Содержание
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты развития активного словаря детей старшего дошкольного возраста на музыкальных занятиях 6
1.1. Особенности развития словаря в дошкольном возрасте 6
1.2. Методика музыкального воспитания детей старшего дошкольного возраста 12
1.3. Занятие как основная форма музыкального воспитания детей старшего дошкольного возраста 16
Глава 2. Экспериментальная работа по изучению активного словаря детей старшего дошкольного возраста и его развитию на музыкальных занятиях 25
2.1. Изучение уровня сформированности словаря у детей старшего дошкольного возраста 25
2.2. Методические рекомендации по развитию словаря детей старшего дошкольного возраста на музыкальных занятиях 30
Заключение 35
Список литературы 37
Введение
Актуальность исследований, посвященных проблеме развития речи, определяется той уникальной ролью, которую играет родной язык в становлении личности ребенка-дошкольника. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения к ценностям духовной культуры от поколения к поколению, а также необходимым условием воспитания и обучения. Развитие речи в дошкольном детстве закладывает основы успешного обучения в школе.
Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи – фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сензитивный период развития.
Исследования психологов, педагогов, лингвистов создали предпосылки для комплексного подхода к решению задач речевого развития дошкольников (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, А.А. Леонтьев, Л.В. Щерба, А.А. Пешковский, А.Н. Гвоздев, В.В. Виноградов., К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, Е.А. Флерина, Ф.А. Сохин).
Основные задачи развития речи – воспитание звуковой культуры речи, обогащение и активизация словаря, формирование грамматического строя речи, обучение связной речи – решаются на протяжении всего дошкольного детства, однако на каждом возрастном этапе идет постепенное усложнение содержания речевой работы, меняются и методы обучения. У каждой из перечисленных задач есть целый круг проблем, который необходимо решать параллельно и своевременно.
Формирование предпосылок связной речи у детей раннего возраста
... предпосылок связной речи у детей раннего возраста 2.1 Методические рекомендации для педагогов и родителей Заключение Список использованных материалов ВВЕДЕНИЕ Развитие речи на данный момент одна из актуальных проблем дошкольного воспитания, ...
Проблемой обогащения, расширения словаря занимались видные отечественные психологи, педагоги, методисты: Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин, Н.Г.Морозова, К.Д.Ушинский, Е.В.Водовозова, Е.И.Тихеева, В.В.Гербова, М.М.Конина, Ю.С.Ляховская, В.И.Яшина и другие.
В процессе общего и речевого развития ребенка его словарь не только обогащается, но и качественно совершенствуется. Постепенно ребенок овладевает смысловым значением слова, повышается уровень обобщения усваиваемых им слов. В процессе ознакомления с окружающим дети должны получить как можно больше впечатлений об изучаемых предметах, увидеть их в разнообразных связях и проявлениях. В ходе этих наблюдений и в процессе овладения действиями с предметами дети усваивают и необходимый речевой материал. Однако работа над словом, фразой должна быть продолжена на занятиях по развитию речи, где данные реальные предметы являются для детей уже не новыми, а привлекаются как своеобразный наглядный материал.
Основными методами обучения являются наблюдения на занятиях и экскурсиях, действия с натуральными предметами и их изображениями, просмотр кинофильмов, диафильмов, составление тематических альбомов, лото и др. Формирование словаря осуществляется на всех занятиях, в том числе и на музыкальных, где дети знакомятся с медицинской терминологией, учатся выражать свои эмоции при восприятии музыкальных произведений через слов.
Таким образом, проблема развития словаря у детей дошкольного возраста, формирование их коммуникативной компетентности в настоящее время является актуальной и требующей дальнейшего изучения, в том числе в плане поиска методов и приемов развития словаря на музыкальных занятиях. Актуальность и недостаточная разработанность данной проблемы обусловили выбор темы исследования: «Музыкальные занятия как средство развития активного словаря детей старшего дошкольного возраста».
Цель исследования – установить влияние музыкальных занятий на развитие музыкального словаря детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования – образовательный процесс ДОУ.
Предмет исследования – развитие активного словаря детей старшего дошкольного возраста на музыкальных занятиях.
Задачи исследования:
1. Определить основные теоретические аспекты к проблеме развития активного словаря дошкольников.
2. Изучить уровень развития словаря у детей старшего дошкольного возраста.
3. Выявить средства развития активного словаря детей старшего дошкольного возраста на музыкальных занятиях.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы: теоретические (анализ, обобщение научной литературы), эмпирические (наблюдение, эксперимент).
Экспериментальная база исследования: МОУ СОШ №59, дошкольное отделение, группа №13.
Глава 1. Теоретические аспекты развития активного словаря детей старшего дошкольного возраста на музыкальных занятиях
1.1. Особенности развития словаря в дошкольном возрасте
Совокупность слов современного русского языка, как обозначение предметов, явлений и понятий, образует его словарный состав, или лексику. Лексика тесно связана с грамматикой. В грамматике как учении о строе языка чаще всего выделяют три части: учение о слове и его формах, о способах образования слов и их форм; учение о словосочетании, о его формах и его типах; учение о предложении и его типах, о компонентах предложений, о приемах сцепления предложений, о сложном синтаксическом целом. Лексика и грамматика составляют лексико-грамматическую сторону речи [22].
Коррекция нарушений словаря у детей с умственной отсталостью
... способствующих коррекции нарушений словаря у детей с умственной отсталостью 1. Теоретические основы коррекции нарушений словаря у детей с умственной отсталостью 1.1 Сравнительный анализ этапов речевого развития детей в норме и ... выделяет четыре этапа становления речи детей: 1-й -- подготовительный -- до 1 года; 2-й -- преддошкольный -- до 3 лет; 3-й -- дошкольный -- до 7 лет; 4-й ...
Усвоение словаря решает задачу накопления и уточнения представлений, формирования понятий, развития содержательной стороны мышления. Одновременно с этим …..
Список литературы
1. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М.М. Алексеева. — М.: Просвещение, 2005. — 400 с.
2. Алешина, Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью / Н.В. Алешина. — М.: Элизе Трэйдинг, 2004. — 112с.
3. Алиев, Ю.Б. Методика музыкального воспитания детей (от детского сада к начальной школе) / Ю.Б. Алиев. — Воронеж, 1998. — С. 100-101.
4. Апраксина, О.А. Методика музыкального воспитания / О.А. Апраксина. — М., 1984. — 111с.
5. Артемова, Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников / Л.В Артемова — М.: Детство-Пресс,2002. – 174 с.
6. Бабаева, Т.Н. Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности: Книга для воспитателей / Т.Н. Бабаева. — СПб.: Детство-Пресс, 2004. — 192 с.
7. Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду [Текст] / А.К. Бондаренко. — М.: Основа, 2001. – 123 с.
8. Букатов, В.М. Педагогические таинства дидактических игр: Учебное пособие / В.М. Букатов. — М.: Московский психолого-социальный институт Флинта, 1997. — 96 с.
9. Ветлугина, Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду / Н.А. Ветлугина. – М.: Просвещение, 1981. – 240 с.
10. Виноградов, В.В. Лексикология и лексикография. Избранные труды / В.В. Виноградов. — М. : Наука, 1977. — 304 с.
11. Гербова, В.В. Учусь говорить: книга для воспитателей / В.В. Гербова. — М.: Просвещение, 2001. — 159 с.
12. Гогоберидзе, А.Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.Г. Гогоберидзе, В.А.Деркунская. — М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 320 с.
13. Губанова, Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду: программа и методические рекомендации для занятий с детьми 2-7 лет / Н.Ф. Губанова. — М.: Мозаика-Синтез, 2006. — 121 с.
14. Дошкольная педагогика / Под редакцией В.И. Ядэшко и Ф.А. Сохина .- 2-е изд. — М.: Феникс, 2007. – 207 с.
15. Дрязгунова, В.А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями: пособие для воспитателя детского сада / В.А. Дрязгунова. — М.: Просвещение, 1981. — 80 с.
16. Запорожец, А.В. Проблемы дошкольной игры и руководство ею в воспитательных целях / А.В. Запорожец // Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста: Сб. научных трудов. — М.: Просвещение, 1998. – 187 с.
17. Иллюстрированный энциклопедический словарь / Гл. ред. А.П. Горкин. — М., 1995. — С.255.
Игры-приветствия для детей 3-5 лет
... Ушки слушают, Ручки хлопают, Ножки топают. Ура, мы проснулись! Дети стоят в кругу, опустив руки: (педагог пропевает) Здравствуйте, здравствуйте, ... протереть глаза, улыбнуться утру и «маме». При повторе участники игры меняются ролями.). Ребёнок будит спящую игрушку нежными, мягкими прикосновениями ... прятки, В больницу и добрых солдат. Но прежде, чем игры начнутся, Становятся все в общий круг. И за руки ...
18. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. — М.: Академия,2007. – 125 с.
19. Концепция дошкольного воспитания // Дошкольное воспитание. — М: Просвещение, 1989. № 5. — С. 10-23
20. Коренева, Т.Ф. Музыкально-ритмические движения для детей дошкольного и младшего школьного возраста: в 2частях / Т.Ф. Коренева. – М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2001. – ч.1. – 112с.
21. Куликова, Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание [Текст]: учебник / Т.А. Куликова. – М., 1999. – 232 с.
22. Лекант, П.А. Современный русский литературный язык [Текст] / Под ред. П.А. Леканта. — М. : Высш. шк., 2004. — 462 с.
23. Лихачев, Б.Т. Педагогика. Курс лекций: учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений и слушателей ИПК и ФПК / Б.Т. Лихачев. — М. : Прометей, Юрайт, 1998. — 464 с.
24. Максакова, А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок: пособие для воспитателей дет. сада / А.И. Максакова. — М.: Просвещение, 1982. — 159с.
25. Панова, Е.Н. Дидактические игры-занятия в ДОУ (младший возраст): Выпуск 2: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ / Е.Н. Панова. – м.: Сфера, 2007. – 152 с.
26. Праслова, Г.А. Теория и методика музыкального образования детей дошкольного возраста: учебник для студентов высших педагогических учебных заведений / Г.А. Праслова. – СПб., 2005. – 384 с.
27. Радынова, О.П. Музыкальные шедевры. Авторская программа и методические рекомендации / О.П. Радынова. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000. – 80 с.
28. Развитие речи у детей дошкольного возраста / под ред. Ф.А. Сохина. — М.: Просвещение, 2004. — 183 с.
29. Селиверстов, В.И. Дидактические игры с детьми / В.И. Селиверстов. — М.: Просвещение, 2000. — 190 с.
30. Сорокина, А.И. Дидактические игры в детском саду / А.И. Сорокина. — М.: Детство-Пресс, 2008. – 183 с.
31. Тарасова, К.В. Дети слушают музыку (методические рекомендации к занятиям с дошкольниками по слушанию музыки) / К.В. Тарасова, Т.Г. Рубан. — М.: Мозаика-синтез, 2001. — 128с.
32. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования: Приказ Министерства образования и науки РФ от 23 ноября 2009 года № 655.
33. Фомина, М. И. Современный русский язык. Лексикология [Текст] / М.И. Фомина. — М. : Высш. шк., 1983. — 335 с.
34. Щерба, Л.В. О частях речи в русском языке / Л. В. Щерба // Языковая система и речевая деятельность. — Л. : Наука, 1974. — С. 77-100.
35. Эльконин, Д. Психология игры / Д. Эльконин. – М.: Владос, 2007. – 360 с.