Подготовка и проведение психолого-педагогического экспериментального исследования

Методические указания студентам

Методические указания к практическим занятиям.

Подготовка и проведение психолого-педагогического экспериментального исследования.

Задание 1: Проведите анализ этических принципов проведения исследований на человеке. Решение проводить исследования должно основываться на осознанном желании экспериментатора уважать людей, принимающих участие в эксперименте. Необходимо обратить внимание на этичное ответственное отношение к участникам экспериментов, особенно к детям. Например, недопустимо тестирование детей до 14 лет без согласия родителей. Данные Принципы приняты в 1973 годуAmericanPsychologicalAssociation(APA), а в последние десятилетия приняты во всём мире, в том числе в нашей стране.

1. При планировании опыта исследователь несёт персональную ответственность за составление точной оценки его этической приемлемости, опираясь на Принципы исследований. Если, опираясь на эту оценку и взвесив научные и человеческие ценности, исследователь предполагает отклониться от Принципов, то он дополнительно берёт на себя серьёзные обязательства по разработке этических рекомендаций и принятию более строгих мер по защите прав участников исследований.

2. На каждом исследователе всегда лежит ответственность за установление и поддержание этики исследования. Исследователь также несёт ответственность за этичное обращение коллег, ассистентов, студентов и всех других служащих с испытуемыми.

3. Этика требует, чтобы исследователь информировал испытуемых обо всех сторонах эксперимента, которые могут повлиять на их желание принимать в нём участие, а также отвечал на все вопросы о других подробностях исследования. Невозможность ознакомления с полной картиной эксперимента дополнительно усиливает ответственность исследователя за благополучие и достоинство испытуемых.

4.Честность и открытость – важные черты отношений между исследователем и испытуемым. Если утаивание и обман необходимы по методологии исследования, то исследователь должен объяснить испытуемому причины таких действий для восстановления их взаимоотношений.

5. Этика изыскания требует, чтобы исследователь относился с уважением к праву клиента сократить или прервать своё участие в процессе исследования в любое время. Обязательство по защите этого права требует особой бдительности, когда исследователь находится в позиции, доминирующей над участником. Решение по ограничению этого права увеличивает ответственность исследователя за достоинство и благополучие участника.

15 стр., 7003 слов

1.Исследования отечественных ученых в суицидологии: школа а.Г. Амбрумовой

... мучений. 4. Норман Фейбероу. Формы саморазрушающего поведения Норман Фейбероу является психологом - исследователем, который работает в области профилактики самоубийств в течение более четверти века. В ... проводятся в отделе экстремальных состояний (Кризисном Центре) Московского НИИ психиатрии. Эти исследования связаны, прежде всего, с именем профессора А.Г. Амбрумовой. Московской школой разработана ...

6. Этически приемлемое исследование начинается с установления чёткого и справедливого соглашения между исследователем и участником эксперимента, разъясняющего ответственность сторон. Исследователь обязан чтить все обещания и договорённости, включённые в это соглашение.

7. Этичный исследователь защищает своих клиентов от физического и душевного дискомфорта, вреда и опасности. Если риск таких последствий существует, то исследователь обязан проинформировать об этом испытуемых, достичь согласия до начала работы и принять все возможные меры для минимизации вреда. Процедура исследований может не применяться, если есть вероятность, что она причинит серьёзный и продолжительный вред участникам.

8. Этика работы требует, чтобы после сбора данных исследователь обеспечил участникам полное разъяснение сути эксперимента и устранил любые возникающие недоразумения. Если научные или человеческие ценности оправдывают задержку или утаивание информации, то исследователь несёт особую ответственность за то, чтобы для его клиентов не было тяжёлых последствий.

9. Если процедура исследования может иметь нежелательные последствия для участников, то исследователь несёт ответственность за выявление, устранение или корректировку таких результатов (в том числе и долговременных).

10. Информация, полученная в ходе исследования об участниках эксперимента, является конфиденциальной. Если существует вероятность, что другие люди могут получить доступ к этой информации, то этика практики исследований требует, чтобы эта вероятность, а также планы по обеспечению конфиденциальности были объяснены участникам как часть процесса по достижению взаимного информационного согласия.

Задание 2: Рассмотрите представленные в таблице этапы психологического исследования и соотнесите их с основным содержанием исследовательской работы. Определите, какой компонент содержания соответствует тому или иному этапу. Определите этапы собственного исследования.

Этапы психологического исследования.

Этап

Содержание работы

I. Подготовительный

1. Необходимость решения определённой проблемы, её осознание.

2. Изучение литературы по данному вопросу.

3. Формулировка целей и задач исследования.

4. Определение объекта и предмета исследования.

5. Формулировка гипотезы исследования (правдоподобность, доступность для проверки)

II. Организационный

Подбор методов и их сочетания (учесть: соответствие методов методологическим принципам, возможность проверки одних методов другими)

III. Исследовательский

1. Сбор фактических данных с помощью различных методик

2. Разбивка исследования на этапы и серии, проведение

IV. Обработки данных

Количественный и качественный анализ данных исследования.

-анализ каждого зафиксированного факта

-установление связей между фактами и гипотезой

-выделение повторяющихся фактов

-нахождение повторяющихся существенных закономерностей

-вариационно – статистическая обработка

-составление таблиц, построение графиков и др.

V.Интерпретации данных и формулировки выводов

Установление правильности или ошибочности гипотезы

Система методов психологического исследования. Методика проведения исследования.

Задание 1:Внимательно прочитайте представленный ниже материал и ответьте на вопросы:

-что такое психолого – педагогический факт?

-как соотносятся между собой уровни методологии?

-какие различия в понятиях метода и методик?

Развитие человека можно рассматривать и изучать в разных аспектах:

РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕКА

Филогенез – возникновение и эволюция форм сознания в ходе истории развития человечества

Онтогенез – процесс индивидуального развития человека

От начального этапа проявления сознания у первобытных людей до его современного уровня

От рождения человека до его зрелости

Разработанность психологических знаний зависит от уровня развития методов исследования, т.е. от того, как добываются научные факты. Научный факт:

А).

Определённый акт поведения человека, в котором проявляются особенности его личности, тех или иных сторон психики;

Б).

Акты совместной деятельности человека с другими людьми, акты взаимодействия, общения.

Общая цель всех методов исследования заключается в точной регистрации научных фактов для последующего теоретического анализа.

При психологическом исследовании исследовании необходимо:

  1. Определить, какие необходимо собрать факты;
  2. Овладеть необходимыми приёмами исследования; можно разработать специальные методы и методики;
  3. Провести анализ и обобщение результатов.

Эффективность исследования определяется правильной взаимосвязью МЕТОДОЛОГИИ, МЕТОДОВ И МЕТОДИК исследования.

Каждая наука для того, чтобы продуктивно развиваться, должна опираться на определённые исходные положения, дающие правильные представления о феноменах, которые она изучает. В роли таких положений выступают методология и теория.

МЕТОДОЛОГИЯ – это учение об идейных позициях науки, логике и методах её исследования.

ТЕОРИЯ – это совокупность взглядов, представляющих собой результат познания и осмысления практики жизни, позволяющих строить конкретные рассуждения об изучаемых явлениях и процессах.

Обычно различают ТРИ уровня методологии любой науки.

3. Конкретно – научная, частная методология

2. Специально – научная методология

1 Общая методология

Общая методологияобеспечивает наиболее правильные и точные представления о наиболее общих законах развития объективного мира, его своеобразии и составляющих компонентах, а также о месте и роли в нём тех явлений, которые изучает данная наука.

В качестве общей методологии психологической науки выступает диалектико — материалистический подход к пониманию окружающего мира, роли и месту психики и психического в нём. Содержание этого подхода составляют научные представления:

  • О первичности материи и вторичности сознания;
  • О движущих силах развития объективной реальности и психики;
  • О единстве внешней, материальной, деятельности и внутренней, психической;
  • О социальной обусловленности развития психики человека;
  • О психике как функции головного мозга;
  • О сознании как высшем этапе развития психики.

Специальная методология, или методология конкретной науки, позволяет последней формулировать свои собственные (внутринаучные) законы и закономерности, относящиеся к своеобразию формирования, развития и функционирования тех феноменов, которые она исследует.

Специальной методологией психологических исследований выступают методологические принципы.

Методологические принципы психологии

1. Принцип детерминизма(причинной обусловленности психических явлений)

Все психические явления опосредуются естественными и социальными условиями и изменяются с изменением этих условий

2. Принцип единства сознания и деятельности

Сознание и деятельность не противоположны друг другу, но и не тождественны, а образуют непрерывное единство. Сознание возникает, развивается и проявляется в деятельности. Деятельность выступает как форма активности сознания, а само сознание обеспечивает активный характер деятельности.

3. Принцип развития (генетический принцип)

Психика может быть правильно понята и адекватно объяснена, если она рассматривается как продукт развития и в процессе этого развития. Психическое явление необходимо изучать в системе трёх координат: а).

актогенеза (развитие процесса в ответ на действие конкретного раздражителя); б).

онтогенеза (процесс индивидуального развития человека); в).

историогенеза (учёт основных секуляторных трендов – вековых тенденций, например, акселерация, продолжительность жизни, влияние экологических факторов и др.).

4. Принцип объективности

Учитываются социально – психологические, исторические, этнические различия людей; психические явления рассматриваются такими, какими они являются на самом деле; регистрируются все факты и сопутствующие им явления, в том числе и противоречивые; количество собранного эмпирического материала должно быть достаточным для статистической и качественной обработки и экстраполяции выводов

5. Принцип личностного подхода

Ориентирует исследователей на изучение всех индивидуально– и социально — психологических особенностей человека

Частная, конкретно – научная методологияпредставляет собой совокупность методов, способов, приёмов и методик исследования конкретной наукой различных явлений которые составляют предмет и объект её анализа.

Частной методологией психологических исследований выступают её методы (наблюдении,. эксперимент, опросы, тесты, обобщение независимых характеристик, анализ результатов деятельности) и методики исследования конкретных явлений.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ – способы получения фактов.

МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ – конкретное воплощение метода в соответствии с целью исследования.

Задание 2:-рассмотрите основные методы психологического исследования,

-определите методы организации исследования в зависимости от поставленной гипотезы,

-обоснуйте необходимость использования комплекса методик при сборе экспериментальных данных.

Классификация методов исследования по Б.Г. Ананьеву

1. МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАНИЯ

Сравнительный(«поперечных срезов»)

Лонгитюдный(«продольных срезов»)

Комплексный

Выборочное

Комплексное

Изучается какой-то психический процесс

Изучается психическое развитие в целом

Сопоставление различных групп испытуемых

-не требует большого количества времени

-позволяет изучить большие группы людей

Систематическое изучение развития одних и тех же людей длительное время

-проводится длительное время

-используется много методик

-Сочетание «поперечных» и «продольных» срезов

-Участие представителей различных наук

Достоинства

Недостатки

Достоинства

Недостатки

Особенности

Позволяет быстро получить достоверные статистические данные о различиях психических процессов

Данные усредняются без учёта индивидуальных особенностей

Устанавливаются качественные особенности психического развития и выявляются их причины

Опасно распространять данные исследования на всех людей

Даёт возможность установления связей и зависимостей между явлениями разного рода

Не вскрывается сам процесс развития, его природа и движущие силы

Может быть преувеличена роль индивидуальных различий

2. МЕТОДЫ СБОРА ЭМПИРИЧЕСКИХ ДАННЫХ

Неэкспериментальные

Экспериментальные

Вспомогательные

1. Наблюдение, его разновидности

2. Анамнез (изучение истории личности по свидетельствам самого человека и окружающих его людей)

3. Анализ продуктов деятельности (рисунки, сочинения, поделки, выполнение заданий и т.п.)

1. Естественный эксперимент

2. Лабораторный (кабинетный) эксперимент

3. Формирующий (обучающий, развивающий, психолого – педагогический) эксперимент

4. Стандартизированная беседа

1. Анкетирование

2. Опрос

3. Интервьюирование

4. Тестирование

5. Социометрические методики

Достоинства

Недостатки

Достоинства

Недостатки

-Естественное поведение человека

-Наблюдаемый воспринимается как целостная личность

-Можно наблюдать человека во взаимодействии с другими людьми

-Минимальные материальные затраты

-Связь и слитность изучаемых фактов со многими явлениями социального, психического и физического порядка

-Исследователю нельзя вмешиваться, исправлять ошибки

-Невозможно повторить какой – либо факт

-Факты фиксируются в описательной форме

-Высокая доля субъективизма

-Исследователь сам создаёт необходимые условия

-Возможно повторение опытов

-Итоги представляются в простой и краткой форме

-Данные однотипны, субъктивность минимальна

-Нет естественности в условиях проведения

-Необходима специальная подготовка исследователя

-При использовании приборов сам исследователь отвлекается

-Результаты эксперимента охватывают малую часть психических явлений

3. МЕТОДЫ ОБРАБОТКИ ДАННЫХ

Количественные

Качественные

Статистика

Дифференциация материала по группам, вариантам, описание случаев

4. МЕТОДЫ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ДАННЫХ

Генетический

Структурный

Интерпретация собранного материала в характеристиках развития. Устанавливаются «вертикальные» связи между уровнями развития

Устанавливаются «горизонтальные» структурные связи между всеми изучаемыми характеристиками

Задание 3: Проведите анализ представленных ниже гипотез, сравните их. Определите, что в каждой гипотезе предполагает объект и предмет исследования.

ГИПОТЕЗА 1: Отвержение ребёнка со стороны родителей выступает фактором формирования агрессивных тенденций в его поведении.

ГИПОТЕЗА 2: Фактором формирования агрессивных тенденций в поведении ребёнка выступает отвержение со стороны родителей.

ГИПОТЕЗА 3: Агрессивность ребёнка является фактором, определяющим его отвержение в семье.

Принципы психолого-педагогического исследования.

1. Системный подход к изучаемым объектам. Объект – некая целостность, у которой выявляется её структура, состав и взаимосвязь элементов. Объект одновременно является и элементом другой, более общей системы во всех её взаимосвязях. Например, мышление как психический процесс является системой (виды, свойства, операции, связь с другими процессами), но одновременно входит в структуру психики в целом, в структуру интеллекта.

2. Формализация и операционализация эмпирических исследований.

  • Уточнение исследуемого объекта
  • Однозначность употребляемых понятий
  • Однозначность задаваемых правил сбора информации
  • Разработка планов эксперимента и организация его проведения.

3. Повышение достоверности и надёжности исследования. Достигается за счёт контроля за достоверностью собираемой информации, проведения пробных пилотажных) исследований, проверки конкретных методик на надёжность и достоверность.

4. Значимость математических методов (количественный и качественный анализ полученных данных, достаточное количество методик исследования и количество испытуемых в контрольной и экспериментальной группах).

Форма представлений результатов исследования.

Завершением любой научно – исследовательской работы является оформление её результатов. Условно виды представления результатов можно разделить на 4 подвида:

  1. текстовое изложение (текстовая информация): текст, устная речь;
  2. символическая информация: знаки, формулы, модели;
  3. графическая информация: схемы, графики, таблицы;
  4. предметно – образная информация (макеты, фильмы, фотографии, продукты деятельности (например, рисунки).

Текстовое изложение. Основной способ передачи информации, организованное по определённым правилам. Различают два вида текстов: на естественном (обыденном) и на научном языке. Любое представление результатов исследования является по своей сути текстом «смешанного» вида: в естественно – речевую структуру включены «куски», сформулированные на строго научном, понятийном языке. Научная терминология очень важна. Поскольку научный термин имеет однозначное предметное содержание, значение научного термина определяется его местом в системе терминов данной науки, теории или модели. В педагогике и психологии грань между научной и обыденной терминологией достаточно тонка, поэтому важно определиться с однозначностью терминологии.

Главное требование к тексту – последовательность и логичность изложения. По возможности не следует перегружать текст избыточной информацией, эмоциональными или неинформативными «кусками», отступлениями. Чтобы привлечь внимание, можно использовать метафоры, примеры к особо значимым для понимания сути звеньям рассуждений. В научном тексте, в отличие от литературной и повседневной речи, преобладают устойчивые структуры и обороты, делающие его похожим на «канцелярит», язык деловых бумаг. На таком языке мы в повседневной жизни не выражаем свои мысли. Но роль научных оборотов в исследовании чрезвычайно велика: внимание читателя не отвлекается на литературные изыски или неправильности изложения, а сосредоточивается на значимой информации: суждениях, умозаключениях, доказательствах, цифрах, формулах.

Текст состоит из высказываний, у каждого из которых имеется определённая логическая форма. Основные из них: 1).

Индуктивное – обобщающее некоторый эмпирический материал; 2).

Дедуктивное – логический вывод от общего к частному или описание алгоритма; 3).

Аналогия – нахождение общих черт и закономерностей явлений; 4).

Толкование или комментарий – «перевод», раскрытие содержания одного текста посредством создания другого.

Символическая (знаки, формулы, модели) и графическая информация (схемы, графики, таблицы)условно объединяются в группу геометрического описания результатов, поэтому рассмотрим их в единстве. Это традиционные способы кодирования информации, позволяющие представить её наглядно, позволяет дополнить и пояснить текст. У этих способов большая информационная ёмкость (график или таблица могут сообщить о результатах лучше, чем их вербальное описание).

Основные формы графического представления информации:

1. Теоретические модели, выполненные в геометрической форме (куб, пирамида, треугольник и др.).

(Вспомните, например, «треугольник» структуры личности С.Л. Рубинштейна, или «ступени» потребностей в гуманистической психологии.)

2. Диаграммы, гистограммы, таблицы и графики. На диаграмме обозначаются два изучаемых признака (диа – два).

Один (например, показатель выраженности свойства) – по оси абсцисс, другой (например, время формирования свойства, или показатель другого признака, но связанного с первым) – на оси ординат.

Гистограмма – это «столбчатая» диаграмма, позволяющая использовать размер и цвет столбцов для более наглядного представления полученных результатов. В настоящее время гистограммы используют достаточно часто. Если необходимо представить более наглядно соотношения между величинами, например, доли испытуемых с различными качественными особенностями, используют круговую гистограмму, где величина каждого сектора пропорциональна процентному соотношению встречаемости качества. Здесь тоже часто используется различный цвет.

График позволяет наглядно представить кривую распределения или роста качества, признака. На нём можно представить кривые экспериментальной и контрольной групп, кривые показателей качества до и после проведения специальной работы. Не стоит «загружать» один график множеством кривых (не больше четырёх) – теряется смысл графика, трудно вычленить главной – динамику изменения качества.

Таблицы — распространённый способ представления данных, имеют стандартный вид, например: по строкам – испытуемые, по столбцам – значение измеренных параметров. Вид таблиц может варьироваться в зависимости от задач, поставленных исследователем

Ко всем видам графического представления материала предъявляются требования:

  • Графический материал и текст должны взаимно дополнять друг друга.
  • Графический материал должен быть понятен «сам по себе» и включать все необходимые обозначения.
  • Каждый график, таблица и др. должен быть подписан (что это представлено) и иметь свой номер (Например, Табл. №1. Показатели развития …..в ЭГ).

Предметно – образная информация(макеты, фильмы, фотографии, продукты деятельности (например, рисунки) представляется только в случае необходимости, определяемом исследователем. Например, представляются самые значимые и интересные фотографии, самые оригинальные и информативные детские рисунки, наиболее часто встречаемый вариант заполнения анкеты и др. Это не значит, что надо прикладывать всё, что может представить исследователь: фотографии, анкеты, поделки, рисунки. Исследователю достаточно проанализировать материал экспериментальной работы, а информацию этого типа он может и не представлять.

Metodologia_SP — Стр 2

Вопросы к экзамену по курсу «Методология и методы психолого-педагогических исследований»

  1. Понятие о методе и методологии.
  2. Уровни методологии, их соотношение.
  3. Философские обоснования методологии науки.
  4. Общенаучный уровень методологии психологии.
  5. Конкретно – научные методологические принципы психологических исследований.
  6. Методы психологического исследования.
  7. Библиографические методы исследования, их отличительные признаки.
  8. Методы сбора эмпирических данных, их достоинства и недостатки.
  9. Этические принципы проведения исследований на человеке.
  10. Основные признаки научного экспериментального исследования.
  11. Принципы психологического исследования.
  12. Основные этапы научного экспериментального исследования.
  13. Методика организации и проведения психологических исследований.
  14. Особенности формулировки проблемы исследования.
  15. Виды гипотез, выдвигаемых в психологическом исследовании.
  16. Определение конкретных задач исследования.
  17. Подготовка и проведение экспериментального исследования.
  18. Логика доказательств в психологическом эксперименте.
  19. Основные виды экспериментальной работы. Понятие и назначение пилотажного и основного экспериментов.
  20. Специфика и правила формирующего эксперимента.
  21. Понятие зависимой и независимой переменной.
  22. Правила организации экспериментальной и контрольной групп.
  23. Специфика и возможности констатирующих исследований.
  24. Подбор и апробация психодиагностических методик.
  25. Определение времени, места и процедуры эксперимента.
  26. Выбор средств статистической обработки экспериментальных данных.
  27. Анализ и интерпретация результатов исследования.
  28. Форма представления результатов исследования.
  29. Выработка практических рекомендаций и составление программы их внедрения.
  30. Требования к оформлению экспериментального исследования.

Основная и дополнительная литература

  1. Аллахвердян А.Г. Мошкова Г.Ю. Юревич А.В. Ярошевский М.Г. Психология науки. Учебное пособие.-М.: Московский психолого-социальный институт. Издательство «Флинта», 1998.
  2. Брызгалова С.И. Введение в научно – педагогическое исследование. Учебное пособие. 3-е издание, исправленное и дополненное., Калининград: Издательство Калининградского государственного университета, 2003
  3. Василюк Ф. Е. Методологический анализ в психологии. М.: МГППУ; Смысл, 2003.—240 с.
  4. Волков Б.С., Волкова Н.В. Методы исследований в психологии. — М.: Педагогическое общество России, 2003.
  5. Годфруа Ж. Что такое психология. В 2-х т. – М., 1992.
  6. Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента. – М., 1982.-С. 49-93.
  7. Гриншпун И.Б. Введение в психологию. – М., 1994.- С.101-117.
  8. Дружинин В.Н. Структура и логика психологического исследования. – М., 1994.
  9. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология: Учебное пособие. – М., 1997 –С. 9-132. (переиздания 2002).
  10. Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого – педагогического исследования.-М., Академия, 2005.
  11. Лудченко А.А., Лудченко Я.А., Примак Т.А. Основы научных исследований: Учеб. пособие / Под ред. А.А. Лудченко. — 2-е изд., стер. — К.: О-во «Знания», КОО, 2001. — 113 с.
  12. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений /В.А.Сластёнин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н.Шиянов. – 3-е изд. – М.: Школа-Пресс, 2000, С. 72-170.
  13. Ломов Б.Ф. Методологические проблемы психологического исследования. – М., 1990. – С. 13-14.
  14. Немов Р.С. Психология. В 3-х томах. Кн. 3. – М.: Академия, 2004.