Социология 27

Социология наука о социальных общностях и отношениях, механиз­мах их формирования, функционирования и развития. Структура социоло­гической науки включает теоретическую социологию, занимающуюся обоб­щением и объяснением социальных процессов, эмпирическую социологию, задача которой состоит в методическом обеспечении сбора и обработки первичной социологической информации, и прикладную социологию, ори­ентированную на практическое использование социологических знаний для оптимизации социальных процессов.

Социология-наука об обществе как о целом, рассматривает явления общественного порядка и общие законы их сосуществования (социальная статика) и последовательности (социальн. динамика).

С. обязана своим возникновением Огюсту Конту, который первый сделал попытку дать общую теорию строения и развития общественности, основанную на идее закономерности общественных явлений. Затем определились четыре направления в изучении общества: органическое, дарвинистическое, психологическое и экономическо-материалистическое. Органическая теория общества выдвинута Спенсером, Лилиенфельдом, Шеффле, Вормсом, Дюркгеймом. Дарвинизм в С. стремится к объяснению общественного развития борьбой за существование, естеств. подбором и проч. (Клеманс Ройе, Гелльвальд, Бэджгот, Кидд).

Милль первый стал придавать значение психическим факторам при выяснении общественных явлений. Затем сделаны опыты создания науки коллективной психологии, изучающей продукты психического взаимодействия людей (подражания, внушения и прочее).

Представителями психологического направления являются Штейнталь, Лацарус, Тард, Уорд, Гиддинс, Михайловский.

Макро- и микросоциология — области социологического знания, ориен­тированные соответственно на изучение крупномасштабных социальных явлений (наций, государств, социальных институтов и организаций, клас­сов, социальных групп и др.) и сфер непосредственного социального взаи­модействия (межличностных отношений и процессов социальной коммуни­кации в фуппах, сфер повседневной реальности, отдельных узких проблем и т.д.).

Конт Огюст (1798-1857) — французский философ, социолог, методолог и популяризатор науки, основатель школы позитивизма и социальный ре­форматор, предложивший теократическую утопию на основе позитивной религии человечества. Конт ввел в употребление сам термин «социология», имея в виду научное изучение явлений общественной жизни, и называл со­циологию социальной физикой. Социальная физика, или социология, не предполагает сведения общественных явлений к физическим. Специфика социального учтена им в рамках позитивного синтеза — своеобразной эн­циклопедии научного знания, в основании которой лежит тщательно разра­ботанная классификация наук. Система наук представляет собой иерар­хию, выражающую в логической форме исторический процесс развития от простого к сложному, от низшего к высшему, от общего к специфическому. Иерархия основных наук выглядит так: математика — астрономия — физика -химия — биология — социология.

4 стр., 1607 слов

Социология и другие науки

... тем во взаимодействиях людей, в социальных процессах всегда присутствует психический элемент, который является составной частью этих отношений. Развитие социологии как таковой, формирование психологической науки не могло не привести к ...

Конт открыл теоретический закон двойной эволюции — социальной и ин­теллектуальной одновременно. Речь идет о законе трех стадий историче­ского развития, согласно которому все наши мысли проходят три сменяю­щих друг друга состояния: теологическое, метафизическое, позитивное. Каждое из этих состояний образует основу всей социальной организации и пронизывает все стороны общественной жизни. Любой объект, по Конту, может изучаться с двух точек зрения: статической и динамической. Поэтому социология делится в его доктрине на две части: социальную статику и со­циальную динамику. Эти две дисциплины соответствуют двум областям главного лозунга контовского учения — «порядок и прогресс».

Динамика социальная –1) По О.Конту — изучение структур социальных изменений. 2) Процесс непрерывного воспроизводства и развития соци­альных систем в отличие от социальной статики.

Дюркгейм Эмиль (1858-1917) — французский социолог и философ, соз­датель так называемой французской социологической школы. Основатель и издатель журнала «Социологический ежегодник» (1896-1913).

С его име­нем связана институционализация социологии во Франции, особенно в Бордоском и Парижском университетах. Являясь продолжателем позитиви­стской контовской традиции в социологии, Дюркгейм руководствовался образцами естественных наук, утверждая принципы эмпирической обосно­ванности, точности и доказательности теоретических положений.

К числу общих условий, необходимых для превращения социологии в самостоятельную науку, Дюркгейм относил наличие особого предмета и соответственного метода. Этим предметом являлась особая реальность, основу которой составляют социальные факты, не сводимые ни к экономи­ческим, ни к психологическим, ни к физическим фактам действительности и обладающие рядом самостоятельных характеристик. Их главные призна­ки — объективное, независимое от индивида существование и способность оказывать на индивида давление. Дюркгейм подразделял факты на морфологические, составляющие «материальный субстрат» общества (плот­ность населения, физическая и моральная, под которой подразумевались частота контактов или интенсивность общения между индивидами, наличие путей сообщения, характер поселений и т.п.), и духовные, нематериальные факты («коллективные представления», образующие в совокупности кол­лективное, или общее, сознание).

Дюркгейм исследовал роль коллективного сознания, его различные формы (религию, мораль, право), нередко ги­пертрофируя их действительные социальные функции.

7 стр., 3389 слов

Концепция социологии. Социальные факты.

... и «вещами»), а не с представлениями о них. Предмет социологии, согласно Э. Дюркгейму, - социальные факты, которые, как уже отмечалось, характеризуются двумя основными признаками: они ... состояние. Отношения индивида и общества — одна из главных проблем социологии Э. Дюркгейма. Он подчеркивает, что социальная реальность автономна по отношению к индивидуальной реальности, имеющей биопсихический ...

Теоретико-методологической концепцией, на базе которой развивалась вся система взглядов Дюркгейма, был социологизм, утверждающий прин­цип специфичности и автономности социальной реальности. Опираясь на этот принцип, Дюркгейм наделял общество чертами физического и морального превосходства над индивидами, а впоследствии отождествлял его с богом. Концепция Дюркгейма давала возможность обосновать идею общественной солидарности, которой было посвящено все его творчество. Дюркгейм рассматривал механический и органический виды солидарности как два звена единой эволюционной цепи, а саму солидарность как высший моральный принцип, высшую универсальную ценность. Отсюда морально и само разделение труда. Разделение труда- тот механизм, который в современном обществе создает общественные связи, солидарность между классами, компенсирующую ущерб, вызванный узкой специализацией.

Дюркгейм является признанным классиком западной социологии. Его концепции легли в основу формирования теоретического фундамента за­падной социологии, в частности структурного функционализма.

Дюркгеймовская социологическая школа (другое название — Фран­цузская социологическая школа) — направление во французской социоло­гии, основанное Дюркгеймом. Социологическое знание подразделялось на следующие составные: 1) общая социология, 2) социология религии, 3) юридическая социология, 4) социология морали, 5) социальная морфо­логия, 6) разное.

Основное место занимала социология религии. Ядро школы среди со­циологов составляли а.мосс (возглавивший школу после смерти ее осно­вателя), С.Бугле, Ж.Дави, П.Лапи, П.Факонне, М.Хальбвакс. Поскольку Дюркгейм и его последователи мыслили социологию как «систему, корпус социальных наук», к участию в школе были привлечены видные эконо­мисты (Ф.Симиан и др.), правоведы (ЭЛеви, Ж.Рей, П.Ювелен и др.) и т.д.

Физика социальная — термин, применявшийся в 17 в. для обозначения обществоведения согласно существовавшему тогда представлению об об-ве как части природы. Для Ф. с. в первоначальном ее понимании характерно стремление к дедуктивным построениям общих законов социального мира по образцу математики, астрономии и механики. В середине 19 в. термин «Ф. с.» употреблялсяКетле для обозначения одной из составных частей его статистически-математической модели об-ва — эмпирического количественного исследования физических характеристик человека и установления статистических закономерностей общественных явлений. Ф.с. первоначально называлась и позитивная наука Конта об об-ве, в отличие от Кетле полагавшего, что она должна быть не описательно-количественной, а теоретической дисциплиной. Позже это название применялось для привлечения физической терминологии, отдельных законов и открытий физики к объяснению социальных явлений. Подобные попытки не оставили значит, следа в истории социол. мысли.

Эмпирическая социология— комплекс социол. исследований, ориентированных на сбор и анализ конкретных фактов обществ, жизни с использованием специальных методов (опросов, анкетирования, интервьюирования, эксперимента, математических и статистических методов и проч.).

13 стр., 6125 слов

Социальная работа как наука

... которых рождаются новые «пограничные» науки: социальная психология, социобиология, социальная экология и пр. Структура социологии.В современной социологии сосуществуют три подхода к структуре ... связанные с формированием знания о социальной действительности, описанием, объяснением и пониманием процессов социального развития. Прикладная социология ориентирована на практическую пользу.Это совокупность ...

Исторические истоки Э. с. находятся в ранних эмпирических исследованиях 19 в.(Статистика моральная. Гигиена социальная, Кетле, Бут, Ле Пле), к-рые развивались как части социальной статистики, способствовали дифференциации этой области и в конечном счете привели к вычленению собственно социол. количественной информации. Э. с. в совр. ее масштабах и структуре формировалась в 20 — 30-е гг. 20 в. первоначально в США, а затем распространилась в др. зап. страны. Ее появление было связано с попытками создания социологии на принципах позитивизма: преодоление метафизического теоретизирования, поиск объективного эмпирического обоснования социальных явлений, участие социальной науки в процессе совершенствования социальных отношений. На ранних стадиях становления эмпирические исследования существовали параллельно теоретической социологии в кач-ве частного интереса энтузиастов различ. профессий и отдельных ученых-социологов (напр., МВебера, Дюркгейма. Тенниса). В 20 — 30-е гг. 20 в. социологи-эмпирики образовали новый вид профессиональной деятельности, что способствовало процессу вытеснения социол. теории из сферы Э. с., к-рая стала подменять социологию вообще. Внутри Э. с. следует выделять две осн. ветви — академическую и прикладную. Задача первой усматривается в создании системы научного знания об отдельных областях и явлениях обществ, жизни (социология города, семьи, труда, деревни, молодежи, искусства и т. д.), к-рые используются в кач-ве методологической основы конкретных эмпирических исследований —академическая социология.

Прикладная социология- (англ. applied sociology) — совокупность теоретических моделей, методологических принципов, методов и процедур исследования, а также социальных технологий, конкретных программ и рекомендаций, ориентированных на практическое применение, достижение реального социального эффекта. В США П. с. наэывают также «проблемно ориентированной», «прикладной социальной наукой», «ориентированной на клиента «, в то время как академической социологией считается фундаментальная, базисная, чистая, «ориентированная на дисциплину» наука.

Предмет социологии– логически взаимосвязанная и непротиворечивая система фундаментальных понятий, описывающих часть объективной реальности, на кот-ю нацелены методы исследования данной науки.

Объект в социологии– является определенная социальная реальность, подлежащая изучению согласно целям исследования и предмету анализу.

Специфика: опасность утраты объективного, материалистического взгляда на изучаемые процессы и явления, опасность субъективизма и психологизации в интерпретации предмета изучения. Макросоциология — в соц-ии сущ-т различные уровни анализа. М.- это анализ либо на уровне крутых общности(город), либо на уровне абстрактно понимаемых соц. систем и соц. структур.

Эмпиризм — эпистемологическая доктрина, основанная на предположении о том, что единственным источником знания является опыт.

Природа соц-ой связи –главный вопрос “соц. статистики”, кот-ая имеет своим, предметом взаимоотношение сохраняющихся при всех исторических условиях элементов соц. организма.(Кант)

2 стр., 999 слов

Развитие уверенности в межличностных отношениях

... масса вопросов, например: а что, собственно понимается под межличностными отношениями? почему открытое выражение чувств способствует развитию отношений? что имеется в виду под уверенностью в межличностных ... отношениях? можно ли вообще и как именно можно развивать уверенность в межличностных отношениях? На ...

Позитивизм — доктрина в области философии науки; характеризуется главным образом, требованием того, чтобы наука имела дело только с наблюдаемыми объектами, знакомыми нам из опыта. Позитивист стремится к построению общих законов или теорий. Ввёл тёрмин О. Кант.

Эволюционизм — (эволюц. теория)- доктрина, основывается на нескольких принципах, в отношении сущ-ти кот-ой нет единого мнения. 2 типа э.т. (1) теория, постулирующая линейный, упорядоченный, прогрессивный характер соц. изменений (2) т., основанная на аналогии с эволюцией в раст-ом и животном мире, следуя учению Дарвина.

Биологическое напр. в соц-ии- (bios-жизнь,logos-слово)- направление, возникшее во 2-ой пол. 19в. Под влиянием дарвиновской теории биологич. Эволюции основоположник- Спенсер. 2 школы- органическая и социальная. Биологическая — аналогия м/у биологическими и социальными организмами, которые сходны в процессах роста, в интеграции частей, их автономий.

Формальная соц-ия — подход, связан. С именем Г. Зиммеля — предполагает изучение формы соц. отношений, которые отличаясь по содержанию проявляют одни и те же формальные свойства. Вебер — очерчивает основные формы человеческого взаимодействия, имеющие место в моб. обществе: власть, конкуренция. организация.

Солидарность соц-я– понятие, исп-е для обозначения соц. склочённости. Кант: с.с. создаётся постоянным распределением труда.

Взаимодействие социальное— центральное понятие ряда социол. теорий, в основе, к- рого лежит представление о том, что социальный деятель, индивид или об-во всегда находятся в физическом или мысленном окружении др. социальных деятелей и ведет себя сообразно этой социальной ситуации. Наиболее полную разработку проблема В. с. получила уРоманса иПарсонса. Романс исследовал В. с. в терминах обмена действиями между «Деятелем» и «Другим», исходя из постулата, что в подобном взаимодействии каждая из сторон стремится максимизировать вознаграждение своих действий и минимизировать затраты.К числу важнейших вознаграждений он относит социальное одобрение. Взаимно вознаграждаемое В. с. имеет тенденцию к регулярности и перерастает во взаимоотношения на основе системы взаимных ожиданий. Нарушение ожиданий со стороны одного из участников взаимодействия влечет за собой фрустрацию и агрессивную реакцию, в к-рой сама агрессивность становится средством получения удовлетворения. Для «Другого» вознаграждающим его поведением может стать избегание провоцирования агрессии. Т. обр., каждый социальный деятель всегда находится в ситуации выбора, как альтернативных вознаграждений, так и альтернативных способов получения одного и того же вознаграждения.

Социальная организация- понятие, используемое всистемном подходе для обозначения того факта, что любая социальная группа является структурированной, организованной системой, элементы к-рой не изолированы друг от друга, а связаны опр. отношениями, характеризующими данную социальную группу. Понятие С.о. возникло на рубеже 18- 19 вв. во Франции и проникло в социальные науки благодаря деятельности сенсимонистов, активно использовавших аналогию об-ва с организмом и отстаивавших идею разумной организации об-ва. До сер. 20 в. применение этого термина было довольно аморфным; он употреблялся как синоним понятий «социальная система» и «социальная структура». В функциональной школе англ. социальной антропологии, где этот термин использовался наиболее активно, было дано несколько определений С.о.Малиновский определил ее как целенаправленный способ воздействия людей на среду для удовлетворения своих потребностей (1948).Радкпифф- Браун в ранних работах использовал термины «социальная структура» и «С.о.» как синонимы, но позднее провел между ними различие, определив социальную структуру как «аранжировку индивидов» в системе, а С.о. — как «аранжировку типов деятельности» в системе, или как аранжировку ролей, закрепленных за социальными статусами, конституирующими социальную структуру (1952).

9 стр., 4093 слов

1 Основные этапы развития социальной психологии как науки

... Группы и их классификаций. Формирование и развитие личности отдельного человека существенно зависят от социальной среды. Она представляет собой сложноорганизованное общество, в котором люди объединены друг с ... теми функциями, которые человек должен выполнять, исходя из своего социального статуса, положение в обществе и социальной роли. Социальные нормы – это некие образцы предписывающие то, что люди ...

Если социальная структура — комплекс правил и принципов, управляющих социальным действием, а функция — способ, к-рым социальные отношения служат достижению целей (индивидуальных или коллективных), то С.о. является динамич. аспектом социальных отношений, включающим в себя ситуационный выбор альтернатив действия, принятие решений и стратегию действия.

«Постиндустриальное общество», распространённое в современной буржуазной социологии и футурологии обозначение новой стадии общественного развития, якобы следующей за индустриальным капиталистическим обществом. Концепция «П. о.» представляет собой дальнейшее развитие популярных в 60-х гг. теорий «индустриального общества» французского социолога Р. Арона и «стадий экономического роста» американского социолога У. Ростоу. Наиболее видные её представители — Д. Белл, Г. Кан, 3. Бжезинский (США), Ж. Ж. Серван- Шрейбер и А. Турен (Франция).

Основные положения концепции «П. о.» разделяются также многими др. буржуазными социологами, экономистами, политологами и футурологами. В понятие «П. о.» эти авторы вкладывают неодинаковое содержание. В целом концепция «П. о.» претендует на роль общесоциологической теории поступательного развития человечества. В основу членения всемирной истории на доиндустриальное (аграрное), индустриальное (капиталистическое и социалистическое) и постиндустриальное (Д. Белл и др.) (технотронное — 3. Бжезинский) общество кладется уровень техники производства, а также отраслевое и профессиональное разделение труда: при этом умаляется значение общественных отношений, собственности и классовой борьбы. В концепции «П. о.» содержится явное стремление сформулировать теоретическую альтернативу марксистскому учению об общественно-экономических формациях, подменить социальные революции технологическими переворотами, противопоставить коммунизму иной социальный идеал, что предопределило её популярность среди буржуазных идеологов.

В концепции «П. о.» утверждается, что в зависимости от уровня техники (т. н. технологический детерминизм) в обществе последовательно преобладают «первичная» сфера экономической деятельности (сельское хозяйство), «вторичная» (промышленность), а ныне оно вступает в «третичную» сферу услуг, где ведущую роль приобретают наука и образование.-Каждой из этих трёх стадий присущи специфические формы социальной организации (церковь и армия — в аграрном обществе, корпорация — в индустриальном, университеты — в постиндустриальном), а также господствующая роль определенного сословия (священников и феодалов, бизнесменов, учёных и профессоров специалистов).

6 стр., 2613 слов

Социология личности. План

... выдвигается индивидуальное в личности, социологию интересует социально-типическое, характеризующее её включённость в общество, социальные группы, организации и ... или иного общества, как продукт общественного развития. Признавая уникальность, незаменимость, неповторимость каждой личности, социология, тем не ... все окружавшее человека в течении его жизни суммирует­ся, когда индивид пытается ответить ...

Эта концепция фактически пытается увековечить антагонистические общественные отношения, ибо в «П. о.» сохраняются социальная неоднородность, неравенство и отчуждение личности, деление на правящую, технократическую элиту и управляемые массы населения, частная собственность и политические конфликты. Т. о., в конечном счёте «П. о.» отнюдь не «новая стадия» в общественном прогрессе, но всего лишь спроецированный в будущее, модернизированный, рационализированный и идеализированный государственно-монополистический капитализм. Такое общество, естественно, не может служить социальным идеалом, привлекательным для трудящихся. Концепция «П. о.» спекулирует на относительной самостоятельности современной научно-технической революции и выражает интересы верхушки научной интеллигенции, стремящейся войти в состав правящего класса капиталистического общества.

Цивилизация синоним понятия культура; совокупность материальных и духовных достижений общества в его историческом развитии, уровень общественного развития и материальной культуры, достигнутый в том или ином обществе; степень и характер развития культуры определённых эпох и народов.

Цивилизация, франц., совокупность признаков общественного и политического уклада и духовного развития, отличающих высокую степень развития человеч. общества от первобытн. состояния.

Формация общественно-экономическая, исторически определённый тип общества, представляющий собой особую ступень в его развитии; «… общество, находящееся на определенной ступени исторического развития, общество с своеобразным отличительным характером» (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 6, с. 442).

Каждая Ф. о.-э. представляет собой особый социальный организм, отличающийся от других не менее глубоко, чем отличаются друг от друга различные биологические виды. В отличие от таких категорий, как производительные силы, государство, право и др., отражающих различные стороны жизни общества, Ф. о.-э. охватывает все стороны общественной жизни в их органической взаимосвязи. В основе каждой Ф. о.-э. лежит определённый способ производства. Производственные отношения, взятые в их совокупности, образуют сущность данной формации. Системе данных производственных отношений, образующих экономический базис Ф. о.-э., соответствует политико-юридическая и идеологическая надстройка. В структуру Ф. о.-э. органически входят не только экономические, но и все социальные отношения между общностями людей, которые существуют в данном обществе (например, социальными группами, народностями, нациями и т.п.), а также определённые формы быта, семьи, образа жизни.

Исследование Ф. о.-э. даёт возможность подметить повторяемость в общественных порядках различных стран, находящихся на одной и той же ступени общественного развития. А это позволило, по словам В. И. Ленина, перейти от описания общественных явлений к строго научному анализу их, исследующему то, что свойственно, например, всем капиталистическим странам, и выделяющему то, что отличает одну капиталистическую страну от другой. Специфические законы развития каждой Ф. о.-э. являются в то же время общими для всех стран, в которых она существует или утверждается. Нет, например, особых законов для каждой отдельной капиталистической страны (США, Англии, Франции и др.), однако имеются различия в формах проявления этих законов, вытекающие из конкретно-исторических условий, национальных особенностей.

4 стр., 1805 слов

Зависимость свойств адаптации от уровня развития социального интеллекта

... исследование, состоящее из трёх этапов. На первом этапе было установлено, что уровень развития социального интеллекта напрямую взаимосвязан со способностью изменения отношения к социально-значимым объектам у Россиян, ... организма личности, их систем к характеру отдельных воздействий или к изменившимся условиям жизни в целом. Понятие адаптации возникло в XIX веке и использовалось вначале, главным ...

Общество:

  • Глоссарий: Общество- совокупность людей, объединенных исторически сложившимися формами их взаимосвязи и взаимодействия в целях удовлетворения своих потребностей; — характеризующаяся (1) устойчивостью, (2).
  • Брокгауз: Общество, 1) соединение людей для достижения хозяйственных, политических или научных целей, недоступных силам каждого в отдельности.
  • БСЭ: Общество, в широком смысле совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей. О. выступает как особая, высшая ступень развития живых систем, которая проявляется в функционировании.

Социальное действие-форма или способ разрешения социальных проблем и противоречий, в основе которых лежит столкновение интересов и потребностей основных социальных сил данного общества (см. К. Маркс в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 27, с. 410).

С. д. подготавливается общественными движениями, руководствующимися более или менее детально разработанными программами и определённой идеологией. Развитые общественные движения создают свои организации — партии, ассоциации, политические союзы и т.д.

Виды С. д. различаются в зависимости от разрешаемых проблем (экономические, социальные, политические, развития духовной жизни общества), их социального и классового содержания (чьи интересы и потребности стимулируют данную проблему и в чьих интересах она разрешается), методов их разрешения.

Субъективный метод в социологии — идеалистическое истолкование исторического познания, в основе которого лежит положение о детерминации исторического знания нравственным идеалом исследователя. Основоположники С. м. — народники П. Л. Лавров и Н. К. Михайловский; вслед за ними идеи социологического субъективизма развивали Н. И. Кареев, С. Н. Кривенко, В. Чернов. Общественная наука, согласно представителям С. м., не может претендовать на объективную истину; она — результат субъективной группировки значимых для мыслителя фактов с точки зрения определённого нравственного идеала. С. м. связан с отрицанием способности науки дать объективное основание ценностным установкам исследователя. Поэтому, согласно представителям С. м., говорить о достоверности социального знания можно лишь в смысле соответствия или несоответствия уровню «современной науки и современных нравственных идей» (Михайловский).

6 стр., 2977 слов

Мотивационно-потребностная сфера в деятельности человека

... общества.[6,с.336] Со временем он конкретизировал понятие ценностных ориентации, стал рассматривать их как особый вид социальных базовых установок, формирующихся на основе высших социальных потребностей и проявляющихся в деятельности человека. ... не одного столетия обусловливали гармонизацию жизни и деятельности людей, всю систему взаимоотношений человека с миром, оказались утраченными. Если ...

Основная теоретическая задача заключалась в выработке специфической модели исторического познания, отличной от методов естественной наук

Сравнительно- исторический методизучения явлений культурн. и социальн. жизни народов имеет целью на сходных фактах, встречающихся у самых различных народов, изучить культурн. влияния одних народов на другие, обнаружить их родство между собою, а равно открыть общие законы исторического процесса. В XIX в. С.-исторический метод стал применяться к разн. наукам, как С. грамматика, С. языкознание, С. мифология, С. изучение религий, С. правоведение, С. изучение литературы, С. политика и т. п. Ковалевский «Историко-С. метод в юриспруденции»

Социальная стратификация(от лат. stratum — слой и facio — делаю), одно из основных понятий буржуазной социологии, обозначающее систему признаков и критериев социального расслоения, неравенства в обществе; социальную структуру общества; отрасль буржуазной социологии.

Теории С. с. возникли в противовес марксистско-ленинской теории классовиклассовой борьбы. Буржуазные социологи игнорируют место социальных групп в системе общественного производства и прежде всего отношения собственности как главный признак классового деления общества. Классы, социальные слои и группы они выделяют на основе таких признаков, как образование, психология, бытовые условия, занятость, доходы и т.п. При этом различают «одномерную стратификацию», когда группы определяются на основе какого-либо одного признака, и «многоизмеримую стратификацию», определяемую совокупностью признаков.

Большинство буржуазных теорий С. с. отрицает раскол капиталистического общества на антагонистические классы — буржуазию и пролетариат. Взамен этого выдвигаются концепции о разделении общества на «высшие», «средние» и «низшие» классы и страты, число которых, как правило, определяется произвольно (от 2 до6).

Социальная мобильность-изменение индивидом или группой социальной позиции, места, занимаемого в социальной структуре.

С. м. связана как с действием законов общественного развития, классовой борьбы, обусловливающих рост одних классов и групп и уменьшение других, так и с личной деятельностью индивидов. Различают вертикальную С. м. — движение вверх или вниз в системе социальных позиций, горизонтальную С. м. — передвижение индивида на одном и том же социальном уровне. По типологии С. м. делится на межклассовую и внутриклассовую. Различают также главные и второстепенные, типичные и случайные, массовые и единичные её направления и каналы. С. м. выражает изменения социальных позиций в рамках одного поколения, двух (отцы и дети), трёх (деды, отцы и дети) поколений.

Социология — Стр 2

Примером социологического анализа Мертона является его теория «аномии» (понятие, заимствованное у Э. Дюркгейма).«Аномия«, по М., — особое нравственно-психологическое состояние индивидуального и общественного сознания, которое характеризуется разложением системы «моральных ценностей» и «вакуумом идеалов». М. считает причиной «аномии» противоречие между господствующими в США индивидуалистическими «нормами-целями» культуры (стремление к богатству, власти, успеху, выступающее в качестве установок и мотивов личности) и существующими институтами, санкционированными средствами достижения этих целей. Последние, по М., практически лишают подавляющее большинство американцев всякой возможности реализовать поставленные цели «законными путями». Это противоречие, по М., лежит и в основе преступности (бунт индивидуалиста против сковывающих его законов и правил, создаваемых институтами), апатии и разочарованности в жизни (потеря жизненных целей).

М. рассматривает это противоречие не как продукт капиталистического строя, а как «всеобщий» конфликт, якобы типичный для «индустриального общества». В ряде работ М. выступает как либерально-демократический критик бюрократических и милитаристских тенденций в США, не выходя, однако, за пределы буржуазной идеологии.

Аномия, по Дюркгейму, выражается в разрушении системы социальных норм. Понятие аномии приобрело большое значение в современной социологии.

Равенство социальное,один из основных, наряду сосвободой, идеалов справедливого общественного устройства. Понятие Р. имело различное содержание в разные исторические эпохи и у разных классов.

Уинстэнли(Winstanley) Джерард (1609, Уиган, графство Ланкашир, — после 1652), английский социалист-утопист. Прибегая к мистической аргументации, У. в многочисленных памфлетах (начиная с «Нового закона справедливости», 1649) изложил своё социальное учение, составными частями которого являются «закон социальной справедливости», обоснование необходимости демократического аграрного переворота, проект «Свободной Республики». «Новым законом справедливости» У. назвал бесклассовое общество, не знающее частной собственности, денег, купли-продажи, работы по найму, имущих и неимущих. Установлению этого «закона» должен был предшествовать демократический аграрный переворот, предусматривавший право бедняков безвозмездно обрабатывать общинные пустоши.

Личность— общежитейский и научный термин, обозначающий: 1) человеческого индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности (лицо, в широком смысле слова) или 2) устойчивую систему социально-значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности. Хотя эти два понятия — лицо как целостность человека (лат. persona) и личность как его социальный и психологический облик (лат. регsonalitas) — терминологически вполне различимы, они употребляются иногда как синонимы.

В специальных исследованиях понятие «Л.» обычно употребляется во втором, более узком смысле: когда педагог говорит о Л. школьника-подростка, социолог — о Л. рабочего, криминалист — о Л. преступника, психиатр — о Л. невротика и т. д., каждый из них имеет в виду прежде всего те черты, которые делают человека соответственно школьником-подростком, рабочим и т. п. и которые для них типичны и существенны, абстрагируясь от остальных. Понятие «Л.» следует отличать от понятий «индивид» (человек как единичный представитель некоего целого — биологического или социального) и «индивидуальность» (совокупность черт, которые отличают данного индивида от всех других).

Об индивидуальности можно говорить на разных уровнях (биохимическом, нейрофизиологическом, психологическом и т. п.).

Л. же появляется только с возникновением сознанияисамосознания. Л. является объектом изучения философии, психологии и социологии.

Бюрократия- (буквально — господство канцелярии, от франц. bureau — бюро, канцелярия и греч. krátos — сила, власть, господство), специфическая форма социальных организаций в обществе (политических, экономических, идеологических и др.), существо которой заключается, во-первых, в отрыве центров исполнительной власти от воли и решений большинства членов этой организации, во-вторых, в главенстве формы над содержанием деятельности этой организации, в-третьих, в подчинении правил и задач функционирования организации целям её сохранения и укрепления. Б. присуща обществу, построенному на социальном неравенстве и эксплуатации, когда власть сосредоточивается в руках той или иной узкой правящей группы. Коренным признаком Б. является существование и рост слоя бюрократов — привилегированной и оторванной от народа чиновничье-административной касты.

Индивидуум- (лат.,индивид (неделимое)) существо, которому присуще единство сознания, то есть во всех переменах своего физического и психического состояния, сознающее свое тождество.

Статус социальный, соотносительное положение (позиция) индивида или группы в социальной системе, определяемое по ряду признаков, специфичных для данной системы (экономических, профессиональных, этнических и др.).

Люди, обладающие одним и тем же С., обнаруживают ряд сходных личностных черт, обозначаемых как «социальный тип» личности. В зависимости от того, занимает ли человек данную позицию благодаря наследуемым признакам (раса, социальное происхождение и т.п.) или благодаря собственным усилиям (образование, заслуги), различаются соответственно «предписанный» и «достигаемый» С. Каждый С. может сравниваться с другим по тому или иному признаку, соотносимому с господствующей системой ценностей, приобретая таким образом определенныйсоциальный престиж.

Буржуазные социологи, исследуя проблему С., опираются в значительной мере на теорию М. Вебера, который, противопоставляя свои взгляды историческому материализму, утверждал, что стратификация общества определяется не только экономическими (доступ к общественному богатству) и политическими (власть, право), но и социальными (престиж) показателями. По Веберу, С. (он употреблял термин Stand, который обозначает не только положение вообще, но исословие) это общность людей, основанная на специфическом стиле жизни, включающем набор привычек, ценностей, верований, представлений о чести и др. психологические моменты. Каждому стилю жизни соответствует более или менее высокая оценка (почёт), и люди, добиваясь такой оценки, усваивают определенные нормы и представления. Так, разбогатевший буржуа стремится копировать стиль жизни аристократии, и его дети могут усвоить презрительное отношение к экономическому предпринимательству. В буржуазной социологии предпринимаются попытки эмпирически установить совокупность объективных свойств (пол, возраст, этническая принадлежность, образование, род занятия, собственность и др.), на основе которой возникают статусные группы с определенным «стилем жизни». Подобные концепции С. игнорируют классовые отношения как реальную основу С., социальных различий.

Понятие С. применяется также в качестве соотносительного с понятием роли социальной’, С. обозначает совокупность прав и обязанностей, а роль — динамический аспект С., т. е. определенное поведение. В буржуазной социологии и социальной психологии это значение понятия С. психологизируется, т.к. сводится по существу к представлениям индивида о собственной позиции или представлениям других о его позиции.

Нищета — состояние, при котором основные потребности индивида или семьи превышают имеющиеся средства для их удовлетворения.

Социальный престиж -значимость, привлекательность, приписываемые в общественном сознании различным сторонам деятельности людей. Объектами С. п. чаще всего оказываются социальные роли (например, профессии, место в организации), действия людей (например, в сферах общественно-политической жизни и досуга), их психологического качества (инициативность, смелость, интеллектуализм), физические достоинства (красота и т. д.), блага и услуги различного назначения (например, имущество, потребительские товары, культурные ценности) и, что особенно важно, социальные группы, институты, организации. С. п. тесно переплетается с такими явлениями, какавторитет, уважение, влияние. В конечном счёте носителем С. п. оказывается сама личность, которая наделяется в общественном сознании (всего общества или отдельных групп) большим или меньшим С. п. Некоторые материальные объекты становятся на более или менее длительный срок символами С. п.

Ценность- термин, широко используемый в философской и социологической литературе для указания на человеческое, социальное и культурное значение определённых явлений действительности. По существу, всё многообразие предметов человеческой деятельности, общественных отношений и включенных в их круг природных явлений может выступать в качестве «предметных ценностей » или объектов ценностного отношения, т. е. оцениваться в плане добра или зла, истины или неистины, красоты или безобразия, допустимого или запретного, справедливого или несправедливого и т.д.; подобные оценки иногда могут быть шкалированными (отмечающими различные уровни соответствующего качества).

Способы и критерии, на основании которых производятся сами процедуры оценивания соответствующих явлений, закрепляются в общественном сознании и культуре как «субъектные ценности» (установки и оценки, императивы и запреты, цели и проекты, выраженные в форме нормативных представлений), выступая ориентирами деятельности человека. «Предметные» и «субъектные» ценности являются, т. о., как бы двумя полюсами ценностного отношения человека к миру.

Народность- исторически сложившаяся языковая, территориальная, экономическая и культурная общность людей, предшествующаянации. Начало формирования Н. относится к периоду консолидации племенных союзов; оно выражалось в постепенном смешении племён, замене прежних кровнородственных связей территориальными. Первыми сложились Н. рабовладельческой эпохи (древнеегипетская, древнеэллинская и др.).

В Европе процесс образования Н. завершился в основном в период феодализма (древнерусская, польская, французская и др. Н.).

В остальных частях света этот процесс продолжался и в последующие эпохи. Н. обычно складывались из нескольких племён, близких по своему происхождению и языку (польская — из славянских племён: полян, вислян, мазовшан и др.), или из разноязычных племён, смешавшихся в результате завоевания одних племён другими (французская — из галльских племён, римских колонистов и германских племён: франков, вестготов, бургундов и др.).

В процессе складывания Н., по мере усиления связей между отдельными её частями, язык одного из этнических компонентов (более многочисленного или более развитого) превращается в общий язык Н., а остальные племенные языки низводятся до роли диалектов, а иногда совсем исчезают; формируется территориальная, культурная и хозяйственная общность с общим самоназванием. Становление государства способствовало упрочению Н., но в процессе исторического развития Н. могли не совпадать с государством ни территориально, ни по языку.

С развитием капиталистических отношений и усилением экономических и культурных связей Н. превращаются в нации. Н., оказавшиеся разделёнными на части государственными границами, могут дать начало нескольким национальным образованиям (португальцы и галисийцы, немцы и люксембуржцы и др.).

Древнерусская Н. явилась общим корнем русской, украинской и белорусской Н., сложившихся впоследствии в нации. Не менее часты случаи, когда в формировании одной нации участвовали или участвуют несколько Н. В СССР некоторые Н. (туркменская, киргизская и др.) превратились в нации, минуя капиталистическую стадию развития. Многие Н. (особенно мелкие), отставшие по ряду причин в своём развитии, могут и не превратиться в нации; с течением времени они вступают в тесные связи с другими, более развитыми Н. и нациями, усваивают их культуру и язык и постепенно сливаются с ними.

Культура- ,лат., 1)агрон., возделывание растения, совокупность всех приемов для обработки почвы, посева, ухода за растениями и пр., отсюда культурные растения, те, которые произрастают при участии труда человека и испытавшие на себе, на процессе своего развития влияние труда человека, создавшего многие новые разновидности и породы растений.-2)Истор., общее состояние народа в материальном и духовном отношениях. Различают материальную К. (жилища, одежда, формы и орудия хозяйства, произведения промышленности и искусств и пр.), духовную (язык, обычаи, верования, письменные памятники, литература и пр.), общественную (государственные и общественные учреждения, законы и пр.).

Разделяют К. на периоды развития: первобытная К., К. каменного или бронзового века, свайных построек, К. античная, К. периода паровых двигателей, электричества и т. п. Духовн. и обществен. К. иногда обозначают терминами: цивилизация, гражданственность.

Нация – (лат., совокупность индивидов) , связанных сознанием своего единства, общности происхождения, языка, верований, быта, нравов, обычаев, исторического прошлого и солидарностью социальных и политических интересов настоящего. Ни один из указанных признаков (раса, язык или религия) не являются существенной принадлежностью нации (разнообразие расовых отличий, языков имеется у некоторых наций).

Национальное сознание создается всей совокупностью биологических и социальных элементов и является сравнительно поздним продуктом исторического процесса. До начала XIX в. сознание национальн. общности очень слабо проявлялось в Зап. Европе и в политике не имело большого значения. Освободительная эпоха второй половины XVIII в. содействовала пробуждению нац. сознания, и в XIX в. оно явилось могущественнейшим фактором политич. и социальной истории Европы и Америки не только в области международных отношений, но и внутри государств, где сожительство неск. национальностей поставило задачу обеспечения для каждой из них свободного и полноправного существования без ущерба для других и для государственного целого. Идеалом национальной политики признается политическое и социальное равенство всех граждан без различия национальности и право каждой национальности на культурное самоопределение, то есть на устройство своего быта в области религиозной, образования и тому подобн. сообразно с требованиями своего нац. сознания. Фактически содержание внутренней истории разноплеменных европейских государств в XIX в. заключается в стремлении более сильных Н. к политическому социальному порабощению слабых Н., к ассимилированию (германизация славян, русификация поляков, латышей, евреев и др.) господствующею национальностью других народностей.

Появившись на свет, каждый человек, или индивид, начинает постепенно усваивать человеческую культуру, приобретать свои особенности, входить в общество,самоутверждаться среди других людей и становиться личностью. Это подводит нас к следующему важному понятию — социализации.

Социализацияначинается в самом раннем детстве и не прекращается по существу до глубокой старости. Онаохватывает все процессы приобщения индивида к культуре:

  • его обучение и воспитание,
  • взаимодействие с другими людьми,
  • освоение им ценностей и норм общества, различных социальных ролей и видов совместной деятельности,
  • приобретение определенных прав и обязанностей, взглядов, привычек и т.д. В результате человек из биологическогосущества постепенно превращается в существосоциальное,способное жить и действовать в обществе.

Социальная роль это те определенные действия, которые должен совершать индивид (или группа) в соответствии с тем или иным социальным статусом. Таким образом, если сам статус определяет позицию человека в обществе (школьник, рабочий, солдат, жена), то социальная роль — выполняемые ими в данной позиции функции. Эти функции (ролевые действия) в каждом обществе определяются общепринятыми в нем нормами и часто закрепляются в различных документах (законах, правилах, инструкциях, уставах и т.д.).

Однако социальная роль говорит лишь о том, как должен вести себя обладатель того или иного статуса, какие действия от него ожидаются. Реальное же его поведение может не соответствовать данной роли. Такое несоответствие между статусом и ролью, между ролевым ожиданием и ролевым исполнением — одна из причин так называемых статусно-ролевых конфликтов.

Девиантное и делинквентное поведение- усвоение социальных норм — основа социализации. Соблюдение социальных норм определяет культурный уровень общества. Отклонение от общепринятых норм называется в социологии девиантным поведением.

Делинквентность. Воровство, взяточничество, грабежи или убийства нарушают основные законы государства, гарантирующие права личности, и преследуются в уголовном порядке. Над преступниками совершается суд, им определяют меру наказания и на разные сроки (в зависимости от тяжести уголовного деяния), ссылают на исправительные или каторжные работы, сажают в тюрьму или определяют условную меру пресечения (частичное ограничение в правах).

Это чрезвычайно широкий класс явлений — от безбилетного проезда до убийства человека. К преступлениям относятся мошенничество, хищения, изготовление фальшивых документов, взятки, промышленный шпионаж, вандализм, воровство, взлом, автокражи, поджоги, проституцию, азартные игры и другие разновидности противоправных действий.

Девиантность. Напротив, такие поступки, как сквернословие в публичных местах, громкий или возбужденный разговор, не нарушают уголовного права, но противоречат нормам поведения. Единственный способ наказания — привлечение к административной ответственности, уплата штрафа, устное осуждение окружающих людей или неодобрительность, косые взгляды прохожих. К формам девиантного поведения относят уголовную преступность, алкоголизм, наркоманию, проституцию, гомосексуализм, азартные игры, психическое расстройство, самоубийство.

В широком смысле девиантным поведением можно назвать любые действия, которые не соответствуют сложившимся в данном обществе нормам и социальным стереотипам. При таком подходе, однако, необходимо различать, условно говоря, положительную, илипозитивную, и отрицательную, илинегативнуюдевиацию.

* В узком смысле под девиантным поведениемпонимают всякие негативные и неодобряемые отклонения от социальных норм. Они-то и интересуют социологию, поскольку именно отрицательная девиация представляет определенный вызов обществу и требует от него адекватной реакции. Причины девиантного поведения социологи ищут в самых разных направлениях:а)в несовершенстве человеческой природы и различных пороках людей (эгоизм, чрезмерная тяга к удовлетворению своих желаний, стремление выделиться, зависть и т.д.);б)в их биологических и психологических особенностях (особые свойства отдельных организмов, генетическая предрасположенность некоторых индивидов к девиантности, умственные дефекты, психопатия и т.д.);в)наконец, в социальных условиях жизни (воспитание, образование, человеческое окружение, возможности работать, хорошо зарабатывать, культурно отдыхать и т. д.).

“Экономическая социология” рассматривает “предпринимательство” как “…деятельность, являющуюся базой возникновения и развития соответствующего социального слоя [отсюда следует, что “предметное” существование “социального слоя предпринимателей” не нуждается в доказательствах — оно эмпирически очевидно]. Конституирующими признаками этого типа деятельности служат:

а) целевая установка на получение прибыли; б) свобода и автономность принятия решений; в) самостоятельность, выражающаяся в личном риске и личной ответственности.

Предпринимательство — это такой тип деятельности, который имеет следующие признаки:

  • основной мотив этой деятельности — получение прибыли;
  • свобода и автономность принятия решений предпринимателем;
  • самостоятельность, выражающаяся в личном риске и ответственности предпринимателя.

Предприниматель — это лицо, занимающееся предпринимательской деятельностью. Предприниматели входят в особый слой общества — бизнес-слой. Формирование этого общества происходит вместе с развитием предпринимательства. Бизнес-слой — слой охватывающий всю совокупность субъектов производительной, коммерческой и финансовой деятельности, осуществляемой на базе автономно принимаемых решений и с целью получения прибыли. Этот слой далеко не однороден по составу. В нем можно выделить несколько основных бизнес-групп:

  • Предпринимательский бизнес-слой.К нему также можно отнести высшее управленческое звено. Экономическая деятельность этого слоя напрямую ориентирована на извлечение прибыли. Характер взаимодействия с остальными субъектами: с властью – попытка добиться от нее преференций для ведения бизнеса, как и защита от излишних (как считает этот слой) посягательств власти в ее присвоении доли извлекаемой прибыли. С обществом в целом – оно рассматривается как потребитель произведенного продукта, так что задачей становится стимулирования потребителя в еще большем потреблении, как и выявление тех запросов общества, обслуживание которых может потенциально давать прибыль. С собственником – стремление к «справедливому» распределению доли прибыли, приходящейся непосредственно на использование собственности (если предпринимательский слой сам не является собственником), и характерны в первую очередь договорные отношения. С «армией труда» — цена труда рассматривается как издержки, которые желательно уменьшить, но характер взаимоотношений уже имеет двойной характер: договорной (при приеме на работу, увольнении, регулировании конфликтных ситуаций) и административно-приказной в непосредственно хозяйственной деятельности.
  • Средний класс— социальная общность, характеризуемая совокупностью общих признаков по уровню доходов и потребления.Средний класс— в развитых странах — представители среднего бизнеса, высокооплачиваемые слои творческой интеллигенции, менеджеры крупных и средних компаний, государственные служащие высокого ранга, рабочие высшей квалификации.

Социальная общность — большая или малая группа людей, занимающих одинаковое социальное положение и имеющих общие социальные признаки.

Социальными общностями являются: общество в целом, социальные классы, слои, этнические группы, трудовые коллективы, семья и др.

Социальные группы -относительно устойчивые совокупности людей, имеющих общие интересы, ценности и нормы поведения, складывающиеся в рамках исторически определённого общества. В каждой группе воплощаются некоторые специфические взаимосвязи индивидов между собой и с обществом в целом; различному характеру этих связей соответствует многообразие Г. с.

Понятие маргинальностислужит для обозначения пограничности, периферийности или промежуточности по отношению к каким-либо социальным общностям (национальным, классовым, культовым).

Маргинал, просто говоря, — «промежуточный» человек. Классическая, так сказать, эталонная фигура маргинала — человек, пришедший из села в город в поисках работы: уже не крестьянин, еще не рабочий; нормы деревенской культуры уже подорваны, городская субкультура еще не усвоена. Главный признак маргинализации — разрыв социальных связей, причем в «классическом» случае последовательно рвутся экономические, социальные и духовные связи. При включении маргинала в новую социальную общность эти связи в той же последовательности и устанавливаются, причем установление социальных и духовных связей, как правило, сильно отстает от установления связей экономических. Тот же сельский мигрант, став рабочим и приспособившись к новым условиям, еще длительное время не может слиться с новой средой. В отличие от «классической» возможна и обратная последовательность маргинализации. Объективно все еще оставаясь в рамках данного класса, человек теряет его субъективные признаки, психологически деклассируется. Ведь деклассированно — понятие прежде всего социально-психологическое, и имеющее под собой экономические причины. Воздействие этих причин не является прямым и немедленным: объективно выброшенный за пределы пролетариата безработный на Западе не станет люмпеном, пока сохраняет психологию класса и прежде всего его трудовую мораль.

Бедность — состояние, при котором основные потребности индивида или семьи превышают имеющиеся средства для их удовлетворения.

Социальный институт — исторически сложившаяся на основе традиций или правовых норм устойчивая форма организации совместной деятельности людей. Социальными институтами являются: собственность, государство, политические партии, семья, церковь, трудовые организации, учреждения образования и воспитания, наука, средства массовой информации.

Социальное управление — сознательное, целенаправленное воздействие на социальную систему в целом или ее отдельные элементы на основе использования присущих системе объективных закономерностей и тенденций. Социальное управление имеет своей целью упорядочение организации системы, достижение оптимального функционирования и развития, осуществление поставленной цели.

Отклоняющееся поведение — система или отдельные поступки индивида, противоречащие принятым в обществе или группе правовым или этическим нормам поведения.

Валеология (valeo, греч. — здравствовать, быть здоровым) — наука об индивидуальном здоровье, методах его поддержания и укрепления. Впервые термин введен И.И. Брехманом (1982 г.).

Валеология является интегративной наукой, так как используют результаты различных отраслей медицины, психологии, философии и др.