Теоретические аспекты понятия «познавательный интерес» .Проблемы младшего школьного возраста

Оглавление

Введение 2

1. Теоретические аспекты понятия

«познавательный интерес» 6

2. Проблемы младшего школьного возраста 10

3. Влияние некоторых психических процессов на развитие познавательной активности младшего школьника 12

4. Методические аспекты использования форм и приемов развития познавательного интереса на уроках информатики и ИКТ 16

Заключение 23

Литература 25

Введение

Вопросы активизации познавательной деятельности младших школьников относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики. Объясняется это тем, что решение практических задач: осуществление обязательного всеобщего начального образования, повышение его качества, формирование активной жизненной позиции младших школьников — является велением времени в условиях ускоряющегося научно-технического и социального прогресса и требует поиска новых подходов к дальнейшему совершенствованию познавательной деятельности, к ее активизации. Важнейший из таких подходов состоит в определении путей, которые способствуют повышению уровня притязаний младших школьников, в свою очередь позволяющего наиболее полно реализовать принцип активности в обучении в современных условиях. Реализация принципа активности в обучении имеет определяющее значение, так как обучение и развитие носят деятельностный характер и от качества учения как деятельности зависит результат обучения, развития и воспитания школьников.

Педагогической наукой и школьной практикой накоплен достаточно богатый материал по рассматриваемой проблеме для того, чтобы сделать его обобщение на более высоком теоретическом уровне, поставить новые задачи и решить их с учетом достижений современной педагогики и психологии. Особенно важное значение в настоящее время приобретает необходимость повышения у школьников уровня притязаний для последующей активизации их познавательной деятельности.

Анализ школьной практики показывает, что рассматриваемый принцип активности в обучении не реализуется полностью, несмотря на уже существующие в педагогической практике рекомендуемые способы и средства активизации познавательной деятельности. Учителя считают данную проблему очень важной и прилагают огромные усилия для ее решения. Отсутствие же каких-либо научно обоснованных рекомендаций, способствующих реализации принципа активности в педагогической практике и активизации познавательной деятельности, вызывает у учителей затруднения при решении данной проблемы. Таким образом, трудности при практическом решении проблемы активизации познавательной деятельности младших школьников возникают из-за недостаточной освещенности данной проблемы в учебной и методической литературе, а именно потому, что, во-первых, принцип активности не является составной частью теории школьного учебника, а значит, и не воплощается в самих учебниках в определенной системе. Во-вторых, в частных методиках, так же как и в дидактике, этот фундаментальный принцип не рассматривается как играющий особую роль в системе принципов обучения, он, как правило, сочетается только с принципом сознательности, что не требует разработки специальной системы средств применения рассматриваемого принципа на практике.

5 стр., 2315 слов

Методики изучения личности и познавательной сферы школьника

1. Методики изучения личности и познавательной сферы школьника Анкета Уважаемый друг! Просим Вас приять участие в нашем исследовании. Результаты исследования будут использованы исключительно в научных целях. Вам необходимо внимательно прочитать вопрос, выбрать вариант ответа или написать свой собственный вариант ответа. 1.Состав Вашей семьи: 1.1. отец, мать и Вы 1.2. отец, мать и дети 1.3. отец и ...

В концепции развития «Наша новая школа» и ФГОС одной из важнейших задач указано «совершенствование содержания и технологий образования». Предполагается внедрение государственных образовательных стандартов общего образования на основе компетентностного подхода, новых образовательных технологий и принципов организации учебного процесса, в том числе с использованием современных информационных и коммуникационных технологий.

Современные информационные технологии все плотнее входят в нашу жизнь. Учреждения образования как носители культуры и знаний также не могут оставаться в стороне. И речь идет не только о включении уроков информатики в учебный план, но, в большей степени, об использовании информационных технологий (ИТ) учителем для повышения эффективности преподавания.

Младшему школьнику, с его наглядно — образным мышлением понятно лишь то, что можно одновременно рассмотреть, услышать, подействовать или оценить действие объекта. Потому — то так важно при обучении обращаться к тем каналам получения информации, которые открыты.

3 стр., 1383 слов

Влияния информационных технологий на развитие познавательного интереса студентов

... технологий в процессе развития познавательного интереса студентов 1.1 Познавательный интерес и его роль в процессе обучения ... , как следствие, происходит ухудшение успеваемости. Развитие познавательной активности определяется качественными изменениями, отражающимися в энергетическом ... коммуникации // Информатика и образование, 20093, № 4. 16. Новые педагогические и информационные технологии в системе ...

На современном этапе образования практически нет исследований по развитию познавательной активности младших школьников средствами ИТ. Существует ощутимое противоречие между необходимостью развития познавательной активности и практическим отсутствием методических пособий по применению ИТ для развития познавательной активности, что сдерживает процесс развития младших школьников.

Начальный этап обучения информатике носит развивающий характер и призван заложить основы общей информационной культуры школьников, дать первоначальные представления об информации и информационных процессах в окружающем мире, стать основой интеграции предметов начальной школы. Однако, несмотря на накопленный опыт обучения информатике в начальной школе, вопросы, связанные с влиянием информатики на учебный процесс в целом, и вытекающие отсюда проблемы отбора содержания обучения и методов формирования учебно-познавательной деятельности на уроках информатики остаются недостаточно исследованными. Массовый переход к обучению информатике в младшей школе происходит без достаточного методического обеспечения.

Значительный вклад в разработку вопросов становления информатики на начальном уровне внесли С.А. Бешенков, В.И. Варченко, Ю.М. Горвиц, А.В. Горячев, Е.Н. Зворыгина, А.Л. Камбурова, А.Ю. Кравцова, Я. Б. Марголис, Н.В. Матвеева, А.Т. Паунтова, Ю.А. Первин, М.А. Плаксин, А.Л. Семенов, Н.И. Суворова, М.С. Цветкова, Е.Н. Челак, А.В. Хуторской и др.

Психологи считают, что младший школьный возраст несет в себе большие нереализованные возможности в познании окружающего мира. Плодотворной почвой для этого является учебная деятельность, как источник для целенаправленной работы мысли, развития жизненно важных свойств личности и активности ребенка. Потребность саморазвития и способность удовлетворять ее посредством учения характеризует школьника, который является субъектом учения. Субъектом учения ребенка делает обладание таким качеством как познавательная активность.

Таким образом, актуальность темы развития познавательной активности при овладении информатикой в начальной школе определяется противоречиями между: насущной необходимостью развития познавательной активности младших школьников и недостаточным использованием возможности совершенствования данного процесса; потребностями современного учебного процесса, ориентированными в значительной степени на всестороннее развитие личности, формирование системного мировоззрения и познавательных компетенций, и устоявшимся содержанием, методами, формами и средствами обучения в начальной школе; содержанием обучения информатике, аппаратно-программным, методическим обеспечением курса информатики в начальной школе, дидактическими возможностями компьютерной техники и информационных технологий и познавательными возможностями обучаемых, обусловленными особенностями психологии младшего школьного и дошкольного возраста; высокими темпами развития информационных технологий и недостаточным темпом обновления содержания курса информатики; углублением и усложнением курса информатики в среднем и старшем звеньях общеобразовательной школы и недостаточной пропедевтической подготовкой по информатике в младшем звене;потребностью семьи, общества в активизации познавательной деятельности младшего школьника и практическим отсутствием соответствующей педагогической модели; между потребностями современной практики обучения младших школьников и недостаточной теоретической разработанностью системы подготовки участников процесса обучения по активизации познавательной деятельности с учётом социализации школьника.

4 стр., 1675 слов

развитие активности и самостоятельности школьников в процессе обучения на уроках технологии.

Содержание Введение 3 Глава 1. Теоретические аспекты развития активности и самостоятельности учащихся в учебно-воспитательном процессе на уроках технологии 6 1.1 Понятие активности и самостоятельности в психолого-педагогической литературе 6 1.2 Психолого-педагогическая характеристика учащихся 14 1.3 Формы и методы развития активности и самостоятельности учащихся на уроках технологии 20 Выводы по ...

.

1 Теоретические аспекты понятия «познавательный интерес»

Познавательная активность является социально значимым качеством личности и формируется у шк……..

Литература

1. Возрастная и педагогическая психология. Учебное пособие для студентов пед. институтов. Под ред. проф. А.В. Петровского. — М., Просвещение, 1973.

2. Груздев П.Н., Ганелин Ш.Н. Вопросы воспитания мышления в процессе обучения. — М., АПН РСФСР, 1949.

3. Давыдов В.В. Содержание и структура учебной деятельности школьников // Формирование учебной деятельности школьников. — М.: Педагогика, 1982. — С. 10-21.

8 стр., 3993 слов

Развивающие учебно-дидактические игры и формы занятий с детьми дошкольного возраста

... развивающие игры М. Просвещение, 1898г 5) Хабиб Р.А. Организация учебно-познавательной деятельности учащихся. М.: Педагогика, 1979. 6) Шамова Т.И. Активизация учения школьников ...   (А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.К. Маркова), дошкольный период связан с развитием и усложнением мотивационной сферы ...

4. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. — М., 1986.

5. Дуванов А.А. Азы информатики //Информатика. 2002. №5-8.

6. Зинченко В.П. Принципы психологической педагогики // Педагогика, 2001. — № 6. — С. 9-17.

7. Лозовая В.И. Целостный подход к формированию познават. актив. школьников. Автореф. дисс. канд. пед. наук. — Тбилиси, 1990.

8. Маркова А.К. Формирование мотивации учения. / А.К. Маркова, Т.А. Матис, А.Б. Орлов. — М.: Просвещение, 1990.

9. Панов В.И. Некоторые подходы к методологии развивающего образования // Психологич. наука и образование, 1998. -№3-4. — с. 38-46.