МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПЕДАГОГОВ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ 1-й СТУПЕНИ ОБУЧЕНИЯ
(образовательная программа для учителей начальных классов
муниципальных образовательных учреждений)
Авторы-составители:
методисты
МОУ «ЦТР И ГО «Перспектива»
Барсукова Т.Н., Волторнист С.Л.
Рецензент:
Мурзина Н.П., к.п.н.,
доцент кафедры профессиональной педагогики, психологии и педагогического управления ОмГПУ
Омск, 2007
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Переход образовательных учреждений в режим развития предполагает построение образовательного процесса на основе компетентностного подхода. С позиций А.В. Хуторского компетентностный подход предлагает содержание образования представить как «опыт образовательной деятельности и эмоционально-ценностных отношений к реальной изучаемой действительности». В качестве задачи системы образования отмечается необходимость формирования системы универсальных умений, то есть ключевых компетентностей. Концепция модернизации российского образования определяет ключевые компетентности как готовность обучающихся использовать усвоенные знания, учебные умения и навыки, а также способы деятельности в жизни для решения практических и теоретических задач (Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года).
В современной педагогической практике наблюдается стремление учителей к проведению уроков, на которых обеспечиваются условия для самореализации, самостоятельности каждого ученика, для раскрытия и максимального использования личного опыта ребенка, для стимулирования потребности учащихся в использовании разнообразных способов выполнения заданий. Учителя понимают, что сформированность ключевых компетентностей позволяет ученику пережить опыт успешной учебной деятельности и быть успешным в дальнейшей жизни. Деятельность педагога в образовательном процессе меняется, он стремится к иным результатам. В качестве результата образования рассматривается не только сумма усвоенной ребенком информации, а его способность действовать в различных проблемных ситуациях. Возникает необходимость выстроить новую модель повышения профессиональной квалификации учителя начальных классов. Основой этого качества выступают знания, осведомленность, опыт социально-профессиональной деятельности педагога.
Особенности содержания воспитательной деятельности педагога в ...
... и открытое образование. По В.А. Сластенину, основной единицей, с помощью которой можно судить о профессиональной деятельности учителя, является ... опытом быть личностью, опытом выполнения специфических личностных функций (избирательности, рефлексии, смыслоопределения, самореализации, социальной ответственности и др.) [9;40]. Из метаприроды вытекает свойство универсальности воспитательной деятельности, ...
Актуальной становится проблема методического сопровождения учителей начальных классов по формированию ключевых компетентностей учащихся.
Данный курс разработан с целью оказания методической помощи учителям начальных классов, работающих над проблемой формирования ключевых компетентностей у учащихся. Освоение курса может быть полезным для педагогов, работающих в рамках традиционной дидактической системы и использующих элементы развивающего обучения.
Целью курса является овладение учителями начальных классов способностью к проектированию ключевых компетентностей учащихся 1-й ступени обучения.
Основные задачикурса:
— углубить знания педагогов об основах компетентностного подхода в образовательном процессе начальной школы;
— формировать умения по проектированию и реализации уроков на основе компетентностного подхода в образовательном процессе;
— способствовать развитию диагностических умений педагогов (по выявлению уровня сформированности ключевых компетентностей младших школьников).
Программа разработана согласно следующим принципам:
· принцип согласовательности, совместное обсуждение конкретных задач, способов их решения;
· принцип «выращивания» (создание условий для постепенного расширения сознания, пошагового развития личности учителя);
· принцип саморазвития (создание условий для появления у всех педагогов установки на осознание ценности и значимости индивидуального развития каждого);
· принцип рефлективности (проведение анализа и коррекции деятельности, способов мышления и взаимодействия коллектива);
· принцип доброжелательности (опора на индивидуальность, уникальность и особенность личности учителя);
· принцип самоопределения (осознание себя как уникальной и особенной личности, осознание своих возможностей в достижении ситуации успеха в деле, действии или деятельности);
· принцип единого концептуального поля (приоритетности конструктивно-деятельностных форм образования педагогов).
В процессе освоения программы педагог демонстрирует знания и умения с позиций компетентностного подхода в образовании на уровнях:
Когнитивный уровень (знание основных понятий):
— компетентностный подход;
— профессиональная компетентность;
— понятия «компетентность» и «компетенция»;
— ключевые компетентности, виды ключевых компетентностей;
— критерии сформированности ключевых компетентностей;
— возрастные и психологические особенности младших школьников.
Технологический уровень (владение умениями):
— выделять и определять ключевые компетентности, формируемые у младших школьников;
— конструировать урок на основе компетентностного подхода в образовательном процессе;
— создавать условия по формированию ключевых компетентностей младших школьников на уроке;
— развивать умения определять уровень сформированности ключевых компетентностей учащихся.
Эмоционально-ценностный уровень:
— мотивационная готовность к инновационной деятельности;
— интеллектуальная, познавательная, профессиональная активность педагогов;
— удовлетворенность педагогической деятельностью.
Программа рассчитана на 72 часа, может быть освоена педагогами без отрыва от основной деятельности.
Реализация программы проходит в три этапа:
1. Теоретический этап — осмысление идей компетентностного подхода; изучение технологий, основанных на деятельностно ориентированном обучении; анализ существующих программ начальной школы в рамках компетентностного подхода.
2. Практико-ориентированный этап – проектирование и проведение педагогами уроков на основе компетентностного подхода в соответствии с индивидуальным планом.
3. Аналитико-экспертный этап —совместный анализ полученных результатов деятельности на заседании «круглого стола».
Реализация программы предполагает следующие формы: постоянно действующий научно-практический семинар, мастер–классы педагогов, представление опыта педагогов по данной проблеме на педагогических чтениях.
Для определения уровня освоения заявленных умений педагогами используется диагностическая карта достижений.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Наименование разделов | Всего часов | Из них | |
Теорет. | Практ. | |||
1. | Теоретические основы компетентностного подхода в образовательном процессе | |||
1.1 | Особенности компетентностного подхода в системе образования | |||
1.2 | Компетенции и компетентности. Виды компетентностей | |||
1.3 | Ключевые компетентности | |||
2. | Формирование ключевых компетентностей учащихся 1-й ступени образования | |||
2.1 | Формирование ценностно-смысловой и учебно-познавательной компетентностей младших школьников | |||
2.2 | Формирование информационно-коммуникативной компетентности младших школьников | |||
2.3 | Формирование общекультурной и социально-трудовой компетентностей младших школьников | |||
2.4 | Проблема формирования компетентности личностного самосовершенствования у младших школьников | |||
2.5 | Развивающие возможности традиционных уроков по формированию ключевых компетентностей младших школьников | |||
2.6 | Диагностика сформированности ключевых компетентностей у учащихся начальной школы | |||
3. | Проектирование и реализация уроков на основе компетентностного подхода | |||
3.1 | Формирование ключевых компетентностей в разных образовательных областях на 1-й ступени обучения | |||
3.2 | Подготовка к презентации и публикации разработанных уроков и методических рекомендаций к ним | |||
3.3 | Анализ уроков, разработанных на основе компетентностного подхода | |||
ВСЕГО |
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Раздел 1. Теоретические основы компетентностного подхода в образовательном процессе
Цель:владение педагогами основными психолого-педагогическими положениями и понятиями компетентностного подхода к образованию и технологиями деятельностно ориентированного обучения.
Знать:основы компетентностного подхода в образовательном процессе, понятие о компетенции и компетентности, характеристики профессиональной компетентности педагога, характеристики ключевых компетентностей, образовательные технологии на основе деятельностного подхода.
Уметь:определять ключевые компетентности в соответствии с возрастными и индивидуально-психологическими особенностями детей, обосновывать свой выбор; уметь распознавать виды ключевых компетентностей, формулировать цели развивающего урока.
Тема 1. Особенности компетентностного подхода в системе образования
Компетентностный подход в образовательном процессе, его принципы, условия реализации. Современные образовательные технологии в логике компетентностного подхода. Профессиональная компетентность педагога.
Вопросы для самоконтроля
1. С чем связано появление компетентностного подхода в образовании?
2. Традиционное и компетентностно ориентированное обучение.
Назовите их отличительные характеристики.
3. В чем сущность компетентностно ориентированного обучения?
4. Каковы показатели профессиональной компетентности педагога?
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1
Проблема реализации компетентностного подхода в образовательном процессе
На занятии организуется работа в микрогруппах. Содержанием работы является анализ и коллективное обсуждение основных характеристик традиционного и компетентностно ориентированного обучения, составление сравнительной таблицы «Традиционное и деятельностно ориентированное обучение». Определение классификации современных образовательных технологий в логике компетентностного подхода.
Самостоятельная работа
Изучить литературу и подготовиться к обсуждению темы «Проблема реализации компетентностного подхода в системе образования»:
1. Предпосылки возникновения компетентностного подхода в образовании.
2. Профессиональная компетентность учителя начальных классов.
3. Заполнить таблицу «Сравнительная характеристика традиционного и компетентностно ориентированного обучения».
Литература:1, 3, 6, 7, 10, 11, 12, 15, 16, 17, 18, 19
Тема 2. Компетенции и компетентности
Понятия «компетенция» и «компетентность», их взаимовлияние. Характерные признаки и составляющие компетентности. Условия формирования компетентностей. Группы компетентностей, их характеристика. Виды компетентностей.
Вопросы для самоконтроля:
1. Раскройте смысл понятий «компетенция» и «компетентность». Назовите их отличительные особенности.
2. Назовите виды компетентностей.
3. Каковы условия формирования компетентностей?
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 2.
Формирование компетентностей у младших школьников
1. Учет возрастных особенностей формирования учебной деятельности младших школьников.
2. Современные классификации компетентностей. Соотношение формируемых компетентностей у младших школьников с целями и содержанием современных образовательных программ и учебно-методических комплектов в начальной школе.
Самостоятельная работа
Изучить литературу и подготовиться к обсуждению темы «Понятия «компетентность» и «компетенция» в образовательном процессе»:
1. Понятия «компетенция» и «компетентность», их взаимовлияние.
2. Современные классификации компетентностей.
Литература:6, 7, 10, 11, 12, 15, 16, 17, 18, 19
Тема 3. Ключевые компетентности
Понятие «ключевые компетентности», характерные свойства. Классификации ключевых компетентностей. Ключевые компетентности, формируемые у обучающихся на 1-й ступени образования.
Вопросы для самоконтроля
1. В чем смысл понятия «ключевые компетентности»?
2. Назовите ключевые компетентности, формируемые у младших школьников? Обоснуйте свой выбор. Кратко охарактеризуйте выделенные ключевые компетентности.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 3
Определение и отбор ключевых компетентностей для учащихся начальной школы
На занятии организуется работа в микрогруппах. Содержанием работы является анализ и коллективное обсуждение представленных классификаций ключевых компетентностей, их анализ, отбор ключевых компетентностей с учетом возрастных и индивидуально-психологических особенностей младших школьников.
Самостоятельная работа
Изучить литературу и подготовиться к обсуждению темы «Общеобразовательные ключевые компетентности»:
1. Понятие «ключевые компетентности», классификация ключевых компетентностей.
2. Пути формирования ключевых компетентностей у обучающихся начальной школы.
Литература:6, 10, 11, 15, 16, 17
Раздел 2. Формирование ключевых компетентностей учащихся 1-й ступени образования
Цель:развитие способностей педагогов по проектированию уроков на основе компетентностного подхода в образовательном процессе
Знать:видыключевых компетентностей, формируемых у учащихся на 1-й ступени образования, дидактические средства
Уметь: применять на практике различные дидактические средства в логике компетентностного подхода при разработке уроков.
Тема 1. Формирование ценностно-смысловой и учебно-познавательной компетентностей младших школьников
Особенности развития познавательной и нравственной сфер развития младшего школьника. Технология формирования социальных установок младших школьников. Современные идеалы и ценности младшего школьника. Уровни нравственных суждений и самооценки младших школьников. Уровни самоконтроля и самооценки младшего школьника. Субъектность педагогического взаимодействия и развитие самоуправления в детском коллективе.
Вопросы для самоконтроля
1. Какие характеристики включает в себя ценностно-смысловая (учебно-познавательная) компетентность?
2. Как происходит формирование ценностно-смысловой (учебно-познавательной) компетентности?
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 4
Формирование ценностно-смысловой и учебно-познавательной компетентностей у младших школьников на уроках
На занятии организуется работа в микрогруппах. Содержанием работы является анализ и коллективное обсуждение представленных фрагментов уроков, их анализ с позиций деятельностно ориентированного обучения, основных составляющих компетенций (когнитивной, технологической, ценностной).
Самостоятельная работа
Изучив литературу, определить понятие «учебно-познавательная компетентность (ценностно-смысловая)», выделить её составляющие (показатели).
Определить методы психолого-педагогической диагностики данной компетентности. Разработать модель урока, направленного на формирование учебно-познавательной (ценностно-смысловой) компетентности.
Литература: 6, 10, 11, 15, 16.
Тема 2. Формирование информационно-коммуникативной компетентности младших школьников
Устная коммуникация, письменная коммуникация. Модель развития информационно-коммуникативных способностей. Информационно-коммуникативные средства обучения. Умения совместной деятельности.
Вопросы для самоконтроля
1. Информационно-коммуникативная компетентность. Ее характеристики.
2. Каковы условия формирования информационно-коммуникативной компетентности младших школьников?
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 5.
Формирование информационно-коммуникативной компетентности у младших школьников на уроках
На занятии организуется работа в микрогруппах: модель коммуникативной компетентности ученика и модель коммуникативной компетентности учителя. Содержанием работы является анализ и коллективное обсуждение представленных фрагментов уроков, их анализ с позиций компетентностного подхода к обучению.
Самостоятельная работа
Изучив литературу, определить понятие «информационно-коммуникативная компетентность», выделить её составляющие (показатели).
Определить методы психолого-педагогической диагностики данной компетентности. Разработать модель урока, направленного на формирование информационно-коммуникативной компетентности.
Литература: 3, 4, 6,11, 15, 17
Тема 3. Формирование общекультурной и социально-трудовой компетентности младших школьников
Формирование умения учиться. Формирование взаимодействия в детском коллективе, формирование этнической толерантности. Создание культурно-образовательной среды в классе (школе).
Овладение навыками проектной деятельности.
Вопросы для самоконтроля
1. Общекультурная и социально-трудовая компетентности. Их характеристика.
2. Условия формирования общекультурной и социально-трудовой компетентностей младших школьников.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 6.
Формирование общекультурной и социально-трудовой компетентностей у младших школьников на уроках
На занятии организуется работа в микрогруппах: модель компетентности ученика и модель педагога. Содержанием работы является анализ и коллективное обсуждение представленных фрагментов уроков, их анализ с позиций компетентностного подхода к обучению.
Самостоятельная работа
Изучив литературу, определить понятие «общекультурная компетентность (социально-трудовая)», выделить её составляющие (показатели).
Определить методы психолого-педагогической диагностики данной компетентности. Разработать модель урока, направленного на формирование общекультурной (социально-трудовой) компетентности.
Литература: 3, 4, 6,11, 15, 17
Тема 4. Проблема формирования компетентности личностного самосовершенствования у младших школьников (проблемная лекция)
Понятие о компетентности личностного самосовершенствования. Физическое, духовное, интеллектуальное саморазвитие младшего школьника. Эмоциональная саморегуляция и самоподдержка.
Вопросы для самоконтроля
1. Охарактеризуйте компетентность личностного самосовершенствования.
2. В чем заключается проблема формирования компетентности личностного самосовершенствования у младших школьников?
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 7.
Формирование компетентности личностного самосовершенствования учащихся начальной школы
На занятии организуется работа в микрогруппах: модель ученика и педагога. Содержанием работы является анализ и коллективное обсуждение представленных фрагментов уроков, их анализ с позиций компетентностного подхода к обучению.
Самостоятельная работа
Изучив литературу, определить понятие «компетентность личностного самосовершенствования», выделить её составляющие (показатели).
Определить методы психолого-педагогической диагностики данной компетентности. Разработать модель урока, направленного на формирование компетентности личностного самосовершенствования.
Литература: 6, 10, 11, 15, 16
Тема 5. Развивающие возможности традиционных уроков по формированию ключевых компетентностей младших школьников
Разработка урока в рамках компетентностного подхода. Схема анализа урока. Использование элементов развивающего обучения в традиционных уроках: целеполагание, проблемные ситуации, конструктивные и творческие задания, рефлексия. Проектирование уроков традиционного обучения с элементами развивающего. Способы повышения эффективности традиционных уроков.
Вопросы для самоконтроля
1. Как повысить эффективность традиционных уроков в условиях компетентностного подхода в образовании?
2. В чем специфика деятельности учителя, организующего урок на основе компетентностного подхода?
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 8.
Проектирование урока на основе компетентностного подхода в образовательном процессе
1. Выбор класса, предмета, темы урока.
2. Цели и задачи урока.
3. Представление целей и задач.
4. Определение видов деятельности ученика и учителя в разрабатываемых уроках.
5. Определение проблемных аспектов проектируемых уроков.
6. Анализ предполагаемого результата урока, соотнесение его с целями.
Самостоятельная работа
Разработать проект урока в логике компетентностного подхода, составить схему анализа такого урока.
Литература: 6, 10, 11, 15, 16
Тема 6. Диагностика сформированности ключевых компетентностей у учащихся начальной школы
Технология оценивания учебных достижений младших школьников: портфолио, сундук регалий, творческая книжка школьника, тетрадь-паспорт. Подходы к диагностике сформированности ключевых компетентностей у младших школьников.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 9.
Система мониторинга сформированности ключевых компетентностей у младших школьников
На занятии организуется работа в микрогруппах по видам компетентностей. Содержанием работы является составление системы мониторинга сформированности ключевых компетентностей у младших школьников по видам, анализ и коллективное обсуждение с позиций компетентностного подхода к обучению.
Самостоятельная работа
Изучить литературу и подготовиться к обсуждению темы «Оценивание индивидуальных образовательных достижений младших школьников»:
1. Технология оценивания учебных достижений младших школьников (портфолио, сундук регалий, творческая книжка школьника, тетрадь-паспорт).
2. Подходы к диагностике ключевых компетентностей младших школьников.
Литература:3,11,16,17
Раздел 3. Проектирование и реализация уроков на основе компетентностного подхода
Цель:развитие навыков оформления передового педагогического опыта
для предоставления в печать в соответствии с нормами публикации
материалов.
Знать: нормы оформления материалов в печать, правила презентации и
публикации.
Уметь:обобщать передовой опыт педагогической деятельности,
представлять его на публике и оформлять для печати.
Тема 1. Формирование ключевых компетентностей в разных образовательных областях на 1-й ступени обучения
Педагогическое проектирование структуры уроков с позиций компетентностного подхода в образовании. Формирование ключевых компетентностей обучающихся на разных этапах урока. Возможности реализации компетентностного подхода в образовательном процессе начальной школы.
Самостоятельная работа
Разработка комплекса «Формирование ключевых компетентностей в разных образовательных областях на 1-й ступени обучения» — урок, мониторинг, методические рекомендации.
Тема 2. Подготовка к презентации и публикации уроков на основе компетентностного подхода
Способы оформления материалов к печати, нормы и требования. Способы обобщения собственного опыта деятельности через известные формы: разработки уроков, методические рекомендации, педагогические идеи. Оформление сносок и библиографии.
Самостоятельная работа
Оформление опыта практической деятельности педагогов. Составление методических рекомендаций по формированию ключевых компетентностей обучающихся на уроках в начальной школе.
Тема 3. Анализ уроков, разработанных на основе компетентностного подхода
Обсуждение уроков. Подведение итогов работы. Пути и перспективы дальнейшей работы. Педагогическая рефлексия. Построение индивидуального образовательного маршрута педагога по формированию ключевых компетентностей младших школьников в образовательном процессе.
ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА ДОСТИЖЕНИЙ ПЕДАГОГА
(по Н.П. Мурзиной)
Показатели эффективности деятельности педагога по освоению программы | Оценка в баллах | ||
1. Уровень знаний: | |||
— компетентностный подход в образовании | |||
— возрастные и психологические особенности младших школьников | |||
— компетенции и компетентности, виды компетентностей | |||
— ключевые компетентности | |||
2. Способы репродуктивной деятельности: | |||
— умение планировать свою деятельность в соответствии с целями | |||
— умение организовывать свою деятельность | |||
— умение проводить диагностику и обрабатывать полученные диагностические данные | |||
— умение разрабатывать контрольные материалы по проверке сформированности ключевых компетентностей младших школьников | |||
3. Способы продуктивной деятельности: | |||
— выбор оптимальных способов обучения с учетом готовности к инновационной деятельности | |||
— умение проводить проблемный анализ результатов освоения программы ПК | |||
— умение разрабатывать практические рекомендации по созданию комплекса «Формирование ключевых компетентностей в разных образовательных областях на 1-й ступени обучения» | |||
4. Эмоционально-ценностное отношение к освоению программы: | |||
Мотивационная готовность к инновационной деятельности: | |||
— внешние мотивы (развитие профессиональной компетентности педагогов, повышение качества образования учащихся) | |||
— внутренние мотивы (реализация творческих возможностей, стремление к самообразованию и самосовершенствованию) |
Уровни освоения программы:
42-27 баллов – педагог реализует программу.
28-13 баллов – педагог готов к реализации программы (применяет приемы, методы, способы работы, но иногда нужна помощь).
14 и менее баллов – испытывает трудности в реализации программы (не готов к реализации).
Литература
1. Бермус А.Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании // Интернет-журнал «Эйдос». 2005. 10 сентября. — http://www.eidos.ru/journal/2005/0910-12.htm
2. Бермус А.Г., Тришина С.В. Информационная компетентность как педагогическая категория // Интернет-журнал «Эйдос». 2005. 10 сентября. — http://www.eidos.ru/journal/2005/0910-11.htm
3. Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования. // «Высшее образование сегодня». 2003. № 5.
4. Зимняя И.А. Общая культура и социально-профессиональная компетентность человека // Интернет-журнал «Эйдос». 2006. 4 мая. http://www.eidos.ru/journal/2006/0504.htm
5. Иванов Д.А., Митрофанов К.Г., Соколова О.В. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. — Омск: ОмГПУ, 2003.
6. Компетентностный подход как новое качество образования. – М., 2002.
7. Лопанова Е.В., Рабочих Т.Б. Личностно-деятельностные технологии обучения: Учебно-методическое пособие. — Омск: ОмГПУ, 2004.
8. Методическая деятельность. Словарь-справочник // Науч. Ред. Е.В. Титовой. – Л.,1991.
9. Мурзина Н.П. Методическое обеспечение внедрения инновационного содержания образования в школьную практику (на примере УМК «Школа 2100» и «Школа 2000»): Научно-практическое пособие. – Омск: ОмГПУ, 2005.
10. Образовательный процесс в начальной, основной и старшей школе. Рекомендации по организации опытно-экспериментальной работы.- М., 2001.
11. Педагогика развития: ключевые компетентности и их становление: Материалы 9-й научно-практической конференции.- Красноярск, 2003.
12. Равен Дж. Компетентность в современном обществе.- М.:КОГИТО- Центр, 2002.
13. Селевко П.К. Современные педагогические технологии: Учебное пособие. — М.: Народное образование, 1998.
14. Современный словарь по педагогике. /Составитель Рапацевич Е.С. – М.: Современное слово,2001.
15. Фрумин И.Д. Компетентностный подход как естественный этап становления содержания образования// Педагогика развития: ключевые компетентности и их становление: Материалы 9-й научно-практической конференции. – Красноярск, 2003.
16. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты. – www.eidos.ru/news/compet.htm
17. Хуторской А.В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций // Интернет-журнал «Эйдос». 2005. 12 декабря. http://www.eidos.ru/journal/2005/1212.htm
18. Чекалева Н.В. Компетентностный подход – ведущая идея образования.// Образование Омской области. 2003. № 1. с.30-31.
19. Ялалов Ф.Г. Деятельностно-компетентностный подход к практико-ориентированному образованию // Интернет-журнал «Эйдос». 2007. 15 января. http://www.eidos.ru/journal/2007/0115-2.htm
Литература для дополнительного изучения
1. Андреев В.И. Педагогика. Учебный курс творческого саморазвития. – Казань.
2. Бардин К.В. Как научить детей учиться. — М., Просвещение, 1987.
3. Болотник Л.В., Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. — М., Педагогика, 1989.
4. Ворожищева Н.Н. Готовность педагогов к инновациям. Методические рекомендации для диагностики и анализа. – Омск: МИДЕА, 2002.
5. Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательной технологии. – М., 2001.
6. Загвязинский В.И. Учитель как исследователь. – М., Знание, 1980.
7. Заир-Бек Е.С., Казакова Е.И. Педагогические ориентиры успеха (Актуальные проблемы развития образовательного процесса).
Методические материалы. – СПб.: Петроградский и К, 1995.
8. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии. — М., 2001.
9. Кульневич С.В. Педагогика личности: от концепции до технологии. — М., 2001.
10. Лаврикова Т.В. Педагогика личности. Часть 3. Педагогическая практика личностной ориентации: Учебное пособие. – Воронеж, 1998.
11. Лещинский В.И. Педагогическая технология личностной ориентации.- Воронеж, 1998.
12. Рожок Т.С. Становление профессионального мастерства и индивидуального стиля деятельности учителя начальных классов. Дисс. …канд. психол. наук. – М., 2000.
13. Сериков В.В. Личностный подход в образовании: концепция и технологии. – Волгоград , 2001.
14. Тришина С.В., Хуторской А.В. Информационная компетентность специалиста в системе дополнительного профессионального образования // Интернет-журнал «Эйдос». 2004. 22 июня. http://www.eidos.ru/journal/2004/0622-09.htm
Тезаурус курса
Компетентность – интегральная характеристика личности, которая определяет ее способность решать проблемы и типичные задачи, возникающие в реальных жизненных ситуациях с использованием знаний, учебного и жизненного опыта, ценностей и наклонностей.
Компетенция – это знание в действии, способность человека использовать на практике полученные знания и навыки, принимать решения в условиях неопределенности и реализовывать их
Ключевой компетенцией следует считать умение учиться, способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.
Компетенция личностного самосовершенствования направлена на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Учащийся овладевает способами деятельности в собственных интересах на основе своих возможностей, что выражается в развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. Содержание данной компетенции составляют правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура, правила безопасной жизнедеятельности.
Информационная компетенция формируется при помощи реальных объектов (телевизор, телефон, компьютер и пр.) и информационных технологий (аудио- и видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет).
В ее структуру входят умения и навыки учащихся по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и окружающем мире: самостоятельно искать, анализировать и отбирать информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее.
Общекультурная компетенция включает осведомленность учащегося об особенностях национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственных основах жизни человека, отдельных народов, культурологических основах семейных, социальных, общественных явлений и традиций, компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере, опыт освоения учащимся научной картины мира.
Социально-трудовая компетенция характеризуется владением знаниями и опытом в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, избирателя и пр.), в социально-трудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента, производителя), в сфере семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения. В данную компетенцию входит умение анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений.
Учебно-познавательная компетенция характеризуется совокупностью компетенций учащегося в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общенаучной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда относятся знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. По отношению к изучаемым объектам учащийся овладевает креативными навыками продуктивной деятельности, приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем. В рамках данной компетенции определяются требования соответствующей функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и других методов познания.
Ценностно-смысловая компетенция связана с ценностными ориентирами учащегося, его умением ориентироваться в нем, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данная компетенция способствует самоопределению учащегося в ситуациях учебной деятельности, определяя его индивидуальную образовательную траекторию и программу жизнедеятельности в целом.