Раздел 1. Теоретические основы компетентностного подхода в образовательном процессе

МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПЕДАГОГОВ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ 1-й СТУПЕНИ ОБУЧЕНИЯ

(образовательная программа для учителей начальных классов

муниципальных образовательных учреждений)

Авторы-составители:

методисты

МОУ «ЦТР И ГО «Перспектива»

Барсукова Т.Н., Волторнист С.Л.

 

Рецензент:

Мурзина Н.П., к.п.н.,

доцент кафедры профессиональной педагогики, психологии и педагогического управления ОмГПУ

 

 

Омск, 2007

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Переход образовательных учреждений в режим развития предполагает построение образовательного процесса на основе компетентностного подхода. С позиций А.В. Хуторского компетентностный подход предлагает содержание образования представить как «опыт образовательной деятельности и эмоционально-ценностных отношений к реальной изучаемой действительности». В качестве задачи системы образования отмечается необходимость формирования системы универсальных умений, то есть ключевых компетентностей. Концепция модернизации российского образования определяет ключевые компетентности как готовность обучающихся использовать усвоенные знания, учебные умения и навыки, а также способы деятельности в жизни для решения практических и теоретических задач (Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года).

В современной педагогической практике наблюдается стремление учителей к проведению уроков, на которых обеспечиваются условия для самореализации, самостоятельности каждого ученика, для раскрытия и максимального использования личного опыта ребенка, для стимулирования потребности учащихся в использовании разнообразных способов выполнения заданий. Учителя понимают, что сформированность ключевых компетентностей позволяет ученику пережить опыт успешной учебной деятельности и быть успешным в дальнейшей жизни. Деятельность педагога в образовательном процессе меняется, он стремится к иным результатам. В качестве результата образования рассматривается не только сумма усвоенной ребенком информации, а его способность действовать в различных проблемных ситуациях. Возникает необходимость выстроить новую модель повышения профессиональной квалификации учителя начальных классов. Основой этого качества выступают знания, осведомленность, опыт социально-профессиональной деятельности педагога.

10 стр., 4666 слов

Особенности содержания воспитательной деятельности педагога в ...

... и открытое образование. По В.А. Сластенину, основной единицей, с помощью которой можно судить о профессиональной деятельности учителя, является ... опытом быть личностью, опытом выполнения специфических личностных функций (избирательности, рефлексии, смыслоопределения, самореализации, социальной ответственности и др.) [9;40]. Из метаприроды вытекает свойство универсальности воспитательной деятельности, ...

Актуальной становится проблема методического сопровождения учителей начальных классов по формированию ключевых компетентностей учащихся.

Данный курс разработан с целью оказания методической помощи учителям начальных классов, работающих над проблемой формирования ключевых компетентностей у учащихся. Освоение курса может быть полезным для педагогов, работающих в рамках традиционной дидактической системы и использующих элементы развивающего обучения.

Целью курса является овладение учителями начальных классов способностью к проектированию ключевых компетентностей учащихся 1-й ступени обучения.

Основные задачикурса:

— углубить знания педагогов об основах компетентностного подхода в образовательном процессе начальной школы;

— формировать умения по проектированию и реализации уроков на основе компетентностного подхода в образовательном процессе;

— способствовать развитию диагностических умений педагогов (по выявлению уровня сформированности ключевых компетентностей младших школьников).

Программа разработана согласно следующим принципам:

· принцип согласовательности, совместное обсуждение конкретных задач, способов их решения;

· принцип «выращивания» (создание условий для постепенного расширения сознания, пошагового развития личности учителя);

· принцип саморазвития (создание условий для появления у всех педагогов установки на осознание ценности и значимости индивидуального развития каждого);

· принцип рефлективности (проведение анализа и коррекции деятельности, способов мышления и взаимодействия коллектива);

· принцип доброжелательности (опора на индивидуальность, уникальность и особенность личности учителя);

· принцип самоопределения (осознание себя как уникальной и особенной личности, осознание своих возможностей в достижении ситуации успеха в деле, действии или деятельности);

· принцип единого концептуального поля (приоритетности конструктивно-деятельностных форм образования педагогов).

В процессе освоения программы педагог демонстрирует знания и умения с позиций компетентностного подхода в образовании на уровнях:

Когнитивный уровень (знание основных понятий):

— компетентностный подход;

— профессиональная компетентность;

— понятия «компетентность» и «компетенция»;

— ключевые компетентности, виды ключевых компетентностей;

— критерии сформированности ключевых компетентностей;

— возрастные и психологические особенности младших школьников.

Технологический уровень (владение умениями):

— выделять и определять ключевые компетентности, формируемые у младших школьников;

— конструировать урок на основе компетентностного подхода в образовательном процессе;

— создавать условия по формированию ключевых компетентностей младших школьников на уроке;

— развивать умения определять уровень сформированности ключевых компетентностей учащихся.

Эмоционально-ценностный уровень:

— мотивационная готовность к инновационной деятельности;

— интеллектуальная, познавательная, профессиональная активность педагогов;

— удовлетворенность педагогической деятельностью.

Программа рассчитана на 72 часа, может быть освоена педагогами без отрыва от основной деятельности.

Реализация программы проходит в три этапа:

1. Теоретический этап — осмысление идей компетентностного подхода; изучение технологий, основанных на деятельностно ориентированном обучении; анализ существующих программ начальной школы в рамках компетентностного подхода.

2. Практико-ориентированный этап – проектирование и проведение педагогами уроков на основе компетентностного подхода в соответствии с индивидуальным планом.

3. Аналитико-экспертный этап —совместный анализ полученных результатов деятельности на заседании «круглого стола».

Реализация программы предполагает следующие формы: постоянно действующий научно-практический семинар, мастер–классы педагогов, представление опыта педагогов по данной проблеме на педагогических чтениях.

Для определения уровня освоения заявленных умений педагогами используется диагностическая карта достижений.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Наименование разделов Всего часов Из них
Теорет. Практ.
1. Теоретические основы компетентностного подхода в образовательном процессе    
1.1 Особенности компетентностного подхода в системе образования
1.2 Компетенции и компетентности. Виды компетентностей
1.3 Ключевые компетентности
2. Формирование ключевых компетентностей учащихся 1-й ступени образования      
2.1 Формирование ценностно-смысловой и учебно-познавательной компетентностей младших школьников
2.2 Формирование информационно-коммуникативной компетентности младших школьников
2.3 Формирование общекультурной и социально-трудовой компетентностей младших школьников
2.4 Проблема формирования компетентности личностного самосовершенствования у младших школьников      
2.5 Развивающие возможности традиционных уроков по формированию ключевых компетентностей младших школьников      
2.6 Диагностика сформированности ключевых компетентностей у учащихся начальной школы
3. Проектирование и реализация уроков на основе компетентностного подхода    
3.1 Формирование ключевых компетентностей в разных образовательных областях на 1-й ступени обучения
3.2 Подготовка к презентации и публикации разработанных уроков и методических рекомендаций к ним
3.3 Анализ уроков, разработанных на основе компетентностного подхода
ВСЕГО

 

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Раздел 1. Теоретические основы компетентностного подхода в образовательном процессе

Цель:владение педагогами основными психолого-педагогическими положениями и понятиями компетентностного подхода к образованию и технологиями деятельностно ориентированного обучения.

 

Знать:основы компетентностного подхода в образовательном процессе, понятие о компетенции и компетентности, характеристики профессиональной компетентности педагога, характеристики ключевых компетентностей, образовательные технологии на основе деятельностного подхода.

 

Уметь:определять ключевые компетентности в соответствии с возрастными и индивидуально-психологическими особенностями детей, обосновывать свой выбор; уметь распознавать виды ключевых компетентностей, формулировать цели развивающего урока.

 

Тема 1. Особенности компетентностного подхода в системе образования

Компетентностный подход в образовательном процессе, его принципы, условия реализации. Современные образовательные технологии в логике компетентностного подхода. Профессиональная компетентность педагога.

 

Вопросы для самоконтроля

1. С чем связано появление компетентностного подхода в образовании?

2. Традиционное и компетентностно ориентированное обучение.

Назовите их отличительные характеристики.

3. В чем сущность компетентностно ориентированного обучения?

4. Каковы показатели профессиональной компетентности педагога?

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1

Проблема реализации компетентностного подхода в образовательном процессе

На занятии организуется работа в микрогруппах. Содержанием работы является анализ и коллективное обсуждение основных характеристик традиционного и компетентностно ориентированного обучения, составление сравнительной таблицы «Традиционное и деятельностно ориентированное обучение». Определение классификации современных образовательных технологий в логике компетентностного подхода.

Самостоятельная работа

Изучить литературу и подготовиться к обсуждению темы «Проблема реализации компетентностного подхода в системе образования»:

1. Предпосылки возникновения компетентностного подхода в образовании.

2. Профессиональная компетентность учителя начальных классов.

3. Заполнить таблицу «Сравнительная характеристика традиционного и компетентностно ориентированного обучения».

Литература:1, 3, 6, 7, 10, 11, 12, 15, 16, 17, 18, 19

 

Тема 2. Компетенции и компетентности

Понятия «компетенция» и «компетентность», их взаимовлияние. Характерные признаки и составляющие компетентности. Условия формирования компетентностей. Группы компетентностей, их характеристика. Виды компетентностей.

Вопросы для самоконтроля:

1. Раскройте смысл понятий «компетенция» и «компетентность». Назовите их отличительные особенности.

2. Назовите виды компетентностей.

3. Каковы условия формирования компетентностей?

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 2.

Формирование компетентностей у младших школьников

1. Учет возрастных особенностей формирования учебной деятельности младших школьников.

2. Современные классификации компетентностей. Соотношение формируемых компетентностей у младших школьников с целями и содержанием современных образовательных программ и учебно-методических комплектов в начальной школе.

 

Самостоятельная работа

Изучить литературу и подготовиться к обсуждению темы «Понятия «компетентность» и «компетенция» в образовательном процессе»:

1. Понятия «компетенция» и «компетентность», их взаимовлияние.

2. Современные классификации компетентностей.

Литература:6, 7, 10, 11, 12, 15, 16, 17, 18, 19

 

Тема 3. Ключевые компетентности

Понятие «ключевые компетентности», характерные свойства. Классификации ключевых компетентностей. Ключевые компетентности, формируемые у обучающихся на 1-й ступени образования.

Вопросы для самоконтроля

1. В чем смысл понятия «ключевые компетентности»?

2. Назовите ключевые компетентности, формируемые у младших школьников? Обоснуйте свой выбор. Кратко охарактеризуйте выделенные ключевые компетентности.

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 3

Определение и отбор ключевых компетентностей для учащихся начальной школы

На занятии организуется работа в микрогруппах. Содержанием работы является анализ и коллективное обсуждение представленных классификаций ключевых компетентностей, их анализ, отбор ключевых компетентностей с учетом возрастных и индивидуально-психологических особенностей младших школьников.

Самостоятельная работа

Изучить литературу и подготовиться к обсуждению темы «Общеобразовательные ключевые компетентности»:

1. Понятие «ключевые компетентности», классификация ключевых компетентностей.

2. Пути формирования ключевых компетентностей у обучающихся начальной школы.

Литература:6, 10, 11, 15, 16, 17

Раздел 2. Формирование ключевых компетентностей учащихся 1-й ступени образования

Цель:развитие способностей педагогов по проектированию уроков на основе компетентностного подхода в образовательном процессе

 

Знать:видыключевых компетентностей, формируемых у учащихся на 1-й ступени образования, дидактические средства

 

Уметь: применять на практике различные дидактические средства в логике компетентностного подхода при разработке уроков.

 

Тема 1. Формирование ценностно-смысловой и учебно-познавательной компетентностей младших школьников

 

Особенности развития познавательной и нравственной сфер развития младшего школьника. Технология формирования социальных установок младших школьников. Современные идеалы и ценности младшего школьника. Уровни нравственных суждений и самооценки младших школьников. Уровни самоконтроля и самооценки младшего школьника. Субъектность педагогического взаимодействия и развитие самоуправления в детском коллективе.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Какие характеристики включает в себя ценностно-смысловая (учебно-познавательная) компетентность?

2. Как происходит формирование ценностно-смысловой (учебно-познавательной) компетентности?

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 4

Формирование ценностно-смысловой и учебно-познавательной компетентностей у младших школьников на уроках

 

На занятии организуется работа в микрогруппах. Содержанием работы является анализ и коллективное обсуждение представленных фрагментов уроков, их анализ с позиций деятельностно ориентированного обучения, основных составляющих компетенций (когнитивной, технологической, ценностной).

Самостоятельная работа

Изучив литературу, определить понятие «учебно-познавательная компетентность (ценностно-смысловая)», выделить её составляющие (показатели).

Определить методы психолого-педагогической диагностики данной компетентности. Разработать модель урока, направленного на формирование учебно-познавательной (ценностно-смысловой) компетентности.

Литература: 6, 10, 11, 15, 16.

 

Тема 2. Формирование информационно-коммуникативной компетентности младших школьников

Устная коммуникация, письменная коммуникация. Модель развития информационно-коммуникативных способностей. Информационно-коммуникативные средства обучения. Умения совместной деятельности.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Информационно-коммуникативная компетентность. Ее характеристики.

2. Каковы условия формирования информационно-коммуникативной компетентности младших школьников?

 

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 5.

Формирование информационно-коммуникативной компетентности у младших школьников на уроках

 

На занятии организуется работа в микрогруппах: модель коммуникативной компетентности ученика и модель коммуникативной компетентности учителя. Содержанием работы является анализ и коллективное обсуждение представленных фрагментов уроков, их анализ с позиций компетентностного подхода к обучению.

 

Самостоятельная работа

Изучив литературу, определить понятие «информационно-коммуникативная компетентность», выделить её составляющие (показатели).

Определить методы психолого-педагогической диагностики данной компетентности. Разработать модель урока, направленного на формирование информационно-коммуникативной компетентности.

Литература: 3, 4, 6,11, 15, 17

 

Тема 3. Формирование общекультурной и социально-трудовой компетентности младших школьников

Формирование умения учиться. Формирование взаимодействия в детском коллективе, формирование этнической толерантности. Создание культурно-образовательной среды в классе (школе).

Овладение навыками проектной деятельности.

Вопросы для самоконтроля

1. Общекультурная и социально-трудовая компетентности. Их характеристика.

2. Условия формирования общекультурной и социально-трудовой компетентностей младших школьников.

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 6.

Формирование общекультурной и социально-трудовой компетентностей у младших школьников на уроках

На занятии организуется работа в микрогруппах: модель компетентности ученика и модель педагога. Содержанием работы является анализ и коллективное обсуждение представленных фрагментов уроков, их анализ с позиций компетентностного подхода к обучению.

 

Самостоятельная работа

Изучив литературу, определить понятие «общекультурная компетентность (социально-трудовая)», выделить её составляющие (показатели).

Определить методы психолого-педагогической диагностики данной компетентности. Разработать модель урока, направленного на формирование общекультурной (социально-трудовой) компетентности.

Литература: 3, 4, 6,11, 15, 17

 

 

Тема 4. Проблема формирования компетентности личностного самосовершенствования у младших школьников (проблемная лекция)

 

Понятие о компетентности личностного самосовершенствования. Физическое, духовное, интеллектуальное саморазвитие младшего школьника. Эмоциональная саморегуляция и самоподдержка.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Охарактеризуйте компетентность личностного самосовершенствования.

2. В чем заключается проблема формирования компетентности личностного самосовершенствования у младших школьников?

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 7.

Формирование компетентности личностного самосовершенствования учащихся начальной школы

 

На занятии организуется работа в микрогруппах: модель ученика и педагога. Содержанием работы является анализ и коллективное обсуждение представленных фрагментов уроков, их анализ с позиций компетентностного подхода к обучению.

Самостоятельная работа

Изучив литературу, определить понятие «компетентность личностного самосовершенствования», выделить её составляющие (показатели).

Определить методы психолого-педагогической диагностики данной компетентности. Разработать модель урока, направленного на формирование компетентности личностного самосовершенствования.

Литература: 6, 10, 11, 15, 16

Тема 5. Развивающие возможности традиционных уроков по формированию ключевых компетентностей младших школьников

Разработка урока в рамках компетентностного подхода. Схема анализа урока. Использование элементов развивающего обучения в традиционных уроках: целеполагание, проблемные ситуации, конструктивные и творческие задания, рефлексия. Проектирование уроков традиционного обучения с элементами развивающего. Способы повышения эффективности традиционных уроков.

Вопросы для самоконтроля

1. Как повысить эффективность традиционных уроков в условиях компетентностного подхода в образовании?

2. В чем специфика деятельности учителя, организующего урок на основе компетентностного подхода?

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 8.

Проектирование урока на основе компетентностного подхода в образовательном процессе

1. Выбор класса, предмета, темы урока.

2. Цели и задачи урока.

3. Представление целей и задач.

4. Определение видов деятельности ученика и учителя в разрабатываемых уроках.

5. Определение проблемных аспектов проектируемых уроков.

6. Анализ предполагаемого результата урока, соотнесение его с целями.

Самостоятельная работа

Разработать проект урока в логике компетентностного подхода, составить схему анализа такого урока.

Литература: 6, 10, 11, 15, 16

Тема 6. Диагностика сформированности ключевых компетентностей у учащихся начальной школы

Технология оценивания учебных достижений младших школьников: портфолио, сундук регалий, творческая книжка школьника, тетрадь-паспорт. Подходы к диагностике сформированности ключевых компетентностей у младших школьников.

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 9.

Система мониторинга сформированности ключевых компетентностей у младших школьников

На занятии организуется работа в микрогруппах по видам компетентностей. Содержанием работы является составление системы мониторинга сформированности ключевых компетентностей у младших школьников по видам, анализ и коллективное обсуждение с позиций компетентностного подхода к обучению.

 

Самостоятельная работа

Изучить литературу и подготовиться к обсуждению темы «Оценивание индивидуальных образовательных достижений младших школьников»:

1. Технология оценивания учебных достижений младших школьников (портфолио, сундук регалий, творческая книжка школьника, тетрадь-паспорт).

2. Подходы к диагностике ключевых компетентностей младших школьников.

Литература:3,11,16,17

Раздел 3. Проектирование и реализация уроков на основе компетентностного подхода

Цель:развитие навыков оформления передового педагогического опыта

для предоставления в печать в соответствии с нормами публикации

материалов.

 

Знать: нормы оформления материалов в печать, правила презентации и

публикации.

 

Уметь:обобщать передовой опыт педагогической деятельности,

представлять его на публике и оформлять для печати.

 

Тема 1. Формирование ключевых компетентностей в разных образовательных областях на 1-й ступени обучения

Педагогическое проектирование структуры уроков с позиций компетентностного подхода в образовании. Формирование ключевых компетентностей обучающихся на разных этапах урока. Возможности реализации компетентностного подхода в образовательном процессе начальной школы.

Самостоятельная работа

Разработка комплекса «Формирование ключевых компетентностей в разных образовательных областях на 1-й ступени обучения» — урок, мониторинг, методические рекомендации.

Тема 2. Подготовка к презентации и публикации уроков на основе компетентностного подхода

Способы оформления материалов к печати, нормы и требования. Способы обобщения собственного опыта деятельности через известные формы: разработки уроков, методические рекомендации, педагогические идеи. Оформление сносок и библиографии.

Самостоятельная работа

Оформление опыта практической деятельности педагогов. Составление методических рекомендаций по формированию ключевых компетентностей обучающихся на уроках в начальной школе.

 

Тема 3. Анализ уроков, разработанных на основе компетентностного подхода

Обсуждение уроков. Подведение итогов работы. Пути и перспективы дальнейшей работы. Педагогическая рефлексия. Построение индивидуального образовательного маршрута педагога по формированию ключевых компетентностей младших школьников в образовательном процессе.

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА ДОСТИЖЕНИЙ ПЕДАГОГА

(по Н.П. Мурзиной)

 

Показатели эффективности деятельности педагога по освоению программы Оценка в баллах
1. Уровень знаний:      
— компетентностный подход в образовании      
— возрастные и психологические особенности младших школьников      
— компетенции и компетентности, виды компетентностей      
— ключевые компетентности      
2. Способы репродуктивной деятельности:      
— умение планировать свою деятельность в соответствии с целями      
— умение организовывать свою деятельность      
— умение проводить диагностику и обрабатывать полученные диагностические данные      
— умение разрабатывать контрольные материалы по проверке сформированности ключевых компетентностей младших школьников      
3. Способы продуктивной деятельности:      
— выбор оптимальных способов обучения с учетом готовности к инновационной деятельности      
— умение проводить проблемный анализ результатов освоения программы ПК      
— умение разрабатывать практические рекомендации по созданию комплекса «Формирование ключевых компетентностей в разных образовательных областях на 1-й ступени обучения»      
4. Эмоционально-ценностное отношение к освоению программы:      
Мотивационная готовность к инновационной деятельности:      
— внешние мотивы (развитие профессиональной компетентности педагогов, повышение качества образования учащихся)      
— внутренние мотивы (реализация творческих возможностей, стремление к самообразованию и самосовершенствованию)      

 

Уровни освоения программы:

42-27 баллов – педагог реализует программу.

28-13 баллов – педагог готов к реализации программы (применяет приемы, методы, способы работы, но иногда нужна помощь).

14 и менее баллов – испытывает трудности в реализации программы (не готов к реализации).

Литература

1. Бермус А.Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании // Интернет-журнал «Эйдос». 2005. 10 сентября. — http://www.eidos.ru/journal/2005/0910-12.htm

2. Бермус А.Г., Тришина С.В. Информационная компетентность как педагогическая категория // Интернет-журнал «Эйдос». 2005. 10 сентября. — http://www.eidos.ru/journal/2005/0910-11.htm

3. Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования. // «Высшее образование сегодня». 2003. № 5.

4. Зимняя И.А. Общая культура и социально-профессиональная компетентность человека // Интернет-журнал «Эйдос». 2006. 4 мая. http://www.eidos.ru/journal/2006/0504.htm

5. Иванов Д.А., Митрофанов К.Г., Соколова О.В. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. — Омск: ОмГПУ, 2003.

6. Компетентностный подход как новое качество образования. – М., 2002.

7. Лопанова Е.В., Рабочих Т.Б. Личностно-деятельностные технологии обучения: Учебно-методическое пособие. — Омск: ОмГПУ, 2004.

8. Методическая деятельность. Словарь-справочник // Науч. Ред. Е.В. Титовой. – Л.,1991.

9. Мурзина Н.П. Методическое обеспечение внедрения инновационного содержания образования в школьную практику (на примере УМК «Школа 2100» и «Школа 2000»): Научно-практическое пособие. – Омск: ОмГПУ, 2005.

10. Образовательный процесс в начальной, основной и старшей школе. Рекомендации по организации опытно-экспериментальной работы.- М., 2001.

11. Педагогика развития: ключевые компетентности и их становление: Материалы 9-й научно-практической конференции.- Красноярск, 2003.

12. Равен Дж. Компетентность в современном обществе.- М.:КОГИТО- Центр, 2002.

13. Селевко П.К. Современные педагогические технологии: Учебное пособие. — М.: Народное образование, 1998.

14. Современный словарь по педагогике. /Составитель Рапацевич Е.С. – М.: Современное слово,2001.

15. Фрумин И.Д. Компетентностный подход как естественный этап становления содержания образования// Педагогика развития: ключевые компетентности и их становление: Материалы 9-й научно-практической конференции. – Красноярск, 2003.

16. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты. – www.eidos.ru/news/compet.htm

17. Хуторской А.В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций // Интернет-журнал «Эйдос». 2005. 12 декабря. http://www.eidos.ru/journal/2005/1212.htm

18. Чекалева Н.В. Компетентностный подход – ведущая идея образования.// Образование Омской области. 2003. № 1. с.30-31.

19. Ялалов Ф.Г. Деятельностно-компетентностный подход к практико-ориентированному образованию // Интернет-журнал «Эйдос». 2007. 15 января. http://www.eidos.ru/journal/2007/0115-2.htm

 

Литература для дополнительного изучения

1. Андреев В.И. Педагогика. Учебный курс творческого саморазвития. – Казань.

2. Бардин К.В. Как научить детей учиться. — М., Просвещение, 1987.

3. Болотник Л.В., Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. — М., Педагогика, 1989.

4. Ворожищева Н.Н. Готовность педагогов к инновациям. Методические рекомендации для диагностики и анализа. – Омск: МИДЕА, 2002.

5. Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательной технологии. – М., 2001.

6. Загвязинский В.И. Учитель как исследователь. – М., Знание, 1980.

7. Заир-Бек Е.С., Казакова Е.И. Педагогические ориентиры успеха (Актуальные проблемы развития образовательного процесса).

Методические материалы. – СПб.: Петроградский и К, 1995.

8. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии. — М., 2001.

9. Кульневич С.В. Педагогика личности: от концепции до технологии. — М., 2001.

10. Лаврикова Т.В. Педагогика личности. Часть 3. Педагогическая практика личностной ориентации: Учебное пособие. – Воронеж, 1998.

11. Лещинский В.И. Педагогическая технология личностной ориентации.- Воронеж, 1998.

12. Рожок Т.С. Становление профессионального мастерства и индивидуального стиля деятельности учителя начальных классов. Дисс. …канд. психол. наук. – М., 2000.

13. Сериков В.В. Личностный подход в образовании: концепция и технологии. – Волгоград , 2001.

14. Тришина С.В., Хуторской А.В. Информационная компетентность специалиста в системе дополнительного профессионального образования // Интернет-журнал «Эйдос». 2004. 22 июня. http://www.eidos.ru/journal/2004/0622-09.htm

 

 

Тезаурус курса

Компетентность – интегральная характеристика личности, которая определяет ее способность решать проблемы и типичные задачи, возникающие в реальных жизненных ситуациях с использованием знаний, учебного и жизненного опыта, ценностей и наклонностей.

 

Компетенция – это знание в действии, способность человека использовать на практике полученные знания и навыки, принимать решения в условиях неопределенности и реализовывать их

 

Ключевой компетенцией следует считать умение учиться, способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.

 

Компетенция личностного самосовершенствования направле­на на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Учащийся овладевает способами деятельности в собственных инте­ресах на основе своих возможностей, что выражается в развитии не­обходимых современному человеку личностных качеств, формирова­нии психологической грамотности, культуры мышления и поведения. Содержание данной компетенции составляют правила личной гигие­ны, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура, правила безопасной жизнедеятельности.

 

Информационная компетенция формируется при помощи ре­альных объектов (телевизор, телефон, компьютер и пр.) и информа­ционных технологий (аудио- и видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет).

В ее структуру входят умения и навыки учащихся по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и окружающем мире: самостоятельно искать, анализировать и отби­рать информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее.

 

Общекультурная компетенция включает осведомленность уча­щегося об особенностях национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственных основах жизни человека, отдельных народов, культурологических основах семейных, социальных, общественных явлений и традиций, компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере, опыт освоения учащимся научной картины мира.

 

Социально-трудовая компетенция характеризуется владением знаниями и опытом в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, избирателя и пр.), в социально-трудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента, произво­дителя), в сфере семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения. В данную компетенцию входит умение анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений.

 

Учебно-познавательная компетенция характеризуется совокуп­ностью компетенций учащегося в сфере самостоятельной познава­тельной деятельности, включающей элементы логической, методоло­гической, общенаучной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда относятся знания и умения органи­зации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооцен­ки учебно-познавательной деятельности. По отношению к изучаемым объектам учащийся овладевает креативными навыками продуктивной деятельности, приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем. В рамках данной компетен­ции определяются требования соответствующей функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и других методов познания.

 

Ценностно-смысловая компетенция связана с ценностными ориентирами учащегося, его умением ориентироваться в нем, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, прини­мать решения. Данная компетенция способствует самоопределе­нию учащегося в ситуациях учебной деятельности, определяя его индивидуальную образовательную траекторию и программу жиз­недеятельности в целом.