ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
КУРСА « ДИАГНОСТИКА И КОРРЕКЦИЯ МАЛЫХ ГРУПП»
Составитель: к.психол.н.,
доцент кафедры
общей психологии
и психологии развития ЮФУ
Бабиянц К.А.
Ростов-на-Дону
Г.
ВВЕДЕНИЕ
Данная учебная программа содержит темы и последовательность проведения диагностики малых групп, методические рекомендации по изучению курса, список диагностической и коррекционной литературы. Предполагается, что в процессе изучения курса «Диагностика и коррекция малых групп» слушатели спецфакультета получат возможность глубоко ознакомиться с методологическими и теоретическими положениями теории малых групп, с общей характеристикой методов социальной психологии, с вопросами концептуальной организации социально-психологических исследований. В предлагаемой программе акцент сделан на рассмотрении комплекса конкретных методик, которые позволят оценить различные качества малой группы и составить наиболее точное представление об уровне ее развития, социальном статусе членов группе, типом их взаимоотношений, наметить пути коррекции.
Под межличностными отношениями обычно понимают субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общении. В отечественной психологии принято считать, что характер межличностных отношений в контактных группах определяется содержанием, целями, ценностями и условиями совместной деятельности. Имеет место также и обратное влияние межличностных отношений на становление сплоченности, на продуктивность групповой деятельности, на развитие личности и эмоциональное благополучие каждого.
Основными задачами практического курса «Диагностика и коррекция малых групп» являются:
1. Познакомиться с методиками и теоретическими предпосылками их создания.
2. Научиться составлять диагностические карточки, собирать эмпирический материал.
3. Освоить диагностические процедуры, проводимые с помощью различных способов сбора эмпирического материала.
4. Усвоить и закрепить основные понятия и закономерности развития малой группы, становления межличностных отношений, определения и проявления статуса членов группы.
5. Научиться проводить качественный и количественный анализ диагностического материала.
6. Научиться применять основные диагностические приемы на основе дифференцирования критериев психодиагностики.
Общие проблемы малой группы в психологии
... группы. 3. Классификация малых групп Неоднозначность понятия малой группы ... группы. 4. Основные направления исследования малых групп Выделяют 3 основных направления в исследовании малых групп: ... малых групп, ... группе ... группе ... группе ... группы, ... группе. 2. Определение малой группы и ее границы Одним из определений малой группы является следующее: «Под малой группой подразумевается немногочисленная по составу группа, ...
7. Научиться ставить цели и делать выводы по диагностической процедуре.
8. Научиться писать общее заключение по диагностике группы.
9. Расширять представление о психокоррекционной работе, проводимой в малых группах.
10. Научиться подбирать пути коррекции и психокоррекционные воздействия в соответствующих проблемных ситуациях в малых группах.
11. Закрепить принципы подбора психокоррекции в малых группах.
Содержание практического курса | часы |
Тема 1. Практикум по определению структуры межличностных отношений. Методика «Социометрия». | |
Тема 2. Изучение особенностей осознания межличностных отношений (Аутосоцио-метрическая методика). | |
Тема 3. Изучение мотивов выбора в системе межличностных отношений. Методика ММВ. | |
Тема 4. Определение уровня развития малой группы. Методика Л.И.Уманского. | |
Тема 5. Методика диагностики уровня развития взаимоотношений. | |
Тема 6. Составление заключения по исследованию малой группы. | |
Тема 7. Подбор коррекционных методов. | |
Итого | 16 часов |
ТЕМА 1. ПРАКТИКУМ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ СТРУКТУРЫ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ. МЕТОДИКА «СОЦИОМЕТРИЯ».
Содержание:
Создание и развитие социометрической методики связано с именем американского исследователя Дж.Морено. Он видел основную задачу своего метода в изучении эмоциональных связей, симпатий и антипатий. В настоящее время с помощью этой методики изучаются отношения любого содержания: функциональные, неформальные, межличностные. Социометрия рассматривается как способ для измерения связей предпочтения, возникающих в ситуации выбора.
В ходе практикума по методике «Социометрия» слушатели спецфакультета решают следующие задачи:
1.Выявление формальной и неформальной структуры групп (социометрический статус каждого члена группы (лидеры, популярные, непопулярные, отверженные, изолированные, аутсайдеры).
2.Диагностика межличностных отношений в малых группах (наличие микрогруппировок и взаимосвязь между ними).
3.Индекс сплоченности малой группы.
4.Многоактная социометрия позволяет определить динамику становления групповой структуры, характер изменения межличностных отношений в результате различных психолого-педагогических воздействий.
5.Подбор коррекционным методов и технологий по результатам проведенного исследования.
Последовательность изучения и применения методики:
1. Составление социометрической карточки с учетом различных критериев (фундаментального, частного и одинарного).
2. Сбор эмпирического материала в группе с учетом диагностических правил и процедур тестирования. В качестве изучаемой группы у заочного отделения слушателей выступают рабочие коллективы, в которых трудится слушатель, у дневного отделения – учебная группа.
3. Также используются готовые социометрические карточки для анализа и интерпретации материала.
4. Построение социоматрицы по критериям.
5. Проведение статистического анализа: высчитываются границы доверительного интервала по формуле методики.
6. Построение социограммы по критериям.
7. Сравнительный анализ критериев.
8. Подсчет индекса групповой сплоченности по формуле методики.
9. Написание вывода.
10. Подбор практических рекомендаций по результатам исследования.
Тема 2. ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ОСОЗНАНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ (АУТОСОЦИОМЕТРИЧЕСКАЯ МЕТОДИКА)
Аутосоциометрическая методика относится к специальным методам изучения социальной перцепции, особенностей, восприятия и понимания членами группы друг друга и своего статуса в группе. Она построена на принципе «предиктивной эмпатии», основной методический прием которого состоит в возможно более точном угадывании (воспроизведении) испытуемым каких-либо оценок (суждений, действий) за другого человека. В контексте исследования групп и коллективов аутосоциометрическая методика позволяет изучить, насколько точно члены группы осознают свое положение в системе взаимоотношений, межличностных взаимоотношений, а также насколько группа в целом осознает и правильно оценивает внутригрупповые связи.
Задачи методики:
1. Определение индекса адекватности каждого члена группы (адекватный, завышенный, заниженный).
2. Определение индекса адекватности группы.
3. Сопоставление индекса адекватности с показателями социометрического статуса и групповой сплоченности.
4. Подбор коррекционных мероприятий по результатам исследования.
Последовательность изучения и применения методики:
1. Составление аутосоциометрической карточки с учетом различных критериев (фундаментального, частного и одинарного).
2. Сбор эмпирического материала в группе с учетом диагностическим правил и процедур тестирования. В качестве изучаемой группы у заочного отделения слушателей выступают рабочие коллективы, в которых трудится слушатель, у дневного отделения – учебная группа.
Также используются готовые аутосоциометрические карточки для анализа и интерпретации материала.
3. Построение аутосоциоматрици по критериям.
4. Подсчет величины ошибки с учетом знака
5. Построение аутосоциограммы по критериям.
6. Сравнительный анализ критериев и данный социометрии.
7. Исследования индексагрупповой адекватности.
8. Написание вывода.
9. Подбор практических рекомендаций по результатам исследования.
ТЕМА 7. ПОДБОР КОРРЕКЦИОННЫХ МЕТОДОВ (см. приложение №2)
Непосредственной деятельностью практического психолога по результатам проведенной диагностики является групповая психологическая коррекция или развитие (например, проведение тренинга на сплоченность группы, преодоление барьеров общения, тренинг на развитие когнитивных или волевых взаимоотношений в группе, организационный тренинг и т.д.) Однако, процедура диагностики малых групп дает объемный материал для разработки направлений индивидуальной терапии или коррекции членов группы (например, коррекция Я-концепции, самооценки, уровня притязания, умения адекватно взаимодействовать с другими членами группы и т.д.) . Поэтому слушателям спецфакультета предлагается продумать возможные направления коррекции по полцученному матриалу, подобрать коррекционный материал по результатам заключения.
Последовательность подбора коррекционного материала:
1.Проанализировать всю совокупность социометрических данных и охарактеризовать групповую структуру межличностных отношений, соотношение лидерства и руководства в классе, определить положение каждого члена коллектива и наметить пути коррекции в системе межличностных отношений.
2.По результатам методики «Аутосоциометрия» подобрать план коррекции рефлексивного образа «Я» у членов группы с завышенной или заниженной самооценкой, с целью коррекции внутригрупповой активности.
3.По результатам методики ММВ определить индивидуальные критерии предпочтений, определить насколько совпадают или не совпадают они с мотивационным ядром выборов в малой группе. Наметить пути коррекции групповой дифференциации посредствам работы с непопулярными, изолированными или отвергаемыми членами группы по выработке у них групповых норм и ценностей.
4.По результатам методик Л.И.Уманского и методики диагностики уровня развития взаимоотношений подобрать коррекционные и развивающие тренинги по видам взаимоотношений, имеющим наименьший показатель развития в группе.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ И ПОСОБИЯ ПО ПРАКТИЧЕСКИМ РАБОТАМ.
Исследования проводятся с учетом стандартных требований диагностики:
1.Оформление практической работы:
а) указание места, времени проведения диагностики;
б) характеристика группы, возрастной и половой состав;
в) название методики;
г) задачи диагностической процедуры;
д) оборудование;
е) ход работы (выполняются необходимые диагностические подсчеты, графики, таблицы, рисунки);
ж) качественный и количественный анализ полученных результатов;
з) вывод – содержит ответ на поставленные в начале исследования задачи.
2. Соблюдение конфиденциальности исследований и предоставление информации в общем, статистическом виде.
3. Соблюдение принципа объективности при количественном анализе и качественной интерпретации полученных результатов.
4. Применение статистики для доказательства достоверности полученных результатов.
Специальные методические рекомендации по диагностике малых групп:
Социометрия.
а) процедура проводится только в группах, имеющих опыт совместной деятельности, поскольку групповая структура формируется, когда члены группы прошли период знакомства друг с другом, накопили хотя бы минимальный опыт взаимодействия;
б) процедура проводится в двух формах: непараметрическая — испытуемым предоставляется полная свобода, количество выборов не ограничивается. параметрическая – количество выборов ограничивается тремя или пятью;
в) бланки исследования обязательно должны быть подписаны, анонимность не допускается;
г) в исследовании должны принимать участие все члены малой группы, исследование выборочного количества членов группы не допускается;
д) для каждой конкретной малой группы составляется социометрическая карточка с учетом критериев выбора;
е) составляются социоматрицы по каждомукритерию выбора. взаимные выборы отмечаются скобками;
ж) составляются социограммы по каждому критерию выбора; при составлении социограммы переносятся все сделанные выборы с помощью специальных обозначений;
Аутосоциометрия.
Исследуются все члены малой группы;
а) список сохраняется тот же, что и в социометрии;
б) аутосоциометрическая карточка составляется по аналогии с социометрической и сбор эмпирического материала проводится одновременно с социометрией;
в) при составлении аутосоциоматрицы строка «количество полученных выборов» берется из социоматрицы.
г) исследуются угаданные выборы путем сравнения социоматрицы и аутосоциоматрицы по соответствующему критерию. совпадения отмечаются окружностью.
д) величина ошибки в осознании каждым членом группы своего положения определяется как разница между количеством полученных и количеством ожидаемых выборов. ошибка с учетом знака – векторная ошибка — указывает на тенденцию к завышению или занижению индивидом своего статуса.
е) составляются аутосоциограммы и сравниваются с социограммами по соответствующим критериям.
Методика развития уровня взаимоотношений
В данной методике дается 4 варианта ответа на вопрос, выбрать необходимо только один ответ:
Практически всегда +2
Часто +1
Редко -1
Практически никогда -2
Эмпирический материал можно собирать сразу для нескольких социальных групп, в которые включен индивид, это дает возможность в последствие построить индивидуальную карту его взаимоотношений.
При количественном подсчете результатов исследования следует помнить, что числовые показатели могут варьировать от +2 до – 2 баллов.
При качественной оценке полученных результатов оцениваются тенденции к развитию взаимоотношений в малой группе: невысокий уровень развития положительной тенденции или отрицательной тенденции; высокий уровень развития положительной тенденции или отрицательной тенденции.
Пособия по изучению курса «Диагностика и коррекция малых групп».
1.Методические указания к практическим занятиям по курсу «Методы диагностики школьных коллективов». Автор-составитель Е.В.Кузнецова, УПЛ, РГУ, Ростов-на-Дону, 1993. (Методика №5)
2.Кузнецова Е.В. Методическое пособие к курсу «Методы диагностики школьных коллективов» (часть 2).
УПЛ, РГУ, Ростов-на-Дону, 1994 (Методики №№ 1-4).
Диагностическая и психокоррекционная литература к курсу.
1. Альманах психологических тестов. М.: КПС, 1996. С. 333 (Методика «Социометрия»).
2. Васильев Н.Н. Тренинг профессиональных коммуникаций в психологической практике. СПб.: Речь, 2007 (Описывается авторский тренинг для малой группы большой численности. Тренинг состоит из 14 модулей, последовательное прохождении которых позволит участникам освоить техники эффективного профессионального общения: трансактный анализ коммуникаций, психологическая помощь, как реагировать на сигналы о личностных трудностях, нерефлексивное слушание, активное слушание, эмпатическое слушание, интервью, центрированное на клиенте, природа негативного отношения, родительское неодобрение (имеется ввиду позиция «Родитель» по Берну), конструктивное критическое высказывание, проявление добрых отношений, анализ реакций на критику, провоцирование критики, ассертивное принятие критики).
3. Грант Э., Грин Дж. Коучинг принятия решений. СПб.: Питер, 2005.
4. Групповые методы коррекции и развития // В учебном пособии Н.И.Шевандрина «Психодиагностика, коррекция и развитие личности в педагогической практике». РГПИ, Ростов-на-Дону, 1993, с.25-47.
5. Гулевич О.А. Межгрупповые отношения: направления социально-психологического исследования (аналитический обзор) Ч.1. Когнитивный подход. М.: РГГУ, Институт психологии им. Л.С.Выготского, 2006.
6. Гулевич О.А. Межгрупповые отношения: направления социально-психологического исследования (аналитический обзор) Ч.2. Эффекты межгруппового восприятия и способы оптимизации межгрупповых отношений. М.: РГГУ, Институт психологии им. Л.С.Выготского, 2006.
7. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. Учебное пособие для студентов вузов. Минск, 1999.
8. Коррекционная работа в малых группах // В сборнике Детский психолог, под ред. Е.И.Рогова. ЮО РАО, РГПУ, Ростов-на-Дону, Вып.10, 1995, с. 80-90
9. Кривцова С.В, Мухаматулина Е.А. Тренинг для педагогов. Навыки конструктивного взаимодействия с подростками. М.: Генезис, 1997.
10. Кривцова С.В. Тренинг: учитель и проблемы дисциплины. М.: Генезис, 1997.
11. Кузнецова Е.В. Личность в межличностных отношениях. Методические аспекты исследований. Учебно-методическое пособие. Ростов-на-Дону: Проф-Пресс, 2002. (методики исследования)
12. Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации. Описание и руководство к использованию. Раздел 3. «Диагностика межличнотсных отношений в коллективе и семье». Отв. Ред. А.Ф.Кудряшов. Петрозаводск, Изд-во «Петроком», 1992. (методики исследования)
13.Немиринский О.В. Личностный рост в терапевтической группе. М.: Смысл, 1999.
14.Огнев А.С. Организационное консультирование в стиле коучинг. СПб.: Изд-во «Речь», 2003.
15.Основы психологии. Ред.-составитель Л.Д.Столяренко. Изд-во 3-е, доп. И переработ. Ростов-на-Дону, Феникс, 2002, Практикум для студентов вузов. Раздел «Диагностика межличностных отношений», с. 580 – 695. (методики исследования)
16.Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. М.: Владос, 1995 г.(методы коррекции познавательной и коммуникативной сферы школьников)
17. Рудестам К. Психокоррекционные группы: теория и практика. Пер. с англ. Общ.ред. и вступ. Ст. Л.П.Петровской. – 2-е изд. – М.: Прогресс, 1993.
18. Рыбкин И.В. Коучинг социального успеха. М.: Изд-во «Институт общегуманитарных исследований», 2005.
19.Савкин А.Д., Данилова М.А. Коучинг по-русски: смелость желать. СПб.: Изд-во «Речь», 2003.
20. Сидоренков А.В. Динамика неформальных подгрупп в группе. Социально-психологический анализ. РГУ, Ростов-на-Дону, 2004.
ПУБЛИКАЦИИ СОТРУДНИКОВ (СИДОРЕНКОВ А.В.)
МИКРОГРУППОВАЯ ТЕОРИЯ (СИДОРЕНКОВ А.В.)
ЭФФЕКТИВНОСТЬ МАЛЫХ ГРУПП В ОРГАНИЗАЦИИ (СИДОРЕНКОВ А.В.)
СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ МАЛЫХ ГРУПП (СИДОРЕНКОВ А.В.)
21. Тренинг личностного роста А.С.Прутченкова // В сборнике Детский психолог. Под ред. Е.И.Рогова. ЮО РАО, РГПУ, Ростов-на-Дону, Вып.8, 1995, с. 57-67.
22. Фопель К. Энергия паузы. Психологические игры и упражнения. Практическое пособие. Пер. с нем. – 3-е изд. М.: Генезис, 2005.
23. Фопель К. Технология ведения тренинга. Теория и практика. Пер. с нем. – 2-е изд. М.: Генезис, 2005 – (Все о психологической группе).
24. Фопель К. Психологические группы: рабочие материалы для ведущего: практическое пособие. Пер. с нем. – 5-е изд. М.: Генезис, 2005.
25. Фопель К. Барьеры, блокады и кризисы в групповой работе. Сборник упражнений. Пер. с нем. М.: Генезис, 2005 – (Все о психологической группе).
26. Фопель К. Команда. Консультирование и тренинг организаций. Пер. с нем. М.: Генезис, 2005 – (Бизнес- психология).
http://www.koob.ru/vopel/ КЛАУС ФОПЕЛЬ – КНИГИ В ИНТЕРНЕТ-ПРОСТРАНСТВЕ:
1. Как научить детей сотрудничать?
2. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения. Часть 1-4
Психологические группы. Рабочие материалы для ведущего
Психологические принципы обучения взрослых
Создание команды. Психологические игры и упражнения
Технология ведения тренинга. Теория и практика
Уверенное управление. Тренинг. Коучинг. Саморазвитие
Энергия паузы. Психологические игры и упражнения. Практическое пособие.
Эффективный воркшоп. Динамическое обучение
27. Что такое социально-психологический тренинг? // В сборнике Детский психолог. Под ред. Е.И.Рогова. ЮО РАО, РГПУ, Ростов-на-Дону, Вып.7, 1995, с. 52-72.
28. Шапарь В.Б., Тимченко А.В., Швыдченко В.Н. Практическая психология. Инструментарий. Ростов-на-Дону, Феникс, 2002. С. 612-621. (Методика «Социометрия»).
29. Шевандрин Н.И. Основы социальной психологии. Учебное пособие в 3-х частях. РГПУ, Ростов-на-Дону, 1993.
30. 18 программ тренингов. Руководство для профессионалов. Под ред. В.А. Чикер. СПб.: Речь, 2008. (В книге собраны авторские программы тренингов следующей проблематики: разрешение конфликтов, управление умений, организационного развития, командообразования, лидерства, развития сплоченности школьного коллектива, адаптационный тренинг эффективной самопрезентации, а также продаж, управления агрессией, публичного выступления, межкультурной коммуникации, межкультурного взаимопонимания, когнитивно-ориенированный тренинг толерантности, расширения ролевого репертуара подростка, эффективного взаимодействия детей и родителей).
ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ, ПСИХОЛОГИИ И БИЗНЕСА
БАБИЯНЦ КАРИНЭ АРТЁМОВНА — ЛИЧНАЯ СТРАНИЦА, НА КОТОРОЙ ПРЕДСТАВЛЕНЫ ВСЕ НЕОБХОДИМЫЕ МАТЕРИАЛЫ
ГЛОССАРИЙ
Адекватности индекс – группы или отдельного члена группы есть отношение числа угаданных выборов к числу ожидаемых выборов.
Аутосоциометрия –специальный метод изучения социальной перцепции, особенностей восприятия и понимания членами группы друг друга. Построена по принципу «предиктивной эмпатии», основной методический прием которого состоит в возможно более точном воспроизведении (угадывании) испытуемым каких-либо оценок (суждений, действий) за другого человека. В контексте исследования групп и коллективов аутосоциометрический метод позволяет изучить, насколько группа осознает и правильно оценивает внутригрупповые связи, насколько точно члены группы осознают свое положение в системе взаимоотношений и взаимоотношения других членов группы между собой.
Аутсайдер — лидер отрицательной направленности, тот, кто находится в конце списка, таблицы, отстающий от остальных; неудачник, проигравший; полит. кандидат или участник с наименьшими шансами на победу; асоциальная личность, человек, отрицающий надобность общества, обходящийся без общества.
Большая группа. В большие социальные группы (помимо классов) входят совокупности людей, существующие в масштабе всего общества в целом: это социальные слои, профессиональные группы, этнические сообщества (нации, народности), возрастные группы (молодежь, пенсионеры) и т. д. Осознание принадлежности к социальной группе и соответственно ее интересов как своих происходит постепенно, по мере формирования организаций, защищающих интересы группы (например борьба рабочих за свои права и интересы через организации рабочих).
Величина ошибки – определяется с учетом знака (вектор) как разница между количеством полученных и количеством ожидаемых выборов. Вектор указывает на тенденцию к завышению или занижению индивидом своего статуса.
Волевые взаимоотношения –в них отражаются возможности волеизъявления личности в группе и характеризуются мерой автономности (зависимости), индивидуальных действий, поступков, поведения относительно групповых ожиданий, норм и правил.
Граница доверительного интервала– математическое вычисление достоверности статусов членов группы.
Групповая активность означает, что люди действуют вместе так, что между ними устанавливается некое разделение труда и налицо определенное взаимное приспособление различных линий индивидуального поведения. В группе постепенно складываются общие настроения, мнения, цели, нормы поведения, ритуалы.
Деиндивидуализации феномен — потеря самоосознания и чувства личной ответственности в ситуациях, которые обеспечивают анонимность и не концентрируют внимание на отдельном человеке.
Двойные социометрические критерии– изучают партнерские отношения и предполагают выбор – отвержение партнера равной роли. Например, выбор товарища по парте.
Диагностика групп – это диагностика межличностных отношений, в которые включены люди. Совместная деятельность людей неизбежно приводит к межличностным отношениям.
Динамические процессы в группе — давление на членов группы, способствующее их конформизму и внушаемости; формирование социальных и распределение групповых ролей; изменение активности членов группы: возможны феномены фасилитации (усиление энергии человека в присутствии других людей) и ингибиции (торможение поведения и деятельности под влиянием других людей, ухудшение самочувствия и результатов деятельности человека в ситуации, когда за ним наблюдают другие люди); изменение мнений, оценок, норм поведения членов группы: феномен «групповой нормализации» (формирование усредненного группового стандарта-нормы); групповая поляризация, экстремизация (приближение группового мнения к какому-то полюсу континуума всех групповых мнений, часто «сдвиг к риску», когда групповое решение является более рискованным, чем принимаемое индивидуально); подчинение авторитету в сочетании с феноменом атрибуции ответственности, когда человек приписывает ответственность за все происходящее другим лицам, лидеру, начальству, а не себе.
Изолированный член группы –член группы, не получивший ни одного выбора или отвержения.
Интегрированность групповая –характеризует степень включенности членов группы в общение в данном совместном виде деятельности (в зависимости от выбранного критерия).
Когнитивные взаимоотноешния порождаются взаимопознанием людей в процессе общения и совместной деятельности. Они характеризуются взаимопониманием, наличием сочувствия, сопереживания, соучастия или, напротив, непониманием людьми друг друга.
Коллектив(от лат. collectivus — собирательный) — группа, совокупность людей, работающих в одной организации, на одном предприятии, объединенных совместной деятельностью в рамках какой-либо организации. По виду деятельности различают трудовые, учебные, военные, спортивные, художественной самодеятельности и другие коллективы. В более широком смысле — люди, объединенные общими идеями, интересами, потребностями.
Коммуникативные взаимоотношения отражают активность психологических связей членов группы. Положительные тенденции в их развитии характеризуются легкостью оющения, удовлетворенностью им. Отрицательные представляются в ощущении скованности, Коммуникативных барьеров, в фенгмене затрудненного общения.
Корпорация(от новолат. corporatio — объединение) — юридическое лицо, которое, будучи объединением физических лиц, при этом независимо от них (то есть самоуправляемо).
В широком смысле под корпорацией можно понимать всякое объединение с экономическими целями деятельности. Юридическое отделение корпорации от её участников даёт ей преимущества, недоступные другим формам объединений, например обществам с ограниченной ответственностью. Конкретный правовой статус и правоспособность корпорации определяется местом её создания. Учредители и/или предприниматели часто создают предприятия в форме акционерных обществ и, поскольку в настоящее время эта форма предприятий преобладает, термин «корпорация» применяется как синоним термину «акционерное общество». Первые корпорации возникли в Древнем Риме. В период республики разрешалось свободное создание новых корпораций, при условии, что их устав не противоречит законам, но в период империи создание новых корпораций было затруднено, и для этого требовалось специальное решение сената. Дела корпорации вели лица, избираемые её членами. Собственность корпорации при её ликвидации делилась между составом участников на момент ликвидации.
(определение дано по http://ru.wikipedia.org/)
Коэффициент ранговой корреляции Спирмена – непараметрический метод, который используется с целью статистического изучения связи между явлениями. Определяется фактическая степень параллелизма между двумя количественными рядами изучаемых признаков и дается оценка тесноты установленной связи с помощью количественно выраженного коэффициента.
Критические значения Сальвоса – статистически достоверная таблица степени асимметричности распределения, необходимая для вычисления границ доверительного интервала.
Лидер (звезда, ядро) — тот, кто возглавляет, ведёт, руководит, самый главный, сильный, передовой субъект в группе; тот, кто ведёт или возглавляет остальных
Малая группа (социол., психол.), простейший вид социальной группы с непосредственными личными контактами и определёнными эмоциональными отношениями между всеми её членами, специфическими ценностями и нормами поведения; складываются во всех сферах жизни (семья, школьный класс, производственная бригада и т. п.).
Различают формальные (отношения регулируются формальными фиксированными правилами) и неформальные (возникающие на почве личных симпатий) малой группы.
Межгрупповые отношения – отношения между малыми группами (соревновательные, конкурентные, дружеские, спортивные и т.д.)
Межличностные отношения – субъективно переживаемая взаимосвязь между людьми, которая объективно проявляется в характере и способах взаимных влияний в процессе совместной деятельности и общения.
Непопулярный член группы –член группы, получивший маленькое количество выборов и большое количество отвержений.
Ожидаемые выборы – число выборов, которые член группы ожидает получить от других членов группы.
Одинарные ролевые критерии– позволяют выявить отношения лидерства – подчинения, неформальную структуру авторитетности. Организационный критерий
Отверженный член группы –получивший наибольшее количество отвержений без единого выбора.
Популярный член группы –получивший наибольшее количество выборов и незначительное количество отвержений.
Ранжирование- процедура, определяющая последовательность расположения рядов показателей (например, присвоение первого ранга – наиболее выраженному качеству (5 баллов), второго ранга – чуть менее выраженному (4 балла), третьего ранга – менее выраженному (3 балла), четвертого ранга еще менее выраженному (2 балла), пятого ранга – наименее выраженному (1 балл).
Ранжированием также называет процедура смены мест высказываний («перетасовывание» последовательности высказываний) в опросах или тестах, для того, чтобы избежать привыкания и механических ответов на вопросы, например одному и тому же человеку задаются вопросы, относительно разного качества продуктов: Вы употребляете кислое молоко? Едите ли вы конфеты на основе сахара? Курите ли вы? И т.д. Далее предлагается одна и та же последовательность ответов, например: постоянно, часто, иногда, редко, никогда. Если вопросов много, то респондент начинает отвечать механически, в этом случае прибегают к ранжированию ответов.
Социальная группа — объединение людей, имеющих общий значимый социальный признак, основанный на их участии в некоторой деятельности, связанное системой отношений, которые регулируются формальными или неформальными социальными институтами.
Признаки социальной группы:
1. наличие внутренней организации;
2. общая (групповая) цель деятельности;
3. групповые формы социального контроля;
4. образцы (модели) групповой деятельности;
5. интенсивные групповые взаимодействия
6. социальное положение
Определение социальной группы включает четыре основных момента:
- социальная интеракция — то есть коммуникативное взаимодействие, осуществляемое с помощью знаковых систем («кодов»);
- стигматизация — «наклеивание ярлыков», по которым мы распознаем членство в группе, оформившееся в социальный гештальт (образ в массовом сознании) — стиль жизни данной группы;
- идентификация — отождествление индивидом себя с данной группой через противопоставление «мы — другие» с установлением социальных границ и фильтров на «входе—выходе», а также через механизм социального контроля;
- хабитуализация — то есть «опривычивание», освоение индивидом данной социальной позиции и формирование у него установок, стереотипов, присущих данной группе.
Знаки, по которым определяется членство в группе, и которые лежат в основе идентификации, могут совпадать, а могут и не совпадать друг с другом. Например, члены организации отличают друг друга по удостоверению, а не-члены идентифицируют их по форме одежды.
Виды социальных групп. Выделяются большие, средние и малые социальные группы.
К многообразным малым группам относятся такие группы, как семья, дружеские компании, соседские общности. Их отличает наличие межличностных отношений и личных контактов друг с другом.
Любая организация (крупная или небольшая, коммерческая или некоммерческая, частная или государственная) состоит из множества разнообразных групп, которые можно классифицировать по различным основаниям: по принципу формальности:
а) формальные;
б) неформальные;
— по размеру:
а) диада (2 человека);
б) триада (3 человека);
в) малая группа (до 30 человек);
г) большая группа (более 30 человек);
— по длительности существования:
а) временные;
б) постоянные;
— по регулярности и частоте взаимодействия:
а) первичные;
б) вторичные;
— по степени сплоченности:
а) группа;
б) команда;
— по ведущей деятельности:
а) учебные;
б) спортивные;
в) семейные;
г) управленческие;
д) производственные и т. д.;
— по факту существования:
а) номинальные;
б) реальные;
— по признаку цели:
а) целевые;
б) функциональные;
в) по интересам;
г) дружеские;
д) референтные (носители образцов поведения.
(определение дано по http://ru.wikipedia.org/)
Социограмма– мишень из трех страт, отражающая статус и взаимодействияе членов группы.
Социоматрица– сводная таблица выборов и отвержения по одному социометрическому критерию.
Социометрия –метод изучения структуры межличностных отношений, способ измерения связей предпочтения, возникающих в ситуации выбора.
Социометрический статус индивида — количественный индекс, выражающий отношение группы к одному из ее членов. Величина индивидуального социометрического статуса может сильно варьировать при разных критериях выборов. Только у лидеров она, обычно сохраняется на одном и том же уровне, вне зависимости от критерия.
Социометрические страты– концентрические окружности, вписанные друг в друга, отражающие статус членов группы (центральная страта – лидеры, средняя страта – популярные, крайняя страта – непопулярные, отвергаемы и изолированные).
Социометрический критерий – вопрос, отражающий реальную ситуацию и носящий конкретный характер и отражающий значимую для членов группы ситуацию.
Специальный (частный)– связан с конкретными сферами жизнедеятельности группы (неформальное общение, выполнение официальных групповых задач, преодоление трудных ситуаций).
Сплоченность групповая –индекс психологической взаимности. Сплоченность бывает очень высокой, когда люди тесно связаны друг с другом и вместе отвечают за достижение целей, стоящих перед ними и коллективом в целом, а поэтому делают все для успеха. Бывает и очень низкой, когда коллектив не получает даже четкого организационного оформления, отсутствует общая цель, каждый действует сам по себе, на свой страх и риск, стараясь продемонстрировать индивидуальные результаты даже в ущерб другим.
Средние социальные группы — производственные объединения работников предприятий, территориальные общности (жители одной деревни, города, района и пр.).
Тренинг психологический(англ. training от train — обучать, воспитывать) — метод активного обучения, направленный на развитие знаний, умений и навыков и социальных установок. Тренинг может рассматриваться как тренировка, в результате которой происходит формирование и отработка умений и навыков; как форма активного обучения, целью которого является передача знаний, развитие некоторых умений и навыков; как метод создания условий для самораскрытия участников и самостоятельного поиска ими способов решения собственных психологических проблем.
Угаданные выборы –совпадение полученных и ожидаемых выборов.
Фасилитация социальнаяпроявляется в том, что присутствие других возбуждает, и это усиливает доминирующую реакцию человека, в результате чего он лучше выполняет простые и хорошо знакомые действия в присутствии других людей, например, велогонщики показывают лучшее время, когда соревнуются друг с другом, а не с секундомером. При сложных задачах, где правильный ответ не напрашивается сам собой, присутствие людей и возникшее в связи с этим возбуждение приводит к неправильной реакции, к ухудшению деятельности, к ингибиции.
Фундаментальный (общий) критерий –выявляет глубокую структуру взаимоотношений, близость субъектов относительно совместной деятельности, организующей, основополагающей, для малой группы (производительная деятельность, учебная, художественная и т.д.)
Экспансивность психологическая:
1.Индивидуальная — характеризует потребность личности в общении, степень активности во взаимодействии с другими, тип и интенсивность этого взаимодействия. Бывают положительные и отрицательные.
2. Групповая – характеризует интенсивность группового взаимодействия.
Эмоциональные взаимоотношения – отражают взаимную привлекательность членов группы (физическую, психическую, деловую).
Приложение 1. Образец «Заключения».
В результате проведенного диагностического исследования малой группы можно дать следующую социально-психологическую характеристику:
1.Исследуемый школьный коллектив имеет средний уровень развития (Л=66,7), что характеризует его как группу-кооперацию. Анализ качественных характеристик дал следующие результаты: направленность (№№5,14,15) – К=12,7; организованность (№№4,10,12) – к=12, подготовленность (№№2,6,7) – К=8,7, психологическое единство: интеллектуальное (№№ 3,9,13) – К=10,7, волевое (№№ 1,6,11) – К=12,4, эмоциональное (№№ 7,16,18) – К=9,1.
Средний уровень направленности и организованности группы указывает на присутствие социальных ценностей, принятых группой целей, выраженных мотивов деятельности, положительных норм и ориентаций. Группа характеризуется наличием организаторского потенциала, который мог бы создать предпосылки к эффективному самоуправлению.
Уровень подготовленности группы выражен баллом «8,7», что ниже направленности и организованности. Следовательно, мы можем организовать коррекционные процедуры когнитивного характера на определение и развитие уровня знаний, умений, опыта каждого члена группы, и коллектива в целом, для достижения успешной реализации деятельности.
Психологическое единство группы наиболее выражено волевым компонентом (10,7), что указывает на способность группы противостоять трудностям, на выраженную в достаточной степени стрессоустойчивость. Однако эмоциональный и интеллектуальный компоненты выражены слабее. Следует рекомендовать коррекцию процессов оптимального взаимопонимания и взаимоинформированности.
2. Общая характеристика межличностных отношений в группе по результатам социометрических показателей (Таблицы №№…..) выявляет в целом спокойные, бесконфликтные структуры отношений, так как нет противостоящих микрогруппировок, отверженных и изолированных членов группы, коммуникативная составляющая внутригрупповых отношений имеет положительную динамику.
Поученные индексы социометрического статуса (социограммы №№ …) подтверждают наличие относительно сплоченной, адекватно организованной группы, без явного разделения на микрогруппы. Если микрогруппы обнаружены, необходимо описать их состав – однополый или разнополый, статусный состав микрогруппы, например, лидер и два популярных члена группы, и аутсайдер и два отвергаемых члена группы. Наличие двух разнонаправленных микрогруппировок, как правило, создают конфликтную ситуацию в группе.
Далее рассматриваются статусы членов группы: сколько лидеров, какого пола, сколько популярных, непопулярных, изолированных, отвергаемых и о чем это свидетельствует (чем больше изолированных и отвергаемых, тем меньше групповая сплоченность, чем однороднее состав группы (например, отсутствие лидеров и равное количество членов группы по популярности, тем сплоченнее группа).
О высокой (или невысокой сплоченности) свидетельствует также коэффициенты: сплоченности «С», вычисленный по формуле (Чем ближе «С» к 1, тем выше сплоченность), экспансивность, интегрированность.
По фундаментальному критерию лидером является №3. Лидер был определен методом вычисления границ доверительного интервала. При вероятности допустимой ошибки р≤0,05, членов исследуемой группы получивших менее 2,1 (округлим – менее 2-х выборов) можно считать непопулярными, а членов группы, получивших более 5,4 (5выборов) – «популярными». Менее популярными являются №№ 1,6,2, не популярными №№4 и 5. Отверженных и изолированных нет.
В группе наблюдаются мигкрогруппировки, имеющие замкнутую структуру (1,2,3), состоящую из лидера №3 и двух популярных членов №№ 2,3. Также есть интересная группировка (4,6,2), где два популярных члена группы дружат между собой и взаимно отвергают непопулярного члена группы №4. Характер микрогруппировок указывает на отсутствие сильно выраженного их противопоставления, так, группировка 1-3-2 включена в состав 1-2-6. Это женская половина класса. Диада 4-5 принадлежит к мужской половине класса, однако, несмотря на то, что она непопулярна, мы наблюдаем наличие взаимных выборов и отвержений с популярными членами группы. В целом, можно сделать вывод о достаточно выраженной структуре межличностных отношений по формальному критерию. Высокой сплоченности коллектива можно добиться, проводя коррекционную работу по разъяснению поло-ролевого статуса членов группы.
По частному критерию….(делается похожий анализ)
По одинарному критерию….(делается похожий анализ)
Индекс групповой экспансивности равен «4,5» – средняя интенсивность группового взаимодействия. Индекс интегрированности группы равен «1» – высокий уровень. Индекс сплоченности равен «0,9» – высокий уровень. Все три показателя имеют высокий уровень развития, что характеризуют группу как сплоченный и высокоразвитый коллектив.
3. Индекс групповой адекватности А=0,9 – приближается к высокуому. Адекватным является восприятие себя в группе №№1,6, с завышением своего статуса -№3, с занижением №№2,5.
В целом группа правильно осознает и оценивает внутригрупповые связи, но не все члены группы осознают свое положение. Рекомендованы:
1. Коррекция рефлексивного образа «Я» членам группы №№ 4,2,5
2. Коррекция внутригрупповой активности.
4.По методике изучения мотивов выбора высокие оценки (более 5) по искренности, доброте говорят о важности соответствующих черт для осуществления выбора данным человеком. Решающими для его выбора моно считать те же качества. Следовательно, индивидуальным критерием предпочтения является качества «искренность», «смелость», что совпадает с мотивационным ядром в данной группе (К = …).
5. Методика диагностики уровня развития взаимоотношений указывает на то, что в группе в целом выражен высокий уровень коммуникативных взаимоотношений (К=1,2), что говорит о ее высокой активности, легкости взаимодействия между членами группы и удовлетворенности этим взаимодействием. Когнитивный компонент свидетельствует о равенстве тенденций положительной и отрицательной направленности, что свидетельствует о наличие в коллективе сочувствия, эмпатии, взаимопонимания, и в то же время непонимания поступков в той или иной сложной ситуации (межличностный конфликт).
Невысокий эмоциональный компонент указывает на преобладание эмоционально близких контактов с группой над безразличием и антипатией. Волевые взаимоотношения также недостаточно развиты, и указывают на выраженную зависимость в действиях, поступках, суждениях, о нерешительности, несвободе в принятии решений.
Карта индивидуальных отношений испытуемого №3 с одноклассниками и учителями указывает на преобладание зоны отрицания положительных взаимоотношений (I).
Это свидетельствует о присутствии эмоционального контакта с классом и руководителем, высокий уровень коммуникации, взаимопонимания равно выражено с одноклассниками и учителями. Однако волевые взаимоотношения одинаково низко выражены (К=…) с одноклассниками и с учителями, что подтверждает данные о наличии конфликта, низкой самооценке, низкой мотивации, выраженной астении. В качестве психолого-педагогического воздействия рекомендованы: тренинг уверенности в себе, тренинг на сплоченность коллектива, индивидуальная психокоррекционная работа с членами группы №№3,4,6.