1.
2. Психология как наука. Научное и ненаучное психологическое знание.
Психология — это область научного знания, исследующая особенности и закономерности возникновения, формирования и развития (изменения) психических процессов (ощущение, восприятие, память, мышление, воображение), психических состояний (напряжённость, мотивация, фрустрация, эмоции, чувства) и психических свойств (направленность, способности, задатки, характер, темперамент) человека, а также психику животных.
Научная психология — система теоретических (понятийных), методических и экспериментальных свойств познания и исследования психических явлений.
Особенности психологии как науки.
· Во-первых, это наука о самом сложном из всего, что известно человечеству.
· Во-вторых, в психологии человек одновременно выступает и как объект, и как субъект познания.
· В-третьих, в психологических изысканиях особенно остро стоит трудная и неоднозначно решаемая проблема объективности научного познания.
3. Предмет психологии.
Психология как наука обладает особыми качествами, которые отличают ее от других дисциплин. Как систему проверенных знаний психологию знают немногие, в основном только те, кто ею специально занимается, решая научные и практические задачи. Вместе с тем как система жизненных явлений психология знакома каждому человеку. Она представлена ему в виде собственных ощущений, образов, представлений, явлений памяти, мышления, речи, воли, воображения, интересов, мотивов, потребностей, эмоций, чувств и многого другого. Основные психические явления мы непосредственно можем обнаружить у самих себя и косвенно наблюдать у других людей. В научном употреблении термин психология появился впервые в XVI вв. Первоначально он относился к особой науке, которая занималась изучением так называемых душевных, или психических, явлений, т.е. таких, которые каждый человек легко обнаруживает в собственном сознании в результате самонаблюдения. В XX столетии психологические исследования вышли за рамки тех явлений, вокруг которых они на протяжении веков концентрировались. В этой связи название психология отчасти утратило свой первоначальный, достаточно узкий смысл, когда оно относилось только к субъективным непосредственно воспринимаемым и переживаемым человеком явлениям сознания. Однако до сих пор по сложившейся веками традиции за этой наукой сохраняется ее прежнее название. С XIX в. психология становится самостоятельной и экспериментальной областью научных знаний. Что же является предметом изучения психологии? Прежде всего психика человека и животных, включающая в себя многие субъективные явления. С помощью одних, таких, например, как ощущения и восприятие, внимание и память, воображение, мышление и речь, человек познает мир.
Краткое введение в психологию, как науку («Основы психологической ...
... специфичности психических явлений у человека и животных. В настоящее время в психологической науке отсутствует такое направление, которое прямо ориентировано на изучение собственно человеческой психологии, хотя существует особая отрасль психологии, изучающая ...
4. Объект психологии.
Существует много различных точек зрения на то, что изучает психология. Психология должна отвечать на вопрос о том, почему человек ведёт себя так или иначе.
Для описания того теоретического конструкта, которым можно объяснить поведение человека, существуют разные названия, наиболее частое из которых — психика (форма взаимодействия животного организма с окружающей средой, опосредствованная активным отражением признаков объективной реальности) .
Учитывая, что «психология находится в особом положении потому, что в ней как бы сливаются объект и субъект познания», а также представляя, в каком соотношении находятся обычно объект и предмет научного познания, под объектом психологии мы в дальнейшем будем понимать единство трех элементов:
· часть материального мира, которая непосредственно и опосредованно влияет на психику;
· те изменения в материальном мире, которые непосредственно и опосредованно являются следствием психической активности;
· собственно психические явления, объясняемые сначала как следствие, а затем как причина фиксируемых материальных индикаторов, показателей, критериев оценки психики.
5. Объяснительные принципы психологии.
Принципы объяснения — основополагающие положения, предпосылки или концепции, применение которых позволяет содержательно описывать предполагаемые свойства и характеристики объекта исследования и на основании общенаучного метода строить процедуры для получения эмпирического материала, его обобщения и интерпретации.
Основными объяснительными принципами психологии как науки являются:
· Принцип взаимодействия и развития (Взаимодействие и развитие — два неразрывных аспекта взаимного влияния объектов, неизбежного в силу пространственно-временной структуры мира);
· Принцип детерминизма (Согласно этому принципу, все существующее возникает, видоизменяется и прекращает существование закономерно);
· Принцип целостности
· Принцип активности (В основе феномена активности лежит возможность реализации (актуализации) моделей накопленных взаимодействий);
· Принцип субъектности (Фиксация информационных моделей взаимодействия приводит к формированию структур, сохраняющих все многообразие произошедших взаимодействий с миром);
· Принцип реконструкции (Структуры, которые аккумулируют модели взаимодействия с миром (субъект) и процессы их актуализации (т.е. приведение этих структур в активное состояние), недоступны непосредственному изучению).
6. Методы исследования психологии.
7. Научные направления психологии.
Современная психология представляет собой широко развернутую область знаний, включающую ряд отдельных дисциплин и научных направлений. Традиционно в качестве отраслей психологии выделяют социальную, педагогическую, возрастную, инженерную психологию, психологию труда, клиническую психологию и психофизиологию, дифференциальную психологию.
Психологические особенности личности супругов с сексуальной дисгармонией.
... в сексуальной гармонии, прослеживаются чёткие отличия особенностей и свойств личности. Можно предположить, что негативный психологический преморбид явился одной из предпосылок развития ... сексуальной дисгармонии, а с развитием дисгармоничных отношений неблагоприятные личностные особенности приобретали новую, ...
· Социальная психология изучает социально-психологические проявления личности человека, его взаимоотношения с людьми, с группой, психологическую совместимость людей, социально-психологические проявления в больших группах.
· Педагогическая психология отрасль психологии, изучающая развитие психики человека в процессе воспитания и обучения и разрабатывающая психологические основы этого процесса.
· Возрастная психология изучает закономерности развития нормального здорового человека, психологические особенности и закономерности, присущие каждому возрастному периоду: от младенчества до старости, и в связи с этим делится на детскую психологию, психологию юности и зрелого возраста.
· Инженерная психология отрасль науки, изучающая психологические особенности труда человека при взаимодействии его с техническими средствами в процессе производственной и управленческой деятельности.
· Дифференциальная психология, отрасль психологии, изучающая индивидуальные различия между людьми.
· Психология труда отрасль психологии, изучающая психологические аспекты трудовой деятельности.
· Военная психология изучает психологические особенности пребывания человека в армии, в том числе и в условиях боевых действий.
· Юридическая психология изучает психологические особенности юридической деятельности (например, особенности поведения участников уголовного процесса, психические проблемы формирования личности преступника, особенности его поведения и так далее).
8. Основные теории, научные школы и концепции современной психологии.
9. Бихевиоризм как одно из ведущих направлений психологии. Необихевиоризм.
Необихевиоризм — психологическое направление. Берет свое начало в бихевиоризме. Основан на допущении, что в качестве предмета анализа могут быть не только наблюдаемые поведенческие акты.
Необихевиоризм свидетельствовал о кризисе «классического» бихевиоризма, неспособного объяснить целостность и целесообразность поведения, его регулируемость информацией об окружающем мире и зависимость от потребностей организма.
10. З. Фрейд и психоанализ.
11. Методы объяснительной психологии.
Методами объяснительной (естественнонаучной) психологии являются объективные методы.
Основное требование естественнонаучной парадигмы в науке — объективность исследования, т. е. получение достоверных, надежных, однозначно понимаемых данных. Объективное изучение человеческой субъективности предполагает исследование таких ее реалий, которые выражены во внешнем поведении, запечатлены в продуктах деятельности человека, проявляются в общении и во взаимоотношениях его с другими.
Наш жизненный опыт, знания житейской психологии говорят о том, что мы можем по внешним проявлениям поведения человека — жестам, мимике, походке, интонациям, особенностям дыхания, действиям, поступкам и т. п. судить о внутренних причинах, их вызвавших, о психологических состояниях, намерениях.
Метод наблюдения — это преднамеренное, систематическое и целенаправленное восприятие внешнего поведения человека с целью его последующего анализа и объяснения.
Проанализировать значения игровой деятельности в развитии личности ...
... игровой Цель исследования: Проанализировать значения игровой деятельности в развитии личности дошкольника, разработать рекомендации по организации игровой деятельности в дошкольном учреждении. Объект - исследования личности дошкольника. Предмет- игра - как средство ...
Метод эксперимента является основным методом объяснительной психологии. Основная задача психологического эксперимента, как и наблюдения, заключается в том, чтобы сделать доступным для объективного внешнего восприятия существенные особенности внутреннего психического процесса.
Метод опроса используется в психологии в двух формах: анкетирования и беседы (интервью).
Источником информации в опросе являются письменные или устные суждения индивида. Метод опроса часто подвергается критике: выражается сомнение в достоверности информации, полученной из непосредственных ответов испытуемых.
Метод анализа результатов деятельности исходит из общей предпосылки о связи внутренних психических процессов и внешних форм поведения и деятельности. Изучая объективные продукты деятельности, можно делать выводы о психологических особенностях ее субъекта или субъектов.
Математические методы в психологии используются как средство повышения надежности, объективности, точности получаемых данных. Основное применение эти методы находят на этапе постановки гипотезы и ее обоснования, а также при обработке полученных в исследовании данных.
12. Методы практической психологии.
13. Психотерапия, психологическая консультация – методы практической психологии.
Психотерапия — система лечебного воздействия на психику и через психику на организм человека. Часто определяется как деятельность, направленная на избавление человека от различных проблем (эмоциональных, личностных, социальных, и т. п.).
Проводится как правило специалистом-психотерапевтом путем установления глубокого личного контакта с пациентом (часто путем бесед и обсуждений).
Психологическая консультация – это получение специальной информации в области психологии: о
себе, о людях, о взаимоотношениях, о жизненных возможностях, перспективах и рисках выбора и т.п. Консультация нужна Вам, если Вы в этом не можете разобраться сами или не уверены в правильности результатов своих размышлений. Тогда нужен психолог-консультант, т.е. специалист, который поможет разобраться в себе и своих отношениях с людьми, подскажет правильный выбор или правильный поступок. Иногда от этого зависит вся последующая жизнь человека.
14. Проблема личности в психологии.
Психология личности — это раздел науки, позволяющий понять суть человеческой натуры и индивидуальности.
Человек как индивид — это природное существо, испытывающее так называемые органические потребности: в пище, тепле, отдыхе и т.д.
Личность — одна из базовых категорий психологической науки и одно из наиболее широко применяемых понятий. Традиционно в психологии в это понятие вкладываются представления о наиболее развитом уровне человеческой субъективности.
Таким образом, в значении слова «личность» можно выделить два основных смысла.
· Первый, наиболее очевидный смысл — несовпадение собственных характеристик человека с содержанием роли, которую он исполняет.
· Второй — социальная типичность исполняемой роли, ее открытость другим людям.
Основные категории психологии (психика, сознание, личность, деятельность.
... Сознание не просто проявляется как отдельная реальность, сознание встроено и неразрывно связано с ним. Основные категории психологии (психика, сознание, личность, деятельность. ... сознания. Во-вторых, сознание человека дает ... деятельности индивидов (А. Н. Леонтьев). При этом исходным методом изучения психики выступает анализ преобразований психического отражения в процессе деятельности, ...
Сущность личности заключается в способности человека действовать свободно, самостоятельно и ответственно. Личностное поведение — это поведение по собственному свободному выбору.
Личность характеризует человека со стороны его общественных связей и отношений, т.е. взаимосвязан с другими людьми.
15. Сознание человека.
Сознание в психологии — это целостная форма доступного в данный момент времени содержания психики.
Сознание человека в психологии — это сформированная в процессе общественной жизни высшая форма психического отражения действительности в виде обобщенной и субъективной модели окружающего мира в форме словесных понятий и чувственных образов.
К неотъемлемым признакам сознания относятся: речь, представление, мышление и способность создавать обобщенную модель окружающего мира в виде совокупности образов и понятий.
В структуру сознания входит ряд элементов, каждый из которых отвечает за определенную функцию сознания:
· Познавательные процессы (ощущение, восприятие, мышление, память).
На их основе формируется совокупность знаний об окружающем мире.
· Различение субъекта и объекта (противопоставление себя окружающему миру, различение «Я» и «не Я»).
Сюда входят самосознание, самопознание и самооценка.
· Отношения человека к себе и окружающему миру (его чувства, эмоции, переживания).
· Креативная (творческая) составляющая (сознание формирует новые образы и понятия, которых ранее не было в нем с помощью воображения, мышления и интуиции).
· Формирование временной картины мира (память хранит образы прошлого, воображение формирует модели будущего).
· Формирование целей деятельности (исходя из потребностей человека, сознание формирует цели деятельности и направляет человека на их достижение).
16. Сознание и бессознательное.
17. Понятие личности. Формирование и развитие личности.