов и родителей, имеющих детей с особенностями развития предлается широкий спектр материалов как теоретической направленности (нормативные документы, словарь, статьи различной тематики), так и практической (конспекты занятий, презентации, игры и упражнения).
Журнал «Логопед» http://www.logoped-sfera.ru/ Научно-методический журнал, помогающий логопедам и педагогам детских садов, школ, других учреждений образования и здравоохранения организовать коррекционную работу с детьми, имеющими нарушения речи.
Логобург   http://logoburg.com/ Содержится большое количество тематических публикаций, содержащих интересные, разъясняющие и обучающие материалы, направленные как на узкопрофильные проблемы, так и на детскую тематику в целом.
Логопед   http://logopediya.com/ Материалы по логопедии систематизированы по возрастным группам: для дошкольников, школьников и взрослых. Имеются книги и статьи по разделам: логопедия, дефектология, медицина, образование, педагогика.
Логопед.ру http://www.logoped.ru/index.htm/ Освещены этапы развития речи, речевые нарушения и этапы коррекции звукопроизношения.
Логопедический сайт «Болтунишка» http://www.boltun-spb.ru/ Подробно рассказано о том, какие бывают речевые нарушения, почему они возникают, и какие приёмы работы помогут решить речевые проблемы.
Логопункт.ru   http://www.logopunkt.ru/ Представлены описания речевых нарушений и некоторые способы их коррекции; материалы о методах коррекции речи, основанных на использовании компьютерных технологий (в частности компьютерной логопедической программы «Игры для Тигры»); информация по безопасности работы на компьютере; статьи и публикации, посвященные вопросам логопедии.
Наши детки   http://www.ourkids.ru/ Собрано большое количество практического материала для всестороннего развития детей. Раздел по развитию речи изобилует разнообразными, творческими играми и упражнениями для артикуляционной гимнастики, логоритмики, мелкой моторики, обогащения словарного запаса, грамматического строя речи, речевым материалом, подобранным по группам часто нарушаемых звуков, для автоматизации.
Речевой центр «Логопед плюс»   http://www.logopedplus.org/ Освещены теоретические вопросы развития речи в норме, речевых нарушений у детей и взрослых, даны методические рекомендации, представлены различные упражнения и речевой материал для автоматизации звуков.
Учебный центр «Логопед-мастер» http://www.logopedmaster.ru/ Содержится много полезной информации для логопедов (рубрика для начинающих, строение речевого аппарата, артикуляционная гимнастика, самомассаж, логопедические зонды, методические рекомендации и др.), дефектологов, психологов, а также студентов. Приведены основные документы, регламентирующие деятельность этих специалистов в области образования.

 

Методические указания студентам

 

План самостоятельной работы

 

Методические рекомендации для преподавателя. Учебная программа курса составлена в соответствии с современными представлениями об интегративной вузовской подготовке учителя-логопеда

Учебная программа курса составлена в соответствии с современными представлениями об интегративной вузовской подготовке учителя-логопеда.

Курс «Педагогические системы воспитания детей с речевыми нарушениями» является обязательным предметом в профессиональной подготовке учителя-логопеда в структуре специального образования. Данный курс органично связан с такими дисциплинами как:

· Логопедия;

· Логопсихология;

· Психолого-педагогическая диагностика детей с речевыми нарушениями и др.

В процессе усвоения курса студенты расширяют представления об общих педагогических понятиях и категориях, закрепляют знания об особенностях речевого и неречевого развития детей с различными видами речевых нарушений, знакомятся с системами их обучения и воспитания.

В контексте содержания данной дисциплины воспитание понимается в широком педагогическом смысле как специально организованный педагогический процесс, тесно связанный и переплетенный с процессом обучения детей с нарушениями речи. Оба взаимопроникающих процесса направлены на коррекцию и амплификацию всего хода развития ребенка с речевой патологией.

В процессе занятий у студентов должно быть сформировано понимание целостности, комплексности и личностной ориентированности коррекционного воспитательного воздействия на общее психическое и речевое развитие ребенка с нарушением речи.

Предмет «Педагогические системы воспитания детей с речевыми нарушениями» рассчитан на 36 учебных часов, из которых 18 часов отводится на аудиторные занятия, оставшееся время рассчитано на самостоятельные занятия студентов.

Курс предполагает ознакомление с педагогическими основами воспитания детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями, системами логопедического и педагогического обследования детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями, др.

В программе курса значительное внимание уделяется изучению организации и содержания коррекционно-воспитательной работы в детском саду для детей с нарушениями речи, т.к. это одна из основных организационных форм помощи детям с нарушениями речи.

При реализации различных видов учебной работы по дисциплине используются следующие образовательные технологии:

1 Лекционные занятия: академическая лекция, обобщающая лекция, лекция‑визуализация, лекция с разбором педагогических ситуаций.

2. Практические занятия: сообщение по реферату, оппонирование студентами рефератови др.

3. Самостоятельная работа студентов: конспектирование литературы, реферирование монографии и периодических изданий, подготовка реферата и доклада, метод проектов, экспертные оценки проектов группами студентов, научно-исследовательская деятельность (представление проекта на заседании научного кружка), поиск и создание базы данных, конспектирование литературы и др.

Курс «Педагогические системы воспитания детей с речевыми нарушениями» предполагает следующие формы контроля:

— отчет по самостоятельной работе;

— реферат;

— работа с тестами и вопросами для самопроверки;

— зачет (АСТ).

В каждой теме выделяются задания для самостоятельной работы студентов, выполнение которых целесообразно контролировать в течение всего семестра и учитывать при проведении итоговой аттестации по дисциплине. Для наиболее эффективного изучения курса целесообразно проведение текущих форм контроля по разделам курса. Введение данной формы контроля позволит сделать подготовку студента-логопеда максимально осознанной и практико-ориентированной.

Содержание подготовки к осуществлению данных форм контроля обозначено в разделе II настоящего пособия.

Перед началом освоения дисциплины «Педагогические системы воспитания детей с речевыми нарушениями» проводится входной контроль, который позволяет выявить знания студентов необходимые для освоения курса.

Основную часть знаний, связанных с освоением курса студенты получают в рамках лекционных занятий. Полученные студентами представления получают конкретизацию в рамках проведения практических занятий, закрепляются и углубляются – в самостоятельной работе.

 

II. Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения промежуточных и итоговых аттестаций

Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация студентов по дисциплине «Педагогические системы воспитания детей с речевыми нарушениями» организуется в соответствии с «Положением и проведении текущего контроля и промежуточной аттестации студентов ПГПУ».

В процессе изучения дисциплины предусматривается все три вида текущего контроля. Входной контроль осуществляется на первом занятии, в форме тестирования (компьютерного или на бумажном носителе), предусматривает проверку знаний, умений и навыков по дисциплинам «Логопедия», «Общая психология», «Специальная психология», «Возрастная психология», «Психолого-педагогическая диагностика», «Психолого-педагогическая диагностика детей с речевыми нарушениями» и др., необходимых для изучения дисциплины. Входной контроль проводится преподавателями, ведущими учебную дисциплину.

Рубежный контроль предусматривает проверку знаний, умений и навыков, полученных при изучении всех разделов дисциплины в форме тестирования.

Контроль остаточных знаний предусматривает проверку всех знаний, умений, навыков, полученных в ходе изучения дисциплины. Контроль остаточных знаний может проводиться спустя 2 семестра.

Промежуточная аттестация по дисциплине предназначена для проверки достижения студентом всех учебных целей и выполнения всех учебных задач программы дисциплины «Педагогические системы воспитания детей с речевыми нарушениями».

Практические задания для подготовки к итоговому контролю

1.Подготовить протоколы и диагностический инструментарий для логопедического обследования ребенка с нарушениями речи (на примере 2х нарушений).

2.Проведение психолого-педагогического обследования ребенка с нарушениями речи.

3.Разработка плана коррекционно-развивающих мероприятий на основе данных психолого-педагогического обследования ребенка с нарушениями речи.

4. Разработать перспективный план по одному из разделов Программы обучения и воспитания детей с нарушениями речи (ОНР, ФФНР, заикание).

5. Разработать конспекты занятий (фронтального, подгруппового, индивидуального) по одному из разделов Программы обучения и воспитания детей с нарушениями речи (ОНР, ФФНР).

6. Составить таблицу «Педагогические условия воспитания детей с речевыми нарушениями в специальных образовательных учреждениях».

Название учреждения, тип Педагогические условия воспитания
   

 

7. Провести диагностику ребенка 7 лет с нарушением речи и выявить уровень его готовности к обучению в школе.

8. Разработать картотеку игр и заданий по развитию графического навыка у детей преддошкольного возраста с нарушением речи.

9. Дать сравнительную характеристику программ обучения грамоте детей в ДОУ.

10. Дать сравнительную характеристику традиционных и инновационных форм обучения и воспитания детей с речевой патологией.

11. Подготовить беседу для родителей о различных формах и моделях обучения и воспитания детей с речевой патологией.

 

Примерные вопросы для подготовки к зачету

1. Системы логопедического и педагогического обследования детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями. Охарактеризуйте особенности развития детей с нарушениями речи.

2. Системы логопедического и педагогического обследования детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями. Охарактеризуйте особенности дошкольного периода детства детей с нарушениями речи.

3. Системы логопедического и педагогического обследования детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями. Охарактеризуйте особенности развития речи детей с комбинированными нарушениями (слуха и речи, зрения и речи, интеллектуального развития и речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата и речи).

4. Педагогические основы воспитания детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями: система основных педагогических категорий курса: развитие, коррекция, воспитание, образование, обучение.

5. Педагогические основы воспитания детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями: понятие о педагогических системах воспитания детей с речевыми нарушениями.

6. Педагогические основы воспитания детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями: структура педагогических систем воспитания детей с речевыми нарушениями.

7. Проблемы интеграции детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями: понятие об интеграционных схемах обучения и воспитания детей с речевыми нарушениями.

8. Организация и содержание коррекционно-воспитательной работы в детском саду для детей с нарушениями речи. Раскройте цель, задачи и принципы организации коррекционно-педагогического процесса в педагогических системах воспитания детей с речевыми нарушениями.

9. Осветите основные современные проблемы педагогических систем воспитания детей с речевыми нарушениями.

10. Раскройте структуру системы дошкольного воспитания детей с нарушениями речи.

11. Воспитание детей раннего возраста и дошкольного возраста с речевыми нарушениями. Организация и содержание коррекционно-воспитательной работы в детском саду для детей с нарушениями речи. Раскройте принципы комплектования дошкольных учреждений для детей с нарушениями речи.

12. Раскройте особенности содержания, основные направления и формы организации коррекционно-педагогического процесса в педагогических системах дошкольного воспитания детей с речевыми нарушениями.

13. Осветите ведущую роль логопеда в осуществлении коррекционной направленности воспитания детей с различной речевой патологией.

14. Подготовка к школе детей с нарушениями речи. Охарактеризуйте особенности подготовки детей с речевыми нарушениями к обучению в школе.

15. Раскройте преемственность логопедической работы: детский сад — школа.

16. Раскройте структуру педагогических систем школьного воспитания детей с речевыми нарушениями.

17. Раскройте принципы комплектования школ для детей с тяжелыми нарушениями речи и логопунктов при общеобразовательных школах.

18. Раскройте особенности содержания, основные направления и формы организации коррекционно-педагогического процесса в педагогических системах школьного воспитания детей с речевыми нарушениями.

19. Раскройте необходимость социально-трудовой адаптации школьников с речевыми нарушениями.

20. Раскройте структуру педагогических систем воспитания детей с комбинированными нарушениями.

21. Осветите роль логопеда в реализации содержания коррекционно-педагогического процесса в педагогических системах воспитания детей с комбинированными нарушениями.

22. Раскройте необходимость психолого-педагогического просвещения будущих родителей и профилактики нарушений речи в семье.

23. Охарактеризуйте особенности воспитания в семье детей с речевыми нарушениями.

 

Детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями

 

 

2.1. Выбрать правильный ответ

Исследование психологической базы речи предполагает изучение:

а) двигательной активности, чувства владения собственным телом, мелкой моторики;

б) внимания, восприятия различной модальности, памяти, мышления;

в) программирования связных высказываний, грамматического структурирования, словообразования.

2.2. Выбрать правильный ответ

При оценке результатов состояния интеллекта на момент обследования речи учитывается:

а) эмоциональная реакция ребенка, преобладающий фон настроения в процессе обследования;

б) принятие задачи, понимание инструкции, мера помощи экспериментатора, виды помощи экспериментатора;

в) работоспособность, утомляемость.

2.3. Выбрать правильный ответ

При исследовании фонематического слуха оценивается:

а) состояние неречевого слухового гнозиса, состояние сенсорной слуховой памяти, характер затруднений (персеверации, распад ритмических структур);

б) нарушение различения звуков близких по акустическим признакам, способу и месту образования; нарушение дифференциации слов – паронимов; нарушение дифференциации слов, близких по звуковому составу;

в) состояние неречевого слухового гнозиса, состояние сенсорной слуховой памяти, характер затруднений (персеверации, распад ритмических структур).

2.4. Выбрать правильный ответ

При исследовании неречевого слухового гнозиса оценивается

а) состояние неречевого слухового гнозиса, состояние сенсорной слуховой памяти, характер затруднений (персеверации, распад ритмических структур);

б) состояние неречевого слухового гнозиса, состояние сенсорной слуховой памяти, характер затруднений (персеверации, распад ритмических структур);

в) нарушение различения звуков близких по акустическим признакам, способу и месту образования; нарушение дифференциации слов – паронимов; нарушение дифференциации слов, близких по звуковому составу.

2.5. Выбрать правильный ответ

При исследовании анатомического состояния артикуляционного аппарата оценивается

а) аплитуда движений губ, языка, нижней челюсти;

б) анатомическое состояние губ, зубочелюстной системы, языка, подъязычной уздечки, неба;

в) трудность переключения с одного артикуляционного движения на другое, затревание на каком либо движении.

 

Раздел 3. Воспитание детей раннего возраста и

Дошкольного возраста с речевыми нарушениями

3.1. Выберите вид учреждения в котором может быть оказана логопедическая помощь ребенку 5лет с НПОЗ

а) логопедическая группа в ДОУ, программа для детей с ОНР первый год обучения;

б) логопедическая группа в ДОУ, программа для детей с ФФНР;

в) логопункт в ДОУ

3.2. Выберите вид учреждения в котором может быть оказана логопедическая помощь ребенку 5лет с ФФНР.

а) логопедическая группа в ДОУ, программа для детей с ОНР первый год обучения;

б) логопункт в ДОУ;

в) логопедическая группа в ДОУ, программа для детей с ФФНР;

3.3. Выберите вид учреждения в котором может быть оказана логопедическая помощь ребенку 6 лет с ОНР

а) логопедическая группа в ДОУ, программа для детей с ОНР первый год обучения;

б) логопункт в ДОУ;

в) логопедическая группа в ДОУ, программа для детей с ОНР второй год обучения;

3.4. Выберите вид учреждения в котором может быть оказана логопедическая помощь ребенку 3 лет с задержкой речевого развития

а) специализированный Дом ребенка;

б) логопункт в ДОУ;

в) специализированные ясли для детей с нарушениями речи.

3.5. Выберите вид учреждения в котором может быть оказана логопедическая помощь ребенку 7лет с ФФНР

а) логопедическая группа в ДОУ, программа для детей с ФФНР;

б) логопункт в ДОУ;

в) логопедическая группа в ДОУ, программа подготовки к школе детей с ФФНР.

 

Раздел 4. Организация и содержание коррекционно-воспитательной

Работы в детском саду для детей с нарушениями речи

Тема 7. Программы обучения и воспитания

Дошкольников с нарушениями речи

Контрольное задание

7.1.1. Дайте краткую характеристику «Программе воспитания и обучения детей дошкольного возраста с ФФНР»

Ответ (план): Контингент детей, сроки реализации программы, основные задачи программы, этапы работы, формы и виды занятий, взаимосвязь специалистов в процессе выполнения программы.

7.1.2. Дайте краткую характеристику программе «Подготовка к школе детей с ОНР в условиях специального детского сада» (первый год обучения)

Ответ (план): Контингент детей, сроки реализации программы, основные задачи программы, этапы работы, формы и виды занятий, взаимосвязь специалистов в процессе выполнения программы

7.1.3. Дайте краткую характеристику программе «Подготовка к школе детей с ОНР в условиях специального детского сада» (второй год обучения)

Ответ (план): Контингент детей, сроки реализации программы, основные задачи программы, этапы работы, формы и виды занятий, взаимосвязь специалистов в процессе выполнения программы.

7.1.4. Дайте краткую характеристику «Программе воспитания и обучения детей с ФФНР в подготовительной группе»

Ответ (план): Контингент детей, сроки реализации программы, основные задачи программы, этапы работы, формы и виды занятий, взаимосвязь специалистов в процессе выполнения программы.

7.1.5. Дайте краткую характеристику «Программе воспитания и обучения детей с заиканием»

Ответ (план): Контингент детей, сроки реализации программы, основные задачи программы, этапы работы, формы и виды занятий, взаимосвязь специалистов в процессе выполнения программы.

 

Раздел 5. Подготовка к школе детей с нарушениями речи

Контрольное задание

5.1. Назовите задачи по формированию у детей мотивов учения и положительного отношения к школе

5.2. Назовите в группы по состоянию здоровья, в которые могут войти дети с нарушениями речи преддошкольного возраста.

5.3. Назовите этапы физиологической адаптации ребенка к школе.

5.4. Назовите уровни способности к обобщениям.

5.5. Назовите этапы формирования у детей умственных действий классификации и обобщения.

 

Раздел 6. Проблемы интеграции детей

Дошкольного возраста с речевыми нарушениями

6.1. Выберите правильный ответ

Обучение и воспитание детей с уровнем психофизического и речевого развития близким к возрастной норме по 1-2 человека в массовых группах (классах), получающих постоянную коррекционную помощь специалиста – это

а) «комбинированная интеграция»;

б) «частичная интеграция»;

в) «временная интеграция».

6.2. Выберите правильный ответ

Вливание на часть дня в массовые группы (классы) по 1-2 ребенка с ООП, не способных еще на равных со здоровыми сверстниками овладеть образовательным стандартом – это

а) «частичная интеграция»;

б) «комбинированная интеграция»;

в) «временная интеграция».

6.3. Выберите правильный ответ

Объединение детей с ООП вне зависимости от уровня психофизического и речевого развития со здоровыми детьми не реже двух раз в месяц для проведения различных мероприятий воспитательного характера – это

а) «временная интеграция»;

б) «комбинированная интеграция»;

в) «частичная интеграция».

6.4. Выберите правильный ответ

Обучение и воспитание детей с различными нарушениями психофизического развития в учреждениях общей системы образования вместе с нормально развивающимися детьми – это

а) интегрированное обучение;

б) индивидуальное обучение;

в) дифференцированное обучение.

6.5. Выберите правильный ответ

Система условий, в которых должно происходить обучение и воспитание ребенка с ООП, а также уровень его психофизического и речевого развития – это

а) внешние и внутренние показатели интегрированного обучения;

б) условия интегрированного обучения;

в) принципы интегрированного обучения.