Тема: Профилактика и коррекция нарушений интеллектуального развития

Методические рекомендации по подготовке

К семинарским занятиям И лабораторным работам

 

Профилактика и коррекция трудностей

участников образовательного процесса (интеллект)

Направление: 050400.68 — Психолого-педагогическое образование

Профиль:050400 (МАГ ПО) — Психология образования

Квалификация (статус) – Магистр психолого-педагогического образования

Форма обучения: очная, 5 курс, 10 семестр (Приём 2011)

План семинарских занятий

Семинар № 1

Тема: Закономерности, условия и движущие силы развития интеллекта в онтогенезе

Вопросы для обсуждения:

1. Проблема условий, движущих сил развития интеллектуальных способностей в психологии.

2. Психофизиология способностей: врожденные свойства нервной системы, различие «природного» и генетического, возможности влияния на генотип.

3. Роль обучения и деятельности в развитии способностей.

Задания:

  1. Выписать основные подходы к решению проблеме условий развития интеллекта в психологии, привести примеры.
  2. Выписать свойства нервной системы, влияющие на разные типы способностей.
  3. Охарактеризовать основные походы к проблеме соотношения обучения и психического развития.

Основная литература:

1. Коломинский Я.П., Панько Е.А., Игумнов С.А. Психическое развитие детей в норме и патологии: психологическая диагностика, профилактика и коррекция. – СПб.: Питер, 2004.

2. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: учебное пособие для студ. сред. пед.уч. заведений / Под ред. И.В. Дубровиной. — 2-е изд.,стереотипное. — М. : Академия, 1998.

Дополнительная литература:

3. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебное пособие для студентов педагогических и психологических направлений и специальностей. – М., 2004.

Семинар №2

Тема: Интеллектуальное развитие в условиях современного образования

Вопросы для обсуждения:

  1. Развитие интеллектуальных способностей как приоритетная задача современного образования.
  2. Понятие о развивающем обучении.
  3. Проблема связи содержания образования и развитие способностей.
  4. Ориентация современных образовательных программ на развитие интеллекта.

Задания:

7 стр., 3309 слов

Уровень развития интеллекта супругов и удовлетворенность браком 2

... Предмет исследования – удовлетворенность браком. Целью нашего исследования анализвлияния фактора интеллекта как возможной детерминанты удовлетворенности браком. Данная цель конкретизировалась вследующих  задачах: ... Ю.А. Якубов, З.И. Янкова и др.). Предпринимаются попыткиосмысления основных тенденций развития отношений внутри семьи и организацияпсихологической помощи (А.А. Бодалев, Н.Н. ...

  1. Выписать определение понятия развивающего обучения, принципы развивающего обучения.
  2. Определить связь содержания образования и развития способностей.

3. Дать характеристику развивающих программ (Например: Г. Домана, Дж. Рензулли, Блума, С. Кейплан, А.Н. Занкова, В.В. Давыдова, А.М. Матюшкина).

Основная литература:

  1. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебное пособие для студентов педагогических и психологических направлений и специальностей. – М., 2004.

Дополнительная литература:

  1. Савенков А.И. Одаренные дети в детском саду и школе: учебное пособие для студ. выс. пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 2000.

Семинар № 3-4

Тема: Типы и причины нарушений интеллектуального развития учащихся

Вопросы для обсуждения:

1. Причины нарушений интеллектуального развития и трудностей в освоении образовательных программ у детей и подростков.

2. Типы нарушений интеллектуального развития и трудности освоения образовательных программ.

Задания:

  1. Выписать причины нарушений интеллектуального развития и трудностей в освоении образовательных программ у детей и подростков.
  2. Выписать типы нарушений интеллектуального развития.

Основная литература:

  1. Коломинский Я.П., Панько Е.А., Игумнов С.А. Психическое развитие детей в норме и патологии: психологическая диагностика, профилактика и коррекция. – СПб.: Питер, 2004.

Дополнительная литература:

  1. Барт К. Трудности в обучении. Ранее предупреждение: учебное пособие для вузов : пер. с нем. / К. Барт. — М. : Академия, 2006.
  2. Безруких М.М. Ребенок идет в школу: учебное пособие / М.М. Безруких, С.П. Ефимова. — 4-е изд., перераб. — М.: Академия, 2000.
  3. Костяева В.Н. Нестандартный ребенок. — М.: Айрис Пресс, 2004.

 

Семинар № 5-6

Тема: Профилактика и коррекция нарушений интеллектуального развития

Вопросы для обсуждения:

1. Принципы построения программ коррекции интеллектуального развития.

2. Содержание программ развития и коррекции интеллекта для обучающихся разных возрастов.

Задания:

  1. Выписать принципы построения программ коррекции интеллектуального развития.
  2. Выписать основные проблемы интеллектуального развития в дошкольном, младшем школьном и подростковом возрастах.
  3. Определить задачи и содержание работы по профилактике и развитию нарушений интеллектуального развития в разных возрастах.
  4. Определить задачи и содержание работы по коррекции нарушений интеллектуального развития в разных возрастах.

Основная литература:

  1. Коломинский Я.П., Панько Е.А., Игумнов С.А. Психическое развитие детей в норме и патологии: психологическая диагностика, профилактика и коррекция. – СПб.: Питер, 2004.
  2. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: учебное пособие для студ. сред. пед.уч. заведений / Под ред. И.В. Дубровиной. — 2-е изд.,стереотипное. — М. : Академия, 1998.

Дополнительная литература:

  1. Ануфриев А.Ф. Как преодолеть трудности в обучении детей: психодиагностические таблицы, психодиагностические методики, коррекционные упражнения / А.Ф. Ануфриев, С.Н. Костромина. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : Ось-89, 2005.
  2. Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. — СПб. : Речь, 2003.
  3. Перькова О.И. Интеллектуальный тренинг : учебно-методическое пособие. — 2-е изд., перераб. и доп. — СПб.: Речь, 2002.
  4. Практическая психология образования / Под ред. Дубровиной И.В. – СПб.: Питер, 2004.
  5. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности: Учебник для студентов высших учебных заведений. 2-е издание. — М.: Владос, 2001.

 

7 стр., 3148 слов

Копия 2 распр.нарушения у детей

... (внимания, памяти, воображения), в зависимости от его интеллектуальных возможностей. Для развития зрительно‑двигательной координации полезны занятия перед зеркалом, когда ребенок вместе со взрослым смотрит на свое отражение ... Детям с данным нарушением в развитии свойственны механические стереотипные движения (раскачивания, кружения). Они болезненно реагируют на смену обстановки, ...

План лабораторных занятий

 

Лабораторная работа №1-2