ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………………..1
1. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ ДЕТЕЙ, НАХОДЯЩИХСЯ В СОЦИАЛЬНО ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ…………………………………………………3
1.1 Внешние признаки ребенка в СОП…………………………………………………………3
1.2 Диагностическое обследование……………………………………………………………..6
2. ПСИХОКОРРЕКЦИЯ ДЕТЕЙ НАХОДЯЩИХСЯ В СОЦИАЛЬНО ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ………………………………………………………………………..7
2.1 Основные действия: профилактика, просвещение, методическая работа, консультирование……………………………………………………………………………………….7
2.2 Правовая основа организации работы с детьми, нуждающимися в помощи и защите государства………………………………………………………………………………..12
1.3 Важные организационные моменты в работе по выявлению детей, нуждающихся в государственной помощи и защите…………………………………..17
1.3.1 Рассмотрение первичной информации……………………………………………….17
1.3.2 Социальное расследование………………………………………………………………..18
1.3.3 Меры, направленные на обеспечение безопасности ребенка………………21
Социально-психологический портрет несовершеннолетних находящихся ...
... учета несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите (постановление Министерства образования от 28.07.2004 г. №47) к несовершеннолетним, находящимся в социально опасном положении, относятся несовершеннолетние, которые: - ... по социальной реабилитации несовершеннолетних. В помощь таким детям и семьям, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении, в апреле 2013 года ...
1.3.4 Всесторонний анализ положения ребенка и семьи……………………………..22
1.3.5 Стрессовые и кризисные ситуации в семье………………………………………..25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………………..27
ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………………………………….29
ВВЕДЕНИЕ
Понятие СОП (социально опасное положение) равно с понятием «дети», как
это банально не прозвучит, начинается со слова: семья, что в свою очередь означает основанное на браке или кровном родстве объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью. В семье ребенок усваивает нормы поведения в обществе, формирует мировоззрение, отношение к социуму. В рассмотрении большим масштабом семья обеспечивает такие функции, как поддержание биологической непрерывности; создание культурной непрерывности; стабилизация социальной структуры, обеспечение ее непрерывного развития. Последнее гарантирует также следующие функции:
— создание эмоционального комфорта и безопасности для своих членов, предотвращение дезинтеграции личности;
— социальное контролирование поведения (в том числе и сексуального), которое способствует введению новых членов семьи в механизмы конформизма;
— назначение воспитательной функции аналогично культурной функции и функции социального контроля, рассматриваемых в их единстве.
В своем единстве перечисленные функции представляют собой систему семейных отношений, возникновение в этой системе дисфункции, т.е. рассогласования в их взаимодействии как целого, приводит систему в аномальное состояние. Семьи, социальное функционирование которых по субъективным или объективным причинам затруднено или нарушено, а их существование как семей находится под угрозой, характеризуются как семьи социального риска.
К семьям социального риска относят: малообеспеченных, беженцев, многодетных, с детьми-инвалидами, асоциальных. Причины, вызывающие дисфункцию семейных отношений, разнообразны:
— экономические;
— асоциальные (алкоголизм, наркомания и т.д.);
— психологические (жестокость, грубость и т.д.);
— медицинские (хронические инфекционные, венерические заболевания, психические и сексуальные отклонения).
Технологии социальной работы с данной категорией семей будут определяться их спецификой как основного объекта социальной работы. [Олифиренко Л.Я., Шульга Т.И., Дементьева И.Ф. — «В помощь социальным педагогам образовательных учреждений» // Технологии работы с детьми, подростками и неблагополучными семьями: В 2 ч.: Часть 2. — М.: ИПК и ПРНО МО, 2003. — с. 116]
Техническое задание по проведению качественного социально-психологического ...
... пометок Добрый день. В целях написания диссертационной работы я порвожу исследование по различным аспектам социально-экономического развития основных отраслей области. Наша беседа будет иметь анонимный ... Калининград 1 – Светлогорск 1 – Деревня 2 - На усмотрение исследователя Ведомость качественного социологического исследования. от 10 до 20 дней Экспертные интервью 8 Дней, 20 интервью № Направление ...
Цель исследования: изучить психологическое состояния детей в социально опасном положении(СОП), виды СОП, практические советы специалистов применительно к психокоррекции и нюансам выявления достоверности СОП.
Сопутствующие теме исследования задачи:
— «на глаз» научиться определять детей, находящихся в СОП;
— изучить правовую базу по данной тематике;
— отметить типичные ошибки, которые возникают на практике.
Объект исследования: СОП, дети находящиеся в СОП, их психокоррекция.
1. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ ДЕТЕЙ, НАХОДЯЩИХСЯ В СОЦИАЛЬНО ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ
1.1 Внешние признаки ребенка в СОП
Первый, самый явный признак СОП ребенка заключается в том, что данный объект находится в остром эмоциональном состоянии. В его поведенческих особенностях можно выделить высокие степени:
— сенсорной депривации;
— тревоги и страхов (страхи несоответствия, одиночества, смерти и др.);
— агрессии (аутоагрессии);
— чувства вины и обиды.
Как следствие приведенных расстройств выступают:
— неадекватная самооценка;
— негативное самоотношение;
— рассогласованность образов «Я».
Часто такие дети на первом этапе психокоррекции нуждаются в помощи врача, так как имеют психические расстройства, множество серьезных хронических заболеваний, у них могут выявиться последствия физического или сексуального насилия в семье. [17,20]
Определить ребенка, находящегося в социально находящихся в социально-опасном положении">опасном положении, можно, наблюдая следующие поступки с его стороны, а также некоторые внешние обстоятельства, связанные с появлением в школе его родственников:
• Систематические опоздания в школу.
• Ребенок надолго задерживается в школе после уроков (иногда до позднего вечера).
• Боится идти домой.
• Убегает из дома.
• Часто беспричинно отсутствует в школе.
• Жалуется на голод (на недосыпание, дискомфорт в семье или другое).
• Совершает самоповреждающие действия (режет руки лезвием, щиплет, выдергивает волосы, бьется головой о стену и др.).
• Замкнут (или депрессивен).
• Агрессивен.
• Избегает физического контакта.
• Имеет следы побоев.
• Носит скрывающую тело одежду, не подходящую по погоде (отсутствие у ребёнка необходимой сезонной одежды, обуви).
• Имеет неопрятный внешний вид.
• Демонстрирует вызывающее (соблазняющее) поведение.
• Демонстрирует исключительно хорошие знания о сексе.
• Со сверстниками имеет плохие взаимоотношения.
• Характерно резкое изменение веса (его снижение или увеличение).
• Истерическая, эмоциональная неуравновешенность.
Проблема многодетной семьи в контакте социальной работы
... детям лишенным нормального семейного воспитания лицам с психическими расстройствами алкоголикам наркоманам больным СПИДом семьям из групп риска лицам с девиантным поведением и др. Социальная работа - универсальный социальный ... тенденций общественного развития. Прежде всего социально-экономического социально-демографического и социально-психологического. Необходимо учитывать вытекающие из ...
На что обращать внимание при анализе психодиагностических материалов (маркеры СОП):
• отставание в развитии (социальном, эмоциональном, интеллектуальном и личностном);
• наличие «набора» хронических заболеваний, причем некоторые из них характерны для взрослых и пожилых людей;
• высокая тревожность, страхи;
• эмоциональная неадекватность;
• проявления депрессии (темы серости, конечности жизни, «все плохо», отсутствие цветности в описаниях или рисунках и пр.);
• наличие невротических состояний (грызет ногти, качается, есть тики, заикание, наматывает волосы на палец во время диагностики и т.п.);
• неудовлетворенность базовых потребностей: ребенок голодный (в ответах все сводится к еде), уставший (в ответах много астении, многие вопросы пропускаются, нет сил), запущенный внешний вид (ребенок грязный, одежда не соответствует сезону, размеру и пр.);
• проявления агрессии (аутоагрессии);
• проявление в ответах темы насилия (психического, физического, сексуального) и др.
• Родители приходят в школу (на собрание или по приглашению классного руководителя) в нетрезвом состоянии (эпизодически / систематически).
• В начальной школе за ребенком приходят дальние родственники, знакомые, соседи.
1.2 Диагностическое обследование
Анализируя психодиагностическую информацию, считается полезным проводить дополнительное диагностическое обследование, которое представляет собой:
• проективный рисуночный тест: ДДЧ, «Рисунок человека», «Человек под дождем» или «Сильвер-тест»;
• «Интеллектуальную шкалу Векслера для детей» (прояснение интеллектуального статуса и его особенностей);
• тест «Незаконченные предложения»;
• карту социальных связей;
• для подростков тест на выявление акцентуации характера (Личко или Леонгард);
• опросник социализации «Моя семья»;
• социометрию, референтометрию.[3,21].
Разумеется, в целях отслеживания результативности и динамики процессов коррекционной работы с выделенной группой психодиагностическую батарею целесообразно проводить по окончании коррекционной программы.
В рамках реабилитации важной для подростков в СОП является профдиагностика, которая позволяет оказать ребенку помощь в выборе профессии, сориентировать педагогов на усиление подготовки по определенным предметам, спланировать шаги для реализации задуманного.
Что касается семейной диагностики, то при работе с семьями в СОП часто стандартные методики не подходят в силу того, что родители имеют низкий культурный и интеллектуальный уровень или просто не понимают смысла вопросов и некоторых слов. Рекомендуем использовать метод интервью (с обязательным протоколированием и последующим анализом), «Матрицу определения обобщенного показателя социального благополучия семьи как института воспитания», анализ карты семьи.
2. ПСИХОКОРРЕКЦИЯ ДЕТЕЙ НАХОДЯЩИХСЯ В СОЦИАЛЬНО ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ
2.1 Основные действия: профилактика, просвещение, методическая работа, консультирование
Здесь, во избежание тавтологии и повторов, последовательность и содержание нижеизложенного материала будет изложено согласно подзаголовку.
? Профилактика в отношении СОП по определению предполагает раннее выявление проблемы, также просвещение педагогов, родителей, детей в СОП. Сюда входят мероприятия, преследующие следующие цели:
Осужденные как объект социальной работы
... социальную группу рассматривали в своих работах Антонян А.М., Кудрявцев В.Н., Эминов В.Е. [1], Васильченко О.В. [3], Давлятова С.В. [5], Косиченко И.Ф., Кичалюк О.Н. [4] и др. Проблема ... характер для самого субъекта. Объектами социально–полезных связей заключенного могут быть члены семьи, близкие родственники, а так же члены бывшего трудового или учебного коллектива, общественных ...
— сплочение детских коллективов и поддержание психологического комфорта в них (устранение конфликтных ситуаций, не прибегая к разного рода наказаниям, психологическому давлению);
— ранняя профилизация путем организации тематических акций, психологических игр, которые носят профилактический характер.
? Просвещение педагогов психологами включает:
— информирование о том, какие существуют признаки, п……..
ЛИТЕРАТУРА
1. Асеев В.С. — «Социально — психологические проблемы.» // Изд-во Московского университета, 1990г.
2. Астоянц, М.С. — «Социокультурная детерминация личностных характеристик несовершеннолетнего в условиях депривации» // Отечественный журнал социальной работы. — 2005. — № 3.
3. Бергер В. — «Нуклеарная семья как первооснова цивилизации в исторической перспективе»// Вестник Московского ун-та. Сер. 18. Социология и политология. — 2003. — № 3. — с. 93-100.
4. Березовская Т.П. — «Психологическая характеристика эмоционального развития старшеклассников.» // АПО сборник №15.Минск 2003.
5. Василькова Ю.В. — «Методика и опыт работы социального педагога: Учеб. пособие» // М.: Изд. центр «Академия», 2001.
6. Горьковая И.А. — «Влияние семьи на становление личности подростков». // Адукацыя i выхаванне, 1994, №11.
7. Госпорьян А., Новикова, М. — «О системе социального обслуживания семьи детей»// Социальное обеспечение. — 2004.
8. Госпорьян А., Новикова М. — «Тенденции развития семьи в России» // Социальное обеспечение. — 2005. — № 24.
9. Гуров В.Н. — «Социальная работа образовательных учреждений с семьей» // М.: Педагогич. общ-во России, 2005.
10. Дубошеева И.М. — «Социальная работа по предотвращению насилия в семье» // Отечественный журнал социальной работы. — 2002. — № 1.
11. Занько С. — «О межведомственном взаимодействии» // Социальное обеспечение. — 2004. — № 11.
12. Захарченко Е. — «Особенности современной социально-педагогической ситуации» // Социальная педагогика. — 2005. — № 2.
13. Землянухина Н. — «Влияние внутрисемейных отношений на формирование личности ребенка» // Социальная педагогика. — 2005. — № 1.
14. Искусство общения с детьми — старшеклассниками (сценарий родительского собрания) // Социальная педагогика. — 2005. — № 1.
15. Конаржевский Ю.А. — «Менеджмент и внутришкольное управление» // М.: Центр «Педагогический поиск», 2000.
16. Королева Г.Н. — «Взаимодействие с сетью социальных контактов ребенка и его семьи» // Отечественный журнал социальной работы. — 2005. — № 3.
17. Кубланова Н.М. — «Современное состояние института семьи: функциональный срез» // Отечественный журнал социальной работы. — 2003. — № 2.
18. Куприна, В. — «Общественные организации и проблемы адресной помощи» // Социальное обеспечение. — 2004. — № 10.
Социальные и психологические причины конфликтов в семье. Социальная ...
... и лечении, получении квартиры и т.д. Важнейшей социальной проблемой является взаимопонимание в семье, ее сплоченность, умение преодолевать трудности. Социальные проблемы семьи в современных условиях обостряются в связи ... усложняют семейную жизнь: частое отсутствие одного из супругов дома в связи с работой – 26,6%, нехватка денег – 16,5%, плохие жилищные условия – 15,2%, вмешательство родителей – ...
19. Лагонда Г.В. — «К проблеме создания психологической теории брака». // Белорусский психологический журнал, 2007, №2.
20. Лебедева И.В. — «Психологический анализ проявления агрессии и тревоги у дошкольников». // Адукацыя i выхаванне, N 11, 2004
21. Лодкина Т.В. Социальная педагогика. — «Защита семьи и детства: Учеб. пособие» // М.: Изд. центр «Академия», 2003. 22. Мартынова В.В., — «Социально-педагогические проблемы развода». // Сацыяльна-педагагiчная работа, 2006, №3.
22. Манукян, Э. — «Региональные особенности социальной поддержки семьи и детей» // Социальное обеспечение. — 2004. — № 3.
23. Местовский Н.А., Сидоренко С.Ф., Дегтярик И.В., Зманчинская Т.Е.. — «Духовно-нравственное состояние и ценностные ориентации студенческой семьи». // Адукацыя i выхаванне,1997,№11.
24. Олифиренко Л.Я., Шульга Т.И., Дементьева И.Ф. — «В помощь социальным педагогам образовательных учреждений» // Технологии работы с детьми, подростками и неблагополучными семьями: В 2 ч.: Часть 2. — М.: ИПК и ПРНО МО, 2003.
25. Олифиренко Л.Я. — Социальная поддержка детей «группы риска»: Учеб. пособие // М.: Изд. центр «Академия», 2002.
26. Проблемы социального сиротства под ред. Л.И. Смагиной. Минск 1999
27. Фурманов И.А. — «Стили семейного воспитания, стимулирующие нарушения поведения детей старшего школьного возраста.» // История психологии в Беларуси. Минск: Тесей. 2004.
28. Shneidman, E. S. The Suicidal Mind. — N.Y. : Oxford University Press, 1996.
29. Underwad, S. William, Nardy Richard E. The relationship of vocational adjustment to personal adjustment// Psychology. — 1985. — № 2. — P. 24 — 30.
30. Национальный правовой интернет портал РБ, режим доступа 12.04.2013
31. Шир Е. — «Суицидальное поведение у подростков» // Журнал невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. — 1984. — № 10.